Транспортный налог и акцизы на бензин

Налог на транспорт: в каждой капле топлива?

Налог на автомобиль будет существенно реконструирован в текущем году. Налогообложение автомобилей планируется приблизить к европейскому образцу, когда на первое место выходит социальная справедливость. Градация налога только от количества лошадиных сил в моторе существенно устарела, требует пересмотра вся система налогообложения транспорта, в частности, размер ставок и принципов взимания сбора. Именно поэтому уже несколько лет назад зазвучали идеи включить транспортный налог в цену бензина.

Как сегодня платится автоналог?

Налог является местным, соответственно, региональные власти вправе самостоятельно устанавливать предельные мощности автомобилей, величину ставки и перечень льготных категорий граждан. Не облагается налогом такой вид транспорта:

  • авто, мощность которых не более 100 лошадиных сил;
  • специальное оборудование;
  • транспорт инвалидов;
  • весельные лодки.

Размер ставки сегодня очень разный. Статья 361 НК устанавливает предельное ее значение – 200 рублей на одну лошадиную силу. Местными властями эта сумма может быть увеличена (уменьшена) в пять раз. Для наземного вида транспорта существенное значение при определении размера сбора имеет мощность двигателя (указывается в техпаспорте), а для водного – вместимость (тоннаж).

Инновацией именно 2015 года является использование при определении суммы налога экокласса авто и года его производства. Теперь те машины, возраст которых перевалил 10-летний рубеж, будут облагаться налогом и повышающим коэффициентом. На премиум-автомобили, стоимость которых исчисляется в десятках миллионов рублей, также будет начислен больший налог.

Расчет суммы, как и прежде, осуществляется не автовладельцем, а сотрудниками ФНС, на адрес регистрации приходит уведомление и квитанция, где указана сумма к оплате. Если владелец транспорта не согласен с ее размером, придется лично посетить налоговую инспекцию.

Налог в бензине

Уже в 2010 году звучали предложения о взимании транспортного налога с граждан по европейскому образцу, то есть, включением его в цену бензина. В принципе, есть рациональное зерно в этом предложении: платит только тот автовладелец, который ездит. Если машина стоит в гараже, платить вроде бы и не за что.

Для налоговых структур в этом также одни преимущества: осуществлять учет миллионов налогоплательщиков куда сложнее, нежели сотен ресурсопоставляющих предприятий (бензоколонок). Если в 2015 году будет включена в цену бензина сумма транспортного налога, продавец автоматически становится налогоплательщиком. Перечисление сбора полностью окажется на его плечах: отчетность, подача деклараций, контроль.

Включение транспортного налога в акциз на бензин приведет к повышению цены на топливо. Она вырастет в среднем на 30–50 копеек за литр. Скептики прогнозируют повышение на целых 13%. Кроме негативных моментов, есть и преимущества:

  1. Автовладельцы, которые мало эксплуатируют свое авто, больше не будут платить одинаковую сумму сбора с теми, кто ежедневно ездит по делам.
  2. Введение «акцизного налога» позволит значительно сократить аппарат сотрудников налоговых инстанций. А, поскольку данная сфера является бюджетной, сократятся де-факто расходы и налогоплательщиков.
  3. Льготы, работающие сегодня, будут сохранены. Те, кто раньше не уплачивал сбор или мог воспользоваться скидкой, будут приобретать топливо по сниженной стоимости.
  4. Сегодня налог собирается по регионам максимум на 50%, а если он будет в акцизе, все без исключения автовладельцы будут вынуждены оплачивать его, покупая топливо.

Предполагалось, что минимальной будет ставка в 3% от стоимости каждого литра топлива. Региональным властям разрешили бы увеличивать ее значение до 5%. Это, естественно, вызывает массу недовольства простых водителей. Более того, повышение стоимости нефтепродуктов может подтолкнуть повышение цен на продукты, лекарства и другие товары.

Зато в справедливости системы можно не сомневаться. К примеру, в отдельно взятом регионе есть энное количество стоящих на учете авто. Средства, которые выплачивают в бюджет их владельцы, расходуются на улучшение качества дорожного покрытия, ремонтные работы и прочие текущие нужды. С учетом большого количества льготников, которые также ездят по этим дорогам, сумма выходит далеко не заоблачной. Например, в Москве более 58% авто имеют мощность ниже 100 л. с., а, значит, их собственники не уплачивают сбор. За счет «оставшихся» автовладельцев и наполняется бюджет.

Ожидать ли введения топливного налога в 2015 году?

Вряд ли такое налогообложение, когда транспортный налог включен в стоимость бензина, начнет действовать в этом году. Законотворцы опасаются, что помимо начавшегося роста цен из-за кризиса повышение стоимости бензина (как следствие введения «акцизного налога») приведет к еще большему увеличению цен на повседневные товары. Потому не спешат одобрить законопроект, который уже несколько лет «висит» на рассмотрении.

Подоплекой создания законопроекта было желание обновления автопарка. Предполагалось, что автовладельцы вынуждены будут покупать новые экономичные модели машин. В идеале – электромобили. Они не загрязняют окружающую среду вовсе.

Предположительно, когда транспортный налог включат в стоимость бензина, сам сбор как таковой упразднится. Но, пока до этого еще далеко. Хотя опыт европейских стран, США показывает, что такое взимание сбора гораздо целесообразнее и экономически обосновано.

И акцизы повысили, и транспортный налог не отменили

Цены на топливо бьют все рекорды и в этом году тормозить не собираются.

За этот год официальная прибавка составит примерно 1 руб. с 1 января, а потом еще на полрубля — с 1 июля. В рознице это приведет к росту на 60 коп. за литр топлива.

В средней полосе России Аи-95 уже перешагнул психологически важную отметку в 40 руб., а Аи-98 с июля, скорее всего, приблизится к полтиннику или даже его преодолеет. Минэнерго к концу года прогнозирует рост стоимости топлива на 2,7 рубля.

Смотрите так же:  Сколько госпошлина за паспорт в 2019 году

Эти неприятные для владельцев машин новости вызваны тем, что с нового года увеличились акцизы на дизельное топливо и бензин — главные источники пополнения дорожных фондов страны. Так, ставка акциза на бензин класса «Евро-5» выросла с 10 130 до 11 213 руб. за тонну, а цена на дизельное топливо подскочила с 6800 до 7665 руб. за тонну.

С 1 июля ставка акцизов на бензин вырастет уже до 11 892 руб., а на горючее — до 8258 руб. Прибыль от повышения акцизов — а это порядка 55 млрд руб. — Минфин собирается потратить на строительство дорог в Крыму, Калининграде и на Дальнем Востоке.

На этом фоне удивительным выглядит факт, что правительство перестало даже заикаться об отмене транспортного налога. Напомним, в 2018-м его предполагалось заменить как раз тем самым повышенным акцизом на бензин.

В общем, дополнительное повышение акцизов подстегнет инфляцию — вслед за ценами на моторное топливо взлетят цены и на другие товары.

Даже президент Владимир Путин признал, что цена на бензин в России является слишком высокой: «Хотелось бы, чтобы прибило цену в сегодняшней ситуации, и вроде бы для этого есть возможность».

ФАС в принципе жестко контролирует розничные цены, но дело в том, что рост оптовых цен значительно превышает темпы розничного рынка. Президент поручил ФАС разобраться с ситуацией.

Одолжите на заправку

Президент Владимир Путин в конце ноября заявил, что России необходимо уходить от транспортного налога. Компенсировать отмену поборов с автомобилистов глава государства предложил за счет увеличения акцизов на бензин. По мнению президента, стране пора жить по принципу «сколько едешь, столько платишь».

Транспортный налог в России является региональным, и его размер определяется индивидуально в каждом субъекте страны. Однако метод его расчета остается единым: чем мощнее автомобиль, тем выше налог. В Москве с января 2013 года налог вырастет в среднем на 13 процентов и для машин мощностью от 70 до 100 лошадиных сил составит 12 рублей за каждую «лошадь». Для самых мощных автомобилей (свыше 250 лошадиных сил) налог составит 150 рублей за каждую лошадиную силу.

Владельцам кроссоверов BMW X6 мощностью 381 лошадиная сила, к примеру, придется заплатить 57150 рублей налога. «АвтоВАЗовская» Lada Granta мощностью 97 лошадиных сил обойдется москвичам в 1164 рубля. И тем не менее, многие жители столицы не ленятся ради экономии регистрировать свои машины в других регионах, где транспортный налог ниже.

В Федерации автовладельцев России (ФАР) принцип расчета налога из количества лошадиных сил считают неверным. «Сегодня по факту владельцы грузовых автомобилей платят меньший налог, чем мотоциклисты, а владельцы дорогих автомобилей меньший, чем владельцы более мощных, но дешевых автомобилей. Это нонсенс», — заявлял руководитель ФАР Сергей Канаев.

По мнению активиста, налог необходимо рассчитывать не из мощности машины, а из ее стоимости. Кроме того, современные автомобили при сравнительно большей мощности расходуют все меньше топлива и меньше загрязняют окружающую среду.

Законность транспортного налога Канаев намеревался оспорить в Конституционном суде. В начале ноября ФАР также объявила о том, что собрала 100 тысяч подписей, необходимых для внесения законопроекта об отмене налога в Госдуму. «Кроме этого, с аналогичным предложением мы обратимся к президенту России», — уверял Канаев.

И, похоже, президент автовладельцев услышал. Однако вместо перехода к иному принципу расчета налога (исходя из стоимости машин) глава государства счел достаточным поднять акцизы на топливо. Подобные предложения звучали и ранее: за повышение акцизов на бензин и отмену транспортного налога выступали некоторые депутаты Госдумы и активисты автомобильных движений. С тех пор акцизы неоднократно поднимались, но налог на машины по-прежнему остается в силе.

Владимир Путин. Фото РИА Новости, Алексей Дружинин

Об очередном росте акцизов Минтранс объявил в конце ноября. Предлогом для повышения сборов стал недостаток средств в дорожных фондах. Правительству ведомство предложило две схемы повышения акцизов: плавную и агрессивную. В первом случае акциз на бензин «Евро-5» в 2013 году вырастет на 457 рублей за тонну — до 5,6 тысячи рублей. Таким образом, в 2015 году литр бензина в среднем обойдется в 32-34 рубля. Вторая схема предлагает рост акциза на 957 рублей — до 6,1 тысячи рублей за тонну к 2013 году. При этом бензин класса «Евро-5» подорожает к 2015 году до 33,1-36,5 рубля.

Сейчас основные продажи топлива приходятся на бензин более низких классов — «Евро-4», «Евро-3» и «Евро-2». При этом от менее экологичного топлива планируется постепенно отказываться. Изначально «Евро-2 планировалось запретить в странах Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстане) с 2013 года, однако в конце ноября стало известно, что в срок от бензина этого класса скорее всего отказаться не получится. «Евро-3», как ожидается, перестанут продавать с 2015 года. Таким образом, повышение акцизов на более современные классы топлива позволит сохранить поступления в бюджет.

Впрочем, не стоит забывать, что стоимость бензина в России и безо всяких акцизов растет как на дрожжах. К примеру, с июня 2011 года по июнь 2012 года бензин подорожал почти на два рубля за литр, притом что ставки акцизов не менялись.

Из чего же строится рыночная стоимость бензина в России? По данным Федеральной службы государственной статистики за 2011 год, около 45 процентов стоимости литра бензина приходится на цену сырой нефти. Примерно 12,5 процента — это стоимость переработки нефти в бензин. Еще на 14 с лишним процентов топливо дорожает из-за посредников и продавцов (торговая надбавка). Оставшиеся почти 28 процентов приходятся на различные налоги и акцизы.

Смотрите так же:  Пояснительная записка к проекту распоряжения правительства москвы

Для сравнения, в США, которые в отличие от России практически всю нефть импортируют, стоимость сырья составляет почти 70 процентов от стоимости бензина. Стоимость перегонки нефти и торговая надбавка в США, в целом, сравнимы с российскими. Налоги же увеличивают конечную цену топлива лишь на 11,5 процента.

Насколько вырастет акциз на топливо в случае отмены транспортного налога, пока неясно. В Москве в 2014 году (после повышения транспортного налога) с примерно четырех миллионов машин планируется собрать свыше 21 миллиарда рублей. В целом в России только легковых автомобилей зарегистрировано свыше 35 миллионов единиц. В 2010 году объем собранного по стране транспортного налога по стране превысил 75 миллиардов рублей, а в 2011 году — 83 миллиарда рублей.

Таким образом, в случае отмены транспортного налога правительству, без учета грузовиков и коммерческого транспорта, придется за счет акцизов компенсировать свыше десятка миллиардов рублей в год.

В предложенной Путиным схеме важно понять, что принцип «сколько едешь, столько платишь» будет касаться не только автомобилистов (доля которых в России составляет около 27 процентов населения), но и всех остальных граждан. Оценить перемены можно будет в ближайшем магазине, поскольку с ростом цен на бензин в стране вырастет и инфляция. А в цену любого товара так или иначе закладывается стоимость его транспортировки до потребителя.

Что касается автомобилистов, то для них предложенную Путиным схему тоже сложно назвать подарком. Налицо очередной парадокс: в богатой нефтью России бензин станет дороже, чем в США. При этом тем же американцам машины обходятся почти в два раза дешевле, чем россиянам, которым с сентября приходится платить еще и сбор за утилизацию.

Акцизы на бензин и транспортный налог: как избежать двойного налогообложения

По статье 13 НК РФ определяются федеральные налоги и сборы, в качестве которых выступают и акцизы. В перечень товаров подакцизной направленности, в том числе, входит автомобильный бензин, топливо дизельного типа. В качестве объекта налогообложения выступают операции, связанные с реализацией на российской территории лицами товаров, которые ими были произведены, и они подпадают в подакцизную категорию. Таким образом, в роли акцизных плательщиков выступают производители нефтепродуктов и покупатели нефтепродуктов, у которых присутствует свидетельство о регистрации лица, которым совершаются операции с нефтепродуктами.

В статьей 14 НК РФ предлагается перечень налогов регионального значения, в рамках которого прописан и транспортный налог. В качестве объекта налогообложения в таком случае признаются средства транспортной направленности. При этом транспортный налог распространяется не только на автомобили, но и на воздушные, водные транспортные средства, которыми дорожное покрытие не используется.

Судя по всему вышеописанному, налогообложение акцизами и транспортным налогом относится к разным объектам, соответственно, о двойном налогообложении речи идти не может. Соответствующая позиция была изложена ФНС в рамках своего письма.

Налоговиками, в качестве доказательства отсутствия двойного налогообложения, также было уточнено, что плата в «Платон», за охраняемые парковки, прохождение техосмотра на ежегодной основе, оплата ОСАГО, платных въездов в города, не считается налогами и сборами, которые регулируются нормами НК РФ.

Включен ли транспортный налог в стоимость бензина?

Транспортный налог включен в стоимость бензина или нет? На данный момент в российском законодательстве нет положений, официально закрепляющих учет сумм транспортного налога в стоимости топлива. Однако соответствующие инициативы активно обсуждаются: рассмотрим их сущность.

Акциз в стоимости бензина вместо транспортного налога

Транспортный налог как отдельная юридическая категория регулируется положениями гл. 28 НК РФ. В ней не предусмотрено какой-либо корреляции соответствующих платежей в бюджет и расходов автовладельца на приобретение бензина.

Однако на протяжении последних лет в сообществе экспертов, деятельность которых связана с законотворчеством, возникают тезисы о необходимости корректировки положений гл. 28 НК РФ либо внесении в них существенных дополнений в части замены транспортного налога для физлиц дополнительными налогами или новыми акцизами на бензин (которые уже существуют как отдельная правовая категория — ее специфику мы также рассмотрим).

Основной аргумент инициаторов нововведений — автолюбители смогут делать перечисления в бюджет не за то, что владеют транспортным средством, а за то, что фактически пользуются им. Ведь многие граждане, являясь собственниками автомобилей, ездят на них крайне редко, например, только в летний сезон, но вынуждены платить транспортный налог.

Подробнее о данной законодательной инициативе читайте в материале «Транспортный налог могут отменить».

Замена транспортного налога акцизами на бензин, привязанными к фактическим объемам расходуемого топлива, позволила бы значительно повысить эффективность налоговой политики государства: с одной стороны, платежная нагрузка на относительно пассивных владельцев машин снизилась бы, а сборы с относительно активных автолюбителей были бы пропорциональны интенсивности пользования ими транспортными средствами.

Подобные изменения в законах, как полагают инициаторы нововведений, избавили бы и законодателя от внедрения так называемого экологического налога, о необходимости установления которого в последнее время говорят многие эксперты и налоговики. Уплачивая акцизы на бензин пропорционально его расходованию, гражданин одновременно компенсировал бы вред экологии, наносимый продуктами сгорания топлива.

Перспектива внедрения законодательных инициатив

Инициативы, о которых идет речь, пока что не находят поддержки в структурах государственной власти. Так, Министерство финансов РФ считает, что акцизы на бензин, подлежащие уплате гражданами, на практике будет крайне сложно администрировать. Кроме того, как полагают чиновники Минфина, введение дополнительных акцизов может спровоцировать неоправданный рост стоимости топлива.

Несмотря на неоднозначное восприятие инициативы на уровне исполнительной ветви власти, депутаты Госдумы, а также их региональные коллеги в парламентах субъектов РФ считают необходимым продолжить диалог на тему замены транспортного налога акцизами. Технически администрирование данных платежей должен облегчить, как полагают депутаты, электронный документооборот, всё более активно внедряющийся в практику сбора налогов.

Смотрите так же:  Требования к стрелку вохра

Настаивая на замене транспортного налога акцизами, следует также учитывать и возможные негативные последствия такого шага для самих плательщиков налога: с исчезновением налога исчезнут и льготы, которыми сейчас пользуются владельцы транспортных средств.

Со списком «транспортных» льготников вас познакомит материал.

Акцизы на бензин: текущая схема

Выше мы отметили, что акцизы на бензин — действующая юридическая категория. Рассмотрим ее сущность подробнее.

Важный момент, на который следует обратить внимание: российские автовладельцы уже сейчас фактически компенсируют продавцам топлива действующие акцизы на бензин.

Дело в том, что производитель подакцизных нефтепродуктов, реализовав покупателю топливо, должен до 25-го числа месяца, который следует за прошедшим налоговым периодом, перечислить сумму акциза в бюджет (п. 3 ст. 204 НК РФ).

Нефтепродукты, относящиеся к подакцизным:

  • автомобильный бензин;
  • моторные масла (для двигателей дизельного, карбюраторного типа);
  • прямогонный бензин;
  • дизельное топливо.

Исчисление акциза осуществляется в привязке к 1 тонне нефтепродукта. Акциз начисляется на топливо, как правило, в день отгрузки покупателю (п. 2 ст. 195 НК РФ, письмо Минфина РФ от 14.01.2010 № 03-07-06/03).

Плательщиками акцизов на бензин и иные нефтепродукты из указанного перечня являются юрлица и ИП, которые реализуют произведенные ими подакцизные товары.

В случае если топливо изготовлено из давальческого сырья и передано организации либо физлицу, не имеющему свидетельства на выпуск нефтепродуктов, акцизные сборы должны перечисляться в бюджет переработчиком сырья.

Акцизы на бензин также платят юрлица и ИП на ЕНВД. На данный момент ЕНВД не заменяет платежных обязательств, о которых идет речь.

Как влияет класс бензина на ставку акциза, узнайте здесь.

Включен ли акциз в стоимость бензина при продаже конечному потребителю

В положениях ст. 200 НК РФ установлены налоговые вычеты по акцизам на бензин. Но их не могут применять плательщики (в Налоговом кодексе нет на то соответствующих оснований), которые осуществляют продажу бензина конечным потребителям — к таковым относится большинство топливных компаний, владеющих заправками. В этом можно проследить отличие акциза на топливо от НДС, по которому вычеты АЗС применять могут так же, как и другие розничные виды бизнеса.

Подробнее о вычетах, установленных для плательщиков НДС, читайте в статье «Что такое налоговые вычеты по НДС?».

Нефтеперерабатывающие заводы, имеющие свидетельства на операции с нефтепродуктами, вправе использовать вычет. Что касается АЗС, то воспользоваться вычетом по акцизам они не могут, так как вычеты могут применить только налогоплательщики акцизов, к которым АЗС, занимающиеся перепродажей подакцизных товаров, не относятся (см. ст. 179, 200 НК РФ, письмо Минфина России от 20.04.2015 № 03-07-06/22469). Акцизы на бензин, моторные масла, дизельное топливо, предъявленные производителем, АЗС включает в стоимость этих товаров (п. 1 ст. 199 НК РФ). Таким образом, в стоимость ГСМ, реализуемых конечному потребителю, включены акцизы, которые АЗС уплатила производителю.

Поэтому уже сейчас автолюбители фактически платят акцизы в размере, пропорциональном расходованию топлива. В этом смысле сложно обнаружить в рассмотренной нами выше законотворческой инициативе принципиальную новизну.

Если инициатива по видоизменению транспортного налога, о которой мы сказали в начале статьи, будет реализована (то есть соответствующий налог для физлиц будет заменен акцизом), то можно предположить, что необходимость в дополнительном администрировании акцизов возникнет в целях раздельного учета объемов топлива, реализуемого физлицам и юрлицам, возможно, как результат появления новой разновидности акциза или налога с продаж, установленного только для физлиц.

На сегодняшний день транспортный налог в стоимость бензина не включен, хотя депутаты Госдумы неоднократно выходили с такой инициативой. Предлагаемая депутатами замена транспортного налога акцизами, по их мнению, позволила бы одновременно компенсировать и наносимый дорогам ущерб, и вред экологии от сгорания топлива, так как оплата бензина производится пропорционально его расходованию.

Законодатели занимаются поисками альтернативных способов взимания с владельцев транспорта ущерба, наносимого дорогам (например, путем введения экологического налога).

Транспортный налог опять хотят заменить повышением акцизов на бензин

— Что касается транспортного налога. Эта тема обсуждается. Есть и сторонники того, чтобы отказаться от транспортного налога и перейти на повышенный акциз на бензин. Есть и противники. Мне кажется, что повышение акциза — это более справедливая мера, нежели налог на транспортное средство, — ответила ему, как сообщает агентство Interfax, Валентина Матвиенко.

Ожидаемо была включена заезженная пластинка про то, что это было бы хорошей социальной мерой для ветеранов и пенсионеров, которые зачастую используют свой автомобиль только летом, а в остальное время машина стоит в гараже.

Вот только Министерство транспорта РФ не собирается уходить от транспортного налога в ближайшие годы, поскольку он исправно собирается и наполняет региональные дорожные фонды. Глава Минтранса Максим Соколов считает, например, что это вопрос следующего десятилетия.

Портал «АвтоВзгляд» напоминает, что сама идея об отмене транспортного налога с компенсацией потерь бюджета за счет повышения акцизов возникла в далеком 2010 году. С тех пор эта тема неоднократно поднималась самыми разными популистами во власти, но в итоге каждый раз только повышались акцизы. Между прочим, это происходит с тех пор с регулярностью раз в год, а в 2013-м так вообще два раза подряд.

Заботы наших законодателей о народе налицо: в 2010 году бензин Аи-95 стоил 23 рубля, дизтопливо — 19 целковых за литр. Желающие оценить результат работы властей за прошедшие семь лет могут ознакомиться с ним на ценнике любой заправки.