За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина

Статья 11. Платежи за государственную регистрацию прав. Финансирование органов по государственной регистрации

Статья 11. Платежи за государственную регистрацию прав. Финансирование органов по государственной регистрации

В соответствии с комментируемой статьей за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина. Размеры и порядок взимания государственной пошлины установлены главой 25.3 НК РФ. Так, согласно пункту 1 статьи 13, пункту 4 статьи 16 Закона регистрация прав начинается только при ее оплате, документ об оплате государственной пошлины предоставляется вместе с заявлением о государственной регистрации. Платежный документ предоставляется в подлиннике и копии, после осуществления государственной регистрации возвращается заявителю с отметкой «погашено».

Согласно статьям 333.16 и 333.17 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, в интересах которых специально уполномоченные органы, организации и должностные лица совершают юридически значимые действия.

Внесение платы в безналичном порядке подтверждается копией платежного поручения с отметкой банка, иной кредитной организации о его исполнении. Внесение платы наличными средствами подтверждается квитанцией установленной формы.

Организации уплачивают налоги и сборы самостоятельно в безналичной форме.

Государственная пошлина оплачивается за регистрационное действие. Так, например, при государственной регистрации договора мены производится три регистрационных действия, которые должны быть оплачены: регистрация сделки (мены), регистрация прав сторон — участников по договору мены. По договору мены могут передаваться два объекта недвижимого имущества, например, жилой дом и земельный участок, соответственно, государственная пошлина уплачивается и за регистрацию права собственности на земельный участок и на жилой дом. Правообладателю выдается два свидетельства.

Так же обстоит дело с государственной регистрацией договора купли-продажи жилого помещения (ст. 558 ГК РФ). Государственной регистрации подлежит сам договор купли-продажи и право собственности покупателя.

Государственная пошлина взимается не только за регистрацию прав и сделок, но также и за внесение изменений в записи ЕГРП. За внесение изменений в существующие записи предусмотрены существенно меньшие тарифы, чем за регистрацию прав. В ЕГРП вносятся изменения в случае изменения фамилии, обмена паспорта после приобретения недвижимости и регистрации права, изменения адреса, площади и других характеристик недвижимости. После внесения изменений в ЕГРП может быть выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права, содержащее новые сведения о недвижимости и правообладателе. При этом не требуется внесения изменений в правоустанавливающие документы: договоры, свидетельства о наследстве и др.

При уплате государственной пошлины за регистрацию следует обратить внимание на некоторые особенности:

— в случае если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия взимается в размере, установленном для физических лиц;

— в случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях;

— в случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины;

— при обращении за государственной регистрацией прав, договоров об отчуждении недвижимого имущества физических лиц, признанных малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается;

— при преобразовании объекта недвижимости государственная пошлина взимается за государственную регистрацию права на каждый объект недвижимости в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации: для юридических лиц — 7500 руб., для физических лиц — 500 руб.

НК РФ предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины. В частности, от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества освобождаются физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом РФ. При этом основанием для предоставления данной льготы является выдаваемый органом местного самоуправления соответствующий документ.

Одновременно государственная пошлина также не уплачивается в следующих случаях:

— за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну;

— за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

— за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона;

— за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи ЕГРП;

— за государственную регистрацию возникшего до введения в действие комментируемого Закона права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества.

НК РФ установлен порядок возврата излишне уплаченной государственной пошлины. Заявитель (правообладатель или представитель правообладателя) должен обратиться в Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии (по субъекту) с заявлением о возврате государственной пошлины с представлением копий (если государственная пошлина подлежит возврату частично) платежных документов или их оригиналами (если государственная пошлина подлежит возврату полностью). В заявлении должны быть указаны сведения о заявителе и платежные реквизиты для перечисления денежных средств.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Госпошлина подлежит возврату в полном размере: в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину за государственную регистрацию, от совершения юридически значимого действия до подачи документов на совершение таких действий, т.е. до начала процедуры государственной регистрации; т.е. ошибочно уплаченная.

Госпошлина подлежит возврату частично: в случае оплаты свыше размера, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации; в размере 50% — при условии прекращения государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании заявления правообладателя до внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав.

В случае отказа регистрирующего органа госпошлина возврату не подлежит.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 2 недель со дня регистрации заявления плательщика принимает решение о возврате платы, оформляет платежный документ в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации, и представляет его в соответствующий орган Федерального казначейства.

Возврат платы осуществляется органами Федерального казначейства в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Помимо государственной пошлины в соответствии с комментируемой статьей также предусмотрено взимание зачисляемой в федеральный бюджет платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Размеры указанной платы, порядок ее взимания и зачисления в федеральный бюджет установлен Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2004 г. N 773 «Об утверждении Правил осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме».

По состоянию на 9 марта 2004 года на финансирование деятельности учреждения по регистрации прав средства из бюджета субъекта Российской Федерации не выделялись, и финансирование осуществлялось за счет платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах и средств, полученных из иных не запрещенных законом источников.

В настоящее время финансирование Федеральной службы государственной регистрации прав, кадастра и картографии осуществляется из федерального бюджета.

Следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 года N 1847 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии передана в ведение Министерства экономического развития Российской Федерации.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с десятой годовщиной интронизации

Состоялись братские собеседования Предстоятеля Русской Православной Церкви с Блаженнейшим Митрополитом всей Америки и Канады Тихоном

Предстоятель Русской Церкви принял участие в VII Рождественских Парламентских встречах

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Управления мусульман Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Паша-заде

Святейший Патриарх Кирилл встретился с генеральным секретарем Всемирного совета церквей Олафом Фюксе Твейтом

О госпошлине за регистрацию прав на недвижимость

За государственную регистрацию прав организаций на недвижимое имущество уплачивается государственная пошлина в размере 22 000 рублей за каждый объект (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Согласно поступившим из епархий данным, некоторые епархии расходуют в год на оплату государственной пошлины около 4 млн руб. (епархии обращаются в управления Росреестра с заявлениями о регистрации права). В этой связи у епархиальных архиереев часто возникает вопрос, можно ли избежать затрат на оплату государственной пошлины?

Ситуацию комментирует руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). Материал вышел в июльском номере журнала «Приход» за 2017 год.

Анализируя данный вопрос, рассмотрим две позиции.

Смотрите так же:  306 приказ мо рф

Одна из них базируется на определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2016 г. № 307 ― ЭС 1613119, оставившем в силе постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда СПб от 10.03.16 (дело № А56-63212/2015 между Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и управлением Росреестра по Санкт-Петербургу). По существу, эта позиция основана на положении п. 2 ст. 19 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому в случае, если право на недвижимое имущество возникает на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, государственная регистрация такого права проводится на основании заявления соответствующих государственного или муниципального органа.

Как представляется, эта статья напрямую относится к комментируемой ситуации, ведь при передаче недвижимости в собственность религиозных организаций на основании норм Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» государственный или муниципальный орган принимает решение о передаче объекта недвижимости, которое оформляется в виде акта соответствующего органа (например, распоряжения или постановления о передаче), а значит именно государственный (муниципальный) орган, а не религиозная организация должен подать в управление Росреестра заявление о регистрации права собственности религиозной организации на переданный объект.

Согласно ч. 1 ст. 333.17 НК РФ плательщиком государственной пошлины является лицо, обратившееся за совершением юридически значимых действий. В соответствии со ст. 333.35 Налогового кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют льготы по оплате государственной пошлины в виде освобождения от оплаты. В этом случае государственная пошлина не подлежит оплате.

Итак, на первый взгляд, все просто: для того, чтобы избежать оплаты государственной пошлины за регистрацию права собственности на переданный государством объект недвижимости, необходимо добиться применения в субъектах Российской Федерации п. 2 ст. 19 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости».

Однако положение п. 2 ст. 19 Федерального закона № 218-ФЗ иначе трактуется Минэкономразвития России и Минфином России.

Согласно письму Минэкономразвития России от 14.03.2017 № ОГ-Д23-2633 государственный или муниципальный орган, действительно, может обратиться в территориальный орган Росреестра с заявлением о регистрации права, возникшего у третьего лица на основании акта государственного или муниципального органа. Однако, по мнению Минэкономразвития России, государственная пошлина в этом случае должна быть все же оплачена за счет средств нового правообладателя, в отношении которого совершаются юридически значимые действия (государственная регистрация), поскольку, как считает министерство, в данном случае государственный или муниципальный орган действует как «наделенный соответствующими полномочиями законом представитель» нового правообладателя, являющегося плательщиком государственной пошлины. При этом Минэкономразвития России ссылается на аналогичную позицию Минфина России, изложенную в письмах от 2 декабря 2015 г. № 03-05-04-03/70406 и от 25 мая 2016 г. № 03-05-06-03/29946.

Однако позиция, занятая федеральными министерствами, представляется спорной. Ведь, согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2004 г. № 41-О, представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика (плательщика сбора) ― представляемого лица. Между тем, в силу п. 2 ст. 19 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный (муниципальный) орган, обращаясь в органы Росреестра с заявлением о регистрации права, действует от собственного имени, а не от имени нового правообладателя; доверенность государственному (муниципальному) органу на совершение юридически значимых действий не выдается.

Таким образом, налицо расхождение в трактовке норм действующего законодательства органами исполнительной власти и судами. Окончательный ответ на вопрос, платить или не платить государственную пошлину за регистрацию права собственности на передаваемые объекты религиозного назначения, можно будет дать только после того, как сложится соответствующая судебная практика.

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию

Статья 333.16 . Государственная пошлина
1. Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
В целях настоящей главы выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, иные платежи, за исключением государственной пошлины.

Статья 333.17. Плательщики государственной пошлины
1. Плательщиками государственной пошлины (далее в настоящей главе — плательщики) признаются:
1) организации;
2) физические лица.
2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи лица признаются плательщиками в случае, если они:
1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой;

Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:

4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) — до выдачи документов (их копий, дубликатов);

6) при обращении за совершением иных юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 — 5.1 настоящего пункта, — до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.
В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 настоящего Кодекса.
3. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата, по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
4. Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены настоящей главой соответственно для организаций и физических лиц.

Государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним устанавливается ст. 333.33 (пункты 19-26 пункта 1), 333.35 (пункт 3) Налогового кодекса РФ, а также Правилами осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.12.2004 г. № 773.

Смотрите так же:  Образец заявление на замену загранпаспорта нового образца

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию

19. За государственную регистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс, договора об отчуждении предприятия как имущественного комплекса, а также ограничений (обременении) прав на предприятие как имущественный комплекс
— 0,1 процента стоимости имущества, имущественных и иных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, но не более 30 000 рублей.

20. За государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 19, 20.1, 22-24 и 52 настоящего пункта:
физическим лицам — 500 рублей;
организациям — 7 500 рублей;
федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления — 100 рублей.

20.1. За государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме
— 50 рублей.

21. За внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 25 настоящего пункта:
физическим лицам — 100 рублей;
организациям — 300 рублей;
федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления — 50 рублей;

22. За государственную регистрацию:
договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество:
физическим лицам — 500 рублей;
организациям — 2 000 рублей;
соглашения об изменении или о расторжении договора об ипотеке, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним:
физическим лицам — 100 рублей;
организациям — 300 рублей.
В случае, если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, предусмотренные настоящим подпунктом, взимается в размере, установленном для физических лиц;

23. За государственную регистрацию:
смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке,
в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя, — 500 рублей;
смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной, — 100 рублей;

24. За государственную регистрацию сервитутов:
в интересах физических лиц — 500 рублей;
в интересах организаций — 2 000 рублей;

25. За внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке — 100 рублей;

26. За повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве изменений, в том числе исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним):
для физических лиц — 100 рублей;
для организаций — 300 рублей;
федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления — 50 рублей;

Размеры государственной пошлины за предоставление информации

1. Размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (за исключением информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс), а также за выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок (за исключением сделок с предприятием как имущественным комплексом), совершенных в простой письменной форме, составляет:
для физических лиц 100 рублей
для юридических лиц 300 рублей

2. Размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс, а также за выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок с предприятием как имущественным комплексом, совершенных в простой письменной форме, составляет:
для физических лиц 600 рублей

Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций
1. От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются:
1) федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;
2) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи — при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации;
3) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации — при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
4) федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) государственных или муниципальных ценных бумаг;
5) Центральный банк Российской Федерации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;
7) организации — при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации;
8) государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении;
9) физические лица — авторы культурных ценностей — за право вывоза (временного вывоза) ими культурных ценностей;
10) органы государственной власти, органы местного самоуправления — за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, за государственную регистрацию ликвидации организаций;
11) физические лица — Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;
12) физические лица — участники и инвалиды Великой Отечественной войны — по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;
13) физическое лицо — гражданин Российской Федерации, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое лицо является ветераном Великой Отечественной войны, — за совершение действий, предусмотренных пунктами 4 — 7 статьи 333.30 настоящего Кодекса;
14) физическое лицо — гражданин Российской Федерации, являющийся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателем на нее, испрашивающим свидетельство о регистрации на свое имя, в случае, если такое физическое лицо является инвалидом, учащимся (воспитанником) образовательных учреждений (независимо от их форм собственности), — за совершение действий, предусмотренных пунктами 4 — 7 статьи 333.30 настоящего Кодекса.
Льгота, предусмотренная настоящим подпунктом, предоставляется также коллективу авторов, правообладателей, каждый член которого является инвалидом, либо участником Великой Отечественной войны, либо инвалидом Великой Отечественной войны;
15) физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, — за совершение действий, предусмотренных подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, за исключением государственной регистрации ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество.
2. Основанием для предоставления льгот физическим лицам, перечисленным в подпунктах 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, является удостоверение установленного образца.
Льготы, предусмотренные подпунктами 13 и 14 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются по ходатайству автора (авторов). Основанием для предоставления льготы являются копии соответствующих документов: удостоверения ветерана Великой Отечественной войны (участника войны), справки медико-социальной экспертизы, документа, выданного образовательным учреждением. Ходатайство о предоставлении указанных льгот подается вместо документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, если льготой является освобождение от ее уплаты, или вместе с указанным документом.
Основанием для предоставления льготы, предусмотренной подпунктом 15 пункта 1 настоящей статьи, является документ, выданный в установленном порядке.
3. Государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:

4) за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну;
4.1) за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
5) за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества;
6) за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона;
7) за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
8) за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества. В иных предусмотренных пунктом 2 статьи 6 указанного Федерального закона случаях за государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, возникшего до введения в действие указанного Федерального закона, государственная пошлина взимается в размере, равном половине установленной настоящей главой государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество;

Смотрите так же:  Основы первой медицинской помощи учебное пособие

Порядок оплаты госпошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния

Статья 333.26. Налогового кодекса Российской Федерации.

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами

1. За государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, — 350 рублей;

2) за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств:

при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, — 650 рублей с каждого из супругов;

при расторжении брака в судебном порядке — 650 рублей с каждого из супругов;

при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, — 350 рублей;

3) за государственную регистрацию установления отцовства, включая выдачу свидетельства об установлении отцовства, — 350 рублей;

4) за государственную регистрацию перемены имени, включающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, включая выдачу свидетельства о перемене имени, — 1 600 рублей;

5) за внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, включая выдачу свидетельств, — 650 рублей;

6) за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния — 350 рублей;

7) за выдачу физическим лицам справок из архивов органов записи актов гражданского состояния и иных уполномоченных органов — 200 рублей.

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.27 настоящего Кодекса.

Статья 333.27. Налогового кодекса Российской Федерации.

Особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами

1. При государственной регистрации актов гражданского состояния или совершении указанных в статье 333.26 настоящего Кодекса действий государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при внесении исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния на основании заключения органа записи актов гражданского состояния государственная пошлина уплачивается в размере, установленном подпунктом 5 пункта 1 статьи 333.26 настоящего Кодекса, независимо от количества записей актов гражданского состояния, в которые вносятся исправления и (или) изменения, и количества выданных свидетельств;

2) за выдачу свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния в связи с переменой имени государственная пошлина уплачивается в размере, установленном подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.26 настоящего Кодекса, за каждое свидетельство.

2. За выдачу свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния государственная пошлина не уплачивается, если соответствующая запись акта гражданского состояния восстановлена на основании решения суда.

2.1. За выдачу свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации актов гражданского состояния, пересылаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также на основании запросов дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.

2.2. За внесение изменений в запись акта о рождении в случае дополнения отчества ребенка и места его рождения, если данные сведения не предусматривались формой записи акта о рождении на момент его составления, государственная пошлина не уплачивается.

3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.39 настоящего Кодекса.

Государственная пошлина

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям;

при обращении в арбитражные суды;

при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

за нотариальные действия;

за действия, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;

за действия, связанные с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

за действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

за действия уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;

за действия уполномоченного органа исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;

за действия уполномоченного органа исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий;

за государственную регистрацию юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и прочее.

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:

право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц;

право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по

палеонтологии и минералогии;

выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;

выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

Как учесть госпошлину в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете госпошлина отражается такими проводками: