Трудовой стаж понятие и виды доказательств

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Понятие трудового стажа, его классификация, исчисление, доказательство

Трудовой стаж — это продолжительность трудовой, иной общёственно-полезная деятельности, а также других периодов, с которыми связано возникновение права на трудовые пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца от общего заболевания, на многие виды пособий и некоторые со­циальные льготы.

Трудовой стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений (за исключением пра­воотношений по обеспечению социальными пенсиями), право­отношений по предоставлению отдельных видов пособий, а так­же социальных льгот.

В результате осуществления пенсионной реформы второй уровень в пенсионной системе займет трудовая (страховая) пенсия, исчисляемая с учетом продолжительности страхования, величины страховых взносов и ряда других факторов.

Персонифицированный учет будет строиться на следую­щих принципах:

  • единство и федеральный характер государственного пен­сионного страхования в РФ;
  • всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в ПФР и учета сведений о застрахованных лицах;
  • доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем;
  • использование сведений о застрахованных лицах исключи­тельно для целей пенсионного обеспечения;
  • соответствие сведений о суммах страховых взносов, пред­ставляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов;
  • осуществление учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использование его для назначения пенсии.

Страховой стаж — это суммарная продолжительность пери­одов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Специальный трудовой стаж (СТС) — это продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и других периодов, с которыми связано льготное (или по особым правилам) обеспечение тру­довыми пенсиями.

Специальный трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, необходимом для приоб­ретения права на трудовую пенсию по старости на льготных ос­нованиях. Наличие специального стажа установленной продол­жительности с учетом или без учета ОТС приводит к возникно­вению права на пенсию по старости до достижения нормально­го пенсионного возраста -60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины).

Особым видом СТС является и выслуга лет. Но в отличие от СТС, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.

Основным документом для подтверждения трудового стажа является трудовая книжка. При ее отсутствии или неточных записях для доказывания трудового стажа могут приниматься другие документы: справки, выписки из приказов, ведомости на выплату заработной платы, служебные удостоверения, харак­теристики, профсоюзные билеты, послужные и формулярные списки и пр.

Время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудо­вой деятельностью на основании регистрационных удосто­верений или патентов, устанавливается по справкам финансо­вых органов об уплате подоходного налога.

В доказательство военной службы в составе Вооруженных Сил, органах государственной безопасности и внутренних дел, пребывания в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн принимаются: военные билеты, красноармейские книжки, справки военных комиссариатов, справки архивных и военно-лечебных учреждений, трудовые книжки и другие документы.

Период обучения в вузах, средних специальных и профес­сионально-технических учебных заведениях, аспирантуре, док­торантуре и клинической ординатуре, школах и на курсах по под­готовке кадров, повышению квалификации и переквалификации подтверждается дипломами, свидетельствами, удостоверения­ми и иными документами.

Трудовой стаж понятие и виды доказательств

Актуальность темы. Трудовые отношения играют немаловажное значение в жизни каждого гражданина. Дело в том, что гражданин вступает в них, преследуя две основные цели: 1. получение заработной платы – определенной денежной суммы в качестве вознаграждения за выполненную работу; 2. получение трудового стажа, который фиксируется в трудовой книжке лица и учитывается в последствии при назначении пенсии и иных выплат и льгот. В данной работе нас будет интересовать такое понятие как трудовой стаж. Он определяется в соответствии с тем временным периодом, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность. При этом учитывается только то время, когда лицо осуществляло трудовую деятельность на основании трудового договора, то есть официально. Остальные виды заработка в трудовой стаж не включаются так как они ничем не подтверждены и в течение их не производятся определенные отчисления. Кроме того, наличие трудового стажа влияет на назначение пенсии лицу, а так же её размер. Так же, в рамках определенных профессий, могут быть установлены свои сроки трудового стажа, по истечении которых лицо имеет право выйти на пенсию в досрочном порядке. Поэтому понятие трудового стажа является сложным понятием, с которым связаны и другие правовые категории. Кроме того, он имеет свою классификацию и порядок исчисления и доказательства, что достаточно интересно и актуально в современном мире, в котором процветает безработица. Объектом курсовой работы является вся совокупность общественных отношений трудового характера, связанных с трудовым стажем. Предметом курсовой работы выступает совокупность правовых норм, которые регулируют трудовой стаж, его предназначение, а равно определяющие его виды и порядок исчисления и доказательства. Целью исследования является анализ правовых норм, которые регулируют трудовой стаж, его предназначение, а равно определяющие его виды и порядок исчисления и доказательства. Для достижения указанных целей необходимо разрешить следующие основные задачи: — установить определение понятия трудовой стаж; — определить значение трудового стажа для различного рода общественных отношений; — установить основные виды трудового стажа; — определить порядок исчисления трудового стажа; — установить порядок доказательства трудового стажа. Структура работы представлена следующим образом: введение, три главы, заключение, список используемой литературы. Вторая глава включает в себя три параграфа.

Итак, по итогам рассмотрения темы, можно сделать следующие выводы: Под трудовым стажем принято понимать временной период, когда лицо осуществляло трудовую деятельность, либо иной вид полезной деятельности. Так же, трудовой стаж можно определить как длительность трудовой или полезной деятельности, которая определяется в порядке, установленным законодателем и влечет за собой наступление конкретных последствий правового характера. К таким последствия можно отнести: — установление права на получение пенсионных выплат; — право на получение пособий; — право на получение льгот; — другие. Что же касается определения трудового стажа, которое дается законодателем, то его можно найти в положениях Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно положениям указанного нормативного акта под рассматриваемой правовой категорией следует понимать общую длительность временных этапов осуществления трудовой деятельности, либо иной полезной деятельности, которая принимается во внимание при установление права на конкретные виды пенсионных выплат, а равно, которые включаются в страховой стаж для получения в последующем пенсионных выплат, установленных положениями Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Говоря о правовом регулировании института трудового стажа, следует отметить, что его положения регулируются сразу несколькими нормативными актами, которые представляют собой систему расположенных в определенной последовательности актов. Первую группу, безусловно, составляют различные акты международного характера. Дело в том, что здесь применяется общепринятое правило, которое заключается в том, что если какое-либо положение правового акта внутреннего порядка противоречит положениям международного акта, то применению подлежат положения последнего. Так, в качестве примера можно назвать Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. Вторую группу нормативно-правовых актов регулирования составляют различные акты законодательного характера. В качестве примера такого акта можно назвать Трудовой кодекс Российской Федерации. Хотя при детальном рассмотрении положений указанного кодекса, можно установить, что в его тексте отсутствуют нормы, регулирующие порядок исчисления трудового стажа, но и нормы, которые устанавливают определение трудового стажа . Имеется одна норма права в данном акте, которая устанавливает, что порядок исчисления трудового стажа, который нужно определить для оформления гарантий и компенсаций, рассматривается в рамках положений Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством. То есть, ТК РФ в части вопросов, касающихся трудового стажа, отсылает к другим нормативным актам. Например, к положениям Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Третью группу нормативных актов составляют подзаконные нормативные акты, к которым, в первую очередь, относятся Постановления Правительства РФ. Четвертую группу образуют акты министерств и ведомств. Важно заметить тот факт, что в сфере регулирования трудовых правоотношений, в том числе и вопросов трудового стажа, регулирование осуществляется не только Конституцией РФ, но и конституциями, а так же законами, которые имеют место быть и действуют на территории субъектов РФ. Итак, подводя итоги рассмотрения вопроса о правовом регулировании трудового стажа, следует отметить, что оно осуществляется различными правовыми актами, которые имеют разную юридическую силу. То есть, единого нормативного акта, определяющего трудовой стаж и положения о нем, не существует. Это является недостатком представленной системы. Проявлением такого недостатка является существование большого количества противоречий между положениями различных актов. А так же большим недостатком можно считать то, что в рамках российской правовой системы действует много устаревших нормативных актов. Другим основным недостатком можно считать то, что возникают многочисленные проблемы при применении положений указанных нормативных правовых актов на практике. Безусловно, данная проблема особенно сказывается на деятельности судебных органов, сотрудников юстиции, а так же и на обычных гражданах. Говоря о видах трудового стажа, нужно отметить, что общепринятым разделением его на виды является следующее деление: — общий трудовой стаж; — непрерывный трудовой стаж; — специальный трудовой стаж. Под общим трудовым стажем принято понимать длительность всего времени осуществления трудовой деятельности, либо иной деятельности, в течении которого происходила уплата страховых взносов в пенсионные фонды а равно и иных периодов времени, которые могут быть включены в страховой стаж, необходимая для предоставления права на трудовую пенсию. Следует отметить, что в страховой стаж могут быть включены временные периоды осуществления трудовой деятельности, либо иной деятельности, которая осуществляется гражданами РФ: — на территории РФ, если за все указанное время лицом производилась уплата страховых взносов в пенсионный фонд; — за пределами территории РФ, если эти случаи установлены законодательством РФ, а так же договорами международного характера, либо, если производилась вышеуказанная уплата. Страховой стаж имеет и свое конкретное значение, которое заключается в следующем: — его следует рассматривать в качестве основания для того, чтобы получать пенсионные выплаты по случаю наступления пенсионного возраста, либо в случае получения определенной группы инвалидности, а равно, в случае, если лицо получает пенсию по случаю потери кормильца; — с указанным понятием связана возможность, предусмотренная законодательством РФ о досрочном выходе на пенсию. Следующим видом трудового стажа можно считать непрерывный трудовой стаж, который устанавливается по временному периоду осуществления трудовой деятельности по последнему месту работы на определенном предприятии, учреждении, либо в организации в непрерывном порядке, а равно длительность осуществления трудовой деятельности на разных организациях, учреждениях и предприятиях, но при этом были соблюдены указанные в законе сроки при переходе с одного рабочего места на другое. Говоря о сроках, которые должны быть соблюдены при переходе с одного места работы на другое, следует отметить, что такой срок не должен быть больше одного месяца. Рассматриваемый вид трудового стажа не сохраняется в том случае, если лицо поступает на новое место работы после того, как был прекращен прежний трудовой договор по нижеследующим обстоятельствам: — неоднократное неисполнение своих трудовых обязанностей, которые были возложены на лицо положениями трудового договора и правилами внутреннего трудового распорядка, без наличия на то каких-либо уважительных причин; — совершение прогула, либо появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения; — если имеется приговор суда, который вступил в законную силу, на основании которого лицо было осуждено за совершение преступления и ему было назначено наказание в виде лишения свободы, исправительных работ, а равно к другому виду наказания, которое не позволяет ему продолжить трудовую деятельность в прежнем месте; — если работник, который имеет своими непосредственными служебными обязанностями выполнение воспитательных функций, какого-либо аморального поступка, что является препятствием для продолжения трудовой деятельности. Непрерывный трудовой стаж имеет следующее значение: — в зависимости от его длительности определяется размер выплат по временной нетрудоспособности. При этом данный вид стажа определяется ко дню временной нетрудоспособности; — в зависимости от его длительности определяется размер премии, которая уплачивается работникам по итогам истечения года; — в зависимости от его длительности определяются доплаты и надбавки к ставке оклада работника. В качестве третьего вида стажа принято выделять специальный стаж, который представляет собой общую длительность трудовой деятельности в определенном месте службы. Его значение заключается в следующем: — на основании него определяется размер пенсионных выплат согласно особых условий труда и осуществлением трудовой деятельности на Крайнем Севере; — на основании него определяется размер пенсионных выплат по выслуге лет; — от его длительности зависит размер надбавки к заработной платы, определяемой в процентах, а равно и размер ежегодных выплат за выслугу лет. Что касается порядка исчисления трудового стажа, то основное правило, которое применяется в этих целях является то, что при этом учитываются данные, закрепленные в трудовой книжке. Кроме того, существуют определенные правила, которые установлены в законодательстве, на основании которых происходит его расчет и исчисление. Следует особо отметить, что при его исчислении возникает большое количество вопросов и спорных ситуаций, которые нередко разрешаются в судебном порядке. Особенно это касается доказательства трудового стажа, которые был в действительности, но для его зачисления необходимо доказать указанный факт. Безусловно, нам удалось установить не только теоритические основы данной правовой категории: — понятие трудового стажа; — его значения в рамках трудовых отношений и сферы социального обеспечения граждан; — виды трудового стажа; — порядок исчисления трудового стажа. Кроме того, нам удалось установить некоторые проблемные моменты правового регулирования данного института. Так, мы определили, что не существует единого правового акта, который бы заключал в себе положения, касающиеся только трудового стажа. В связи с этим, приходится обращаться к положениям различного числа правовых актов, относящихся к разным отраслям права. Это приводит к тому, что в правовом регулировании могут возникнуть неразрешимые разногласия, противоречия, даже между актами одинаковой юридической силы. Так же, важно заметить, что правовое регулирование данной сферы требует создания новых правовых положений, обновления законов, удовлетворяющим реалиям современности. Итак, мы установили, что исчисление трудового стажа зависит от следующих параметров: — количество отработанного времени, то есть времени осуществления трудовой или иной деятельности; — условий труда, то есть наличие особых условий, которые позволяют говорить о сложности работы, либо о тяжелых условиях труда; — наличие у лица, который фактически не осуществляет данную деятельность, факта обеспечение заботы за лицом, которое в этом нуждается, что лишает лица реализовывать себя в профессиональной деятельности; — отсутствие возможности осуществления трудовой деятельности одним из супругов в связи с тем, что он вынужден пребывать со своим супругом в той местности, в которой он не может заниматься трудовой деятельности в соответствии с профессией, либо вообще исключена возможность трудоустроиться. Все эти обстоятельства помогают всесторонне подойти к вопросу установления размера трудового стажа, а в итоге и размера пенсионных выплат. Но, несмотря на строгое установление законодателем всех обстоятельств и порядка, возникают их нарушения. Это можно объяснить все тем же отсутствие единого нормативного регулирования, которое не позволяет иногда сразу установить все перечисленные факты, либо подтвердить их достоверность. Поэтому первоначальной задачей государства является создание единого нормативно-правового акта, регулирующего данные вопросы. То есть те задачи и цель, которые были поставлены перед нами в начале работы выполнены в полном объеме.

Смотрите так же:  Выделение доли мужу материнский капитал

1. Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года//СПС КонсультантПлюс. 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).//КонсультантПлюс. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016)//СПС КонсультантПлюс. 4. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (действующая редакция, 2016)// СПС КонсультантПлюс. 5. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (действующая редакция, 2016)//СПС КонсультантПлюс. 6. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ (действующая редакция, 2016)//СПС КонсультантПлюс. 7. Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 31.12.2014) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»//СПС КонсультантПлюс. 8. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 03.07.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»//СПС КонсультантПлюс. 9. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»//СПС КонсультантПлюс. 10. Аракчеев, В. С. Пенсионное право России / В.С. Аракчеев. — М.: Юридический центр Пресс, 2013. — 384 c. 11. Орловский Ю.П. Комментарий к трудовому кодексу РФ: постатейный (издание четвертое, исправленное, дополненное и переработанное) / Ю.П. Орловский; под ред. Ю.П. Орловского. — Юридическая фирма «КОНТРАКТ». — «ИНФРА-М. 2012. – СПС «Консультант +». 12. Магницкая, Е. В. Трудовое право / Е.В. Магницкая, Е.Н. Евстигнеев. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 208 c. 13. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Книжный мир, 2011. 340 с. 14. Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России: Краткие учебные курсы юридических наук. – М.: Норма, 2013. 450с. 15. Рождествина А.А. Право социального обеспечения / М.Дана. 2013г. – 487с. 16. Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.Ю Головиной , М.В. Молодцова. 2012. 704 с. 17. Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. 2-е Изд., перераб. и доп. 2011. 656 с. 18. Трудовое право: учеб. / Н.А. Бриллиантова / Под. ред. О.В. Смирнова. – М.: ТК Велби, 2013. – 600 с. 19. Трудовое право России: Учебник / Под общ. ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой. – М.: Инфра-М, 2012. – 540 с. 20. Шайхатдиной В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебное пособие. – Екатеринбург, 2012г. 540 с.

29 (2). Понятие трудового стажа, его классификация, исчисление, доказательство

Трудовой стаж – суммарная продолжительность трудовой, иной общественно полезной деятельности и других, указанных в законе периодов (независимо от того, где и когда они имели место и были ли в них перерывы), с которыми связаны определенные правовые последствия.

Трудовой стаж учитывается при предоставлении оплачиваемых отпусков, занятии определенных должностей и т.п. (наибольшее значение имеет в правовом регулировании отношений в сфере СО – в одних случаях с ним связывается само право на получение соответствующего материального обеспечения, в других – его размер, в третьих – и то, и другое).

Классификация трудового стажа в прошлом (общий, специальный, непрерывный).

Недавно стал выделяться страховой стаж, классифицирующийся на смешанный (общий) страховой стаж и специальный страховой стаж.

Классификация трудового стажа в настоящее время (общий, смешанный страховой и специальный страховой, специальный и непрерывный трудовой стаж).

Общий трудовой стаж – суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, учитываемая в календарном порядке (включает периоды работы за пределами территории РФ, творческой деятельности, службы в Вооруженных Силах, пребывание в партизанских отрядах, временной нетрудоспособности, пребывания на инвалидности, пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах).

Страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (засчитывается работа, военная служба, период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, период ухода одного из родителей за ребенком до 1,5 лет, период получения пособия по безработице, период содержания необоснованно привлеченных к у/о в местах лишения свободы, период ухода за инвалидом или более 80 лет).

Общий страховой стаж – одно из условий для назначения досрочной пенсии по старости.

Специальный страховой стаж – период определенной трудовой деятельности (один из подвидов специального трудового стажа).

Два порядка подсчета периодов, засчитываемых в трудовой стаж (в выслугу лет), установленных пенсионным законодательством:

1) обычный (в обычном порядке исчисляются все виды и подвиды трудового стажа);

2) льготный (в льготном порядке исчисляются только отдельные виды трудового стажа в определенных случаях, предусмотренных законом).

Пенсионное законодательство устанавливает 2 порядка подсчета периодов, засчитываемых в трудовой стаж (в выслугу лет) – обычный и льготный.

Правительство в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях» утвердило Правила подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий.

Правила исчисления трудового стажа в обычном порядке:

1) Исчисление периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и иной деятельности, а также других периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев) (каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев – в полные годы).

Смотрите так же:  Заявление на получение загранпаспорта биометрического

2) В случае совпадения по времени периодов работы и иной деятельности, включаемых в стаж, и других периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из этих периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденному заявлением, в котором указывается выбранный для включения (зачета) в трудовой стаж период.

3) Иные периоды, предусмотренные Правилами, засчитываются в стаж при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности.

4) Период получения пособия по государственному социальному страхованию при временной нетрудоспособности включается в стаж независимо от уплаты за этот период обязательных платежей (страховые взносы, в том числе в ПФР, на суммы указанного пособия не должны начисляться).

5) Годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия, засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы (исключаются календарные годы, в которых не было ни одного выхода на работу).

6) Если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и других периодах, засчитываемых в трудовой стаж, указаны только годы без дат, за дату принимается 1 июля, а если не указано число месяца – то 15-е число.

В льготном порядке страховой стаж для назначения трудовой пенсии подсчитывается только в случаях:

1) при работе в течение полного навигационного периода на водном транспорте;

2) при работе в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Период такой работы учитывается в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составила полный год.

Ранее исчислялись в льготном порядке, теперь в календарном порядке (работа в районах КС и ПМ (в 1,5-м размере); в лепрозориях и противочумных учреждениях (в 2-м размере); в воинских частях, штабах, учреждениях, входящих в состав действующей армии (в 3-м размере); в Ленинграде в период блокады (в 3-м размере); во время ВОВ, кроме работы в районах, временно оккупированных (в 2-м размере); служба по призыву (в 2-м размере)).

Способы подтверждения трудового стажа:

1) Основной способ – подтверждение трудового стажа документами (в таком порядке доказываются все виды стажа – общий, страховой, специальный, непрерывный; документами подтверждается любая трудовая деятельность, засчитываемая в трудовой стаж, а также иные периоды, которые в него включаются).

2) Вспомогательный способ – подтверждение стажа свидетельскими показаниями (в таком порядке может подтверждаться только стаж работы (кроме работы у отдельных граждан) при определенных условиях и только для назначения пенсии).

1) трудовой стаж, приобретенный до 01.01.1997 (до введения трудовых книжек – 1939 (для колхозников 1967) – послужные списки, трудовые списки и др. документы (справки, удостоверения)) (трудовые книжки нового образца – с 01.01.2004);

Договор гражданско-правового характера, авторский и лицензионный договор, периоды работы у отдельных граждан по договору (договор).

Периоды работы членов КФХ и граждан, работающих в КФХ (трудовая книжка и документ из территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей).

Периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами до 01.01.1991 (документ финансового органа или справка архивного учреждения об уплате обязательных платежей).

Периоды прохождения военной службы и приравненной к ней службы (военный билет, справка военкомата, воинского подразделения, архивного учреждения, запись в трудовой книжке и др. документы).

Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (документ работодателя или территориального органа ФСС о периоде выплаты пособия).

Период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах (справка органа государственной службы занятости).

Период содержания под стражей граждан, необоснованно привлеченных к у/о и нахождения их в местах лишения свободы (документ учреждения, исполняющего наказание и документ о необоснованности привлечения).

Период ухода за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом до 18 лет или за лицом старше 80 лет (засчитывается в страховой стаж по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, за которым осуществляется уход).

Вспомогательный способ (период работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного может подтверждаться показаниями двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно).

При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения не по вине работника (показания двух или более свидетелей, знающих его по совместной работе и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина) — продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может превышать ½ страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Подтверждение периодов работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного (документы об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых территориальным органом ПФР на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Персучет включает (регистрацию застрахованных лиц; сбор сведений о трудовом стаже, заработке (доходе) и начисленных страховых взносах застрахованных лиц за период работы после начальной регистрации; поэтапное внесение в лицевые счета сведений о стаже зарегистрированных лиц за период, предшествовавший начальной регистрации).

В случае массовой утраты документов о стаже в результате чрезвычайных ситуаций трудовой стаж устанавливается комиссиями по установлению стажа, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов РФ.

В результате изучения главы 6 студент должен:

  • знать понятие и виды трудового стажа; юридическое значение различных видов трудового стажа; доказательства трудового стажа;
  • уметь определять вид стажа, необходимого для назначения пенсии; суммировать различные виды стажа; применять знания о стаже к решению конкретных профессиональных задач;
  • владеть навыками подсчета трудового стажа.

Понятие и виды трудового стажа

Одним из важных юридических фактов, с которыми связано право на пенсионное обеспечение, является трудовой стаж.

Трудовой стаж – суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, а также иных периодов, указанных в законодательстве.

В пенсионном законодательстве для обозначения периодов деятельности используются следующие термины: «общий трудовой стаж»; «специальный трудовой стаж»; «выслуга лет»; «страховой стаж».

Общий трудовой стаж определяется для оценки пенсионных прав, приобретенных в период действия прежнего пенсионного законодательства (до 2002 г.). Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г.

Несмотря на переход к страховым принципам пенсионного обеспечения использование именно общего трудового стажа (а не страхового) связано с тем обстоятельством, что при определении размера пенсии до 2002 г. учитывался общий трудовой стаж. Причем законодателем устанавливались различные подходы для исчисления пенсий, в частности с 1 февраля 1998 г. наряду с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» иные условия и нормы пенсионного обеспечения были установлены Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Различия затронули, помимо прочего, периоды, включаемые в общий трудовой стаж. Соответственно, для оценки пенсионных прав застрахованного лица по выбору может использоваться любой из указанных порядков, в связи с чем в ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплены два варианта периодов, включаемых в общий трудовой стаж.

С учетом специального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливались пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсии за выслугу лет. В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данные виды пенсий именуются досрочными трудовыми пенсиями по старости, а периоды деятельности обозначаются как «стаж па соответствующих видах работ» и «периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии». Правила исчисления периодов такой работы утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”».

Наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным данными Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости также регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утверждаемыми Правительством РФ при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений [1] .

На практике возникает значительное число споров, связанных с несоответствием наименований работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, указанных в трудовых книжках или иных документах, представляемых застрахованным лицом при обращении за назначением досрочной трудовой пенсии, наименованиям, указанным в соответствующих списках, утвержденных Правительством РФ.

Минздраву России предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Например, приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 № 278 «Об установлении тождества наименований учреждений “Школа-лицей”, “Школа-гимназия” наименованиям учреждений “Лицей”, “Гимназия”» установлено тождество наименования названных учреждений предусмотренным списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 g. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Названные списки утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Также на установление тождественности наименований должностей направлен приказ Минздравсоцразвития России от 31.05.2006 № 435 «Об установлении тождества наименований должностей “Фельдшер выездной бригады”, “Фельдшер скорой помощи”, “Фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи”, “Фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи” и “Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи” наименованию должности “Фельдшер”».

К сожалению, указанный механизм не позволяет решить все возникающие споры в досудебном порядке, поэтому вопросы о праве на досрочную пенсию зачастую могут быть разрешены только судами.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается (п. 16). При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо, соответственно, Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет (п. 17).

Смотрите так же:  Субсидия для инвалида 1 группы

Поскольку в основу реформирования пенсионного законодательства положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, функциональная роль общего трудового стажа изменилась. В настоящее время одним из основных условий приобретения права на пенсию является страховой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (так называемые нестраховые периоды).

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются:

  • – период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
  • – период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • – период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • – период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • – период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • – период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • – период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;
  • – период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более 5 лет в общей сложности.

Указанные периоды засчитываются в страховой стаж при наличии у застрахованного лица периодов работы или иной деятельности, т.е. периодов, за которые уплачивались страховые взносы.

Согласно Федеральному закону от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца» в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов (кроме периодов получения пособий по временной нетрудоспособности и по безработице, а также периода необоснованного содержания лиц под стражей и отбывания наказания) ПФР выделяются средства федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий.

Необходимо отметить, что переход от использования общего трудового стажа к страховому стажу происходит не только в пенсионном законодательстве. Так, с 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страховой стаж используется при определении размеров пособий по временной нетрудоспособности.

Ранее пособия по временной нетрудоспособности назначались с учетом непрерывного трудового стажа, под которым понималась продолжительность последней непрерывной работы у одного работодателя либо у нескольких работодателей при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков [2] . Использование непрерывного трудового стажа преследовало цель способствовать решению задач формирования стабильных трудовых коллективов, сокращения текучести кадров, укрепления трудовой дисциплины. Так, при переходе на другую работу непрерывный трудовой стаж сохранялся только в том случае, если между увольнением с предыдущего места работы и устройством на другую работу проходило не более одного месяца. При увольнении по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохранялся при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель. Кроме того, трудовой стаж прерывался при повторном увольнении в течение года по собственному желанию без уважительных причин. Прерывался также трудовой стаж при поступлении на работу после увольнения с предыдущего места работы за систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, за прогул без уважительных причин либо появление на работе в нетрезвом состоянии, по некоторым иным основаниям.

Как отметил Конституционный Суд РФ, применение такого правового регулирования, которое связывает определенные негативные последствия с реализацией работником права на прекращение трудового договора по своей инициативе, является, но сути, нарушением закрепленных Конституцией Российской Федерации в числе основных прав и свобод человека и гражданина свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Подобное правовое регулирование не согласуется с принципами обязательного страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности, его предназначением, поскольку страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу, ставится в зависимость от наличия и длительности перерывов в работе, что приводит к наделению обязательного социального страхования не свойственными ему функциями [3] .

Выслугу лет можно рассматривать как суммарную продолжительность определенной трудовой деятельности или службы. В действующем пенсионном законодательстве предусмотрены пенсии за выслугу лет, назначаемые военнослужащим и приравненным к ним категориям, а также государственным гражданским служащим.

В выслугу лет включаются следующие периоды: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах МВД России, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы МЧС России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России, Государственной противопожарной службы МВД России), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.

В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета 1 год учебы за 6 месяцев службы.

  • [1] Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”»; постановление Правительства РФ от 18.07.2002 №537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”».
  • [2] Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252.
  • [3] Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 № 16-0 «По жалобе гражданина Корнилова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав Положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 508 “О размере пособия по временной нетрудоспособности”, Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию»; определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 № 138-0 «По жалобе гражданина Каленова Андрея Федоровича на нарушение его конституционных прав положением подпункта “и” пункта 7 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию и абзаца второго пункта 16 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 года № 1117 «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве”».