Требования к выпускнику спо по фгос

Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 13.01.01 Машинист котлов

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 25 декабря 2017 г. N 1260

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии
13.01.01 Машинист котлов

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

I. Общие положения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее — СПО) по профессии 13.01.01 Машинист котлов (далее — профессия).

1.2. Получение СПО по профессии допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе — образовательная организация).

1.3. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.

1.4. Содержание СПО по профессии определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (далее — ПООП).

1.5. При разработке программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее — образовательная программа) образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (приложение N 1 к настоящему ФГОС СПО).

1.6. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 20 Электроэнергетика, 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности*.

1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

1.9. Образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации**.

1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет:

на базе основного общего образования — 2 года 10 месяцев;

на базе среднего общего образования — 10 месяцев.

Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:

не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования.

не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.

При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.

Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии.

1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу исходя из следующего сочетания квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, указанных в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662):

машинист блочной системы управления агрегатами (котел-турбина) и машинист котлов;

машинист блочной системы управления агрегатами (котел-турбина) и машинист-обходчик по котельному оборудованию.

II. Требования к структуре образовательной программы

2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.

Вариативная часть образовательной программы (не менее 20 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно сочетанию получаемых квалификаций, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО (далее — основные виды деятельности), а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП.

2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:

государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.

Структура и объем образовательной программы

Структура образовательной программы

Объем образовательной программы в академических часах

Требования к выпускнику спо по фгос

С 2011 года российское профессиональное образование развивается в соответствии с образовательными стандартами нового типа, задающими требования не к содержанию, а к результатам освоения образовательных программ. В основе этих стандартов — модульно-компетентностный подход, обеспечивающий диалог между сферами труда и образования. Реализация образовательных стандартов потребовала серьезной перестройки деятельности всей системы профессионального образования, переосмысления его целей, ценностей, содержания и технологий, обновления сознания участников образовательного процесса. Несмотря на незначительный срок, прошедший с момента утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, в настоящее время сложились экономические и социокультурные условия, позволяющие модернизировать методологию стандартизации профессионального образования.

Периодически возобновляемый процесс разработки образовательных стандартов профессионального образования, с одной стороны, соответствует требованиям российского законодательства, но, с другой, — является следствием интенсивности изменений современного общества. Поскольку профессиональное образование — открытая система, оно не может не реагировать на внешние вызовы.

Разработка федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения (ФГОС СПО 4) необходима как следующий шаг к сближению профессионального образования и рынка труда. Модернизация национальной системы квалификаций открывает дополнительные возможности для решения проблем качества профессионального образования, поскольку требования работодателей становятся более четкими. Сложилась нормативная база для разработки и применения профессиональных стандартов.

Во ФГОС СПО 4 необходимо учесть преимущества и преодолеть недостатки образовательных стандартов предшествующего поколения. К преимуществам следует отнести модульно-компетентностный принцип формирования и реализации программ, форму представления результатов образования, расширение самостоятельности образовательных организаций в формировании содержания образования и возрастание ответственности за его результаты. Среди недостатков назовем избыточно жесткую регламентацию соотношения теоретического и практического обучения, недостаточную «чувствительность» стандартов к изменениям в сфере труда и формирование профессионального цикла ФГОС СПО усилиями образовательного сообщества. Преодоление перечисленных проблем непосредственно связано с новой концепцией стандартов.

Образовательный стандарт четвертого поколения не будет задавать соотношение «теория / практика», тем более что Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [6] это не предусматривается. Такое соотношение зависит от особенностей профессии или специальности, оснащенности учебного процесса, применяемых образовательных технологий, контингента обучающихся и прочих условий. Значит, оно должно устанавливаться применительно к конкретной образовательной программе и в разных образовательных организациях может существенно отличаться.

Анализ второго и третьего недостатков показывает, что в новом стандарте, при условии наличия утвержденных профессиональных стандартов, нет необходимости определять результаты освоения профессионального цикла программ, так как они уже определены профессиональными стандартами, и в части компетенций — готовности выполнять трудовые функции, и в части умений, и в части знаний. Задача образовательного стандарта по отношению к профессиональному циклу не только и не столько нормативная, сколько методическая: он определяет структуру этого цикла и требования к описанию результатов его освоения.

Разработка ФГОС СПО 4 станет «шагом вперед» и по ряду других причин. Новый стандарт будет разрабатываться на укрупненную группу профессий и специальностей, объединит в себе стандарт подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, обеспечив преемственность образовательных программ. По-новому должны формулироваться и требования к условиям реализации образовательных программ. Во-первых, основой для их установления станут аккредитационные показатели. Во-вторых, они будут задавать систему коэффициентов для расчета нормативов финансирования. В третьих, обеспечат применение зачетных единиц в СПО.

Введение новых стандартов не должно быть организовано как масштабная компания, проводимая в четко обозначенный и единый для всех ФГОС отрезок времени. Следует учитывать сформированность внешних и внутренних условий. В первую очередь — системы квалификаций Российской Федерации, включая профессиональные стандарты, классификаторы обобщенных трудовых функций, легитимные системы сертификации квалификаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Одна из особенностей применения ФГОС СПО 4: обязательным условием их введения для конкретных профессий или специальностей должно стать наличие профессионального стандарта по сопоставимому с данной профессией или специальностью виду профессиональной деятельности.

Новые стандарты, становясь еще более рамочными, превращаются в эффективный инструмент при условии существенной модернизации методического обеспечения реализации образовательных программ: необходим действующий реестр доступных примерных программ, повышение требований к их качеству, прозрачные процедуры их экспертизы, в том числе ведущими экспертами профильных работодателей.

Требуется совершенствование системы конкурсных процедур на образовательные услуги в сфере среднего профессионального образования. Такие процедуры должны быть ориентированы на отбор лучших программ, а не на поддержку образовательных организаций, которые экономически целесообразно закрыть.

Очевидно, что будущее среднего профессионального образования в сетевых формах реализации образовательных программ, использовании материальных и кадровых ресурсов предприятий, широком применении ресурсов коллективного пользования, формах реализации образовательных программ, аналогичных дуальной. В связи с этим предстоит пересмотр законодательной базы в части условий софинансирования образовательных программ со стороны работодателей.

Исходя из представленных выше положений, миссия федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [6] заключается в обеспечении единства образовательного пространства Российской Федерации; преемственности основных образовательных программ и вариативности их содержания, учета требований рынка труда, удовлетворения образовательных потребностей и способностей обучающихся — в целом, государственных гарантий уровня и качества среднего профессионального образования.

Среди ключевых функций, выполняемых ФГОС СПО, в первую очередь, назовем следующие:

  • являются основой разработки профессиональных образовательных программ;
  • содержательно обеспечивают государственную аккредитацию образовательной деятельности образовательных организаций при реализации программ среднего профессионального образования;
  • устанавливают нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе;
  • являются основой расчета нормативов затрат на оказание государственной услуги в сфере среднего профессионального образования.

Остановимся подробнее на каждой из приведенных функций.

Функция 1. Параметры образовательных программ, определяемые ФГОС СПО

Требования к основным профессиональным образовательным программам СПО:

  • состав документов, входящих в образовательную программу;
  • минимальные сроки получения среднего профессионального образования; трудоемкость основной профессиональной образовательной программы СПО (в зачетных единицах);
  • формы получения образования и условия приема абитуриентов;
  • квалификация выпускника по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих / по программам подготовки специалистов среднего звена;
  • общие требования к содержанию образования, в том числе учет разработчиками образовательных программ положений соответствующих профессиональных стандартов;
  • соотношение (инвариантной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части), по их объему;
  • формы обучения, образовательные технологии;
  • требования к учету разработчиками образовательных программ особенностей отдельных категорий обучающихся;
  • минимальный объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися;
  • требования к программам промежуточной и итоговой аттестации, фондам оценочных средств, включая программы квалификационных экзаменов.
Смотрите так же:  Лицензия на установку газовых счетчиков

Требования к условиям реализации основных образовательных программ СПО.

  • кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное, методическое обеспечение;
  • возможные иные условия, например условия приема (требования к абитуриентам).

Требования к результатам освоения основных образовательных программ СПО.

  • уровень профессионального образования
  • квалификация (по образованию и профессиональная)
  • компетенции (общие и общепрофессиональные).

Формирование раздела, содержащего требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, должно происходить с учетом особенностей нового поколения ФГОС СПО 4. Удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования заключается в создании условий для ее интеллектуального, культурного и профессионального развития. Результатом среднего профессионального образования является не только квалификация рабочего, служащего или специалиста среднего звена, но и более высокий уровень социальной зрелости, культурного развития, а также профессионального образования личности.

Результаты среднего профессионального образования представляются во ФГОС СПО 4 как сформированные в процессе обучения общие (ОК), общепрофессиональные (ОПК) компетенции. ОК отражают готовность выпускника к самостоятельной жизни в обществе, труду, саморазвитию и продолжению образования. Формулируются на основе дескрипторов Уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденных Минтрудом РФ [5]. ОПК отражают готовность обучающегося и выпускника к освоению квалификаций в рамках вида экономической деятельности, конкретной отрасли. В процессе их формулировки учитываются положения профессиональных стандартов.

Важный результат освоения профессиональных образовательных программ — профессиональные компетенции (ПК), которые отражают готовность выпускника выполнять конкретные трудовые функции. Перечень таких компетенций формулируется на основе соответствующих профессиональных стандартов и появляется не во ФГОС, а в образовательной программе. ФГОС СПО 4 будет содержать не список профессиональных компетенций, а методику их определения на основе профессиональных стандартов.

Разделение так называемых «академических» и «прикладных» результатов образования широко представлено в европейской науке и практике [1]. Целесообразность такого подхода в СПО очевидна.

Функция 2. Содержательное обеспечение государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций при реализации программ среднего профессионального образования.

ФГОС СПО 4 может содержать три группы аккредитационных показателей, по которым будет устанавливаться соответствие основных профессиональных образовательных программ и образовательной деятельности требованиям данного стандарта.

1. Соответствие учебно-программной документации образовательной организации требованиям ФГОС в части состава документов, входящих в образовательную программу; учета положений профессиональных стандартов; соблюдения порядка обновления образовательной программы (включая ее утверждение работодателями), требований к методическим рекомендациям по ее реализации, к фондам оценочных средств.

2. Соответствие условий реализации образовательной программы требованиям ФГОС в части

  • соблюдения минимальных сроков получения СПО; количества зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе; объема внеадиторной работы; формы получения образования и условий приема абитуриентов;
  • выполнения требований к объему инвариантной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений; формам обучения, образовательным технологиям; учету особенностей отдельных категорий обучающихся; количеству обязательных занятий педагогического работника с обучающимися;
  • кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение.

3. Соответствие результатов реализации основной образовательной программы требованиям образовательного стандарта.

Подчеркнем, что предметом государственных гарантий СПО, устанавливаемых ФГОС-4, являются результаты освоения основных профессиональных образовательных программ, характеризующие уровень профессионального образования выпускника (ОК, ОПК, умения и знания). Предметом государственных гарантий СПО, устанавливаемых ФГОС-4, не являются результаты, характеризующие профессиональную квалификацию — ПК и профессиональная квалификация в целом. Это одно из ключевых отличий нового поколения ФГОС СПО от всех предшествующих.

Соответственно, аккредитационные показатели устанавливаются ФГОС СПО 4 по отношению к ОК, ОПК, а также к знаниям, умениям, опыту деятельности, необходимым для формирования этих компетенций. В то же время, любая компетенция может быть освоена человеком только в процессе деятельности и требует определенного практического опыта. Задача стандарта — показать, какой именно опыт необходим, если речь идет об общих и общепрофессиональных компетенциях.

В целях обеспечения объективного оценивания качества образовательного процесса во ФГОС СПО 4 вводится самостоятельный раздел «Перечень знаний и умений, которые должны быть освоены обучающимися, изучившими более 50% программы». Это новый раздел, его наличие диктуется необходимостью формирования единых фондов оценочных средств для проведения контроля качества подготовки обучающихся в процессе аккредитации. Данный раздел позволит сформировать федеральный банк заданий по каждой укрупненной группе.

Наличие в образовательных программах, формируемых на основании ФГОС СПО, разных результатов обусловливает, во-первых, разные типы итоговых аттестаций, обеспечивающих, с одной стороны, оценку образовательных достижений (знаний, умений), с другой, — возможность оценить квалификацию; во-вторых, условия для получения выпускником двух типов документов — диплома с квалификацией по образованию и сертификата о профессиональной квалификации.

Функция 3. Определение норм обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе.

В целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). ФГОС устанавливает требования в части соответствия содержания всех привлекаемых к образовательному процессу изданий современным достижениям науки, техники, технологий, а также порядок обновления учебных изданий.

Функция 4. Расчет нормативов затрат на реализацию программ среднего профессионального образования

Во ФГОС СПО 4 должны войти требования к расчету нормативных затрат, необходимых для оказания услуг по реализации основной профессиональной образовательной программы СПО, с учетом формы ее реализации, применяемых технологий и прочих особенностей. Это, в первую очередь, требования

  • к объему программы, соотношению обязательных занятий и самостоятельной работы обучающихся, объему практической подготовки обучающихся, в том числе в части обеспечения расходов организации на выполнение требований к кадровому сопровождению программы;
  • к обеспечению обучающихся учебными изданиями;
  • к материально-техническому обеспечению реализации программы и необходимым для ее реализации средствам обучения;
  • к квалификации педагогического персонала, в том числе требований к периодичности прохождения педагогическими работниками повышения квалификации;
  • к особому сопровождению получения образования обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья;
  • к обеспечению безопасных условий обучения, охраны жизни и здоровья обучающихся.

Для учета отдельных особенностей реализации образовательной программы при расчете нормативных затрат важны требования (либо указание на единство требований) для образовательных программ, осваиваемых в очной, очно-заочной и заочной формах (при возможности реализации программы в соответствующих формах); с применением дистанционных технологий, электронного обучения; в сетевой форме; с учетом прочих особенностей (при необходимости).

Функции, закрепленные за ФГОС СПО, определяют его структуру. Документ состоит из следующих частей.

Титульный лист, содержащий информацию об укрупненной группе профессий и специальностей СПО, для которой он разработан.

Паспорт, в котором указываются уровни профессионального образования и квалификации выпускников [4]; условия приема абитуриентов; минимальные сроки обучения, объем учебной нагрузки в зачетных единицах, формы получения образования.

В случаях, когда укрупненная группа СПО представлена специальностями и профессиями, относящимися к разным видам экономической деятельности, в паспорте стандарта и в самом стандарте предусматривается деление на разделы. Например: УГС «Транспорт» необходимо представить по разделам: «Водный транспорт», «Железнодорожный транспорт», «Авиационный транспорт», «Автомобильный транспорт».

Структура основных профессиональных образовательных программ — часть ФГОС, где приведены требования к учебно-программной документации и образовательной деятельности, в том числе состав документов, входящих в основную образовательную программу.

В этом разделе приводится соотношение инвариантной и вариативной частей образовательной программы, устанавливаемое для всех программ СПО как 40%/60%, а также единый для всех образовательных программ минимальный объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися при изучении дисциплин (70%).

В учебный план, согласно ФГОС СПО 4, войдут три цикла:

ООЦ — общеобразовательный цикл (только в случае, если база приема абитуриентов — основное общее образование);

ОПЦ — общепрофессиональный цикл (единый для укрупненной группы или для раздела стандарта, как в приведенном выше случае). Он разрабатывается отдельно для профессий и специальностей с учетом специфики уровня квалификации. Стандарт определяет объем учебной нагрузки и образовательные результаты (умения, знания, ОПК), но не регламентирует названий отдельных дисциплин, формирование их номенклатуры и содержания относится к компетенции разработчиков образовательных программ.

ПЦ — профессиональный цикл. Он разрабатывается на основе профессиональных стандартов [3]. ФГОС СПО 4 определяется порядок разработки программ профессионального цикла. Как обязательное условие устанавливается модульный принцип построения. Модуль соотносится с соответствующей единицей профессионального стандарта — обобщенной трудовой функцией или трудовой функцией, завершается квалификационным экзаменом. Программы подготовки специалистов среднего звена должны содержать не менее одного модуля подготовки по сопряженным рабочим профессиям, если таковые имеются.

Условия реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования

В этом разделе приводятся:

  • показатели, на основании которых устанавливается соответствие основной профессиональной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • требования к основной и дополнительной учебной литературе, норматив обеспеченности учебной литературой из расчета на одного учащегося;
  • показатели расчета нормативов затрат на реализацию образовательной программы СПО.

Результаты освоения основных образовательных программ СПО.

  • уровень профессионального образования выпускника — квалификация в соответствии с Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования [4];
  • результаты освоения программы подготовки квалифицированных рабочих / программы подготовки специалистов среднего звена;
  • ОК, ОПК и обеспечивающие их умения, знания, практический опыт.

Помимо этого, приводятся:

  • результаты освоения профессионального цикла (раздел формируется разработчиками образовательных программ на основе требований профессиональных стандартов):
  • профессиональная квалификация;
  • профессиональные компетенции и обеспечивающие их умения, знания, практический опыт.

Переход на новое поколение образовательных стандартов СПО является не самоцелью, а управленческим решением, закрепляющим современные требования к развитию данного уровня образования в условиях изменяющейся экономики

Рецензенты:

Данилюк А.Я., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории педагогики Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет», г. Москва;

Кондратьева О.Г., д.п.н., доцент, зав. кафедрой профессионального образования, технологии и предпринимательства Института повышения квалификации работников образования Иркутской области, г. Иркутск.

Статья «Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к выпускнику педагогического колледжа»

Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к выпускнику педагогического колледжа

Дамдинова Б.Н., преподаватель

истории и обществознания

В статье изложены проблемы взаимоувязывания требований профессиональных и образовательных стандартов в практике реализации основной профессиональной образовательной программы специальности 44.02.03. Педагогика дополнительного образования

Ключевые слова: профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых, федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

Квинтэссенцией образования является проблема качества деятельности преподавателей, их квалификации и компетентности. Для нас эта проблема обусловлена требованиями профессионального стандарта педагога и содержанием подготовки выпускников колледжа .

Федеральные государственные образовательные образовательные стандарты среднего профессионального образования(ФГОС СПО) декларирует о необходимости учета требований работодателей при формировании и реализации основной профессиональной образовательной программы специальностей. Работодатели сегодня указывают на требования профессионального стандарта педагога. Перед нами возникла проблема взаимоувязывания требований профессиональных и образовательных стандартов. Ключом к решению указанной проблемы является сравнительный анализ профессионального стандартов и ФГОС СПО педагогических специальностей.

Образовательные стандарты отражают требования к квалификации выпускников на качественно ином языке, чем профессиональные стандарты. Ряд требований ФГОС СПО соответствуют высшему уровню квалификации и не могут быть полностью сформированы в процессе получения среднего профессионального образования(например, способен применять современные… способен эффективно организовывать…). Акцент в образовательных стандартах сделан на компетенциях в обеспечении информационной основы деятельности педагога и на компетенциях по организации учебной деятельности, но не представлены требования к результатам подготовки в области личностных качеств педагога.

Смотрите так же:  Вафин равиль адвокат

В дидактических единицах ФГОС СПО специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования не отражены такие трудовые действия, как проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации; формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде; освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью; разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка; формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. Также в стандарте не указаны в качестве дидактических единиц необходимые умения: создавать в кружке, секции и т.п. разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей(законных представителей) и педагогических работников; находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися; необходимые знания — основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях; научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки;разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик; формировать детско-взрослые сообщества. Таким образом, как говорится в Концепции модернизации педагогического образования, отсутствуют связи между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной образовательной организации.И это предполагает введение в учебный план специальности дополнительных курсов за счет часов вариативной части для подготовки студентов, отвечающих требованиям профессионального стандарта педагога.

В свою очередь Концепция развития дополнительного образования детей РФ предъявляет свои требованияк работающим в данной системе:

— превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности.

-разновозрастной характер объединений

-вариативный характер оценки образовательных результатов

-интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом.

Анализ существующих требований к квалификации и компетенциям педагога показал, что требования образовательных стандартов к выпускнику педагогического колледжа не соответствует требованиям профессионального сообщества к педагогу в силу, думается, объективных причин. Таких как требования к компетенциям в образовательных стандартах прописаны в большей степени не на основе профессионального стандарта, а на базе общих требований к квалификации выпускника со средним профессиональным образованием.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 730 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 100116.01 Парикмахер»

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 100116.01 Парикмахер.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2010 г. N 489 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 100116.01 Парикмахер» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2010 г., регистрационный N 17681).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г.

Регистрационный N 29644

Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по профессии
100116.01 Парикмахер
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 730)

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

I. Область применения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 100116.01 Парикмахер для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее — образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 100116.01 Парикмахер имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих*(1).

II. Используемые сокращения

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО — среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО — федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС — программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК — общая компетенция;

ПК — профессиональная компетенция;

ПМ — профессиональный модуль;

МДК — междисциплинарный курс.

III. Характеристика подготовки по профессии

3.1. Сроки получения СПО по профессии 100116.01 Парикмахер в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

* ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

** Независимо от применяемых образовательных технологий.

*** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

3.2. Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования — не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования — не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — не более чем на 6 месяцев.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: оказание парикмахерских услуг населению.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

внешний вид человека;

технологические процессы парикмахерских услуг, в том числе профессиональные препараты и материалы, технологическое оборудование, профессиональные инструменты и принадлежности;

4.3. Обучающийся по профессии 100116.01 Парикмахер готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Выполнение стрижек и укладок волос.

4.3.2. Выполнение химической завивки волос.

4.3.3. Выполнение окрашивания волос.

4.3.4. Оформление причесок.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Выполнение стрижек и укладок волос.

ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 1.2. Выполнять мытье волос и профилактический уход за ними.

ПК 1.3. Выполнять классические и салонные стрижки (женские, мужские).

ПК 1.4. Выполнять укладки волос.

ПК 1.5. Выполнять стрижку усов, бороды, бакенбард.

ПК 1.6. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

5.2.2. Выполнение химической завивки волос.

ПК 2.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 2.2. Выполнять химические завивки волос различными способами.

ПК 2.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

5.2.3. Выполнение окрашивания волос.

ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 3.2. Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос.

ПК 3.3. Выполнять колорирование волос.

ПК 3.4. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

5.2.4. Оформление причесок.

ПК 4.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 4.2. Выполнять прически с моделирующими элементами.

ПК 4.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы — 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

Смотрите так же:  Осаго рессо калькулятор

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3).

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 — 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

парикмахерская — мастерская, оборудованная парикмахерскими креслами, зеркалами, столиками для инструментов и препаратов, мойками для мытья волос, сушуарами, стерилизаторами, бактерицидными лампами, климазоном, кондиционером, водонагревателем, профессиональными препаратами.

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации — разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования*(5).

8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования — соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3) вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

*(1) Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

*(2) В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

*(4) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).

*(5) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

Обзор документа

Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии «Парикмахер» (100116.01).

Стандарт обязателен к применению образовательными организациями, которые имеют право на реализацию имеющих госаккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих по данной профессии в России.

Приведена характеристика подготовки и профессиональной деятельности выпускников. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: