Требования к оснащению кабинета информатики по фгос

Кабинет информатики в школе

Реализация Государственной программы информатизации школьного образования повысила роль кабинетов информатики в образовательных учреждениях, которые должны стать центрами освоения информационных технологий, формирования информационной культуры, которая будет основой успешного использования учителями в профессиональной и школьниками — в учебной деятельности.

Кабинет информатики — школьное учебно-воспитательное подразделение, которое:

  • повышает уровень образования;
  • реализует государственный курс на информатизацию;
  • приобщает учащихся к эффективному использованию мирового информационного пространства.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

(скачать учебно-методические планы в журнале «Справочник заместителя директора»)

Кабинет информатики в школе

Содержание и оснащение школьного кабинета информатики, которые опираются на государственный образовательный стандарт, санитарно-гигиенические и требования к учебным кабинетам (СанПиН 2.4.2. 178-02 и 2.2.2/2.4.1340-03), непосредственно влияет на портрет выпускника. Кабинет информатики в школе выполняет ряд функций:

  • создание у учеников информационной картины мира и навыков применения информационных технологий в повседневной и специализированной деятельности;
  • обучение принципам работы и устройству современной вычислительной техники;
  • развитие творческих способностей, стимулирование воображения, памяти и теоретического мышления;
  • воспитание высокой нравственности и морали, патриотизма в подрастающем поколении.

Учебная нагрузка кабинета информатики не должна превышать 36 часов в неделю, а оставшееся время может быть использовано для проведения внеклассной работы и уроков по другим предметам, требующим средств ИКТ. В кабинете информатики традиционно проводятся:

  • профильные курсы и базовые занятия по информатике;
  • практические работы;
  • занятия по базовым учебным предметам, требующим использования вычислительной техники;
  • самостоятельная работа учеников по подготовке рефератов, презентаций, написанию программ;
  • интегрированные внеклассные занятия с применением информационных технологий и вычислительной техники;
  • кружковые, факультативные и внеклассные занятия.

Интегрированные уроки проводятся при взаимодействии учителей-предметников и преподавателей информатики. Первые обеспечивают содержательную часть урока, а вторые — технологическую часть и использование средств ИКТ (применение электронных учебников, интерактивной доски, видеокамер и других программно-аппаратных средств).

Оснащение школьного кабинета информатики

Чтобы обеспечить максимальную безопасность в кабинете информатики, его размещают на любом этаже здания школы, кроме подвального и цокольного, вдали от помещений с повышенным уровнем вибраций и шума (спортивный зал, кабинет музыки).

Дистанционный курс повышения квалификации для административных работников школ

содержит подробную информацию о:

  • требованиях к оснащению ОО;
  • особенностях содержания имущества;
  • технике безопасности.

Температура воздуха в кабинете информатики не должна превышать 18-21 градусов по Цельсию, для чего в помещении оборудуют систему кондиционирования и регулярно проветривают, чтобы предупредить критическое повышение температуры воздуха. Ежедневно должна проводиться влажная уборка. На одну персональную электронно-вычислительную машину должно приходиться не меньше 6 кв.м площади кабинета, в котором должно быть искусственное и естественное освещение (естественный свет должен падать слева, а окна выходить на север). В качестве искусственного освещения должны использоваться равномерно распределенные по площади потолка двумя сплошными линиями люминесцентные светильники со светорассеивающей арматурой. Должно быть устройство защитного отключения электроснабжения, а электрическое напряжение подведено скрыто и стационарно.

Оснащение компьютерного класса

Школьный кабинет информатики должен быть надежно защищен, для чего на окнах устанавливаются решетки, используется местная сигнализация и прочные металлические двери. Его площадь должна соответствовать нормативным требованиям. Передняя стена кабинета оснащается экраном или классной доской, а вдоль задней монтируются шкафы, предназначенные для хранения носителей информации и учебного оборудования. На противоположной от окон стене на экспозиционных щитах размещают стендовый материал с правилами техники безопасности и принципами поведения в кабинете. Научно-популярную, справочную и методическую литературу хранят в шкафах, а диски с программным обеспечением — в компактных ящиках с высоким индексом пыле и светозащиты.

Рекомендации по оснащению кабинета:

  • Для облегчения подготовки педагога к уроку стоит сформировать в кабинете базу данных или картотеку учебно-методических материалов с алфавитным или иным принципом размещения и указанием мест хранения.
  • Не следует перегружать помещение обилием схем, справочных таблиц и информационных плакатов.
  • Самые интересные и важные пособия и материалы необходимо разместить перед входом в кабинет.
  • Демонстрационный и справочный материал на стендах и плакатах следует регулярно обновлять, стимулируя интерес учащихся к теме.

Расположение рабочих мест, оснащенных персональными компьютерами, в кабинете должно обеспечивать свободный доступ к ним педагога и учащихся (чаще их размещают по периметру или у глухих стен кабинета). Компьютерная техника устанавливается должным образом, учитывая комфортное для учащихся положение клавиатуры и монитора. Согласно правилам тб в кабинете информатики, в нем не должно быть больше 15 рабочих мест (независимо от числа учащихся, при большой наполняемости класса занятия проводят по группам). Стулья учеников должны поворачиваться и регулироваться по высоте и положению спинки для комфортной работы. В кабинете должны быть двухместные ученические столы для получения теоретических знаний и одноместные столы с компьютерами, предназначенные для индивидуальной практической работы.

Рабочее место учителя оснащают компьютером, графопроектором и тумбами для принтера и располагают на специальном подиуме, с которого его могут видеть все учащиеся. Учитель со своего места включает и выключает электропитание рабочих мест учеников, фиксируя это в соответствующем журнале.

Перечень документов в кабинете информатики

Перед началом учебного года директор школы утверждает состав школьной комиссии, которая проверяет готовность компьютерного класса к учебному процессу, о чем составляется соответствующий Акт приемки. К перечню обязательных документов в кабинете информатики относят:

  1. Правила техники безопасности.
  2. Санитарно-гигиенический паспорт
  3. Инструкция по охране труда.
  4. Правила пользования техническими средствами обучения.
  5. Правила поведения учеников в компьютерном классе.
  6. Журналы инструктажа, учета работы в интернете и технического обслуживания оборудования.
  7. Сертификаты соответствия техники требованиям нормативных документов.
  8. График работы кабинета информатики.

Работа заведующего: инструкции в кабинете информатики

Один из учителей информатики в школе традиционно назначается заведующим кабинетом. Он ведет документацию кабинета информатики, составляет перспективный план улучшения материальной базы, распределяет работу между коллегами и учениками, формирует календарный план, который в дальнейшем утверждается директором.

Заведующий кабинетом информатики выполняет ряд обязанностей:

  • ведет инвентарный журнал, вносит в него новое оборудование и списывает старое;
  • отвечает за целостность и сохранность оборудования, техники, мебели и программно-аппаратных средств в помещении;
  • следит за функциональностью оборудования, регулярно выполняя техобслуживание техники и профилактические работы, а в случае поломки или отказа, регистрирует в соответствующем журнале;
  • регулярно проводит периодические и вводные инструктажи в кабинете информатики по технике безопасности и правилам поведения в классе;
  • контролирует исправность средств пожаротушения, включение и отключение электропитания, регистрирует начало и конец каждого урока.

Заведующему кабинетом помогает лаборант, который находится в его подчинении. В его обязанности входит:

  • контроль за работоспособностью средств пожаротушения и соблюдение школьниками правит техники безопасности, за что он отчитывается перед заведующим;
  • регистрация временных рамок каждого занятия в журнале времени.

Техника безопасности в кабинете информатики

Школьный кабинет информатики должен соответствовать эргономическим, гигиеническим и психологическим нормам. Все в кабинете должно работать на повышение эффективности усвоения знаний учащимися и процесса преподавания для педагога. На уроках информатики у школьников должны сформироваться практические и теоретические знания и умения использования вычислительной техники и периферийного оборудования, работы с информацией и ее ресурсами. На уроках информатики организовывается коллективная, групповая и индивидуальная работа, которая требует от учеников соблюдения требований безопасности в кабинете информатики. Именно поэтому организация работы в кабинете должна обеспечивать безопасность и охрану здоровья учащихся и педагога. Учителю следует целесообразно использовать дорогостоящее оборудование, а учащимся — аккуратно и осознанно использовать программно-аппаратные комплексы, аудиовизуальные и технические средства. Важно следить за оптимальным уровнем шумности и освещенности.

Правила поведения в кабинете информатики

Ученикам важно знать, что запрещено в кабинете информатики, а что разрешено и является обязательным на уроке. Систематическое и намеренное нарушение правил поведения — повод временно запретить учащемуся работать с вычислительной техникой.

  1. Ученики заходят в класс после учителя, передвигаясь по кабинету без спешки и резких движений.
  2. Перед началом работы с ПК ученики моют руки, а перед началом урока — проверяют чистоту одежды и обуви.
  3. Учащиеся неукоснительно следуют инструкциям педагога, соблюдают дисциплину, порядок и правила ТБ в кабинете.
  4. Ученикам разрешено работать не дольше 30 минут без перерыва, при этом нужно располагаться на расстоянии более 50 см от экрана.
  5. После завершения работы школьникам нужно закрыть все открытые окна и программы, а в случае поломки оборудования сообщить об этом педагогу.
  1. Заходить в кабинет в верхней одежде, грязной обуви.
  2. Приносить посторонние предметы и класть их возле компьютера, подносить к ПК намагниченные или металлические предметы.
  3. Прикасаться к монитору и другим частям компьютерного оборудования, чтобы не причинить вред устройствам или собственному здоровью.
  4. Использовать собственные виртуальные носители без предварительной проверки их на наличие вредоносных программ и вирусов.
  5. Есть перед компьютером, играть в компьютерные игры в урочное время.
  6. Включать и выключать ПК, переставлять, разбирать, подсоединять и отключать элементы устройства компьютера без разрешения педагога.
  7. Использовать на уроках ненормативную лексику.
  8. 8. Переустанавливать или удалять установленные на ПК компьютерные программы.
Смотрите так же:  Осаго курган без страхования жизни

Проводя первое занятие в кабинете информатики, учитель распределяет рабочие места между учениками, учитывая особенности их слуха, зрения и роста, проводит первичный инструктаж, знакомя с правилами безопасности в кабинете информатики, через зачет по ТБ, отмечая результаты в журнале инструктажа. Учащиеся должны понимать, что они ответственны за безопасность работы и сохранность оборудования кабинета. В журнале инструктажа учитель отмечает свои имя и фамилию, дату проведения инструктажа и зачета по нему, краткое содержание и перечень фамилий учеников, которые успешно сдали зачет по ТБ.

Ученики имеют право на консультативную помощь преподавателя и отказ от продолжения работы за компьютером, если условия или длительность работы превышает санитарные нормы. Если безопасность окружающих зависит от работы ПК, ученики могут самостоятельно отключить их, приняв во внимание возможные риски.

Безопасность в кабинете информатики: основные требования

К работе в компьютерном классе допускаются ученики, которые не имеют противопоказаний по состоянию здоровья и прошли первичный инструктаж. Правила поведения в кабинете информатики регулируют деятельность всех участников образовательного процесса.

  • Если обнаруживаются неисправности в работе ПК, его выключают и сообщают педагогу.
  • Если ученик чувствует себя плохо (ощущает тошноту или головную боль), работу с ПК прекращают, о чем сообщают учителю.
  • В случае возникновения очага возгорания или поражения электротоком, устройство выключают, а учителя — информируют об этом.

Требования техники безопасности в кабинете информатики предусматривают взаимодействие учащихся и педагога на всех этапах работы в компьютерном классе. Школьники должны следовать инструкциям учителя, а если работа компьютера вызывает у них затруднения или кажется подозрительной, об этом немедленно сообщают педагогу, не пытаясь самостоятельно устранить неполадку. Подросткам следует бережно относиться к аппаратно-программному оборудованию, не касаться монитора руками, не бить по столу мышью, легко нажимать на кнопки клавиатуры. Техника безопасности в компьютерном классе запрещает учащимся вставать из-за своих мест, когда учитель входит в помещение.

К основным действиям, запрещенным в кабинете информатики, относится:

  • использование открытого огня (петарды, зажигалки или спички);
  • применение легковоспламеняющихся средств и веществ (порох, краски, лаки);
  • работа с неисправными электроприборами при наличии соответствующего запаха горящих проводов;
  • загромождение проходов к путям эвакуации и пожарному щиту посторонними предметами;
  • тушение возгорания обычными огнетушителями или водой;
  • тушение пожаров силами учащихся.

В случае задымления или возгорания, все электроприборы отключаются от сети, определяется и ликвидируется источник возгорания. Если первичные меры ликвидации пожара оказались неэффективными, объявляется тревога, ученики эвакуируются, вызывается пожарный наряд.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Требования к оснащению кабинета информатики

Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на осно-ве федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образова-ния (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).
Требования представляют собой рекомендации по оптимальному материально-техни-ческому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по информатике и информационным технологиям. Они содержат перечни средств компьютерных и информационно-коммуникационных технологий (включая компьютеры, опе-рационные системы и другие цифровые ресурсы), книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий и демонстрационных ресурсов в цифровом фор-мате представления, технических средств. Требования к материально-техническому обеспече-нию учитывают интегративные возможности использования информационных технологий в процессе обучения и предполагают возможность преподавания в кабинете информационных технологий не только предмета «Информатика и информационные технологии», но и ряда дру-гих предметов на уроках, предполагающих активное использование информационных технологий а также использование средств информационных и коммуникационных технологий в различных помещениях школы (предметные кабинеты, библиотека, комната для самостоятельных занятий учащихся и др.) и вне школы (в поисковой деятельности).
Новизна разработанных требований. Государственный стандарт по информатике пред-полагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широ-кого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Матери-ально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективно-го решения этих задач. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учеб-ного оборудования по информатике настоящие требования ориентированы на возможность изучения информационных технологий и формирования коммуникационной компетенции, в том числе и через их использование при изучении различных предметов. Требования включают не только элементы, выпускаемые и поставляемые в школы в настоящее время, но и перспективные, наличие которых необходимо для обеспечения ввода стандарта.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В пе-речнях средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требо-ваний, представлены не конкретные названия и характеристики, а общая номенклатура объек-тов и цифровых ресурсов, описание их свойств и решаемых образовательных задач. В описание приводятся лишь ориентировочные минимальные рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Введение стандарта также потребует создание новых учебников и учебных пособий, соответствующих стандарту. Значительная часть учебных материалов, входящих в данные требования, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.
Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образо-вания. Настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предмет-но-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпу-скников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач ком-плексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродук-тивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами инфор-мации и ее источников.
Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. В школах, имеющих более одного класса в каждой параллели, желательно иметь более одного учебного кабинета. При этом использова-ние значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами рас-сматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного уч-реждения.
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспе-чения учитывает средний расчет наполняемости класса с учетом того, что занятия с применением информационных и коммуникационных технологий проводятся по подгруппам (12-15 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
• Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), бу-квой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпля-ре;
• К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), для школ с напол-няемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;
• Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный ком-плект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
• П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (5-7 экз.).
Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета информатики и информаци-онных технологий должно удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологи¬ческих правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, в том числе техническими средствами обучения, указанным в настоящих требованиях, а также специализированной учебной мебелью.
Основным оборудованием учебного кабинета является компьютерное оборудование, ко-торое может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных ком-пьютеров. Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Mac OS, Linux). Возможна также реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента». Все компьютеры должны быть объединены в единую сеть с выходом в Интернет. Возможно использование участков беспроводной сети. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика должны быть использованы специальные программные средства. Могут использоваться как настольные компьютеры, так и компьютеры типа «ноутбук» и карманные. Технические характеристики, приведенные в требованиях в ряде случаев, являются ориентировочными и могут изменяться в ходе технического развития.
Для обеспечения удобства работы с цифровыми ресурсами и работами учащихся, как в кабинете информатики, так и в школе в целом рекомендуется использовать файловый сервер, входящий в состав материально-технического обеспечения всего образовательного учрежде-ния.
Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики и информационных технологий, а также на других компьютерах, установленных в образователь-ном учреждении, должна быть лицензированы для использования во всей школе или на необ-ходимом числе рабочих мест.
Оснащение кабинета должно предполагать его широкое использование не только для проведения уроков информатики, но и при преподавании других предметов. Учебный кабинет должен обеспечивать возможность проведения занятий по различным предметам, направлен-ных, прежде всего, на поиск и обработку информации, подготовку и демонстрации мультиме-диа презентаций.

Смотрите так же:  Какие льготы для пенсионеров по старости в краснодаре

Полный текст материала Требования к оснащению кабинета информатики смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Требования к кабинету информатики и ИКТ

Столичный учебный центр
г. Москва

Требования к кабинету информатики и вычислительной техники

(выдержка из документа, разработанного Институтом информатизации РАО)

2.10. Кабинет информатики и вычислительной техники (ИВТ).

2.10.1. Санитарно-гигиенические требования

2.10.1.1. Помещения кабинета ИВТ должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96.

2.10.1.2. Основной поток естественного света должен быть слева. Ориентация оконных проемов должна быть на север или на северо-восток. Не допускается направление основного светового потока естественного света сзади и спереди работающего на ПЭВМ. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2м от пола.

2.10.1.3. В осветительных установках кабинета ИВТ должна быть использована система общего освещения, выполненная потолочными или подвесными люминесцентными светильниками, равномерно размещенными по потолку рядами в виде сплошных линий с двух сторон о рабочего стола с ПЭВМ или ВДТ. Светильники, а также оконные светопроемы не должны отражаться на экранах ПЭВМ или ВДТ.

2.10.1.4. Освещенность поверхности ученических столов при искусственном освещении должна быть в пределах 300-500 лк. Светильники должны иметь светорассеивающую арматуру.

2.10.1.5. В качестве источников света рекомендуется использовать люминесцентные лампы мощностью 40Вт, 58Вт или энергоэкономичные мощностью 36Вт типа ЛБ, ЛХБ как наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения спектрального состава.

2.10.1.6.Для учебных помещений с ПЭВМ и ВДТ следует применять светильники серии ЛП036 с высокочастотными пускорегулируемыми аппаратами (ВЧПРА). Можно допустить применение светильников без ВЧПРА в модификации «кососвет».

2.10.1.7. В помещениях с ПЭВМ по причине загрязнения воздуха антропогенными веществами органической природы и диоксидом углерода рекомендуется иметь приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую оптимальный температурно-влажностный режим для всех климатических зон.

2.10.1.8. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров. Расчет кондиционеров должен быть проведен инженером по вентиляции в зависимости от их производительности, количества теплоизбытков от машин, людей, солнечной радиации и источников искусственного освещения.

2.10.1.9. Кабинет ИВТ должен быть оборудован умывальником с подводкой горячей и холодной воды.

2.10.1.10. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ. 2.10.1.11. Подводка электрического напряжения к столам обучающихся и учителя должна быть стационарной и скрытой.

2.10.1.12. Расположение электрощита и Устройства защитного отключения должно давать учителю возможность мгновенного отключения системы электроснабжения. Рекомендуемое размещение — слева или справа от классной доски.

2.10.1.13. Для обеспечения пожарной безопасности кабинет МВТ должен быть укомплектован 2-мя углекислотными огнетушителями (типа ОУ-2).

2.10.1.14. Для окраски стен и панелей должны быть использованы светлые тона красок (р=0,5-0,6). Состав красок должен исключать возникновение известковой пыли.

2.10.1.15. Поверхности ограждающих конструкций кабинета, классной доски, рабочих столов должны быть матовыми.

2.10.1.16. Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

2.10.1.17. Содержание вредных химических веществ в воздухе помещений с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) не должно превышать среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха.

2.10.1.18. Для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ и ВДТ не разрешается применять синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества и соединения. К ним можно отнести древесно-стружечные плиты, слоистый бумажный пластик, моющиеся обои, рулонные синтетические покрытия и др.

2.10.1.19. Уровень шума на рабочем месте во всех учебных помещениях с ВДТ и ПЭВМ не должен превышать 50 дБА. (Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки N 3077-84, п.7.2).

2.10.2. Требования к помещениям кабинета ИВТ

2.10.2.1. Кабинет информатики и вычислительной техники (МВТ) организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, учебно-производственного комбината, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных занятий по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ) как базовому, так и профильным. Кроме того, КИВТ может использоваться в преподавании различных учебных предметов, трудовой подготовки.

2.10.2.2. Площадь помещений кабинета ИВТ определяется в соответствии с требованиями нормативного документа «Учебно-материальная база образовательного учреждения общего среднего образование» ч. I. «Нормы и требования к учебным зданиям и пришкольным участкам», а также СанПиН 2.2.2.542-96.

2.10.2.3. Размещение КИВТ во всех учебных заведениях в цокольных и подвальных помещениях не допускается.

2.10.2.4. Минимальная площадь, приходящаяся на одну ПЭВМ, должна быть не менее 6 кв.м., а объем — не менее 24,0 куб.м. при высоте не менее 4 м. При меньшей высоте учебного помещения рекомендуется увеличить площадь на одно рабочее место.

2.10. 2. 5. При кабинете ИВТ должна быть организована лаборантская площадью не менее 18 кв.м. Лаборантское помещение должно иметь два выхода: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.

2.10.2.6. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

2.10.2.7. Передняя стена КИВТ оборудуется классной доской для фломастеров, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации.

2.10.2.8. При входе в кабинет ИВТ должны быть предусмотрены встроенные или пристенные шкафы (полки) для портфелей.

2.10.2.9. Слева от доски, в рабочей зоне учителя, на стене должен быть закреплен электрораспределительный щит с пультом управления электроснабжением рабочих мест учителя и учащихся.

2.10.2.10. Под доской или отдельно под стендами устанавливают ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели (или планка с держателями) для подвешивания таблиц.

2.10.2.11. На стене, противоположной окнам, размещаются экспозиционные щиты с постоянной и временной информацией.

2.10.2.12. Вдоль задней стены возможно установка секционного шкафа для хранения учебного оборудования и носителей информации в зависимости от площади кабинета.

2.10.2.13. Верхняя часть задней стены кабинета должна быть предназначена для экспонирования пособий, необходимых для изучения отдельных тем программы.

2.10.3. Требования к комплекту мебели в учебном кабинете

2.10.3.1. Кабинет и лаборантское помещение должны быть оснащены определенным комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ГОСТ 22046-89, имеющей сертификат соответствия технической документации и гигиенический сертификат. Кабинет должен иметь мебель для: — организации рабочего места учителя; — организации рабочих мест обучающихся; — для рационального размещения и хранения средств обучения; — для организации использования аппаратуры.

2.10.3.2. Лаборантское помещение должно иметь следующую мебель: радиомонтажный стол, канцелярский стол; стеллажи для хранения инструментария и сейф.

2.10.3.3. Мебель для организации рабочего места учителя должна включать стол с местом для аппаратуры (графопроектора) и компьютера, тумбу для принтера, стул, классную доску.

2.10.3.4. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одноместные ученические столы для компьютера (ГОСТ 11015-93) со стульями разных ростовых групп № 4,5,6) с цветовой маркировкой с подъемно-поворотными стульями.

2.10.3.5. Мебель для рационального размещения и хранения учебного оборудования должна состоять из комбинированного шкафа по ГОСТ 18666-95.

2.10.4. Требования к организации, рабочих мест учителя и обучающихся

2.10.4.1. Рабочее место учителя располагается на подиуме и оборудуется столом, оснащенным аппаратурой в соответствии с «Перечнями», двумя тумбами (для принтера и графопроектора), классной доской, экраном и электрораспределительным щитом с пультом управления. К учительскому столу должно быть подведено электропитание для подключения ПЭВМ, принтера, графопроектора.

2.10.4.2. Размеры стола учителя: длина крышки — не менее 1300мм, мм, ширина — не менее 700 мм. 2.10.4.3. В тумбах должно быть предусмотрено 1-2 ящика размерами 350x500x100 мм для принадлежностей, магнитных носителей и транспарантов из расчета на текущий день занятий. 2.10.4.4. Для кабинета МВТ рекомендуется использовать классную доску, предназначенную для написания фломастером.

2.10.4.5. Рабочие места обучающихся, оснащенные персональными ЭВМ (ПЭВМ), должны состоять из одноместного стола и подъемно-поворотного стула. Дополнительно кабинет информатики оборудуется двухместными ученическими столами (ГОСТ 11015-93) в соответствии с количеством рабочих мест обучающихся при работе на ПЭВМ или ВДТ. Ученические столы располагаются в центре и предназначены для проведения теоретических занятий. Столы и стулья должны быть разных ростовых групп с цветовой индикацией.

2.10.4.6. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ВДТ и ПЭВМ, на основании которых должны рассчитываться конструктивные размеры, следует считать: ширину — 800, 1000, 1200, 1400 мм, глубину — 800 и 1000 мм при нерегулируемой его высоте, равной 725 мм.

Смотрите так же:  Экспертиза по коап рф

2.10.4.7. К столу обучающегося должно быть подведено электропитание и кабель локальной сети. Стол должен крепиться к полу.

2.10.4.8. Расстановка рабочих мест обучающихся в КИВТ должна обеспечить свободный доступ обучающихся и учителя во время урока к рабочему месту.

2.10.4.9. Для обеспечения безопасности труда учащихся и учителя, электробезопасности и создания постоянных уровней в освещенности при работе рекомендуется периметральная расстановка рабочих столов с ПЭВМ (рядная расстановка ученических столов с ПЭВМ или ВДТ не рекомендуется.

2.10.4.10. При периметральной расстановке рабочих мест необходимо соблюдать следующие расстояния: а) по ширине кабинета: — расстояние между стенкой с оконными проемами и столами должно быть не менее 0,8 м; — расстояние между стенкой, противоположной оконным проемам, и столами с ПЭВМ должно быть порядка 0,1 м, а в ряде случаев, в зависимости от используемых видеомониторов, столы могут быть установлены непосредственно у стены; б) по длине КИВТ столы с ПЭВМ могут быть расставлены без разрыва и с расстоянием между ними.

2.10.4.11. При расположении столов с ПЭВМ рядами каждый стол должен иметь защитный экран со стороны тыльной части видеомонитора. Экран крепится к столу на расстоянии 3-5 см, площадь его должна быть достаточна для защиты проводов электропитания.

2.10.4.12. Число рабочих мест для обучающихся может быть 9, 12, 15 в зависимости от наполняемости классов.

2.10.5. Требования к оснащению кабинета аппаратурой и приспособлениями

2.10.5.1. Количество ученических ПЭВМ, необходимых для оснащения кабинета ИВТ должно быть из расчета одной машины на одного обучающегося с учетом деления класса на две группы.

2.10.5.2. В состав кабинета ИВТ должна быть включена одна машина для учителя с соответствующим периферийным оборудованием.

2.10.5.3. Кабинет ИВТ должен быть оснащен графопроектором, видеомагнитофоном, телевизором (диагональ не менее 61 см), диапроектором и экраном.

2.10.5.4. Демонстрационный телевизор устанавливается на высоту 1,5 м от пола на кронштейне слева от классной доски.

2.10.5.5. Графопроектор должен располагаться на тумбе рядом со столом учителя.

2.10.5.6. При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2-1,4 м)расстояние от экрана до первых столов обучающихся (для теоретических занятий) должно быть не менее 2,7 м, а до последних столов не более 8,6 м. Высота нижнего края экрана над подиумом не менее 0,8 м. Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора до первых двухместных столов обучающихся (при теоретических занятиях).

2.10.6. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием и необходимой документацией

2.10.6.1. Состав учебного оборудования в кабинете МВТ определяется «Перечнями средств вычислительной техники, учебного оборудования, базового и прикладного программного обеспечения кабинетов информатики, классов с ВДТ и ПЭВМ в учебных заведениях системы общего среднего образования».

2.10.6.2. Кабинет ИВТ должен быть оснащен: — программными средствами учебного назначения по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» как базового, так и профильных; — заданиями для осуществления индивидуального подхода при обучении, организации самостоятельных работ и упражнений обучающихся на компьютерах; — комплектом научно-популярной, справочной и методической литературы; — журналом вводного и периодического инструктажей обучающихся по технике безопасности (рекомендуется); — журналом использования комплекта учебной вычислительной техники на каждом рабочем месте; — журналом отказа машин и их ремонта; — держателями для демонстрации таблиц и стендами для экспонирования работ учащихся; — инвентарной книгой для учета имеющегося в кабинете учебного оборудования, годовыми планами дооборудования КИВТ, утвержденными директором школы; — аптечной первой помощи; — средствами пожаротушения.

2.10.6.3. В кабинете ИВТ должна быть картотека учебного оборудования с указанием мест хранения.

2.10.7. Требования к размещению и хранению оборудования

2.10.7.1. Учебное оборудование и пособия должны размещаться и храниться в секционном шкафу, размещаемому в лаборантской и имеющем переставные полки и полуполки, по разделам программы. 2.10.7.2. Демонстрационные пособия и оборудование для самостоятельных работ должны храниться раздельно.

2.10.7.3. Диски с программными средствами должны храниться в специальных небольших ящиках, защищенных от пыли и света, по классам и разделам программы; ящички размещаются в шкафу, а места для хранения в нем дисков отмечаются надписями.

2.10.7.4. Таблицы должны храниться в ящиках под доской или в специальных отделениях по разделам программы и классам с учетом габаритов.

2.10.7.5. Аудиовизуальные пособия должны храниться на полках шкафа, диафильмы и диапозитивы — в укладках с выемками для коробок. Ячейки и коробки должны быть промаркированы.

2.10.7.6. Справочная, учебно-методическая и научно-популярная литература должна храниться на полках шкафа.

2.10.8. Требования к оформлению интерьера кабинета информатики и вычислительной техники

2.10.8.1. Пособия необходимые для изучения отдельных тем, разделов курса, должны быть экспонированы на стене кабинета, противоположной классной доске.

2.10.8.2. Для экспозиции книг и материалов кабинет должен оснащаться съемными стендами. 2.10.8.3. На стене, противоположной окнам, размещаются щиты с постоянно находящимися в кабинете справочными таблицами, знакомящими обучающихся с правилами техники безопасности, основными узлами ЭВМ и их функциями.

2.10.8.4. На одной из стен наряду со стендами должна быть размещена таблица «Правила работы учащихся на ПЭВМ и ВДТ».

2.10.8.5. В оформлении стендов могут использоваться разные шрифты: печатный и рукописный, арабский и готический. Заголовки и подзаголовки должны быть выполнены в одном стиле.

Оборудование кабинета информатики

Оборудование любого кабинета в школе – это большая ответственность. Ведь первое впечатление от изучаемого предмета ученики получают именно от него. А если это кабинет информатики, то ответственность становится вдвое больше.

Кабинет информационных технологий это не просто место, где занимаются информатикой. Здесь могут проходить и другие занятия, на которых требуется использование высоких технологий. Это могут быть различного рода презентации или проекты. Иногда школьниками приходиться проводить довольно много времени за компьютером, особенно если это старшеклассники, поэтому следует обратить особое внимание при оборудовании как рабочего места, так и всего кабинета информатики.

Требования к оборудованию кабинетов информатики

Помимо надлежаще расположенной и подключенной компьютерной техники, в кабинете информатики должны также находиться наборы стендов и плакатов:

· стенды по технике безопасности в кабинете информационных технологий;

· таблица с правилами работы по ВДТ и ПЭВМ;

· плакаты с наглядными примерами видов информации и способов ее применения;

· плакаты со схемами управления компьютером.

Напротив доски должен находиться шкаф или полка с материалами для школьников. Там должны быть пособия по изучаемому предмету, дополнительная информация для учащихся, справочные таблицы.

Особое внимание стоит уделить рабочему месту ученика и учителя. Место преподавателя должны видеть все школьники, где бы ни располагался их рабочий стол. Рабочая область учителя должна включать в себя классную доску, экран, две тумбы для технического оборудования, стол и стул. Тумбы должны быть оснащены ящиками, в которых можно хранить документы и программное обеспечение класса, аудио и видеодиски.

Для проведения операций на компьютерах, у школьников должны быть одноместные рабочие места с подъемно-поворотным стулом. Для проведения теоретических занятий следует в центре кабинета разместить двухместные столы.

Стол, на котором стоит компьютер, должен быть прикреплен к полу, к нему должно быть проведено электропитание. При оборудовании кабинета информатики стоит использовать периметральную расстановку столов. То есть, их нельзя размещать рядами. Они устанавливаются или прямо у стены, или с отступом на полметра-метр.

Число рабочих мест полностью зависит от наполняемости классов. Но их количество не должно быть больше 15. Для занятий информатикой класс должен делиться на две группы.

На стене над доской или немного слева должен крепиться демонстрационный телевизор. Его диагональ не может быть меньше 61 сантиметра.

Не следует забывать, что большое количество включенных ПК привод к изменению в составе воздуха. Он ионизируется, поэтому при оборудовании кабинета информатики стоит позаботиться о вытяжной вентиляции или кондиционерах.

За оборудование кабинета информатики отвечает руководство школы, а именно – директор.

Оборудование кабинета информатики по ФГОС

Оборудование школьных кабинетов регулируется ФГОС — Федеральным государственным образовательным стандартом. Отдельный раздел в нем посвящено оборудованию кабинетов информатики. Там указан перечень требований к техническому и методическому оснащению классов для реализации федеральной программы.

Материально-техническое оборудование кабинета информатики по ФГОС включает в себя:

· Печатную продукцию (книги, журналы);

· Цифровые пособия (программное обеспечение и программы для работы);

· Компьютерную технику (системные блоки, мониторы и др.);

· Конструкторы и комплекты для лабораторных исследований.