Требования к мастерской в школе

Требования к мастерской в школе

от 7 марта 1979 г. N 74

ОБ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. Общие положения

1.1. В соответствии с Уставом средней общеобразовательной школы учебные мастерские организуются в каждой восьмилетней и средней школе. Учебные мастерские предназначаются для трудового обучения учащихся 4 — 8-х классов — проведения учебных занятий по техническому труду в соответствии с программой, а также для проведения кружковых и факультативных занятий, организации общественно полезного, производительного труда.

1.2. Приказом директора школы на учителя технического труда возлагается выполнение обязанностей мастера учебных мастерских. За выполнение этих обязанностей производится дополнительная оплата в соответствии с «Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 5 января 1977 г. N 2.

1.3. К занятиям в мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний для занятий по трудовому обучению. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у медицинского персонала школы. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат и берет).

1.4. Заключение о готовности учебных мастерских к новому учебному году дается комиссией по приему школы к учебному году (инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 15 августа 1977 г. N 54-М «Об акте приема готовности школы к новому учебному году»).

2. Помещения учебной мастерской

2.1. В зависимости от местных условий в восьмилетних и средних школах создаются две мастерские: по обработке металла и обработке древесины или одна комбинированная мастерская.

Кубатура, полезная площадь мастерских, их размещение, как правило, должны соответствовать строительным нормам и правилам, утвержденным Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 4 сентября 1973 года (глава СНиП II-65-73 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты»).

2.2. Для хранения инструментов, приспособлений, заготовок оборудуется отдельное помещение — инструментальная, комната мастера площадью 16 кв. м, предусмотренная главой СНиП II-65-73.

2.3. Освещение, отопление и вентиляция помещений мастерских производятся в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, установленными «Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся» (Приложение 1).

3. Оборудование учебных мастерских

3.1. Мастерские оснащаются пособиями и оборудованием в соответствии с «Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ», утвержденными Приказом Министерства просвещения СССР от 5 июля 1976 г. N 114, учебной методической, приспособлениями, справочной литературой, дидактическими материалами, а также устройством для затемнения, противопожарным инвентарем.

В мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и общего пользования и рабочее место учителя.

3.2. Рабочие места учащихся оборудуются с учетом их возрастных особенностей, требований НОТ, а также правил техники безопасности, норм производственной санитарии и технической эстетики.

3.3. Рабочие места учащихся индивидуального пользования — столярным, слесарным и комбинированным верстакам подается электроэнергия под напряжением не более 42 В. Рабочие места оснащаются комплектом соответствующих инструментов.

3.4. Рабочие места учащихся общего пользования — станки, муфельная печь, пресс для штамповки, гибочные приспособления и др. Станочные рабочие места обеспечиваются ростовыми подставками, оборудуются тумбочками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации.

3.5. Оборудование размещается в мастерских в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами техники безопасности. Размещение оборудования и мебели в мастерских должно обеспечивать возможность контроля за работой всех учащихся. Верстаки размещаются так, чтобы свет на них падал слева. Сверлильный станок устанавливается около рабочего места учителя.

3.6. В непосредственной близости от рабочих мест вывешиваются соответствующие инструкции по технике безопасности.

3.7. Рабочее место учителя располагается на подиуме. Оно оборудуется верстаком, столом, классной доской с набором чертежных инструментов (классных), электрическим распределительным щитом для подачи электроэнергии ко всем видам электрифицированного оборудования с общим рубильником отключения и с рубильниками, отключающими группы станков. К оборудованию, на котором работает только учитель, относится фуговально-пильный станок (типа ФПШ-5М) и электроточило . Они устанавливаются в инструментальной комнате мастера или в мастерской около рабочего места учителя и на время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами.

3.8. Учебные мастерские оборудуются пристенными и встроенными шкафами для хранения незавершенных работ учащихся, инструментов, дидактических материалов и др.

3.9. В комплект оборудования мастерских входят носилки и аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. Рядом с аптечкой прикрепляется табличка с адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения.

3.10. В мастерских устанавливаются умывальники со щетками, мылом и электрополотенцем , размещаются ящики для деревянной и металлической стружки (отдельно), специальные металлические ящики для обтирочных материалов, урны для мусора и инвентарь для уборки помещений.

3.11. Мастерские оформляются различными стендами и плакатами, в них организуется постоянно действующая выставка работ, выполненных учащимися.

3.12. Учитель труда, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских, совместно с заместителем (помощником) директора школы по административно-хозяйственной работе обеспечивает мастерские оборудованием, инструментами и материалами, организует наладку и ремонт оборудования мастерских, вместе с другими учителями труда обеспечивает соблюдение в мастерских санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда и здоровья учащихся и техники безопасности, а также правил пожарной безопасности.

Учитель труда, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских, вместе с другими учителями труда производит заточку инструментов.

3.13. Подготовку к занятиям инструментов, приспособлений, оборудования, раздаточных и дидактических материалов, документации осуществляет учитель технического труда.

3.14. Имущественно -материальные ценности учебных мастерских находятся на ответственном хранен ии у у чителя труда, выполняющего обязанности мастера учебных мастерских. Он ведет учет этих ценностей в порядке, предусмотренном разделом IV «Инструкции о ведении школьной документации», утвержденной Приказом министра просвещения СССР от 27 декабря 1974 г. N 167.

ТРЕБОВАНИЯ К ОСВЕЩЕНИЮ, ОТОПЛЕНИЮ И ВЕНТИЛЯЦИИ

Естественное и искусственное освещение помещений учебных мастерских должно удовлетворять требованиям, предусмотренным санитарными правилами содержания общеобразовательных школ и учебных помещений школ-интернатов N 397/62, утвержденными заместителями главного государственного санитарного инспектора СССР 22 мая 1962 г.

При проведении определения коэффициента естественного освещения учебно-производственных помещений школ и школ-интернатов эти помещения следует приравнивать к помещениям производственных зданий с точными работами (III разряд работ).

Наименьшая освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола помещений мастерских по обработке металла и древесины должна быть при люминесцентных лампах 300 лк , при лампах накаливания — 150 лк ; . проходов учебных мастерских соответственно — не менее 100 лк и 50 лк (на полу).

К мытью окон зданий любой этажности воспрещается привлекать учащихся даже старших классов.

Светильники местного освещения (с любыми лампами) для производственных помещений должны иметь отражатели, сделанные из непросвечивающегося материала с защитным углом не менее 30°. Яркость светильников местного освещения не должна превышать 1000 Вт. Светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 42 В.

В мастерских по обработке металла и древесины вентиляция должна обеспечивать воздухообмен 20 куб. м/час на 1 человека.

Производственные процессы, сопровождающиеся выделением пыли ( электроточила , наждачные круги и др.), оборудуются приспособлениями для ее улавливания и удаления (кожухи с местными отсосами и др.). Местные отсосы должны обеспечивать воздухообмен 250 куб. м/час.

Воздухообмен местной вытяжки от клееварки должен составлять 350 куб. м/час.

Оборудование учебных мастерских — установка для никелирования, для окраски распылением, аппарат точечной сварки, рабочие места по отливке деталей и термообработке, как правило, должны устанавливаться в отдельном помещении с обязательным устройством местных вытяжных отсосов. Работу по окраске распылением, никелированию необходимо проводить только в вытяжном шкафу.

Над рабочим местом для запуска и испытания двигателя внутреннего сгорания должен быть оборудован кожух с вытяжной вентиляцией. Выхлопная труба двигателя должна вставляться и плотно соединяться с трубой, выведенной наружу.

Для помещений учебных и учебно-производственных мастерских рекомендуется централизованное отопление:

а) централизованное водяное с металлическими радиаторами;

б) лучистое с бетонными панелями;

в) в школьных мастерских допускается воздушное отопление, совмещенное с приточной вентиляцией при температуре подаваемого воздуха не более 60°, без рециркуляции.

Отопление должно обеспечивать равномерную температуру, возможность регулирования степени нагрева помещения и независимость включения и выключения отопительных секций.

Оптимальная температура воздуха в помещениях учебных мастерских по обработке металла должна быть 15 — 16 °C, в мастерских по обработке древесины — 14 — 15 °C.

Положение об учебных мастерских школ

ОБ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. Учебные мастерские создаются в каждой средней, неполной средней и начальной школе. Они предназначены для:

— трудового обучения учащихся I — VII классов в соответствии с утвержденными программами;

— выполнения слесарных работ учащимися VIII — IX классов, обучающимися по профилям «Автодело» и «Основы агротехники и механизации растениеводства»;

— организации общественно полезного, производительного труда учащихся;

— проведение факультативных занятий по трудовому обучению;

— работы технических, художественно-прикладных кружков и клубов по интересам.

В отдельных случаях на базе учебных мастерских школы может осуществляться профессиональное обучение учащихся VIII — IX классов по профилям «Деревообработка», «Металлообработка» и «Обработка тканей».

2. В общеобразовательной школе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I — IV классов, по обработке металла, по обработке древесины (или комбинированная мастерская по обработке металла и древесины), по обработке тканей, для работ с пищевыми продуктами. В специальных общеобразовательных школах и школах-интернатах в соответствии с положениями об этих школах могут создаваться учебные мастерские других профилей (картонажные, переплетные и т.п.). В школах, в которых в соответствии с п. 10 Постановления Совета Министров СССР от 14 августа 1968 г. N 628 «О мерах по дальнейшему развитию народных художественных промыслов» введено обучение учащихся техническим приемам изготовления художественных изделий, создаются мастерские народных художественных промыслов (резьба по дереву, роспись, керамика, чеканка и др.).

Смотрите так же:  Договор на проведение платных услуг

3. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом Номенклатуры типов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ, утвержденной Госгражданстроем СССР и согласованной с Министерством просвещения СССР и Госпланом СССР 27 мая 1985 г. (НШ-85-90) . При необходимости для группы близлежащих школ могут создаваться в установленном порядке межшкольные учебные мастерские. Кроме того, в дополнение к указанным мастерским базовые предприятия (организации) могут создавать учебно-производственные участки для производительного труда учащихся V — VII и других классов на правах своих структурных подразделений.

4. Строительство новых зданий общеобразовательных школ с учебными мастерскими для учащихся I — VII классов и пристройку недостающих учебных мастерских к существующим зданиям школ следует осуществлять только по действующим типовым проектам, разработанным в соответствии с нормативными документами по проектированию (НШ-85-90 и СНиП II-65-73 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты»). Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.

5. Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, утверждаемыми Министерством просвещения СССР на каждую пятилетку, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией. При наличии свободной площади мастерские могут оснащаться также дополнительным станочным и другим оборудованием, приспособлениями и инструментами, необходимыми для общественно полезного, производительного труда учащихся, работы технических кружков, а также профессионального обучения в VIII — IX классах. В соответствии с п. 9 Положения о базовом предприятии общеобразовательной школы, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 30 августа 1984 г. N 928, в оборудовании учебных мастерских школам содействуют их базовые предприятия. Они обеспечивают школы производственными заданиями, предоставляют инструменты, материалы, технологическое оборудование, комплектующие изделия.

Оборудование, не предусмотренное Типовыми перечнями, в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции труда профсоюзов, что оформляется соответствующими актами.

6. В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося.

7. Рабочее место учащегося для индивидуального пользования — верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Конструкция верстака (стола) должна обеспечивать его переналадку в соответствии с ростом учащихся или позволять применять подставки для ног. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.

Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V — IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек.

8. Рабочее место учителя в мастерской располагается на возвышении-подиуме размером (примерно) 3600 x 2000 x 200 мм. Оно оборудуется столом с емкостью для ТСО (ГОСТ 18313-73, тип II), классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42 В.

9. В мастерских должны строго соблюдаться требования Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР и Правил по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, утвержденных Министерством просвещения СССР. В соответствии с требованиями данных Правил производится освещение, отопление, общая и местная вентиляция мастерских. Электрические розетки в мастерских маркируются по напряжению.

10. Каждая учебная мастерская оснащается умывальниками с щетками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электрополотенцами (полотенцами) . В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72), около аптечки указывается адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.

11. Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе — по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и другими. В мастерских организуются постоянно действующие выставки изделий, изготовленных учащимися, с указанием, кто и когда изготовил экспонаты.

Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТу 12.4.026-76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности».

12. Рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по технике безопасности при выполнении конкретных видов работ, разработанными на основе типовых, утвержденными директором школы и согласованными с профсоюзным комитетом. Инструкции пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

13. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 апреля 1981 г. N 387 к занятиям (работе) в учебных мастерских допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний к занятиям по трудовому обучению. Сведения об учащихся, не допущенных к работе в учебных мастерских, учитель получает у медицинского персонала, закрепленного за школой. Все работы в мастерских учащиеся выполняют в спецодежде (халат, берет, передник, косынка). Коллективное пользование спецодеждой при этом не допускается.

К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по технике безопасности.

14. Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и оформляется актом согласно инструктивному письму Министерства просвещения СССР от 15 августа 1977 г. N 54-М «Об акте приема готовности школы к новому учебному году».

15. Организация и режим занятий, условия внешней среды в учебных мастерских определяются с учетом Санитарно-гигиенических требований к организации трудового обучения учащихся I — VII классов, утвержденных Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР 22 февраля 1985 г. N 3216-85.

16. Администрация школы принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.

Приказом по школе на учителя (учителей) трудового обучения возлагается выполнение обязанностей мастера учебной мастерской (мастерских).

Учитель трудового обучения, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских:

— совместно с заместителем (помощником) директора по хозяйственной части (заведующим хозяйством) выполняет работу по обеспечению мастерских оборудованием, инструментами, материалами;

— планирует работу мастерских; совместно с педагогическим работником школы, осуществляющим организацию общественно полезного, производительного труда учащихся, планирует изготовление изделий на учебный год;

— организует наладку и ремонт техники, оборудования, инструментов, приспособлений;

— следит за своевременной проверкой электрооборудования, его заземления (зануления), состояния изоляции электропроводки;

— отвечает за безопасное состояние оборудования и санитарно-гигиеническое состояние мастерских;

— принимает на ответственное хранение имущественно-материальные ценности мастерских, ведет в установленном порядке учет.

Учителя трудового обучения, руководители кружков и общественно полезного, производительного труда, работающие в мастерских.

Учителя трудового обучения один раз в пять лет проходят курсовую переподготовку по охране труда и аттестацию по знанию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, использующихся в учебных мастерских, с присвоением квалификационной группы не ниже 3-й.

— осуществляют подготовку инструментов и приспособлений к занятиям (заточку, наладку);

— обеспечивают занятия заготовками, технической документацией;

— проводят инструктаж учащихся по технике безопасности по каждому виду проводимых работ с регистрацией по ГОСТу 12.0.004-79;

— несут ответственность за выполнение учащимися правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных мастерских.

17. Использование учебных мастерских, их оборудования в целях, не предусмотренных настоящим Положением, запрещается.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ МАСТЕРСКИХ

Мастерская для трудового обучения и общественно

полезного труда учащихся I — IV классов

18. В мастерской для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I — IV классов рабочее место индивидуального пользования, как правило, представляет собой стол ученический для кабинетов труда (ГОСТ 22046-76). Стол оснащается съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов N 1 и N 2, а также трафареты разметочные и простые карандаши. Высота стволов подбирается (примерно) следующая: 50% столов ростовой группы «Б» (600 мм) и 50% столов группы «В» (660 мм).

Смотрите так же:  Приказ фонда социального страхования 335

19. Для выполнения отдельных видов работ, предусмотренных программой, а также для различных занятий во внеурочное время в мастерской оборудуются 6 — 8 рабочих мест коллективного пользования (покрытие столов пластиковое или линолеумное). Высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовой группе «Г» (720 мм), так как работа за ними производится в основном стоя. На рабочих местах коллективного пользования устанавливаются тиски с шириной губок 40 мм, оборудование для переплетных работ и работ по древесине, для резания тонкого листового материала и пробивания в нем отверстий, приборы для выжигания. Рабочие места, предназначенные для работ по выжиганию, оборудуются электропитанием напряжением до 42 В, их рекомендуется оснащать вытяжным устройством.

Мастерские по обработке древесины и металла

20. Рабочим местом индивидуального пользования в данных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к верстакам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электротехнических работ.

21. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских по обработке древесины и металла являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки, а также дополнительное оборудование, устанавливаемое базовым предприятием для организации общественно полезного, производительного труда учащихся. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно укомплектовываются крючками для удаления стружки.

22. Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные места с обязательным устройством местных вентиляционных отсосов.

23. Специальные помещения (инструментальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.

Эти помещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерских. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.

24. Станки: фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1, заточные — относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливаются в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуются вентиляционными отсосами.

25. Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии

26. Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или совмещенными (см. Приложение). В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20 — 25% площади).

27. Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами типа «Чайка-3М» или «Подольск», укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами. Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одно-двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них бытовыми швейными машинами с электрическим и ручным приводами.

28. Рабочими местами коллективного пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование, устанавливаемое базовым предприятием для организации общественно полезного, производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей.

29. Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода. При отсутствии в школе горячего водоснабжения мойки оборудуются настенными электрическими или газовыми нагревателями.

30. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

Требования к мастерской в школе

НОРМАТИВЫ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Вся материальная база трудового обучения — мастерские, кабинеты обслуживающего труда, рабочие комнаты для трудового обучения младших школьников, некоторые кабинеты для проведения трудового обучения в старших классах — может (в зависимости от проекта школы) располагаться непосредственно в здании школы (см. рис. 1), либо в отдельном здании.

Рис 1. Вариант расположения учебно-производственных
Помещений в здании школы:


Помещения

(1) — мастерская по обработке древесины;
(2) — мастерская по обработке металла;
(3) — кабинет обслуживающих видов труда по обработке ткани;
(4) — кабинет по кулинарии;
(5) — заготовительное отделение по деревообработке;
(6) — инструментальная (технический труд);
(7) — заготовительное отделение по металлообработке;
(8) — инструментальная (обслуживающий труд);
(9) —рекреация;
(10)— комната гигиены и туалеты для мальчиков;
(11)—комната гигиены и туалеты для девочек;
(12)—подсобное помещение для хранения уборочного инвентаря.

1 — доска классная содной рабочей поверхностью (2000* 1200);
2 — стол учителя (1300 х 600 х 760);
3 — стул полумягкий;
4 — шкаф для учебных пособий (884x445x1830);
5 — тумба инструментальная (800 х 400 х 1300);
6 — станок токарно-винторезный (1100х470х 1020);
7 — стеллаж производственный (1470 х 840 х 1700);
8 — подтоварник производственный (1500x500x280);
9 — верстак столярный (1250 х 575 х 780);
10 — верстак слесарный (962х670х 1360);
11 — машина швейная (500 х 750 х 300);
12 — стол раскройный (3000 х 1100×900);
13 — стол гладильный (1500x400x826);
14 — шкаф для платьяи белья (800x400x1700);
15 — станок настольно-сверлильный (370 х 770 х 820);
16 — станок токарный по дереву настольный (1250x570x475);
17 — станок настольный горизонтально-фрезерный (765 х 575 х 700);
18 — электропечь камерная лабораторная (629x700x480);
19 — станок фуговально-пилькый (840 х 500 х 460);
20 — станок круглопильный школьный (850x500x680);
21 — плита разметочная (400×400);
22 — электроточило наждачное (400 х 340 х 340);
23 — стол письменный однотумбовый (1100x650x850);
24 — подставка под ТСО (передвижная) (630 х 480 х 1000);
25 — кабина примерочная (1600 х 1400 х 1900);
26 — трельяж (1200 х 500 х 1550);
27 — холодильник бытовой (600 х 650 х 1385);
28 — стол сервировочный (650 х 1400 х 850);
29 — стол разделочный (540 х 810 х 760);
30 — плита электрическая (500 х 540 х 760);
31 — шкафчик для хранения уборочного инвентаря (450 х 500 х 2000).

Второй вариант предпочтительнее, так как неизбежный производственный шум не проникает в классы. С учетом особенностей педагогического процесса и большой физической активности учащихся во время работы площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25 — 40 % по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего. Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого:

    в слесарной мастерской

4 м2;

  • в столярной мастерской — 4. 5 м2;
  • в швейной мастерской — 4 м2.
  • Площади увеличиваются при углубленной допрофессиональной подготовке:

    • для токарей — 6. 8 м2;
    • для фрезеровщиков и шлифовщиков — 9. 12 м2;
    • для электросварщиков — 7,5 м2.

    Учебно-производственные мастерские могут располагаться на любом этаже здания, за исключением подвального. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими.

    Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов), но при этом следует ориентироваться на максимальный размер площади. Желательно, чтобы каж­дая мастерская имела площадь не менее 70 м2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V—IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек.

    Мастерские для технического труда также могут быть комбинированными (совмещенными). Вместе с тем в любом случае нормативами предусмотрено наличие инструментальной — для хранения инструментов и приспособлений (не менее 15—20 м2) и склада — для хранения длинномерных пиломатериалов и металлов, фанеры и др. материалов. Установлены требования к отдельным видам мастерских, которые учителя технологии должны знать.

    Мастерские по обработке древесины и металла

    1. Рабочим местом индивидуального пользования в данных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к верстакам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электротехнических работ.
    2. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских по обработке древесины и металла являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки, а также дополнительное оборудование для организации производительного труда учащихся. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.
    3. Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.

    Смотрите так же:  Заявление на алименты в браке не состояли

    Специальное оборудование (см. рис. 2—5): А — станок токарный по дереву настольный РМЦ-5О0 или ВЦ-150-200 (1330х400хй) с подставкой; Б — станок сверлильный настольный до 12 мм типа НС-12 (700 х 510 х А) с подставкой; В — точило мокрое песчаниковое с механическим приводом (350 х 500 х А) с подставкой; Г — станок комбинированный настольный (фуговальный и дисковая пила), диаметр диска 200 мм, длина ножей 150 мм (720х430*й) с подставкой; Д — клееварка (размещается в секции вытяжного шкафа); Е — станок токарный по металлу ТВ-7 (1220Х580ХА) или ТВ-16; Ж — горизонтально-фрезерный станок настольный НГФ-10 (765х575хй) с подставкой; И — муфельная печь средняя (500 х 650 х А) с подставкой; К — электроточило настольное (500 х 350 х А) с подставкой.

    Рис 2. Комбинированная мастерская с инструментальной по обработке

    металла, древесины и другим видам труда для мальчиков IV-VIII классов

    а — для школ на 8, 10, 12 и 16 классов;

    б — для школ на 8 классов (192 учащихся)

    Рис 3. Мастерская по обработке древесины:

    для школ на 20, 30, 40, 50 классов

    Рис 4. Мастерская по обработке металла

    Рис 5. Инструментальная — комната мастера:

    1 — стол учителя (1200x600x750);
    2 — верстак столярный одноместный;
    3 — верстак слесарный одноместный ученический (900 х 600 х (700. 850));
    4 — верстак столярный одноместный ученический (1000 x450 х (700. . 850));
    5 — подставка д/проекционная;
    6 — стул учителя поворотный (480х500х(450. 760));
    7 — табурет рабочий поворотный регулируемый по высоте (400 х 450 х х(350. 600);
    8 — шкаф пристенный секционный (4200 х 450 х 2700);
    9 — шкаф пристенный секционный (1500x450x2100);
    10 — шкаф пристенный секционный (4200x600x2100);
    11 — шкаф-пере городка секционная с классной доской (4200 х 600 * х2700);
    12 — шкаф пристенный секционный (1500x450x2100);
    13 — шкаф пристенный секционный (7350x450x2100);
    14 — шкаф пристенный секционный;
    15 — шкаф-перегородка секционная с классной доской;
    16 — доска классная с комплектом демонстрационных навесных досок и витрин (5250 х Ю50 х 33( 120) х 1050);
    17 — доска классная секционная раздвижная (1650х 1050);
    18 — экран свертывающийся;
    19 — шторы затемнения;
    20 — штанга для навески досок и таблиц;
    21 — лестнкца-стремянка переносная (500 * 2500).

    4. Специальные помещения (индивидуальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.
    Эти помещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерских. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.
    5. Станки фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1 и заточные относятся: к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливают в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуются вентиляционными отсосами.
    6. Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

    Мастерские по обработке тканей и кулинарии

    1. Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раз­дельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20— 25 % площади).
    2. Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами. Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одноместными и двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего материала с установленными на них бытовыми швейными машинами с электрическим и ручным приводами.
    3. Рабочими местами коллективного пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование для организации производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей.

    Специальное оборудование (см. рис. 6): А — бытовая универсальная швей­ная машина с электроприводом на подставке «Тула»; Б — швейная машина с ножным приводом «Чайка

    2» на подставке; В — ручная машина с электроприводом ПМЗ (МШ-2) на подставке; Г — плита электрическая четырехконфорочная ЭП-7М; Д — мойка с сушилкой для посуды; Е — холодильник «ЗИЛ» (732 х 640 х 1375); Ж —вытяжка; И — гладильная доска с приставкой, откидная; К — манекен детский 44-го размера; Л — примерочная с трельяжем; М — стол кухонный рабочий (1200×600*800).

    Рис. 6. Кабинет обслуживающих видов труда по обработке тканей и кулинарии
    для девочек IV—VIII классов:

    а — для школ на 16, 20, 30, 40;
    б — для школ на 8, 10, 12 классов;
    в — для школ на 8 классов (192 учащихся)

    1 — стол ученический 2-местный с горизонтальной крышкой (1200х х 500 х (450) х 660, 720, 780);
    2 — стол учителя (1200 х 600 х 750);
    3 — стол универсальный (для сервировки и раскроя) (900. 1800* х 900×720);
    4 — подставка для проекционной аппаратуры передвижения (500. 600 * х400х Ю00. 1200);
    5 — стул ученический поворотный с изменяемой высотой сидения (370 х х400хЗб0. 480);
    6 — стул учителя поворотный (480x500x450. 760);
    7 — шкафы пристенные секционные»(6450 х 450 х 2100);
    8 — то же с навесным шкафом (5250 * 450 х 600);
    9 — шкаф пристенный секционный навесной (4800x450x600);
    10 — шкаф навесной секционный (2400×450^600);
    11 — шкаф пристенный секционный (3300x450x2100);
    12 — шкаф пристенный секционный (750x450x2100);
    13 — доска классная секционная раздвижная (1650 х 1050);
    14 — экран свертывающийся;
    15 — штанга для навески досок и таблиц.
    4. Места для влажно-тепловой обработки, швейные машины 51-А класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. К мойкам в мастерских подводится горячая и холодная вода. При отсутствии в школе горячего водоснабжения мойки оборудуются настенными электрическими или газовыми нагревателями.
    5. Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.
    Особое внимание уделяется примерным нормам расстояний между оборудованием (рис. 7, 8).

    Примерные нормы расстояний, мм
    Ширина проходов между торцами станков
    или верстаков. 800;
    Ширина проходов между рядами. 1200;
    Ширина проезда в центре мастерской. 2000;
    Расстояние от стены или колонны до тыльной
    стороны станка. 50;
    Расстояние до другого станка. 800—1000

    В зависимости от конфигурации помещения и вида освещения применяется фронтальная и линейная расстановка оборудования (рис. 8).

    Рабочее место учителя в мастерской рекомендуется располагать на возвышении — подиуме с примерными размерами 3600 х 2000 * х 200 мм. Как правило, оно оборудуется классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. Во многих случаях учителя технологии модернизируют свои рабочие места там, где это позволяют площади и возможности (см. рис. 9). Подиум выполняется более высоким — с учетом показанных на рисунке выдвижных сидений для учащихся, — а его размеры зависят от габаритов класса. Обычно приемлемый размер 6 х 3 м.

    Следует особо отметить, что в настоящее время все больше школьных помещений строится по индивидуальным, а не типовым проектам: увеличивается полезная площадь, создаются большие удобства для работающих.

    В соответствии с нормативами, каждая учебная мастерская ос­нащается умывальниками (в большинстве случаев допускается их размещение в прилегающих рекреациях) из расчета количества -20 % от числа учащихся, а также электросушилками для рук. В специально отведенных местах размещаются емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов. В комплект оборудова­ния мастерских входят носилки и универсальная аптечка скорой помощи, около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, а также размещаются противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.