Учет и отчетность по охране окружающей среды

Экологический учет и отчетность на предприятии

Главная > Курсовая работа >Экология

Курсовая работа: 37 с., 1 табл., 8 источников.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Объект исследования – экологический учет и отчетность на ГП «Смолевичский опытный завод».

Предмет исследования – система экологического учета и отчетности на ГП «Смолевичский опытный завод».

Цель работы: изучить процесс осуществления экологического учета и предоставления экологической отчетности на ГП «Смолевичский опытный завод» и выявить пути совершенствования в этом направлении.

Исследования и разработки: исследованы теоретические основы экологического учета и отчетности, проанализирован мировой опыт ведения экологического учета, исследована правовая база экологического учета, дана оценка экологического учета и отчетности на ГП «Смолевичский опытный завод».

Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая значимость: работа акцентирует внимание на значимости экологизации производства, с целью повышения конкурентоспособности на современном рынке, а также указывает на «пробелы» предприятия в вопросе экологического учета, что обеспечит более полное использование материальных ресурсов и сокращение объемов отходов.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса. А все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

1. Теоретические основы экологического учета и отчетности

2. Особенности учета затрат в управленческом экологическом учете

3. Первичная и государственная экологическая отчетность

4. Анализ организации экологического учета и отчетности на ГП «Смолевичский опытный завод»

Список использованных источников

На современном этапе развития экономики и общества разработка и применение таких методов ведения хозяйства, которые учитывали бы природные равновесия в сторону минимальных вредных воздействий или приводили к улучшению природного потенциала, требует от хозяйствующих субъектов оценки воздействия на окружающую среду и проведения природоохранных мероприятий. Главным инструментом, призванным решать данную задачу на уровне предприятия является бухгалтерский экологический учет или учет в природопользовании.

Научные исследования и практический опыт свидетельствуют о том, что расходы и обязательства, обусловленные природоохранной деятельностью, становятся настолько значимыми, что недостаточное внимание к ним существенно увеличивает риск ошибочной оценки финансового положения предприятий и организаций, формирующейся в бухгалтерском учете и отчетности. Это отражается на объективности и эффективности принятия управленческих решений, которые формируют экологическую состоятельность организаций хозяйствования, что может значительно изменять уровень риска, инвестиционную привлекательность, конкурентоспособность и в целом имидж предприятия.

В условиях интеграции Республики Беларусь в мировой рынок и с переходом на международные стандарты учета и отчетности многие крупные предприятия страны практикуют разработку экологической политики, комплексной программы ее реализации, планирование мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, анализ финансовых аспектов и проведение экологических ревизий. Однако до сих пор не выработаны такие стандарты и правила, которые охватывали бы все составляющие учета природопользования и природоохранной деятельности (экологического учета) предприятий: бухгалтерский учет экологических активов, экологических пассивов, экологических результатов и их отражение в экологической отчетности.

Отечественные ученые и практики в разное время внесли большой вклад в исследование и формирование правовых, организационно-методологических, экономических основ становления и развития экологического учета и экологической отчетности.

Для организации комплексного экологического учета на предприятии необходима целостная система экологических оценок, способствующая выявлению «узких» мест компании и направленная на снижение экологических рисков.

Вместе с тем, экономические, организационно-методические и нормативно-аналитические аспекты экологического учета и отчетности в системе экологического менеджмента являются малоразработанным участком экологического обеспечения всех уровней финансово-хозяйственной и управленческой деятельности с учетом отраслевых особенностей.

В условиях возможности выбора предприятием учетной политики, исследование вопросов формирования и функционирования комплексного экологического учета и отчетности принимает особую актуальность.

1. Теоретические основы экологического учета и отчетности

Современная экономика не может обойтись без экологического механизма. Содержательной сущностью экологической экономики является сама природа, а в ней — эффективное использование природноресурсного потенциала и возобновление так называемого качества окружающей среды. Природопользование объективно является начальным условием развертывания того или иного вида хозяйственной деятельности и важнейшим критерием ее конечной эффективности.

Анализ и контроль над полнотой и эффективностью природоохранной деятельности на предприятии, а также за различными формами воздействия предприятия на окружающую природную среду невозможны без содержательного экологического учета. Кроме того, отсутствие полноценной информации о процессах природопользования хозяйствующих субъектов создает большой круг проблем для различных групп пользователей эколого-экономической информации, повышает всю совокупность социальных, производственных и финансовых рисков. Мировая тенденция конкурентной борьбы ясно указывает на приоритет экологически чистых видов продукции, работ и услуг, создание экологически чистых технологий.

На протяжении последних трех десятилетий в большинстве стран, включая, в первую очередь, развитые, происходил значительный рост затрат на природоохранную деятельность. Их общая величина ныне составляет десятки и сотни миллиардов долларов, и они в значительной мере возмещаются предприятиями-природопользователями. Попытки отразить экологические параметры в системе учета и отчетности предприятий в ряде стран стали предприниматься еще в 70-е года XX века. Однако настойчивое внимание к учету этих затрат и управлению ими стало привлекаться лишь с начала 90-х годов XX столетия.

В 90-е годы крупные промышленные предприятия были вынуждены подчиниться возрастающему числу правительственных постановлений по охране окружающей среды. В соответствии с законодательством многие предприятия приняли политику по природоохранной деятельности и программу для ее внедрения. Первоначально учет не воспринимался в качестве инструмента управления природоохранной деятельностью, и, несмотря на быстрый рост расходов и обязательств западных предприятий, связанных с природоохранной деятельностью, они не отражались в финансовых отчетах. Например, Агентство США по охране окружающей среды выявило 27000 мест захоронения отходов, для очистки которых, по оценкам, требовалось 1 млрд. долларов. Такая сумма должна была привлечь внимание бухгалтеров, однако этого не произошло, указанная сумма не была включена в финансовые отчеты ответственных за это предприятий. Многие предприятия не захотели признать масштабов своих загрязнений окружающей среды и стоимости по ее возможной очистке, так как это отразилось бы на ценах их акций.

В настоящее время традиционные инструменты экономического анализа не позволяют руководителям достоверно определять с их помощью, насколько эффективны проводимые экологические стратегии и как экономическая политика влияет на состояние окружающей среды.

В частности, экологические издержки — издержки, которые необходимо компенсировать для поддержания всего комплекса природных ресурсов на уровне, соответствующем началу справочного периода,— по-прежнему практически исключаются из экономического анализа с использованием традиционных инструментов учета.

Решающим поворотным пунктом стало проведение в 1992 г. Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (встречи на высшем уровне «Планета Земля» в Рио-де-Жанейро), на которой была принята Повестка дня на XXI век по обеспечению устойчивого развития, где впервые была выдвинута концепция экологического учета как инструмента проведения последовательной политики в этой области.

Экологический учет — это система, которая может использоваться для выявления, организации, регулирования и представления данных и информации о состоянии окружающей среды в натуральных и стоимостных показателях. Основанная на тех же принципах, что и все системы учета, система экологического учета дает объективную картину состояния и динамики природного наследия, взаимодействия между экономикой и окружающей средой и расходов на профилактические мероприятия, охрану окружающей среды и возмещение экологического ущерба.

Таким образом, экологический учет является важнейшим инструментом реализации концепции устойчивого развития, т. е. такого развития, которое не уничтожает ресурсы, необходимые для жизни и развития будущих поколений на Земле. Например, для выполнения Киотского протокола, устанавливающего механизм торговли квотами на эмиссию «парниковых» газов, требуется унифицированная, надежная и прошедшая практические испытания система учета.

Шаги в области экологического учета и отчетности за рубежом были сделаны еще десятилетие назад, а сегодня это наиболее динамично развивающаяся область международной бухгалтерии.

Развитие этого направления предполагает разработку такого важного понятия, как экологические обязательства предприятия. Сегодня необходимы методические подходы к определению зависимости экономического и финансового положения предприятия от экологического состояния региона, определению размера природоохранных затрат предприятия в зависимости от количества потребляемых природных ресурсов и уровня осуществляемого предприятием загрязнения.

Возрастающая озабоченность относительно качества среды обитания заострила внимание предприятий к возможным экологическим последствиям деятельности. Предприятия должны выявлять эти последствия, снижать, а по возможности полностью устранять их негативный результат.

Для чего необходимо, с одной стороны, создать на предприятии соответствующую базу для обоснования и разработки экологической стратегии, а с другой — обеспечить заинтересованность персонала предприятия в успешной реализации данной стратегии.

Зарубежный опыт свидетельствует, что с конца 80-х годов значительно возрос интерес к исследованию экологических проблем. В этой связи резко увеличился объем исследований, посвященных вопросам интеграции экологии в экономику и организацию производства. Результатом этих исследований следует считать попытки предложить подходы к формированию концепции «экологически осознанного» управления предприятиями.

Экологический учет представляет собой систему регистрации оценки экологических факторов в деятельности предприятия. Он может основываться на использовании специальной номенклатуры бухгалтерских счетов.

Результатом экологического учета можно считать периодические итоговые отчеты по экологической проблематике. Для составления необходимо создать на предприятии систему экологического мониторинга предполагающую сбор и оценку специфических показателей нагрузки на окружающую среду.

Экологический учет – структурно-скомпонованное описание взаимодействий между окружающей средой и экономикой в системе учетных показателей. Единой модели национальных экологических счетов не существует, все зависит от конкретных целей и требований отдельных стран.

Смотрите так же:  Транспортный налог и акцизы на бензин

Выделяют 3 основных подхода:

1) модификация национальных экономических счетов (в рамках системы национальных счетов — СНС) путем включения в них экологических последствий хозяйственной деятельности;

2) разработка отдельных (сателлитных) счетов вне основного компонента СНС, но дополняющего его;

Экологическое право

Государственный статистический учет и отчетность в области природопользования и охраны окружающей среды являются одним из источников экологически значимой информации. В соответствии со ст. 16 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» государственные природоохранительные органы РФ совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, определяют их социально-экономическую оценку.

Государственный статистический учет в сфере природопользования и охраны окружающей среды ведется как Государственным комитетом РФ по статистике, так и специальными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды.

Органам государственной статистики предоставляют информацию о состоянии окружающей среды, видах и уровнях вредных воздействий на нее как юридические лица-природопользователи, так и специально уполномоченные государственные органы.

Госкомстат и его территориальные подразделения ведут учет экологически значимой информации по ряду форм: № 2-тп (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха»; № 3-ос отчет «О ходе строительства водоохранных объектов и прекращении сброса загрязненных сточных вод»; № 4-ос «Отчет о текущих затратах на охрану природы»; № 12-лх «Отчет о лесозащите». Начиная с 1992 г. Госкомстат ведет учет по форме № 1-экофонд «Отчет о поступлении и расходовании экологического фонда».

До 1994 г. Госкомстат вел форму учета «О государственном контроле за охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов», которая содержала следующие данные: о деятельности контролирующих органов (в случаях залповых, аварийных и иных сбросов и выбросов загрязняющих веществ), причиненном ущербе, количестве обследованных предприятий, количестве привлеченных к административной ответственности должностных лиц и граждан, сумме штрафов, сокращении сбросов и выбросов загрязняющих веществ за счет приостановки работы предприятий, количестве привлеченных к уголовной ответственности должностных лиц, суммах, взысканных по предъявленным искам о нарушениях природоохранительного законодательства. В приложении к этой форме велись «Сведения о предприятиях и других хозяйственных объектах, приостановленных из-за нарушений природоохранительного законодательства».

В целях получения информации об осуществлении территориальными органами государственного экологического контроля и государственного контроля за охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов и в связи с постановлением Госкомстата России об отмене государственной статистической отчетности по форме № 1 – охрана природы приказом Минприроды России от 27 марта 1996 г. была утверждена ежеквартальная статистическая отчетность о государственном экологическом контроле и государственном контроле за охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов по форме № 1 – охрана природы (ведомственная). Организация статистической обработки и использования заинтересованными структурными подразделениями Минприроды России поступающей информации по данной форме была поручена Управлению информатизации и внедренческой деятельности.

Чрезвычайно слабо решены в российском экологическом законодательстве вопросы отчетности природопользователей о своей деятельности перед государственными природоохранительными органами. В Законе «Об охране окружающей природной среды», в других природоохранительных законах не предусматривается требования об отчетности по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

Отчетность может играть существенную роль в совершенствовании деятельности природопользователей. Она будет служить источником соответствующей информации не только для государственных структур. Важно, чтобы в условиях развития рыночных отношений дирекции компаний, акционированных предприятий отчитывались о своей природоохранительной деятельности перед акционерами. Выделяя экологические аспекты, к примеру, в бухгалтерской и финансовой отчетности, просчитываются как объемы инвестиций экологического характера, так и достигнутый за их счет экономический эффект (например, объем сэкономленных средств в результате внедрения энергосберегающих технологий, более высокой доли переработки вторичного сырья и т.д.).

По данным Минфина России, в реформируемой сейчас системе бухгалтерского учета природоохранные пункты закладываются во многие нормативные требования. Однако специального документа, который обязывал бы предприятие предоставлять отчет о природоохранной деятельности, пока нет. Единственное, что рекомендует Минфин предприятиям, – это прилагать к финансовому отчету экологическую пояснительную записку.

Экологический учет и отчетность предприятия, сопровождение текущей экологической деятельности

  • декларация о воздействии на окружающую среду
  • постановка объектов негативного воздействия на государственный учет, либо актуализация сведений об объекте, если он уже внесен в реестр
  • программа производственного экологического контроля (ПЭК)
  • отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля
  • отчет о количестве выпущенных в обращение готовых товаров
  • положение об охране окружающей среды на предприятии
  • должностные инструкции специалистов экологических служб
  • образцы приказов по организации природоохранной деятельности на предприятии

Плата за негативное воздействие

  • декларация по плате за негативное воздействие на окружающую среду
  • расчет экологического сбора

Обращение с отходами

  • отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов
  • технический отчет
  • журнал учета образования и движения отходов
  • инструкции по обращению с отходами производства и потребления

Атмосферный воздух

  • отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
  • паспорта ГОУ, инструкции по эксплуатации ГОУ и т.д.
  • план мероприятий в области охраны атмосферного воздуха
  • журнал контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов расчетным методом
  • журналы первичного учета по охране атмосферного воздуха (ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3)
  • подготовка документации по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств

Водоохранная деятельность

  • программа мониторинга окружающей среды
  • программа проведения измерений качества сточных вод
  • программа наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной
  • журнал учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных (дренажных) вод, их качества
  • журнал учета водопотребления и водоотведения
  • схема систем водопотребления и водоотведения
  • расчет водохозяйственного баланса

Статистическая отчетность по разделу «Природные ресурсы и охрана окружающей среды»

  • № 2-ос «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах» – срок сдачи 14 января
  • №4-ос «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и экологических платежах» — срок сдачи 25 января
  • №2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды» — срок сдачи 10 января
  • №2-тп (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» — срок сдачи 3 февраля
  • №18-кс «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» — срок сдачи 4 февраля
  • №2-тп (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» — срок сдачи 10 января

Отопление, водоснабжение, канализация

Навигация:
Главная → Все категории → Строительная экология

Каждый руководитель (глава администрации, председатель совета, мэр и др.) города, министерства и Правительства Российской Федерации должен иметь полную и точную систематическую информацию о состоянии окружающей среды. Это необходимо для принятия конкретных и эффективных управленческих решений. Во всех странах мира законодательно установлены формы отчетности и меры наказания за отказ от предоставления информации или за предоставление ее в искаженном виде. В Российской Федерации эти меры ответственности определены Законом РФ от 13 мая 1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности». В ст. 28 Закона РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» записано: «Объединения, предприятия и организации всех видов экономической деятельности независимо от организационно-правовых форм собственности, деятельность которых связана с вредным воздействием на окружающую среду, ее охраной и использованием ресурсов, обязаны представлять информацию для ведения общегосударственной системы сбора и обработки данных». Этим Законом установлена юридическая ответственность за непредставление государственной статистической отчетности в установленный срок и за искажение отчетных данных. При этом ответственность за эти нарушения возлагается на руководителей и Других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и объединений независимо от форм собственности, и устанавливается мера этой ответственности в качестве административного взыскания. В соответствии с постановлениями Госкомстата РФ от 1992 г. № 84 и от 1993 г. № 108 утверждены формы государственной статистической отчетности по охране окружающей среды и установлены следующие формы отчетности: — об охране атмосферного воздуха; — использовании воды; — ходе строительства водоохранных объектов и прекращении сброса загрязненных сточных вод; — текущих затратах на охрану природы, экологических платежах и Других, в том числе на расходование средств экологического фонда. Все формы отчетности имеют инструкции по их заполнению, в которых отражен порядок заполнения каждой строки и указаны единицы измерения. Отчеты по охране окружающей среды направляются: статистическому органу по месту нахождения предприятия; органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики; местному органу Минприроды России. Годовой отчет о текущих затратах на охрану природы и экологических платежах (форма № 4) представляют до 25 января (предприятия, организации, учреждения, имеющие очистные сооружения и осуществляющие природоохранные мероприятия): статистическому органу по месту своего нахождения; органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей; отрасли экономики. Годовой отчет представляют территориальные экологические фонды статистическому органу по месту своего нахождения по указанию статистического органа республики, края, области, как правило, не позже 15 февраля. Статистическую отчетность по форме № 2 ТП (токсичные отходы) представляют предприятия, на которых образуются, используются, обезвреживаются, складируются и за-хороняются токсичные отходы, представляющие опасность для здоровья населения и окружающей природной среды. Отчет составляется на основании приходно-расходных документов. При отсутствии первичного учета заполнение формы производится на основании расчетов по материальному балансу, оценок и других данных. Конкретный перечень предприятий, предоставляющих годовой отчет по охране окружающей среды, определяется местными природоохранными органами по согласованию с органами государственной статистики. Учету подлежат все виды токсичных отходов, в том числе пришедшая в негодность продукция, содержащая вредные вещества. Исключение составляет готовая продукция, подлежащая дальнейшему использованию, а также полуфабрикаты, которые по технологии производства предназначены для дальнейшей переработки в целях получения готовой продукции.

Смотрите так же:  Как заверить копию огрн

Навигация:
Главная → Все категории → Строительная экология

Оформление и ведение всей первичной документации на предприятии и журналов в области охраны окружающей среды

Зачастую о необходимости ведения первичной документации в области охраны окружающей среды (проектная, журналы, отчеты и т.д.) все вспоминают только тогда, когда грядет проверка со стороны природоохранных структур. Если на предприятии есть штатный эколог, и он достаточно опытен и квалифицирован — все нормально и первичная документация в области экологии ведется, когда же его нет, то конечно, необходима помощь профессионалов. Хотелось бы, чтобы предприятия не дожидались, когда придет проверка, и нам придется судорожно готовить отчетность по охране окружающей среды, проектную документацию и заполнять журналы.

К сожалению, к отчетности по охране окружающей среды относятся недостаточно серьезно и с мнением специалистов не считаются. Наши объяснения о необходимости вести первичную документацию по экологии, заполнять журналы и сдавать отчеты в срок не воспринимают всерьез и считают ни чем иным, как простым вымогательством денег. Заканчивается такое отношение, как правило, очень печально для предприятия и траты вырастают в десятки раз, так как штрафные санкции за нарушение природоохранного законодательства очень высоки.

А ведь список первичной документации в области охраны окружающей среды довольно велик, давайте попробуем разобраться вместе. Он включает в себя не только проектную документацию по охране окружающей среды, отчеты и журналы. Разберем несколько вариантов:

Предприятия, на которых образуются только отходы, отсутствуют выбросы в окружающую среду и оно не является водопользователем, должны иметь следующие документы, касающиеся только отходов:

  1. Правоустанавливающие документы на земельные участки, находящиеся в хозяйственном ведении;
  2. Информационная справка о наличии арендаторов с указанием видов деятельности и условий аренды (порядок утилизации отходов, осуществление иных природоохранных мероприятий);
  3. Приказ (распоряжение) руководителя о назначении лиц, ответственных за природоохранную деятельность;
  4. Документы (свидетельства о повышении квалификации, удостоверения) о подготовке руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
  5. Документы, подтверждающие профессиональную подготовку лиц, допущенных к обращению с отходами 1 — IV класса опасности (свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I -1V класса опасности);
  6. Положение по организации и проведению производственного экологического контроля;
  7. План природоохранных мероприятий на текущий год;
  8. Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических платежах:
    • копии платежных поручения о перечислении платежей за негативное воздействие на окружающую среду;
    • расчеты квартальной платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  9. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов;
  10. Паспорта отходов I — IV класса опасности;
  11. Лабораторные измерения подтверждения отнесения отходов к классам опасности для окружающей природной среды;
  12. Договора на переработку или длительное хранение отходов ка других предприятиях;
  13. Документы, подтверждающие оплату услуг по утилизации, хранению и передачи отходов другим предприятиям (справки, накладные, квитанции);
  14. Журналы учета движения и обращения с отходами;
  15. Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы);
  16. Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и образующихся отходах;
  17. Талон регистрации отходов природопользователя в Сводном кадастре отходов производства и потребления г. Москвы.

К перечню списка документов при наличии выбросов загрязняющих веществ в атмосферу добавляются следующие документы:

  1. Материалы инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  2. Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе:
    • заключение Роспотребнадзора, справка Росгидромета о фоновых концентрациях и климатических характеристиках;
    • план-график контроля за соблюдением нормативов выбросов, на основании которого предприятие организует работы по осуществлению производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;
    • мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (в случае установления таких мероприятий);
    • мероприятия по снижению негативного воздействия выбросов предприятия на атмосферный воздух и оценка их достаточности (план уменьшения выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух) (в случае установленных для предприятия временно согласованных выбросов).
  3. Журналы первичного учета по охране атмосферного воздуха по формам ПОД-1, ПОД-2. ПОД-3;
  4. Документы по выполнению мероприятий производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, в том числе:
    • план-график производственного (лабораторного) контроля за соблюдением нормативов ПДВ на год, согласованный в составе нормативов ПДВ;
    • план мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
    • договор со специализированной аккредитованной лабораторией на проведение замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с приложением копий аттестатов аккредитации лабораторий, заверенной печатью с соответствующей областью аккредитаций (в случае невозможности проведения такого контроля силами предприятия);
    • результаты производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (протоколы количественного химического анализа и т.д.);
    • документы, подтверждающие внесение приборов (контрольно-измерительной аппаратуры) в государственный реестр и их своевременную поверку.
  5. Документы по реализации мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ) для предприятий, имеющих такие источники выбросов (если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК), в том числе:
    • приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды НМУ на заданные режимы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц. ответственных за организацию приема оповещений и введения мероприятий по снижению выбросов;
    • журнал для записи предупреждений (оповещений) о НМУ, в котором в числе прочих указываются принятые меры по сокращении» выбросов вредных (загрязняющих) вешеств в атмосферный воздух.
  6. Для предприятий (организаций), имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки (далее — ГОУ):
    • приказ по предприятию (организации) о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание ГОУ, о создании комиссии по обследованию технического состояния ГОУ;
    • утвержденные инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ с учетом условий их работы, инструкций завода-изготовителя и рекомендаций проектной и пуско наладочной организаций;
    • паспорта установки очистки газа на каждою ГОУ;
    • акты осмотра технического состояния ГОУ при обследовании установок очистки газа;
    • аварийные акты по неэффективности не используемых ГОУ.
  7. Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух).

Ваше предприятие является водопользователем и имеет у себя на балансе очистные сооружения, добавляются следующие документы в области охраны окружающей природной среды, которые обязательно должны быть в наличии:

  1. Договор с ГУП « Мосводосток» на прием и отведение поверхностных стоков ( Декларация 1, Декларация 2);
  2. Договор с ОАО «Мосводоканал» на подачу питьевой воды и отведение сточных вод;
  3. Утвержденная схема водонесущих коммуникаций с указанием мест подключения к городским сетям и контрольных колодцев;
  4. Балансовая схема водоснабжения и водоотведения;
  5. Документы по выполнению мероприятий производственного контроля за сточными водами, в том числе:
    • план-график производственного (лабораторного) контроля за соблюдением нормативов на год;
    • план мероприятий по предупреждению и устранению аварийных сбросов вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты, а также по ликвидации загрязнения;
    • договор со специализированной аккредитованной лабораторией на проведение замеров на источниках сбросов загрязняющих веществ с приложением копий аттестатов аккредитации лабораторий, заверенные печатью, с соответствующей областью аккредитации (в случае невозможности проведения такою контроля силами предприятия);
    • результаты производственного контроля за соблюдением установленных нормативов (протоколы количественного химического анализа и т.д.);
    • документы, подтверждающие внесение приборов (контрольно-измерительной аппаратуры) в государственный реестр и их своевременную поверку.
  6. Проектные данные очистных сооружений;
  7. Документы, подтверждающие проведение регламентных работ на очистных сооружениях и ливневых сетях;
  8. Документы, подтверждающие вывоз осадка и фильтрующей загрузки очистных сооружений;
  9. Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
  10. Лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов;
  11. План снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  12. Решение о предоставлении водн ых объектов в пользование;
  13. Журналы первичного учета по использованию воды по форме ПОД-II, ПОД-12, ПОД-13;
  14. Отчет по форме 2-ТП (водхоз).

При наличии земельного участка не забудьте также о плане благоустройства и журнале ухода за зелеными насаждениями.

Впечатляющий список, не правда ли?! Может все–таки за проектной документацией по охране окружающей среды, а также за отчетами и ведением журналов лучше обратиться к профессионалам? Звоните! Всегда учтем Ваши пожелания и договоримся!

БИЛЕТЫ И ОТВЕТЫ 13 / Билет №19(2). ЭА ДОКУМЕНТОВ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ ДОКУМЕНТОВ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

С помощью учета на предприятии происходит установление связи между возникновением определенных видов воздействия на окружающую среду и конкретными затратами и доходами.

Первое руководство для бухгалтеров, определяющее, какая информация должна отражаться в финансовых отчетах для того, чтобы информировать пользователя о воздействии предприятия на окружающую среду, было разработано в 1991 г. Межправительственной рабочей группой по международным стандартам и отчетности.

Задачей первичного учета природоохранной деятельности предприятия является обеспечение достоверности данных об объеме, составе и степени нейтрализации отходов предприятия, а также природоохранных затратах.

Процесс формирования системы учета в области природопользования идет очень медленно.

На сегодняшний день утвержден порядок первичного учета:

по охране атмосферного воздуха;

по охране и использованию водных ресурсов;

по охране и использованию земельных ресурсов, отведенных предприятию во временное и постоянное использование;

Смотрите так же:  Как оформить красиво фотографию в фотошопе бесплатно

отходов и мест их складирования на предприятии;

капитальных вложений и текущих затрат на мероприятия по охране окружающей среды.

Именно эта информация является основой для заполнения государственных статистических форм:

2-ТП (воздух) — сведения об охране атмосферного воздуха,

2-ТП (водхоз) — сведения об использовании воды,

2-ТП (отходы) сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления),

2-ТП (рекультивация) -сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы,

18-КС- сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов),

4-ОС — сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежах) и др., а также проведения процедуры экологического аудита и разработки планов природоохранных мероприятий.

Первичный учет является информационной базой, которая создается непосредственно на предприятиях и их отдельных подразделениях на основе следующей документации.

Учет характеристик стационарных источников загрязнения и мероприятий по охране атмосферы на предприятиях производится в следующих формах:

ПОД-1 – журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик;

ПОД-2 – журнал учета мероприятий по охране воздушного бассейна;

ПОД-3 – журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок.

На основе данной информации проводится:

определение общего количества выбросов вредных веществ в атмосферу по каждому источнику;

определение максимального количества вредных веществ при смене технологического режима источников;

подготовка данных для заполнения формы 2-ТП (воздух);

организация контроля над установленными нормативами выбросов (ПДВ);

оценка экологичности технологий;

планирование и контроль проведения воздухоохранных мероприятий и оценка их эффективности;

контроль над расходованием средств, вложенных в эти мероприятия;

подготовка данных для расчета платы за загрязнение атмосферы и оценки эколого-экономического ущерба;

оценка эффективности газоочистного и пылеулавливающего оборудования.

Первичный учет забираемых из водных объектов и сбрасываемых вод производится по следующим формам первичного учета:

ПОД-11 – журнал учета водопотребления/водоотведения водоизмерительными приборами и устройствами;

ПОД-12 – журнал учета водопотребления/водоотведения косвенными методами;

ПОД-13 – журнал учета качества сбрасываемых сточных вод.

На основе полученной информации проводится:

учет потребителей на каждом объекте водопотребления и водоотведения с указанием их местонахождения;

учет водомерных устройств;

систематизация видов источников воды на объектах;

определение расхода забираемой и сбрасываемой воды;

определение общего расхода и сброса воды по объекту (как прямыми, так и косвенными методами);

подготовка данных для заполнения формы 2-ТП (водхоз);

планирование работ по оснащению измерительным оборудованием;

оценка качественного состава забираемых и сбрасываемых вод, количества вредных веществ;

определение количества водовыпусков и их состава;

подготовка данных для расчета платы за загрязнение водных объектов и оценке эколого-экономического ущерба;

планирование мероприятий по очистке сточных вод.

Для учета данных о земельных ресурсах разработаны следующие формы первичного учета:

ЗЕМ-1 – журнал учета использования земельных ресурсов, отведенных предприятию в постоянное пользование;

ЗЕМ-2 – журнал учета использования земельных ресурсов, отведенных предприятию в постоянное пользование;

ЗЕМ-3 – журнал учета рекультивации нарушенных земель и снятия нарушенного слоя почвы.

На основе полученной информации проводится:

систематизация данных о земельных ресурсах;

планирование мероприятий по охране земельных ресурсов и их рациональному использованию;

определение платы за землю по объектам;

оценка эколого-экономической эффективности мероприятий по охране земельных ресурсов;

оценка размеров экологического ущерба вследствие их загрязнения или изменения первоначальных свойств;

систематизация учета рекультивации нарушенных земель и снятия нарушенного слоя почв;

подготовка статистической отчетности 4-ОС.

Первичный учет отходов на предприятиях проводится в следующих формах:

ОТХ-1 – журнал чета отходов, образующихся на предприятии;

ОТХ-2 – журнал учета полигонов (накопителей), предназначенных для захоронения (складирования) отходов;

ОТХ-3 – журнал учета отходов, подлежащих сбору, хранению, использованию, ликвидации и захоронению.

Первичные данные по отходам используются:

для систематизации их использования, хранения, ликвидации, захоронения и оценки их воздействия на окружающую среду по видам и состоянию;

при подготовке данных для расчета платы за загрязнение ими окружающей среды и оценке эколого-экономического ущерба;

для оценке размеров оплаты за сдачу отходов специализированным предприятиям с целью их утилизации;

при планировании мероприятий по вторичному использованию и утилизации отходов;

для подготовки статистической отчетности по формам 2-ТП (отходы), 4-ОС, экологического паспорта и д.

Информация о капитальных затратах содержится в следующих источниках:

— акты приемки выполнения строительно-монтажных работ;

— акты о приобретении оборудования;

— акты о проведении реконструкции и др.

На их основе предприятие заполняет следующих первичных форм отчетности и учетной документации:

КАП-1 – журнал учета капитальных затрат на мероприятия по охране атмосферного воздух (журнал КАП-1 заполняется в течение года с использовпнием данных бухгалтерского учета и квартальных отчетов по выполнению плановых мероприятий по объектам и их подразделениям);

КАП-2 – журнал учета капитальных затрат на мероприятия по охране водного бассейна (журнал КАП-2 заполняется на основании актов приемки объектов по очистке воды, созданию водоохранных зон и т.д. Регистрация освоения затрат на мероприятия по защите гидросферы проводится по мере их вложения, но не реже одного раза в квартал);

КАП-3 – журнал учета капитальных затрат на мероприятия по охране земельных ресурсов (заполнение журнала КАП-3 проводится на основании акта приемки-передачи рекультивированных земель).

Полученные данные (при условии их объективного содержания) могут быть эффективно использованы для формирования финансовых потоков на природоохранные мероприятия и разработки критериев их оптимизации. В частности, полученные данные могут быть использованы для корректировки платы за выбросы и сбросы.

Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах содержит статистическая форма 4-ОС, в которой регистрируются:

текущие затраты по различным направлениям природоохранной деятельности;

затраты на проведение капитального ремонта основных производственных средств (ОПС) по охране окружающей среды;

среднегодовая стоимость ОПС по охране окружающей среды;

объемы экологических платежей (за допустимые и сверхнормативные выбросы);

объемы перечисления в федеральный бюджет и плата за природные ресурсы.

Централизовано утвержденные формы первичного учета текущих затрат на мероприятия по охране окружающей среды в учетной практике в настоящее время отсутствуют. Однако необходимо вести систематический учет сведений по текущим затратам с разбивкой их на прямые и косвенные:

— ТЕК-1 — на мероприятия по защите атмосферного воздуха;

— ТЕК-2 – на водоохранные мероприятия;

— ТЕК-3 – на охрану земельных ресурсов;

— ТЕК-4 – на мероприятия по обращению с отходами.

Статистическая отчетность предприятий в области природопользования является основой для проведения эколого-экономического анализа производств. Формы статистической отчетности по охране окружающей среды содержат информацию, отражающую потребление ресурсов, объемы и характер эмиссий загрязняющих веществ, план природоохранных мероприятий и др.

В России принято к обязательному ведению около 20 форм государственной статистической отчетности в области охраны окружающей среды и использования ресурсов. В частности, к ним относятся:

план общих природоохранных мероприятий;

пакет финансовых документов, включающий:

— расчет платежей за ожидаемый выброс в атмосферу (на будущий год);

— расчет платежей за выбросы в атмосферу по фактическим выбросам (за прошедший год);

Аналогичные расчеты за выбросы в атмосферу от передвижных источников, сбросы в водные объекты, временное захоронение отходов;

пакет отчетов по воздействию на атмосферу:

— инвентаризация источников загрязнения атмосферы (один раз в пять лет);

— проект ПДВ (один раз в пять лет);

— график контроля выбросов на соответствие проекту ПДВ (ежегодно);

— график контроля аварийных выбросов на границе санитарно-защитной зоны предприятия (ежегодно);

— форма 2-ТП-воздух (для предприятий, имеющих суммарный выброс более 100 т/год или выбрасывающих особо опасные загрязняющие вещества – ежегодно);

4) отчеты по загрязнению водных объектов:

— график контроля сточных вод (ежегодно);

5) отчетность по работе с отходами:

— планировка мест временного размещения отходов с реализованным проектом временного хранения (ежегодно);

— проект лимитов размещения отходов (один раз в пять лет);

— договоры, акты сдачи отходов, талоны сдачи отходов на полигон (периодически);

— форма 2-ТП «Отчет об образовании и удалении токсичных отходов»;

6) отчетность по затратам на охрану окружающей среды:

— форма 4-ОС «Отчет о текущих затратах на охрану природы и экологических платежах»;

— форма 18-КС «Отчет о капитальных вложениях на мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов»;

7) отчет по земельным ресурсам по форме №22 «Отчет о наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, собственникам, землевладельцам, землепользователям» по состоянию на 1 января соответствующего периода;

8) отчетность по лесному хозяйству – формы:

— 1-ЛХ «Отчет о проведении лесовосстановительных работ»;

— 3-ЛХ «Отчет о рубках ухода и санитарных рубках леса»;

— 4-ЛХ «Отчет об остатках древесины на лесосеках и очистке мест рубок»;

— 5-ЛХ «Отчет о лесных пожарах»;

— 7-ЛХ «Отчет о проведении лесохозяйственных работ»;

— 12-ЛХ «отчет о лесозащите» и др.;

9) отчетность по добыче ресурсов недр по форме №1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции.

Однако для эколого-экономического анализа наиболее достоверными являются материалы, полученные с помощью экологического аудирования и контрольных проверок предприятий.