Уголовный кодекс республики сербия

Уголовный кодекс Республики Сербия

Настоящее издание продолжает серию «Законодательство зарубежных стран». Уголовный кодекс Республики Сербия предлагается вниманию работников органов уголовной юстиции, судей, адвокатов, преподавателей, ученых, студентов, а также всех интересующихся вопросами уголовного права.

Книга «Уголовный кодекс Республики Сербия» автора авторов Коллектив оценена посетителями КнигоГид.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.
В нашей онлайн библиотеке произведение Уголовный кодекс Республики Сербия можно скачать в форматах epub, fb2, pdf, txt, html или читать онлайн.

Онлайн библиотека КнигоГид непременно порадует читателей текстами иностранных и российских писателей, а также гигантским выбором классических и современных произведений. Все, что Вам необходимо — это найти по аннотации, названию или автору отвечающую Вашим предпочтениям книгу и загрузить ее в удобном формате или прочитать онлайн.

Уголовный кодекс республики сербия

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Уголовный кодекс Республики Сербия :

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст книги, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

На стороне войны: как Украина обостряет сербско-хорватский конфликт

Глава канцелярии Совета по национальной безопасности Сербии Горан Матич сообщил, что около 45 сербских граждан подверглись уголовному преследованию за участие в боевых действиях в Донбассе в качестве добровольцев. Чиновник уточнил, что добровольцам инкриминировалась ст. 386 «а» Уголовного кодекса Сербии, предусматривающая наказание за участие в военных конфликтах за рубежом.

«Данные по Украине есть, но речь не идёт о большом количестве. Этим занимается Министерство внутренних дел, но, по некоторым оценкам, около 45 человек были привлечены к ответственности», — заявил Матич, выступая по итогам региональной конференции по борьбе с терроризмом.

Ранее аналогичные данные приводила представитель прокуратуры Белграда Татьяна Секулич. По её словам, только за 2016 год сербские правоохранительные органы выдвинули обвинения по этой статье против 24 граждан.

Впрочем, в большинстве случаев участники боевых действий в Донбассе отделались условным наказанием. К тюремному заключению были приговорены несколько участников партии «Сербская акция», воевавших на стороне ДНР и ЛНР. Об этом в июле 2015 года сообщило местное издание «Правда».

По информации издания, суд назначил восьми добровольцам наказание в виде лишения свободы на срок от трёх до пяти лет. Впрочем, как удалось уточнить RT у представителей партии «Сербская акция», в итоге бывшие ополченцы всё же были приговорены к условному наказанию и выплате денежных штрафов.

Большой резонанс получило также дело Радомира Почучи — бывшего спецназовца, во время югославского конфликта служившего в Югославской народной армии. В последние годы он работал ведущим новостей на телевидении, с 2013 года стал пресс-секретарём противотеррористического подразделения МВД Сербии.

В 2014 году Почуча поехал добровольцем в Донбасс сражаться на стороне ополчения ДНР, воевал в составе Сербского гусарского полка. На родине ему было предъявлено обвинение по ст. 386 «а» УК Сербии. Впрочем, после того как Почуча пошёл на сделку с судом, признав, что действительно участвовал в конфликте на стороне непризнанных республик, его приговорили к условному наказанию.

Информационная охота

В интервью RT сербский ополченец-снайпер Деян Берич, воюющий на стороне самопровозглашённых республик Донбасса, отметил, что большинство добровольцев, вернувшихся в Сербию, действительно получают условные сроки.

«Лично у меня тоже были проблемы. Сербские власти знали с самого начала, что с 2014 года я нахожусь в Донбассе. К моей бывшей жене и сыну приходили полицейские, допрашивали их. В конце концов я объявил публично о своём местонахождении. Потом стало спокойнее. Но несколько месяцев назад представитель НАТО публично обратился к властями Сербии с вопросом относительно меня. После этого жёсткая кампания против меня была развёрнута в СМИ — якобы я бежал из Сербии и скрываюсь в Донбассе», — отметил Берич.

В то же время к трём гражданам Сербии, которые хвалились тем, что воевали в украинском добровольческом батальоне «Азов», у правоохранительных органов претензий не было.

«Полиция их не трогала, но они получили несколько раз по голове от настоящих патриотов и замолчали», — отметил ополченец.

Против самого Берича была развязана настоящая информационная война. Около месяца назад «Радио Свобода» направило журналистов в родное село Берича — Путинци. Как потом рассказывали жители села, корреспондент «Радио Свободы» предлагал людям деньги за то, чтобы они оговорили Берича.

«В первый раз его просто выгнали, но потом всё же нашлись два жителя, которые за вознаграждение сказали всё, что требовалось, — пояснил ополченец. — Этот ролик сразу же появился в переводе на украинский язык. А потом как-то утром я пришёл с передовой и узнал, что «Радио Свобода» попало под контрсанкции Российской Федерации. Мне, конечно, нет в этом практической пользы, но сердце на месте, что в России указали, что это за СМИ и кто его финансирует».

Суд да дело

Напомним, что статья, предусматривающая наказание за участие в военных конфликтах за рубежом, появилась в сербском законодательстве осенью 2014 года. Введение этой нормы было призвано ограничить число сербов, желающих вступить в ряды добровольческих отрядов в Донбассе. По мнению экспертов, на этот шаг власти Сербии пошли под влиянием западных партнёров.

За участие в военных действиях за рубежом предусмотрено лишение свободы на срок до пяти, а если речь идёт об организованной группе — до восьми лет. За создание военизированных формирований на территории иностранного государства установлено наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.

Сербские добровольцы рискуют оказаться на скамье подсудимых, в то время как ничего не известно о том, чтобы, к примеру, наёмники из американской частной военной компании Academi (ранее она носила название Blackwater) понесли наказание за участие в зарубежных конфликтах, включая украинские события последнего времени, констатировал в 2014 году на страницах издания «Новая сербская мысль» Воислав Станойчич.

Как пояснил в интервью RT специалист по Балканам Михаил Лобанов, доцент Московской школы экономики МГУ, сербские власти придерживаются тактики «сидения на шпагате», старясь сохранить связи с Россией, но в то же время делая реверансы в сторону Евросоюза.

«Нередко бывает так, что один сербский политик едет в Москву, а в это время политик более низкого ранга направляется в Брюссель, где старается сохранить лицо Белграда перед европейскими властями, — рассказал Лобанов. — При этом президент Сербии Александр Вучич действительно пользуется большой популярностью в стране. Он ориентируется на регионы, сельскую местность и небольшие города, и там его консервативная риторика находит отклик».

Но, по словам эксперта, большие города, жители которых настроены на прозападный курс, голосуют против Вучича. «Парадокс, но при этом именно Вучич на протяжении последних лет занимается интеграцией Сербии в ЕС — это базовая линия его программы, хотя изначально он был консервативным политиком. При этом политик также старается поддерживать связи с Россией — он понимает, что без этого никуда», — добавил Лобанов.

Мотивы сербов, отправившихся на помощь народному ополчению Донбасса, вполне понятны — это и историческая и культурная близость сербского и русского народов, и память о добровольцах, ехавших из России на помощь сербам во время югославского конфликта. Тогда, по разным данным, на стороне сербов сражались от нескольких сотен до нескольких тысяч ополченцев из России.

Дипломатический скандал

Введение сербскими властями уголовной ответственности за участие в зарубежных войнах не успокоило Киев, как и заверения президента Сербии Александра Вучича в том, что Белград «всегда поддерживал территориальную целостность Украины».

Осенью 2015 года посольство Украины в Сербии вручило сербской стороне ноту протеста из-за прибытия в Крым сербской делегации, призвав её участников придерживаться официальной позиции Белграда. В ответ глава Демократической партии Сербии Санда Рашкович-Ивич, член побывавшей в Крыму делегации, заявила, что не понимает, почему им вручили ноту протеста.

«Ещё год назад мы сказали: «Косово — это Сербия, а Крым — это Россия». Сербы крестились в Косово, а русские крестились в Крыму, а там, где люди крестились, — это их отчизна, и её невозможно отнять», — заявила политик.

В 2016 году негодование Киева вызвало голосование Сербии против резолюции ООН, касающейся «нарушения прав человека в Крыму». Как заявил посол Украины в Республике Сербия Александр Александрович, украинская сторона в ответ может признать независимость Косово. «Говоря словами английской пословицы, Сербия выстрелила сама себе в ногу», — заявил дипломат.

Смотрите так же:  Госпошлина за переоформление лицензии на образовательную деятельность 2019

После этого в сербско-украинских отношениях наступило ещё большее охлаждение. На протяжении года украинский посол в Сербии не может попасть на приём к главе сербского МИД Ивице Дачич. Об этом Александрович заявил в интервью сербским СМИ.

Сербское внешнеполитическое ведомство в ответ сообщило, что лишь придерживается принципа взаимности, поскольку министр иностранных дел Украины за последнее время также ни разу не принял сербского посла. Дополнительно в ведомстве указали на то, что с самого начала пребывания в Сербии украинский дипломат давал «неприемлемые оценки» внешней политике республики.

Например, 1 ноября в интервью сербскому изданию Balkan Insight Александрович заявил, что Россия использует Сербию для уничтожения Европы, в то время как Белград ничего не делает, чтобы помешать своим гражданам отправляться в Донбасс. Хотя Сербия и приняла в 2014 году закон о запрете добровольческой деятельности за рубежом, украинская сторона считает, что работает эта норма слабо.

«Никто из сербских граждан не был посажен в тюрьму за наёмничество против Украины. Если я ошибаюсь, предлагаю сербскому правительству опровергнуть мои слова», — заявил Александрович.

Как пояснил в интервью RT Деян Берич, говорить о конкретных цифрах пока рано, но, учитывая, что Сербия — маленькое государство, сербских добровольцев достаточно.

«Есть такие, кто приехал сделать несколько фото и свалить, но большинство воюют по-честному. К сожалению, один серб по имени Владимир погиб, у него остался маленький ребёнок. Пятеро сербов здесь женились, у троих есть дети», — рассказал сербский снайпер.

Украинская сторона говорит о 300 сербских ополченцах, воевавших на стороне самопровозглашённых республик Донбасса. В частности, такую цифру в октябре назвал глава Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Грицак.

В ответ президент Сербии Вучич заявил, что не хотел бы, чтобы сербам «читали нотации те, кто лишает национальные меньшинства права использовать свой язык». По словам Лобанова, резкие выпады украинского посла в отношении сербского политического курса вызвали настоящую бурю негодования в Сербии. В МИД Сербии также отметили, что, хотя украинские граждане принимали участие в югославской войне, Белград никогда не выдвигал никаких обвинений в адрес официального Киева.

Незаконченная война

Украинские националисты отметились в войнах на территории бывшей Югославии сначала во время Второй мировой войны в составе Украинского легиона, собранного немецкой стороной из украинских эмигрантов и националистов, а затем во время войн, сопровождавших распад Югославии в 1990-х годах.

Боевики организации УНА-УНСО*, основанной в 1990 году Юрием Шухевичем (сыном Романа Шухевича — главнокомандующего Украинской повстанческой армией**), принимали участие в боевых действиях против сербов, в частности на стороне хорватов. Сейчас хорваты возвращают «долг» украинским националистам: ещё в 2015 году министр иностранных дел Хорватии Весна Пусич признала, что «определённое число» хорватских бойцов присоединились к украинским армейским подразделениям.

В ноябре 2016 года в интервью украинскому изданию «Апостроф» бывший командир батальона «Азов», а ныне депутат Верховной рады Андрей Билецкий заявил, что с 2014 по 2015 года в зоне АТО было «огромное количество комбатов из стран Западной Европы». На данный момент, по информации Билецкого, ситуация изменилась — в рядах Нацгвардии много хорватов, словаков и прибалтов.

«Сейчас идут словаки и хорваты в огромном количестве. Они воспринимают украинский конфликт как продолжение сербско-хорватского конфликта. Для них это война, которую они сами не закончили», — подчеркнул Билецкий.

На официальном уровне Киев и Загреб также поддерживают достаточно тёплые отношения. Например, в августе 2017 года экс-министр юстиции Республики Хорватия Весна Шкаре-Ожболт и её коллеги приняли участие в семинаре, посвящённом практике «возвращения неподконтрольных территорий». Мероприятие состоялось в Киеве.

Российский МИД резко отреагировал на эту новость. «Судя по имеющейся в СМИ информации, на состоявшихся встречах обсуждалась тематика «возвращения неподконтрольных территорий» на основе хорватского опыта 1990-х годов. «Опыта» более чем неоднозначного, а говоря прямо, — негативного. Вспомним о 250 тыс. сербских беженцев, к исходу которых из Хорватии и многочисленным жертвам среди гражданского населения привели осуществлённые Загребом в 1995 году военные операции», — говорится в заявлении ведомства.

При этом, по мнению многих исследователей, сербы и хорваты относятся по большому счёту к одному этносу, разделённому по религиозно-политическому принципу. Равно как и русские и украинцы, близость которых позволяет говорить о едином народе.

По словам Михаила Лобанова, хорваты проявляют большую агрессию по отношению к сербам и на бытовом, и на политическом уровне, чем сербы к хорватам.

«Сербы сталкиваются с трудностями во время поездок в Хорватию, в то время как ничего не слышно о каких-то проблемах хорватов на сербской территории, — подчеркнул эксперт. — Все хорватские политики в той или иной мере обязательно разыгрывают националистическую карту во время выборов. Политик, который не станет критиковать соседей, не имеет в Хорватии никаких перспектив».

По словам эксперта, сценарий разделения народов, осуществлённый в 1990-х годах на Балканах, реализуется сегодня и в отношениях Украины и России. «Между украинским и российским народами такого исторического надлома, как между сербами и хорватами, не было, хотя он создаётся сегодня искусственно», — заключил Лобанов.

* «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО) — украинская организация, признанная экстремистской и запрещённая на территории России (решение Верховного суда РФ от 17.11.2014).

** «Украинская повстанческая армия» (УПА) — украинская организация, признанная экстремистской и запрещённая на территории России (решение Верховного суда РФ от 17.11.2014).

МИД Сербии: Белград гарантирует права сербского народа и существование Республики Сербской

БЕЛГРАД, 2 октября. /ТАСС/. Белград не вмешивается в политические процессы в Республике Сербской (РС, входит в состав Боснии и Герцеговины), но гарантирует ее сохранение, а также права сербского народа в регионе. Об этом заявил во вторник глава МИД Сербии Ивица Дачич в ходе церемония открытия автотрассы в РС.

«Сербия является гарантом Дейтонского соглашения, мы не вмешиваемся, за кого вам голосовать, но то, во что мы вмешиваемся, и в этом мы не только помогаем, мы это гарантируем — это сохранение Республики Сербской и прав сербского народа здесь на этой территории», — заявил Дачич.

На всеобщих выборах 7 октября жителям Боснии и Герцеговины предстоит проголосовать за членов президиума страны, который состоит из серба, боснийца и хорвата, депутатов Парламентской ассамблеи, глав и депутатов законодательных собраний, а также президентов двух энтитетов страны — Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской.

Дейтонские соглашения (Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине) — договор о прекращении огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положивший конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине в 1992-1995 годах. Согласован 21 ноября 1995 года на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо), подписан 14 декабря 1995 года в Париже лидером боснийцев Алией Изетбеговичем, президентом Сербии Слободаном Милошевичем и президентом Хорватии Франьо Туджманом. Его неотъемлемой частью являются 11 приложений. Важнейшие из них касаются вопросов территориального и государственного устройства БиГ, имплементации мирного урегулирования, в котором прописаны положения, касающиеся учреждения поста Высокого представителя, а также военных аспектов урегулирования этнического конфликта.

Уголовный кодекс республики сербия

Когда Слободану было 20 лет, его отец пустил себе пулю в лоб. Точку в его карьере поставили не натовские бомбардировки и не Госдеп США, а сограждане. Амнистии не подлежали те, кто совершил военные преступления, преступления против человечности и уголовные преступления, не связанные с ведением военных действий.

Утром 6 октября в Белград прилетел российский министр иностранных дел Игорь Иванов. В 1984 году Иван Стамболич возглавил Союз коммунистов Сербии, Милошевича он поставил во главе столичной партийной организации. В начале 1998 года Милошевич отправил в Косово сербский спецназ — для массовой зачистки края.

Закона о всеобщей амнистии, все преступные деяния, совершенные во время или в связи с конфликтом между 17 августа 1990 и 23 августа 1996 амнистированы будут: «По этому закону общая амнистия предоставляется виновным в преступных действиях, совершенных в ходе агрессии, вооруженного восстания или вооруженных конфликтов или агрессии, вооруженного восстания или вооруженных конфликтов в Республике Хорватии «. Они упустили шанс подписать мир на выгодных для себя условиях. Его место на скамье подсудимых», — заявил в кулуарах Верховной Рады нардеп Луценко, отметив, что амнистия будет касаться только тех боевиков, кто не заподозрен в убийствах и пытках украинских бойцов и мирных граждан. Петра Порошенко», комментируя результаты переговоров «нормандской четверки» в Париже.

Смотрите так же:  Кто получает пособие по безработице в россии

Повний текст pdf КК цілого ряду держав, зокрема, Голландії [1], Сербії [2], Сан-. Уголовный кодекс Республики Сербия / [науч. Загальні норми Мінальний кодекс Республіки Молдова . Уголовный кодекс Литовской Республики : Утвержден 26 сентября 2000 г.

Балканский клуб

Источники уголовно-процессуального права Сербии

Под источником права понимается внешняя форма его выражения, то есть это те правовые нормы и акты, регламентирующие отношения, обусловленные спецификой предмета регулирования. Применительно к уголовно-процессуальному праву можно сказать, что его источниками будут являться правовые нормы, регулирующие уголовно-процессуальные отношения, конкретные процедуры, закреплённые в статьях, частях, пунктах и подпунктах, а также права и обязанности участников уголовного процесса.

Совокупность всех источников уголовно-процессуального права называют уголовно-процессуальным законодательством. Будучи составной частью законодательства, они имеют ряд специфических признаков:

Во-первых, источники уголовно-процессуального права преимущественно имеют законодательный характер и выражаются в форме законов или подзаконных актов. В частности, основной источник уголовно-процессуального права Сербии – Уголовно-процессуальный кодекс Республики Сербия – имеет форму закона. Делается это с целью обеспечить прежде всего обоснованность, законность и конституционность всего уголовного судопроизводства.

Во-вторых, это множественность источников уголовно-процессуального права. Уголовно-процессуальный кодекс является не единственным, хотя и наиболее обширным, источником данной отрасли права. Наряду с ним существует множество законов, относящиеся к уголовному судопроизводству, в частности, Закон об учреждении и полномочиях государственных органов при расследовании военных преступлений.

В-третьих, нормы уголовно-процессуального права во многом созданы для реализации закреплённых материальных норм уголовного права. Так, для того, чтобы закреплённые в Уголовном кодексе Сербии нормы были перенесены из теоретической плоскости в практическую, был принят Уголовно-процессуальный кодекс Республики Сербия.

По объёму регулирования отрасли уголовно-процессуального права первое место среди источников занимает Уголовно-процессуальный кодекс. При этом, упорядочивая источники уголовно-процессуального права по другому критерию – по степени юридической силы – первое место среди них будет занимать Конституция Республики Сербия, второе – общепризнанные нормы и принципы международного права. Это можно понять из текста сербской Конституции. И только третье место приходится на Уголовно-процессуальный кодекс.

Источники уголовно-процессуального права Сербии.

Конституция Республики Сербия.

Итак, первым источником уголовно-процессуального права Сербии с точки зрения юридической силы является Конституция Сербии, принятая в 2006 году. Уже 8 ноября того же года на очередном заседании Народной скупщины (высшего законодательного и конституционного органа Сербии) новая Конституция вступила в силу. История конституционного развития Сербии уходит корнями в XIX век. Первая Конституция (тогда это был Органический устав Сербского княжества) была разработана ещё в 1835 году. Её характерной особенностью являлось то, что акт закреплял создание сербской милиции, которая вопреки современным представлениям о сущности милиции, не имела ничего общего с современной сербской полицией и, соответственно, не имела никакого отношения к уголовному и уголовно-процессуальному праву, а представляла собой военное подразделение австрийской армии, использовавшееся во время войн с Османской империей. Конституция запечатлелась в истории тем, что уже в том же 1835 году и была отменена князем Милошем, так и не вступив в силу. Причиной тому являлась негативная реакция со стороны ряда государств, в частности Российской Империи и Османской Империи.

На смену Органическому уставу в 1838 году приходит октроированная Конституция – «Турецкий устав». Устав закрепил важный принцип уголовного судопроизводства: запрет вынесения наказаний без предварительного следствия и суда и, соответственно, без доказанности его вины – принцип презумпции невиновности. Здесь же можно увидеть и запрет объективного вменения. Уставом были закреплены три вида суда. Первый вид судов: примирительные суды, в состав которых входили местные старейшины. К их компетенции относились дела по искам не свыше 100 турецких пиастров, наказание за которые не превышали 10 палочных ударов или трёх дней ареста. Второй вид судов – это суды окружные, их члены назначались князем, но пользовались несменяемостью. Последний вид судов – апелляционный суд в Белграде. В нём председательствовал сам князь.

1869 год ознаменовался новой Конституцией – Конституция Княжества Сербского, известная также как «Наместнический устав». Период её действия приходится на 1869-1881 гг. и 1894-1901 гг. Судебную систему составляли мировые судьи, окружные суды, сохранялся и Апелляционный суд в Белграде. Однако по сравнению с судебной системой, установленной Хатти-шерифом 1838 года, имелась новация в области системы судебных инстанций: высшей судебной инстанцией являлся Кассационный суд, который также располагался в Белграде. Таким образом, появилась кассационная инстанция.

Конституция 1888 года никак не изменила судебную систему. Вступившая в силу новая Конституция 1901 года предоставила судебные полномочия королю: правосудие вершилось именем короля. По уголовным делам король имел право осуществлять помилование.

В 1903 году вступает в силу Устав Сербского королевства – новая Конституция. Она устанавливает порядок осуществления судопроизводства и гарантии против произвола со стороны следствия и суда. Так, статья 9 устанавливает: «Никто не может быть подвергнут допросу иначе, как в указанных законом случаях и в установленном законом порядке. Никто не может быть арестован или каким-либо иным способом лишен свободы без письменного и мотивированного решения судебной власти. Это решение должно быть сообщено арестованному в момент его задержания. Только лицо, застигнутое на месте преступления, может быть арестовано без предварительного постановления, но в этом случае постановление об его задержании должно быть сообщено ему не позже, чем через 24 часа после ареста. Арестованный может подать жалобу на это постановление в судебное учреждение первой инстанции. Если он не воспользуется своим правом в течение трех дней, считая с того момента, когда ему было сообщено постановление об аресте, судебный следователь обязан представить надлежащему судебному учреждению документы, относящиеся к его делу, не позже чем через 24 часа по истечении этого срока. Суд, по получении этих документов, должен в 24 часа либо утвердить постановление об аресте, либо отменить его. Решение суда приводится немедленно в исполнение. Органы власти, нарушившие эти постановления, подвергаются наказанию за незаконное лишение свободы, Законом будут определены те случаи, в которых суды обязаны временно отпускать арестованного на свободу без залога, а также за денежным или личным поручительством». Конституция также устанавливает недопустимость суда без предварительного следствия, а также недопустимость осуществления правосудия ненадлежащим судом. По-прежнему в полномочия короля входит право помилования за уголовные преступления. Он может как смягчить наказание, так и уменьшить его, либо вовсе отменить. Кассационный суд – это суд, «существующий для всей Сербии». Он может рассматривать дело только с точки соблюдения закона, а не по существу. Рассмотрение судебных дел допускалось только в составе трёх судей, при этом сохранялась возможность рассмотрения малозначительных дел единолично судьёй. Конституция закрепила право на пользование услугами защитника.

В 1918 году началась история Сербии в составе государства Югославия, частью которой она являлась до конца существования так называемой «Третьей Югославии» в 2003 году. За этот период Сербией были приняты следующие Конституции: Конституция 1947, 1963, 1974 и 1990 года. Но основополагающую роль играли Конституции Югославии, принятые в 1946, 1953, 1963 и 1974 годах. Судебная власть вручалась Уставному суду, Союзному суду, Управлению союзной прокуратуры и Союзному прокурору по самоуправлению. Дела об уголовных преступлениях, совершённых военными, рассматривались военными судами. Учреждалась также Военная прокуратура.

После распада Югославии в 2006 году была принята конституция Сербии, действующая и по сей день. Она достаточно слабо регулирует вопросы уголовного процесса, но в детальном его регулировании Конституцией нет особого смысла: в Республике действует УПК, посвящённый вопросам уголовного судопроизводства.

Общепризнанные нормы и принципы международного права.

Вторым с точки зрения юридической силы источником уголовно-процессуального права Республики Сербия являются общепризнанные нормы и принципы международного права. Конституция 2006 года устанавливает, что ратифицированные нормы международного права, а также международные соглашения должны являться частью правовой системы Республики Сербия. При этом в той же статье 16 содержится оговорка: «Ратифицированные международные соглашения должны соответствовать Конституции». Именно это положение даёт основание поставить данный источник на второе место, уступив первое Конституции. К примерам таких соглашений, обязательных для Сербии, можно отнести Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года. Также ещё в 1962 году тогда ещё между Югославией и СССР был заключён Договор между СССР и Федеративной Народной Республикой Югославией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 24.02.1962 г.

Смотрите так же:  Договор о делегировании полномочий и предметов ведения

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Сербия.

Третьим источником уголовно-процессуального права в Сербии является Уголовно-процессуальный кодекс Республики Сербия. История его принятия носит достаточно интересный характер. Принятый Закон об уголовных процедурах Сербии, называемый также Уголовно-процессуальным кодексом Республики Сербия, вступил в силу ещё в 2001 году. При этом уже в 2006 году принимается новый УПК, однако возникают постоянные изменения сроков вступления его в силу. Изначально планировалось, что новый Кодекс вступит в июне 2007 года, но 29 мая 2007 года принимается закон о внесении изменений в закон об УПК, и его вступление в силу было отложено уже до 31 декабря 2008 года. Но и в декабре 2008 года снова происходит перенос даты вступления нового УПК в силу. Но в 2013 году происходит вступление в силу нового Уголовно-процессуального кодекса, который действует в Республике по сей день. Для того, чтобы подготовиться к применению нового Уголовно-процессуального кодекса прокурорами общей юрисдикции, Республиканская прокуратура приняла ряд мер в пределах своей компетенции, в целях оказания условий для применения этого кодекса. В связи с этим, в частности, канцелярия Республиканской прокуратуры создала рабочую группу для создания форм для применения УПК, в частности, были разработаны комментарии к УПК Республики Сербия.

Уголовно-процессуальный кодекс Сербии имеет весьма привычную для российского уголовно-процессуального права структуру. Для сравнения: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации состоит из шести частей – Общие положения, Досудебное производство, Судебное производство, Особый порядок уголовного судопроизводства, Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, Бланки процессуальных документов, каждая из которых делится на разделы, главы и статьи. В Уголовно-процессуальном кодексе Сербии наблюдается деление на три части: первая часть называется Общая часть, вторая – Процедурная часть и третья – Специальные процедуры. Эти части делятся на разделы, подразделяемые на главы, которые состоят из статей.

Общая часть включает в себя положения об используемых понятиях, например, в статье 2 УПК РС раскрываются понятия подозреваемого (пункт 1), обвиняемого (пункт 2), прокурора (пункт 6), полиции (13). Всего данная статья раскрывает 38 понятий, используемых данным кодексом. В общей части закреплены также принципы уголовного судопроизводства: принцип презумпции невиновности (ст. 3), принцип non-bis in idem – нельзя быть привлечённым к ответственности дважды за одно и то же преступление (ст. 4), принцип законности судебного преследования (ст. 6), запрет пыток, бесчеловечного обращения и вымогательства (ст. 9), принцип разумного срока судопроизводства (ст. 14) и ряд других. Устанавливаются общие положения о доказательствах и язык судопроизводства – официальный язык (то есть сербский) с использованием кириллицы. Все эти положения содержатся в первом разделе. Во втором разделе Общей части закреплён состав суда в зависимости от судебной инстанции и степени тяжести дела, положения о месте совершения преступления, передаче дела на рассмотрение в другой суд, оценке компетентности. Третий раздел регулирует случаи освобождения судьи от рассматриваемого дела. В четвёртый включены положения о прокуроре, его правах и обязанностях, юрисдикции. Пятый раздел раскрывает положения о потерпевшем, его правах и обязанностях, о частном обвинителе. Раздел шестой посвящён обвиняемому и его защитнику – адвокату, их правах и обязанностях. В этом же разделе указано, какие лица могут быть адвокатами, а какие нет, случаи прекращения полномочий адвоката по конкретному делу и причины прекращения полномочий. Седьмой раздел подробно регламентирует все вопросы, связанные с доказательствами: предмет доказывания, какие доказательства признаются недопустимыми. Сюда же относятся положения о свидетеле: о допросе свидетеля, о том, в каких случаях свидетель имеет право не являться на допрос, о приносимой присяге (клятве) свидетеля, ответственности свидетеля и его защите. Этот же раздел содержит положения об экспертизе, эксперте и специалисте, следственных действиях (порядке проведения предварительного расследования). Восьмой раздел посвящён мерам пресечения. В девятом разделе содержатся положения о сроках судопроизводства, в десятом – положения о заявлениях и протоколах, порядке их подачи, в том числе положения об электронных заявлениях и протоколах, их содержании. В одиннадцатом разделе регламентированы положения о доставлении документов и их обзоре, в двенадцатом – вопросы компенсации, тринадцатый раздел посвящён судебным издержкам. Четырнадцатый раздел повествует о принятии решения (которое может быть в форме постановления, определения или решения – ст. 269 УПК РС).

Вторая часть – Процедурная – открывается пятнадцатым разделом, в котором освещены вопросы подачи уголовного дела, действиях и полномочиях государственного обвинителя, полиции. В шестнадцатом разделе более детально раскрываются вопросы проведения расследования. Им же регламентирован порядок сбора доказательств и случаи и порядок прекращения расследования. Семнадцатый раздел посвящён обвинительному заключению (надо отметить, что в УПК РС нет такого документа, как обвинительный акт, предусмотренный УПК РФ). В восемнадцатом разделе содержатся положения о подготовке к судебному заседанию и судебном процессе. Девятнадцатый раздел посвящён рассмотрению дела в апелляции: регламентированы порядок и сроки подачи апелляционной жалобы, установлены лица, которые имеют право подавать апелляцию.

В Специальную часть входят разделы с двадцатого по двадцать седьмой. Они регулируют вопросы наказания и применения принудительных мер медицинского характера, случаи и порядок изменения решения о наказании, вопросы условно-досрочного освобождения, порядок возмещения ущерба лицам, которые были необоснованно осуждены. Двадцать седьмой раздел содержит заключительные и переходные положения. После текста самого УПК, который включает в себя 608 статей, отдельно помещены статьи Закона о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Сербия. По объёму УПК Республики Сербия значительно больше УПК Российской Федерации, но это не означает, что российский акт каким-то образом хуже или не в полной мере регулирует уголовно-процессуальные отношения. Например, в УПК Сербии совершенно отсутствует раздел, посвящённый международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, а в УПК России этому посвящена целая часть. Более того, часть положений, закреплённых в УПК Сербии, разбросана по разным частям (например, о доказательствах или о предварительном расследовании), тогда как в УПК России все однородные положения сгруппированы вместе.

Законы Республики Сербия, имеющие уголовно-процессуальное значение.

Четвёртым источником уголовно-процессуального права в Сербии являются законы. Они проходят имплементацию в сам Кодекс (как, например, Закон о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Сербия, Закон об учреждении и полномочиях государственных органов при расследовании военных преступлений).

Пятым источником уголовно-процессуального права Сербии являются подзаконные акты, в частности, постановления Правительства. Причём некоторые из них имеют не только уголовно-процессуальное значение для Республики Сербия, но и важны для международного уголовного судопроизводства. В частности, в рамках сотрудничества Сербии с Международным трибуналом по бывшей Югославии издан ряд постановлений Правительства, например, Постановление о создании Национального совета по сотрудничеству с Международным трибуналом для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года от 31 мая 2007 года и Положение о создании Управления Национального совета по сотрудничеству с Международным трибуналом для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года от 31 мая 2007 года. Согласно данным актам, в Сербии учреждается Национальный совет по сотрудничеству с Международным трибуналом по бывшей Югославии в целях судебного преследования лиц за наиболее серьёзные нарушения международного гуманитарного права. Эти постановления можно с уверенностью отнести к источникам уголовно-процессуального права, так как ряд наиболее тяжких нарушений международного гуманитарного права (как раз такими и занимается Национальный совет в сотрудничестве с МТБЮ) являются уголовно-наказуемыми.

Обобщая систему источников уголовно-процессуального права Сербии, можно заметить её сходство с системой источников уголовно-процессуального права России. Это объясняется, прежде всего, тем, что, как и Россия, Сербия входит в романо-германскую правовую семью. Сходство это прослеживается не только в перечне источников уголовно-процессуального права или соотношении норм национального и международного права, но и даже в построении самого Уголовно-процессуального кодекса.

Конституция 2006 года устанавливает, что ратифицированные нормы международного права, а также международные соглашения должны являться частью правовой системы Республики Сербия. При этом в той же статье 16 содержится оговорка: «Ратифицированные международные соглашения должны соответствовать Конституции».