Требования к прогулочному судну

Прогулочные суда и их классификация


Прогулочное судно

Начнем с уточнения определения, что такое «прогулочное судно». Согласно нормативным документам Российского Речного Регистра «прогулочное судно» — любое судно внутреннего плавания длиной менее 25 м, с количеством людей на борту не более 12 человек, используемое на некоммерческой основе и предназначенное для отдыха на воде» (Технические предписания по классификации, постройке и освидетельствованию прогулочных судов, руководство Р.017-2006, далее ТП РРР).

История развития прогулочных судов

Период застоя и технического старения отечественного прогулочного флота в последние годы сменяется активным возрождением. Наряду с количественным ростом прогулочных судов, наблюдаются изменения в предпочтениях судоводителей-любителей.

Классы прогулочных судов

Во «Временных правилах классификации и технических требований к прогулочным судам поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам РФ (ГИМС)» к области непосредственной ответственности ГИМС отнесены суда 5 классов.

Классификация прогулочных судов

Если вы загляните в существующие морские журналы или посетите очередную выставку, то увидите огромное количество всевозможных прогулочных судов. Тем не менее, они определенным образом классифицируются.

Типы прогулочных судов

Временными правилами классификации и технических требований к прогулочным и иным судам, поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации определены следующие типы судов.

Прогулочное судно

4. Прогулочное судно

Судно пассажировместимостью не более 12 человек, предназначенное для отдыха на воде

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «Прогулочное судно» в других словарях:

прогулочное судно — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN recreational vessel … Справочник технического переводчика

Судно прогулочное — прогулочное судно судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах;. … … Официальная терминология

судно (какое) — ▲ транспортное средство ↑ который, плавать (о теле) судно плавучее транспортное средство. корабль крупное морское судно. посудина (разг). пароход. пироскаф (устар). теплоход. атомоход. электроход. лайнер. трамп. яхта прогулочное судно. речной… … Идеографический словарь русского языка

Водный транспорт Санкт-Петербурга — В торговом порту Санкт Петербурга Водный транспорт Санкт Петербурга система перевозки пассажиров и грузов по рекам и каналам Санкт Пете … Википедия

ГОСТ 19105-79: Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования — Терминология ГОСТ 19105 79: Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования оригинал документа: 1. Буксирно швартовное устройство: рым носовой или утка рым, или утка швартовная отпорный крюк… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Список серий телесериала «Морские дьяволы» — Год Название/сезон Количество серий 2005 1 сезон 12 2007 2 сезон 16 2009 3 сезон 16 2010 Морские дьяволы. Судьбы. 4 2010 4 сезон 32 2011 Морские дьяволы. Судьбы 2. 8 2011 5 сезон 32 6 сезон Содержание 1 1 сезон (2005) … Википедия

Крупные аварии на пассажирских судах и паромах в 2013-2015 годах — 2015 2 июля у побережья Филиппин перевернулся паром, направлявшийся из города Ормок на остров Камотес. На борту парома находилось 173 пассажира, не менее 33 человек погибли. 27 июня круизный лайнер Celestyal Crystal столкнулся с танкером… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Аварии на пассажирских судах и паромах в мире в 2013-2014 годах — 2014 Пассажирский паром Norman Atlantic, идущий под итальянским флагом, загорелся утром в воскресенье в море недалеко от греческого острова Керкира. По предварительным данным, пожар возник в грузовом отсеке парома, где находятся автомобили. На… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Аварии на пассажирских судах и паромах в мире в 2014-2015 годах — 2015 19 декабря в районе острова Сулавеси в Индонезии затонуло судно, на борту которого находилось 122 человека, включая экипаж. Судьба людей и причины кораблекрушения пока неизвестны. 19 декабря в Эгейском море затонуло судно с мигрантами,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Классификационное освидетельствование судов поднадзорных РМРС, РРР, ГИМС

Освидетельствование судна является обязательной процедурой для любого судна, эксплуатирующегося в Российской Федерации. Классификационное свидетельство с отметками о проверках является документом, подтверждающим безопасность судна и его соответствие техническим стандартам, принятым на территории России. Регулярные и детальные проверки позволяют значительно сократить количество аварийных ситуаций на воде, обеспечивают безопасность судоходства и надежность транспортировки грузов.

Все суда в Российской Федерации находятся под надзором трех контролирующих организаций:

ГИМС – Государственная Инспекция по Маломерным Судам. Инспекция занимается надзором за соблюдением требований безопасности, классификацией и учетом маломерных судов, контролем над соблюдением правовых актов регулирующих порядок эксплуатации маломерных судов, проведением регулярных проверок и освидетельствований маломерных судов.

Маломерным судном признается судно, длина которого не превышает 12 м, а численность людей на борту не превышает 12 человек. Также под юрисдикцию ГИМС подпадают прогулочные суда (до 18 человек на борту, в том числе 12 пассажиров), спортивные суда, использующие силу ветра в качестве движителя. Причем все вышеперечисленные суда не должны применяться в коммерческих целях.

РМРС – Российский Морской Регистр Судоходства. В сферу деятельности Морского Регистра входит классификация и освидетельствование морских судов различного типа мощностью более 55 кВт и т.п.

РРР – Российский Речной Регистр. Речной Регистр — это орган, осуществляющий классификацию, учет и проведение освидетельствования судов внутреннего и смешанного плавания мощностью не менее 55 кВт: пассажирских, грузовых, а также прогулочных и спортивных судов, не подпадающих под юрисдикцию ГИМС.

В зависимости от типа судна судовладельцу следует обратиться в одну из вышеупомянутых организаций для прохождения освидетельствования плавательного средства. Эта процедура проводится для обеспечения безопасности судоходства и недопущения выхода аварийных судов во внешние или внутренние воды.

Виды освидетельствования:

    Первоначальное освидетельствование производится, чтобы присвоить судну определенный класс. Постановка на классификационный учет проводится соответствующим Регистром или ГИМС после строительства судна, изменения пункта приписки, при переходе из одного регистра в другой, при изменении владельца. По итогам прохождения освидетельствования судну присваивается индивидуальный регистровый номер и надлежащие документы. Судно, не удовлетворяющее требованиям контролирующей организации, не может эксплуатироваться до проведения необходимых работ по устранению выявленных проблем. Если судовладелец не проходит очередное освидетельствование, то оно снимается с классификационного учета и требует постановки, если планируется его дальнейшая эксплуатация.

Ежегодное освидетельствование необходимо для подтверждения класса судна и устанавливает, соответствует ли оно техническим регламентам и требованиям к безопасности. В ходе ежегодной проверки эксперты проверяют изменение состава, комплектности, конструкции и расположение объектов на судне, а также их техническое состояние. В основном проводится визуальная оценка состояния судна и оборудования на нем, а также проверка их работоспособности. Дата ежегодного освидетельствования указывается в Классификационном свидетельстве, исходя из нее, назначается срок следующей проверки.

Смотрите так же:  Приказ мо рф о предоставлении дополнительных суток отдыха

Судовладельцу необходимо предоставить техническую и судовую документацию, предусмотренную Правилами прохождения освидетельствования. По возможности, стоит совмещать ежегодную проверку судна с освидетельствованием его подводной части, контроль за состоянием которой также отслеживается специалистами одного из Регистров или ГИМС.

Очередное освидетельствование проходит с периодичностью раз в 5 лет и представляет собой расширенное техническое обследование судна, который при благоприятном исходе доказывает, что судно в достаточной степени соответствует требованиям для сохранения класса. В ходе такого освидетельствования эксперт из контролирующей организации тщательно проверяет работу всех механизмов, устройств и установок, проводит наружный осмотр судна и проверяет его в действии. Во время экспертизы проводится детальный контроль работоспособности рулевого, якорного, буксирного устройств, кабельных трасс, электрооборудования и оборудования автоматизации, противопожарной системы, дизель-генератора, компрессоров, вентиляторов, сигнально-отличительного оборудования, компьютерных систем и т.д. Особняком стоит тестирование систем связи ГМССБ и проверка соответствия требованиям конвенции СОЛАС. Очередное освидетельствование подразумевает обязательную проверку подводной части судна в доке.

Сокращенный период между очередными освидетельствованиями устанавливается для судов с длительным сроком эксплуатации и по решению экспертной комиссии Регистра/ГИМС. Изменение периодичности проведения проверки всегда является предметом специального рассмотрения.

Судовладелец перед проведением такой масштабной проверки должен предоставить не только само судно к осмотру, но и всю необходимую документацию, о которой будет рассказано в одном из разделов далее.

Внеочередное освидетельствование – это тип проверки эксплуатационной пригодности и безопасности судна после аварий, существенных замен оборудования, перепланировки и реконструкции. Кроме этого, внеочередное освидетельствование производится в тех случаях, когда имела место отсрочка проверки или необходимо восстановить утраченный класс. Суда с наличием иностранного освидетельствования обязаны пройти внеочередную проверку с выдачей классификационного свидетельства российского образца.

Объем внеочередного освидетельствования зависит от возраста, периода после первоначального освидетельствования, проведенных ремонтов и замен судового оснащения.

  • Специальное освидетельствование может проводиться по распоряжению государственных органов, для подтверждения рекламационных актов, при списании и т.п.
  • Подготовка к освидетельствованию

    Освидетельствование осуществляется по предварительно подготовленной программе, разработанной совместно с Регистром/ГИМС, причем без ее согласования начало проверки является невозможным. В программу включается основная информация о судне, статус освидетельствований и акты предыдущих проверок, набор судовой документации, конструктивные чертежи, отчеты о повреждениях и ремонтах, техническая информация о состоянии ключевых отсеков судна и т.д. Программа освидетельствования находится в свободном доступе в Правилах классификационных освидетельствований.

    Судовладелец также должен обеспечить безопасный доступ представителю Регистра/ГИМС во все проверяемые места судна, позаботиться об освещении, подъемных платформах или лесах, дополнительных лестницах. Во время проведения освидетельствования эксперт сопровождается, по крайней мере, одним ответственным лицом и страхующей командой, с которой должна быть налажена бесперебойная связь. В ходе проверки необходимо присутствие всех лиц командного состава, ответственных за состояние и эксплуатацию принимаемого оборудования.

    Документы для проведения освидетельствования

    Перед проведением освидетельствования любого типа судовладельцу необходимо собрать пакет документов для передачи в Регистр/ГИМС. Этот пакет содержит следующий перечень бумаг:

    • Формуляр судна с актами освидетельствования Регистра/ГИМС, а также информацией о проверках корпуса с отчетами о его состояниях и отчетами о замерах толщин.
    • Согласованная программа освидетельствования для предыдущего завершенного освидетельствования.
    • Конструктивные чертежи с допусками для каждого элемента.
    • Судовая техническая документация (чертежи, схемы, описания, инструкции по эксплуатации, формуляры, паспорта устройств).
    • Акты о проведенных ремонтных работах.
    • Сведения о перевозимых грузах и балласте.
    • Акты проверок выполненных судовым персоналом.
    • Судовой журнал и другие документы об эксплуатации судна.
    • Другая информация для выявления зон, требующих детального осмотра.

    До начала освидетельствования эксперт проверяет полноту судовой документации и ее содержание, беря ее за основу будущей проверки. На эксплуатируемое судно распространяются предписания редакции правил, при которых оно было построено. В случае проведения первоначального освидетельствования эксплуатируемого судна во внимание принимаются правила периода постройки судна, а также требования последующих редакций.

    Определение технического состояния судна

    Документы приняты Регистром/ГИМС, план освидетельствования согласован, время и дата приезда эксперта оговорены – осталось определить техническое состояние судна очно.

    Освидетельствование может проводиться как в море/бассейне реки, так и на якорной стоянке. По прибытии эксперт осуществляет необходимые замеры и тестирования оборудования, объем которых назначается согласно действующей редакцией правил, где также прописаны нормы допускаемых дефектов. Основными дефектами признаются износ, повреждение и неисправность. Если они не угрожают безопасной эксплуатации судна, то на судно накладываются эксплуатационные ограничения до проведения ремонта. Однако в случае обнаружения серьезных дефектов и несоответствия правилам судно признается негодным к эксплуатации, документы, подтверждающие класс, не выдаются.

    По завершении проведения процедуры освидетельствования результаты аттестации технического состояния судна передаются эксперту Регистра/ГИМС, заверяется и согласовывается отчетная документация. Если судно покинуло порт, не завершив освидетельствование, то класс судна автоматически останавливается.

    Случаи аннуляции классификационного свидетельства

    Классификационное свидетельство прекращает свое действие в первую очередь при пропуске очередного освидетельствования в назначенный срок. В таких случаях необходимо будет восстанавливать класс, проводя расширенную проверку перед повторным присвоением.

    После аварии судно также теряет класс в связи с ухудшением условий безопасности и непригодности поврежденного оборудования к эксплуатации после возникновения внештатной ситуации. Такая же ситуация возникает при выполнении ремонта без надзора и одобрения Регистра/ГИМС или введения неодобренных конструктивных изменений.

    При прекращении эксплуатации судна на срок более 3 месяцев его класс аннулируется, однако это не касается судов, находящихся в ремонте. Кроме того, судовладелец может сам подать заявление о снятии с учета судна в письменном виде, тогда действие класса судна прекратится.

    Нормативные акты

    Классификационное освидетельствование это не очередная бюрократическая прихоть государства, а инструмент контроля технического состояния судна для обеспечения безопасности экипажа и пассажиров, а также защиты окружающей среды от загрязнений. Классификационное освидетельствование регламентируется правовыми актами организаций, под юрисдикцию которых подпадает судно.

    РМРС

    РРР

    ГИМС

    Компания «Маринэк» имеет достаточный опыт проведения проверок и испытаний судового оборудования, имеет признание Российского Морского Регистра Судоходства и Российского Речного Регистра. Специалисты «Маринэк» осуществляют проверку оборудования ГМССБ: радиоустановок, портативных радиостанций, СЗС, источников электроэнергии, РЛО и АРБ. Кроме того, инженеры компании проводят диагностические работы по проверке эксплуатационных качеств кабельных трасс, автоматики, противопожарных систем, радионавигационного оборудования и т.п. По результатам проверок выдаются соответствующие акты испытаний и тестирований.

    Вопрос 3. Требования к судну при организации перевозок туристов Водным транспортом

    Подсудном в Кодексе торгового мореплавания РФ понимается самоходное или не самоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Среди судов указанный Кодекс выделяет понятие маломерного судна. Под маломерным судном в настоящем Кодексе понимается судно, длина которого недолжна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать. Под прогулочным судном в Кодексе торгового мореплавания РФ понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в не коммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

    Смотрите так же:  Лицензия на опасные работы

    Судно, подлежащее государственной регистрации, должно иметь свое название.

    Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Название судна может быть изменено при переходе права собственности на судно или при наличии других достаточных НА ТО оснований.

    Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.

    Подлежащие государственной регистрации суда должны иметь следующие судовые документы:

    ◊свидетельство (временное свидетельство) о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

    ◊свидетельство о праве собственности на судно;

    ◊пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);

    ◊свидетельство о грузовой марке;

    ◊свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;

    ◊разрешение на судовую радиостанцию и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию);

    ◊машинный журнал (для судов с механическим двигателем);

    ◊судовое санитарное свидетельство о праве плавания;

    ◊иные судовые документы, предусмотренные между народными договорами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

    Судно, пропавшее без вести. Судно считается пропавшим без вести, если от судна не поступило ни какого известия в течение срока, превышающего в два раза срок, необходимый в нормальных условиях для перехода от места, от куда поступило последнее известие о судне, до порта назначения. Срок, необходимый для признания судна пропавшим без вести, не может быть менее чем один месяц и более чем три месяца со дня последнего известия о судне, в условиях военных действий не может быть менее чем шесть месяцев.

    Судно, конструктивно погибшее. Поврежденное судно считается конструктивно погибшим, если:

    — судно не может быть восстановлено ни в том месте, в котором судно находится, ни в любом другом месте, в которое судно может быть доставлено;

    — ремонт судна экономически не целесообразен.

    20 августа 2009 г. Министерство транспорта РФ утвердило документ «Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним». Согласно данному документу предварительная информация о заходе судна в морской порт должна содержать следующие сведения:

    ◊название судна на русском И Английском языках;

    ◊позывной сигнал судна;

    ◊государственная принадлежность (флаг) судна;

    ◊номер судна подвижной морской службы;

    ◊наименование и номер судовладельца и оператора судна;

    ◊основные характеристики судна (год постройки, валовая вместимость, длина наибольшая, ширина наибольшая, осадка носом и кормой);

    ◊тип и количество груза;

    ◊информация о балласте (количество и район приема балласта);

    ◊для танкера при следовании под погрузку – количество балласта, наименование предыдущего перевезенного груза;

    ◊наличие (количество и тип) опасных грузов;

    ◊количество пассажиров на борту;

    ◊количество членов экипажа судна и их гражданство;

    ◊ожидаемые дата и время захода в морской порт;

    ◊планируемые операции в морском порту:

    ◊тип и количество выгружаемого и загружаемого груза в морском порту захода;

    ◊необходимое количество требуемого пополнения судовых запасов и их наименование;

    ◊не обходимое количество требующих сдачи отходов и их наименование;

    ◊планируемая смена членов экипажа судна;

    ◊наличие действительного Международного свидетельства об охране судна или Временного международного свидетельства об охране судна;

    ◊сведения об уровне охраны или уровне безопасности судна в соответствии с Международным кодексом по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС);

    ◊наименование последнего порта выхода судна;

    ◊наименование следующего порта захода судна;

    ◊ожидаемые дата и время выхода судна из морского порта;

    ◊требуемое обеспечение безопасного плавания и стоянки судна в морском порту (буксиры, лоцман и т.п.);

    ◊информация о санитарно-эпидемиологической обстановке на борту судна;

    ◊информация о неисправности судовых грузовых устройств (механизмов) при наличии, а также о любых серьезных несоответствиях судна международным требованиям в области охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания, защиты морской среды от загрязнения с судов, транспортной безопасности.

    Крушение прогулочного судна на Неве

    Прибывшие на место происшествия спасатели занялись подъемом затонувшего судна. По информации правоохранительных органов борт, арендованный ООО «Альбатрос», принадлежит частному лицу Алехину В.В. По предварительным данным судно попало в «слепую зону», что и послужило причиной столкновения с сухогрузом.

    В настоящий момент следствие решает вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении капитана затонувшего судна по статье 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

    ЧП произошло спустя два дня после подписания президентом РФ Владимиром Путиным федерального закона об усилении транспортного контроля, в том числе за судоходством.

    1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

    1.1 . Установлены следующие типы судов:

    1.2 . В качестве основного параметра судов установлена наибольшая длина судна. Применяемость судов в зависимости от наибольшей длины судна приведена в таблице.

    Длина судна наибольшая, м

    I Гребные лодки

    II Моторные лодки

    — рекомендуемая применяемость;

    — применяемость, допускаемая в обоснованных случаях.

    1.3 . Тип судна устанавливают при разработке, в зависимости от вида двигателя — движителя (весла, подвесной мотор, стационарный двигатель), с которым преимущественно должно эксплуатироваться судно, и указывают в конструкторской документации (далее — КД).

    1.4 . Параметры, размеры и эксплуатационно-технические характеристики судов определяют по методикам судовых расчетов, нормам и правилам проектирования, изложенным в нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке (далее — НТД).

    2. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    2.1 . Суда должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

    2.2 . Суда должны отвечать требованиям технической эстетики, эргономики и охраны природы, изложенным в НТД.

    2.3 . Суда изготовляют климатических исполнений У, УХЛ (ХЛ), М по ГОСТ 15150-69 .

    (Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

    2.4 . Суда должны сохранять основные параметры, размеры и эксплуатационно-технические характеристики, устанавливаемые настоящим стандартом и техническими условиями, в процессе и после воздействия климатических факторов внешней среды, предусмотренных ГОСТ 15150-69 , при транспортировании, хранении и эксплуатации в течение срока службы судов.

    2.5 . Технические требования к полуфабрикатам (заготовкам), деталям, сборочным единицам и комплектующим изделиям (в том числе покупным), а также к лакокрасочным, металлическим и неметаллическим неорганическим защитным и защитно-декоративным покрытиям судов — в соответствии с ГОСТ 23200-78 .

    2.6 . На катерах должны быть предусмотрены следующие меры пожарной безопасности:

    — размещение топливных баков (цистерн) от двигателя и газовыхлопа на расстоянии не менее 800 мм (при отсутствии разделяющих переборок);

    — размещение узлов топливной системы стационарного двигателя на стороне, противоположной газовыхлопу;

    — компоновка и конструкция, исключающие попадание топлива в помещения (отсеки), предназначенные для размещения людей, или слив топлива за борт;

    — естественная или принудительная вентиляция двигательных отсеков и выгородок для размещения топливных баков (цистерн);

    — огнезащитное или из негорючих (самозатухающих) материалов исполнение двигательных выгородок (отсеков) или съемных кожухов (щитов);

    Смотрите так же:  Законы рф вступают в силу с момента

    — исполнение двигательных выгородок (отсеков), обеспечивающее свободный доступ к стационарному двигателю, удаление топлива из поддона.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    2.7 . Показатели надежности прогулочных судов по типам должны соответствовать значениям, приведенным в приложении 5 .

    (Измененная редакция, Изм. № 2).

    2.8 . Корпуса и корпусные конструкции судов должны обладать прочностью, отвечающей заданным эксплуатационно-техническим характеристикам судов.

    Оценку прочности корпусов и корпусных конструкций судов необходимо проводить:

    — расчетную — по НТД;

    — натурную (ресурсные испытания) — по ГОСТ 19356-79.

    Все поверхности, по которым могут ходить люди, должны иметь нескользящее покрытие.

    (Измененная редакция, Изм. № 3).

    2.9 . Требования к оценке технического уровня и качества судов, к оценке стабильности качества изготовления, к технологичности деталей и сборочных единиц судов — по ГОСТ 23200-78 и ГОСТ 4.380-85 .

    (Измененная редакция, Изм. № 2).

    2.10 . Минимальную высоту надводного борта судов при полном водоизмещении определяют в зависимости от расчетной допустимой высоты волны по графику, приведенному в приложении 2 , при этом минимальная высота надводного борта должна составлять не менее 6 % наибольшей длины судна.

    В моторной нише судов ниже горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю кромку выреза в транце, наличие отверстий, не имеющих водонепроницаемого уплотнения, кроме сливных отверстий в надводной части транца, не допускается.

    2.11 . Расчетная высота волны должна быть указана в технических условиях и руководстве по эксплуатации.

    2.12 . Район плавания (удаление от берега) судов устанавливают органы надзора за техническим состоянием и безопасностью плавания судов в зависимости от их эксплуатационно-технических характеристик и расчетной допустимой высоты волны, приведенных в руководстве по эксплуатации, от объема комплектации изделиями судовых устройств, оборудованием и предметами снабжения, а также от метеорологических условий, характерных для конкретного водоема (акватории).

    2.13 . Суда при полном водоизмещении должны иметь такую статическую остойчивость, чтобы угол крена при действии кренящего момента, создаваемого грузом, равным по массе 60 % грузоподъемности, был меньше угла входа в воду бортовой кромки палубы или верхней кромки борта.

    Место расположения центра массы этого груза должно быть:

    — по высоте — 0,3 м над местами сидения пассажиров и экипажа для катеров и моторных лодок и 0,25 м над банками для сидения на гребных судах;

    — по длине и ширине — в общем расчетном центре масс всех пассажиров, смещенных на штатных сидениях к одному борту так, чтобы их центры масс находились на расстоянии 0,2 м от внутренней кромки планширя или комингса кокпита. При размещении пассажиров попарно относительно диаметральной плоскости их центры масс совмещаются.

    Оставшийся груз массой, равной 40 % грузоподъемности, должен быть размещен в местах, предназначенных для багажа, а если такие места отсутствуют — в диаметральной плоскости на сланях.

    (Измененная редакция, Изм. № 2).

    2.14 . Суда при полном водоизмещении в случае аварийного затопления на тихой воде должны иметь:

    — запас собственной плавучести (суда деревянные или оборудоваться внутренними средствами плавучести: воздушными ящиками, воздушными отсеками или плавучими материалами), достаточный для поддержания на плаву судна с полным снабжением, когда оно залито водой по уровень планширя;

    — запас плавучести, позволяющий судам, имеющим деление на отсеки, оставаться на плаву при затоплении наибольшего отсека. При этом аварийная ватерлиния не должна пересекать предельную линию погружения, проходящую ниже палубы или открытых отверстий не менее чем 75 мм;

    — аварийную остойчивость, заключающуюся в том, что суда не должны переворачиваться от действия массы, равной 5 % грузоподъемности, приложенной к любому борту в плоскости мидельшпангоута. При этом размещение держащихся за борт людей, находящихся в воде, должно быть указано в руководстве по эксплуатации.

    (Измененная редакция, Изм. № 3).

    2.15 . Пассажировместимость судов устанавливают в зависимости от грузоподъемности и наличия оборудованных мест для размещения людей на судне, принимая при этом массу человека равной 75 кг.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    2.16 . Максимально допустимую мощность подвесных моторов и стационарных двигателей, устанавливаемых на глиссирующих судах, определяют по графику, приведенному в приложении 3 , в зависимости от коэффициента К, вычисляемого по формуле

    где L нб — наибольшая длина судна, м;

    b тр.нб — наибольшая ширина транца, м.

    Максимально допустимую мощность подвесных моторов и стационарных двигателей, устанавливаемых на водоизмещающих судах, определяют расчетно-экспериментальным методом по НТД.

    Для судов нетрадиционных глиссирующих обводов (тримаран, морские сани, глубокое V и т.д.) график приложения 3 используют как справочный. Максимально допустимую мощность подвесного мотора устанавливают на испытаниях.

    После проверки на испытаниях максимально допустимую мощность подвесных моторов и стационарных двигателей судов указывают в технических условиях и руководстве по эксплуатации.

    (Измененная редакция, Изм. № 1).

    2.17 . Рекомендуемую мощность или диапазон рекомендуемых мощностей подвесных моторов определяют в зависимости от наибольшей эксплуатационной эффективности судов, от типоразмеров подвесных моторов, выпускаемых серийно, и после проверки на испытаниях указывают в технических условиях и руководстве по эксплуатации.

    2.18 . Размер по толщине посадочных мест под струбцины подвесных моторов на транцах и выносных кронштейнах судов устанавливают, исходя из размеров струбцин.

    Высота транцев (или выносных кронштейнов) глиссирующих судов с подвесными моторами должна быть 380 ± 15 или 510 ± 15 мм, в зависимости от конструктивного исполнения рекомендованных подвесных моторов.

    2.19 . Номенклатура и применяемость изделий судовых устройств и предметов снабжения, подлежащих установке на судах предприятиями-изготовителями, указана в приложении 4 .

    2.20 . Для обеспечения необходимых (заданных) потребительских свойств судов допускается предприятиям-разработчикам дополнять в КД перечень изделий судовых устройств и предметов снабжения, установленный приложением 4 .

    2.21 . Нормы обеспечения судов изделиями судовых устройств и предметов снабжения, перечисленных в приложении 4 , устанавливают и указывают в КД и технических условиях предприятия-разработчики.

    2.22 . Средства сигнализации, применяемые на судах, должны соответствовать требованиям безопасности плавания по внутренним водоемам и прибрежным зонам морей.

    2.23 . Номенклатуру и нормы навигационного оборудования и индивидуальных спасательных средств судов устанавливают органы надзора за техническим состоянием и безопасностью плавания судов.

    2.24 . В руководстве по эксплуатации должны быть указаны меры предосторожности: поведение людей при посадке в судно, при передвижении их по судну во время хода, поведение их при опрокидывании судна, а также рекомендации по управлению судном при входе в циркуляцию и волнении.

    2.25 . Предельное отклонение размеров (приведенных в настоящем стандарте), с неуказанными допусками — по классу точности «очень грубый».

    2.26 . На судах, изготовляемых серийно, должны применяться стандартизованные или разрешенные к применению унифицированные изделия судовых устройств и предметов снабжения.

    ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ