Трудовой кодекс для сотрудников овд

Трудовой Кодекс для полиции

Темы — Трудовые споры

Я являюсь сотрудником батальона патрульно-постовой службы полиции, то есть, работаю на улице. На данный момент нахожусь в декретном отпуске, хотела выйти на работу т.к. нам дали детский сад. Пришла писать рапорт о выходе на работу на 8 часовой рабочий день, т.к. у меня ребенок до трех лет (1,7мес.), мне сказали что нам, сотрудникам полиции, такой график не положен ( не говоря уже о сокращенном рабочем дне), и вообще, к нам Трудовой кодекс РФ не имеет никакого отношения, у нас все регламентируется приказами, что нам доплачивают за ненормированный график (12 часов) 20% к заработной плате. Мой супруг тоже работает в полиции, забирать ребенка с сада у него почти никогда не получится ввиду графика по 12 часов. Неужели на самом деле Трудовой кодекс не имеет юридической силы в органах МВД?! Могу ли я выйти на работу на восьми часовой или на сокращенный рабочий график ( у нас 2-е несовершеннолетних детей)? Где искать приказы регламентирующие работу женщины в органах полиции, имеющую детей до трех лет, якобы никто не знает. (Светлана)

Ответ:

На основании ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено ТК РФ или иным федеральным законом. Вместе с этим действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (ч. 2 ст. 34 Закона N 3-ФЗ). Прохождение службы в органах внутренних дел в настоящее время регулируется Законом N 3-ФЗ и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1.В частности, согласно ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел РФ от 23.12.1992 N 4202-1, беременные женщины и матери из числа сотрудников органов внутренних дел, а также отцы — сотрудники органов внутренних дел, воспитывающие детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения), пользуются правовыми и социальными гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации для этой категории населения Российской Федерации. Таким образом, в отсутствие специальных нормативно-правовых актов, регулирующих правовое положение матерей — полицейских, действуют нормы ТК РФ. В соответствии со ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел РФ от 23.12.1992 N 4202-1, на вас распространяются все гарантии, предусмотренные ТК РФ для матерей, имеющих детей до 3-х лет.

С уважением, Виктория Бондарева (ЮФ «Наутилус Лекс»).

Ответ консультанта опубликован 02.11.2012
Законодательство может измениться

Особенности регулирования труда сотрудников органов внутренних дел

Автор: А.Л. Анисимов

Анисимов А.Л., к. ю. н., доцент, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин
Московского института мировой экономики и международных отношений

Особенности регулирования труда сотрудников органов внутренних дел


Метод правового регулирования служебно-трудовых отношений с участием сотрудников органов внутренних дел


Основания возникновения служебно-трудовых отношений в органах внутренних дел

Служба в органах внутренних дел (правоохранительных органах) является особой разновидностью государственной службы Российской Федерации. И в этой связи отметим, что Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями выделяет три главных вида государственной службы:

1) государственная гражданская служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации. Общей правовой основой организации и функционирования данного вида государственной («чиновничьей») службы является Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

2) государственная военная служба – профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, войсках Специальных формирований и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам, кстати, присваиваются воинские звания. Общей правовой основой в данном случае выступает Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» с последующими изменениями;

3) правоохранительная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Такой категории служащих присваиваются специальные звания и классные чины. Определенным разновидностям этого вида государственной службы в настоящее время посвящено несколько специальных федеральных законов и подзаконных актов.

Таким образом, с учетом указанной классификации, сотрудников органов внутренних дел следует отнести к категории милитаризованных государственных служащих, проходящих службу в системе государственных органов исполнительной власти на должностях правоохранительной службы. При этом необходимо подчеркнуть, что сотрудники органов внутренних дел по своему правовому положению не являются военнослужащими и имеющими особый правовой статус.

Как известно, различные структуры органов внутренних дел по горизонтали и вертикали входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, что утверждено Указом Президента РФ № 927от 19 июля 2004 г.

В системе и структуре органов внутренних дел создана и функционирует российская милиция, правовой статус которой определен Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с последующими изменениями).

В контексте нашей статьи следует отметить, что термин «государственная служба в органах внутренних дел» употребляется крайне редко. Как правило, традиционно применяется словосочетание «служба в органах внутренних дел», хотя в Преамбуле – «Положение о службе в органах внутренних дел (далее Положение о службе) Российской Федерации» (утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» ) оговаривается, что настоящее Положение регулирует порядок и условия государственной службы сотрудниками органов внутренних дел. При этом следует подчеркнуть, что такая служба является специфическим видом трудовой деятельности и заключается в следующем.

Во-первых, отношения государственной службы в органах внутренних дел, в которые вступают сотрудники МВД России, неоднородны по субъектному составу, основаниям возникновения, содержанию, юридической природе и являются предметом правового регулирования различных отраслей права.

Во-вторых, первичными отношениями, предопределяющими возможность вступления сотрудников органов внутренних дел в публично-правовые (государственно-служебные) отношения с внешней средой, служат внутренние отношения с государством в лице соответствующих органов внутренних дел и их должностных лиц.

В-третьих, юридической базой существования как внешних, так и внутренних государственно-служебных отношений являются служебно-трудовые отношения, которые складываются между сотрудниками и соответствующими органами внутренних дел по поводу условий их службы.

В-четвертых, несмотря на то, что служебно-трудовые и внутренние государственно-служебные отношения совпадают во времени, одновременно возникают, функционируют и прекращаются, они представляют собой самостоятельные виды правовых отношений.

В-пятых, поскольку служебно-трудовые отношения в органах внутренних дел по всем критериям подпадают под понятие отношений наемного труда, есть все основания относить их не только к сфере действия, но и к предмету трудового права.

В-шестых, помимо служебно-трудовых отношений сотрудники органов внутренних дел могут стать участниками непосредственно связанных с ними отношений, в частности, по материальной ответственности за причиненный ущерб и по разрешению споров, правовое регулирование которых выходит за пределы сферы действия административного права и относится к предмету трудового и гражданско-процессуального законодательства.

Метод правового регулирования служебно-трудовых отношений с участием сотрудников органов внутренних дел
Поскольку сотрудники органов внутренних дел по своему правовому положению отличаются как от гражданских государственных служащих, так и от военнослужащих, правовое регулирование их труда в силу объективных причин имеет определенные особенности.

С одной стороны, в качестве должностных лиц, наделенных властными полномочиями по реализации функций и задач государства в правоохранительной сфере, они выступают участниками как внешних, так и внутренних государственно-служебных отношений, которые регулируются нормами административного, уголовно-процессуального и других отраслей публичного права, обретая характер государственно-служебных правоотношений.
Метод правового регулирования государственно-служебных отношений достаточно ясен. Необходимо упомянуть лишь одну специфическую черту этих отношений, которая заключается в том, что их участники, как правило, наделены различными по объему и направленности государственно-властными полномочиями. Эта специфика находит отражение в соответствующих нормативных правовых актах, регулирующих профессиональную служебную деятельность сотрудников органов внутренних дел: федеральных законах, Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ, приказах, положениях, наставлениях, инструкциях, правилах и иных нормативных правовых актах МВД России.
С другой стороны, в качестве граждан, реализующих свое право на труд в виде государственной службы в системе МВД России, сотрудники органов внутренних дел становятся участниками специфических служебно-трудовых отношений по поводу применения их способностей к труду, его условий и охраны, которые по всем признакам подпадают под понятие отношений наемного труда. В результате регулирования нормами права служебно-трудовые отношения лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел обретают форму служебно-трудовых правоотношений.
Утверждение о том, что трудовое право не распространяется на сотрудников органов внутренних дел, поскольку они проходят службу на основе норм административного права, является в настоящее время доминирующим среди представителей науки административного права.
В связи с этим уместно заметить, что разнообразие мнений о правовом регулировании служебно-трудовых отношений в органах внутренних дел в немалой степени обусловлено историей их становления и дальнейшего развития. Так, в «Положении о службе Рабоче-крестьянской милиции » оговаривалось, что на лиц рядового и начальствующего состава милиции, как и на лиц наемного труда, распространяется КЗоТ РСФСР 1922 г. и изданные в его развитие постановления за отдельными изъятиями.
Впоследствии этот республиканский акт был отменен в связи с изданием Общесоюзного положения о рабоче-крестьянской милиции .
Общесоюзным положением было установлено, что на работников оперативно-строевого и административно-хозяйственного состава милиции общее законодательство о труде не распространяется, а условия и порядок их приема на службу, прохождения службы и увольнения регулируются Уставами о службе в Рабоче-крестьянской милиции (п. 27), издание которых возлагалось на начальников Главных управлений милиции НКВД Союзных республик. Однако эти Уставы ни в одной Союзной республике изданы не были.
Вместе с тем примечание № 10 к ст. 1 КЗоТ РСФСР 1922 г., которое появилось в 1933 году, предусматривало, что условия труда работников рабоче-крестьянской милиции и исправительно-трудовых учреждений регулируются специальными законами (Положением о рабоче-крестьянской милиции и Уставом службы в исправительно-трудовых учреждениях). В этой связи в комментариях к законодательству о труде оговаривалось, что примечания 1 — 10 к ст. 1 КЗоТ РСФСР указывают те категории рабочих и служащих, для которых специальными постановлениями установлены те или иные особенности или изъятия в сравнении с общим законодательством о труде рабочих и служащих.
Позднее в комментариях к ст. 1 КЗоТ РСФСР 1971 г . подчеркивалось, что трудовое законодательство не распространяется на военнослужащих, работников милиции, военизированной охраны некоторых министерств и ведомств, а условия их труда регламентируются нормами административного законодательства.
В комментариях к КЗоТ РФ, появившихся после вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вновь был провозглашен тезис о широкой сфере действия трудового законодательства. В них, в частности, отмечалось, что в условиях перехода к рыночной экономике КЗоТ призван регулировать трудовые отношения всех лиц, работающих по найму.
Ответ на вопрос, являются ли служебно-трудовые отношения в органах внутренних дел отношениями найма в юридическом смысле, до сих пор остается дискуссионным, хотя переход к комплектованию кадров на контрактной основе служит аргументом в пользу такой позиции.
Примечательно, что ни в одном действующем нормативном правовом акте трудовое законодательство не указывается в качестве правовой основы службы в органах внутренних дел.
Вместе с тем не секрет, что юридическая практика постоянно заставляет искать ответ на вопрос: из принципов какой отрасли права следует исходить, и какие нормативно-правовые акты надлежит применять при рассмотрении споров, вытекающих из служебно-трудовых отношений сотрудников органов внутренних дел.
Действительно, формально в перечне нормативных правовых актов, составляющих правовую основу службы в органах внутренних дел, трудовое законодательство не упоминается. Однако нельзя не заметить, что в специальных административно-правовых актах, регулирующих вопросы прохождения службы (Законе РФ «О милиции», Положении о службе, ведомственных приказах и инструкциях), содержится множество норм, имеющих трудо-правовую природу.
Их можно разделить на две группы.
При этом в первую группу могут быть включены нормы, которые либо воспроизводят общие нормы трудового права, либо отсылают к соответствующим нормам трудового законодательства, либо их действие на сотрудников органов внутренних дел презюмируется.
Так, к общим нормам трудового права относятся следующие нормы: о распространении на стажера на время:

Смотрите так же:  Отчетность участников рынка ценных бумаг

  • испытательного срока действия законодательства РФ «О труде» (ч. З ст. 12 Положения);
  • об установлении длясотрудников органов внутренних дел, исполняющих служебные обязанности вовредных условиях, сокращенного рабочего дня (ч. 2 ст. 44 вышеуказанного Положения);
  • о правесотрудников органов внутренних дел на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов (ст. 55 вышеуказанного Положения о службе).

В качестве примеров отсылочных норм можно указать нормы:

  • ораспространении на сотрудников органов внутренних дел установленной законодательством о труде продолжительности рабочего времени (ч. 2 ст. 20Закона РФ «О милиции», ч. 1 ст. 44вышеуказанногоПоложения о службе);
  • о предоставлениисотрудникам органов внутренних дел компенсации за работу в ночное время, ввыходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной закономпродолжительности рабочего времени в порядке, установленномзаконодательством о труде (ч. З ст. 22 Закона РФ «О милиции», ч. 4 ст. 44 вышеуказанного Положения о службе);
  • о предоставлении сотрудникам, обучающимся вучебных заведениях по заочной или вечерней форме, льгот, установленныхдействующим законодательством (ч. 1 ст. 54вышеуказанногоПоложения о службе);
  • опредоставлении беременным женщинам и матерям из числа сотрудниковорганов внутренних дел, а также отцам — сотрудникам, воспитывающим детей без матери, всех прав и льгот, установленных действующим законодательством (ч. 2 ст. 54 Положения о службе).

К первой группе следует также отнести общие нормы трудового законодательства, действие которых на служебно-трудовые отношения сотрудников органов внутренних дел презюмируется.
Во вторую группу уместно объединить нормы, которые устанавливают особенности правового регулирования служебно-трудовых отношений сотрудников органов внутренних дел по сравнению с трудовым законодательством, обусловленные задачами, возложенными на органы внутренних дел, формами и методами их реализации, специальными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам органов внутренних дел.
Поэтому по характеру правовых предписаний эти нормы можно разделить на три разновидности.
Во-первых, нормы, устанавливающие для сотрудников органов внутренних дел дополнительные льготы по сравнению с аналогичными общими нормами трудового права, а именно:

  • предоставление очередного ежегодного отпускапродолжительностью 30 календарных дней, а сотрудникам, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями — 45 календарных дней (ст. 46 вышеуказанного Положения о службе);
  • возможность предоставления при наличии уважительных причин краткосрочных отпусков продолжительностью до десяти дней с сохранением денежного содержания, которые не засчитываются в счет очередного ежегодного отпуска (ст. 47 вышеуказанного Положения о службе);
  • предоставление дополнительного ежегодногооплачиваемого отпуска за стаж службы в органах внутренних дел (ст. 51Положения о службе);
  • предоставление дополнительного ежегодного отпуска заособый характер службы продолжительностью до 10 календарных дней для восстановления профессиональной работоспособности сотрудников, служба которых связана с повышенными физическими и нервными нагрузками (ст. 51 вышеуказанного Положения о службе), и другие.

Во-вторых, нормы, содержащие изъятия из тех гарантий, которые установлены общими нормами трудового права для большинства работников, в частности:

  • о запрещении сотрудникам органов внутренних дел, состоящиммежду собой в близком родстве или свойстве, проходить службу в одном и томже органе внутренних дел, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (ч. 2 ст. 9 Положения о службе);
  • о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, вучреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящихв систему МВД РФ, за исключением творческой, научной и преподавательскойдеятельности (ч. 8 ст. 20 Закона РФ «О» милиции», ч. 2 ст. 9 Положения ослужбе);
  • о запрещении профессиональным союзам (ассоциациям)

сотрудников вмешиваться в деятельность органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей и проводить забастовки личного состава (ч. 2 ст. 56 Положения о службе).
В-третьих, нормы, предусматривающие особые условия службы, характерные только для сотрудников органов внутренних дел, в том числе устанавливающие специальные требования и повышенную ответственность, например:

  • возрастные ограничения при приеме на службу в органы внутреннихдел (ст. 19 Закона РФ «О милиции», ст. 8 Положения о службе);
  • запрещение приема на службу в органы внутренних дел граждан РФ, имевшихили имеющих судимость (ч. 2 ст. 19 Закона РФ «О милиции», ч. 1 ст. 9Положения о службе);
  • виды взысканий за нарушение служебной дисциплины,помимо предусмотренных ст. 192 Трудового кодекса РФ , такие как: строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака (ч. 1 ст. 38 Положения о службе).

Проведенный анализ показывает, что трудовое право оказывает существенное влияние на содержание служебно-трудовых правоотношений в органах внутренних дел. Причем на сотрудников органов внутренних дел распространяются не только общие принципы правового регулирования труда, закрепленные Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ , но и конкретные правовые нормы, относящиеся к таким институтам отрасли трудового права, как рабочее время и время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, охрана труда и другие.
Кстати, в отличие от военнослужащих действующий Трудовой Кодекс РФ не перечисляет сотрудников органов внутренних дел в числе тех лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство (ст. 11 Трудового кодекса РФ), хотя и с оговоркой, что в этот перечень могут быть включены другие лица, если это установлено федеральным законом.
Поэтому очевидно, что приведенные высказывания об отрицании роли трудового права в механизме правового регулирования отношений службы в органах внутренних дел не выдерживают критики.
Следует также признать, что при регулировании служебно-трудовых отношений с участием сотрудников органов внутренних дел наряду с нормами законодательства о труде применяются нормы законодательства о государственной службе, которые регламентируют:

  • условия приема на службув органы внутренних дел, в частности, наличие гражданства РФ, минимальный18-летний возраст (ч. 1 ст. 8 Положения о службе);
  • ограничение на прохождениеслужбы в одном и том же органе внутренних дел сотрудникам, состоящиммежду собой в близком родстве или свойстве, при их подчиненности илиподконтрольности;установление испытательного срока для лиц, поступающихна службу в милицию, от трех до шести месяцев (ст. 19 Закона РФ «О милиции»);
  • основания для прекращения службы в органах внутренних дел всвязи с прекращением гражданства РФ (п. «б» ст. 57 Положения о службе) и для увольнения из органов внутренних дел по достижении предельного возраста состояния на службе (п. «б» ст. 58 вышеуказанного Положения о службе).

Однако наличие административно-правовых элементов в регламентации труда (службы) сотрудников органов внутренних дел не является основанием для выведения служебно-трудовых отношений с их участием из сферы действия трудового права.
В качестве дополнительного доказательства этого утверждения целесообразно обратиться к рассмотрению особенностей метода правового регулирования служебно-трудовых отношений в органах внутренних дел.
При характеристике метода правового регулирования может быть применен подход, в основе которого лежит анализ его черт (признаков), известных из общей теории права, таких как:
1) порядок возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридические факты);
2) общее юридическое положение участников правоотношений (правосубъектность);
3) характер установления прав и обязанностей (нормотворчество);
4) средства, обеспечивающие исполнение обязанностей (санкции).
По этим направлениям можно рассмотреть основные черты метода, используемого при регулировании служебно-трудовых отношений в органах внутренних дел.
В основе возникновения служебно-трудовых отношений с участием сотрудников органов внутренних дел лежит договор, о чем убедительно свидетельствует контрактная система комплектования кадров. Как известно, договорный характер установления правоотношений атрибутивен методу трудового права.
Следующая черта метода — общий правовой статус участников правоотношений — имеет важное значение при разграничении отраслей права.
Так, трудовому праву присуще сочетание начал равенства сторон с их определенной зависимостью и подчинением в процессе труда, а административному праву — отношения власти-подчинения. Как отмечалось в литературе по трудовому праву, указанное подчинение субъектов трудовых правоотношений вытекает из природы совместного коллективного труда, порождается его разделением, а потому составляет элемент производственного, а не административного управления.
Тем не менее, в научных работах по данной тематике обращалось внимание на противоречивость этой конструкции, несмотря на оговорку о том, что отношения равенства характерны для сторон на момент вступления в трудовые отношения и выхода из них (по крайней мере, для работника), а отношения власти-подчинения свойственны самому процессу коллективного труда, поскольку субъектный состав этих отношений не совпадает. Отношения равенства возникают между работником и предприятием, а отношения субординации — между администрацией и работником.
Служебно-трудовым отношениям с участием сотрудников органов внутренних дел также свойственно юридическое равенство сторон на стадии вступления в эти отношения и их прекращения, что отражает их трудо-правовую сущность. Отношения власти-подчинения, обусловленные необходимостью управления совместным трудом, в данном случае выходят за рамки обычного трудового отношения и представляют собой элемент внутренних государственно-служебных отношений, правовое регулирование которых присуще административному праву.
Третья черта метода правового регулирования — особенности установления прав и обязанностей субъектов правоотношений — также характеризуются наличием трудо-правовых и административно-правовых элементов.
Однако сотрудники органов внутренних дел не принимают участия в разработке нормативных правовых актов, регулирующих условия их службы, в том числе локального уровня, не заключают коллективных договоров и соглашений. Более того, предложения профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников органов внутренних дел по вопросам служебной деятельности органов внутренних дел носят рекомендательный характер (ст. 56 Положения о службе).
Поэтому можно говорить о том, что коллективно-договорное регулирование условий службы в органах внутренних дел не применяется, оставляя место для преимущественного государственно-нормативного регулирования при минимуме индивидуально-договорного.
Наконец, четвертый признак метода — характер правовых средств, обеспечивающих должное поведение субъектов служебно-трудовых отношений и способов защиты их прав.
Как известно, к санкциям, применяемым за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него обязанностей, а также причиненный ущерб в результате виновного противоправного поведения, в трудовом праве относятся меры дисциплинарной и материальной ответственности, а к правовым средствам, стимулирующим добросовестное исполнение обязанностей — меры поощрения.
Так, в качестве поощрений за успехи в служебной деятельности помимо видов поощрений, перечисленных ст. 191 Трудового кодекса РФ (объявление благодарности, выдача денежной премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой), ст. 36 Положения о службе в органах внутренних дел предусматривает:
— награждение нагрудным знаком; награждение именным оружием; досрочное присвоение очередного специального звания;
— присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности;
— награждение почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации» и другие.
Поскольку применение перечисленных мер поощрения, как правило, выходит за пределы прав руководителей органов внутренних дел, в которых проходят службу награждаемые сотрудники, то их награждение производится по ходатайству вышестоящими в порядке подчиненности должностными лицами, то есть в административно-правовом порядке (см. ст. 40 Положения о службе).
Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел носит специальный характер, что проявляется в предусмотренном перечне дисциплинарных взысканий, порядке их применения, обжалования и снятия.
Правовое регулирование материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел за ущерб, причиненный ими государству, в лице соответствующего органа внутренних дел при исполнении служебно-трудовых обязанностей, из-за отсутствия в настоящее время специального нормативного акта осложнено пробелом в позитивном праве. Дело в том, что со дня вступления в силу Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» утратило свое действие на территории РФ Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 г.
В связи с этим утратили силу и основанные на этом Указе подзаконные нормативные акты, в том числе приказ МВД СССР от 5 апреля 1984 г. № 70, которым была утверждена Инструкция о порядке возмещения военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел материального ущерба, причиненного государству.
Действие Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах РФ, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (п. 2 ст. 1).
Поскольку служба в органах внутренних дел военной службой не является, можно сделать вывод о том, что законодатель не распространяет действие названного Федерального закона на рядовой и начальствующий состав органов внутренних дел.
Следует также отметить, что Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не устанавливает каких-либо особенностей при привлечении государственных служащих к материальной ответственности за причиненный ими ущерб соответствующему государственному органу и определении ее пределов по сравнению с Трудовым кодексом РФ .
С учетом этих обстоятельств есть все основания распространять нормы трудового законодательства, регулирующего материальную ответственность работников, по аналогии закона, на сотрудников органов внутренних дел.
Поэтому на сегодняшний день к сотрудникам органов внутренних дел применимы нормы трудового законодательства, предусматривающие общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора (глава 37 ТК РФ), а также устанавливающие материальную ответственность как работника перед работодателем (глава 39 ТК РФ), так и работодателя перед работником (глава 38 ТК РФ).
Защита субъективных прав сотрудников органов внутренних дел, составляющих содержание служебно-трудовых правоотношений, осуществляется в двух формах: судебной и внесудебной.
К первому виду относится защита в Конституционном Суде РФ и судах общей юрисдикции; ко второму — административно-правовая, то есть обращение за защитой своих прав последовательно к вышестоящим начальникам вплоть до Министра внутренних дел РФ. Причем в одном из исследований было высказано предложение об отнесении к внесудебным формам также общественно-правовой защиты и самозащиты для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Однако в отличие от обычных работников право на самозащиту у сотрудников органов внутренних дел ограничено законом.
Вместе с тем право сотрудников органов внутренних дел на судебную защиту (ст. 27 Закона «О милиции») гарантировано Конституцией РФ (ст. 46), как и признание права на индивидуальные трудовые споры, с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения (ст. 37 Конституции РФ).
При этом вид возникающих процессуальных правоотношений зависит от органа, рассматривающего спор, а не от спора. Так, когда спор разрешает вышестоящий начальник, то возникают административно-процессуальные правоотношения, урегулированные нормами административного права, а когда спор рассматривается в суде, то возникают гражданско-процессуальные правоотношения, урегулированные нормами гражданского процессуального права.
Поскольку в гражданском процессуальном праве нет специальных норм, регулирующих рассмотрение служебно-трудовых споров с участием сотрудников органов внутренних дел, применяются общие процессуальные нормы о рассмотрении трудовых споров.
Как известно, разрешая спор по существу, суды руководствуются нормами материального права. В связи с этим особенностью рассмотрения судами споров по искам сотрудников органов внутренних дел является то, что во внимание должны приниматься не только нормативные правовые акты, регулирующие порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, но и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Трудовой кодекс РФ.
Например, на практике нередко возникает вопрос, нормы какого из этих федеральных законов надлежит применять в случае увольнения сотрудника органов внутренних дел по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел .
Принимая во внимание, что фактически сотрудники органов внутренних дел являются государственными служащими, а Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предоставляет более льготный порядок выплаты среднего заработка при увольнении по сокращению штатов, чем Трудовой кодекс РФ, этот порядок следует распространять и на сотрудников органов внутренних дел.
Кроме того, поскольку ни Закон РФ «О милиции», ни Положение о службе не предусматривают создание в органах внутренних дел комиссий по трудовым спорам, те споры, которые могли бы быть рассмотрены с соблюдением досудебного порядка их урегулирования, например, о компенсации за сверхурочную работу и работу в выходные и нерабочие праздничные дни, также рассматриваются непосредственно в суде.
Таким образом, правовое регулирование служебно-трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в органах внутренних дел носит комплексный характер, поскольку осуществляется нормами административного законодательства о службе в системе МВД России, законодательства о государственной службе, трудового и гражданско-процессуального законодательства.
Основания возникновения служебно-трудовых отношений в органах внутренних дел
Основаниями возникновения внешних государственно-служебных отношений (административно-правовых, уголовно-процессуальных), в которые вступают сотрудники органов внутренних дел с гражданами и должностными лицами, не находящимися с ними в отношениях служебной подчиненности, административное и уголовно-процессуальное законодательства связывают, прежде всего, такие юридические факты, как административные правонарушения и преступления, не исключая при этом события и правомерные действия. Поэтому они возникают, как правило, против воли и без согласия другой стороны.
Внешним государственно-служебным отношениям предшествуют служебно-трудовые и внутренние государственно-служебные отношения с участием сотрудников органов внутренних дел. Учитывая, что служебно-трудовые и внутренние государственно-служебные отношения на практике одновременно возникают, функционируют и прекращаются, основанием для их возникновения должна служить вся совокупность юридических фактов, порождающих эти отношения в отдельности, то есть сложный фактический (юридический) состав.
При этом внутренняя структура фактического (юридического) состава определяется тем организационно-правовым способом, которым проводится замещение вакантной должности, и предусмотренной действующим законодательством процедурой юридического оформления приема на службу в органы внутренних дел.
Так, согласно ч. 5 ст. 8 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел замещаются в соответствии с действующим законодательством путем заключения индивидуальных контрактов, по конкурсу, а также посредством назначения на должность. Порядок и условия применения указанных способов замещения должностей в органах внутренних дел отнесены к компетенции МВД России.
Дело заключается в том, что специальные звания рядового и младшего начальствующего состава присваиваются, как правило, одновременно с назначением граждан на соответствующие должности начальниками, которым предоставлено такое право, специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются министром внутренних дел РФ, а специальные звания высшего начальствующего состава — Президентом РФ.
В связи с этим приказы о назначении на должность и о присвоении специального звания в отношении лиц, впервые принимаемых на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, могут не совпадать во времени. Поэтому граждане, принятые на соответствующие должности начальствующего состава, до присвоения им специального звания не являются зачисленными в кадры МВД, а значит, — и сотрудниками органов внутренних дел. Следовательно, на них в этот период в полном объеме распространяется трудовое законодательство.
С переходом на контрактную форму организации службы в органах внутренних дел структура фактического (юридического) состава, лежащего в основании возникновения служебно-трудовых и внутренних государственно-служебных отношений, претерпела изменения. Так, заявление о приеме на службу в органы внутренних дел утратило значение единственного документа, подтверждающего добровольное волеизъявление лица. В связи с этим его следует рассматривать в качестве одного из условий предусмотренной процедуры оформления приема на службу в органы внутренних дел, а не в качестве элемента сложного фактического (юридического) состава, являющегося основанием возникновения служебно-трудовых и внутренних государственно-служебных отношений в органах внутренних дел.
Учитывая, что сотрудниками органов внутренних дел являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД РФ, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава (ч. 1 ст. 1 Положения о службе), этот состав образуют следующие элементы:
1) контракт о службе;
2) приказ о назначении на должность;
3) приказ о присвоении специального звания.
Поскольку правовое положение сотрудника, характер его служебных отношений с руководством органа внутренних дел, вышестоящими начальниками определяется занимаемой должностью и присвоенным специальным званием, можно предположить, что основным правообразующим фактом, определяющим момент возникновения государственно-служебных отношений сотрудников органов внутренних дел, является административный акт-приказ о присвоении специального звания. Вместе с тем важно уточнить, что в данном речь случае идет о государственно-служебных отношениях внутреннего действия.
Кстати, прохождение испытания ни юридически, ни фактически не меняет сложившейся ситуации .
Таким образом, во-первых, поскольку служебно-трудовые и внутренние государственно-служебные отношения сотрудников органов внутренних дел возникают одновременно, то можно утверждать, что в основании их возникновения лежит единая совокупность юридических фактов, образующая сложный фактический (юридический) состав.

Во-вторых, элементами сложного фактического (юридического) состава служащего, основанием возникновения первичных служебно-трудовых и внутренних государственно-служебных отношений в органах внутренних дел при контрактной системе комплектования кадров являются: контракт о службе, приказ о назначении на должность и приказ о присвоении специального звания.

Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; 2003. № 46 (ч. 1). Ст. 4437.

Распространяется ли на сотрудников органов внутренних дел Трудовой Кодекс РФ?

Распространяется ли на сотрудников органов внутренних дел Трудовой Кодекс РФ? Такой вопрос стал наиболее актуален для сотрудников органов внутренних дел в период преобразования милиции в полицию, когда достаточная доля милиционеров была сокращена, однако выплаты уволенным сотрудникам, предусмотренные при сокращении, произведены не были под разными предлогами.

Думаю, что наличие как-раз разных предлогов и отражает действительную картину – уберечь федеральный бюджет от расходов по сокращению работников любым способом.

Статья 5 Трудового Кодекса России определяет приоритет норм Трудового Кодекса РФ перед остальными нормативными актами и законами, содержащими нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, постановлениях правительства РФ, указах Президента РФ, правовых актах федеральных органов исполнительной власти должны соответствовать Трудовому Кодексу РФ. В случае противоречий между ними и Трудовым Кодексом РФ, применяется Трудовой Кодекс РФ.

Статья 11 Трудового Кодекса России достаточно ясно устанавливает: «Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права».

Далее в абзаце 8 этой же статьи Трудовой Кодекс России разъясняет на какие именно категории работников не распространяются его нормы, это:

  • военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
  • члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
  • лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;
  • другие лица, если это установлено федеральным законом.

Нет ни единого федерального закона указывающего, что на сотрудников органов внутренних дел не распространяются нормы ТК РФ, таким образом, действие Трудового Кодекса России охватывает трудовую деятельность милиционеров и полицейских.