Важность требования знаний

Важность и ценность религиозных знаний

Дорогие братья и сёстры, о важности светских наук говорить не стоит, ибо наши люди и так знают и видят их пользу, поэтому стараются поступить в светские учебные заведения. Поэтому мы хотим остановиться на важности и ценности исламских наук.

Для человека нет большего несчастья и бедности, чем невежество в религиозных науках. Тем не менее большинство мусульман сегодня довольствуется своим невежеством.

Ислам – это путь, указанный Всевышним Аллахом. Это единственный путь, ведущий человечество к счастью в обоих мирах. А знания – это душа Ислама. Подобно тому, как тело без души разлагается, и Ислам без знаний приходит в упадок. В хадисе говорится: «Знания – это душа Ислама и опора религии» (хадис передал Абу Шайх).

Дорогие братья и сёстры, недруги Ислама пользуются недостаточностью исламских знаний у большинства мусульман. Наше оружие – Коран, хадисы, Шариат – они используют против нас же. Вырывая из контекста аяты Корана и хадисы, приводя их не к месту и не ко времени, они используют их для «подтверждения» своих убеждений, внушая людям, будто Коран и хадисы на их стороне. Ныне сектанты издают и распространяют среди мусульман разные листовки и брошюры, составленные таким образом.

Информационная война, которую ведут с нами наши враги, гораздо страшнее и губительнее, чем война с оружием в руках. Единственным нашим оружием, способным противостоять нашим недругам в этой информационной войне, являются знания. Исламские науки учат нас должному поведению на этом свете, посредством них мы познаём Всевышнего Аллаха, узнаём, как правильно поклоняться Ему, различаем дозволенное (халал) и запретное (харам). Они учат нас, как защищаться от врагов, разъясняют нам суть этого и потустороннего миров и какова разница между ними.

Как же сегодня уже взрослые люди могут приобретать исламские знания?

Источниками таких знаний являются исламские передачи на телевидении и радио, исламские газеты и маджлисы (собрания), уроки Ислама, которые проходят в мечетях, одобренные исламские книги и другая литература, исламские учебные заведения, в которых могут учиться и дети, и взрослые в удобное для них время. Много можно почерпнуть и в общении с истинным учёным-богословом (алимом), который постиг тонкости наук и ведёт себя в соответствии с имеющимися знаниями, спрашивая у него о том, как творить благое, и прислушиваясь к его наставлениям.

Дорогие братья и сёстры, если вас беспокоит то, что ваши дети, родные и близкие могут приобщиться к наркотикам, алкоголю, могут стать хулиганами, по ночам не приходить домой, увлекаться азартными играми, пропадать в игровых залах, стать эгоистами, не почитающими родителей и других людей, – если у вас есть такие опасения, то необходимо отправлять их учиться в исламские учебные заведения: институты, медресе, примечетские школы и т. д., ибо исламское воспитание исходит от Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Только такое воспитание гарантированно защищает человека от всего дурного и очищает общество от духовных пороков.

Тем не менее, находятся люди с поверхностным мышлением, которые утверждают, что после того, как разрешили свободно исповедовать религию, открылись мечети и медресе, пороков в обществе стало ещё больше. Дело в том, что одновременно с разрешением исповедовать религию разрешили и открыто пропагандировать и распространять пороки. Причём пропаганда пороков занимает несравненно большее место в СМИ, чем пропаганда религии. Некоторые чиновники изо всех сил стараются не допустить приобщения детей к Исламу в школах. Влияние религии ощущается в основном на той небольшой части общества, которая посещает мечети, медресе, другие исламские учреждения.

Дорогие братья и сёстры, теперь обратите внимание на то, какое большое значение придавал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приобретению знаний. Для нас должно быть достаточно даже одного хадиса Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который гласит: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки» (Табрани, Байхаки и другие). Но приобретать знания, стремиться к ним нас призывает не один этот хадис, а сотни хадисов. Приведём смысл лишь некоторых из них:

«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (то есть знанием) религии» (Аль-Бухари, Муслим). Из этого хадиса следует, что те, кто приобретает знания, – это люди, которых Аллах одарил особым благом.

«О люди, знания приобретаются в результате стремления к ним» (Табрани). То есть, чтобы стать обладателями знаний, необходимо стремиться к ним, проявлять старание.

«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай» (Муслим, Хаким, Тирмизи и др.).

«…Поистине и ангелы простирают крылья под тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие).

«“Добро пожаловать, искатель знаний”, – с такими словами окружают ангелы того, кто стремится к знаниям. Затем ангелы встают друг на друга, и так они доходят до ближайшего неба, выражая любовь к знаниям, к которым тот стремится» (Имам Ахмад, Табрани, Хаким, Ибн Маджа и др.).

«Кто умрёт, будучи в поисках знаний, тот встречается с Аллахом на таком уровне, при котором между ним и пророками остаётся лишь одна ступень (пророчества)» (Табрани).

«Какой бы раб Божий ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением его грехов, совершённых ранее» (Тирмизи, Табрани).

«Никто не приобретал что-либо ценнее знаний, наставляющих человека на путь истины и оберегающих его от всего пагубного» (Табрани).

«Если искатель знаний встретит смерть в поисках знаний, то он умирает шахидом» (Табрани, Баззар).

«О Абу Зарр, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов» (Ибн Маджа).

«Нет пользы от мира сего и от всего, что в нём есть, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося» (Тирмизи, Байхаки, Ибн Маджа и др.).

«Кто бы ни изучил один раздел науки с тем, чтобы обучить этому других, тот получит воздаяние, равное воздаянию семидесяти правдивейших (сиддиков)» (Дайлами). (Сиддики – самые близкие к Аллаху люди после пророков.)

«Изучение наук в течение часа лучше поклонения в течение всей ночи. Изучение наук в течение дня лучше поста в течение трёх месяцев» (Дайлами).

«Знания укрывают все недостатки, а невежество выявляет их все» (Дайлами).

«Учёные-алимы – это светочи на земле, преемники пророков и наследники мои и других пророков» (Ибн Адийн).

«Когда у моста Сират встретятся алим и абид (старательно поклоняющийся, не изучая науки), абиду скажут: “Вступай в Рай и наслаждайся, это тебе за поклонения твои”. А алиму скажут: “Ты подожди, ты можешь ходатайствовать (шафаат) за кого пожелаешь, и твоё ходатайство будет принято”. В тот день алимы будут подобны пророкам». То есть алимы могут помочь другим подобно пророкам (Абу Шайх и Дайлами).

Тирмизи приводит хадис о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Достоинство алима по сравнению с достоинством абида таково же, как моё достоинство по сравнению с наименее достойным из вас. Над тем, кто учит людей добру, смилостивится Аллах, и за него читают мольбу ангелы и обитатели земли и небес, даже муравьи в муравейниках».

«Больше всех в День Суда будет печалиться тот, кто имел возможность изучить науки, но не изучил» (Ибн Асакир).

«Обеспечение пропитанием того, кто занят изучением наук, Аллах берёт на Себя».

«Сон обладающего знаниями лучше намаза невежды» (Абу Ну‘айм).

«В День Суда ставят на весы чернила учёных-богословов и кровь шахидов, и чернила алимов перевешивают кровь шахидов» (Дайлами).

«Стремящийся к знаниям среди невежд подобен живому среди мёртвых» (Аль-Асакир).

«Алим, от которого исходит польза, лучше тысячи абидов» (Дайлами).

«Один алим для шайтана тягостнее ста абидов» (Табрани).

«Уровень алима на семьдесят степеней выше уровня абида, и между каждыми двумя ближайшими степенями расстояние как между небом и землёй» (Дайлами).

«Приобретай знания, даже если для этого придётся отправиться в Китай, ведь приобретение знаний – долг каждого мусульманина» (Байхаки, Ибн Ади и др.).

«Кто ищет знания, того ищет Рай, а кто стремится к ослушанию Аллаха, того ищет Ад» (Ибн Наджар).

«Кто отправится в мечеть с намерением обучаться благому или обучать других этому, тот получит воздаяние как за совершение полноценного хаджа и полноценной умры (малого хаджа)» (Табрани, Хаким).

«В День Суда Аллах соберёт алимов и скажет: “Я вложил мудрость в ваши сердца не для того, чтобы подвергать вас мучениям. Ступайте в Рай!”»

Всевышний Аллах в высокочтимом Коране говорит (смысл): «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Аз-Зумар», аят 9).

В Коране также сказано (смысл): «Аллах возвысит на том свете (в Ахирате) правоверных среди вас, а тех, кому дарованы знания, возвысит на много степеней» (сура «Аль-Муджадалат», аят 11).

Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах) так истолковал этот высокочтимый аят: «Уровень алимов выше уровня уверовавших на семьсот степеней, между каждыми двумя ближайшими из них расстояние пятьсот лет ».

В досточтимом Коране ещё немало аятов, указывающих на высокочтимость знаний и их обладателей.

В достоверном хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, тоже говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пример истинного пути, с которым меня послал Аллах, и знания – это пример обильного дождя: часть его падает на плодородную землю, и там вырастает густая зелёная трава; другая его часть падает на твёрдую землю, и вода собирается , и Аллах делает её полезной для людей – они пьют её и орошают ею земли. часть его падает на песчаные земли, они не удерживают влагу, на них не растёт трава… Той благой (плодородной) земле подобны те, кто изучил религию Аллаха, кому помог Аллах посредством знаний, с которыми был послан я, кто изучил науки и обучил им других… Худой земле, которой дождь не приносит пользы, подобен тот, кто даже голову не поднял ради того истинного пути, с которым был послан я, и не воспринял его».

В хадисе, приводимом Ибн Абд аль-Бари, говорится о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Приобретайте знания, ибо это – богобоязненность, стремление к ним – это поклонение (ибадат), обсуждение их – это славословие (тасбих), расспросы, связанные с ними, – это джихад, обучение им незнающего – это милостыня (садака), передача их достойному – это деяние, которое приближает к Аллаху. Знания очерчивают границу между дозволенным (халал) и запретным (харам), они – светила на пути в Рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твоё украшение среди друзей.

Аллах возвышает некоторых знаниями и делает их предводителями дел добрых, распространяет их наследие. Люди берут с них пример, прислушиваются к их советам, ангелы стремятся к дружбе с ними и ласкают их крыльями своими; всё сухое и сырое, и рыбы в воде, и насекомые, и животные суши, и домашние животные – все просят Аллаха о прощении их (т. е. тех, кого Аллах возвысил знаниями) грехов. Потому что знания оживляют сердца от невежества, освещают мрак. Знания возвышают раба Божьего до уровня праведников. Размышления о науках сравнимы с соблюдением поста, чтение – с ночным бдением в поклонении. Знания способствуют скреплению родственных уз, посредством них различают благое и дурное. Они – предводитель деяний благих, ибо деяния следуют за знаниями. Ими одаривают благих, а дурные лишаются их» (Ибн Абд аль-Бари и другие).

Смотрите так же:  Судебные приставы климовска

Дорогие братья и сёстры, как может сердце мусульманина успокоиться и не стремиться приобретать знания, если он узнал о таких достоинствах знаний, узнал о благах, приносимых знаниями?! Как можно не заботиться о том, чтобы дети или внуки обучались исламским наукам?!

Каждый умственно полноценный и достигший совершеннолетия мусульманин и каждая мусульманка обязаны приобрести определённый уровень исламских знаний, а также обучить своих детей. К таким обязательным знаниям относятся: знание шести основ веры (имана); знание пяти основ Ислама; знание ихсана (тасаввуфа), то есть науки об очищении сердца от пороков и об облагораживании нрава; знание смысла шахады; знание арканов (обязательных составных частей) и шурутов (условий) намаза и поста; для имущих – знание необходимого о закяте и хадже; знание обязательных, недопустимых и возможных качеств (сыфатов) Аллаха; знания о том, как уверовать в ангелов Аллаха; знание имён ангелов и пророков, упомянутых в Коране и хадисах; знание обязательных, недопустимых и возможных сыфатов пророков; краткие знания о жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха); знание имён предков, детей и жён Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха); знание того, как уверовать в Судный день; знание о распространённых среди людей грехах; знание своих функциональных обязанностей для тех, кто работает или служит, и знание того, как не допустить несправедливости при этом; знание грехов языка, глаз, ушей, рук, ног, утробы, половых органов, с тем чтобы не допускать их. Приобретать эти обязательные знания мусульманин и мусульманка обязаны, даже если для этого придётся отправиться в далёкий Китай или расходовать столько же средств, сколько необходимо для совершения хаджа.

Что касается знаний, превышающих этот минимум, то чем больше человек знает, тем больше счастья он приобретает, тем крепче станет его вера и тем больше усовершенствуется его разум.

Для разума приобретение знаний подобно заполнению пустого кармана деньгами; знания для человека – что вода для рыбы. Имам аль-Газали пишет, что именно знания возвышают человека над животными.

Да поможет нам Аллах неустанно, отбросив лень, приобретать полезные знания. Аминь!

Важность требования знаний

О ВЕЛИЧИИ И ДОСТОИНСТВАХ ЗНАНИЯ
Чтобы указать на величие и достоинство знания, достаточно привести аят, в котором Всевышний Аллах велел Своему пророку (мир ему и благославение Аллаhа) просить Его прибавить ему знания:
?И говори: «Господь мой, прибавь мне знания»? (Та ха 20: 114).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: «В этом аяте содержится указание на достоинство знания, ибо Аллах не повелел Своему пророку r просить прибавить что-либо, кроме знания! И под ?знанием? подразумевается шариатское знание«. См. «Фатхуль-Бари» 1/141.
Со слов Хузайфы передается, что пророк (мир ему и благославение Аллаhа) сказал: ?Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие?. аль-Хаким, аль-Баззар. Хадис достоверный. См. ?Сахихуль-джами’? 4214.
Также посланник Аллаха (мир ему и благославение Аллаhа) сказал: ?Кто пришел в мечеть, желая обучиться благому или обучить благому, тому запишется награда человека, совершившего полноценный Хадж?. ат-Табарани. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани. См. «Тахриджуль-Ихъя» 2/317 и «Маджма’у-ззауаид» 1/123.
Также пророк (мир ему и благославение Аллаhа) сказал: ?Тот, кто вышел на пути поиска знаний, находится на пути Аллаха, пока не вернется?. ат-Тирмизи 2647. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Имам аз-Зухри сказал: «Нет лучшего поклонения Аллаху, чем постижение Его религии». См. «Тухфату талибиль-‘ильм» 24.
Прекрасно о достоинствах знания сказал имам аш-Шафи’и: «Достаточно знанию достоинства в том, что его приписывает себе даже тот, кто им не обладает, и радуется, когда его приписывают ему. И достаточно позора невежеству, что от него пытается отречься даже тот, кому оно присуще, и гневается, когда его приписывают ему!» аль-Байхакъи в «Манакъибу-Шшафи’и» 155.

Знание прежде слов и деяний
Всевышний Аллах сказал:
?Знай, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех? (Мухаммад 47: 19).
Имам аль-Бухари назвав главу в своем ?Сахихе?: «Знание ? прежде слов и деяний!», привел этот аят, а затем сказал: «И начал Аллах со знания!» См. «Сахих аль-Бухари» 1/211.
Ибн аль-Мунийр сказал о словах аль-Бухари: «Он имел в виду, что знание является условием правильности слов и деяний». См. «Фатхуль-Бари» 1/211.
‘Али ибн Абу Талиб говорил: «Нет блага в том поклонении, в котором нет знания, и нет блага в том знании, в котором нет правильного понимания!» Абу Хайсама в «Китабуль-‘ильм» 144, аль-Аджурри в «Ахлякъуль-‘уляма» 45. Иснад достоверный.
Аль-Азди рассказывал: «Однажды я спросил Ибн ‘Аббаса о джихаде, и он сказал мне: «Разве ты не хочешь, чтобы я известил тебя о том, что лучше, чем джихад?» Я сказал: «Конечно!» И он сказал: «Построй мечеть и обучай в ней обязанностям (фард), суннам и фикъху религии». аль-Фасауи в «аль-Ма’рифа» 3/503, Ибн ‘Абдуль-Барр в ?аль-Джами’? 1/31.
Спросили имама Ахмада: «Что лучше для человека, у которого есть пятьсот дирхамов, потратить их на джихад или потратить их на требование знаний?» Он ответил: «Если этот человек является несведущим, то для меня предпочтительней требование знаний». См. «аль-Адабу-шшар’ия» 2/40.
Ибн аль-Къайим сказал: «Знание ? руководитель деяния (аль-‘ильму имамуль-‘амаль), а деяния ? последователи знания и ведомые им».
Он также сказал: «Всякое деяние, не ведомое знанием, не имеет пользы для того, кто совершает его. Наоборот, оно приносит ему вред, как об этом говорили некоторые саляфы: «Кто поклоняется Аллаху без знания, зло которое он принесет, перевесит добро, которое он может принести».
Он также сказал: «Деяния принимаются или отвергаются в зависимости от того, соответствуют ли они знанию или же противоречат ему. Деяние, которое соответствует знаниям, принимается, а то, которое противоречит им, отвергается». См. «Мифтаху дари-сса’ада» 83.
Есть только два руководства ? знание и страсть, и третьего нет! Всевышний Аллах сказал:
?А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто следует своим страстям, без верного руководства от Аллаха?? (аль-Къасас 28: 50).
Всевышний Аллах также сказал:
?Воистину, многие вводят в заблуждение своими страстями, не обладая знанием? (аль-Ан’ам 5: 119).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Каждый, кто не следует за знанием, следует за страстью!» См. «аль-Амру биль-ма’руф» 37.
Ибн аль-Къайим сказал: «Аллах разделил дела на два вида, и нет третьего. Либо следование за тем, что пришло от Аллаха и Его посланника r, либо же следование за страстью. Любая вещь, с которой не пришел посланник Аллаха r, является страстью «. См. «И’лямуль-муакъи’ин» 1/81.
Сообщается от Абу Умамы, что посланник Аллаха (мир ему и благославение Аллаhа) сказал: ?Три вещи являются гибелью: жадность, которой повинуются; страсть, за которой следуют; и восхищение человека самим собой?. ат-Табарани 54/52, аль-Къада’и 325. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Абуль-‘Алия говорил: «Остерегайтесь страстей, которые вызывают вражду и ненависть между людьми!» аль-Аджурри в «аш-Шари’а» 61.
К великому сожалению есть множество мусульман в наши дни, чьим руководством являются не Коран и Сунна, а страсть и эмоции!
Мусульманин не должен говорить что-либо о религии или делать что-то до тех пор, пока он не узнает об этом все необходимое, ибо совершение дел без знания может принести огромный вред как ему самому, так и другим. Поистине, человек, действующий без знаний подобен блуждающему во мраке. ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Aзиз сказал: «Тот, кто поклоняется Аллаху без знания, приносит больше вреда, чем пользы». Ахмад в «аз-Зухд» 365. Иснад достоверный.

Mycykoff
джазакаЛлаху хайран.

Следует отметить, что в аятах Къурана и хадисах написанных выше, а также в других похожих аятах и хадисах, в первую очередь подразумевается знание в области религии. Так как знания в религии позволяют человеку прожить дальнейшию жизнь согласно повелениям Всевышнего и тем самым заслужить милость Его и вечный рай. Это же ведь важнее всего.
Знания же в других областях, полезных для нашей жизни тоже очень важны, но идут второй очередью..

● СТЕНОГРАММА: ВАЖНОСТЬ ТРЕБОВАНИЯ ЗНАНИЯ (ибн Баз) ●

│Стенограмма лекции шейха Абдуль’Азиза ибн База (رحمه الله) «Важность требования знания» |

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, Господу Миров и благой исход дел лишь только для богобоязненных. Мир и молитва его рабу и посланнику, самому чистому созданию из числа его творений — его пророку Мухаммаду ибн ‘Абдиллях, да благословит его Аллах и приветствует, его семейство, сподвижников и тех, кто последовал за ними по этому прямому пути вплоть до Судного дня. А затем:

Я благодарю Всевышнего Аллаха за то, что Он облагодетельствовал нас тем, что дал возможность присутствовать на этой встрече с нашими дорогими братьями по вере и благородными сынами с целью наставления, увещевания, взаимопомощи в благочестии и богобоязненности и разъяснения преимущества и важности требования шариатского знания, и того, что связано с этим из числа великих благ и общих польз для того, кого Аллах удостоил этого знания и направил на его приобретение. Я прошу у Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал благословенной нашу встречу и привёл в порядок наши сердца и дела, укрепил нас на Его религии, помог религии и возвысил Слово своё, и наставил наших правителей к тому, что приносит пользу для рабов Аллаха и для страны, а также привел в порядок дела всех мусульман, опекал и покровительствовал им, поистине, Аллах — наилучший покровитель!

Мои дорогие братья! В соответствии с поступившим предложением от исламского университета темой сегодняшней лекции является «Важность требования знания», ибо положение знания очень великое и необходимость в нём во все времена указывает на это. Употребляемый неограниченный иным текстом термин » ‘Ильм » («Знание») среди всех мусульман имеет значение знания шариата, т.е. знание того, что сказал Аллах и Его посланник, знание, посредством которого узнаются права Аллаха и права Его рабов. Это знание, которое приводит его обладателя, который жил в соответствии с ним, к обители счастья и благосклонности Всевышнего. Это знание, посредством которого людям указывается путь ко всем благам. Это знание того, что Аллах вменил им в обязанность и знание того, что Он запретил. Посредством этого знания распознаются причины счастья, в котором обращаются верующие мужчины и женщины в своей жизни и отстраняются от всех причин, ведущих к погибели.

Аллах множество раз указал на преимущество знаний и его обладателей в своей Книге и через уста Его Посланника, да благословит Его Аллах и да приветствует. Из этих указаний слова Всевышнего Аллаха: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, достойного для поклонения, кроме Него, а также его ангелы и обладающие знанием, поддерживая справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого» (3 сура, 18 аят). Известил Всевышний о том, что Он свидетельствует, что нет божества, кроме Него и Он является наилучшим и наисправедливейшим Свидетелем. Нет достойного для поклонения, кроме Аллаха, Он засвидетельствовал это сам о Себе, Он является наивеличайшим Свидетелем. Как сказал Всевышний: «Так знай, что нет божества, кроме Аллаха», а также сказал: «И ваш Бог — Бог Единый, нет божества, кроме Него, Он Милостивый и Милосердный», также как сказал Всевышний: «Поистине, ваш Бог — Бог Единый. Нет божества, кроме него. Он объял Своим Знанием всякую вещь». Также сказал Всевышний: «Им было велено поклоняться только Единому Аллаху, будучи искренними единобожниками».

Смотрите так же:  Отсылочные нормы международного права

Он Аллах, Один Единый, лишь только Он достоин поклонения, Ему принадлежат прекрасные Имена и наивысшие качества. Он совершенен в своих Именах, Качествах, Сущности, делах, Нет Ему подобного, нет Ему сотоварища, нет примера Ему и Он не подобен своим творениям. Аллах засвидетельствовал Сам о Себе, что Он Единый Бог, который достоин поклонения, как сказал Всевышний: «Это потому что Аллах является истиной, а то, к чему они взывают помимо Него, является ложью». Также сказал Всевышний: «И заповедовал вам ваш Господь поклоняться только Ему». Также сказал Всевышний: «Тебе мы поклоняемся и у Тебя мы просим о помощи». Т.е. лишь только Тебе Единому мы поклоняемся и лишь только у Тебя мы просим о помощи. Поклонение является лишь только правом Аллаха, оно не принадлежит ангелам, пророкам, идолам, деревьям, камням, джиннам и всему прочему. Они не являются соучастниками Аллаха в поклонении, это лишь только право Аллаха.

Потом Аллах привёл в качестве свидетелей Его ангелов. Это Его благородные рабы, которые непременно выполняют то, что им было велено. Аллах знает их будущее и их прошлое, никто из них не станет заступаться перед Ним без Его дозволения и они от страха перед Ним смиренные. Они свидетельствуют, мир им, что Аллах является Единым истинным божеством, достойным поклонения. После чего Всевышний привёл в качестве свидетеля обладающим знание, которые знают Аллаха и Его религию. Из них пророки и посланники, люди и джинны, мужчины и женщины — они истинно свидетельствует о Его единстве и что только Он достоин поклонения (хвала Ему Всевышнему!). И это великий почёт для ангелов и тех, кто обладает знанием. Они свидетельствуют о том, что их Создатель и Творец является Единым божеством и нет достойного для поклонения, поистине, кроме Него. Обладающие знанием — это выражение, которое обобщает пророков, посланников, ангелов, а также учёных, которые являются наследниками пророков из числа людей и джиннов, мужчин и женщин.

Необходимо приобретать знание с серьёзностью, высоким стремлением, брать все вспомогательные причины к этому, а это изучать наизусть матны, пособия краткого содержания, повторение, сохранение времени, обращаться с вопросами, в чём есть трудность, повторение прошедшего материала вместе со своими друзьями, обращение к учёным в момент трудности и непонимания, как сказал Всевышний: «Спросите обладателей знания, если вы не знаете». А также из великих преимуществ требования знания, как на это указал посланник Аллаха (салляЛЛаху алейхи уа салляма): «Тот, кто выйдет в поисках знания, то Аллах облегчит ему путь в Рай». (Хадис приведён в сборнике имама Муслима). Этот хадис обобщает пути приобретения знания как материальные, так и моральные. Моральные средства — их очень много, такие как повторение, учёба, обращение к Аллаху с мольбами, изучений пособий, аятов, хадисов. Также материальные пути такие как поездка с целью приобретения знания, хождение из одного кружка знания к другому, из мечети в мечеть, посещение учёных и обращение к ним с вопросами, повторение знания вместе с товарищами — все эти пути ведут к приобретению знания.

Так, наши праведные предшественники уезжали с целью приобретения знаний и преодолевали огромные расстояния с запада на востока, с востока на запад, с земли Хиджаза во все концы земли и из всех краёв земли в Мекку и Медину. Всё это ради приобретения знания. Они переносили тяготы этого пути более чем устают люди в наши дни. Многие из них проходили пешком огромное расстояние, даже если двигались на верблюдах, всё это требовало великих усердий и сил.

На сегодняшний же день это положение стало намного легким — путешествовать по миру с целью приобретения знаний и других нужд. Необходимо требующему шариатское знание (толибуль ‘ильм) стремиться и предпринимать все внешние и внутренние причины для приобретения этого знания. На это указывает этот хадис: «Тот, кто выйдет в путь в поисках знания, тому Аллах облегчит путь в Рай». И недостаточно того, чтобы учиться или числиться в одном из учебных заведений, находясь на каком-либо факультете, но необходимо дополнительно проявлять сильную озабоченность шариатским знанием посредством повторения, чтения полезных правильных книг, обращения к учёным с вопросами, чтобы извлечь пользы и отдалить от себя трудности.

И наш великий пример в наших праведных предшественниках. Пророк Аллаха, его посланник Муса (мир ему) вышел в столь долгий путь в страны Шама, к слиянию двух морей с целью встретить Хидра и приобрести от него полезное знание, несмотря на то, что являлся посланником Аллаха, непосредственно разговаривающим с ним. Также одна из величайших причин сохранности — это приобретение шариатских знаний и понимание религии и оно является единственным средством к познанию того, что приказал Аллах и то, что запретил, то, что ведёт к довольству Аллаха и то, что отдаляет от Его гнева. Нет другого средства, кроме знания. А знание — это то, что сказал Аллаха и то, что сказал его посланник, как сказал Аллах: Верующие мужчины и верующие женщины являются друзьями друг другу, призывают друг друга к одобряемому и запрещают порицаемое, совершают молитву и выплачивают закят и подчиняются Аллаху и его Посланнику. И помилует их Всевышний Аллах. Поистине, Аллах Могущественный, Мудрый. Эти великие качества приобретаются по милости Аллаха лишь по причине знания, по причине знания осуществляется полноценность имана, конечно же, после наставления Великого Всевышнего Аллаха к этому. Посредством этого познаются права брата и сестры в Исламе, как Аллах разъяснил нам в этом аяте: «Верующие являются друзьями друг другу». Эта дружба опять же познается через знание во избежание причинения вреда своей брату или сестре в Исламе посредством хулы, клеветы, сквернословия, предательства, обмана и других дел, которые противоположны дружбы, а также знание, как призывать к одобряемому, как удерживать от порицаемого, знание, как совершать молитву, как выплачивать закят тем образом, как приказал Всевышний Аллах, как подчиняться Аллаху и Его посланнику. И после чего всё это Аллах связал со своей милостью, сказав: «И помилует их Всевышний Аллах». По причине всех этих великих благородных качеств, которые осуществляются по милости Аллаха и посредством полезных знаний, приобретается милость Аллаха и Его Рай.

И не надлежит требующему знания (толибуль ‘ильм) удовлетворяться лишь только учебной программой, которая установлена в его учебном заведении. Но необходимо, чтобы он обладал высокой целеустремлённостью в приобретении ‘ильма, приобретал его разными путями и средствами в дополнение к своей учебной программе. Необходимо стремиться к увеличению знания и устранению невежества, повторению знания с благочестивыми приятелями, чтение полезных книг с целью устранения трудностей и поиск доказательства, и отдаление сомнений, ответ противоречащим с целью, чтобы эти познания в той или иной области стали достаточными и обладать твёрдым знанием во всём.

Я прошу Всевышнего Аллаха наставить меня и вас на приобретение полезных знаний и совершение праведных дел, очистить наши сердца и наши дела, наставить нас всех на прямой путь и помочь нам в борьбе против зла наших душ и зла наших дел. Наставить всех мусульман и руководителей мусульман ко всем благам и счастью в обоих мирах, а также наставить наших руководителей ко всем благах и воздать им за их старания в благих делах лучшей наградой, ведь благосостояние мусульман и благосостояние всей страны и её жителей, поистине, Аллах Щедрый, Великий. И да благословит Аллаха нашего пророка Мухаммада, его семейство, его сподвижников и всех тех, кто последовал за ними.

Да вознаградит вас Всевышний Аллах лучшей наградой, наш благопочтенный шейх, у нас имеется множество вопросов, на которые шейх ответит в зависимости от его свободного времени.

Вопрос 1. В наши дни требование светских бытовых знаний вытеснило требование шариатских знаний и многие мужчины и женщины стали невежественными относительно большинства вопросов их поклонения и отношений между друг другом. Так многие не находят времени для изучения своей религии. Объясните, каков обязательный уровень наличия шариатских знаний и является ли человек грешников, если оставляет изучение религии?

Ответ: Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь Аллаха по мере ваших возможностей». Обязательный уровень знаний — это те знания, которые дают тебе понимание того, что приказал тебе Аллаха и то, что запретил — это является обязательным знанием. А также необходимо изучать из религии то, в чём нельзя быть невежественным, также надлежит и женщинам изучать из религии то, что надлежит им знать, а это знание таухида (единобожия) и то, что противоречит ему, знание имён и качеств Всевышнего Аллаха и то, что соответствует Его Величию, также знание прав Аллаха на Его рабов из различных видов поклонения Ему и знание того, что Он запретил из числа грехов, чтобы посредством этого поклоняться Аллаху на знании. Что касается помимо этого, как изучение различных полезных наук, изучение желательных действий и нежелательных, то это является великим преимуществом, но не является обязанностью. Является преимуществом, как сказали учёные, фард кифайя, достаточная обязанность. Да, необходимо, чтобы были учёные, знающие эти науки, но обязанностью является знание того, в чём не разрешается быть невежественным. Обязательно знать для человека, для чего он был создан и то, чем обязал его Всевышний Аллах из подчинения Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и да приветствует), знать то, что Аллах запретил ему — если он узнал всё это, то выполнил свою обязанность и дальнейшее изучение религии для него становится желательным. И дополнительное расширение религиозных знаний в этом случае для него является из раздела благих желательных дел. И, конечно же, тогда, когда Аллах дарует своему рабу свободное время, то для него наиболее важнее занять его требованием полезных знаний для того, чтобы помочь себе и людям.

Следующий вопрос: Насколько правильно изречение говорящего: «Я требую знание ради знания». Являются ли эти слова противоречащими искренности в приобретении знания?

Ответ: Под этими словами в большинстве случаев подразумевается то, что человек приобретает знание по причине его столь высокого превосходства, но не с целью показухи и похвалы людей. Это имеется ввиду в большинстве случаев, т.е. то, что он требует знание ради Всевышнего Аллаха, изучая, то, что приказал Всевышний Аллах и то, что запретил, не требует их ради выгод ближайшей жизни, но если же, конечно, он изучает религию с той целью, чтобы про него сказали, что он учёный, а не для того, чтобы посредством этого знания подчиняться Всевышнему Аллаху и Его посланнику, то он является показушником, потерпевшим убыток. Что касается мусульманина, то я не думаю, что он может говорить с таким смыслом. И в большинстве случаев эти слова имеют хороший смысл то, что он учится по причине превосходства знания и по той причине, какая награда полагается ему за это знание. А тот, кто изучает эту религию ради похвалы людей или выгод ближайшей жизни, то, безусловно, это показуха и он потерпевший убыток.

Смотрите так же:  Арбитражный суд это госслужба

Вопрос: Является ли достоверным хадис: «Тот, кто вышел в путь, желая приобрести знания, то он на пути Аллаха до тех пор, пока не вернётся»?

Ответ: Я не знаю этого хадиса, но является хадис достоверным: «Тот, кто вышел на пути знания, то Аллах облегчит ему путь в Рай» (Этот хадис находится в сборнике имама Муслима, хадис достоверный).

Вопрос: Уважаемый шейх, мы осознали величие и превосходство религиозных знаний и устремились к его приобретению, но в реальности мы столкнулись с множеством противоречий и расхождений и можно увидеть то, что строилось в течение года, можно разрушить за одну ночь и подрастающее поколение исламского общества развивается, будучи переполненной множествами расхождениями и противоречий, утром читают, гласящий об обязанности хиджаба, а под вечер уже находят то, что противоречит этому. Какова же наша позиция относительно всего этого?

Ответ: Это не что иное как испытание и экзамен, особенно это выражается перед Судным днём. Это наше время — отчуждённость от религии. И необходимо проявлять терпение, как сказал посланник Аллаха (салляЛЛаху алейхи уа салляма), что придёт время, когда терпеливый в своей религии будет подобен несущему горячие угли. Также сказал посланник Аллаха (салляЛЛаху алейхи уа салляма): «Ислам начался странным и вернётся странным, так Туба (дерево в Раю) для странных», когда же его спросили: «А кто такие странные?», он сказал: «Это те, кто облагораживает и приводит в порядок то, что испортили люди» и в другом риваяте: «Это те, кто приводит в порядок посредством моей Сунны то, что испортили люди». В хадисе, передаваемом от Абу Са’лябы, посланник Аллаха (салляЛЛаху алейхи уа салляма) сказал: «Награда одного из них как 50 ваших наград», сподвижники спросили: «Из нас или из них?» Он сказал: «Из них».

Причина этого — малочисленность помощников и сторонников и множество сомнений и испытаний, множество путей заблуждения и призывающих к нему и поэтому терпеливый в это время на знании и практику этого знания, его награда подобна 50 наградам сподвижников. Потому что в начале возникновения Ислама они нашли сторонников, помощников, была сила, была мощь и противостояние противникам, а перед Судным днём всё наоборот — множество врагов, заблудших призывающих, малочисленность помощников и сторонников, множество сомнений и испытаний, поэтому столкновение между ложью и истиной перед Судным днём очень сильное. Необходимо терпеть на изучении истины, а после — жить в соответствии с ней и по мере возможности призывать к одобряемому и запрещать порицаемое, чтобы претворить в жизнь эти знания и здесь имеются ввиду как основы, так и второстепенные положения Ислама. И это всё является причиной великой награды и множества благодеяний тому, кто терпел и надеялся на награду. И тот, кто учит знанию, его знание прибавляется. И тот же ответ противоречащим также расширяет, увеличивает знание и понимание религии, помогает устранить ошибку и сомнения и распространить среди людей истину.

Следующий вопрос: Некоторые люди видят дозволенность работы женщины вместе с чужим мужчиной, например, как работа в больнице, доказательством они берут пример некоторых сподвижниц, которые участвовали в походах и заботились о раненых сподвижниках. Какого же истинное положение этого в Исламе?

Ответ: Положение этого в Исламе известно. Обязанностью является для женщины работать вместе с женщинами, а мужчинам работать вместе с мужчинами. Необходимо верующим мужчинам и верующим женщинам опасаться запретного уединения, которое может привести к разврату, к распространению нечестия и совершению порицаемого. Всевышний Аллах приказал верующему мужчине и женщине отдаляться от всех причин, ведущих ко злу. Нет сомнения в том, что запретное уединение — одна из причин, ведущих к распространению зла. Несомненно, то, что работа женщины с женщинами, а мужчины — с мужчинами — одна из причин, обеспечивающих сохранность и безопасность. Поэтому как сказал Всевышний: «И ваше местопребывание — в ваших домах и не одевайтесь так, как вы одевались во времена джахилии». Это сказал Всевышний потому что эти причины обеспечивают сохранность. Также как сказал Всевышний: «И скажи верующим мужчинам, чтобы они потупляли свои взоры и охраняли свои половые органы. Поистине, Аллах сведущ в том, что они творят», также как сказал Аллах Всевышний: «И скажи верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры и охраняли свои половые органы», также сказал Аллах Всевышний: «И если вы будете их спрашивать, то спрашивайте через завесу, это чище для ваших сердец и для их сердец».

Для каждого пола своё местопредназначение и каждому необходимо усердствовать и приносить пользу на своём поприще. А что касается работы женщины во время походов, то их вынудила к этому необходимость по причине малочисленности мусульман на то время и сильная потребность в том, кто будет помогать в лечении больных и раненых, доставлять медикаменты, провизию. В подобных случаях, если к этому склоняет сильная нужда и используются все методы сохранности и обеспечения целомудренности, то подобные действия разрешены. Также, к примеру, если отсутствует врач-мужчина, специализирующийся в области определенного заболевания, то разрешается воспользоваться услугами врача-женщины, используя при этом все средства, обеспечивающие сохранность и отдаление от греха. И ни в коем случае не надлежит сопоставлять людей того времени с нынешным поколением, которые слабы в своей религии, слабы в богобоязненности и стеснительности. А то поколение описано лишь только похвальными качествами, они обладали крепкой религией, богобоязненностью, были достойны доверия. Поэтому не сравнятся те и эти. Поэтому мы нуждаемся в высококвалифицированных врачах из числа мужчин и женщин, врачи-мужчины лечат мужчин, врачи-женщины лечат женщин. В новое время острой острой необходимости существуют конкретные положения, связанные с этим.

Обращается спрашивающий: АсСаляму алейкум уа рахматуЛЛахи уа баракятуху. Религия Ислам является одним целым, но мы видим, как в нашем университете и в иных местах, что она делится на разделы: раздел по фикъху, раздел по акъыде и можно увидеть человека, специализирующегося в науке трактования смыслов Священного Корана, совершенно некомпетентным в науке Акъыда. Объясните нам сущность всего этого. Да вознаградит вас Всевышний Аллах.

Ответ: Да, это известно. Так же ученые прошлых столетий. У каждого из них была специализация в определённых науках. Например, тот, кто обладал знанием тафсира, он был ограничен в другом знании: знании шариатских положений, разногласий в определенных вопросах, знании о состоятельности док-ва и тому подобные. И, возможно, учёный по арабскому языку и грамматике не обладает тем уровнем знания шариатских наук для того, чтобы преподавать. Для каждого знания — свои обладатели, которые специализируются в нём и это нисколько не вреди. Как и в прошлые времена в знании хадисоведения — определенные мужчины, в знании юриспруденции определенные мужчины, в знании истории — определенные мужчины, в языковедении — определенные мужчины и так же человек приобретает знания от тех, кто специализируется в этих науках, к примеру, получает знания по тафсиру от того, кому Аллах даровал это знание, далее — по хадису и то, что связано с хадисом, и с его терминологией, цепочкой передавания, следующий урок по усуль аль-фикх, следующий урок по грамматике и арабскому языку и т.д. В этом нет проблемы, нет разногласий, никакой путаницы, без разницы преподаются все эти науки на одном факультете в одном месте или в разных местах.

Вопрос: Часто в наши дни в исламском мире появляются так называемые учёные, которые пытаются подогнать Ислам под действительность людей, но не действительность людей под Ислам, тем самым, они изменяют смыслы текстов, занижая состоятельность достоверного доказательства и подвергает критике того, кто неукоснительно следует за шариатским текстом. Какова позиция требующего знания относительно таковых учёных?

Ответ: Это не является новой тенденцией, но имеет место в прошлые столетия, даже во времена сподвижников, об этом известил посланник Аллаха (салляЛЛаху алейхи уа салляма) то, что его умма разделится на 73 течения и есть среди людей таковые, которые читают Священный Коран, но он не проникает дальше их ключиц, несмотря на их молитвы, посты, чтения Священного Корана, они вылетают из Ислама подобно тому, как стрела вылетает из лука. И это не является удивительным.

Также во времена сподвижников были такие, которые искажали смыслы Священного Корана и трактовали его, передавая иной ложный смысл. Это были такие секты, как хауариджи, потом шииты, которые возникли во времена правления Али (да будет доволен им Аллах), потом те, которые последовали за ними, такие как му’тазилиты, джахмиты и в последующем иные течения и секты и каждая секта думает, что они правы и то, что они призывают к Исламу. Но воистину, это беда и наказание! И никто не спасся от этих сект, кроме тех, кто неукоснительно придерживается Корана и чистой пророческой Сунны. Тот, кто обратился к Корану и Сунне, не искажая их смыслы, тот встал на путь сподвижников (да будет доволен ими Всевышний Аллах).

Тот, кто придерживается явных слов Аллаха и Его посланника, следуя сподвижникам, не изменяя, не искажая, они есть спасшиеся, они есть приверженцы Сунны. А что касается отменяющих, изменяющих, искажающих смыслы текстов, выходцы различных партий и течений, они являются из числа 72 течений, которые потонули в своём заблуждении и спасётся только лишь одна группа — это те, которые были на том, на чём был Пророк и его сподвижники в словах, делах и вероубеждениях. Поэтому необходимо требующему знания старательно исследовать то, на чём были наши праведные предшественники этой уммы и тех, кто за ними последовал в благом. Придерживаться явных смыслов Корана и Сунны, следовать тому, на что нам указывает Коран и Сунны в словах, делах и убеждениях и необходимо оставить и отдалиться от всего того, что противоречит этому из числа искажений искажающих, отрицаний отрицающих, чрезмерности фанатичных и халатности беспечных безразлично, кто бы это ни был джахмит, му’тазилит, хауаридж, мурджиит и т.п. Этих сект превеликое множество и при этом необходимо постоянно испрашивать у Аллаха помощи, прибегать к Аллаху, испрашивать твёрдость в истине и знание её, чтобы не сбиться и не быть из числа погибших. Поэтому необходимо обращаться к Аллаху, испрашивать у Него наставления, особенно в момент принятия ду’а, а после искать истину, придерживаться её и следовать тому, кто был на истине, следовать за ними шаг за шагом и это является путь спасения, как сказал Всевышний — И первые опередившие из числа мухаджиров и ансаров и те, кто последовал за ними в благом, Аллах доволен ими и они довольны Аллахом. Аллах приготовил для них Райские сады, где внизу текут реки и они навечно пребудут там. И это является великим успехом и они являются спасшиеся, и они являются счастливые.