Закон ооо ликвидация юридического лица

Каков порядок ликвидации ООО и распределения имущества ликвидируемого ООО в пользу единственного участника?

1. В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО, общество) может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, с учетом требований Закона N 14-ФЗ и устава общества. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 5 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
В Гражданском кодексе РФ основания и порядок ликвидации юридического лица установлен ст.ст. 61-64.1.
В процедуре ликвидации юридического лица, в том числе ООО, можно выделить следующие этапы:
— принятие уполномоченным органом решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
— сообщение о принятом решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган) для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ);
— публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами;
— составление промежуточного ликвидационного баланса;
— осуществление расчетов с кредиторами;
— составление ликвидационного баланса;
— государственная регистрация ликвидации юридического лица.
Остановимся на каждом этапе более подробно.

1. Принятие решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Ликвидация ООО в добровольном порядке начинается с принятия решения о его ликвидации. Решение о ликвидации общества принимает общее собрание участников ООО. Поскольку в рассматриваемой ситуации в обществе имеется один участник, решение о ликвидации принимается этим участником единолично и оформляется письменно. Кроме того, единственный участник формирует состав ликвидационной комиссии или назначает ликвидатора общества (ст. 39, п. 2 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
Законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут войти в состав ликвидационной комиссии или могут быть назначенными на должность ликвидатора общества. Членами ликвидационной комиссии или ликвидатором могут быть участники общества, его руководитель (генеральный директор и т.д.), другие работники общества, а также лица, не являющиеся работниками этого юридического лица.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 57 Закона N 14-ФЗ). Следовательно, с момента принятия единственным участником ООО соответствующего решения полномочия единоличного исполнительного органа ООО (руководителя) по руководству деятельностью общества переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору). Руководитель (председатель) ликвидационной комиссии или ликвидатор приобретает право действовать от имени ООО без доверенности.

2. Уведомление о принятых решениях регистрирующего органа

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, п.п. 1, 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган должен быть также уведомлен о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора).
Для этого общество должно представить в регистрирующий орган уведомление о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@). К уведомлению прилагается решение единственного участника ООО о ликвидации общества.
Запись о том, что общество находится в процессе ликвидации, вносится регистрирующим органом в ЕГРЮЛ. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в устав общества, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает общество, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является общество, находящееся в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
При заполнении уведомления по форме N Р15001, как и иных форм документов, представляемых в регистрирующий орган в связи с ликвидацией, необходимо учитывать Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее — Требования), которые содержатся в Приложении N 20 к Приказу N ММВ-7-6/25@. В частности, согласно п. 1.11 Требований в состав представляемого в регистрирующий орган заявления, уведомления или сообщения (далее также — заявление) не включаются незаполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления.
В разделе 2 «Уведомление представлено в связи с» формы N P15001 знаком «V» отмечается пункт, соответствующий основанию представления уведомления — принятие решения о ликвидации юридического лица или формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора (п. 9.3 Требований). Если единственный участник ООО принимает решения о ликвидации ООО и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) одновременно (до подачи в регистрирующий орган формы N P15001 в связи с принятием решения о ликвидации ООО), в указанном разделе формы N P15001 знаком «V» отмечаются оба названных пункта. В этом случае в уведомлении формы N P15001, помимо первого листа и листа Б, содержащего сведения о заявителе, заполняется лист А «Сведения о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора» (п. 9.5 Требований).
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если к моменту представления в регистрирующий орган уведомления формы N Р15001 в связи с принятием решения о ликвидации ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ» и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее — Правовые позиции)).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации» — смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участником (участниками) ООО (п. 2 ст. 63 ГК РФ, пп. 12 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ).
Регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ) по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. При этом в п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак «V», указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Представлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует.
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии задолженности перед кредиторами общество должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у общества отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале «Вестник государственной регистрации» будет опубликовано сообщение о ликвидации общества.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается единственным участником общества (п. 6 ст. 63 ГК РФ, ст. 39 Закона об ООО).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у общества отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и «итоговый») могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования «промежуточный ликвидационный баланс» и «ликвидационный баланс» (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями (единственным участником) соответствующих отметок на самом документе или в виде решения об утверждении ликвидационного баланса, прилагаемого к самому балансу (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица — п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@).

5. Государственная регистрация ликвидации общества

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
— заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
— ликвидационный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ представляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N Р16001 необходимо учитывать положения раздела Х Требований.
Ликвидация ООО считается завершенной, а общество — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Обратим внимание, что во всех случаях, требующих внесения записей в ЕГРЮЛ, в том числе при ликвидации юридического лица, документы представляются в регистрирующий орган одним из способов, указанных в п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
2. Имущество ООО, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам). Порядок и очередность распределения имущества ликвидируемого ООО между его учредителями (участниками) установлены ст. 58 Закона N 14-ФЗ.
Передача имущества учредителям (участникам) осуществляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) общества на основании утвержденного ликвидационного баланса (смотрите постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 N 18АП-6767/17). Поскольку полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) прекращаются с момента государственной регистрации ликвидации общества (п. 1 ст. 53, п. 4 ст. 62, п. 9 ст. 63 ГК РФ), принять решение о распределении имущества ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна до внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Отметим, что нормативных требований к оформлению решения ликвидационной комиссии (ликвидатора) не установлено. Представляется, что решение ликвидационной комиссии может быть оформлено, например, в виде протокола заседания комиссии (ст. 181.1, ст. 181.2 ГК РФ). Ликвидатор принимает такое решение единолично и оформляет его в письменном виде.
Имущество ликвидируемого общества распределяется между участниками ООО в следующей очередности:
— в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли (абзац второй п. 1 ст. 58 Закона N 14-ФЗ);
— во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого ООО между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Доли, принадлежащие обществу, при таком распределении имущества не учитываются (п. 1 ст. 24, абзац третий п. 1 ст. 58 Закона N 14-ФЗ).
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 58 Закона N 14-ФЗ).
Передача имущества участникам ООО оформляется актом приема-передачи.
Таким образом, если ликвидируемое ООО состоит из единственного участника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество общества в любом случае должно перейти к единственному участнику (смотрите также постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.06.2015 N Ф08-2778/15).

Смотрите так же:  Завещание гумилева анализ

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Ликвидация ООО;
— Энциклопедия решений. Порядок ликвидации юридического лица;
— Энциклопедия решений. ООО с одним участником;
— Энциклопедия решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса;
— Энциклопедия решений. Распределение имущества ликвидируемого ООО между его участниками.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью

В статье рассматривается процедура ликвидации общества с ограниченной ответственностью с момента принятия решения о ликвидации до ее государственной регистрации.

Принятие решения о ликвидации

Процедура ликвидации общества с ограниченной ответственностью регламентируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ), уставом общества, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).

Процедура добровольной ликвидации общества начинается с общего собрания участников (учредителей) общества, которое принимает соответствующее решение, на этом же собрании или на другом собственники назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации (ст. 62 ГК РФ). Если общество имеет несколько учредителей, то их решение оформляется протоколом, если одного — то документом, называемым «Решение». Обращаем внимание, что если учредителей в обществе несколько, то для принятия решения о добровольной ликвидации необходимо единогласное решение всех учредителей (п. 1 ст. 92 ГК РФ). Примерное содержание решения о ликвидации может быть следующим.

общего собрания участников ООО «Фламинго»

22 октября 2010 г. г. Москва

Птичкин И.И., доля 100%

1. Ликвидировать ООО «Фламинго» в добровольном порядке в связи с нерентабельностью производства.

2. Назначить ликвидационную комиссию в составе:

— Птичкина И.И. — председатель ликвидационной комиссии;

— Кошечкиной О.О. — член ликвидационной комиссии.

3. Возложить на ликвидационную комиссию все полномочия и обязанности, установленные действующим законодательством, по проведению ликвидации ООО «Фламинго»

Председатель ликвидационной комиссии ________________

Член ликвидационной комиссии ________________

Уведомление регистрирующего органа

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона № 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Форма уведомления о принятии решения о ликвидации (№ Р15001) утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (приложение 8).

Если уведомление будет направлено в налоговую инспекцию позже трехдневного срока, на ликвидируемое юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере 5000 руб. (п. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

На основании уведомления о начале ликвидации юридического лица регистрирующим органом вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ, в которой указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (письмо УФНС России по г. Москве от 10.09.2008 № 09-14/085833 «Об основаниях и порядке ликвидации юридических лиц»).

С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Далее учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, об установленном порядке и сроках ликвидации. Специальная форма уведомления № Р15002 также утверждена вышеназванным постановлением Правительства РФ № 439 (приложение 9). Порядок заполнения этих форм (№ Р15001 и Р15002) приведен в частях VIII и IX Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденных приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@. Примеры заполнения форм № Р15001 и Р15002 приведены в приложениях 1 и 2 соответственно.

Для некоммерческих организаций аналогичные формы утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212.

После уведомления налоговой инспекции ликвидируемое лицо получает свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ, где в разделе, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, указываются должность — ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии, его фамилия, имя, отчество.

Либо если решение о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии оформлено одним протоколом (решением) и формы № Р15001 и Р15002 были одновременно представлены в регистрирующий орган, то Свидетельство и выписку ликвидируемое юридическое лицо получает один раз.

Публикация сведений о ликвидации

Далее в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (в журнале «Вестник государственной регистрации», приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»), публикацию о его ликвидации и порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В решении о ликвидации юридического лица может быть установлен иной срок для заявления требований кредиторами, но не менее двух месяцев.

В публикации указываются (приложение 2 к приказу ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@, п. 1 ст. 63 ГК РФ):

— полное наименование юридического лица;

— адрес (место нахождения) юридического лица;

— идентификационный номер налогоплательщика/код постановки на учет (ИНН/КПП);

— основной государственный регистрационный номер;

— дата присвоения основного государственного регистрационного номера;

— государственный регистрационный номер записи;

— дата внесения записи;

— наименование регистрирующего органа, внесшего запись;

— адрес регистрирующего органа;

— сведения о принятом решении о ликвидации: кем и когда принято;

— порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационной комиссией: адрес, телефон).

Сведения для опубликования вправе представить руководитель ликвидационной комиссии.

Если кредиторы не успели заявить свои требования в установленный срок, то до окончания процедуры ликвидации их требования также принимаются, однако удовлетворяться они будут за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок (п. 5 ст. 64 ГК РФ).

Смотрите так же:  Пособия в 2019 году в алтайском крае

Одновременно ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию имущества общества с целью наиболее полного выявления всех активов предприятия и принимает меры к выявлению и востребованию дебиторской задолженности.

Инвентаризация проводится в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49. Обращаем внимание, что законом не устанавливается обязанность по взысканию дебиторской задолженности в судебном порядке, однако комиссия вправе это сделать.

Промежуточный ликвидационный баланс

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием учредителей (участников) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Единственная компетенция, остающаяся у участников при ликвидации общества (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона № 14-ФЗ, п. 2 ст. 63 ГК РФ), — это утверждение промежуточных и ликвидационных балансов.

После этого копия промежуточного ликвидационного баланса направляется в регистрирующий орган вместе с уведомлением о его составлении по форме № Р15003 (постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, приложение 10).

Обращаем внимание, что законодательством не предусмотрено оформление расписки в получении всех вышеназванных уведомлений регистрирующим органом, поэтому целесообразно направлять их по почте ценным письмом с описью вложения либо предоставлять лично в двух экземплярах, с тем чтобы на своем экземпляре получить отметку о предоставлении.

При ликвидации ликвидационная комиссия представляет сведения в Пенсионный фонд РФ по персонифицированному учету общества в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Так как в ходе ликвидации общество прекращает свое существование, то трудовые договоры со всеми сотрудниками расторгаются.

Контрольные мероприятия налоговой

После внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса налоговая инспекция проводит контрольные мероприятия — проверки в следующих отделах ИФНС:

— в отделе взыскания задолженности;

— отделе выездных проверок;

— отделе камеральных проверок;

На этом этапе также может быть назначена выездная налоговая проверка (п. 11 ст. 89 НК РФ) за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Как правило, налоговые инспекции стараются не упустить эту возможность и назначать проверку ликвидируемого общества.

В соответствии с Налоговым кодексом выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по следующим основаниям:

— истребование документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

— получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

— перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ), в некоторых случаях срок приостановления может быть продлен еще на три месяца.

После проведения проверки либо контрольных мероприятий производится сверка расчетов, выявляются неуплаченные или излишне уплаченные налоги. Если общество согласно с результатами налоговой проверки, то погашение задолженности по налогам осуществляется в соответствии со ст. 49 НК РФ. Если не согласно, оно может подать апелляцию на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ.

Выплаты кредиторам

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия начинает производить выплаты кредиторам. Очередность выплат установлена ст. 64 ГК РФ:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Причем требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. Следует также учитывать, что кредиторам третьей и четвертой очередей выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Если в ходе налоговой проверки будут выявлены недоплаты по налогам, то они удовлетворяются в третью очередь.

Если ликвидируемому предприятию не хватает денежных средств на счетах для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

В случае если после продажи имущества (в том числе имущественных прав) у общества не хватает средств для удовлетворения кредиторов какой-либо очереди, то выплата производится пропорционально.

В соответствии с п. 6 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (п. 4 ст. 64 ГК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами, после проведения инвентаризации оставшегося имущества ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица на общем собрании учредителей простым большинством.

Государственная регистрация ликвидации

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

После завершения процесса ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются (п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ):

— подписанное заявителем заявление по форме № Р16001 (утверждена постановлением Правительства № 439);

— окончательный ликвидационный баланс;

— платежное поручение, подтверждающее факт уплаты государственной пошлины (в настоящее время — 800 руб., подп. 1 и 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений по индивидуальному персонифицированному учету.

Подпись заявителя удостоверяется в нотариальном порядке. Регистрирующий орган не вправе требовать никаких дополнительных документов, в том числе подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа).

На основании представленного пакета документов регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство по форме № Р15001 и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.

Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица только в следующих случаях:

— представлены не все документы ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица либо документы оформлены не в соответствии с законодательством;

— документы, представляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, поданы до истечения двухмесячного срока с даты опубликования сведений о ликвидации юридического лица;

— в налоговом органе имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательным платежам);

— при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.

Законом № 129-ФЗ установлено, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 22).

Подытоживая сказанное, можно с уверенностью сказать, что процедура добровольной ликвидации в случае, если у общества имеется имущество для покрытия всех долгов, займет не менее 3,5 месяца, а если имущества не хватает, то с учетом судебных тяжб может затянуться на несколько лет.

Передача оставшегося имущества

Согласно п. 7 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Порядок распределения оставшегося имущества закреплен в ст. 58 Закона № 14-ФЗ. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:

— в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли;

— во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Расторжение трудовых договоров

При ликвидации юридического лица сохранение трудовых отношений становится невозможным.

Основанием для увольнения работников в данном случае должно служить решение о ликвидации юридического лица, принятое организациями или лицами, уполномоченными законом.

Смотрите так же:  Температура в аптеке приказ

Параллельно с процедурой ликвидации должны быть решены все вопросы, связанные с прекращением трудовых договоров с работниками. При этом должны быть соблюдены все предусмотренные законом при увольнении в связи с ликвидацией организации процедуры.

Так, при принятии решения о ликвидации организации работодателю (председателю ликвидационной комиссии) необходимо произвести следующие действия.

1. Предупредить орган службы занятости населения об увольнении работников не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий (то есть до дня увольнения первого работника) и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования, условия оплаты труда каждого конкретного работника, например:

Общество с ограниченной ответственностью «Деловые люди»

Исх. от «___»______2010 г. № ____

Руководителю Центра занятости населения

Настоящим сообщаем о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «Деловые люди» на основании решения собрания учредителей ООО «Деловые люди», оформленного протоколом от 09.12.2009 № 1, и увольнении с 13 февраля 2010 г. следующих работников общества:

Сведения о высвобождаемых работниках в связи с ликвидацией ООО «Деловые люди»

Ликвидация ООО. Пошаговая инструкция

Кирилл Никитин, Старший юрист

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает два варианта ликвидации ООО: по собственной инициативе или по решению суда (основания такой ликвидации предусмотрены пунктом 3 статьи 61 ГК РФ). Кроме того, общество подлежит принудительной ликвидации в случае признания его не действующим по решению регистрирующего органа.

В каких случаях возможна ликвидация ООО по решению суда

Ликвидация ООО по решению суда возможна, если:

1. Стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала. В данном случае общество обязано не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года либо уменьшить уставный капитал общества (до размера, не превышающего стоимости чистых активов), либо принять решение о ликвидации общества (п. 4 ст. 30 Закона об ООО);

2. Число участников общества превысило 50 членов. В данном случае, общество в течение года должно преобразоваться либо в акционерное общество, либо в производственный кооператив, иначе ООО подлежит ликвидации в судебном порядке (п. 3 ст. 7 Закона об ООО);

3. Непринятие обществом, занятым деятельностью в сфере торговли (услуг), мер, указанных в обязательном для исполнения предписании органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 1 ст. 51 Закона о наркотических средствах);

4. Осуществление обществом финансовой операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ (п. 1 ст. 52 Закона о наркотических средствах);

5. Неприведение обществом, созданным до 01.03.1998, учредительных документов в соответствие с Законом об ООО в срок не позднее 01.07.1999 (п. 3 ст. 59 Закона об ООО).

Отметим, что ликвидация ООО по решению суда является исключительной мерой – общество не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или если вредные последствия нарушений были устранены.

Порядок ликвидации ООО по собственной инициативе или по решению суда одинаков. Разница лишь в том, что во второй ситуации поводом для проведения общего собрания становится получение судебного акта (исполнительного листа) о ликвидации общества. При этом, независимо от оснований, ликвидация общества осуществляется за его счет.

Ликвидация ООО. Шаг №1

Проведение общего собрания участников общества

Решение о ликвидации ООО принимается на общем собрании его участников. При добровольной ликвидации, инициатива о проведении собрания может поступить от совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа или участника общества. Требования к порядку созыва, подготовки и проведения общего собрания участников содержатся в положениях Закона об ООО.

Кроме принятия решения о ликвидации общества, на общем собрании происходит назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора), к которой переходят все полномочия по управлению делами общества.

В соответствии с Законом об ООО, для принятия решения о ликвидации требуется единогласное решение всех участников общества. Для назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора), утверждения порядка и сроков ликвидации требуется большинство от общего числа голосов (необходимость большего числа голосов может быть предусмотрена уставом общества).

В течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации ООО и о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), общество должно уведомить об этом регистрирующий орган (ФНС России). В свою очередь, в течение 5 дней со дня представления обществом документов, ФНС России обязана внести в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Ликвидация ООО. Шаг №2

Публикация и выявление кредиторов

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана опубликовать в средствах массовой информации сообщение о ликвидации общества, о порядке и сроках заявления требований его кредиторами (срок заявления требований не может быть менее 2 месяцев с момента публикации). Из судебной практики следует, что сообщение о ликвидации общества может быть опубликовано только в журнале «Вестник государственной регистрации».

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет кредиторов общества о его ликвидации. Срок уведомления кредиторов о принятом решении законодательно не установлен.

Ликвидация ООО. Шаг №3

Формирование промежуточного ликвидационного баланса

Кредиторы должны заявить свои требования в срок, установленный ликвидационной комиссией (ликвидатором). После окончания срока предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна составить промежуточный ликвидационный баланс, который содержит:

сведения о составе имущества общества (осуществление инвентаризации является обязательным при ликвидации юридического лица; для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия);

перечень требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения;

перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда.

После составления, промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден на общем собрании участников общества. Кроме того, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (вместе с самим балансом) направляется в ФНС России.

Отметим, что в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, ликвидационная комиссия (ликвидатор) направляет в Пенсионный фонд РФ сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 11 Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Ликвидация ООО. Шаг №4

Расчеты с кредиторами

Выплаты кредиторам ликвидируемого ООО производятся в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Выплаты денежных сумм осуществляются в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ.

Положениями статьи 64 ГК РФ так же предусмотрено, что, если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требований кредитора либо уклоняется от их рассмотрения, кредитор вправе (до утверждения ликвидационного баланса) обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества общества.

Последствия недостаточности у общества денежных средств для удовлетворения требований кредиторов

Если имеющихся денежных средств не хватает для погашения долгов перед кредиторами, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с торгов, при этом имущество стоимостью менее ста тысяч рублей реализовывается без их проведения.

Порядок ликвидации общества в случае недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов

Если стоимость имущества должника недостаточна для погашения задолженности перед кредиторами, ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании общества банкротом (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве).

Ликвидация ООО. Шаг №5

Формирование ликвидационного баланса

После того, как расчеты с кредиторами завершены, ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс, в который, среди всего прочего, включаются сведений о составе имущества, оставшегося после оплаты долгов.

Отметим, что несоответствие ликвидационного баланса промежуточному ликвидационному балансу в части активов и кредиторской задолженности общества является основанием для признания решения о государственной регистрации ликвидации недействительным, что подтверждается соответствующей судебной практикой.

Ликвидация ООО. Шаг №6

Распределение оставшегося имущества

Имущество, которое осталось у общества после удовлетворения требований кредиторов, передается учредителям (участникам) общества. Если между учредителями (участниками) возникнет спор относительно той или иной вещи, она должна быть продана ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ликвидация ООО. Шаг №7

Государственная регистрация ликвидации общества

После совершения всех действий необходимых для ликвидации ООО, ликвидационная комиссия направляет в ФНС России документы, необходимые для процедуры государственной регистрации ликвидации общества:

заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001, подписанное председателем ликвидационной комиссии;

документ об уплате государственной пошлины.

Когда ликвидацию ООО могут не зарегистрировать

Регистрирующий орган вправе отказать в регистрации факта ликвидации ООО. Основания такого отказа содержатся в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В частности, в регистрации ликвидации общества может быть отказано в случае несоблюдения нотариальной формы представляемых документов (если такая форма обязательна); подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации; несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона и так далее.

Государственная регистрация осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня представления документов. ФНС России вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации юридического лица. После этого ликвидация юридического лица считается завершенной, а общество — прекратившим свое существование.

Кроме того, согласно ч.8 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации» исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Течение срока начинается с момента регистрации налоговым органом решения о ликвидации общества.