Требования к личности педагога-психолога в системе образования

Глава 4 Требования к личности педагога-психолога

Глава 4 Требования к личности педагога-психолога

Похожие главы из других книг

Глава 5 ТРЕБОВАНИЯ НАМЕРЕНИЯ

Глава 2. НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Глава 2. НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ В своей погоне за славой невротик устремляется в царство фантастического, бесконечного, неограниченного. Внешне он ведет «нормальную» жизнь – как член семьи и общества, который ходит на работу и развлекается по выходным. Но сам не

Глава 5 ТРЕБОВАНИЯ НАМЕРЕНИЯ

2.3. Требования к личности педагога

2.3. Требования к личности педагога Огромная общественная значимость педагогического труда изначально определила высокие требования к личности учителя. Не случайно еще с древнейших времен общество вручало свое будущее – детей – самым опытным, мудрым,

Глава 3 Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога

Глава 3 Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога

3.1. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога

3.1. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога Согласно «Общей характеристике специальности 031000 Педагогика и психология» (см. Приложение 2) основными видами деятельности педагога-психолога являются коррекционно-развивающая, преподавательская,

3.4. Основные методы работы педагога-психолога

3.4. Основные методы работы педагога-психолога В своей работе педагог-психолог применяет целый ряд методов. Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Наиболее используемыми в психологии являются наблюдение, опрос, интервью,

4.1. Особенности личности педагога-психолога

4.1. Особенности личности педагога-психолога Под словом «личность» люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические (т. е. данные человеку от рождения) и социальные (приобретенные им при жизни, в

4.2. Профессиональная компетентность педагога-психолога

4.2. Профессиональная компетентность педагога-психолога Компетентность (или компетенция) в буквальном переводе с латинского означает «относящийся, соответствующий». Обычно под этим термином подразумевают круг полномочий какого-либо лица или учреждения (БСЭ, т. 22, с. 292).

6.2. Содержание профессиональной подготовки педагога-психолога

6.2. Содержание профессиональной подготовки педагога-психолога В предыдущей главе было рассказано о том, как строится подготовка специалиста в высшей педагогической школе (основные учебные блоки: общекультурные и социально-экономические дисциплины, математические и

6.3. Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога

6.3. Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога Педагогу-психологу необходимо знать свои индивидуальные особенности и то, как они проявляются на определенной стадии профессионального развития. Эти знания нужны для того, чтобы оценить, на какие

Глава 6 Взаимодействие педагога и нейропсихолога при разработке методического пособия «Состав числа»[4]

Глава 6 Взаимодействие педагога и нейропсихолога при разработке методического пособия «Состав числа»[4] При творческом взаимодействии нейропсихологов с педагогами появляется возможность применения нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающем обучении.

ГЛАВА I.Теоретико-методологические основы изучения влияния рефлексии на преодоление профессиональной деформации личности педагога 1.1 проблема профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной психологии

ГЛАВА I.Теоретико-методологические основы изучения влияния рефлексии на преодоление профессиональной деформации личности педагога 1.1 проблема профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной психологии Развитие профессиональной рефлексии педагога в

ГЛАВА II Экспериментальное изучение профессиональной рефлексии как условия преодоления деформации личности педагога

ГЛАВА II Экспериментальное изучение профессиональной рефлексии как условия преодоления деформации личности педагога Реализация цели данной работы и изучение возможностей использования рефлексии для преодоления профессиональной деформации личности педагога

Глава 24 Ваш возраст и ваши требования

Глава 24 Ваш возраст и ваши требования По каким причинам и как ожидания и притязания к партнеру меняются в каждой возрастной группе?Причина 1. Как вы думаете, почему в юности большинству людей не составляет труда создать семью? Как говорится, в юности и солнце ярче, и весна

8.4.1. Требования к психофизиологическим качествам личности и психическая адаптация

8.4.1. Требования к психофизиологическим качествам личности и психическая адаптация Профессия спасателя входит в десятку самых опасных и рискованных профессий нашей страны. Прежде всего, это работа, требующая предельного напряжения физических и душевных сил. Кроме того,

Требования к личности педагога-психолога в системе образования

7. Практическая психология образования / Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 1998.

8. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1991.

Глава 2. ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к личности педагога-психолога. — Психолог как специалист в системе образования. — Модель профессиональной деятельности педагога-психолога. — Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности.

1.2.1. Требования к личности педагога-психолога

Не каждый человек пригоден для работы с людьми. Как представитель одной из «помогающих», человековедческих профессий психолог имеет дело с личностью, обладающей психической реальностью; в то же время он и сам ею обладает. На практике это означает, что любой клиент психолога может влиять на него своими личностными качествами, передавать свои состояния, вовлекать в орбиту своих проблем (контрперенос). Но и специалист, оказывающий помощь, обладая психической реальностью, может, а чаще всего должен оказывать воздействие, включая в работу различные стороны этой реальности (перенос). Эти взаимные воздействия могут быть как позитивными, так и негативными [1]. Задача специалиста заключается, во-первых, в том, чтобы сохранить способность к сопротивлению в случаях негативного влияния, сохранить свой психологический статус-кво; во-вторых, осуществлять культурную эмпатию в ситуациях позитивных воздействий.

Смотрите так же:  Ие патент

Воздействие одной личности на другую — это влияние на сознание, волю, эмоции, через них — на поведение и деятельность человека в целом. Оно осуществляется с помощью различных психологических механизмов: убеждения, внушения, эмоционального заражения. Влияние — это процесс и результат изменения одним человеком другого, его установок, намерений, представлений и других сторон психической реальности в ходе взаимодействия с ним.

Убеждение — интеллектуально-эмоциональное воздействие, основанное на логике, на доказательствах. Суть его — обращенность к сознанию человека. Следовательно, успешность убеждения зависит от его соответствия законам работы сознания: общим, возрастным и индивидуальным. Убеждающие слова должны быть понятны; убеждающее воздействие — обращено к индивидуальному опыту, содержать оптимум новой информации, альтернативность в решении проблемы, повторение и усиление главной убеждающей идеи, а также демонстрировать доверие к клиенту.

Общая характеристика психолого-педагогической деятельности. Требования к профессиональной деятельности и личности педагога-психолога.

Психолого-педагогическая деятельность практического психолога образования понимается как особый вид социальной деятельности, направленной на психологическое сопровождение педагогического процесса. Основой психолого-педагогической деятельности является психологическая деятельность, реализуемая в основных направлениях работы педагога-психолога, в каждом из которых представлена вариативная совокупность педагогических знаний.

Особенности психолого-педагогической деятельности практического психолога образования: общие (системность, целостность, интегративно-дифференцированный характер) и частные (педагогический компонент как базовая составляющая, склонность педагога-психолога к осуществлению исследовательской и практической деятельности, внутренняя и внешняя положительная мотивация реализации психолого-педагогической деятельности в условиях образовательного учреждения, осознание педагогом-психологом значимости и особенностей использования педагогических знаний и умений в профессиональной деятельности, высокий уровень личностного развития, выражающийся в стремлении к самоактуализации), выделенные в соответствии с содержанием и структурой профессиональной деятельности педагога-психолога.

Педагогический компонент психолого-педагогической деятельности определяется как необходимый элемент профессиональной деятельности практического психолога образования, включающий когнитивную (совокупность теоретико-методологических и прикладных аспектов педагогики как науки и практики), когнитивно-деятельностную (ориентация на использование педагогических знаний в психолого-педагогической деятельности), деятельностную (реализация в психолого-педагогической деятельности системы педагогических знаний и умений), рефлексивную (самооценка особенностей сформированности педагогического компонента) составляющие.

В психологической литературе существуют многочисленные исследования профессиональных и личностных качеств отечественных психологов. Они основаны на базе дипломных работ, диссертаций и научных исследований. Требования к эталону личности вполне реальны и применимы на практике, при условии, что личность мотивирована на оказание психологической помощи другим людям, постоянно развивается, стремясь к самоактуализации. Эффективность деятельности зависит от личностных и профессиональных качеств педагога-психолога.

Так, например, Р.В. Овчарова рассматривает требования к личности и деятельности психолога. Используя опросник Р. Кэттелла, она представляет следующие личностные характеристики идеального практического психолога: 1) Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, аналитиком; 2) Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми. Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении; 3) Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы; 4) Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Климов Е. А. относит профессию психолога-консультанта к типу «человек-человек» как профессию, требующую специальных знаний, умений, навыков, т. е. специального обучения (квалификации) работника, в процессе которого формируются вторичные признаки специальности. К этим признакам относятся доброжелательность, чувство эмпатии, эмоциональную устойчивость, интеллектуальную активность, высокий уровень профессиональных знаний, умение общаться с людьми, доброта, тактичность, наблюдательность и пр.

М. В. Молоканов выделил факторы, которые являются базисными для оценки специалиста, работающего с людьми. Этими факторами являются «интерес к другому», «доминантность» и «каузальность».

Абрамова Г. С. полагает, что позиция квалифицированного психолога должна быть основана на профессиональной рефлексии, а не на содержании Я-концепции.

Аминов Н. А. считает главными условиями профессионализма педагога-психолога коммуникативные умения, силу воздействия на поведение других людей и интегральную чувствительность к объекту, процессу и результату психологической деятельности.

Кочюнас Р. подчеркивает, что эффективность педагога-психолога определяется свойствами личности, профессиональными и специальными навыками, обеспечивающими контакт, который и является стержнем психологической деятельности и от которого зависит окончательный эффект психологической помощи другому Согласно мысли Р. Кочюнаса, наиболее значимыми, соответствующими западной парадигме, представляются следующие черт: аутентичность, открытость собственному опыту, развитое самопознании, сила личности и идентичность, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, стремление к глубине межличностных отношений, постановка реалистичных целей,

Эффективный психолог должен понимать ограниченность своих возможностей и извлекать полезные уроки из ошибок. Если психолог допускает собственную ограниченность, то избегает ненужного напряжения и чувства вины, отношения с клиентами становятся более глубокими и реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.

И, наконец, чем разнообразнее будет у него стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность.

Профессиограма и Требования к личности педагога-психолога

Влияние — это процесс и результат изменения одним человеком другого, его установок и других сторон психической реальности в ходе взаимодействия с ним.

Убеждение — интеллектуально-эмоциональное воздействие, основанное на логике, на доказательствах.

Внушение — это воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, понимания и поведения в соответствии с ней.

Смотрите так же:  Приказ о зачислении в герцена

Эм-ное заражение — воздействие через непосредственную передачу эмоциональных состояний (чувств, эмоций) не словесно, а так называемыми параречевыми и неречевыми средствами (громкость, интонация, темп, ритм, тембр; жесты, мимика, движения).

Итак, для психолога как профессионала очень важна его личность, она является главным инструментом его профессиональной деятельности.

Основным фактором, определяющим проф-ную пригодность психолога, является гуманистическая направленность его личности. Важными личностными характеристикам психолога явля-ются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость социальная адаптированность.

Профессиональные знания и умения — это объективные характеристики труда социального педагога, а личностные особенности, установки и ценностные ориентации — ее субъективные характеристики.

В структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы основных качеств.

В первую группу включаются требования, предъявляемые профес д-тью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоц-волевым процессам и психоэм-ым состояниям (сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решительность, активность и др.).

Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как с\критичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, само-контролю поведения.

Третья группа включает коммуникабельность, эмпатич-ность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречивость как способность внушать и убеждать.

Можно выделить в структуре личности профессионала интегральные характеристики (А.

а) профессиональное самосознание специалиста, т. е. комплекс его представлений о себе как профессионале;

б) индивидуальный стиль деятельности и общения

в) творческий потенциал, т.е. комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне.

Сопоставляя различные подходы в профессии психолога можно выделить психологические критерии профессиональной пригодности, свидетельствующие о возможности человека овладеть данной профессиональной деятельностью:высокий уровень интеллектуального развития;здравый смысл, беглость и острота мышления;хорошая саморегуляция, самодисциплина; большая физическая выносливость,работоспособность; способность вносить большие личностные вклады в другихлюдей;способность помогать людям в трудных ситуациях;чувствительность и чуткость к человеку и его проблемам;любовь и эмпатия по отношению к детям;оптимистическое прогнозирование;креативность — способность к творчеству.

Важным элементом профессионального общения психолога является самопрезентация. Ее цели служит имидж человека, благодаря которому он создает у окружающих людей необходимое впечатление.

Имидж профессионала —это облик, форма жизнепроявления человека, благодаря которой проявляются сильнодей-щие личностно-деловые качества. Имидж также выступает как общественное признание и оценочное отношение

Требования к личности психолога в системе образования

С приходом психолога в систему образования связанные определенные социальные ожидания. Формализм, за организованность, внешние стимулирования деятельности и поведения детей – лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональные психологии, сделавшие лицо школы малопривлекательным для ее обитателей. Психология и психолог пришли в детский сад, в школу, чтобы сделать их более гуманными, способствующими личностному росту каждого ребенка, педагога и руководителя. Поэтому совершенно оправдано в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:

· психолог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором;

· психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию, великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении;

· он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересом, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности. Сильный, энергичный. Умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы;

· психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Какие личностные появления не совместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мысли, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление к стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чувства виновной ничтожности.

Сегодня в школу пришли два психолога: интеллектуальный и социабельный. К первому типу относятся рассудительные аналитики, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические навыки. Как правило, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе. Они не стремятся «снизойти» до практических забот школой; к учителям и руководителям, прошедшим только психологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходительно. Думается, что эту категорию можно было стимулировать через создание на базе школ. Где они работают, проблемных лабораторий, экспериментальных площадок. Это способствовало бы повышению мотивации психолога к оплодотворению

его научных поисков.

Другая категория психологов относится к социальному типу. Это люди, чертами характера которых являются стремление получать и воспитывать, психологический настрой на человека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще всего встречается среди педагогов, пришедших на факультет практических психологов. Мотивами их переквалификации в большинстве случаев являются социальные мотивы, реже – неудовлетворенность педагогической деятельностью.

Практическая психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому обостряет до предела проблему обоснованности действия одного человека на другого, границу профессиональных возможностей психолога.

Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессионального долга. Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятия ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу, что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимыми профессиональными средствами».

Смотрите так же:  Совет федерация гражданство

Выраженная ориентация на ценность другого человека профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятием им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одни м из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.

Юридическая психология и место в ней психологической культуры юриста
В познании тайн природы, человека и всех видов его деятельности проявляется его психика. Понимание закономерностей психики человека позволяет эффективно организовать деятельность людей, их общение и взаимоотношения. Психическое состояние человека изучает психология (от греч. «psyche» — душа, «logos» — понятие, учение .

Понятие воли и ее значение для деятельности личности.
Во­ля — сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направ­лении, либо наращивает усилия, чтобы преодолеть барьер. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций: — побудительная функция обеспечивается активность .

Понятие «Субъект общения»
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы лю .

Требования к личности педагога-психолога в системе образования

Под словом «личность» люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические (т. е. данные человеку от рождения) и социальные (приобретенные им при жизни, в ходе обучения, воспитания и самостоятельного развития) качества. Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми.

Для успешной работы педагога-психолога крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции). Социальная чувствительность — особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям. Она заключается в умении специалиста заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять. Педагог-психолог должен уметь построить свое взаимодействие с собеседником с учетом как его, так и своего собственного настроения, особенностей поведения, мировосприятия. Для того чтобы развить в себе социальную чувствительность, необходимо проявлять внимание и воображение.

Социальная чувствительность включает в себя:

а) чувствительность в наблюдении — способность видеть и запоминать поступки и высказывания людей;

б) теоретическую чувствительность — умение использовать теоретические знания для того, чтобы делать заключения об учениках;

в) номотетическую чувствительность — способность применять по отношению к конкретному человеку знания об особенностях поведения представителей той группы, к которой он принадлежит;

г) идиографическую чувствительность — способность узнавать конкретного человека в ходе продолжительного взаимодействия с ним и повышать качество дальнейших действий. Развитая способность управлять собой — еще одна важная особенность педагога-психолога. В управлении собой наиболее важны четыре направления: поддержание физического здоровья; рациональное распределение сил; преодоление трудностей; правильное распределение времени. Легкость общения, гибкость в работе, уверенность в себе при одновременном внимании к другим и жизнерадостность присущи лишь тому, кто открыт и естествен в работе. А это возможно лишь при самовыражении. Подобная потребность в самовыражении — важнейшая составляющая педагогического таланта. Педагогическое мастерство выражается в умении трансформировать это стремление в реальное поведение.

Стремление к саморазвитию и творчеству в работе — также особенность личности педагога-психолога. Творчество (музыкальное, художественное, в рукоделии, обустройстве дома, в работе и т. д.) развивает у педагога-психолога способность нестандартно относиться к вещам, ситуациям, общению и возможности гибко перестраиваться в зависимости от обстоятельств.

Для педагога-психолога важно соблюдать этические принципы в своей работе.

1. Принцип конфиденциальности. Данный принцип требует обязательного сохранения в тайне всей информации, полученной о другом человеке (в частности, ученике) в ходе работы.

2. Принцип объективности и ответственности за принимаемые решения. За любое решение, принимаемое относительно ученика — его успеваемости, отношения к предмету, черт характера, педагог-психолог несет единоличную ответственность.

3. Принцип юридической и правовой правомочности гласит, что исследование не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет полностью его цели и способов использования педагогом-психологом полученной информации. Согласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования, если, как ему кажется, возможно нежелательное вмешательство в его внутренний мир со стороны психолога. Делается это для того, чтобы обследуемый сам нес ответственность за сведения, которые он предоставляет педагогу-психологу.

4. Принцип морально-позитивного эффекта исследования важен для поддержания имиджа педагога-психолога. Педагог-психолог занимает в школе особую позицию. И детям, и учителям он представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более внимательным, спокойным, чем они сами. Именно поэтому нельзя допускать, чтобы посетители уходили из кабинета школьного психолога неудовлетворенными или расстроенными.