Высшее образование это залог успешного будущего

Важно ли получить хорошее образование?

Общий объем выборки: 1600 респондентов.

Время проведения опроса: 15-17 августа 2005 г.

Исследуемая совокупность: население России в возрасте от 18 лет и старше.

Вопрос: Важно ли получить хорошее образование?

Мнения респондентов разделились следующим образом:

Приведем наиболее распространенные мнения респондентов:

Да, т.к. только хорошее образование может помочь человеку в самореализации:

«Реалии нынешней жизни таковы, что далеко не всегда человек работает по специальности, по которой получал образование. Поэтому получив хорошие базовые навыки и проявив лучшие личностные качества, можно добиться успеха и работая не по специальности.»
(Инженер, 31 год, г.Тула);

«В наше трудное время нужно думать о своем будущем и будущем детей. Поэтому только хорошее образование и сильные стойкие знания помогут самореализовать себя и стать эмансипированной леди. «
(Помощник юриста, 27 лет, г. Москва)

«Без образования скоро даже грузчиком не устроишься. Сколько живём — столько учимся. «
(Начальник АХО. 32 года, г. Москва);

«В нашей стране большинство работодателей при приеме человека на работу смотрят на его диплом об образовании. Если, конечно, у человека десятки лет опыта, то высшее образование не так важно. Но если человек закончил только колледж, то есть получил среднепрофессиональное образование, то ему вряд ли светит руководящая должность, но в процессе работы, в зависимости от того, как человес себя покажет, он может пробиться в верхние уровни управления. Но, имея за плечами университет, это сделать куда легче, быстрее.
(Финансист,19 лет, г.Иркутск);

«С точки зрения педагогики — человек с высшим образованием имеет больше шансов к самообразованию во всех смыслах.С точки зрения сегодняшних тенденций — человек с дипломом имеет больше шансов получить работу :).»
(Дизайнер , 19 лет, г. Москва).

Да, т.к. хорошее образование дает профессию, которая сможет обеспечивать человека на всю жизнь:

«Без образования не получишь хорошую работу и соответственно хорошую зарплату.»
(Аудитор, 29 лет, г.Краснодар);

«Приличное образование — визитная карточка при приеме на работу. Дает фору, особенно на первых порах, перед кандидатами имеющими образование такое-же, но полученное в менее престижных учебных заведениях.»
(Системный администратор, 39 лет, г. Санкт-Петербург);

«Хорошее образование — это лучшая опора в жизни, даже если в будущем придется работать не по специальности. Хорошее образование — это умение мыслить и действовать. Не путать с зубрежкой и обладанием корочкой!»
(Дизайнер, 40 лет, г.Иркутск);

«Без образования ты никто!»
(Официантка, 23 года, г.Нарва);

«Главное, какого уровня образование.»
(Менеджер по работе с клиентами , 21 год, г. Москва).

Нет, т.к. полученное образование мало влияет на последующую жизнь:

«Я думаю, что если человек от природы практичен, целеустремлен, верит в свои силы и умеет учиться на своих ошибках, то его научит жизнь куда лучше, чем преподы.»
(Журналист, 20 лет, г.Пермь);

«Я имею высшее образование, а получаю зарплату 7000 руб., а тот же грузчик получает от 10000 до 25000 рублей. И что делать?»
(Государственная служба, 25 лет, г. Москва);

«В данный момент я работаю без высшего образования на интересной и хорошо оплачеваемой работе. Мое мнение, что главное с умом подайти к заданой цели, а для этого нужен длинный язык и желание зарабатывать.»
(Зам. директор, 27 лет, г. Москва)

«Образование замечательно, но важнее — нужные связи, здоровье, личностные качества.»
(Экономист-сметчик , 47 лет, г. Москва);

«В наших образовательных учреждениях не учат как правильно обращаться с деньгами, как общаться с людьми и как стать успешным человеком. А это в жизни самое главное!»
(Офис-менеджер, 30 лет, г.Серов).

«Не важно, где и как ты учился, важно, кто твои родители.»
(Администратор, 33 года, г. Санкт-Петербург);

«Всё в руке Бога.»
(Врач мануальный терапевт, 47 лет, г. Москва);

«Хорошее образование делает из человека хорошего специалиста,но не обеспечивает его хорошей работой.»
(Менеджер, 26 лет, г. Москва);

«Иногда только образование может тебя вывести на высокий (нужный уровень),
а иногда оно вообще никак не касается твоей дальнейшей деятельности..»
(Веб-мастер, 23 года, г.Мариуполь).

Образование — залог успешного будущего

Дата публикации: 16.06.2016 2016-06-16

Статья просмотрена: 689 раз

Библиографическое описание:

Каширина Н. В. Образование — залог успешного будущего // Молодой ученый. — 2016. — №12.2. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/archive/116/31485/ (дата обращения: 31.01.2019).

Образование — это крылья, позволяющие человеку

подняться на высокую интеллектуальную

«Образование и образованность, узкая и широкая специализация…». Мы слышим эти слова из различных средств массовой информации, и нам кажется, что это так естественно… На дворе XXI век, и быть необразованным просто невозможно! Но как часто можно встретить объявления с пометкой: «Требуются обучаемые сотрудники». Вот и получается, что образование — понятие, совершенствующее разум, а обучаемость — способность этот разум применить, т. е. овладеть компетенциями. Цель образования — приблизить человека к совершенству собственной природы, помочь ему самореализоваться. Выражаясь словами немецкого философа М. Хайдеггера, «человек должен приложить неимоверные усилия, чтобы добыть образование».

Любое общество, если оно думает о будущем, должно знать, что позитивные изменения в образовании способствуют возрастанию роли образования. Начинает складываться новый тип личности — творческая личность, сочетающая знания, воплощение идеи в дело и способная к самостоятельному принятию решений в сложных ситуациях.

Каждому из нас необходимо работать над развитием своей личности. Это предполагает самовоздействие — сознательное стремление к изменению нежелательного или к формированию желательного состояния собственной личности (желать плюс прилагать собственные усилия) [2, с. 92].

Развивая личность, мы развиваем сознание. Уметь грамотно, чётко и ясно излагать свои мысли, удерживать внимание собеседника, проникать в сущность вопроса и видеть проблему — вот то немногое, что моделирует личность.

Выбор карьерного пути может стать сложным испытанием, но движение в определенном профессиональном направлении поможет найти работу. От нас потребуется трудолюбие, планирование и самоанализ, и в таком случае мы сможем проложить путь к плодотворной, любимой профессии.

Еще в XVI в. Френсис Бэкон говорил, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями. Если же Вы будете заниматься нелюбимым делом, то будете несчастны как минимум 8 часов в день [1].

Профессия — это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии — важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, т. к. частоопределяет в дальнейшем весь его жизненный путь.

Ответственные, уже сформированные специалисты есть и в нашем образовательном учреждении.

15 марта 2016 года в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» стартовал II Всероссийский специализированный конкурс молодых специалистов автомобильной отрасли в следующих номинациях: «Форсайт идея»; «Форсайт проект»; «Форсайт продукт».

К участию в конкурсе были приглашены:

 студенты последних курсов высших и средних специальных учебных заведений, магистранты и аспиранты, обучающиеся по направлениям, связанным с автомобилестроением;

 молодые специалисты, работающие в сфере автомобильной промышленности.

В номинации «Форсайт идея» рассматривались проекты, которые находятся на самых ранних стадиях разработки и представляют результаты проведенных научно-исследовательских работ.

В номинацию «Форсайт проект» принимались проекты, находящиеся в стадии опытно-конструкторских разработок.

В номинацию «Форсайт продукт» выдвигались проекты, реализованные или уже продаваемые на рынке.

Среди отраслевых направлений работ, которые принимали на конкурс, значились:

 Электрика и электроника;

 Ремонт и обслуживание автомобилей, сервисные станции и автомойки;

 Аксессуары и тюнинг;

 IT и менеджмент;

 Импортозамещение new!;

 Альтернативные виды топлива new!;

 Автобусостроение new!.

Экспертный совет формировался из ведущих российских специалистов автомобильной отрасли, которые и определили список финалистов, а в дальнейшем и лауреатов конкурса.

В экспертный совет входили 14 человек, среди которых представители КамАЗ, НП «Объединение автопроизводителей России», ГУП «Пассажиравтотранс», ООО «Роберт Бош», НП «Автопром Северо –Запад» и др.

Председателем (модератором) экспертного совета являлся Загарин Д. А., к.т.н., директор Центра испытаний «НАМИ», заместитель генерального директора ФГУП «Центральный научно- исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ», президент МОО «Ассоциация автомобильных инженеров (ААИ)».

В финал конкурса были отобраны 10 работ из 8 регионов нашей страны.

От нашего колледжа в финал конкурса вышли два студента — Бельский Г. А., студент группы ДА — 41, с проектом «Создание кордовой автомодели-копии (AudiSpyder) с установкой контроллера “SMC-1” (SpeedModelController)», в номинации «Форсайт проект», направление: «Производство автомобилей и автокомпонентов» и Маленко В. А., студент группы ДА — 31, с проектом «Автономная тормозная система с электронным управлением для автомобильного прицепа», в номинации «Форсайт проект», направление: «Электрика и электроника». Научный руководитель студентов — Ванькаев Николай Тимофеевич, преподаватель спецдисциплин.

Дипломом II степени награждён Бельский Г. А., студент группы ДА — 41, за участие и победу в конкурсе молодых специалистов автомобильной отрасли «Форсайт Авто -2016».

Маленко В. А. награждён дипломом участника в конкурсе молодых специалистов автомобильной отрасли «Форсайт Авто -2016».

Рис. 1. Победители и участники конкурса

Финалисты конкурса посетили завод Nissan.

Конкурсанты были награждены памятными дипломами и ценными подарками.

Хорошее образование – это залог успешной карьеры. Интервью директора ИБДА РАНХиГС С.П. Мясоедова

Ни для кого не является секретом, что хорошее образование – это залог успешной карьеры.

Некоторые родители уверенны, что такое образование можно получить только за рубежом, однако мы с уверенностью может утверждать, что это не так. О «современном Царскосельском лицее» в интервью журналисту сайта «5 баллов» Юлии Дроздовой рассказал создатель и бессменный ректор Института бизнеса и делового администрирования, д.э.н., профессор Сергей Павлович Мясоедов.

Сергей Павлович, Вы создатель Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА), расскажите, пожалуйста, что такое ИБДА?

ИБДА или Институт бизнеса и делового администрирования – ведущая бизнес школа России и одновременно – крупнейшее структурное подразделение известного государственного университета – Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Хочу подчеркнуть: ИБДА – государственная бизнес школа. Это значит, по окончании ее программ выдаются государственные дипломы, а студентам, обучающимся на вузовских программах, дается отсрочка от армии.

Смотрите так же:  Приказ номер 1 на директора

В состав ИБДА входят два факультета. Это – элитный вузовский факультет (четырехлетний бакалавриат и двухгодичная магистратура по менеджменту). Факультет, наряду с менеджментом, отличает сильная международная подготовка, а также, изучение иностранного языка по программе лингвистических университетов. На бюджетном и внебюджетном отделениях вузовского факультета ИБДА сегодня обучается свыше 500 человек. Хочу подчеркнуть, что в ИБДА подготовка на внебюджетном отделении не хуже, как в большинстве вузов страны. Она, как минимум равная, а по ряду параметров более сильная, чем на бюджетном отделении. Так, по итогам прошлогоднего набора, на нашем внебюджетном отделении каждый пятый студент был золотым или серебряным медалистом. С реальными медалями. Мы знаем, что цена медалей в некоторых удаленных и высокогорных районах бывает ниже, чем на равнине. Поэтому при малейших сомнениях, мы проверяем знания обладателей медалей, поступающих в ИБДА.

— А второй факультет?

Это факультет «для взрослых», факультет переподготовки менеджеров высшего и среднего эшелона, имеющих вузовское образование. На программах МВА, ЕМВА и профессиональной переподготовки этого факультета сегодня обучается свыше 1000 человек в возрасте от 27 – 28 до 50 и старше. Мы преподаем программы MBA как на российский, так и на европейский дипломы. Программа на европейский диплом идет частично на английском языке. По ее окончании слушатели получают государственный диплом Бельгии, и степень Еxecutive MBA Антверпенского университета, одного из старейших в Европе.

— В чем отличия программ ИБДА от программ других институтов и бизнес-школ?

— Программы ИБДА отличаются еще, как минимум, двумя важными особенностями. Они связаны с происхождением нашего института. Это – очень сильная международная составляющая и, я думаю, что это не будет преувеличением, лучшее в стране преподавание ряда управленческих дисциплин (менеджмент, маркетинг, организационное поведение и т.д.). Почему это так? Как известно, наш институт был создан в МГИМО и в 1988 – 1994 гг. работал на рынке под названием Школа международного бизнеса МГИМО (ШМБ МГИМО). Этим объясняется то, что иностранные языки и дисциплины международного профиля традиционно преподавались и преподаются в ИБДА очень сильно. В 1994 году, по приглашению академика А.Аганбегяна, ШМБ МГИМО переехала в Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. А еще через год мы поменяли название на нынешнее – Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА). К первоклассному преподаванию международных дисциплин добавилась общепризнанная экспертиза АНХ при Правительстве РФ в области менеджмента и переподготовки высших командных кадров страны.

По непонятным мне причинам Академию народного хозяйства при Правительстве РФ в прессе нередко путают с бывшим институтом советской торговли – Академией им. Г.В. Плеханова. Это не верно. АНХ – не «плехановка», а «совминовка». Она была создана в 1967 году специальным постановлением Совета министров СССР в целях переподготовки высших командных кадров для экономики. В советское время вы не могли занять пост министра или замминистра, не пройдя программу переобучения в АНХ. Среди выпускников АНХ бывшие премьер-министры России В.Черномырдин и С. Кириенко, Президент Казахстана Н.Назарбаев, бывший Президент Украины Л.Кучма и т.д.

Именно учитывая огромный опыт АНХ в области преподавания управленческих дисциплин, мы говорим, что ключевыми компетенциями ИБДА являются международные и управленческие дисциплины. Это отражается на профиле специализаций нашего вузовского образования (международный менеджмент, международные финансы и т.д.).

Когда в 1988 году создавалась Школа международного бизнеса, какие цели ставили перед собой ее создатели? И удалось ли ИБДА достигнуть поставленных задач?

Во-первых, мы хотели стать лучшим институтом бизнеса страны. И мы им стали. Наши программы по стратегическому и международному менеджменту являются лидерами на российском рынке.

Во-вторых, мы хотели, чтобы дипломы наших выпускников признавались во всем мире. Поэтому еще в 1993 году – первыми в России – мы начали проводить бакалаврскую программу по международному менеджменту на «двойной диплом» с Высшей экономической школой г. Роттердама. Сегодня свыше сотни выпускников нашей вузовской программы бакалаврского и магистерского уровней имеют (наряду с российским государственным дипломом) дипломы известных британских, французских, немецких, испанских, бельгийских, голландских и американских университетов.

В-третьих, мы хотели добиться международного признания. Добиться того, чтобы наш российский диплом ИБДА стал признаваемым (конвертируемым) в мире, т.е. превратился в тот самый «диплом международного образца», о котором любит писать российская пресса. И нам удалось значительно продвинуться в этом направлении. Для справки скажу, что конвертируемость дипломов сегодня помимо узнаваемости университета обеспечивает аккредитация одной из трех международных ассоциаций. Это The Association to Advance Collegiate Schools of Business (AACSB International). Сейчас в AACSB входят порядка 500 бизнес-школ, в числе которых только 3 российские – ИБДА АНХ, ВШМБ АНХ и факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. В настоящее время мы готовимся к подаче заявки на аккредитацию в этой организации. Вторая организация – the European Foundation for Management Development (EFMD). ИБДА – старейший в России член этой организации. На сегодняшний день в России по отдельным программам аккредитацию EFMD имеют Факультет менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета и МИРБИС. Мы находимся в процессе аккредитации EFMD и должны завершить ее примерно через год. Третья организация – это AMBA International (Международная ассоциация программ МВА). В России из тысячи университетов и 150 учреждений, именующих себя школами бизнеса, только 8 школ-лидеров имеют аккредитацию AMBA. ИБДА, естественно, в числе этих восьми.

— Сергей Павлович, в каком направлении будет развиваться школа в ближайшие годы и внес ли коррективы финансовый кризис в планы развития ИБДА?

— Кризис всегда для кого-то кризис, а для кого-то – новые возможности. Естественно, мы ощутили на себе кризис. Но мы смотрим в будущее с оптимизмом и готовимся вывести на образовательный рынок ряд новых программ. В процессе их подготовки мы плотно работаем с нашими выпускниками, а также с руководителями рекруторских агентств и вице директорами по персоналу ряда ведущих российских и зарубежных компаний. Естественно, в этой связи мы пересматриваем учебные планы действующих программ, дополняем их антикризисными модулями, стремимся придать им характер того, что с легкой руки профессоров лучшей школы бизнеса Европы ИНСЕАД (Фонтенбло), называется «pro-cycling provisioning» или подготовки к следующей фазе экономического цикла.

Я думаю, что применительно ко «взрослому образованию» мы выйдем на осенний набор с сильно модифицированным программным рядом. Так, в частности, следуя совету наших выпускников, мы завершаем работу над уникальной программой формата МВА, обучение на которой можно будет проходить по частям. Причем выбирая среди модулей в первую очередь те, которые наиболее актуальны для вашего бизнеса именно сегодня. Условное название этой программы – «Лего-МВА» или «МВА-конструктор». До последнего времени такой подход применялся при дистантной форме обучения. Наше отличие состоит в том, что нам удалось сохранить недистантный формат программы, включая ее важнейшую смысловую компоненту – активный обмен реальным управленческим опытом в аудитории.

Для слушателей уровня ЕМВА и выше мы готовим десятидневную программу переподготовки для руководителей. Она разрабатывается совместно со школой бизнеса Кембриджского университета. (4 место в Европе по рейтингу «Файнэншл Таймс»). Аналогов такой программы сегодня на российском рынке нет. Не раскрывая ее содержания, отмечу лишь, что она делает сильный акцент на развитие эмоционального интеллекта лидера, его способности к эмпатии и убеждению. В программе, среди прочего, планируется активное использование методов убеждения, используемых в рамках знаменитой системы Станиславского.

Что касается первого высшего образования – то здесь мы продолжим наш курс на тотальное повышение качества. Мы готовимся аккредитовать наши программы первого высшего образования в ЕФМД, искать новых партнеров для работы по проекту «двойной диплом», открывать новые направления деятельности. Мы уверенны, что нынешний финансовый кризис произошел не только потому, что существовали финансисты-жулики, но и потому, что целому ряду финансистов, особенно работающих на международной арене, элементарно не хватало грамотности, потому что их готовили во времена, когда мировая экономика существенно отличалась от нынешней. Это относится как к зарубежным, так и к российским финансистам, работающим на мировом рынке. Такой же точки зрения придерживаются и наши европейские и американские партнеры.

Именно поэтому в настоящее время мы совместно с одним из ведущих университетов Северной Каролины приступили к разработке нового профиля нашего бакалавриата и магистратуры. Этим профилем (специализацией) будет международный финансовый менеджмент. При этом наш наиболее популярный сегодня профиль (специализация) – международный менеджмент, естественно, сохранится. Обучение по профилю международных финансов будет отличать наше традиционное углубленное изучение иностранного языка. Одновременно определяющее внимание будет уделено количественным дисциплинам: математике, математической и экономической статистике, методам оптимизации принятия управленческих решений, бухгалтерскому учету и финансовому менеджменту. Причем акцент при изучении этих дисциплин будем делаться на их международные и глобальные компоненты.

Мы рассчитываем, что в ближайшие два – три года эта программа будет, не только создана, но и «переведена» на английский язык. То есть, мы планируем, что проводиться она будет совместными усилиями российских, европейских и американских специалистов на английском языке. И нам хотелось бы, чтобы это программа вошла в карусель «двойного диплома».

Родители наших абитуриентов часто спрашивают меня, что я думаю о проектах «двойной диплом» и болонском процессе в условиях продолжающейся «утечки умов» из России на Запад. Я не являюсь экспертом в области физики, математики и других естественных наук. Что же касается хороших программ «двойной диплом» по менеджменту, то я берусь утверждать, что применительно к ним проблема «утечки умов» в последние годы сильно преувеличена. Опросы наших студентов показывают, что количество тех из них, кто по окончании учебы хотел бы уехать работать за рубеж входит в зону статистической погрешности (5 – 6%). Остальные же планируют «получить первоклассное образование, успешно работать в России и ездить в туристические поездки по всему миру».

— Кризис – одна из самых животрепещущих тем в последнее время. Он внес изменения на рынке труда – студентам и выпускникам вузов стало значительно сложнее устроиться на работу, касается ли эта проблема Ваших выпускников или же работодатели, не смотря ни на что, готовы принимать их на работу.

— Да, финансовый кризис естественно затрудняет трудоустройство. У ИБДА есть компании-партнеры и с их помощью мы пытаемся оказывать посильную помощь нашим выпускникам, как первого высшего образования, так и программ взрослого образования, в трудоустройстве. Хотя это, естественно, не всегда удается. Вместе с тем, я должен сказать, что, наверное, нам везет – к нам приходят очень сильные ребята, которые очень не плохо устраиваются на работу сами.

Смотрите так же:  Исковое заявление о возврате денег с застройщика

— Сергей Павлович, с Вашей точки зрения, в чем принципиальное отличие ИБДА от конкурентов (например, МГИМО, МГУ, ГУУ, РЭА им Плеханова)?

— Вы знаете, мы не считаем лучшие бренды страны нашими конкурентами. У нас есть своя маркетинговая ниша. Мы маржиналисты – мы находимся на марже между двумя ключевыми компетенциями – международным бизнесом и управлением. И здесь, мне кажется, мы являемся лидерами. Кроме того, институт сравнительно не велик: около 1500 студентов и слушателей. Поэтому нас нельзя сравнивать с крупными университетами и академиями. Они решают много задач, имеют ряд специальностей и специализаций. Если хотите, они работают, как крупные образовательные супермаркеты национального значения. Тогда как ИБДА – это небольшой бутик в составе крупного и известного университета – АНХ при Правительстве РФ. Нельзя сравнивать ГУМ и ювелирный бутик.

Мы принимаем порядка 80 человек на программу бакалавриата и порядка 30 человек на программу магистратуры. Эти цифры более внушительны применительно к «взрослому образованию», но и там мы не стремимся быть самыми большими количественно. Мы видим ИБДА – в образе своего рода пушкинского лицея, только перенесенного в наше время. Где студентов немного. Но где их всех знают, о них заботятся, им создают условия для работы, соответствующей их индивидуальным наклонностям и интересам. Впрочем, где их жестко заставляют работать над собой и, если они к этому не готовы, то не менее жестко отчисляют. Как известно, у нас при довольно высоком конкурсе и большом проценте отличников довольно большой процент отчислений. На вузовских программах мы не гарантируем ни бюджетникам, ни внебюджетникам, спокойной жизни в течение 6 лет. В год мы отчисляем от трех до семи человек, и это при наших небольших приемах (70 – 80 человек).

Отчисляем мы и взрослых менеджеров, которые считают, что заплатив деньги за программу МВА и ЕМВА можно не ходить на занятия или не сдавать экзамены. Качественное образование – этот наше кредо.

Как я уже отмечал, нашей сильной стороной является языковая подготовка. Особенно на вузовской программе. По уровню языковой подготовки по английскому мы не уступаем ни одному лингвистическому вузу страны. Четыре часа английского в день в течение почти всего срока обучения – наши студенты знают, что выдержать это непросто. И все же мы готовим не лингвистов (как в лингвистических университетах) и не дипломатов (как в МГИМО), а менеджеров, управленцев, предпринимателей. Наша сила состоит именно в сочетании двух компетенций – наш институт заканчивают сильные энергичные ребята, способные работать в коллективе, способные возглавлять коллектив, подстраиваться под команду, брать на себя ответственность и принимать решения. При этом они свободно владеют английским языком (а в ряде случаев и еще 1 – 2 другими языками), компьютерными технологиями, а также свободно и раскрепощено чувствуют себя как в российской, так и в международной деловой среде.

— Если говорить о двухуровневой системе образования. Как Вы считаете, выпускники бакалавриата это – полноценные специалисты или же им все-таки не хватает обучения в магистратуре?

— Мы учим бакалавров с 1993 года, соответственно, у нас уже состоялось 11 выпусков и пока мы ни от одного из наших выпускников не слышали, что ему не хватает специалитета. Вопрос не в дипломе, а в том насколько тот или иной вуз страны готов обеспечить плотную загрузку студентов и высокий образовательный стандарт качества. Согласно данным статистики, 65% выпускников российских вузов работает не по специальности. Специальность в вузах дают начиная с 3-его курса. На 5-ом курсе на дисциплины специальности приходится 90 процентов времени. Если 65% выпускников потом по этой специальности не работают, спрашивается, зачем был затрачен лишний год? Куда ушли денежные и временные ресурсы?

Обычное возражение по поводу бакалавриата: «Чему можно научить за 4 года»? Надо сказать, что постановка вопроса для меня звучит странно. «Тот, кто не в состоянии ничему научить за 4 года, не в состоянии будет научить ничему и за пять и за шесть лет». Проблема в слабости стареющего преподавательского состава, подготовленного в другое время. Проблема в том, что молодые и толковые выпускники вузов не хотят идти на педагогическую работу. И это проблему надо решать. Но эта проблема выходит за рамки спора о 4-х или 5-и летнем образовании.

— После окончания бакалавриата перед молодыми специалистами стает выбор – продолжить образование или же начать строить свою карьеру. С Вашей точки зрения, какой путь более правилен?

— С моей точки зрения оптимальный путь – это продолжать обучение и одновременно начинать работать. Мы специально так строим занятия на магистратуре, чтобы студенты могли работать, хотя и не полный рабочий день. Так организовано двухуровневое образование в большинстве стран мира. Я не берусь утверждать, что этот рецепт годится для математиков или для физиков. Я не специалист, и допускаю, что там этого делать ни в коем случае нельзя. Хотя от выпускников Физтеха, когда они мне рассказывали об обязательной практике на старших курсах, я слышал обратное. Но если говорить о менеджменте, утверждение о том, что начиная с определенного уровня сочетание практической работы и учебы полезно и для того и для другого, абсолютно справедливо. Менеджмент – это не производство железок на предприятии под лозунгом развития промышленности, это умение организовать работу с людьми. И чем раньше ребята начинают работать с людьми, тем интереснее для них становится теория менеджмента, тем легче они ее усваивают. Поэтому я считаю, что самый лучший вариант – это учеба в магистратуре с параллельной работой.

Альтернатива – работа без учебы в магистратуре. А вот если ребята учатся в бакалавриате, а потом в магистратуре и нигде не работают – они откладывают карьеру на 6 лет. Что в условиях научно-технической и информационной революции может оказаться для карьеры губительным.

— Какое конкурентное преимущество дает программа «двойной диплом» выпускникам ИБДА?

— Термин «двойной диплом» означает, что ребята учатся два года в России в ИБДА АНХ, а потом уезжают на два года либо во Францию, либо в Англию, либо в Голландию – это наши три основных партнера. Там они учатся еще два года и в случае успешной учебы возвращаются к нам с дипломом конкретного, хорошо позиционированного европейского университета. После этого они доучиваются у нас еще полгода и получают государственный диплом Академии народного хозяйства при Правительстве России. Аналогичную систему мы создали и в рамках нашей магистратуры, только там нам удалось продвинуться значительно дальше – нашу программу в значительно большей степени признал ряд университетов в Европе. Поэтому нашим студентам достаточно обучиться за рубежом всего один семестр, чтобы получить европейский Болонский магистерский диплом. Пока десятки вузов страны спорят надо или не надо переходить к Болонье, студенты ИБДА европейские дипломы получают.

— Кто удостаивается чести стать преподавателем ИБДА и есть ли среди преподавателей выпускники ИБДА?

— Мы должны сказать большое спасибо руководству АНХ: нынешнему ректору Владимиру Александровичу Мао; его предшественнику, выдающемуся ученому-экономисту Абелу Гезевичу Аганбегяну – в Академии всегда существовали традиции высокой оплаты преподавателей. Это выделяло АНХ на педагогическом рынке и давало возможность привлекать к преподаванию у нас в ИБДА лучшие педагогические кадры Москвы и страны.

Сейчас у нас в институте работают две междисциплинарные кафедры, на которых преподают около 160 человек. Половина наших преподавателей – штатники, половину мы приглашаем на почасовой основе из других вузов. Нам удалось собрать коллектив сильных преподавателей-практиков и консультантов, которые одновременно успевают заниматься прикладными исследованиями и писать учебники. Не случайно большинство наших предметов обеспеченно нашими собственными учебниками.

Каждый из наших преподавателей анкетируется на условиях анонимной анкеты, по десяти пунктам от практической значимости курса до умения донести материал. Преподаватели, которые по 10-ти балльной шкале получают оценку менее 6, обычно у нас долго не работают. В этой связи феномен ведущих профессоров, чьи книги переиздавались десятки раз, и от которых студенты стонут, у нас просто не существует.

В последнее время мы все шире привлекаем к преподаванию на первом высшем образовании наших выпускников. Это связано с двумя аспектами. Во-первых, наши выпускники весьма адаптивны и несут в аудиторию самые последние знания по бизнесу. Во-вторых, значительное количество курсов на наших программах бакалавриата и магистратуры читается на английском. К сожалению, найти блестящих преподавателей, и читающих курсы на английском очень не просто. Поэтому мы взяли курс на подготовку наших собственных педагогических кадров – это наши выпускники относительно недавнего прошлого, те, кто окончил ИБДА 5 – 7 лет назад, защитил кандидатскую диссертацию или получил магистерскую степень за рубежом. Такие, как Эмиль Мартиросян (международная логистика и транспортные операции), Мария Колесникова (управление HR), Таймураз Вашахмадзе (международные финансы) и др. Это люди сравнительно молодые, их возраст вокруг 30 лет, они поработали на практике, опубликовали ряд статей и материалов, приобрели педагогический опыт и сейчас с блеском проводят занятия на английском языке. Я надеюсь, что в ближайшие два года они войдут в «европейскую карусель» и начнут на обменной основе выезжать, чтобы читать лекции в европейских университетах, а мы будем принимать ведущих преподавателей Европы, для чтения лекций здесь.

— Поддерживаете ли вы связи с выпускниками ИБДА и насколько тесные эти связи?

— Поддерживаем, поддерживаем значительно более активно, чем большинство вузов страны, но значительно меньше, чем следовало бы. За 20 лет выпускниками института стали около 15 тысяч человек. Из них с 5200 выпускниками мы имеем постоянные контакты через нашу базу данных. Мы проводим праздники института, устраиваем встречи с наиболее талантливыми из наших выпускников, потому что лучше них никто не скажет нам, что делать, чтобы сделать следующие шаги по лестнице наверх. Особенность выпускников любого вуза или школы бизнеса состоит в том, что они связаны с «Альма матер» одной целью и скованы одной цепью навсегда. Мы это понимаем. Не случайно на каждом выпуске мы желаем нашим выпускникам успеха, желаем стать настоящими этичными российскими миллионерами и миллиардерами.

Мы очень хотим, чтобы наши выпускники были успешными, потому что их успех – это наш успех. И наоборот.

Смотрите так же:  Мировое соглашение по упк

Высшее образование – залог успеха?

  • Мифы о высшем образовании
  • Без диплома не найти работу
  • Специальность – это на всю жизнь
  • Учёба и работа несовместимы
  • Высшее образование – гарантия трудоустройства
  • Студенческие годы – лучшее время
    • Похожие статьи

Важность высшего образования в современном обществе сильно переоценена. Рождённые в СССР люди приводят многочисленные аргументы. «Учиться никогда не поздно», «без образования не найти работу», это и многое другое слышат от окружающих школьники и студенты.

Люди «старого поколения» подают под видом правды ряд заблуждений. Образование – важный аспект жизни человека. Но обучение в ВУЗе и получение необходимых для работы знаний зачастую не имеют ничего общего между собой.

Мифы о высшем образовании

Мы собрали популярные заявления о студенчестве. Представленные мнения являются спорными моментами, которые следует учитывать перед принятием решения о поступлении.

Без диплома не найти работу

Большинство успешных в жизни людей занимается не тем, чему учились в университете. Диплом и обучение в ВУЗе – не гарантия высокой заработной платы или лёгкого поиска работы. Большинство начальников ценят практические навыки, а не документы. Уделяя время наработке опыта в течение 4-6 лет, вы получите преимущество перед вышедшими из стен ВУЗа студентами.

Существует ряд специальностей, о которых без диплома придётся забыть. К ним относятся хирурги, преподаватели и др. Но в большинстве сфер опыт ценится сильнее, нежели пройденный курс обучения.

Диплом позволяет выделиться среди соискателей, но ценится меньше чем практический опыт. На первый взгляд кажется, что купить диплом в Санкт-Петербурге – отличная идея. Но вы рискуете попасть в неприятную ситуацию. Документ не гарантирует лояльного отношения работодателей, особенно в том случае, если вы не обладаете требуемыми навыками.

Специальность – это на всю жизнь

Зачастую студенты попадают в ловушку. Погружение в предметы позволяет осознать ошибку – выбрана неверная специальность. В такой ситуации начинаются размышления о нелюбимом деле, с которым придётся связать жизнь. На самом же деле ситуация обстоит иначе. Повторное поступление успешно решает проблему. Но перед принятием решения советуем детально изучить будущую специальность.

Учёба и работа несовместимы

Преподаватели рекомендуют погружаться в предметы с головой и не отвлекаться на посторонние факторы. Такой подход может обернуться проблемами в будущем. Современные программы очного обучения оставляют много свободного времени. Вложив его в накопление опыта можно стать высококлассным специалистом до получения диплома в ВУЗе.

Высшее образование – гарантия трудоустройства

Найти работу с достойной заработной платой – трудная задача, даже для имеющего опыт специалиста. Диплом позволяет получить незначительное преимущество перед соискателями, но не гарантирует успех на собеседованиях. Положительное решение работодателя основывается на многочисленных факторах, ключевым из которых является опыт. Также важно наличие у кандидата практических навыков.

У вас есть опыт работы? Тогда диплом позволит выделиться среди конкурентов. В противном случае потраченное на обучение в ВУЗе время не даёт ощутимых преимуществ.

Студенческие годы – лучшее время

Люди вспоминают молодость с удовольствием, преувеличивая количество приятных моментов. Забавные и весёлые истории о проведённом в ВУЗе или колледже времени повествуют не о лекциях и ГОСах. Причина кроется в другом – в молодости. Обладающий запасом энергии человек получит практические навыки или накопит воспоминания и, не будучи студентом.

Для развития необязательно собираться со сверстниками в условленном месте и ежедневно посещать лекции. Чтобы добиться результатов и приобрести багаж знаний требуется работать над собой и развиваться. Не уделяя времени изучению профильной информации, окончивший ВУЗ студент рискует остаться невостребованным работодателями.

Россияне разочаровались в высшем образовании

Россияне теряют интерес к высшему образованию. В жизни и без этого можно хорошо устроиться, а значимость дипломов сильно преувеличена, полагают они. Согласно исследованию ВЦИОМ, в 2008 году такой точки зрения придерживалось 45% респондентов, а сегодня уже 56%.

Наиболее высока эта доля среди молодежи 18—24 лет (72%). Наблюдается положительная динамика и среди людей 25—45 лет. Только представители старшего поколения продолжают твердо верить, что высшее образование — залог успешной карьеры (в этой возрастной категории так считает 73%).

В целом же 63% опрошенных полагают, что диплом дает больше шансов на продвижение по карьерной лестнице. Десять лет назад их было на 10% больше. А каждый второй россиянин (51%) опровергает тезис о том, что без высшего образования человек обречен на низкооплачиваемую и непрестижную работу.

Между дипломом и зарплатой

Привлекательность высшего образования снижается по многим причинам. Первая — качество самого высшего образования. При большом количестве вузов в России хорошее образование дают единицы, в лучшем случае десятки из них.

Все остальные выполняют какие-то другие функции, которые никак не связаны с функцией получения знаний и навыков. Это отсрочка от армии, что-то еще. Но не образование, — отмечает профессор ВШЭ Александр Чепуренко.

Вторая причина — ситуация на рынке труда. Огромное количество выпускников с дипломами о высшем образовании на сегодняшний день в России не могут найти занятости вообще либо находят ее в тех видах деятельности, где этот диплом и не нужен.

Из-за несогласованности между выпуском, его количеством и качеством и потребностями рынка труда у россиян растет скепсис в отношении того, а нужно ли высшее образование вообще, — продолжает эксперт.

Его коллега профессор ВШЭ Наталья Тихонова добавляет, что так называемая рента, которую дает высшее образование в виде прибавки в доходах на каждый год обучения, постепенно становится все меньше и меньше. Этот процесс идет примерно с 2007 года, что также снижает мотивацию к получению диплома вуза.

У нас переизбыток людей с высшим образованием, поэтому и им места не находится, и зарплаты на ряде мест, предполагающих наличие высшего образования, достаточно низкие. И при этом есть возможность работать там, где людей не хватает, соответственно, зарплаты более высокие, а высшее образование отнюдь не предполагается — начиная с дальнобойщиков и заканчивая фрезеровщиками, — говорит социолог.

Людей можно понять, но для экономики в целом это плохой сигнал, считает она. Он означает, что диспропорции, которые есть в российской экономике, когда люди с высшим образованием получают относительно низкие зарплаты, уже настолько бьют в глаза, что их не замечает только ленивый.

В нормальной экономике люди с высшим образованием должны зарабатывать намного больше, потому что там ты получаешь отдачу на инвестиции. А инвестиции — это не только вложения в какие-то акции, но и в человеческий капитал — свой собственный и своих детей. Это и финансовые инвестиции, и время, и потерянные доходы за период, когда вы учитесь, а не работаете. И все это предполагает, что на инвестиции должна быть отдача.

Согласно исследованию Boston Consulting Group, по уровню доходов интеллектуальный труд в России не сильно отличается от физического: разница в зарплате водителя и врача, например, составляет всего 20% (в США — 261%, в Германии — 174%, в Бразилии — 172%).

Стремление к равновесию

Через несколько лет такая ситуация может стать серьезной проблемой, но пока ничего остродраматического в сложившейся тенденции эксперты не видят. Из-за повышенного спроса на высшее образование в предыдущие годы на рынке труда образовался явный избыток специалистов с такими дипломами.

Сегодня почти 40% работающего населения страны имеет высшее образование, тогда как рабочих мест, предполагающих его наличие, — 22—23%. И характер труда на них в среднем все-таки более комфортный, чем на рабочих местах, не предполагающих «корочки» вуза.

Происходит некоторое согласование представлений населения о необходимых предпосылках к тому, чтобы быть успешным на рынке труда, с тем, что происходит в действительности, — поясняет Чепуренко.

До людей доходит, что не диплом сам по себе, а знания и навыки, которые далеко не все российские вузы дают своим выпускникам, позволяют рассчитывать на хорошую занятость. И в будущем, судя по всему, произойдет некоторая перенастройка сознания россиян. Уйдет представление о том, что любое высшее образование хорошо и его нужно получить. Его заменит поиск тех вузов и выбор тех специальностей, по которым получение соответствующих знаний, поддержанное дипломом, даст реальный жизненный шанс.

И это — нормальный процесс, считает собеседник «Ридуса». Его коллега также не думает, что Россия потеряет конкурентоспособность только из-за того, что население поменяло свое отношение к высшему образованию.

В стране всегда будет достаточно людей, которые стремятся его получить или дать своим детям, полагает Наталья Тихонова. Ведь это не просто знания, навыки и размер зарплаты, но и признак принадлежности к определенному классу. К тому же в среднем россияне с высшим образованием все-таки по-прежнему зарабатывают почти на треть больше, чем люди без него.

Зачем посудомойке «корочка» вуза?

Прежний ажиотаж вокруг высшего образования отчасти создавали и работодатели, которые требовали диплом вуза в каждой вакансии, независимо от предполагаемых задач. И дело тут даже не в знаниях. Просто средняя школа не дает тех навыков, которые нужны практически на любой работе: умение общаться с людьми, организовать самого себя и т. д.

Работодатель предпочитает брать человека с высшим образованием, даже если работа этого совершенно не предполагает, поскольку с ним легче иметь дело как с работником: речь получше, есть привычка следовать неким правилам, даже понимая их условность, — поясняет Тихонова.

Ситуация в этом плане сильно дифференцирована в зависимости от региона. В Москве без высшего образования даже продавцом в приличную торговую сеть сложно устроиться, а где-то люди врачами работают без соответствующего диплома. Но и здесь заметны изменения.

Если посмотреть по различным сайтам о поиске работы, то достаточно много вакансий, где формального требования о наличии высшего образования нет. Так что, мне кажется, и этот момент тоже уже пройден. На позиции, условно, водителя, или мойщика посуды, или работника горячего цеха кухни уже никто диплом о высшем образовании не спрашивает, — заключает Чепуренко.