Требования предъявляются к развивающим учебным материалам

Гигиенические требования к школьным учебникам

Родители, обеспокоенные здоровьем своего ребенка, стараются ограничить его времяпровождение у телевизора и компьютера, заменив эти развлечения на чтение книг. И, безусловно, книга — лучшая альтернатива компьютеру, особенно для детей младшего школьного возраста. Но и к печатным изданиям, в том числе, учебной литературе, предъявляются определённые требования, несоблюдение которых также может сказаться на здоровье ещё неокрепшего детского организма.

Давайте заглянем в ранцы нашим школьникам, посмотрим какие книги они читают. При этом речь пойдет не о содержании произведения, а о печатных изданиях, их правильном оформлении.

Требования к учебным изданиям для детей и подростков устанавливаются положениями:

  • Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,
  • Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • техническим регламентом Таможенного союза «Обезопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТРТС007/2011) (далее — Технический регламент)
  • и санитарными правилами СанПиН 2.4.7.1166-02. 2.4.7. «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».

Гигиеническая характеристика учебного издания складывается из оценки качества бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, предъявляются требования к весу, шрифтовому оформлению. Как видим, не всё так просто.

Приведем основные направляющие моменты, на которые стоит обратить внимание :

1. В зависимости от возрастной категории издания предназначаются для:

— начального образования (первая ступень) — 1 — 4 классы;

— основного образования (вторая ступень) — 5 — 9 классы;

— среднего образования (третья ступень) — 10 — 11 классы.

Рекомендуется выпускать издания, содержащие информацию для одной возрастной категории. Учебники, учебные пособия, практикумы должны включать материалы, рассчитанные не более чем на:

— 1 год обучения для 1 класса;

— 2 года обучения для 2 — 6 классов;

— 3 года обучения для 7 — 11 классов.

Если издательская продукция рассчитана на 2 или 3 возрастные группы, то такая продукция должна соответствовать требованиям, установленным к наименьшей из указанных в читательском адресе возрастных групп.

2 . Вес издания должен соответствовать функциональным возможностям организма учащегося и не должен быть более:

— 300 г для 1 — 4 классов;

— 400 г для 5 — 6 классов;

— 500 г для 7 — 9 классов;

— 600 г для 10 — 11 классов.

Учебник для 1 — 4 классов, предназначенный для работы только в классе, не должен весить более 500 г, при этом с обязательным указанием специфики использования издания на титульном листе. Допускается увеличение веса издания не более чем на 10%.

Применение больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают массу ежедневно переносимого ребенком груза. Поэтому учебники, учебные пособия, практикумы могут быть изготовлены в мягкой обложке, главное чтобы материал был прочным, минимально подвергающийся загрязнению.

3. Издательская продукция должна соответствовать требованиям химической безопасности и не должна выделять вредные вещества (фенол, формальдегид, цинк, мышьяк, хром). На полиграфические материалы, применяемые для изготовления издания, должны быть представлены документы, подтверждающие их безопасность для здоровья.

4. Для изготовления учебников, учебных пособий, практикумов следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий , не допускается применение газетной бумаги, кроме издательской продукции, не предназначенной для повторного использования (экзаменационные билеты, карточки с заданиями, тестовые задания, кроссворды и другие).

5. Учебники, учебные пособия, практикумы должны выпускаться с учетом обеспечения их удобочитаемости , что приводит к снижению зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждает развитие зрительного и общего утомления. В связи с этим предъявляются следующие требования к оформлению, печати и шрифту в издательской продукции для школьников:

  • не допускается применять способы скрепления страничного блока, приводящие к ухудшению условий чтения, исключение составляют издания, функционально предназначенные к постраничному разъединению, например дидактические материалы, карточки с заданиями;
  • не допускается применение узкого начертания шрифта, а также печать текста с нечеткими штрихами знаков;
  • нельзя использовать цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма, для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т.п.) цветные краски на цветном фоне;
  • не стоит применять для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок (допускается двухколонный набор текста для стихов);
  • пробел между словами в издательской продукции для дошкольного и младшего школьного возраста должен быть равен кеглю шрифта (размер высоты буквы),
  • корешковые поля на развороте текстовых страниц издания должны быть не менее 26 мм;
  • на полях страницы, кроме корешковых, допускается размещать условные обозначения, наглядные изображения и текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы;
  • в изданиях литературно-художественных, развивающего обучения, для дополнительного образования и научно-популярных для текста не рекомендуется применять цветные краски и выворотку шрифта (написание белым шрифтом по черному полю);
  • В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать, затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании, деформация блока или переплетной крышки.

Важно отметить, что особенно велико значение качества учебного издания для детей младшего школьного возраста , это связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения. Поэтому к изданиям первой ступени предъявляются более жесткие требования, например, в прописях для освоения начальных навыков письма регламентируется расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв (от 5 до 8 мм), а также рекомендуется использовать линии, определяющие наклон буквы, с углом наклона от вертикали 15 град.

Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.

Общие требования к электронным средствам обучения для общеобразовательных школ

Данные требования распространяются на электронные средства обучения и предназначены для применения при их разработке, а также при экспертизе на пригодность использования в учебном процессе общеобразовательных школ.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Определение используемых понятий
2. Место учебных электронных изданий в учебном процессе современной общеобразовательной школы
3. Критерий педагогической целесообразности
4. Критерий сочетаемости традиционной и информационной технологий в изучении конкретных учебных дисциплин
5. Педагогические требования
5.1. Дидактические требования
5.2. Методические требования
6. Эргономические требования
7. Технические требования
8. Документация
9. Требования к построению электронных учебных изданий
9.1. Построение электронного учебника
9.2. Построение учебного фильма

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПОНЯТИЙ

Использование информационных технологий в обучении осуществляется с помощью электронных средств обучения в виде учебных электронных изданий.

Понятие «учебное электронное издание» опирается на понятие «электронное издание».

электронное издание – электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные данные.

учебное электронное издание – электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанные для учащихся разного возраста и степени обучения.

Основными видами учебных электронных изданий (электронных средств обучения) являются:

– мультимедийное учебное пособие.

Электронный учебник – учебное электронное издание, содержащее теоретический материал учебной дисциплины или ее раздела и предназначенное для изучения этого материала.

Электронный учебник может представлять собой электронную версию обычного (бумажного) учебника или представлять собой самостоятельное издание, в котором учебный материал представлен иначе, чем в бумажном учебнике. В обоих случаях электронный учебник содержит структурированный учебный материал, представленный в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих в общем случае текст, иллюстрации (статические и динамические), мультимедийные приложения. Виды и способы представления иллюстративного и мультимедийного материала зависят от учебной дисциплины, представленной в учебнике. Электронный учебник, содержащий мультимедийные приложения часто называют мультимедийным учебником.

Учебный материал в электронном учебнике представляется с помощью гипертекстовой технологии, позволяющей реализовать нелинейный способ получения учащимся учебной информации.

Электронный учебник содержит, как правило, встроенную справочную систему и встроенные разделы с контрольными вопросами, упражнениями и задачами, а также встроенную тестирующую систему.

Структура электронного учебника и способ представления в нем учебного материала зависят от назначения учебника – для самостоятельной работы учащегося или для использования на уроке под руководством преподавателя в сочетании с самостоятельной работой учащегося с учебником после уроков.

Мультимедийное учебное пособие – учебное электронное издание, содержащее учебный материал, дополняющий учебный материал основного учебника (причем независимо от его вида – бумажного или электронного), в котором этот учебный материал представлен с использованием различных средств сообщения информации – текста, графики, звука, видеоизображения. Примером мультимедийного учебного пособия могут служить 20-30 минутные учебные фильмы или видеоролики, тематика которых определяется конкретной учебной дисциплиной (например, вводный урок, демонстрация лабораторных работ по физике, химии, демонстрация стадий роста растений и т.д.).

Смотрите так же:  Договор на общедомовые нужды с управляющей компанией

В отличие от мультимедийного приложения, которое входит в состав электронного учебника как его структурная единица, мультимедийное учебное пособие является самостоятельным учебным электронным изданием, применение которого в учебном процессе определяется методическими рекомендациями по его применению.

2. МЕСТО УЧЕБНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Обучение с помощью информационных технологий с применением учебных электронных изданий – новый способ формирования знаний, существенно отличающийся от традиционного. Информационные технологии открывает широкие возможности для интенсификации процесса обучения и развития личности обучаемого. Однако существующие школьные программы ориентированы на классно-урочную систему обучения и не позволяют ввести систематическое применение указанных технологий в учебный процесс. Требуется разработать совершенно новые методики обучения конкретным учебным дисциплинам, позволяющие в полной мере использовать информационные технологии, создать совершенно новые учебники и учебные пособия (как бумажные, так и электронные), а также новые школьные программы.

Очевидно, что решение этой глобальной задачи потребует значительного времени. Указанные методики могут быть созданы только путем постепенного внедрения в учебный процесс элементов обучения с применением информационных технологий.

Таким образом, в настоящее время информационные технологии могут использоваться в школьном обучении как средства поддержки традиционных форм обучения, интенсифицирующие процесс обучения, способствующие улучшению усвоения учебного материала учащимися, развитию их мышления. Разработка и внедрение учебных электронных изданий по этому назначению является первым этапом на пути к созданию новой образовательной среды в полной мере использующих возможности информационно-коммуникационных технологий.

3. КРИТЕРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ

Из имеющихся в литературе данных следует, что представленные сегодня на рынке России учебные электронные издания созданы, как правило, без какого-либо научного обоснования, без решения вопросов их сочетания с другими (традиционными) средствами обучения; указывается на недопустимость захламления школ низкокачественными, хотя внешне выглядящими эффектно, учебными электронными изданиями.

С учетом этого, важнейшим вопросом при реализации программы создания и оснащения общеобразовательных школ учебными электронными изданиями является разработка требований к этим изданиям, а также критериев их отбора. Исходным при разработке этих требований и критериев является учет указанного в предыдущем разделе места, которое информационные технологии занимают сегодня в учебном процессе общеобразовательных школ.

Выступая как средства поддержки традиционных форм обучения, электронные средства обучения в виде учебных электронных изданий должны отвечать основному требованию — педагогической целесообразности их применения в учебном процессе.

Педагогическая целесообразность существует тогда, когда применение электронного средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения, а также реализовать методические цели, которые не могут быть реализованы с помощью бумажного учебника.

Примером электронного средства обучения, который не отвечает критерию педагогической целесообразности, служит электронный учебник, который создан простым переносом тестового и графического материала на электронный носитель, даже если этот перенос осуществлен не путем простого сканирования материала бумажного учебника, а с применением алгоритмических языков программирования. Такой электронный учебник с педагогической точки зрения просто дублирует бумажный учебник, т.е. чтение учебного материала по бумажному учебнику заменяется чтением с экрана монитора. Если учесть, что длительное чтение с экрана компьютера приводит к значительному утомлению и, как следствие, к снижению восприятия и усвоения знаний, то применение такого электронного учебника в обучении не целесообразно.

Электронный учебник не должен заменять бумажный учебник, а должен дополнять его, позволяя интенсифицировать процесс обучения, а также реализовать методические цели, которые не могут быть реализованы с помощью бумажного учебника.

4. КРИТЕРИЙ СОЧЕТАЕМОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗУЧЕНИИ КОНКРЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

Выступая как средства поддержки традиционных форм обучения, электронные средства обучения в виде учебных электронных изданий должны отвечать также требованию сочетаемости традиционной и информационной технологий в изучении конкретных учебных дисциплин. Учебные электронные издания отвечают этому требованию, если представленный в нем учебный материал интегрирован с учебным материалом используемых традиционных средств обучения.

Указанное интегрирование имеет место, если основной учебный материал электронного учебника:

– полностью соответствует действующим государственным образовательным стандартам и учебным программам;

– полностью увязан и находится в определенном соотношении с учебным материалом традиционных средств обучения, используемых как в рамках отдельных уроков и внеклассной работы по темам этих уроков, так и в рамках всего установленного планов обучения по учебным дисциплинам.

Рассматриваемый здесь критерий является основным критерием, вторым по важности после критерия педагогической целесообразности. Несоответствие электронного средства обучения этому критерию делает это средство обучения бесполезным с точки зрения реализации процесса обучения в рамках действующих школьных учебных программ, по которым ведется обучение. Такое электронное средство обучения (учебное электронное издание) следует рассматривать как несоответствующее целям программы перехода общеобразовательных школ на новый уровень обучения, соответствующий информатизированному обществу.

5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Педагогические требования включают в себя:

5.1. Дидактические требования

Внедрение электронных средств обучения в учебный процесс как средств поддержки традиционных методов обучения приводит к передаче этим средствам обучающих функций. Поэтому электронные средства обучения любого типа должны создаваться в соответствии с дидактическими принципами обучения (отвечать дидактическим требованиям).

К основным традиционным дидактическим требованиям относятся:

– требование научности обучения – обеспечение достаточной глубины и корректности изложения учебного материала с учетом последних достижений науки;

– требование доступности обучения – обеспечение соответствия степени теоретической сложности и глубины изучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, не допущение чрезмерной усложненности и перегруженности учебного материала;

– требование систематичности и последовательности обучения – обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся в определенной логически связанной последовательности с обеспечением преемственности;

– требование наглядности обучения – обеспечение чувственного восприятия учащимися объектов, процессов, явлений;

– требование сознательности и активности обучения – обеспечение самостоятельных и активных действий учащихся по извлечению учебной информации;

– требование прочности усвоения знаний – обеспечение закрепления знаний;

Применение информационных технологий для обучения привело к появлению новых дидактических принципов обучения и, соответственно, новых дидактических требований к средствам обучения.

К основным новым дидактическим требованиям относятся:

– требование структуризации учебного материала и структурно-функциональной связанности – обеспечение представления учебного материала с разбивкой на структурные единицы с обозначением структурно-функциональных связей между ними, отражающих внутреннюю логику изучаемого материала;

– требование интерактивности обучения – обеспечение взаимодействие учащегося с электронным учебником (интерактивного диалога учащегося с электронным средством обучения);

– требование адаптивности обучения – обеспечение приспособления процесса обучения к уровню знаний, умений, психологических особенностей учащегося, работающего с учебным электронным изданием.

5.2. Методические требования

Основные методические требования к учебным электронным изданиям сводятся к следующим:

– учебное электронное издание должно отвечать требованию полноты содержания, позволяющему в полной мере реализовать методические цели обучения;

– учебное электронное издание должно разрабатываться на основе педагогического сценария – целенаправленной, личностно-ориентированной последовательности педагогических методов и технологий, обеспечивающих достижение целей обучения;

– педагогические методы и технологии педагогического сценария должны использоваться с учетом специфики каждой конкретной науки и соответствующей ей учебной дисциплины.

6. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К основным эргономическим требованиям относятся:

– обеспечение психологической естественности работы с учебным электронным изданием (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, различия типов мышления и т.п.);

– обеспечение комфортности работы с учебным электронным изданием (удобство и наглядность навигации, легкость восприятия информации, отсутствие избыточного кодирования и неоправданных, плохо идентифицируемых сокращений; используемые размеры шрифтов, цвета, приемы выделения части информации на экране должны быть обоснованы и не должны приводить к повышенной утомляемости).

7. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Учебные электронные издания должны позволять его эксплуатацию в школах на персональных компьютерах, работающих автономно, а также в локальной сети.

Минимальные технические характеристики компьютерной техники для функционирования учебных электронных изданий:

– CPU – Intel III-500 MHz

– HDD – 2 Gb свободное пространство

Операционная система – Windows’98 и Windows ME и Windows XP.

При разработке учебного электронного издания могут быть использованы система управления базами данных SQL Server или Interbase.

Все программные средства, применяемые для разработки учебного электронного издания, должны быть лицензионными.

Смотрите так же:  Приказ по производственной программе

8. ДОКУМЕНТАЦИЯ

Учебное электронное издание должно включать руководство пользователя, содержащее:

– выходные сведения, в соответствии с ГОСТ 7.83-2001;

– техническое руководство, в котором дана краткая характеристика внутренней навигации электронного издания;

– методическое руководство, в котором приведены рекомендации по использованию электронного издания в учебном процессе, в том числе рекомендуемые сценарии его применения в учебном процессе.

9. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ

9.1. Построение электронного учебника

Электронный учебник должен строиться на основе педагогического сценария – целенаправленной, личностно-ориентированной, методически выстроенной последовательности педагогических методов и технологий для достижения целей обучения. В соответствии с этим сценарием осуществляется структурирование учебного материала и компоновка его в учебные кадры.

При построении электронного учебника необходимо обеспечить следующее:

1) Учебный материал кадра должен иметь некоторый завершенный смысл, но в тоже время не быть перегружен информацией (предъявляемый в кадре текстовый материал должен быть минимальным по объему). Для выполнения этого требования учебный материал кадра должен быть распределен на нескольких содержательных уровнях, используя гипертекстовые и (или) всплывающие окна.

2) Для основного учебного материала, размещенного в кадре, не следует использовать текстовые окна с прокруткой текста. Продвижение по тестовому материалу должно осуществляться путем покадрового предъявления. Это требование может не соблюдаться для некоторых гуманитарных дисциплин, если для целостного восприятия завершенного по смыслу текстового материала этот материал требуется размещать в одном кадре. К таким дисциплинам относятся, например, литература, история.

3) Текстовый материал, размещенный в кадре должен сопровождаться иллюстративным материалом (статические и динамические иллюстрации, мультимедийные приложения). Иллюстративный материал предназначен облегчить восприятие и усвоение учебной информации, и в соответствии с этим должны выбираться его содержание, тип и способ воспроизведения в кадре.

4) В кадре должны присутствовать только те иллюстрации, которые связаны с текстом, присутствующим в кадре. Не связанные друг с другом иллюстрации (относящиеся к различным частям текста, несущим разную смысловую нагрузку) не должны одновременно присутствовать в кадре (если их одновременное присутствие не является обоснованным), а должны вызываться учащимся в кадр поочередно с помощью соответствующих элементов пользовательского интерфейса по мере продвижения по текстовому материалу.

5) Применение иллюстративного материала должно быть исключительно функциональным (облегчение восприятия и усвоения учебного материала). Не следует применять иллюстрации только для украшения кадра. Исключением являются некоторые кадры (например, с титульным листом, меню разделов, подразделов, заставками к разделам). Следует избегать применения всевозможных приемов подачи иллюстративного материала в динамике и других эффектов, не несущих смысловой нагрузки и служащих только для украшения (непроизводительное использование времени работы с электронным учебником).

6) Текстовый материал электронного учебника не должен полностью повторять тексты бумажного учебника. При продвижении по тексту электронного учебника должны вводиться элементы различных технологий развивающего обучения (проблемного обучения, программированного обучения и др.), реализуемые путем организации интерактивного диалога учащегося с электронным учебником. Исключением являются некоторые гуманитарные дисциплины (например, литература, история), для которых целостность завершенного по смыслу текстового фрагмента не нарушается.

7) По ходу изучения учебного материала должны вводиться задания, стимулирующие самостоятельность и развивающие мышление (например, задания с элементами моделирования и неполными данными, при выполнении которых учащийся должен совершать самостоятельные действия – например, снять показания измерительных приборов, исследовать график, текст, сопоставить текстовую информацию, произвести расчет и др.).

8) Электронный учебник должен содержать встроенный раздел с контрольными вопросами, упражнениями и задачами, содержание которых определяется спецификой конкретной учебной дисциплины. В этом разделе также следует активно использовать интерактивный диалог учащегося с электронным учебником. Этот раздел не должен заменять собой сборники упражнений или задачники. Представленные в нем контрольные вопросы, упражнения и задачи должны иметь непосредственное отношение к тексту основного учебного материала, который изучается учащимся на данный момент, и служить лучшему усвоению этого материала. Моменты обращение учащегося к тем или иным вопросам, упражнениям и задачам этого раздела должны быть определены в педагогическом сценарии.

9) Электронный учебник должен иметь встроенную справочник, позволяющий в любой момент оперативно получать справочную информацию об основных понятиях, терминах, определениях и т.п., используемых в учебном материале. Вход в справочник должен обеспечиваться с любой страницы электронного учебника.

10) Электронный учебник должен иметь встроенную тестирующую систему, предназначенную в первую очередь для самоконтроля учащегося в рамках текущего и итогового контроля. Моменты обращение учащегося к тестам должны быть определены в педагогическом сценарии.

9.2. Построение учебного фильма

Учебный фильм должен строиться на основе педагогического сценария – целенаправленной, личностно-ориентированной, методически выстроенной последовательности педагогических методов и технологий для достижения целей обучения.

Учебный фильм должен строится на основе текстового материала, к которому в соответствии с педагогическим сценарием должны быть разработаны сюжетные кадры, содержащие в общем случае структурные и организационные схемы, иллюстративную графику, анимации, видеосюжеты.

Содержанием учебного фильма может быть:

– вводный урок по учебной дисциплине,

– демонстрации физических, химических, биологических и других явлений и процессов,

– демонстрации выполнения лабораторных работ, опытов,

– другая тематика, отвечающая требованию педагогической целесообразности применения в учебном процессе.

Учебные фильмы должны способствовать активизации познавательной деятельности учащегося, вооружать учащегося стратегией усвоения учебного материала, улучшать понимания и усвоения учебного материала, углублять межпредметные связи. При этом:

– учебные фильмы с вводными уроками должны быть направлены на создание общего представления об учебной дисциплине, на освещение истории ее развития, связи с другими учебными дисциплинами;

– учебные фильмы с демонстрациями должны быть направлены на облегчение лучшего понимания различных явлений и процессов, ознакомления с приемами выполнения опытов, работой на лабораторном оборудовании.

– содержанием учебного фильма выбирать отдельные темы теоретического материала учебной дисциплины (дублировать урок по какой-либо теме учебного материала);

– строить учебные фильмы в виде изложения теоретического материала, подаваемого в виде множества понятий, определений, фактов, формул.

Дидактические требования к наглядным методам и их использованию в процессе педагогической практики

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющей активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.

Одними из важнейших методов обучения, прекрасно сочетающимися с другими методами на всех этапах учёбы, являются наглядные методы. Г.И. Кругликов отмечает, что наглядными методами «принято называть совокупность действий педагога, которая состоит в показе учащимся предметов или их моделей, а также в представ­лении им определенных явлений или процессов с соответствую­щим объяснением их существенных признаков» [1, c. 58].

Цель статьи – рассмотреть особенности применения наглядных методов обучения на педагогической практике будущих педагогов профессионального обучения.

Наглядные методы обучения направлены на эмоциональное восприятие материала, применяются при изложении сложной информации, в ситуациях, когда снижается внимание аудитории. Наглядные методы особенно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика профессионального образования требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а также развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и конкретное, и абстрактное мышление обучаемых.

Творцом дидактики так называемого на­глядного обучения считается Ян Амос Коменский. В своей «Вели­кой дидактике» он говорит о необходимости «предоставить для восприятия чувствами» все, что только можно, «а именно: види­мое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запах – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспри­нять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются не­сколькими чувствами».

Использование средств наглядности на занятии в профессиональном образовательном учреждении имеет огромное значение для повышения качества усвоения учащимися информации, развития психики учащихся и расширения педагогических возможностей преподавателя. Наглядность способствует приобретению осознанных и прочных знаний, она реализует связь теории и практики, содействует развитию абстрактного мышления на основе связи конкретного и абстрактного, формирует познавательный интерес и активность учащихся.

Наглядные методы могут быть основными и (чаще) вспомогательными. Благодаря вспомогательным средствам поставленные цели обучения и решение конкретных задач более успешно достигаются за рациональное время при минимальной затрате учебных усилий. Главное назначение вспомогательных средств – оптимизировать, насколько это оказывается возможным, учебно-воспитательный процесс, создать более или менее ярко выраженную иллюзию приобщения к профессиональной среде.

Смотрите так же:  Увольнение работника по соглашению сторон в рб

Следует подчеркнуть, что сами по себе средства наглядности в сочетании со способами предъявления информации на занятии в профессиональном учебном заведении еще не решают задачи повышения качества обучения. Ведя подготовку и контроль практической деятельности будущих педагогов профессионального образования в профессиональных учебных заведениях (основной базой практики является государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Зерноградский техникум агротехнологий»), преподаватели кафедры профессиональной педагогики Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии нацеливают студентов на такое использование методов наглядности, которое будет максимально эффективным.

Эффективность использования наглядных методов зависит от соблюдения ряда выработанных педагогической наукой и передовой практикой требований:

  1. Применяемое средство наглядности должно соответствовать возрасту учащихся, уровню развития их пространственного мышления.
  2. Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; должна соответствовать объему содержания и дидактическим характеристикам передаваемой учащимся информации.
  3. Наглядность должна соответствовать целям и задачам обучения (образовательные цели, воспитательные и развивающие задачи).
  4. Наглядного материала не должно быть слишком много. Это отвлекает учащихся от сущности изучаемого материала.
  5. Наглядность должна использоваться по мере необходимости, только в соответствующий момент занятия, т.е. в соответствии с этапами (структурными элементами) занятия, на которых планируется использовать средство наглядности. Неправильно, когда все схемы и плакаты развешиваются до начала занятий. Это также отвлекает внимание обучаемых, а во время объяснения пособия уже перестают их интересовать.
  6. Наглядное средство должно хорошо сочетаться с другими методами и средствами обучения, используемыми преподавателем на занятии.
  7. Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет.
  8. Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстративного материала. Это необходимо, так как они порой содержат и отвлекающие моменты.
  9. Нужно заранее детально продумывать пояснения (вводные, по ходу показа и заключительные), даваемые в ходе демонстрации явлений. Детальное продумывание необходимо для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации.
  10. Желательно привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. Возможна постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
  11. Во время демонстрации пособия целесообразно замедлять или прерывать рассказ, побуждая слушателей внимательно рассмотреть схему, плакат или рисунок.

Психолог В.А. Петровский называет также такое требование к методам обучения как «соответствие возможностям самих учителей (опыт, теоретическая и практическая подготовленность, личностные качества учителя и прочее)» [2, c. 204]. Действительно, не каждый преподаватель, к примеру, владеет методикой использования компьютерных средств наглядности, не у всех преподавателей гибкое мышление, позволяющее быстро перестраиваться, осваивать новые методы наглядной подачи информации. Молодым педагогам не хватает опыта как в обращении с имеющейся в учебном заведении техникой, так и в умении сочетать наглядные методы с другими методами, органично вводить их в общую канву занятия.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они используются, обязательно в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности воздействие должно оказываться на обе сигнальные системы во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что, по словам Ю.К. Бабанского, «диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики» [1, c. 102].

Л.В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности:

– при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

– при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;

– сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

– отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные [2, c. 24-25].

Кроме того, нужно помнить, что наглядные методы должны способствовать решению поставленных задач, не отвлекая внимание на второстепенные детали.

Необходима предварительная подготовка оборудования в соответствии с соблюдением требований техники безопасности. В условиях демонстрации химических, физических и других технических установок необходимо особенно строго соблюдать правила техники безопасности, которые четко определены соответствующими инструктивными документами.

Средства наглядности должны иметь эстетичный вид, быть оптимальных размеров. Схема, плакат, написанные мелким шрифтом, не могут принести требуемого эффекта. Расстояние между строчками текста должно равняться как минимум половине высоты букв. Материал в нижней части пособия оформляют обычно ярче, так как воспринимается он медленнее. Имеет значение и подбор цветов. Наиболее благоприятны жёлто-зелёный, зелёно-голубой и синий цвета. Полезно применять сочетание чёрных букв и жёлтого фона, красных букв и зелёного фона.

Хорошее обозрение также достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, рейтеров, указателей и пр.

Г.И. Кругликов предупреждает молодых педагогов о невольных ошибках, снижающих эффективность использования метода наглядности при демонстрации пособий. Он называет следующие ошибки:

1. Внимание учащихся обращается на несколько моментов одновременно. Вследствие этого они не в состоянии сосредоточить внимание, не могут точно и полно воспроизводить показанное. Следует в определенной логической последовательности переклю­чать внимание с одного момента на другой.

2. Объяснение мастера не совпадает с тем, что в данное время он показывает. Например, включается теоретический материал, отвлекающий внимание учащихся от показываемых приемов ра­боты, проводятся аналогии с другими приемами, говорится о предыдущих упражнениях и т.п. Во время демонстрации трудового приема любое пояснение уместно лишь в той мере, в какой оно непосредственно улучшает восприятие показываемого. Если в виде исключения надо пояснить что-нибудь, не связанное непосред­ственно с демонстрируемым приемом, необходимо прервать по­каз.

3. Речь мастера во время показа не должна быть многословной, так как в процессе демонстрации всякое пояснение имеет лишь вспомогательное значение [3, c. 59-60].

В разные периоды развития образования тем или иным методам придавалось более существенное значение. Вместе с тем практика показала, что ни один метод, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Необходимо сочетать различные методы обучения. Кроме того, важно постоянно расширять круг наглядных методов обучения в соответствии с достижениями современных технологий. К примеру, в последнее время актуальным и доступным стало использования мультимедийной презентации к занятиям [5] и в целом информационных технологий как способа предъявления наглядности [6].

Выбор методов профессионального обучения является одним из тех решающих факторов, от которых зависит успешность организации учебного процесса, уровень мотивации учащихся, степень понимания ими материала и, как следствие, уровень полученных учащимися профессионального лицея знаний, сформированных умений и навыков.

1. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005. – 345 с.

2. Петровский А.В., М.Г. Ярошевский Психология: Учебник для вузов. – М.: Академия, 2005. – 512 с.

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.

4. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М.: Учпедгиз, 1960. – 309 с.

5. Крылова М.Н. Мультимедийная презентация к занятию: проблемы подготовки и применения // Грани познания. – 2015. – № 8 (42). – С. 32-40.