Требования к повышению квалификации государственных служащих

Оглавление:

Новое
в законодательстве

Обновлены требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих РФ

Постановлением Правительства РФ от 02.06.2016 N 494 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г N 362, обновлены требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих РФ.

Установлено, в частности, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом (обучение в пределах нормальной продолжительности служебного времени) или без отрыва (обучение вне пределов нормальной продолжительности служебного времени (вечерние группы) от службы, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих определяется дополнительной профессиональной программой.

Количество гражданских служащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий определяется образовательной организацией по согласованию с государственным органом, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.

Минимально допустимый срок освоения программы профессиональной переподготовки для гражданских служащих не может быть менее 500 часов.

Обновлены требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих РФ

Установлено, в частности, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом (обучение в пределах нормальной продолжительности служебного времени) или без отрыва (обучение вне пределов нормальной продолжительности служебного времени (вечерние группы) от службы, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих определяется дополнительной профессиональной программой.

Количество гражданских служащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий определяется образовательной организацией по согласованию с государственным органом, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.

Минимально допустимый срок освоения программы профессиональной переподготовки для гражданских служащих не может быть менее 500 часов.

Постановление Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 494 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362»

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 19, ст. 2194).

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 494)

1. В наименовании и тексте слова «к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке» заменить словами «к профессиональной переподготовке и повышению квалификации».

2. В государственных требованиях к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:

а) в наименовании слова «к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке» заменить словами «к профессиональной переподготовке и повышению квалификации»;

в абзаце первом слова «на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях» заменить словами «на базе среднего профессионального и (или) высшего образования, получаемое в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам»;

абзац второй изложить в следующей редакции:

«Организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно определяют их содержание и применяемые образовательные технологии с учетом потребностей государственного органа, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.»;

в абзаце третьем слова «профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку» заменить словами «профессиональную переподготовку и повышение квалификации»;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом (обучение в пределах нормальной продолжительности служебного времени) или без отрыва (обучение вне пределов нормальной продолжительности служебного времени (вечерние группы) от государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.»;

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих в форме стажировки осуществляются с отрывом от гражданской службы.»;

г) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

«3. Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих определяется дополнительной профессиональной программой.

4. Количество гражданских служащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, по согласованию с государственным органом, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. При проведении лекционных занятий возможно объединение групп в потоки.»;

д) в пункте 5 слова «образовательными учреждениями» заменить словами «организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам,»;

в абзаце первом слова «образовательных программ дополнительного профессионального образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией» заменить словами «дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно»;

в абзаце втором слова «программы дополнительного профессионального образования, выдаются документы государственного образца» заменить словами «дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке)»;

ж) в пункте 7 слова «образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования» заменить словами «организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам»;

з) в пункте 8 слова «образовательным программам, формируемым в соответствии с федеральными государственными требованиями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» заменить словами «программам, разрабатываемым с учетом квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы»;

и) пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Профессиональная переподготовка гражданских служащих (далее — профессиональная переподготовка) осуществляется в целях получения гражданскими служащими компетенции, необходимой им для выполнения нового вида профессиональной служебной деятельности, приобретения новой квалификации.»;

к) пункт 10 признать утратившим силу;

л) пункт 12 изложить в следующей редакции:

«12. Минимально допустимый срок освоения программы профессиональной переподготовки для гражданских служащих не может быть менее 500 часов.»;

после слов «ее разделов» дополнить словами «по согласованию с представителем нанимателя»;

слово «(стажировки)» исключить;

слова «документами государственного образца» заменить словами «удостоверениями о повышении квалификации»;

н) пункты 14 и 15 признать утратившими силу;

о) пункт 16 изложить в следующей редакции:

«16. Квалификация, указываемая в дипломе о профессиональной переподготовке, дает гражданскому служащему право претендовать на замещение должностей гражданской службы, для которых представителем нанимателя установлены квалификационные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.»;

п) пункты 17 и 18 изложить в следующей редакции:

«17. Повышение квалификации гражданских служащих (далее — повышение квалификации) осуществляется в целях совершенствования и (или) получения гражданскими служащими новой компетенции, необходимой им для профессиональной служебной деятельности и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

18. Срок освоения программ повышения квалификации для гражданских служащих не может быть менее 16 часов.»;

после слов «ее разделов» дополнить словами «по согласованию с представителем нанимателя»;

слова «краткосрочного повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца» заменить словами «повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации»;

с) пункты 20 — 25 признать утратившими силу;

т) в пункте 27 слова «образовательным учреждением, определенным в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов (далее — образовательное учреждение), с иностранными государственными органами, организациями и образовательными учреждениями» заменить словами «с определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее — образовательная организация), с иностранными государственными органами и организациями, в том числе с организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

абзац первый дополнить словами «в установленном порядке»;

подпункте «а» слово «утверждает» заменить словом «формирует»;

в подпункте «б» слова «и утверждает» исключить;

дополнить подпунктами «д» и «е» следующего содержания:

Смотрите так же:  Лицензия коллекционера холодного оружия

«д) осуществляет контроль качества дополнительных профессиональных программ, освоенных гражданскими служащими за рубежом;

е) ведет учет гражданских служащих, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам, освоенным гражданскими служащими за рубежом.»;

в абзаце первом слова «Образовательное учреждение» заменить словами «Образовательная организация»;

в подпункте «г» слова «учебных заведений и иных организаций образовательные программы» заменить словами «организаций, в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, дополнительные профессиональные программы»;

в подпункте «д» слова «документ государственного образца о получении соответствующего дополнительного профессионального образования» заменить словами «удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке»;

х) в пункте 32 слова «, в соответствии с образовательными программами обучения» заменить словами «в ходе обучения»;

ц) пункт 34 изложить в следующей редакции:

«34. Дополнительные профессиональные программы, подлежащие освоению за рубежом, могут предусматривать предварительное обучение гражданских служащих.»;

ч) в пункте 35 слова «периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации» заменить словами «предварительное обучение и итоговую аттестацию»;

в абзаце первом после слова «обучаются» дополнить словами «как индивидуально, так и»;

в абзаце втором:

слова «и стажировка» исключить;

слово «осуществляются» заменить словом «осуществляется».

Обзор документа

Скорректированы гостребования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих России.

Уточнено, что дополнительное профобразование госслужащих осуществляется на базе среднего профессионального и (или) высшего образования в организациях, реализующих дополнительные профпрограммы (ранее предусматривалось его получение в имеющих госаккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профобразования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях).

Содержание дополнительных профпрограмм и применяемые образовательные технологии должны определяться образовательной организацией с учетом потребностей госоргана, по инициативе которого осуществляется дополнительное профобразование служащих.

Отменены требования к максимальному общему объему аудиторной учебной нагрузки госслужащих. Теперь она определяется дополнительной профпрограммой. В последней также устанавливается количество госслужащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий (до внсения изменений действовало ограничение — не более 6 человек).

Итоговая аттестация проводится в форме, определяемой образовательной организацией. По ее результатам выдаются документы о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке). Ранее речь шла о документах гособразца.

Дополнительные профпрограммы разрабатываются с учетом квалификационных требований для замещения должностей госслужбы (прежде закреплялось, что они формируются в соответствии с федеральными гостребованиями).

Программы повышения квалификации осваиваются не менее 16 часов, программы профессиональной переподготовки — не менее 500 часов.

Исключено упоминание о стажировке как о самостоятельном виде дополнительного профобразования госслужащих.

Предусмотрена возможность повышения квалификации за рубежом в форме индивидуального обучения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24 ноября 2016 г. N 01/15760-16-32 «Об изменениях в государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор) информирует, что 15.06.2016 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 494 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 362», которым внесены изменения в государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Скорректированы государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — гражданские служащие).

Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих включает их профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом (обучение в пределах нормальной продолжительности служебного времени) или без отрыва (обучение вне пределов нормальной продолжительности служебного времени (вечерние группы) от государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих в форме стажировки осуществляются с отрывом от гражданской службы.

Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих определяется дополнительной профессиональной программой.

Количество гражданских служащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, по согласованию с государственным органом, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. При проведении лекционных занятий возможно объединение групп в потоки.

При проведении организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих объем лекционных занятий не должен превышать 30 процентов общего объема аудиторных занятий.

Освоение гражданскими служащими дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно.

Гражданским служащим, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке).

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих проводятся по дополнительным профессиональным программам, разрабатываемым с учетом квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы.

Профессиональная переподготовка гражданских служащих (далее профессиональная переподготовка) осуществляется в целях получения гражданскими служащими компетенции, необходимой им для выполнения нового вида профессиональной служебной деятельности, приобретения новой квалификации.

Минимально допустимый срок освоения программы профессиональной переподготовки для гражданских служащих не может быть менее 500 часов.

При освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.

Квалификация, указываемая в дипломе о профессиональной переподготовке, дает гражданскому служащему право претендовать на замещение должностей гражданской службы, для которых представителем нанимателя установлены квалификационные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.

Повышение квалификации гражданских служащих (далее — повышение квалификации) осуществляется в целях совершенствования и (или) получения гражданскими служащими новой компетенции, необходимой им для профессиональной служебной деятельности и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Срок освоения программ повышения квалификации для гражданских служащих не может быть менее 16 часов.

При освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов гражданскому служащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.

Информация направляется для сведения и использования в работе.

Обзор документа

С 15 июня 2016 г. действует постановление Правительства РФ, которым внесены изменения в государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации госслужащих.

Так, отмечено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации в форме стажировки осуществляются с отрывом от службы.

Объем лекционных занятий не должен превышать 30% общего объема аудиторных занятий.

Минимально допустимый срок освоения программы не может быть менее 500 часов.

Освоение программ завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно.

Гражданским служащим, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке).

Квалификация, указываемая в дипломе, дает госслужащему право претендовать на замещение должностей, для которых установлены квалификационные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профобразования.

Срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов.

При освоении программы объемом более 72 часов госслужащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы, освоение которых подтверждено удостоверениями, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Дополнительное профессиональное образование государственных служащих: новые требования

«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2010, N 2

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

В статье рассматриваются основные направления модернизации дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих в контексте реформирования и развития российского образования.

Общие принципы и направления

Современное состояние и динамика развития дополнительного профессионального образования (далее — ДПО) государственных служащих востребовали необходимость его модернизации в соответствии с положениями Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (далее — Концепция) .

Утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р.

Смотрите так же:  Как написать заявление в институт на имя директора

Словарь управления персоналом. Под модернизацией образования (в т. ч. ДПО) понимается комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования [1].

Модернизация образования предполагает: пересмотр принципов функционирования системы образования; масштабные изменения в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности; глубокие изменения в образовательном мировоззрении; изменения в образовательной политике, оторванной «от потребностей личности, общества, страны» [2, с. 38].

Модернизацию ДПО государственных служащих необходимо рассматривать на основе общих принципов модернизации системы российского образования, включающей следующие направления.

Первое направление — обновление ДПО в соответствии с государственными требованиями по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных служащих, обеспечивающими: инновационное развитие системы ДПО; соответствие модернизации ДПО качеству и эффективности профессиональной деятельности государственных служащих; доступность и развитие социально-экономического потенциала системы ДПО; эффективное функционирование правовых, экономических, финансовых, кадровых, организационных механизмов переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих; централизацию и управление системой ДПО государственных служащих на основе единого государственного заказа .

См. Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2008 N 484-р «О государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2008 год» (ред. от 20.11.2008).

Второе направление — обновление всех звеньев образовательной системы ДПО государственных служащих, включающее: целевую подготовку государственных служащих в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования; инновационную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных служащих; формирование колледжей по подготовке государственных служащих; повышение профессионального уровня государственных служащих на основе использования современных образовательных технологий; адаптацию системы ДПО государственных служащих к современным условиям государственного управления.

Третье направление — обновление всех сфер образовательной деятельности, предполагающее: гуманитаризацию образования государственных служащих; повышение правового, финансового, материального и технического обеспечения ДПО государственных служащих; внедрение системы управления качеством ДПО; разработку инновационной модели социально-экономических механизмов ДПО.

Четвертое направление — обновление при сохранении и приумножении лучших традиций на основе использования отечественного и зарубежного опыта обучения государственных служащих, а также расширение перечня специальностей и специализаций в рамках их переподготовки и повышения квалификации.

Важнейшая роль в модернизации ДПО государственных служащих принадлежит государству. Изменение отношения государства к образованию должно выразиться в конкретных шагах, прежде всего в увеличении объемов его финансовой поддержки. В этой связи необходимо уже в ближайшее время повысить долю бюджетных расходов на образование в структуре ВВП с 3,5 до 4,5%, обеспечить опережающий рост затрат на образование по отношению к другим сферам бюджетного финансирования. Государство должно обеспечить ресурсную привлекательность ДПО, что позволит увеличить объем средств в образование, согласно Концепции, с 1,5 до 2 — 2,2% ВВП.

Приоритетными целями модернизации ДПО государственных служащих являются: обеспечение возможностей образовательных учреждений высшего профессионального образования по качественному оказанию им образовательных услуг; создание оптимальных условий для качественного удовлетворения потребностей в повышении профессионального уровня различных групп и категорий государственных служащих; установление социального партнерства между органами государственной власти и образовательными учреждениями на основе разработки совместных образовательных и инвестиционных проектов; создание стабильной нормативно-правовой основы для формирования конкурентной среды по модернизации ДПО государственных служащих.

Содержание вышеназванных целей направлено на развитие и модернизацию ДПО [3] государственных служащих и их функционирование в соответствии с Государственными требованиями, которые устанавливают правовые и социально-экономические механизмы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных гражданских служащих Российской Федерации и введены в действие с 1 января 2009 г. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 362 (далее — Постановление N 362) .

Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации».

В государственных требованиях уточнено понятие «дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Российской Федерации», под которым понимается «образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Кроме того, в государственных требованиях предусматривается расширение самостоятельности образовательных учреждений, реализующих программы ДПО государственных служащих. В государственных требованиях указывается, что «образовательные учреждения, реализующие программы ДПО для государственных служащих, вправе самостоятельно определять виды, содержание и технологию обучения». При этом модернизация системы ДПО государственных служащих предполагает комплексное решение следующих групп задач.

Первая группа задач — совершенствование содержания ДПО, направленного на подготовку инновационно-ориентированной личности государственного служащего. Одним из основных механизмов ее решения является разработка многоуровневой системы повышения квалификации и переподготовки кадров, ориентированной на подготовку разных категорий государственных служащих по образовательным программам, составленным с учетом модульного принципа и накопительной системы обучения . Решение второй группы задач связано с повышением квалификации и профессиональной переподготовкой профессорско-преподавательского состава. Третья группа задач направлена на приведение в соответствие качества дидактического обеспечения учебного процесса потребностям государственной службы. Для эффективной организации повышения квалификации и переподготовки кадров государственной службы необходимо наличие инновационных учебно-методических комплексов по учебным программам. Они должны быть интерактивными изданиями, позволяющими комплексно подойти к решению основных дидактических задач, организовать изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, проведение контролирующих мероприятий, оказание консультационного и методического сопровождения.

Модульность программ позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории, нацеленные на компетентностное развитие слушателей.

Накопительная система дает возможность конструировать программы повышения квалификации из различных вариативных блоков и постепенно переходить на более высокий уровень освоения программ.

Что представляет собой обновление системы ДПО?

В соответствии с государственными требованиями ДПО включает в себя: профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих. Прежде всего сформулированы общие требования по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих, включающие:

— положение об обязательном повышении квалификации гражданскими служащими 1 раз в 3 года, которое осуществляется с отрывом, с частичным отрывом (до 3 рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий;

— определение общего объема аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю. Она составляет: при обучении с отрывом от гражданской службы — не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов; при обучении без отрыва или с частичным отрывом от гражданской службы — не менее 12 часов;

— формирование учебных групп, а также количество гражданских служащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий, которое должно составлять не более 6 человек;

— процедуру итогового контроля по результатам обучения слушателей, которое завершается обязательной государственной аттестацией и выдачей им документов государственного образца.

Организационный механизм реализации государственных требований составляет положение о том, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих проводятся по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с федеральными государственными требованиями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Рассмотрим требования к каждому виду ДПО подробнее.

Требования к профессиональной переподготовке

Профессиональная переподготовка предназначена для приобретения дополнительных знаний и навыков, необходимых по осуществлению гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности, а также получения дополнительной квалификации. Необходимость профессиональной переподготовки гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации, определяется руководителем государственного органа, лицом, замещающим должность субъекта РФ, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие сроки освоения образовательных программ: для выполнения нового вида профессиональной деятельности — более 500 аудиторных часов; для получения дополнительной квалификации — более 1000 часов, в т. ч. более 75% аудиторных часов. Новым является положение государственных требований о том, что при освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему могут быть зачтены программы повышения квалификации (стажировки), освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.

Завершение обучения по программе профессиональной переподготовки заканчивается государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен. По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются следующие документы государственного образца: а) диплом о профессиональной переподготовке — лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов; б) диплом о дополнительном (к высшему) образовании — лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1000 часов.

Смотрите так же:  Уголовный кодекс совращение

Требования к повышению квалификации

В государственных требованиях по повышению квалификации уточнены и определены следующие положения: повышение квалификации гражданскими служащими, имеющими профессиональное образование, направлено на обновление знаний и совершенствование ими навыков, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации осуществляется в целях:

а) освоения актуальных изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности гражданскими служащими объемом от 18 до 72 аудиторных часов;

б) комплексного обновления знаний гражданских служащих по ряду вопросов в установленной сфере профессиональной служебной деятельности для решения соответствующих профессиональных задач объемом от 73 до 144 аудиторных часов.

Освоение гражданскими служащими образовательных программ повышения квалификации завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (что является новым требованием), предусматривающей следующие виды аттестационных испытаний:

а) по краткосрочным программам повышения квалификации — экзамен в форме тестирования;

б) по программам повышения квалификации объемом свыше 72 часов — экзамен в форме тестирования и защита итоговой работы.

По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются следующие документы государственного образца:

а) удостоверение о краткосрочном повышении квалификации — гражданским служащим, прошедшим обучение по программам объемом от 18 до 72 часов;

б) свидетельство о повышении квалификации — гражданским служащим, прошедшим обучение по программам объемом от 73 до 144 часов.

Требования к стажировке

В государственных требованиях указывается, что стажировка гражданских служащих имеет целью изучение ими передового опыта, в т. ч. зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных гражданскими служащими при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для эффективного использования при исполнении ими своих должностных обязанностей. Продолжительность стажировки, являющейся самостоятельным видом ДПО гражданских служащих, — от 2 до 4 месяцев. Она определяется учебным планом соответствующих программ. Освоение программ стажировки, являющейся самостоятельным видом ДПО гражданских служащих, завершается отчетом о стажировке и обязательной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу. По окончании выдается свидетельство о прохождении стажировки.

Обучение за рубежом

Также определены особенности организации ДПО гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации (обучение за рубежом), состоящие в том, что данный вид обучения организуется в целях приобретения ими знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей.

Таким образом, в государственных требованиях к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих заложены основные направления по модернизации их дополнительного профессионального обучения. Реализация данных требований будет способствовать повышению эффективности и результативности деятельности органов государственной власти.

1. Модернизация российского образования. Документы и материалы. М.: ВШЭ. Институт развития образования, 2002. С. 5.

2. Силласте Г., Дудина О., Силина Н. Модернизация российского высшего образования и ее социальные последствия (социологический анализ) / Под ред. проф. Г. Силласте. М.: ФА, 2006.

3. Можаева Г. Дополнительное образование в инновационной образовательной программе // Высшее образование в России. 2008. N 1. С. 116 — 117.

Как гражданским служащим получить дополнительное образование?

Нормы ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывают всех сотрудников государственных учреждений поддерживать на должном уровне квалификацию, необходимую для исполнения должностных обязанностей. Без определенных профессиональных навыков такие сотрудники не могут двигаться по карьерной лестнице, а значит, им необходимо дополнительное образование. Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 регулирует этот порядок. Кроме того, дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется представителем нанимателя по нормам Положения, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474. То есть направить на обучение может учреждение или ведомство, где служит человек. Рассмотрим подробнее, как это происходит.

Права и обязанности на обучение

Работодатель обязан направлять своих сотрудников на допобучение в определенных законом случаях. В частности, если:

  • сотрудник назначен на другую, более высокую, должность по итогам конкурсного отбора (карьерный рост);
  • сотрудник включен по итогам конкурса в кадровый резерв;
  • сотрудник прошел аттестацию с итогом, требующим повышения квалификации;
  • сотрудник назначен на другую должность в связи с сокращением занимаемой им ранее должности или упразднением государственного органа в целом.

При этом другие чиновники также могут обучаться на дополнительной основе по своему желанию. Установлено, что любой служащий государственных органов должен пройти допобучение не реже, чем раз в 3 года.

В силу п.12 Порядка, утвержденного приказом № 499, объем освоения дополнительной профессиональной программы составляет:

  • в случае повышения квалификации — не менее 16 часов;
  • в случае профессиональной переподготовки — не менее 250 часов.

Форма обучения может быть любой, разрешенной законодательством (очной, заочной, дистанционной). Прохождение занятий может осуществляться с отрывом или без отрыва учащегося от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.

Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в течение всего периода его службы. Представитель нанимателя (ведомство, в котором работает чиновник) должен самостоятельно определять план необходимых мероприятий, а также финансировать их за счет средств соответствующих бюджетов. Обучающимся лицам работодатели должны создавать необходимые условия для совмещения учебы и работы.

Порядок направления на учебу

Руководство ведомства выбирает государственных гражданских служащих и направляет их на учебу. В распоряжении о направлении на учебу должен быть указан режим чиновника на этот период, поскольку гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование разными способами:

  • с полным отрывом от работы (стажировка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации в России и за ее пределами);
  • с частичным отрывом от трудовой деятельности (до 3-х рабочих дней в неделю);
  • без отрыва от государственной службы (вечерние группы).

Однако в последнее время частичный отрыв от службы не применяется, и учебу совмещают с выполнением служебных обязанностей в обычном графике либо получают учебный отпуск. Выбор формы обучения зависит от расположения учебного центра (организации) и объема информации, которую должен получить слушатель. Этот объем строго регламентирован в п. 3 Требований № 362 и составляет:

  • до 12 часов в неделю при дополнительном обучении без отрыва от службы;
  • до 41 часа в неделе в аудитории (54 часов в целом) при учебе с отрывом от работы.

Следует учитывать, что в госучреждениях такие мероприятия планируются заранее и на разных вертикалях. Переподготовка чиновников является государственным заказом. Поэтому отбор учебных заведений, а значит, и образовательных программ осуществляется учреждениями по нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44. Кроме того, должен быть разработан и утвержден план мероприятий по повышению квалификации гражданского служащего. Этот документ в целом по региону утверждается на уровне местных властей. Далее составляются ведомственные планы. Затем каждое учреждение и орган разрабатывает и утверждает индивидуальные планы по всем сотрудникам. В этом доменте приводится информация о чиновнике, а также все сведения о повышении квалификации и переподготовке. Примерно это выглядит так:

Образец приказа об утверждении плана и образец (на примере Комитета ЗАГС)

Последствия непрохождения обучения

Если гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование, но откажется от этой возможности или его руководство ее проигнорирует, он рискует не только не получить следующие по рангу категорию и должность, но и утратить работу совсем. Например, руководство обязано направить на профессиональную переподготовку служащих, замещающих должности на категории:

  • помощники (советники);
  • специалисты;
  • обеспечивающие специалисты.

Только в этом случае возможно их назначение в порядке должностного роста на более высокую должность категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки чиновникам может быть присвоена дополнительная квалификация. Если же переподготовки не произойдет, они не будут соответствовать установленным требованиям для более высокой категории.

Итоги дополнительного образования

После завершения образовательных программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки проводится обязательная государственная итоговая аттестация. В ее состав входят:

  • выпускная квалификационная (аттестационная) работа;
  • экзамен.

В случае успешного прохождения испытаний государственный служащий получает:

  • диплом о профессиональной переподготовке (программа объемом более 500 аудиторных часов);
  • диплом о дополнительном (к высшему) образовании (программа объемом более 1000 часов).

Далее государственный служащий имеет право претендовать на замещение должностей, квалификационные требования по которым соответствуют профилю полученного им дополнительного образования.