Трудовой договор с певчим храма

СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮТ ПЕВЧИЕ В ХРАМЕ

Далеко не всегда певчие ВООБЩЕ зарабатывают! Чаще — зарабатывают. Реже — работают бесплатно. Но — обо всем по порядку. Прежде всего, увы, клирос совсем не то место, где можно хорошо подняться, одеться, прикупить дорогой сотовый телефон и новую сумочку. Это скорее место, где можно работать ИНТЕРЕСНО. Что, в общем-то, тоже немаловажно. Иногда и денег за неприятную работу не надо, а от некоторой работы (даже оплачиваемой плохо) — за уши не оттянешь. Клирос — как раз второй случай.

1. Работа в храме крайне редко бывает по трудовой. Храм тщательно избегает трудоустраивать певцов по КЗОТу. В основном, работа сдельная, и храм заключает со всеми певчими некий договор подряда, в котором певчий указывает, что готов работать на храм бесплатно до распоряжения настоятеля. Проще говоря, певчий сам подписывается под полным отсутствием прав у себя. Пенсионных отчислений нет, зарплата серая, стаж не идет.

2. Работа в храме оплачивается по выходам. Проще говоря — посетили службу, получили деньги. Иногда сразу, иногда два раза в месяц, иногда раз в месяц. Да-да, вам ставят крестик в табеле после каждого выхода, потом считают крестики и выдают на руки полученную сумму. В крупных городах есть практика платить сразу, но не везде. В Москве — сразу. Потому что певчий приезжает из другого конца города и не факт, что когда-либо приедет вновь.

3. Сколько зарабатывают певчие? В Москве на момент написания статьи средняя ставка колеблется в пределах 1000-1500 рублей за одну службу. Но это — Москва. В регионах ставка драматически меньше и тяготеет к 500 рублям за выход в лучшем случае. Обычная ставка по регионам — 300-350 рублей за выход. В совсем нищенских случаях — 150-200 рублей за выход.

Таким образом, доход певчего подсчитать не трудно. Если работать только в правом хоре (по большим праздникам) — зарплата составит в среднем 8 X 350 + оплата спевок. То есть, около 4000 в месяц. Но поскольку «голых» месяцев без праздников почти не бывает, на практике чек выходит где-то около 6-7 тыс. рублей.
Певчий на полной занятости, работающий еще и на буднях, зарабатывает около 12-14 тыс. Как видите, это мягко говоря, крайне далеко от благополучного существования.

Правда, есть еще скрытые плюсы, не видимые на первый взгляд. Например, трапезная.

Трапезная — это бесплатная столовая. Если певчий служит в храме каждый день на полной занятости, то он может как минимум дважды (после утренней и перед вечерней службой) поесть бесплатно и полноценно. На гражданской работе такого не бывает и значит — певчий автоматом экономит на завтраке и обеде около 200 руб. в день.

Правда, семью таким образом не накормишь.

Во вторых, иногда в храмах дают так называемые «праздничные». По сути, это приуроченная к крупному празднику небольшая премия, в размере стоимости где-то трех служб. В размере оклада я лично не видел ни разу. Хотя и допускаю, что такое может иметь место.
Иногда настоятель берет певчую/регента на выездные отпевания + позволяет брать еду с отпевального стола. Это довольно сильная прибавка к столу, потому что на отпевальный столик прихожане приносят чай, сахар, булочки, какие-то соки. Все это позволяет сэкономить на походе в магазин. Вдобавок за выездные отпевания могут очень хорошо заплатить сверху, в размере стоимости 2-3 служб.

Сколько зарабатывает регент?

Вот тут воистину — как устроитесь. Есть регенты, которые катаются как сыр в масле. Средняя сумма заработка таковых около 30-40 тыс. рублей в месяц. Но это не правило, а скорее, исключение из него.

Настоятели не охотно расстаются с деньгами и обычно оплата регенту — это небольшой довесок относительно основной зарплаты. Например, сверху 1,5-2 тысячи рублей к основной сумме. Вообще, все очень и очень зависит от умения регента крутиться.
Что значит крутиться? Уметь понравиться настоятелю. Частые исповеди, смиренный вид, вздохи на тему сложной жизни, «напрашивания» на отпевания/венчания, выбивание себе регентского оклада помогают регенту жить чуть лучше остальных певчих.

Именно «чуть», потому что настоятелю, который сам музыкантом не является, очень трудно понять, почему какому-то музыканту надо отдельно доплачивать за то, чтобы он управлял другими музыкантами такой же квалификации. Типа «вы же профессионалы, соберитесь там на репетицию, спойте сами». Ну не понимает священство трудности певчих.

Это все не для денег!

Клирос интересен не деньгами. На клиросе интересно и по своему весело. Это очень сильный генератор жизненного драйва. Можно зарабатывать много, но жить скучно. С клиросом все наоборот. Зарабатываешь мало, но живешь — очень весело.

Служба — как концерт, только интереснее. Все время опасность — не спеть, ошибиться, спеть плохо, получить нагоняй. И все это — в интересном, веселом коллективе. Кто вкусил этой кипучей жизни — больше не мыслит себя ни в чем другом и без клироса уже не может.
Разумеется, клирос гораздо глубже. Верующий певчий в клиросе видит шанс на спасение своей души, тренажерный зал для прокачки чувства смирения и процедурный кабинет по избавлению от гордыни, тщеславия, самодурства и прочих негативных человеческих качеств. И, само собой, верующий певчий просто ХОЧЕТ сказать Богу нечто приятно через пение. Когда мужчина хочет задобрить женщину, он дарит ей цветы или шубу. Певчий через пение пытается угодить Богу.

Конечно, далеко не все певчие верующие. Многим — просто интересно. И это доказательство того, что на клиросе в самом деле есть кипучая, полная драйва жизнь. Поэтому, если стоит вопрос «петь или не петь» — я рекомендую как минимум попробовать. Люди часто ищут драйва в жизни, платят за всякие прыжки с парашютом, или на канате. А на клиросе драйва выше головы и за это еще платят.

Приход храма Михаила Архангела г. Иркутск

официальный сайт

♫♪♫Библиотечная полочка для клироса ♫♪♫

Церковное пение всё состоит из молитвы: кто поёт духовную песнь, тот молится. Первые певцы пред престолом Божиим – Ангелы Божии и святые. Они день и ночь непрестанно славят всемогущего Бога, Творца Вселенной: «взывают – как читаем мы в одной молитве в чине литургии св. Василия Великого, – един ко другому непрестанными усты, немолчными славословленьми». В подражание ангелам и святым установлено пение и на земных богослужениях Святой Церкви, когда и «силы небесные с нами невидимо служат». И каждое богослужение неизменно сопровождается пением.

Речь Святейшего Патриарха Алексия I,
произнесенная в Московской духовной академии 18 апреля 1948 г.(скачать)

Насущные вопросы церковных хоров.

Какие же трудности возникают при организации церковного хора, и как их можно попытаться преодолеть?

НА ВАШИ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ МАРИНА ТРЕМБОВЛЕВА

Первая и основная проблема, на мой взгляд, – это незнание нотной грамоты. Наверняка в каждой общине есть люди с неплохим музыкальным слухом, которые любят и умеют петь. Хорошо, если среди них есть хотя бы один человек, который прежде пел в церковном хоре и знает богослужебные песнопения на память. За ним могут подпевать и другие. Во многих хорах так и происходит. Но когда поют не отдельным хором, а всем миром, как придется, – такое пение трудно назвать благолепным.
А ведь от пения очень зависит атмосфера службы, ее молитвенный настрой. Горе тому хору, который своим пением мешает молиться.

Другой насущный вопрос – как организовать певчих?

Ситуация, конечно, везде разная. Прежде всего, нужно обязательно собираться на спевки. Это иногда бывает трудно сделать, потому что все, как правило, заняты на работе, у многих семьи, а отсюда и недостаток свободного времени. Но для развития хора, особенно начинающего, спевки необходимы хотя бы раз в неделю.

В тех хорах, где нет ни одного человека, умеющего читать ноты, можно изучать песнопения по учебным аудиопособиям или просто по записям. В Интернете я обнаружила замечательное мультимедийное пособие для изучения осмогласия, в котором партии каждого голоса записаны на разных дорожках. Благодаря этому можно выделить или приглушить изучаемую партию. Выделить для того, чтобы выучить, а приглушить – чтобы потренироваться петь свой голос, слыша остальные партии. Таких учебных аудиоматериалов сейчас довольно много.

Чтобы хор звучал слаженно, нужно научиться петь ритмично, интонационно чисто и с хорошей дикцией, тогда содержание богослужебных текстов будет донесено до прихожан ясно и отчетливо.

Можно петь всю службу в унисон, как это делается при знаменном пении, или на 2 голоса в терцию. Прекрасно, если есть возможность петь в 3-4 голоса. Для хорошего звучания хора важно поручить партии альта (2-й голос) и баса тем, кто чище поет, потому что бас дает основу гармонии, а альт поет основную мелодию. Тогда сопрано пристраивается к альту, а тенор к басу.

На практике же ведущим голосом часто бывает именно верхний, поэтому пристраиваться приходится нижним голосам к сопрано. А для этого им также необходим хороший слух.

По плотности, т.е. силе, голоса лучше выстраивать от баса к сопрано. То есть, чем ниже партия, тем плотнее голос. Сложнее выстроить 3-голосный однородный хор, когда есть тенор, но нет баса. Такой хор интонационно неустойчив, поскольку нет основы гармонии. Поэтому очень важно тенору научиться держать свой тон и не «уплывать» вверх или вниз.

Хорошо, когда сопрано поют легко, как бы опираясь на плотное звучание других голосов, и не выделяются из ансамбля резким звучанием. Часто бывает, что певчие подбираются с голосами в одной тесситуре, как в нашем случае. Тогда необходимо выбирать оптимальную для хора тональность песнопений, в которой партии сопрано было бы не очень высоко, а тенору не слишком низко. Если певчие вынуждены петь не в своей тесситуре, сопрано может звучать резко, а тенор – гудеть на слишком низких для него нотах, петь вяло и невыразительно.

Для певческого ансамбля необходимо соблюдать баланс между голосами, чтобы ни один из них не выделялся и не проваливался.

Люди, которые приходят и на клирос очень разные люди. Некоторые — совсем неофиты, кто-то несколько воцерковлен, меньшинство давно и глубоко воцерковленных. Бывают и разные ситуации: какого-то регента певчие слушаются, какого-то регента не очень. Иногда одного и того же регента слушаются или не слушаются.

Причины самые разнообразные, имеют один корень — страсти. Основополагающим условием для поющего на клиросе, и как оружие против страстей должна стать молитва.

По словам Игнатии Брянчанинова, тот кто не приучает себя к внимательной молитве частным образом, тот и в храме не сможет молиться, а тем более на клиросе.

«Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает её поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем, как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти: то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых её тщеславием и самолюбием».

ПЕНИЕ — это искусство, для которого надо иметь голос и музыкальный слух. Господь каждого наградил своими талантами. Если человек не умеет рисовать, не дерзнёт же он писать икону.

ПЕНИЕ должно помогать молитве, создавать гармонию, а не разрушать молитвенное состояние.

Если у человека нет слуха, а он хочет петь, потому что «душа поёт», то это беда для окружающих.

Он запоёт, а все разбегутся, а если и не убегут, но будут терпеть, то молитву потеряют.

Упаси нас Бог от такого народного пения.

Желающий стать певчим должен обладать тремя качествами:

1. Религиозность в определенном смысле — как минимум, желание служить Господу своим пением. Не для красивой музыки и не для зарплаты.

2. Минимальные музыкальные способности — чтобы «медведь на ухо не наступал».

3. Колоссальная ответственность за свое участие в богослужения на клиросе.

А те кто хочет получить помощь в церковном пении, молятся св. Роману Сладкопевцу. Святой Роман не имел дара чтения и пения. Однажды, в навечерие Рождества Христова, он читал кафизмы, но так плохо, что его сменил другой чтец, а клирики осмеяли Романа. Опечаленный юноша долго молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Ночью в сонном видении Матерь Божия явилась святому и, подав свиток (по гречески «Кондакион»), повелела съесть.

Так преподобный Роман получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений. Это было в день Рождества Христова. За всенощной святой Роман дивным голосом пропел в храме свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественнаго рождает». От того свитка («кондака») и все песнопения преподобного стали называться кондаками. Святой Роман первый написал и икосы — песнопения, которые сложил он при ночных бдениях в своих покоях (по-гречески «икосах»).

За усердное служение святой Роман был рукоположен в сан диакона и стал учителем пения. До самой кончины, последовавшей около 556 года, преподобным диаконом Романом Сладкопевцем было составлено до тысячи песнопений, многими из которых христиане и доныне прославляют Господа.

​Церковные структуры оказались в числе лидеров по «серым» зарплатам

По данным «Коммерсант-Деньги», доля неофициальных денежных вознаграждений сотрудникам в Церкви достигает 20 процентов.

Приложение «Коммерсант-Деньги» со ссылкой на исследование, проведенное экономистом по России и СНГ «ВТБ Капитала» Александром Исаковым, сообщает, что Русская православная церковь оказалась в числе семи секторов, в которых на так называемые серые зарплаты (денежные вознаграждения сотрудникам, выплачиваемые в обход официальной бухгалтерии) приходится не менее пятой части их общего объема.

Церковь заняла последнюю, седьмую строку в этом рейтинге. На долю «серых» зарплат, согласно исследованию, здесь приходится 20% соответствующих выплат.

Весь список наименее благополучных в финансовом отношении секторов выглядит следующим образом:

  1. услуги населению — 33,3% зарплат выдаются сотрудникам «в конверте»,
  2. информационные технологии — 32,5%, соответственно,
  3. реклама и маркетинг — 27,7%,
  4. общественные организации, советы ветеранов и т. п. — 25%,
  5. операции с недвижимостью — 22,5%,
  6. строительство — 21,1%,
  7. Церковь — 20%.

В целом, по оценке А. Исакова, эти данные свидетельствуют о том, что «серые зарплаты составляют около 12% общего официального фонда оплаты труда». В абсолютном выражении эта цифра составляет приблизительно 3,4 трлн рублей.

Согласно данным последнего социологического исследования, усиление роли религии в обществе россияне в целом сегодня склонны оценивать скорее негативно, чем 25 лет назад.

Смотрите так же:  Ветеран труда тверь льготы


Церковные финансы и экономическое положение сотрудников церковных структур

Экономическая деятельность Русской православной церкви в России регулируется в соответствии с законодательством о религиозных организациях. А сотрудники религиозных организаций — начиная синодальными учреждениями и заканчивая приходами, поступая на работу в эти организации, обладающие статусом юридического лица, должны оформляться в соответствии с требованиями Кодекса законов о труде Российской Федерации (КЗОТ).

Однако на практике часто трудоустройство в церковных структурах основывается на квази-договорах подряда, заключенных в устной форме, расторжение которых может быть осуществлено в любой момент нанимателем.

Так, например, в статье «Сколько зарабатывают певчие в храме», опубликованной на сайте Prokliros.ru, ее автор Дмитрий Сиверс признает:

«Работа в храме крайне редко бывает по трудовой. Храм тщательно избегает трудоустраивать певцов по КЗОТу. В основном, работа сдельная, и храм заключает со всеми певчими некий договор подряда, в котором певчий указывает, что готов работать на храм бесплатно до распоряжения настоятеля. Проще говоря, певчий сам подписывается под полным отсутствием прав у себя. Пенсионных отчислений нет, зарплата серая, стаж не идет».

Что касается пенсионного обеспечения сотрудников церковных структур, то, согласно Уставу Русской православной церкви (см. Глава XXI. О пенсионном обеспечении и об освобождении от должности по возрасту), «Священнослужители и церковные работники — граждане Российской Федерации получают в установленном порядке государственную пенсию, если они работают в канонических подразделениях Русской православной церкви, являющихся юридическими лицами. Пенсионное обеспечение священнослужителей и церковных работников — граждан других государств осуществляется согласно соответствующим законам страны пребывания».

При найме на работу без должного оформления по КЗОТу сотрудник церковной организации права на полноценное пенсионное обеспечение лишается. В случае оформления в рамках так называемой двойной бухгалтерии (когда часть заработной платы сотрудник получает официально, а часть — в виде неофициальных выплат наличными, «в конверте») такой работник может рассчитывать в будущем на пенсионное обеспечение в минимальных объемах, которые, как правило, не дают возможности поддерживать нормальный уровень жизни.


Заключаются ли в Церкви трудовые договоры?

7 июня 2013 года президент России В.В. Путин подписал Федеральный закон Российской Федерации от № 119-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 24 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”». Изменения коснулись, в частности, пункта 1 статьи 24, который ранее гласил: «Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками». Теперь он излагается в следующей редакции: «Религиозные организации в случаях, предусмотренных их уставами, заключают трудовые договоры с работниками».

Как рассказала в интервью порталу «Приходы» руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега), эта формулировка не означает обязательного заключения трудового договора с сотрудником церковной структуры.

«Трудовые договоры с работниками заключаются только в случаях, предусмотренных уставами религиозных организаций. Уставы епархий, приходов, монастырей и подворий Русской православной церкви не предусматривают случаи заключения трудовых договоров со священнослужителями. Поэтому епархии, монастыри, приходы, подворья, а также другие канонические подразделения Церкви не заключают и не должны впредь заключать трудовые договоры со священнослужителями (в том числе настоятелями, клиром, диаконами)», — прокомментировала она.

Руководитель юридической службы Московской патриархии вместе с тем отметила, что священнослужители и церковные работники обладают необходимыми социальными гарантиями.

«Согласно пункту 4 статьи 24 Закона, а также уставам канонических подразделений Церкви священнослужители, наряду с работниками, подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации», — цитирует ее официальный сайт Русской православной церкви.

Организация кадрового учета на Приходе

ПЕРЕЧЕНЬ КАДРОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

1. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ)

2. Штатное расписание (постановление Госкомстата России от 05.01.04 № 1)

3. Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (по­становление МТиСР РФ от 10.10.03 № 69)

4. Должностные инструкции по каждой должности в соответствии со штатным расписанием — Единый тарифно-квалификационный спра­вочник

5. Положение о персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ)

6. Журнал инструктажа (ознакомления с инструкциями) (раздел X ТК РФ)

7. График отпусков (ст. 123 ТК РФ, постановление Госкомстата России от 05.01.04 № 1) Положение о коммерческой тайне (Федеральный закон от 29.07.04 № 98-ФЗ»0 коммерческой тайне»)

8. Трудовой договор (ст. 16, 56, 67 ТК РФ)

9. Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (ст. 68 ТК РФ, постановление Госкомстата России от 05.01.04 № 1)

10. Личная карточка работника (постановление Госкомстата России от 05.01.04 № 1) Трудовая книжка (правила оформления) (ст. 66 ТК РФ, поста­новление Правительства РФ от 16.04.03 № 225 «О трудовых книжках», постановление МТиС]Р РФ от 10.10.03 № 69)

11. Договоры о полной материальной ответственности (приложения № 2 и 4 к постановлению МТиСР РФ от 31.12.02 № 85

12. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (постановление Госкомстата России от 05.01.04 № 1))

13. Заявление работника о предоставлении отпуска без сохранения зарплаты (ст. 128 ТК Рф)

14. Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (ст. 91 ТК РФ, постановление Госкомстата России от 05.01.04 № 1)

обязательно при определенных условиях

1. График сменности (ст. 103 ТК РФ) обязательно при наличии сменной работы.

2. Положение об оплате труда, премировании и материальном сти­мулировании работников (раздел VI ТК РФ) — обязательно, если вопро­сы оплаты труда не отрегулированы в трудовых договорах.

1. Положение об охране труда (раздел X ТК РФ)

2. Инструкции по охране труда по профессиям (раздел X ТК РФ)

3. Журнал прохождения работниками обязательного медицинско­го освидетельствования (ст. 69 ТК РФ)

4. Коллективный договор (соглашение) (глава 7 ТК РФ)

Правила внутреннего трудового распорядка

Личные кадровые карточки

Трудовые договора, трудовые книжки

Православные добровольцы

Портал православного молодежного волонтерского движения

  • Home
  • Новости
  • Нужны опытные певчие

Нужны опытные певчие

Спешим напомнить, что в связи с принесением мощей святителя Николая Чудотворца в Москву организованы ежедневные молебны Христову Угоднику, которые ежедневно служатся в Храме Христа Спасителя.

Если вы поёте или регентуете на клиросе в храме и имеете желание в какие-либо дни участвовать в пении молебна, то обязательно сообщайте нам! Обращаем внимание, что можно приезжать целым клиросом (до 8 человек).

График молебнов (ежедневно):
— 10:00 до 12:00 (за исключением воскресенья и больших праздников)
— 12:00 до 14:00
— 14:00 до 16:00
— 16:00 до 18:00
— вечером, с 20:00 до 22:00

ВНИМАНИЕ! Нужны ОПЫТНЫЕ певчие (а также регенты), которые уже пели молебны, держат партию и при случае могут спеть в трио с незнакомыми людьми под руководством незнакомого человека.
Для удобства записаться в график можно на неделю вперед (нынешний график формируется до 31 мая), запись на следующие молебны будет открываться с новым постом в группе Православных Добровольцев.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ:
1. Посмотреть, в какие дни и во сколько вы хотите прийти на молебен
2. Написать Анне Голик сообщение ВКонтакте или на электронную почту: Golik97@inbox.ru, в котором будет изложено:
— информация о певчем/о хоре (какой голос/есть ли умение регентовать/сколько человек в хоре)
— когда готовы прийти (число-время)
— номер телефона для связи
3. Дождаться ответа

P. S. кроме того, в некоторые дни молебны будет петь Хор православных добровольцев, так что у вас будет возможность попеть с нами.

ВНИМАНИЕ! Регент оставляет за собой право отбора певчих по вокальным данным!

Поддержите Православных Добровольцев!

Ваше пожертвование — единственный источник дохода нашего с Вами сайта. Каждый рубль будет немалой помощью в нашем с Вами деле.

Поддержите Православных Добровольцев прямо сейчас!

Особенности регулирования труда работников религиозных организаций

(Пресняков М.) («Трудовое право», 2011, N 12) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Пресняков Михаил, доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор кафедры гражданского процесса, трудового и экологического права Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина (г. Саратов).

Сторонами трудового договора в данном случае будут являться работник и работодатель — религиозная организация. Согласно ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Указанное право реализуется в том числе путем создания гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства религиозных объединений.

В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: — вероисповедание; — совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; — обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Статья 342 ТК РФ в качестве работодателя называет исключительно религиозную организацию, зарегистрированную в установленном порядке и обладающую статусом юридического лица. Религиозная организация может выступать в качестве работодателя, если она зарегистрирована в установленном законом порядке. Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом специальных правил, установленных Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая, в соответствии со своим уставом, не менее чем из трех местных религиозных организаций. Кроме того, в качестве работодателя могут выступать также религиозные учреждения, т. е. учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом. Например, это может быть учреждение профессионального религиозного образования. Согласно ст. 24 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» («Трудовые правоотношения в религиозных организациях») религиозные организации, в соответствии со своими уставами, вправе заключать трудовые договоры с работниками. Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовым договором между религиозной организацией (работодателем) и работником. На граждан, работающих в религиозных организациях, распространяется законодательство Российской Федерации о труде. Работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Например, Устав Русской Православной Церкви, принятый Поместным Собором Русской Православной Церкви 8 июня 1988 г., содержит основные положения, посвященные структуре данной религиозной организации, полномочиям органов управления и должностных лиц. Помимо прочего, в этом документе содержится разд. XVI «О пенсионном обеспечении». Традиционно определенной спецификой обладает режим рабочего времени и времени отдыха в религиозных организациях. Трудовое законодательство традиционно ограничивает привлечение работников к работе в выходные и праздничные дни (ст. 113 ТК РФ). Между тем культовые обряды в религиозных организациях проходят, как правило, именно в выходные и нерабочие праздничные дни. В этой связи ст. 345 ТК РФ предусматривается, что режим рабочего времени лиц, работающих в религиозных организациях, определяется с учетом установленной нормальной продолжительности рабочего времени, исходя из режима осуществления обрядов или иной деятельности религиозной организации, определенной ее внутренними установлениями. Так, например, 30 июля 2011 г. в суд обратился Камнев Д. Н., указав, что работал в качестве певчего хора Покровского собора г. Тамбова с 1 февраля 2010 г. Распоряжением Епископа Тамбовского и Мичуринского от 13 июля 2011 г. он был уволен за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. С данным увольнением Камнев Д. Н. не согласился и просил суд восстановить его на работе в прежней должности. В судебном заседании исковые требования поддержал, считает увольнение незаконным, поскольку он работал без выходных дней, устал, поэтому 11 июня 2011 г. на работу не вышел, а 14, 15, 19, 20, 21 июня 2011 г. ушел с клироса раньше окончания службы. Своими действиями хотел привлечь внимание к себе, упорядочить свой рабочий график, так как все его обращения к регенту и старшему священнику оставались без ответа. Представитель ответчика по доверенности Шиняева Н. А. исковые требования не признала, в суде пояснила, что Камнев Д. Н., действительно, принят на работу в качестве певчего хора Покровского собора с 1 февраля 2010 г. Однако согласно ст. 345 ТК РФ режим рабочего времени лиц, работающих в религиозных организациях, определяется исходя из режима осуществления религиозных обрядов. График богослужений в Покровском соборе является и графиком рабочего времени для лиц, ответственных за исправное богослужение, в том числе и для певчих хора. Он составляется и вывешивается в соборе заблаговременно. Певчий хора подчиняется непосредственно регенту /руководителю/ хора. В случае необходимости любой певчий имел полное право обратиться к регенту и испросить разрешения не присутствовать на службе. Однако Камнев Д. Н. этого не делал. За время работы в Покровском соборе истец проявил себя крайне недисциплинированным, конфликтным работником. Самовольно определял себе выходные дни, уходил со службы до ее окончания, грубил другим работникам собора, объяснений по поводу своего отсутствия на службе давать отказывался. 11 июня 2011 г. в Троицкую родительскую субботу Камнев Д. Н. не пришел на архиерейскую службу, объяснения дать отказался, оставив хор без баса, что является существенным нарушением трудовой дисциплины. Распоряжением Епископа Тамбовского и Мичуринского от 7 июня 2011 г. ему был объявлен выговор. 14, 15, 19, 20, 21 июня 2011 г. Камнев Д. Н. ушел с клироса раньше окончания службы, отказавшись дать какие-либо объяснения. В разработанной Московской Патриархией должностной инструкции певчего указывается, что певчий заблаговременно приходит на службу и оставляет клирос только с разрешения регента. Поскольку у него имелось неснятое дисциплинарное взыскание, распоряжением Епископа Тамбовского и Мичуринского от 13 июля 2011 г. Камнев Д. Н был уволен за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. С ним произведен полный расчет, трудовая книжка оформлена и выдана, увольнение произведено в соответствии с трудовым законодательством РФ. Свидетели Ф. И.О. 1, Ф. И.О. 2, Ф. И.О. 3 полностью подтвердили доводы Шиняевой Н. А., подчеркнув, что Камнев Д. Н. вел себя неуважительно, агрессивно по отношению к работникам собора, священнослужителям, отрицательно характеризуется по прежнему месту работы — приходу Никольского храма с. Бокино, самовольно не явился на архиерейскую службу 11 июня 2011 г., в течение пяти дней самовольно, без разрешения регента уходил со службы до ее окончания, создавал конфликтные ситуации. Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований Камневу Д. Н., отметил следующее. В соответствии со ст. 345 ТК РФ режим рабочего времени лиц, работающих в религиозных организациях, определяется исходя из режима осуществления религиозных обрядов. Камнев Д. Н. с 2005 по 2009 г. работал певчим в Приходе Никольской церкви с. Бокино (л. д. 7), с 26 ноября 2009 г. проходил испытательный срок как певчий в Покровском соборе, прежде чем с 1 февраля 2010 г. был принят на работу, знал особенности работы певчего церковного хора, был знаком с графиком богослужений, правилами внутреннего трудового распорядка собора, режимом осуществления религиозных обрядов, однако свои обязанности не исполнял без уважительной причины, имея неснятое и непогашенное дисциплинарное взыскание, продолжал нарушать трудовую дисциплину. Учитывая специфику религиозных организаций, законодатель устанавливает повышенный возрастной предел для работников, которые могут работать в таких организациях. Согласно ст. 342 ТК РФ работником религиозной организации может быть лицо, достигшее возраста 18 лет. При этом работник религиозной организации обязан подчиняться внутренним установлениям религиозной организации. Однако такие внутренние установления не должны противоречить Конституции Российской Федерации и иным федеральным законам. Как отмечается в литературе, внутренние установления религиозной организации могут включать дополнительные требования к работнику об исповедании той или иной религии либо даже о воцерковлении. Некоторые авторы отмечают, что подобное требование не является нарушением ч. 2 ст. 3 ТК (т. е. как ограничение в трудовых правах по признаку отношения к религии), поскольку, в соответствии с ч. 3 той же статьи, не относятся к дискриминации предпочтений и ограничений, связанных со свойственными данному виду труда требованиями. В качестве названных выше внутренних установлений религиозной организации прежде всего выступает ее устав. Основанием возникновения трудовых отношений между религиозной организацией и работником является трудовой договор, заключаемый в письменной форме. Вместе с тем, как это отмечается в специальной литературе, в силу специфики религиозных организаций профессиональную деятельность в них, как правило, осуществляют не работники по трудовому договору, а священнослужители и добровольные помощники из числа верующих. «По трудовому договору здесь может преимущественно выполняться работа, которая ничем не отличается по своему содержанию от такой же работы в других организациях (например, работы электрика, сантехника, плотника, кровельщика, шофера, реставратора, бухгалтера, юриста и т. п.) и не требует специального религиозного образования». Действительно, лица, осуществляющие работу в религиозной организации, подразделяются на две категории: работники и священнослужители. Если первые в полной мере обладают статусом наемного работника и осуществляют свою деятельность на основе трудового договора, то вторые — рассматриваются как служители церкви. Как правило, священнослужители не рассматриваются в качестве наемных работников: с ними не заключается трудовой договор и к ним не применяются положения трудового законодательства. Так, например, согласно Уставу РПЦ избрание и назначение священно — и церковнослужителей принадлежат епархиальному архиерею. Священно — и церковнослужители должны выполнить условия и принять церковную присягу. Согласно Письму Управления делами Московской Патриархии от 11.03.1998 N 1086 «в учреждениях РПЦ трудовые договоры со священнослужителями не заключаются». Святейший Патриарх Алексий в своем Обращении к участникам ежегодного Епархиального собрания г. Москвы 25 марта 2003 г. отметил необходимость следовать положениям принятого ТК РФ и, в частности, заключить со всеми работниками трудовые договоры в письменной форме, с каждым отдельно. Однако при этом он отметил, что со священнослужителями и насельниками монастырей трудовые договоры не заключаются. Положение священнослужителей церкви определяется каноническими установлениями церковных организаций. Не оформляются трудовые договоры на тех лиц, которые добровольно, без оплаты, в порядке пожертвования своим трудом помогают приходу, подворью, монастырю. Желательно иметь об этом письменное заявление. Приведем конкретный пример из судебной практики. Лобян А. В. обратилась в суд с иском к местной религиозной организации церкви Сурб Саргис (Святого Сергея) г. Сочи об установлении факта нахождения в трудовых отношениях, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. В обоснование исковых требований сослалась на то, что с июня 2006 г. она работала в должности дворника в местной религиозной организации церкви Сурб Саргис (Святого Сергея) г. Сочи. Истица также исполняла обязанности уборщицы и садовника. В ноябре 2009 г. без объяснения причин Лобян А. В. была уволена. При получении трудовой книжки истице стало известно, что она была принята на работу с 03.01.2008. Просила суд установить факт трудовых отношений между ней и местной религиозной организации церкви Сурб Саргис (Святого Сергея) г. Сочи с 02.06.2006 по 02.01.2008, обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы. Представитель церкви с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что Лобян А. В. работала дворником с 01.01.2008. Ранее должность дворника занимала Ткач Н. В связи с отсутствием на рабочем месте без уважительных причин 05.11.2009 истица была уволена. Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 11 февраля 2010 г. исковые требования Лобян А. В. удовлетворены частично. Суд взыскал с церкви Сурб Саргис (Святого Сергея) в пользу истицы заработную плату за период 01.01.2008 по 05.11.2009 в размере 48521 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., судебные расходы в размере 2500 руб. В кассационной жалобе Лобян А. В. просила решение отменить. Считала, что факт трудовых отношений подтвержден показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей. Судебная коллегия не нашла оснований для отмены обжалуемого решения по следующим основаниям. Лобян А. В. не представлено достоверных доказательств в подтверждение того, что она работала дворником в церкви с июня 2006 г. Доводы Лобян А. В. о том, что факт ее нахождения в трудовых отношениях с ответчиком с 2006 г. подтверждается показаниями свидетелей, не могут быть признаны обоснованными. Указанные лица не отрицали то обстоятельство, что они видели Лобян А. В. на территории церкви с 2006 г., однако они не могли с достоверностью утверждать, что истица выполняла обязанности по трудовому договору, а не оказывала помощь церкви как прихожанка. Поскольку на основании приказа о приеме на работу трудовые отношения между сторонами возникли с 01.01.2008, суд отказал в удовлетворении ее исковых требований о взыскании заработной платы за период с 02.06.2006 по 01.01.2008. Нужно сказать, что прецеденты, связанные с работой в религиозной организации без заключения трудового договора и оформления трудовых отношений, встречаются и в судебной практике. Так, 26 октября 2006 г. Хамовнический суд г. Москвы отказал бывшей настоятельнице Марфо-Мариинской обители милосердия Елизавете (Крючковой) в иске к Московскому Патриархату о восстановлении на работе, выплате заработка за вынужденный прогул и компенсации морального вреда. Марфо-Мариинская обитель милосердия зарегистрирована в качестве юридического лица и является, согласно учредительным документам, добровольным объединением сестер милосердия, оказывающих благотворительную помощь больным, сиротам и другим категориям граждан, нуждающимся в социальном обслуживании. Согласно уставу обители сестры милосердия несут свой труд бесплатно. Настоятельница Марфо-Мариинской обители монахиня Елизавета (Крючкова) несла церковное послушание на благотворительной основе без заключения трудового договора и выплаты зарплаты; отсутствовали и другие признаки трудовых отношений. Бесплатный, благотворительный труд не регулируется Трудовым кодексом РФ, поскольку согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения — это отношения, основанные на выполнении работником трудовой функции за плату. В связи с этим суд посчитал, что отсутствуют основания для удовлетворения иска. Нужно сказать, что в настоящее время, в том числе и в рядах священнослужителей, высказывается мысль о необходимости светского юридического оформления трудовых отношений. Следует заметить, что в последние годы участились случаи оспаривания в светском суде решений церковных властей, связанных с запретом священнику осуществлять богослужения. В 2003 г. настоятель церкви Успения Божией Матери Андрей Берман обвинил своего иерарха в идолопоклонстве. Обвинение было вызвано тем, что митрополит Варнава присутствовал на открытии недавно воздвигнутого монумента Матери-Покровительнице в столице Чувашии и освятил так называемую «Новую лестницу», которая ведет к этой статуе. Священник, клир и прихожане посчитали, что Мать-Покровительница является частью языческого чувашского культа, а их митрополит совершил акт идолопоклонства. Они объявили о разрыве евхаристического общения с правящим архиереем, которому отправили письмо с призывом покаяться. В ответ митрополит, в соответствии с просьбой Епархиального совета, освободил священника Андрея Бермана от должности настоятеля церкви Успения Божией Матери, запретил в священнослужении и отправил за штат без права ношения креста и рясы. Сама церковь Успения Божией Матери передана в распоряжение Свято-Троицкого мужского монастыря. Андрей Берман обратился в суд по факту запрета в священнослужении и отлучении церкви Успения Божией Матери. В январе 2007 г. клирик Вознесенского храма отец Марк подал иск в районный суд на свое епархиальное руководство. Отец Марк в 2004 г. получил должность в епархиальном управлении с окладом в 1000 руб. 31 октября 2006 г. его уволили по состоянию здоровья. Отец Марк является инвалидом II группы, но может служить, что он подтвердил, представив в епархию необходимые документы. В декабре ему дали другую должность (тоже с окладом). Однако два месяца выпали из трудового стажа. Не было и зарплаты в эти месяцы. В суде отец Марк потребовал 2000 руб. в качестве компенсации за вынужденный прогул, возмещения морального вреда в размере 10000 руб., судебных расходов — 300 руб. и 2000 руб. на оплату юридических консультаций. 05.11.2009 клирик Псковской и Великолукской епархии РПЦ МП прот. Павел Адельгейм обратился к митрополиту Псковскому и Великолукскому Евсевию (Саввину) с требованием о необходимости в предусмотренный ч. 2 ст. 67 ТК РФ срок заключить с ним трудовой договор в письменной форме. В случае отказа руководства епархии исполнить требования действующего законодательства и удовлетворить заявление о. Павла в течение установленного законом срока спор будет передан на рассмотрение Псковского городского суда. Представлять интересы о. Павла в суде будут адвокаты Фонда. В официальном ответе Псковского епархиального управления РПЦ МП было отмечено, что согласно Уставу Русской Православной Церкви избрание и назначение священно — и церковнослужителей принадлежат епархиальному архиерею (п. 23 Устава РПЦ). Как следует из письма Управления делами Московской Патриархии от 11.03.1998 N 1086, в учреждениях РПЦ трудовые договоры со священнослужителями не заключаются. Аналогичное заявление содержалось в Обращении Святейшего Патриарха Алексия к участникам ежегодного Епархиального собрания г. Москвы 25 марта 2003 г.: «Со священнослужителями и насельниками монастырей трудовые договоры не заключаются. Положение священнослужителей Церкви определяется каноническими установлениями церковных организаций. Не оформляются трудовые договоры на тех лиц, которые добровольно, без оплаты, в порядке пожертвования своим трудом помогают приходу, подворью, монастырю». Таким образом, с точки зрения церковного права, священнослужители (священники, диаконы) в число наемных работников не входят. В п. 2 ст. 15 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ. Однако не следует забывать, что ст. 24 Закона N 125-ФЗ закреплено право, а не обязанность религиозных организаций заключать трудовые договоры. Подобного рода вопросы возникали в судебной практике. Так, Махов М. С. обратился в суд с иском о восстановлении на работе? Иск мотивирован тем, что указом Епископа Иосифа от 10 октября 2008 г. N он был освобожден от должности настоятеля и запрещен к священнослужению, таким образом, лишен места работы и способа существования. Согласно ст. 62 ТК РФ в случае прекращения трудовых отношений ему должны были выдать трудовую книжку, которую не выдали до сих пор. Он неоднократно обращался с письмами по данному вопросу. Из трудовой комиссии ему ответили, что решить трудовой спор нужно в суде. Без трудовой книжки он не может устроиться на работу, ему отказали в выдаче паспорта для поездки за границу. Его трудовая книжка содержала сведения о 30-ти годах трудового стажа, и он боится при выходе на пенсию потерять стаж. Невыдача трудовой книжки нарушает его конституционные и гражданские права. В судебном заседании Махов М. С. пояснил, что он поступил на службу в Епархию в 1993 г. До этого он имел 20-летний стаж работы беспрерывного труда. В трудовой книжке отмечен его трудовой стаж, а также движение по разным коллективам. Поступая в Епархию, он представил трудовую книжку, подписал трудовой договор — клятву, которая является основой для принятия в соответствующую должность. Указ является основанием для приема на работу. Ему было определено место служения — приход , который является филиалом. Трудовую книжку сдал в приход по указу Епархиального управления. Трудовая книжка хранилась в приходе, в ней велись записи, подтверждающие его трудовую деятельность. Отсутствие трудовой книжки ущемляет его права, он не может встать на биржу труда. В дальнейшем возникнут трудности с оформлением пенсии. Священник находится в полном подчинении у епископа. Епископ берет на службу, определяет права и обязанности, дает отпуск, увольняет священника. Заработная плата платилась приходом по указу епископа. Размер заработной платы устанавливался приходским собранием. Зарплата выплачивалась филиалом епархии за счет средств прихода. Представитель ответчика Лебедев В. Н. исковые требования Махова М. С. не признал. Суду пояснил, что, когда появился указ о назначении Махова М. С., трудовой договор не заключался. Трудовую книжку архиерей у себя не хранит, данная книжка хранилась в приходе, было лицо, ответственное за ведение трудовой книжки. Поскольку не было трудового договора, то его нельзя расторгнуть. Взаимоотношения епархии регулируются не нормами трудового законодательства, а церковными канонами. Присяжный лист не является трудовым договором, это канонический документ. Работодателем Махова М. С. являлось приходское собрание. Епископ не может выдать трудовую книжку, которой у него нет, не может быть ответчиком по рассматриваемому делу, так как не имел отношения к заведению трудовой книжки, ее хранению, внесению записей. Епархия также не имеет к этому отношения. Представитель третьего лица — настоятель прихода Иудин И. А. не согласен с исковыми требованиями Махова М. С. Суду пояснил, что Епископ не является работодателем Махова М. С. Они добровольно отказались от определенных гражданских прав, есть апостольские правила, которые нарушил истец. Трудовая книжка хранилась в приходе. Свидетель Ф. И.О. 1 пояснила суду, что Махов М. С. служил в приходе до XXX года. В приходе было штатное расписание, утвержденное настоятелем, на основании него установлена заработная плата. Размер заработной платы устанавливался настоятелем. По акту от 30 июня 2008 г. трудовая книжка не передавалась, она хранилась у нее. Махов при встрече интересовался, нет ли у нее трудовой книжки. Она ответила, что есть. За выдачей трудовой книжки Махов не обращался. Приход оформлял больничные листы, отпускные, оплата производилась приходом. Суд, заслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Махов М. С. с 1993 г. по 2008 г. являлся настоятелем храма , Епархии (на заседании Епархиального совета 17 июня 2008 г. Махов М. С. освобожден от должности настоятеля прихода в честь и назначен на должность настоятеля прихода в честь ). Указом Епископа от 17 октября 2008 г. N Махов М. С. освобожден от должности настоятеля прихода и запрещен к священнослужению за грубые нарушения церковной дисциплины. По мнению истца, между ним и Епископом имелись трудовые отношения, в связи с чем последний должен выдать ему трудовую книжку с соответствующими записями. Суд не согласился с мнением Махова М. С. по следующим основаниям. Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ предусмотрено понятие трудовых отношений. Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Как установлено в судебном заседании, между Маховым М. С. и Архиепископом , а в дальнейшем Епископом соглашение (трудовой договор) о выполнении работы не заключалось. Приказ (распоряжение) о приеме Махова М. С. на работу не издавался, оклад по заработной плате не устанавливался, сама заработная плата выплачивалась из средств прихода, в связи с чем трудовые отношения между указанными выше сторонами отсутствуют. Присяжный лист, на который ссылается истец, является каноническим документом, не содержащим прав и обязанностей работодателя и работника, условий оплаты труда. Ссылка Махова М. С. на гл. 10 Устава Русской Православной Церкви в действующей редакции с учетом поправок 2008 г. и 2011 г. несостоятельна. Из п. п. «к» п. 18 гл. 10 Устава следует, что архиерей назначает на должность (освобождает от должности) настоятелей, иных клириков. Данное положение Устава не содержит норм трудового законодательства, а также сведений по заключению и расторжению трудового договора, в связи с чем данный пункт Устава не может расцениваться как обязанность архиереев заключать трудовые договора и расторгать их. Главой 54 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ, принятого Государственной Думой ФС РФ 21.12.2001, предусмотрены особенности регулирования труда работников религиозных организаций. В соответствии со ст. 342 ТК РФ работодателем является религиозная организация, зарегистрированная в порядке, установленном федеральным законом, и заключившая трудовой договор с работником в письменной форме. Работником является лицо, достигшее возраста 18 лет, заключившее трудовой договор с религиозной организацией, лично выполняющее определенную работу и подчиняющееся внутренним установлениям религиозной организации. Суд пришел к выводу, что данная глава Трудового кодекса не регулирует отношения между епархиями и другими религиозными организациями, поскольку данные отношения регулируются Уставом Русской Православной Церкви, а также другими каноническими документами. Из обращения Святейшего Патриарха Алексия к участникам Епархиального собрания г. Москвы от 25 марта 2003 г., опубликованного на интернет-сайте, следует, что «со священнослужителями трудовые договоры не заключаются. Положение священнослужителей Церкви определяется каноническими установлениями церковных организаций… Согласно Трудовому кодексу религиозная организация как работодатель вправе заключать трудовой договор с работником… С точки зрения церковного права, священнослужители (священники, диаконы) в число наемных работников не входят…». Таким образом, ни Трудовой кодекс РФ, ни Устав Русской Православной церкви не предусматривают заключение трудовых договоров со священнослужителями, в связи с чем отсутствуют и трудовые отношения. Согласно ст. 66 Трудового Кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Таким образом, трудовая книжка подтверждает наличие трудовых отношений, в которую вносятся сведения о приеме и увольнении работника с занимаемой должности. В связи с тем что между Епископом и истцом отсутствовали трудовые отношения, первый не является работодателем Махова М. С., поэтому не может вносить какие-либо записи в трудовую книжку истца и выдавать ее. Нужно сказать, что данная проблема характерна не только для Русской Православной Церкви или иных христианских религиозных организаций. Дело, аналогичное приведенному выше, рассматривалось Ленинским районным судом г. Екатеринбурга по иску Сайдулина С. С. к Центральному духовному управлению мусульман России, Региональному духовному управлению мусульман Свердловской области, местной мусульманской религиозной организации «Маулид». Истец просил признать незаконными Указы Верховного Муфтия Ф. И.О. 3 от ДД. ММ. ГГГГ N XXX об освобождении от должности Муфтия, от ДД. ММ. ГГГГ N XXX об освобождении от должности Имама (Ахунда), восстановить на работе в должности Председателя (Муфтия) РДУМ Свердловской области, в должности Имама (Ахунда) местной мусульманской религиозной организации «Маулид» г. Екатеринбурга, указав, что работал на указанных должностях, однако незаконно был уволен. Представитель ответчика ЦДУМ России Ганеева Э. С. исковые требования не признала, поскольку отношения, сложившиеся м ежду сторонами, не являются трудовыми. Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела с учетом заключения прокурора, полагавшего в иске отказать, счел, что требования истца не подлежат удовлетворению. В частности, суд указал, что трудовой договор с истцом не заключался, оплату он получал из пожертвований, правил внутреннего трудового распорядка разработано не было, должностной инструкции также не имелось и истец подчинялся распоряжениям Верховного Муфтия, положениям учредительных документов. Суд посчитал, что назначение на должности истца произведено в соответствии с положениями п. 5 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а не на основании трудового договора. Освобождение Сайдулина С. С. от занимаемых им должностей произведено не в связи с расторжением трудового договора, как указывает истец, а в соответствии с п. 5 ст. 4 федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому, в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства, религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Таким образом, суды зачастую не рассматривают священнослужителей как наемных работников и не признают соответствующие отношения трудовыми. Законодательство Российской Федерации не содержит четкого и однозначного решения данного вопроса. Между тем, например, на Украине этот вопрос получил официальное разрешение. С 1 апреля 2007 г. в Национальном классификаторе Украины («Классификатор профессий»), утвержденном Приказом Госкомпотребполитики от 26 декабря 2005 г. N 375, появились соответствующие новые профессии: епископ (архиепископ, митрополит, председатель объединения, старший пресвитер) (код КП 2460); миссионер (2460); священнослужитель (пастор, пресвитер) (2460); диакон (служитель) (3480); регент (3480); религиозный проповедник (евангелист, благовестник и пр.) (3480). И теперь в трудовой книжке можно вроде бы совершенно правомерно написать: «Принят на работу священнослужителем». Как нам представляется, подобное решение этой достаточно непростой проблемы было бы целесообразным и в Российской Федерации. В конечном итоге священнослужитель, оставаясь духовным лицом, в миру обладает определенным правовым статусом (например, гражданство). Вряд ли наличие трудовой книжки и договора будет идти в разрез с вопросами веры. Другое дело, что условия такого трудового договора должны обладать значительной спецификой. Например, на настоятеля будут распространяться нормы о правовом регулировании руководителя организации. Кроме того, трудовое законодательство устанавливает достаточно широкие рамки индивидуально-договорного регулирования труда работников религиозных организаций. Так, ст. 344 ТК РФ допускает заключение трудового договора с работниками религиозных организаций на определенный срок. Срочный трудовой договор в данном случае заключается по соглашению сторон, а не в силу специфики работы. Следовательно, такой трудовой договор может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок. Вместе с тем, если с работником религиозной организации заключен договор на неопределенный срок, одностороннее «перезаключение» его на срочный трудовой договор недопустимо. Интерес вызывает норма ст. 344 ТК РФ, согласно которой при необходимости изменения определенных сторонами условий трудового договора религиозная организация обязана предупредить об этом работника в письменной форме не менее чем за семь календарных дней. Как отмечают некоторые комментаторы этой нормы, из данной формулировки следует, что религиозная организация вправе в одностороннем порядке изменить условия трудового договора по любым причинам. В судебной практике такой вывод не находит своего подтверждения. Так, например, Захарова И. В. обратилась в суд с иском к местной религиозной организации православный приход Свято-Троицкого храма г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл Йошкар-Олинской и Марийской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее — Приход) о признании приказов незаконными, восстановлении на работе. В обоснование иска указала на то, что… года принята на работу в Приход на должность бухгалтера на неопределенный срок. С ней заключен трудовой договор от… года NN… … года уведомлена о том, что в трудовой договор вносятся изменения в части срока действия договора. Срок действия договора изменен на срочный трудовой договор на период с… года по… год. Приказом от… года уволена с работы по истечении срока действия трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Полагает увольнение незаконным, поскольку не давала согласия на изменение условий трудового договора, у работодателя отсутствовали основания для внесения изменений в трудовой договор. Суд удовлетворил требования истицы. В кассационной жалобе Приход просил решение суда отменить и вынести по делу новое решение, ссылаясь на его незаконность, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Судебная коллегия не нашла оснований к отмене решения суда, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение трудовой функции или изменение существенных условий трудового договора допускаются только с письменного согласия работника. Тем не менее закон (ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации) предусматривает, что по причинам, связанным с изменениями организационных или технологических условий труда, допускается одностороннее изменение существенных условий труда без изменения определенной трудовой функции. Из материалов дела следует, что Захарова И. В. не согласилась с изменением срока действия трудового договора и не подписала соответствующие дополнения к трудовому договору. Однако работодатель односторонне внес изменения в трудовой договор, посчитав срок его действия до… года. При этом каких-либо законных оснований для изменения срока действия трудового договора ответчик не указал в уведомлении, также не представил в суд первой инстанции доказательств законности и необходимости внесения соответствующих изменений в трудовой договор. Судом обоснованно сделан вывод о том, что одностороннее изменение условий трудового договора является незаконным. Еще одна особенность трудовых отношений с работниками религиозной организации заключается в том, что договор о полной материальной ответственности работника заключается в соответствии с перечнем, определенным внутренними установлениями религиозной организации. Это означает, что обязательство возместить реальный ущерб, причиненный религиозной организации в полном объеме, могут нести не только работники, непосредственно обслуживающие денежные и материальные ценности. Наконец, трудовым законодательством закрепляются дополнительные основания прекращения трудового договора с работниками религиозных организаций. Так, ст. 347 ТК РФ в качестве такого основания называет обстоятельства, предусмотренные трудовым договором. Например, это могут быть следующие основания: — прекращение членства в Православной Церкви, выразившееся во вступлении в какую-либо религиозную организацию неправославного исповедания, или в отречении от православной веры, или в отрицании каких-либо православных догматов, или в призывах оказывать непослушание священноначалию Русской Православной Церкви, или каким-либо иным образом; — однократное совершение противоправного или аморального действия, порочащего доброе имя христианина в мире; — действие или высказывание, оскорбляющее религиозные чувства православно верующих; — и др. Сроки предупреждения работника религиозной организации об увольнении по основаниям, предусмотренным трудовым договором, а также порядок и условия предоставления указанным работникам гарантий и компенсаций, связанных с таким увольнением, также определяются трудовым договором. Например, на работников религиозных организаций в полной мере распространяются гарантии, установленные трудовым законодательством женщинам в связи с беременностью или наличием детей. Это можно проиллюстрировать на следующем примере из судебной практики. Качур Е. Н. обратилась в суд с иском к местной религиозной организации православного прихода храма «Спаса Нерукотворного» г. Печора Республики Коми Сыктывкарской и Воркутинской епархии Русской Православной Церкви (далее — Приход) и православной религиозной организации Сыктывкарской и Воркутинской епархии Русской Православной Церкви о признании незаконным Указа управляющего Сыктывкарской епархией Питирима, епископа Сыктывкарского и Воркутинского, от ДД. ММ. ГГ. N, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов. Согласно записям в трудовой книжке ДД. ММ. ГГ. Качур Е. Н. принята на работу в местную религиозную организацию православного прихода храма «Спаса Нерукотворного» г. Печора Республики Коми Сыктывкарской и Воркутинской епархии Русской Православной Церкви на должность… Указом управляющего Сыктывкарской епархией Питирима, епископа Сыктывкарского и Воркутинского, от ДД. ММ. ГГ. N Качур Е. Н. освобождена от должности… Прихода храма «Спаса Нерукотворного» г. Печора с ДД. ММ. ГГ. (л. д. 11). Считая увольнение незаконным, Качур Е. Н. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что она имеет малолетнего ребенка в возрасте до 3-х лет, в связи с чем ее увольнение с работы не допускается согласно ч. 4 ст. 261 Трудового кодекса РФ. Кроме того, епархиальный архиерей превысил свои полномочия, так как не имел права увольнять (освобождать) ее от работы. Суд указал, что на граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам (контрактам), распространяется законодательство Российской Федерации о труде. Поскольку прекращение трудового договора с истцом произошло по инициативе работодателя, применение судом к данным правоотношениям гарантии, предусмотренной ч. 4 ст. 261 Трудового кодекса РФ, не допускающей расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до 3-х лет, по инициативе работодателя, правомерно. Установив, что трудовой договор с истцом прекращен до достижения ребенком возраста 3-х лет, суд сделал обоснованный вывод о незаконности увольнения истца и восстановлении ее на работе.