Земля в оперативном управлении кто платит налог

Учесть земельный участок

В редакцию пришел такой вопрос: учреждение получило земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации административного здания и свидетельство о государственной регистрации права. Участок относится к категории «земли населенных пунктов», его разрешенное использование – «для эксплуатации административного здания». Как в этом случае оформить передачу участка, нужно ли платить налоги? На вопрос мы попросили ответить экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ Д. Д. Хенкееву, В. В. Пименова.

В соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее — Инструкция) земельные участки, не относящиеся к имуществу казны, могут учитываться на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы». В пункте 28 Инструкции определены условия, при которых непроизведенные активы должны отражаться в учете. Рассмотрим их.

  1. Активы должны использоваться в деятельности учреждения. В рассматриваемой ситуации земельный участок соответствует этому условию.
  2. Права собственности на активы должны быть установлены и законодательно закреплены. В рассматриваемой ситуации это условие выполняется, что подтверждено документами, удостоверяющими регистрацию прав собственности, 1 постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также решением о передаче участка.
    Напомним, имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное им, принадлежит учреждению на праве оперативного управления (ст. 120, 296 ГК РФ). Наряду с этим предусмотрена отдельная норма о передаче земельных участков, находящихся в госсобственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Оно предоставляется учреждению на основании решения госоргана, уполномоченного предоставлять земельные участки в пользование (ст. 268 Гражданского кодекса). Передача земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям предусмотрена и статьей 20 Земельного кодекса. Значит, учреждение не является собственником активов, учитываемых на его балансе. Активы могут принадлежать учреждению лишь на праве оперативного управления (праве постоянного (бессрочного) пользования).
    Еще один момент. Земельные участки могут учитываться только по бюджетной деятельности на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы», а в отношении земли, относящейся к казне, на счете 0 108 04 000 «Непроизведенные активы в составе имущества казны». Следовательно, второе условие, установленное пунктом 28 Инструкции, предполагает документальное оформление права собственности на конкретный земельный участок соответствующим публично-правовым образованием, а не наличие права собственности на землю у балансодержателя участка (учреждения).
  3. Активы должны быть вовлечены в экономический (хозяйственный) оборот. По нашему мнению, понятие вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот должно рассматриваться в свете положений статьи 129 Гражданского кодекса. Она определяет оборотоспособность объектов гражданских прав, к которым относятся земля и другие природные ресурсы (ст. 128 ГК РФ). Под оборотом земельных участков понимают их отчуждение или переход от одного лица к другому.

Ограничения оборотоспособности земельных участков определены статьей 27 Земельного кодекса. Данной нормой установлено, что земли, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Вовлечением участков в хозяйственный оборот, по нашему мнению, является их:

  • приобретение;
  • безвозмездное получение от других бюджетов, государственных и муниципальных организаций других бюджетов, негосударственных организаций;
  • продажа;
  • передача другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.

Передача в постоянное (бессрочное) пользование в этот список не входит.

Заметим, Минфин России в рамках разъяснения положений утратившей силу Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, также указывал, что постановке на учет подлежат только те участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом имеется право распоряжения (письмо Минфина России от 26 мая 2006 г. № 02-14-10а/1406). А граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе ими распоряжаться (п. 4 ст. 20 Земельного кодекса).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации речь не идет о вовлечении участка в экономический (хозяйственный) оборот. Ведь его передача учреждению не связана с переходом права собственности на землю.

Проанализировав ситуацию, получаем: участок, полученный учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, не подлежит учету на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы». Следовательно, Инвентарная карточка учета основных средств (форма 0504031) по данному объекту не ведется.

Однако согласно пункту 263 Инструкции учреждения могут вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения управленческого учета. Поэтому не возбраняется учитывать участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование, на введенном дополнительном забалансовом счете. В режиме указанных счетов также нужно предусмотреть возможность учета участков, по которым отсутствует кадастровая стоимость.

Налогообложение

Налог на имущество.Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) не облагают налогом на имущество (п. 4 ст. 374 Налогового кодекса). Это относится и к имуществу, которое принадлежит на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Земельный налог. Плательщики земельного налога — организации и физические лица, обладающие участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Это относится к объектам, принадлежащим на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Не признают плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Основанием для взимания земельного налога является наличие у плательщика правоустанавливающих документов на землю (письмо Минфина России от 20 июля 2009 г. № 03-05-05-02/39).

Заметим, не являются объектом налогообложения:

  • участки, изъятые из оборота;
  • земли, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В письме Минэкономразвития России от 24 июля 2009 г. № Д23-2429 чиновники указали: участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов, в соответствии с градостроительными регламентами могут иметь вид разрешенного использования — для обеспечения обороны и безопасности и должны эксплуатироваться в соответствии с этим видом разрешенного использования. Вместе с тем участки, принадлежащие организациям, чьей профильной деятельностью не является выполнение работ по государственному оборонному заказу, могут быть признаны объектами налогообложения. Следует также заметить, что земельные участки, которые предоставлены федеральным государственным учреждениям здравоохранения — центрам гигиены и эпидемиологии — в постоянное (бессрочное) пользование и на которых они в соответствии со своим уставом осуществляют работы по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического контроля, являются ограниченными в обороте как предоставленные для обеспечения безопасности. Значит, они не являются объектом обложения земельным налогом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 20 июля 2009 г. № 03-05-05-02/39);
  • земельные участки из состава земель лесного фонда. Согласно статье 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относят лесные земли 2 и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса). Поэтому лесной участок, входящий в состав земель лесного фонда, не должен признаваться объектом обложения земельным налогом на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса, а организация, которой предоставлен лесной участок, не должна признаваться плательщиком земельного налога в отношении этого участка (письмо Минфина России от 1 марта 2010 г. № 03-05-05-02/10).
  • земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Внимание! С 1 марта 2010 года собственники недвижимости могут отправлять документы, необходимые для постановки недвижимости на кадастровый учет, в электронном виде. Порядок постановки на кадастровый учет по Интернету утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 28 декабря 2009 г. № 555. Необходимые для этого документы (к примеру, план земельного участка, технический план здания), подаваемые в электронном виде, нужно заверить электронной цифровой подписью. Заявление и необходимые для кадастрового учета документы в Росреестр можно подавать либо через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» либо через официальный сайт Росреестра, либо по e-mail в орган кадастрового учета, либо посредством отправки с использованием веб-сервисов по той же форме, что и обычное бумажное заявление.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Д. Д. Хенкеев, В. В. Пименов.

Статья опубликована в журнале
«Бюджетный учет» № 5 май 2010

1 Права собственности на землю, а также права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

2 Земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Основной задачей военных организаций является вооруженная защита государства. При этом военные организации, как и любые другие организации, осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, владеют различным имуществом, уплачивают налоги. Имеются ли какие-либо особенности в налогообложении военных организаций?

1. Правовой статус военных организаций

Общие положения. Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (далее — Закон об обороне) предусмотрено, что Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Закона об обороне «Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации».

Имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, как следует из п. 12 ст. 1 Закона об обороне, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения и оперативного управления (постановление ФАС Поволжского округа от 15 марта 2007 г. по делу NА72-4668/2006).

Вооруженные Силы РФ входят в состав сил обеспечения безопасности. Это предусмотрено ст. 12 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности».

Военные организации вправе осуществлять деятельность, связанную с извлечением доходов, и получать средства от продажи произведенной продукции (работ, услуг) сторонним организациям. В этой части деятельность военной организации является предпринимательской и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 декабря 2003 г. N А05-5451/03-259/20).

Налоговый статус военных организаций. Как показывает практика, арбитражные суды обычно признают военные организации налогоплательщиками. При рассмотрении одного из споров суд отметил, что войсковая часть является налогоплательщиком (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 января 2002 г. NА78-3499/01-С2-9/111-Ф02-3433/01-С1). В другом случае арбитражный суд также сделал вывод о том, что войсковая часть является налогоплательщиком, поскольку согласно ст. 11 Закона об обороне войсковая часть — структурное подразделение Министерства обороны РФ, являющееся юридическим лицом (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 мая 2002 г. NА78-4240/01-С2-2/189-Ф02-1191/02-С1). ФАС Северо-Западного округа, сославшись на ст. 19 НК РФ, также признал войсковую часть плательщиком налогов и сборов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 января 2005 г. N А42-3986/04-23).

Между тем существует и другой подход к решению данного вопроса, согласно которому войсковая часть не является юридическим лицом. Так, ФАС Дальневосточного округа установил, что в соответствии с требованиями НК РФ с 1 января 1999 г. структурные подразделения, филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Суд указал, что войсковая часть, являясь структурным подразделением регионального пограничного управления ФСБ РФ, не может быть привлечена к ответственности. Этот вывод следует из положений ст. 107 НК РФ, определяющей ответственность за совершение налоговых правонарушений только в отношении организаций и физических лиц (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 июня 2004 г. N Ф03-А24/04-2/880). ФАС Северо-Западного округа отметил, что войсковая часть не имеет статуса юридического лица и, следовательно, не является налогоплательщиком. Поэтому суд признал незаконным направление налоговой инспекцией в адрес войсковой части требований об уплате налога, пеней и налоговых санкций (постановление от 15 марта 2005 г. N А42-1370/04-20).

В силу подп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ войсковая часть обязана вести в установленном порядке учет своих доходов и расходов, объектов налогообложения, на что указано в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 7 июля 2006 г. по делу NА21-6035/04-С1.

2. Отдельные нюансы исчисления и уплаты НДС военными организациями

Военные организации — плательщики НДС. Военные организации признаются плательщиками НДС. В частности, по одному из налоговых споров суд отметил, что в силу ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются организации. Следовательно, войсковая часть как юридическое лицо также является налогоплательщиком. При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам), оплаченные организацией за счет поступивших из бюджета денежных средств, подлежат вычету в общеустановленном порядке в соответствии со ст. 171—173 НК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 июля 2005 г. N А56-43407/2004).

Жилищное строительство для военнослужащих не подлежит обложению НДС. В соответствии с подп. 16 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) выполнение на территории Российской Федерации работ в рамках реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих, в том числе работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры; работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Смотрите так же:  Приказ структура текста

Указанные операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при условии финансирования этих работ исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и (или) правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления.

Арбитражные суды подчеркивают, что подобная льгота возможна лишь при условии финансирования этих работ за счет займов и кредитов, предоставленных международными организациями и физическими лицами (постановление ФАС Поволжского округа от 15 апреля 2004 г. по делу N А57-10574/03-16).

3. Особенности уплаты налога на прибыль

Военные организации признаются плательщиками налога на прибыль. Например, ФАС Восточно-Сибирского округа обосновал такое решение в отношении войсковой части нормой ст. 246 НК (постановление от 6 февраля 2004 г. N А78-3632/03-С2-24/274-Ф02-92/04-С1).

В главе 25 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль военных организаций.

Согласно подп. 35 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы от инвестирования накоплений, предназначенных для распределения по именным накопительным счетам участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

В соответствии с п. 22 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся предусмотренные законодательством Российской Федерации начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

4. Льгота по налогу на имущество

Общие положения. В соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В целях применения ст. 374 НК РФ имуществом, принадлежащим федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только имущество, непосредственно закрепленное за органом власти, но и имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка. Данные выводы сделаны в постановлении Президиума ВАС РФ от 21 ноября 2006 г. N7290/06 по делу NА73-7840/2005-16 и постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2007 г. по делу NА42-4482/2006.

Иногда на практике возникают споры, связанные с применением рассматриваемой налоговой льготы. Например, суд установил, что в списки личного состава Федерального государственного унитарного предприятия Министерства обороны РФ включены военнослужащие, предусмотренные штатным расписанием и направленные на предприятие приказами Главнокомандующего Военно-Морским Флотом РФ для прохождения военной службы. Имущество предприятия находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения. Следовательно, предприятие обоснованно применило льготу по налогу на имущество, установленную подп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 февраля 2007 г. по делу NА42-2151/2006).

Схожий подход к решению рассматриваемого вопроса прослеживается и в постановлении ФАС Поволжского округа от 3 августа 2006 г. по делу N А55-34620/05, в котором суд признал правомерным применение льготы предприятием военного строительства.

В другом случае арбитражный суд также сделал вывод о том, что имущество, принадлежащее военному комиссариату, не признается объектом обложения налогом на имущество (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 октября 2007 г. по делу N А39-922/2007).

Анализируемая налоговая льгота распространяется и на квартирно-эксплуатационные части Министерства обороны РФ. Это подтверждается постановлением ФАС Московского округа от 8 февраля 2007 г. N КА-А41/13792-06 по делу N А41-К2-9850/06.

Значение юридического статуса военной организации. Как показывает анализ судебных постановлений, наличие статуса юридического лица не является основанием для признания военной организации, например, военного комиссариата, плательщиком налога на имущество, закрепленного за ним на праве оперативного управления (постановление ФАС Поволжского округа от 1 марта 2007 г. по делу N А49-5180/2006).

При рассмотрении другого спора суд также указал, что статус юридического лица, принадлежащий военной организации, не дает основания для признания ее плательщиком налога на имущество (постановление ФАС Московского округа от 17 февраля 2006 г. N КА-А41/536-06 по делу N А41-К2-13689/05).

Льгота распространяется лишь на имущество, используемое для нужд обороны. Рассматриваемая льгота действует только в отношении объектов, используемых для нужд обеспечения безопасности и обороны. В частности, арбитражный суд сделал вывод о правомерном применении войсковой частью льготы по налогу на имущество в отношении федерального имущества, используемого для нужд обороны (постановление ФАС Московского округа от 21 июля 2006 г. N КА-А41/6490-06 по делу N А41-К2-1395/06). Аналогичные выводы сделаны в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28 февраля 2007 г. по делу N А42-5729/2006 и постановлении ФАС Поволжского округа от 1 августа 2006 г. по делу N А65-39755/ 2005-СА2-22.

ФАС Волго-Вятского округа установил, что военный комиссариат входит в систему федеральных государственных органов исполнительной власти и выполняет функции в области обороны, а его имущество находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления, используется им для нужд обеспечения безопасности и обороны (постановление от 15 октября 2007 г. по делу N А39-1140/2007).

В ходе проверки квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) налоговая инспекция сделала вывод о неправомерном неучете в качестве объекта обложения налогом на имущество имущества, сдаваемого в аренду, т. е. используемого для извлечения дохода. Однако инспекция не смогла доказать в суде факт сдачи КЭЧ в аренду имущества. Поэтому суд посчитал, что у налогового органа не было оснований для доначисления КЭЧ налога на имущество (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу N А56-52299/2005).

В другом случае суд выявил, что часть имущества военной организации на основании заключаемых договоров аренды недвижимого имущества сдается в аренду под розничную торговлю продовольственными и промышленными товарами, парикмахерскую, офис и т. д. Поскольку данное имущество не использовалось для нужд обороны и обеспечения безопасности, суд заключил, что оно подлежит налогообложению в общем порядке (постановление ФАС Поволжского округа от 29 июня 2006 г. по делу N А72-12906/05-14/281).

Между тем в ряде случаев арбитражные суды разрешают военным организациям применять налоговую льготу несмотря на то, что их имущество используется и в мирных целях. В частности, суд установил, что принадлежащее управлению торговли ВВС и ПВО на праве оперативного управления имущество используется не только для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка, однако обслуживание в парикмахерских и столовых предприятия не только военных, но и иных лиц не может служить основанием для лишения налогоплательщика права на исключение спорного имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество. Данная позиция приведена в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 4 октября 2007 г. по делу N А82-162/2007-28.

Военная организация не обязана сдавать декларацию. Практика показывает, что у военной организации отсутствует обязанность представлять в инспекцию налоговую декларацию в отношении имущества, не являющегося объектом обложения налогом на имущество (постановления ФАС Московского округа от 1 февраля 2007 г. NКА-А41/3-07 по делу N А41-К2-10415/06, ФАС Северо-Западного округа от 21 марта 2007 г. по делу N А42-3289/ 2006).

5. Налоговая льгота по транспортному налогу

Общие положения. Согласно подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

В целях применения приведенной нормы транспортными средствами, принадлежащими федеральному органу исполнительной власти на праве оперативного управления, следует считать не только транспортные средства, непосредственно закрепленные за федеральным органом исполнительной власти, но и имущество, находящееся в оперативном управлении юридических лиц, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемая организацией для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Этот вывод сделан в постановлении ФАС Московского округа от 19 апреля 2007 г. N КА-А41/2775-07 по делу N А41-К2-24550/06. Аналогичный подход отражен в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24 апреля 2007 г. по делу NА42-2528/2006.

Следует отметить, что применение данной нормы не ставится в зависимость от соблюдения порядка регистрации транспортных средств в военной транспортной инспекции или от того, что организация осуществляет помимо специальной деятельности работы гражданского характера. На это обращено внимание в постановлении ФАС Поволжского округа от 4 октября 2007 г. по делу N 49-6779/2006-319А/17.

Анализируемая льгота распространяется и на военные лечебные учреждения (постановление ФАС Московского округа от 22 июня 2007 г. N КА-А41/5333-07 по делу N А41-К2-19884/05).

Значение статуса военной организации. Для применения рассматриваемой льготы не имеет значения, является ли воинская часть юридическим лицом и занимается ли она какой-либо коммерческой деятельностью. Это следует из постановления ФАС Московского округа от 21 сентября 2006 г. N КА-А40/8976-06 по делу N А40-73830/05-90-608.

Наличие у квартирно-эксплуатационной части статуса юридического лица не является основанием для признания ее плательщиком транспортного налога (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 мая 2007 г. по делу N А42-2619/2006).

Транспортные средства должны использоваться для нужд обороны. При рассмотрении налоговых споров арбитражные суды обращают внимание на то, в каких целях используются транспортные средства военных организаций. Так, по результатам выездной налоговой проверки войсковой части налоговая инспекция вынесла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. Между тем налоговый орган не представил в судебное заседание доказательств того, что войсковая часть владеет транспортными средствами и иным имуществом, не используемым для целей обороны. Суд признал, что не имеется оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, а войсковая часть правомерно воспользовалась льготой по налогу на владельцев транспортных средств (постановление ФАС Московского округа от 6—12 октября 2006 г. N КА-А41/9555-06 по делу NА41-К2-1088/06).

Наличие сотрудников, работающих по трудовым договорам, не исключает применения льготы. Транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления учреждению, входящему в состав федеральных органов исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная служба, не являются объектом обложения транспортным налогом в соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ.

При этом суды отклоняют доводы проверяющих о неправомерном применении учреждением льготы в связи с тем, что его работниками являются лица, принятые по трудовым договорам. Наличие в штате учреждения работников, осуществляющих свою функцию на основании трудовых договоров, не означает, что учреждение не является организацией, в которой не предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 июля 2007 г. по делу NА05-415/2007).

За непредставление деклараций наказывать нельзя. Поскольку военные организации не являются плательщиками транспортного налога, у них отсутствует обязанность представлять декларации по этому налогу. А раз так, то наказывать военные организации по ст.119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по транспортному налогу неправомерно (постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 мая 2007 г. по делу N А56-18942/2006).

ФАС Волго-Вятского округа пришел к выводу о том, что транспортные средства, принадлежащие военному предприятию, не являются объектом обложения транспортным налогом, в связи с чем отказал инспекции в удовлетворении требований в части привлечения предприятия к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 сентября 2007 г. по делу N А82-16958/2006-14).

6. Льготы по земельному и водному налогам

Льгота по земельному налогу. Подпунктом 3 п. 2 ст. 389 НК РФ предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Так, суд установил, что учреждение входит в систему органов внутренних дел, поскольку создано для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска, а именно осуществляет одну из функций МВД России. При таких обстоятельствах суд признал обоснованным применение учреждением льготы по земельному налогу, установленной подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 февраля 2008 г. по делу N А66-7083/2007).

Льгота по водному налогу. Согласно подп. 12 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом налогообложения «особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства».

ФАС Московского округа отметил, что в соответствии с выпиской из реестра федерального имущества артскважины как объекты недвижимости значатся в реестре федерального имущества за войсковой частью. В связи с этим суд пришел к выводу о правомерном применении данной нормы права.

Смотрите так же:  Мчс приказ 70 от 16.02.2012

Наличие у войсковой части статуса самостоятельного юридического лица, а также наличие или отсутствие у нее лицензии на водопользование не меняет характера пользования водными объектами для обеспечения нужд обороны. Данные выводы сделаны в постановлении ФАС Московского округа от 16 января 2008 г. N КА-А41/12340-07 по делу N А41-К2-23229/06.

7. Налоговые проверки военных организаций

Налоговым органам предоставлено право осуществлять налоговый контроль в отношении любых налогоплательщиков. Вместе с тем проведение налоговых проверок военных организаций имеет свои особенности. Прежде всего, проверяющие обязаны учитывать наличие у военной организации сведений, не подлежащих разглашению.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне». Согласно данной статье государственную тайну составляют сведения в военной области:

  • о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
  • о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.

При рассмотрении одного из споров суд указал, что довод проверяющих об отсутствии адресов воинских частей в счетах-фактурах не является основанием для отказа в возмещении НДС, поскольку сведения о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре и численности войск составляют государственную тайну. При этом суд отметил, что в счетах-фактурах указаны номера воинских частей, что позволяет при необходимости проверить факт получения ими приобретенного налогоплательщиком товара и место доставки (постановление ФАС Московского округа от 30 декабря 2005 г. NКА-А40/12954-05).

Арбитражные суды указывают на то, что у военных организаций отсутствует обязанность представлять в налоговые органы секретную информацию, например, сведения о выплате денежного содержания военнослужащим, раскрывающие штатную численность войсковой части (постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 января 2004 г. N Ф03-А73/03-2/3390).

В другом случае суд отметил, что поскольку воинская часть относится к внутренним войскам МВД РФ, а сведения о доходах, выплаченных военнослужащим, содержат информацию о численности войск, такие данные не могут быть переданы налоговому органу без санкции вышестоящего командования (постановление ФАС Уральского округа от 21 декабря 2006 г. N Ф09-11234/06-С2 по делу NА60-11058/06).

По мнению судей, сведения о доходах военнослужащих, проходящих военную службу, составляют государственную тайну, поскольку раскрывают количественный состав и организационную структуру войск. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения. Данные выводы сделаны в постановлениях ФАС Уральского округа от 30 сентября 2003 г. N Ф09-3157/03-АК и ФАС Центрального округа от 24 апреля 2003 г. N А14-8435-02/254/26.

Между тем в ряде случаев региональные управления налоговой службы обладают правом получать сведения, составляющие государственную тайну, и имеют соответствующие лицензии ФСБ России. По мнению судей, военные организации обязаны представлять в такие налоговые органы информацию о доходах, выплаченных военнослужащим (постановление ФАС Центрального округа от 15 июня 2004 г. N А14-9099-03/249/33).

Журнал «Законодательство» N 6/2008, О.А. Мясников, кандидат юрид. наук

Вопрос о преимущественном праве покупки земельного участка

Добрый день. Интересует вопрос про преимущественное право покупки земельного участка.

У меня в собственности магазин, который я арендовал у РайПО с 2000 по 2008 гг.. а в 2008г. выкупил. На землю нету НИКАКИХ документов, на сколько я понимаю она в муниципальной собственности. Теперь я хочу оформить эту землю, но возникли ряд вопросов, Пожалуйста помогите разобраться.

Вопрос 1: Что для меня лучше выкупить или арендовать?

Вопрос 2: Действуют ли для меня какие не будь льготы по выкупу земли, как для собственника здания находящегося на ней.

Вопрос 3: Будет ли дешевле выкупать если я сначала арендую а потом выкуплю, т.е. существует ли какая не будь скидка если земля в аренде?

Вопрос 4: Какая будет цена на эту землю при выкупе, мне в администрации сказали что кад. стоимость 1 кв.м. в этом нас. пункте 228 руб. для коммерческих и 90 руб. для ИЖС (Общая площадь земли 700 кв.м.)?

Вопрос 5: Площадь магазина 330кв.м. а общая площадь земли с прилегающей территорией 700кв.м. могу ли я выкупить всю землю вместе или нужно будет отдельно землю под магазином и отдельно прилегающую территорию покупать?

13 Августа 2013, 11:06 Алихан, п. Бреды

Ответы юристов (17)

Добрый день, Алихан.

Вопрос 1: Что для меня лучше выкупить или арендовать?

А это зависит от того, хотите ли вы быть собственником земли или лишь её арендатором, а так же от наличия денежных средств. Если деньги позволяют, то лучше выкупить.

Вопрос 2: Действуют ли для меня какие не будь льготы по выкупу земли, как для собственника здания находящегося на ней.

Земля которая занимается непосредственно зданием уже ваша. А в отношении прилегающей земли никаких льгот у вас нет.

ч. 1. ст. 552 ГК РФ. По договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

Вопрос 3: Будет ли дешевле выкупать если я сначала арендую а потом выкуплю, т.е. существует ли какая не будь скидка если земля в аренде?

Нет, такой скидки не существует. Дешевле земля от того что
вы сначала арендуете не станет. Кроме того арендные платежи которые вы заплатите за время аренды существенно повысят ваши затраты на эту землю.

Вопрос 4: Какая будет цена на эту землю при выкупе, мне в администрации сказали что кад. стоимость 1 кв.м. в этом нас. пункте 228 руб. для коммерческих и 90 руб. для ИЖС (Общая площадь земли 700 кв.м.)?

Для вас 228 руб. за квадрат, однако если приобретать будете
как физическое лицо, для строительства жилого дома, тогда 90 руб. за квадрат.

Вопрос 5: Площадь магазина 330кв.м. а общая площадь земли с прилегающей территорией 700кв.м. могу ли я выкупить всю землю вместе или нужно будет отдельно землю под магазином и отдельно прилегающую территорию покупать?

Земля под магазином уже ваша.

Есть вопрос к юристу?

В силу ст.36 ЗК РФ

1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном
пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания,
строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, приобретают права на
эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Более того, недавно ВАС РФ разъяснил, что в момент регистрации права на строение происходит возникновение права на землю под строением, поэтому лучше всего Вам приобрести в собственность земельный участок.

Льгот у Вас нет никаких кроме преимущественного права выкупа земельного участка

По договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости
покупателю одновременно с передачей права собственности на такую
недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой
недвижимостью и необходимый для ее использования.

Выкупать при этом необходимо будет весь участок, поставленный на учет, поэтому приобретайте 700 кв.м. и определяйтесь по цене.

Уточнение клиента

Так при выкупе мне придется платить за все 700кв.м. или 700-330=370кв.м.

13 Августа 2013, 13:45

Что для меня лучше выкупить или арендовать?

Лучше конечно выкупить, поскольку, при этом Вы будете являться собственником земельного участка. Правда при этом, Вам нужно будет платить налог на землю. В случае, если вы будете арендовать, Вам нужно будет платить арендную плату.

Действуют ли для меня какие не будь льготы по выкупу земли, как для собственника здания находящегося на ней.

В силу п. 1 ст. 552 ГК РФ, по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

Согласно п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.01.2013) «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»:

По смыслу статей 552 ГК РФ, 35 ЗК РФ и статьи 25.5 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, к покупателю этой недвижимости с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее переходит то право на земельный участок, которое принадлежало продавцу недвижимости, а также связанные с этим правом обязанности при наличии таковых (перемена лица в договоре аренды).
Переход такого права при отчуждении одного или нескольких объектов недвижимости из принадлежащего продавцу множества таких объектов означает возникновение множественности лиц в правоотношении, которым связан продавец таких объектов с собственником земельного участка.
В частности лица, приобретшие в собственность помещения во вновь возведенных нежилых зданиях, с момента государственной регистрации перехода права собственности на помещения приобретают право на земельный участок, которое принадлежало продавцу помещений в здании.

У Вас есть преимущественное право выкупа земельного участка. Кроме того, у Вас есть исключительное право аренды.

Будет ли дешевле выкупать если я сначала арендую а потом выкуплю, т.е. существует ли какая не будь скидка если земля в аренде?

Выкуп земельного участка не зависит от того, были ли Вы арендатором или нет. Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ:

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»:

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами.
Поскольку данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением, при рассмотрении споров, связанных с осуществлением этого исключительного права, следует исходить из того, что установленный пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) запрет юридическим лицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, покупать государственное и муниципальное имущество не применяется при приватизации указанными юридическими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости.

Какая будет цена на эту землю при выкупе, мне в администрации сказали что кад. стоимость 1 кв.м. в этом нас. пункте 228 руб. для коммерческих и 90 руб. для ИЖС (Общая площадь земли 700 кв.м.)?

У Вас, поскольку на земельном участке находится магазин — для коммерческих целей, следовательно 228 руб.

Площадь магазина 330кв.м. а общая площадь земли с прилегающей территорией 700кв.м. могу ли я выкупить всю землю вместе или нужно будет отдельно землю под магазином и отдельно прилегающую территорию
покупать?

Выкупать придется весь земельный участок, который стоит на кадастровом учете. Отдельно земля под магазином не выкупается.

Вопрос 3: Будет ли дешевле выкупать если я сначала арендую а потом выкуплю, т.е. существует ли какая не будь скидка если земля в аренде?

Следует учесть, что согласно п.7 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»

Если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимостипосле введения в действие ЗК РФ, то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает право выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.

Таким образом если вы заключите договор аренды на землю, то будет считаться что вы реализовали свое исключительное право на приватизацию. Далее если вы захотите выкупить землю — это будет происходить на общих основаниях на торгах по правилам ст. 38 ЗК РФ.

Так при выкупе мне придется платить за все 700кв.м. или 700-330=370кв.м.

Вы будите платить за 370 кв.м. т.к. в силу постановления от 21.05.13 № 16448/12 ВАС РФ 330 м уже Ваши

хочу еще дополнить, что » скидка» у Вас была до 1 июля 2012 г по ФЗ » О введение в действие Земельного Кодекса РФ», согласно ст 2 названного закона, до 1.07.2012 г осуществляется продажа земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися собствениками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если указанные здания были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. При приобретении таких земельных участков цена устанавливается в пределах 2,5 % кадастровой стоимости.

Смотрите так же:  Апо 2 росгосстрах осаго

т.о. если Вы являетесь ИП и приобрели магазин у органа местного самоуправления, то могли приобрести ЗУ по сниженной стоимости.

в настоящее время в соответствии с правилами ст 36 Земельного Кодекса РФ, Вы вправе приобрести земельный участок по кадастровой стоимости. Выкупать необходимо весь земельный участок площадью 700 кв.м.

Уточнение клиента

и платить за 700 кв.м.?

13 Августа 2013, 15:35

Так при выкупе мне придется платить за все 700кв.м. или 700-330=370кв.м.

А зачем вы будете платить за 330 кв. м., которые вам уже принадлежат? В расчет выкупной цены должны ложиться только 370 квадратов.

Алихан, земля под магазином уже принадлежит Вам.

Уточнение клиента

Дело в том что никаких документов на эту землю как у меня так и у прежнего собственника нету. И с связи военными действиями в чеченской республике нигде не сохранился архив. И а администрации муниципалитета мне говорят что я должен заплатить за весь участок т.е. за все 700кв.м. Пожалуйста дайте ссылку на какой ни будь нормативный акт.

13 Августа 2013, 15:50

Право собственности на 330 квадратов подтвердят документы подтверждающие право собственности на само строение и договор купли-продажи строения. А ссылки на НПА были уже предоставлены, это и ст. 552 ГК РФ и ст. 36 ЗК РФ и д.р.

Требования администрации о необходимости уплаты за 700 квадратов неправомерны на основании этих статей.

С чего вы взяли что земельный участок уже принадлежитна праве собственности?

Как я понял магазин принадлежал, какому то потребительскому обществу, и куплен у него, а не приватизирован из муниципальной собственности, РайПо в свое время землю не приватизировало, регистрации права собственности на участок у Райпо нет.

Согласно, п.1 ст. 35 ЗК РФ

При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Т.е. права собственности у нового владельца магазина на землю не возникло, т.к. его не было у прежнего собственника (для райпо участок был чужим, в муниципальной собственности). В этом случае, должны применяться нормы ст. 36.

Согласно, абзацу второму пункта 1 статьи 36 ЗК РФ Ему как собственнику магазина принадлежит исключительное право на приватизацию данного участка или право на его аренду.

Нигде речь не идет о безвозмездной передачи — под исключительностью понимается, что в случае, если он не реализовал данное право, никто другой, кроме него, землю под ней не может выкупить или взять в аренду.

Та же ст. 36 устанавливает порядок и условия такого выкупа для собственника здания.

Уточнение клиента

и соответственно при выкупе мне придется заплатить за все 700 кв.м. ТАК?

13 Августа 2013, 16:19

и соответственно при выкупе мне придется заплатить за все 700 кв.м. ТАК?

Да нет же, мы уже привели Вам нормы права в силу которых платить за землю пот домом Вы не обязаны.

Уточнение клиента

а как вы считаете Цыбизов Александр?

13 Августа 2013, 16:25

Право собственности на 330 кв.м. земельного участка никак не может быть подтверждено документами о праве собственности на строение и договором купли-продажи строения. если предметом договора являлось только строение, то право собственности на земельный участок по договору не передавалось.

в силу ст 36 ЗК РФ граждане и юр лица, имеющие в собственности здания, сооружения, расположенные на земельных участках, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с кодексом.

если ЗУ площадью 700 кв.м. сформирован и поставлен на кадастровый учет, то и выкупать его необходимо полностью. Ни в одном нормативном акте не указывается о вычитании из площади всего ЗУ той части, которая занята строением.

В соответствии со ст 36. если зем участок не поставлен на кадастровый учет, тогда орган местного самоуправления обеспечивает изготовление кадастрового плана и утверждение его границ.

границы ЗУ определяются с учетом фактического использования. Если ЗУ не поставлен на кадастровый учет, то можете просить предоставить Вам участок меньшей площади, к примеру, не 700 кв.м., а 500 кв.м.

Уточнение клиента

13 Августа 2013, 16:47

а как вы считаете Цыбизов Александр?

Полностью разделяю мнение коллеги Трифоновой Юлии.

Говорить об отчуждении земли в вашу собственность одновременно со зданием можно было бы в двух случаях:

1. Если бы Райпо, у которого вы купили здание было собственником земли. Судя по тому, что вы взяли его сначала в аренду до введения земельного кодекса, Райпо приватизировало его также до введения ЗК. Дело в том ЗК действительно предусматривает одновременное отчуждение земли при приватизации здания, но эти правила не имеют обратной силы, и не могут быть применены к отношениям возникшим до введения закона.

2. Если бы Райпо никогда не было собственником здания а вы в 2008 г покупали здание у муниципалитета, соответственно приватизация здания и земли происходила во время действия ЗК РФ

Между тем такие выводы судов апелляционной и кассационной инстанций не соответствуют положениям пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса, пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса, предусматривающих переход к покупателю объекта недвижимости правапользования соответствующим земельным участком на тех же условиях ив том же объеме, что и у прежнего собственника этого объектанедвижимости.При этом пункт 13 постановления № 11, в котором содержитсятолкование названных норм права и указание о том, что покупательнедвижимости вправе требовать при ее приобретении оформлениясоответствующих прав на земельный участок с момента государственнойрегистрации перехода права собственности на нее, не предусматривает вкачестве условия для реализации этого права государственнуюрегистрацию прав на земельный участок за продавцом недвижимости.Применяя положения статьи 131 Гражданского кодекса обобязательности государственной регистрации права собственности идругих вещных прав, являющейся единственным доказательством ихсуществования, суды апелляционной и кассационной инстанций не учли, что пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса (в редакции, действующей вспорный период) содержал положение о том, что права на имущество,8подлежащие государственной регистрации, по общему правилу возникаютс момента регистрации соответствующих прав на него, если только иное неустановлено законом.Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 8.1Гражданского кодекса, введенной в действие Федеральным законом от 30.12.2012 № 302-ФЗ, согласно которому права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются ипрекращаются с момента внесения соответствующей записи вгосударственный реестр, если иное не установлено законом.В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РоссийскойФедерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих всудебной практике при разрешении споров, связанных с защитой правасобственности и других вещных прав» (далее – постановление № 10/22)приведены случаи иного момента возникновения права: при приобретенииправа собственности на недвижимое имущество в случае полной выплатыпая членом потребительского кооператива, в порядке наследования иреорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 и пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса).Однако этот перечень не является исчерпывающим, указание обином моменте возникновения прав в соответствии с пунктом 2 статьи 8 (вредакции, действующей в спорный период) и пунктом 2 статьи 8.1Гражданского кодекса должно быть указано в самом законе.Поскольку пункт 3 статьи 552 Гражданского кодекса, пункт 1 статьи 35 Земельного кодекса содержат положения о переходе к покупателю недвижимости права пользования земельным участком, на котором она расположена, моментом возникновения этого права является дата государственной регистрации права собственности на приобретенный объект за покупателем. Отсутствие государственной регистрации права пользования земельным участком у прежнего собственника не может служить препятствием для его перехода к покупателю.Кроме того, суды апелляционной и кассационной инстанций не учли, что ООО «Промсельстрой» и общество являются коммерческимиорганизациями, которые в силу статьи 20 Земельного кодекса не могутобладать правом постоянного бессрочного пользования земельнымучастком и, соответственно, обратиться за его государственнойрегистрацией.Пунктом 13 постановления № 11 предусмотрено, что еслинедвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцуна праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласностатье 20 Земельного кодекса земельный участок на таком правепредоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло правопостоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи сприобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1статьи 271 Гражданского кодекса), может оформить свое право наземельный участок путем заключения договора аренды или приобрести егов собственность в порядке, установленном пунктом 2 статьи 3 Закона овведении в действие Земельного кодекса.Поскольку ООО «Промсельстрой» не воспользовалось своим правомна заключение договора аренды или приобретение земельного участка всобственность, это право в связи с продажей недвижимости обществуперешло к последнему. Общество в целях реализации названного праваобратилось в администрацию с заявлением о приобретении спорногоземельного участка, на котором расположено приобретенное им здание всобственность.Сформированная пунктом 13 постановления № 11 правовая позицияо праве покупателя недвижимости требовать оформлениясоответствующих прав на земельный участок с момента государственнойрегистрации перехода права собственности на нее, а также правовая10позиция, изложенная в постановлениях Президиума ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 № 8985/08, от 01.03.2011 № 14880/10 о праве собственника объекта незавершенногостроительства на выкуп земельного участка под таким объектом в случаях, прямо указанных в законе, сохраняют свое значение, несмотря на принятиевпоследствии постановления № 10/22, а также внесение Федеральнымзаконом от 30.12.2012 № 302-ФЗ изменений в Гражданский кодекс.

Следовательно, право постоянного (бессрочного) пользованияземельным участком у покупателя объекта недвижимости, расположенногона этом участке, возникает с момента государственной регистрации правасобственности на недвижимость, при этом отсутствие государственнойрегистрации права пользования участком за продавцом, владевшим им какдо вступления в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним» (ранее возникшее право), так и в периоддействия данного Закона, не может быть препятствием для перехода этогоправа к покупателю недвижимости

О том и речь, что у покупателя не возникло право собственности на данный участок только по тому что он купил здание, к нему перешли право в объеме которые принадлежали продавцу.

Однако, при этом надо учесть, что согласно п. 4 указанной статьи.

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

От этого нужно и отталкиваться — что хочет клиент, получить право собственности или просто продолжать пользоваться земельным участком.

Если право собственности и право дальнейшего распоряжения землей, то это выкуп (при этом если в собственность нужно получить весь участок то за весь и нужно платить).

В соответствии со статьей 36 ЗК РФ Вы имеете право на приобретение права собственности на ЗУ, расположенный под объектом, принадлежащим Вам на праве собственности на основании договора КП с администрацией, если тому нет иных препятствий.

Вопрос 1: Что для меня лучше выкупить или арендовать?

ВЫКУПИТЬ: СОБСТВЕННОСТЬЮ ВСЕГДА ПРОЩЕ РАСПОРЯДИТЬСЯ, ПЛЮС НАЛОГ МЕНЬШЕ ЧЕМ АРЕНДА.

Вопрос 2: Действуют ли для меня какие не будь льготы по выкупу земли, как для собственника здания находящегося на ней.

ВЫ ОБЛАДАЕТЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ ВЫКУПА ДАННОГО УЧАСТКА.

Вопрос 3: Будет ли дешевле выкупать если я сначала арендую а потом выкуплю, т.е. существует ли какая не будь скидка если земля в аренде?

ПУНКТ 1.1 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 36 ЗК РФ: ЦЕНА ВЫКУПА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ВАШЕМ СЛУЧАЕ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ЗАПРОСИТЕ В АДМИНИСТРАЦИИ ОМСУ ВТОРОГО УРОВНЯ (РАЙОНА, ОКРУГА) — СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ. ИЗ НЕГО, КРОМЕ ВСЕГО ПРОЧЕГО, СТАНЕТ ВИДНО, ЗАВИСИТ ЛИ ЦЕНА ОТ ОБРЕМЕНЕНИЯ АРЕНДОЙ В ПОЛЬЗУ ИНОГО ЛИЦА.

Вопрос 4: Какая будет цена на эту землю при выкупе, мне в администрации сказали что кад. стоимость 1 кв.м. в этом нас. пункте 228 руб. для коммерческих и 90 руб. для ИЖС (Общая площадь земли 700 кв.м.)?

ПРОВЕРЬТЕ ЭТИ ЦИФРЫ С РЕШЕНИЕМ КАК УКАЗАНО ПУНКТОМ ВЫШЕ ДАННОГО ОТВЕТА. НО НАВСКИДКУ В ВАШЕМ СЛУЧАЕ СТОИМОСТЬ ВЫКУПА СОСТАВИТ 228*700 = 159.600 РУБ.

Вопрос 5: Площадь магазина 330кв.м. а общая площадь земли с прилегающей территорией 700кв.м. могу ли я выкупить всю землю вместе или нужно будет отдельно землю под магазином и отдельно прилегающую территорию покупать?

ПОД МАГАЗИНОМ — ОСНОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ БУДЕТ СТАТЬЯ 36 ЗК РФ, А ПРИЛЕГАЮЩАЯ ТЕРРИТОРИЯ — ПО ПРАВИЛАМ СТАТЬИ 34 ЗК РФ.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.