Выполнять требования санитарного законодательства должны

Оглавление:

Глава II. Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.ст. 8 — 11)

Глава II. Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Права и обязанности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения — Информация

Права и обязанности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Права и обязанности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Граждане имеют право:

  • на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
  • получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
  • обращаться в органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с нарушениями требований санитарного законодательства, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
  • вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
  • заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
  • не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

  • получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;
  • принимать участие в разработке федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

  • выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
  • разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
  • обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
  • осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
  • проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
  • своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

Санитарно-эпидемиологический надзор

  • Валеология
  • Выбор программы упражнений и ее реализация

Санитарно-эпидемиологический надзор

Санитарное законодательство и санитарно-эпидемиологическое благополучие

Законодательство РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и включает Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», другие федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты РФ: санитарные правила (СП, СанПиН), гигиенические нормативы (ГН) и др.

На основании Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ граждане РФ «имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека», на «информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве продукции» и др.

В Законе дается определение: «Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности».

Согласно этому Федеральному закону санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

  • профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой;
  • разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
  • лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
  • государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, отходов производства и потребления, а также продукции, впервые ввозимой на территорию РФ;
  • выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • проведения социально-гигиенического мониторинга;
  • проведения научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • мер по своевременному информированию населения о возникновении заболеваний, состоянии среды обитания;
  • мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
  • мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Особое значение имеет Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ, в котором дается система государственного регулирования в области обеспечения безопасности пищевых продуктов и питания, включающая государственную регистрацию новых продуктов, нормирование показателей пищевой продукции и другие требования. Основным положением этого Закона является ответственность изготовителей пищевой продукции за се качество и безопасность.

Индивидуальные предприниматели и юридические липа в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

  • выполнять требования санитарного законодательства;
  • обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых услуг, а также продукции, пищевых продуктов и товаров;
  • осуществлять производственный контроль, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические мероприятия);
  • своевременно информировать о нарушениях технологического процесса или аварийных ситуациях;
  • иметь в наличии официально изданные санитарные правила;
  • осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в нашей стране действует единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ.

При Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Система учреждений Роспотребнадзора построена по территориальному принципу. Во всех субъектах Российской Федерации действуют территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ТУ Роспотребнадзора).

Основной задачей ТУ Роспотребнадзора является осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, надзора на потребительском рынке и на транспорте, а также в сфере защиты прав потребителей.

Под руководством ТУ Роспотребнадзора работают учреждения «Центры гигиены и эпидемиологии» (ФГУЗ ЦГиЭ), на практике обеспечивая деятельность территориальных управлений.

По заданиям Роспотребнадзора экспертную оценку и другие исследования проводят государственные научно-исследовательские институты и иные учреждения.

Госсанэпиднадзор включает в себя:

  • контроль выполнения санитарного законодательства;
  • контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, проведение санитарно-эпидемиологических расследований и разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • проведение социально-гигиенического мониторинга для оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания;
  • санитарно-карантинный контроль на границах.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в двух формах работы: предупредительный надзор и текущий надзор. Предупредительный надзор должен обеспечить предупреждение нарушений гигиенических нормативов и санитарных правил на стадии разработки новых продуктов, материалов и изделий, на стадиях проектирования и строительства различных объектов, в том числе пищевых предприятий и предприятий общественного питания. Текущий надзор осуществляется для контроля соблюдения санитарных правил на действующих предприятиях.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет права и обязанности должностных лиц, осуществляющих Госсанэпиднадзор. Они имеют право:

  • беспрепятственно посещать территории и помещения объектов;
  • проводить санитарно-эпидемиологические расследования;
  • проводить отбор проб воздуха, воды, почвы, проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • выдавать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения на основании результатов экспертиз, исследований, испытаний и т.п.;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, о проведении профилактических мероприятий, о прекращении реализации продукции и др.
Смотрите так же:  Договор купли-продажи квартиры находящейся в совместной собственности

Согласно установленным «Правилам проведения мероприятий при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора» плановые мероприятия по контролю конкретного предприятия осуществляются не чаще чем I раз в два года, в соответствии с утвержденным планом проверок. Должностное лицо, проводящее проверку, должно предъявить распоряжение о проведении мероприятий по контролю. По результатам проверки составляется акт установленной формы, к акту прилагаются заключения проведенных исследований и экспертиз, постановления главного санитарного врача и другие документы.

Главный государственный санитарный врач имеет право выносить постановления о прекращении строительства или эксплуатации объектов, производства продукции; о проведении обязательного медицинского осмотра, о временном отстранении от работы, о госпитализации или об изоляции больных; о наложении штрафов, постановления о направлении материалов о санитарных нарушениях для возбуждения уголовных дел и др.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Административная ответственность устанавливается в виде предупреждения или наложения штрафа на граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных или юридических лиц.

Административная ответственность согласно Закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов» устанавливается в случае изготовления и оборота некачественных и опасных пищевых продуктов, оказания услуг в сфере общественного питания с нарушением требований нормативных документов к условиям изготовления и качеству и безопасности пищевых продуктов, невыполнении предписаний и постановлений органов государственного надзора и контроля.

Применение мер административного взыскания в виде наложения штрафов не освобождает виновное лицо от обязанности устранить нарушение и возместить вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу гражданина либо имуществу юридического лица.

Уголовная ответственность устанавливается в соответствии с Уголовным кодексом РФ в случае, если нарушения санитарного законодательства привели к возникновению заболевания, отравлению или смерти человека, наступившему в результате употребления некачественных и (или) опасных пищевых продуктов.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина или имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, а именно: недостатков пищевых продуктов или услуг общественного питания в части их качества и безопасности, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Санитарно-эпидемиологическая служба

Санитарно-эпидемиологическая служба принимает активное участие в осуществлении мер профилактики заболеваний.

Основными принципами отечественной санитарно-эпидемиологической службы являются:

  • государственный характер отечественной системы санитарных и противоэпидемических мероприятий;
  • единство санитарных и противоэпидемических мероприятий, предупредительного и текущего санитарного надзоров; участие всех медицинских организаций в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Основным учреждением санитарно-эпидемиологической службы является Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее — Центр). Центры могут быть краевыми, областными, городскими, районными. В состав Центра входят отделы: санитарно-гигиенический (состоит из лабораторий гигиены труда, коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены детей и подростков), эпидемиологический, дезинфекционный.

Основными функциями Центра являются:

  • предупреждение загрязнения внешней среды;
  • изучение состояния здоровья населения, общей заболеваемости, состояния отдельных групп населения;
  • оздоровление условий труда, обучения и быта, питания и отдыха населения;
  • планирование оздоровительных, санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью снижения заболеваемости;
  • работа с активом обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Санитарный надзор

Центр осуществляет государственный санитарный надзор — предупредительный и текущий.

Предупредительный санитарный надзор включает: учет всех проектируемых и строящихся сооружений; согласование отвода земельного участка под строительство; проведение систематического санитарного контроля за ходом строительства; прием построенного сооружения; учет всех предприятий, загрязняющих атмосферный воздух, водоисточники и почву; систематический лабораторный контроль за санитарным состоянием атмосферного воздуха, воды, почвы. Предупредительный санитарный надзор устанавливает санитарно-гигиенические нормы и правила, требования государственных стандартов на все промышленные изделия, продукты питания, ткани, мыло, детскую мебель и т. д. Предупредительному санитарному надзору подлежат все медицинские биологические препараты (вакцины, сыворотки, анатоксины и т. д.).

Текущий санитарный надзор предусматривает: изучение заболеваемости и травматизма у рабочих, детей, подростков и т. д.; контроль за соблюдением гигиенических условий обучения; контроль за состоянием окружающей среды; санитарную охрану границ; изучение условий для нормального физического развития детей и подростков; организацию мероприятий по повышению санитарной культуры работы предприятий.

О случаях грубых нарушений санитарного законодательства и особых ситуациях, угрожающих состоянию здоровья населения, Центр информирует административные органы.

В процессе осуществления государственного санитарного надзора органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы работают в тесном контакте с органами других ведомств.

Лечебно-профилактическая помощь инфекционным больным постоянно связана с деятельностью органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы. Эта помощь осуществляется в поликлиниках врачами-инфекционистами (консультативная помощь, лечебно-диагностическая, профилактическая), а также в стационарах — инфекционных больницах или инфекционных отделениях многопрофильных стационаров.

Тест на знание Федерального закона » О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ

Выберите верное определение. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это

состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека
состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности
состояние здоровья населения, при котором присутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, не изменяющее условия его жизнедеятельности
состояние здоровья населения, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности

Вредное воздействие на человека – это

воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений
воздействие факторов среды обитания, не создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений
воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека, но не создающее угрозу жизни или здоровью будущих поколений
негативное воздействие факторов среды обитания

Безопасные условия для человека — это

состояние среды обитания, при котором опасность вредного воздействия ее факторов на человека минимальна
состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека

Гигиенический норматив – это

установленное исследованиями допустимое минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека
установленное исследованиями допустимое максимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека
установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия –

организационные, административные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений)
организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию
медико-санитарные, ветеринарные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний
медико-санитарные, ветеринарные меры, направленные на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию

инфекционные заболевания — это

инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку
заболевания, обусловленные воздействием на организм человека различных химических (яды) и биологических агентов (бактерии, грибки, вирусы, прионы, простейшие).
группа заболеваний объединённых общими признаками (характерными медицинскими симптомами)

Индивидуальные предприниматели обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет

средств органов государственной власти
средств органов местного самоуправления
средств других организаций
собственных средств

Граждане имеют право:

на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил;
вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обращаться в органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с нарушениями требований законодательства создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Все варианты ответов верны

Смотрите так же:  Требования к образовательному подразделению

Имеют ли индивидуальные предприниматели и юридические лица право получать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах

да, имеют
нет, не имеют

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Все варианты ответов верны

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
по возможности осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства , критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
осуществлять гигиеническое обучение работников

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование

Обязаны
Не обязаны

Продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан

не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания
могут оказывать минимальное вредное воздействие на человека и среду обитания
могут оказывать вредное воздействие на среду обитания, не оказывая вредного воздействия на организм человека

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям обязаны

приостановить такую деятельность
изъять продукцию из оборота
принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку
(и/или)уничтожить ее
верно все

Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия

Не снимаются с производства в случае их реализации для дальнейшей переработки
немедленно снимаются с производства или реализации

Обязаны ли индивидуальные предприниматели и юридические лица приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила?

Жилые помещения, признанные в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания:

заселять допускается
предоставлять гражданам для временного проживания допускается
заселять или предоставлять гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается

Осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда обязаны:

индивидуальные предприниматели и юридические лица
сами работники
оба варианта верны

является ли необходимым требованием наличие санитарно-эпидемиологического заключения при осуществлении работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами?

Является
Не является

Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг осуществляется:

индивидуальными предпринимателями
юридическими лицами
индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами
сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой,

при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний
временно отстраняются от работы без выплат пособий по социальному страхованию
временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию

Обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками обязаны:

сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
индивидуальные предприниматели и юридические лица
руководство медицинских учреждений, на базе которых планируется прохождение медицинских осмотров

Допускаются ли к работе работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров?

не допускаются
допускаются по желанию руководителя производства

Данные о прохождении медицинских осмотров внесению в личные медицинские книжки и учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Подлежат
Не подлежат

Государственной регистрации подлежит продукция:

впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты потенциально опасные для человека;
внедряемые в производство и ранее использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты , потенциально опасные для человека;
отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека;
отдельные виды продукции, не представляющие потенциальную опасность для человека;
отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации.

Виды ответственности, устанавливаемые за нарушение санитарного законодательства:

дисциплинарная
административная
уголовная
гражданская

Санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления

Проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия страны являются одним из важнейших аспектов национальной безопасности в области охраны здоровья населения. Гигиенические проблемы, обусловленные загрязнением территории населенных мест отходами производства и потребления, остаются в числе приоритетных.

Недостатки в утилизации, переработке и захоронении токсичных промышленных отходов обостряют неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Законодательство об отходах

Вопросы оборота отходов производства и потребления регулируются федеральным законодательством.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г.: «Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно — эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно — эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством».

В соответствии со ст.11 Федерального Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 .06.1998 года индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

  • соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
  • разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
  • проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов.
Смотрите так же:  Приказ по оборудованию медицинского кабинета

Согласно ст.25. государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами включает в себя:

  • контроль за выполнением экологических, санитарных и иных требований в области обращения с отходами;
  • выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;

В соответствии с Федеральным Законом № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.199 г.:

Ст.11. «Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответс­твии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
— выполнять требования санитарного законодательства, а также пос­тановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц»
;

Ст.22. «Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Кроме того, в соответствии со ст.40 обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам представляющего потенциальную опасность для человека вида деятельности по обращению с опасными отходами.

Санитарные правила при обращении с отходами

За последние годы претерпели значительные изменения нормативные документы по проблеме обращения с отходами производства и потребления.

Санитарные правила СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно — противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (зарегистрировано в Минюсте РФ 30 октября 2001 г. N 3000) предусматривают составление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем программы (плана) производственного контроля.

Разработанная программа (план) производственного контроля согласовывается руководителем (заместителем руководителя) отдела Роспотребнадзора, осуществляющего государственный санитарно — эпидемиологический надзор за деятельностью юридического лица, индивидуального предпринимателя, и утверждается руководителем организации.

При осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов производства и потребления, предусматривать контроль, включая лабораторный, за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, хранением, переработкой и захоронением отходов производства и потребления.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2..7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (зарегистрированы в Минюсте РФ 12 мая 2003 г. № 4526), введенные с 15 июня 2003 г., отменили 4 ранее действовавших документа – по обращению с токсичными промышленными отходами, устройству и содержанию полигонов токсичных отходов, предельному количеству токсичных отходов, допускаемых для складирования на полигоны ТБО, и на территории предприятия.

Указанные правила устанавливают гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов).

Критериями гигиенической безопасности функционирования эксплуатируемых или закрытых объектов складирования являются предельно допустимые концентрации химических веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, в воде открытых водоемов и в почве, а также предельно допустимые уровни физических факторов.

Временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.

Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.

Критерием предельного накопления промышленных отходов на территории промышленной организации служит содержание специфических для данного отхода вредных веществ в воздухе на уровне до 2 м, которое не должно быть выше 30% от ПДК в воздухе рабочей зоны.

Классификация отходов по токсичности

В целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее — отходы) на среду обитания и здоровье человека с 30 июня 2003 г. введены СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» (Зарегистрированы в Минюсте 19 июня 2003 г. № 4755).

Правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека» (в отличие от нормативных документов природоохранного законодательства, где классы опасности отходов определяются в целях установления и предотвращения вредного воздействия на окружающую природную среду).

При определении классов опасности, кроме воздействия отхода на среду обитания, учитываются санитарно-эпидемиологические требования, направленные на создание безопасных условий труда в процессе обращения с отходами производства и потребления, принята во внимание канцерогенность вещества.

Установлены 4 класса опасности отходов. Определение класса опасности отхода осуществляется в соответствии с настоящими правилами, аккредитованными для данного вида работ организациями.

Класс опасности отхода определяется расчетным или (и) экспериментальным методом.

Отнесение отхода к 4 классу опасности (мало опасные) может быть сделано только на основании результатов экспериментального метода.

Состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованных в установленном порядке организаций. Ответственным за достоверность сведений о составе отхода является его производитель (собственник).

Данные по обоснованию класса опасности (токсичности) отхода представляются на утверждение в учреждения, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствующей территории Российской Федерации.

Установлены требования к документации, представляемой для утверждения класса опасности отходов производства и потребления.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза

В целях создания единого подхода к рассмотрению вопросов соответствия лицензируемого вида деятельности по обращению с опасными отходами санитарно — эпидемиологическим требованиям, для обеспечения необходимой полноты и качества проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и в соответствии со ст. 40 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ), приказом главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 24.07.2004 г. утвержден «Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и выдачи санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии заявленного лицензируемого вида деятельности (работ, услуг) по обращению с опасными отходами государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам» .

Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в Территориальное Управление Роспотребнадзора по Свердловской области:

  • заявку о проведении экспертиз и выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии заявленного вида деятельности (работ, услуг) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
  • материалы для получения лицензии на обращение с опасными отходами, подлежащие экспертизе (в объеме представления материалов в ГУПР по Свердловской области МПР России);
  • акт комплексного обследования (проверки по результатам мероприятий по контролю) предприятия по вопросам выполнения санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления специалистами соответствующего отдела Роспотребнадзора.;
  • проект программы производственного контроля, составленной в соответствии с заявленными видами деятельности, санитарными правилами СП 1.1.1058-01 и предусматривающей контроль за соблюдением СанПиН, СП, ГН, МУ.

Экспертиза проводится по поручению ТУ Роспотребнадзора специалистами ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» согласно Устава.

Юридическая значимость санитарных правил

Следует указать, что Факт регистрации санитарных правил в Министерстве юстиции Российской Федерации означает, что данный акт издан в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти, соответствует законодательству Российской Федерации и является нормативным правовым актом.

В соответствии с федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 199 года № 52-ФЗ (с изменениями на 9 мая 2005 года) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 39 пункт 1). В разработанных санитарных правилах должны быть предусмотрены и критерии безопасности и (или) безвредности, гигиенических и иных факторов среды обитания человека (статья 38 пункт 2 абзац 3), включающей в себя факторы окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека (статья 1 абзац 2).

Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти не должны противоречить санитарным правилам (статья 39 пункт 4).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 39 пункт3) и за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 55).