Технические требования к природным газам

Технические требования к природным газам

ДЛЯ ПУНКТОВ ЗАПРАВКИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

СЖИЖЕННЫМИ НЕФТЯНЫМИ ГАЗАМИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Пункты по заправке автомобилей сжиженными углеводородными газами (сокращенно ПАЗ СНГ) создаются в системе Минавтотранса РСФСР на специально выделенных площадках (АТП).

1.2. Проектирование ПАЗ СНГ должна выполняться в соответствии с настоящими «Требованиями. » и действующими общесоюзными и отраслевыми нормами, правилами, инструкциями и указаниями.

1.3. ПАЗ СНГ входит как составное структурное звено в АТП, при котором оно создано.

1.4. Место расположения ПАЗ СНГ должно быть согласовано с местными советскими органами с учетом перспектив развития автомобильного транспорта, наличием энергетических ресурсов и технико-экономическим обоснованием минимальных пробегов автотранспорта от мест его базирования до ПАЗ СНГ.

1.5. Доставка сжиженного газа на ПАЗ СНГ осуществляется с помощью автоцистерн ( газовозов ). Возможна доставка газа и с помощью передвижных автогазозаправщиков .

1.6. При конкретной привязке ПАЗ СНГ к выделенной площадке (при АТП) должны учитываться внешние инженерные коммуникации (противопожарные устройства, канализационная, телефонная сети и т.д.).

2. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. ПАГ СНГ предназначены для заправки сжиженным нефтяным газом (СНГ) газобаллонных автомобилей (ГБА) всех марок, принадлежащих Минавтотрансу РСФСР.

В отдельных случаях на ПАЗ СНГ могут направляться ГБА других министерств и ведомств, что оформляется соответствующим договором.

2.2. ПАЗ СНГ разрабатывается в климатическом исполнении «УХЛ», категория размещения по ГОСТ 15150-69, и должна обеспечивать нормальную работоспособность при температурах: от -40 °С до +45 °С; сейсмичность — не выше 6 баллов; глубина промерзания грунта — 140 °С; грунт в основании не осадочный, не пучнистый , грунтовые воды отсутствуют.

2.3. ПАЗ СНГ должен предусматривать возможность слива сжиженного нефтяного газа из баллонов автомобилей в подземные (или надземные) резервуары для его хранения и последующего использования.

3. СОСТАВ СООРУЖЕНИЙ

По составу сооружений ПАЗ СНГ может быть выполнен в 3-х вариантах.

3.1. В состав ПАЗ СНГ входят следующие сооружения:

1) помещение для операторов с пультом управления и КИП;

2) пост заправки в составе одной (двух) заправочных колонок и насосным оборудованием);

3) блок подземных резервуаров, состоящий из 4-х сосудов геометрической емкостью по 5 куб. м с рабочим давлением 1,0 МПа;

4) блок аккумуляторов сжатого природного газа, состоящий из 10 (20) автомобильных баллонов для СПГ объемом по 50 л, с рабочим давлением 20 МПа;

6) щит с пожарным инвентарем;

7) эстакада слива газа из автоцистерн и автомобильных баллонов;

8) площадки для заправки одного (или одновременно 2-х) автомобилей;

9) ПАЗ СНГ должен иметь необходимое вспомогательное оборудование, обеспечивающее наружное освещение, освещение заправочных колонок, громкоговорящую связь и т.п.

3.2. В состав ПАЗ СНГ входят следующие сооружения:

1) помещение для операторов с пультом управления и КИП;

2) пост заправки в составе двух (четырех) заправочных колонок;

3) блок подземных резервуаров, состоящий из 2-х сосудов, объемом 25 куб. м (или 50 куб. м), с рабочим давлением 1,6 МПа;

4) блок аккумуляторов сжатого природного газа, состоящий из 6 сосудов емкостью по 250 л и рабочим давлением 20,0 МПа или 40 автомобильных баллонов для СПГ емкостью по 50 л и рабочим давлениям 20,0 МПа.

Пункты 5, 6, 7, 8 и 9 — такие же, как и у варианта 1.

3.3. В состав ПАЗ СНГ входят следующие сооружения:

1) помещение для операторов с пультом управления и КИП;

2) пост заправки в составе двух заправочных колонок;

3) блок надземных резервуаров, состоящий из 2-х сосудов объемом 25 куб. м (или 50 куб. м) с рабочим давлением 1,6 МПа;

4) блок приточный теплообменников с источником теплонагрева .

Остальные пункты 5, 6, 7, 8 и 9 — такие же, как и в варианте 1.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ

4.1. Требования к сосудам для хранения

сжиженного нефтяного газа

1. Сосуды первого, второго и третьего вариантов ПАЗ СНГ должны поставляться заводского изготовления, отвечающими всем требованиям Правил Госгортехнадзора СССР.

2. Рабочие параметры:

│ │ Вариант 1 │Вариант 2 (3)│

│Количество сосудов, шт. │4 │2 │

│Вместимость сосуда геометрическая, куб. м │5 +/- 0,5% │ │

│Вместимость сосуда полезная при коэффициенте │4,25 │21,25 (42,5) │

│заполнения 0,85, куб. м │ │ │

│Масса заполняемого газа в сосуд, не более, кг │2440 │12200 (24400)│

│Рабочее давление газа, не более, МПа │1,0 │1,6 │

│Расчетное давление сосуда, МПа │1,1 │1,8 │

│Давление гидроиспытаний , МПа │1,37 │2,25 │

3. Сосуды ПАЗ СНГ вариантов 1 и 2 должны размещаться внутри грунта. Освидетельствование таких сосудов может производиться без освобождения их от грунта и снятия наружной изоляции при условии замера толщины стенок сосуда неразрушающими методами контроля (по специальной инструкции). Периодичность освидетельствования — 1 раз в 10 лет.

4. Слив сжиженного нефтяного газа из автоцистерны ( газовозов и (или) баллонов автомобиля) в резервуары ПАЗ СНГ для его хранения должен осуществляться за счет разности уровней жидкости (гидростатических давлений) с соединением паровых объемов резервуаров и сливаемых емкостей.

Перелив СНГ в надземные резервуары их автоцистерн (автомобильных баллонов) может осуществляться вытеснительным способом путем газификации части сливаемого газа (за счет внешнего теплового источника) и соединением паровых объемов 2-х резервуаров пункта.

5. Эксплуатация сосудов, их измерительной, контрольной, предохранительной арматуры должна проводиться в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».

4.2. Требования к насосному оборудованию

1. Насосы для подачи сжиженного нефтяного газа должны поставляться заводского изготовления, соответствующие техническим условиям завода-изготовителя.

2. Рабочие параметры:

│ Параметры │ Единица измерения │ Величина │

│Производительность │ л /мин. (куб. м/ч) │83 (5) │

│Напор номинальный │ м │170 │

│Допускаемое отклонение напора (минус) │ м │ │

│ — при изготовлении │ │10 │

│ — при эксплуатации │ │14 │

│Давление на воде │МПа (кгс/кв. см) │ │

│ — не более │ │1,6 (16) │

│ — не менее │ │0,05 (0,5) │

│Мощность насоса, не более │кВт │ │

│ — на рабочей жидкости │ │5,5 │

│Мощность привода, не более │кВт │ │

│ — на рабочей жидкости │ │6,5 │

│ — частота тока │ Гц │50 │

│ — напряжение │В │380 │

│ — род тока │ │переменный,│

│Допускаемый кавитационный запас, не более│ м │0,9 │

│Масса, не более │ кг │ │

│ — агрегата в целом │ │240 │

│Наработка на отказ, не менее │ м │2000 │

│Средний ресурс до капремонта, не менее │ м │10000 │

│Срок службы, не менее │год │10 │

│Трудоемкость обслуживания, не более │ ч │1 в смену │

3. Привод насоса должен быть выполнен во взрывоопасном исполнении.

4. Насос в сборе должен быть герметичен. Проверка герметичности должна производиться гидравлическим давлением 2,5 МПа.

5. При производительности насоса менее 60% от номинальной должно быть обеспечено его автоматическое отключение.

6. Безканитационная работа насоса ПАЗ СНГ варианта 1 должна быть обеспечена одним из следующих способов:

путем поддавливания рабочей жидкости в подземных резервуарах за счет энергии сжатого природного газа, отбираемого из блока аккумуляторов через газовый редуктор;

за счет использования погруженных электронагревателей (типа ИЭП-04).

4.3. Требования к постам заправки газом

1. Заправка автомобилей — ручная.

2. Присоединение заправочного шланга к наполнительному вентилю баллона автомобиля должна производиться оператором-наполнителем.

3. Заправочные колонки на ПАЗ СНГ должны быть оборудованы:

счетчиком количества газа (в л), заправленного в баллоны автомобиля;

— газораздаточным шлангом с заправочным наконечником.

4. Конструкция колонок должна позволять производить заправку автомобиля как с правым, так и с левым расположением заправочного вентиля.

5. Степень унификации заправочных колонок ПАЗ СНГ с заправочными колонками на стационарных АГЗС-300 не менее 65%.

Допускается применение заправочных колонок АГЗС-300 (АГЗС-150).

4.4. Требования к блокам аккумулирования сжатого

1. Общий объем баллонов блока аккумулирования сжатого природного газа (СПГ) определяется вариантом ПАЗ СНГ (см. раздел 3), технологией заправки автомобилей СПГ.

2. Автомобильные баллоны для СПГ могут быть последовательно соединены в секции (по 5 или 10 баллонов).

3. Каждая секция баллонов должна работать независимо от наличия газа в других секциях.

4. Максимальное рабочее давление СПГ в баллонах — 20,0 МПа.

5. Аккумулятор СПГ должен быть снабжен газовым редуктором высокого давления с двумя манометрами (на высокой и низкой стороне давления газа).

Величина выходного давления редуктора определяется вариантом ПАЗ СПГ.

│Вариант ПАЗ│Величина выходного│ Назначение │

│СПГ, номер │давления СПГ, МПа │ │

│1 │0,2 +/- 0,05 │Обеспечение безкавитационной работы насоса│

│2 │1,6 +/- 0,1 │Заправка баллонов автомобилей путем выдав-│

│ │ │ ливания СПГ из резервуаров без применения │

Газовые редукторы должны иметь ручное (или дистанционное) управление.

Примечание: заправка баллонов автомобилей сжиженным газом на ПАЗ СПГ варианта 3 должна обеспечиваться путем газификации СПГ с использованием проточных теплообменников.

5. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1. Сжиженный нефтяной газ (СНГ), заправляемый на ПАЗ СНГ, по своим физико-химическим свойствам, компонентному составу и условиям применения должен соответствовать ГОСТ 27578-87.

Для автомобильного транспорта установлены две марки СНГ:

ПА — пропан автомобильный;

ПБА — пропан-бутан автомобильный.

Марку газа ПБА применяют при температуре окружающего воздуха до минус 20 °С , марку ПА — от минус 20 °С до минус 35 °С.

2. Рабочие параметры СНГ:

│ Показатели │ Единица │ Норма для марки │

│Массовая должность компонентов: │Х │ │ │

│ пропан │ │50 +/- 10│90 +/- 10│

│сумма метана, этана │ │не нормируется │

│сумма углеводородов и выше │ │не нормируется │

│сумма непредельных углеводородов, не более │ │6,0 │6,0 │

│Давление насыщенных паров, избыточное: │МПа │ │ │

│ при температуре +45 °С , не более │ │1,6 │ │

│ при температуре минус 20 °С , не более │ │0,07 │ │

│ при температуре минус 35 °С , не менее │ │ │0,07 │

│Массовая доля серы и сернистых соединений, │% │0,01 │0,01 │

│в том числе сероводорода, не более │ │0,003 │0,003 │

3. Максимальное давление газа в баллонах автомобилей, МПа — 1,6.

4. Геометрический объем газовых баллонов для СНГ на отечественных автомобилях, л : максимальный — 250; минимальный — 94.

5. Коэффициент заполнения автомобильных баллонов СНГ, принятый в СССР — 0,9.

6. Расчетный объем заправки СНГ одного автомобиля, л — 162.

7. Повторяемость операции заправки одного автомобиля в год — от 75 до 85 раз.

8. Среднее время заправки одного автомобиля СНГ, включая вспомогательные операции, мин. — 7,5.

9. При использовании резервуаров ПАЗ СНГ для слива газа из баллонов автомобиля следует исходить из следующих данных:

повторяемость операций слива СНГ:

на один автомобиль в год — 3 — 4;

среднее количество газа, сливаемого за один раз из баллона автомобиля, л , — 65;

продолжительность слива, не более, мин. — 20.

6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЗАПРАВКИ БАЛЛОНОВ

1. Заправка баллонов автомобилей СНГ должна производиться на специальных постах.

Размер поста определяется наибольшими габаритами автомобиля в плане, плюс 1,5 м в каждую сторону.

2. Заправка баллонов автомобиля осуществляется от газозаправочной колонки с помощью гибкого шланга.

Подсоединение гибкого шланга к заправочной колонке должно осуществляться через скоростной клапан.

3. После подсоединения гибкого шланга через унифицированный заправочный узел к наполнительному вентилю автомобиля система управления работой ПАЗ СНГ по команде оператора должна обеспечить заправку баллонов автомобиля газом.

Давление СНГ в заправочной магистрали создается насосом (вар. 1) или методом вытеснения СНГ из резервуаров пункта (вар. 2 и 3).

4. Окончание заправки баллонов СНГ фиксируется оператором-наполнителем по срабатыванию клапана максимального наполнения (появления жидкости) или автоматически.

7. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПУНКТОВ

Смотрите так же:  Увольнение в связи с судимость

1. Режим работы ПАЗ СНГ — круглосуточный, без полных остановок на ремонт.

2. Распределение заправок по сменам, в течение суток ( в %):

3. Загрузка ПАЗ СНГ ( в %):

в рабочие дни — 100;

в субботние дни — 30;

в выходные и праздничные — 20.

Примечание: в зависимости от мощности АТП, наличия в регионе газобаллонных автомобилей и организации их заправки режим работы ПАЗ СНГ может быть уточнен.

8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

8.1. Требования к надежности

Все сборочные единицы технологического оборудования ПАЗ СНГ должны быть ремонтопригодны .

Средний срок службы ПАЗ СНГ — не менее 20 лет.

Установленный ресурс до капитального ремонта — не менее 10 лет.

8.2. Требования к уровню унификации и стандартизации

Уровень унификации и стандартизации в целом по ПАЗ СНГ должен быть не менее 60%.

Коэффициент применяемости — не менее 45%.

8.3. Требования безопасности и охраны труда

По используемому рабочему телу — сжиженным углеводородным газом — ПАЗ СНГ относится к категории взрыво — и пожароопасных производств.

Пределы воспламеняемости СНГ в смеси с воздухом при нормальных условиях в %:

Предельно допустимая концентрация (ПАК) в рабочей зоне, мг/куб. м — 300 (в пересчете на углерод).

Характеристика вредного воздействия — наркотическая.

Технологические решения ПАЗ СНГ должны предусматривать систему пожарной и аварийной сигнализации, а также систему пожаротушения.

Генеральный план ПАЗ СНГ должен предусматривать движение автотранспорта к газозаправочным колонкам по односторонней схеме с учетом допустимых радиусов поворота транспортных средств большого и малого габаритов.

Встречное движение автотранспорта для осуществления заправки СНГ не допускается.

Устройство дорог должно обеспечивать возможность свободной эвакуации транспортных средств от заправочных постов.

Заправочные посты должны иметь блокировку, исключающую возможность движения автомобиля при подсоединенном заправочном шланге к наполнительному вентилю баллона.

Помещения блоков должны быть оборудованы системами электрического отопления, вытяжной вентиляцией периодического действия и естественной вытяжной вентиляцией.

Основные производственные помещения должны быть оборудованы средствами связи, звуковой и световой сигнализацией.

По технике безопасности технологическое оборудование и ПАЗ СНГ в целом должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-74 и ГОСТ 12.2.027-77.

8.4. Эргономические и эстетические требования

Размещение приборов, органом управления и удобство пользования ими должно соответствовать требованиям эргономики в соответствии с ГОСТ 12.2.003-78 и ГОСТ 21753-76.

Внешний вид ПАЗ СНГ и его отдельных блоков должен соответствовать требованиям технической эстетики.

В архитектурно-строительных и технических решениях заправочных постов и блоков ПАЗ СНГ должны быть использованы облегченные конструкции сварочных единиц.

8.5. Требования по патентной чистоте

ПАЗ СНГ должен обладать патентной чистотой в отношении индустриально развитых стран и стран — членов СЭВ.

Отдельные положения требований могут быть уточнены или дополнены в процессе проектирования.

Техническое задание должно быть согласовано с заказчиком.

Разработку конструкторской документации выполнить в одну стадию — рабочий проект.

Рабочий проект должен быть согласован с организацией-исполнителем и заказчиком.

Опытный образец ПАЗ СНГ должен быть принят Государственной приемочной комиссией в составе проектной организации-заказчика, организации-исполнителя, органов ГАИ МВД, Госгортехнадзора СССР, Госгазнадзора СССР, Минздрава РСФСР, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

ГОСТ 27577-2000 Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия

ГАЗ ПРИРОДНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ
КОМПРИМИРОВАННЫЙ
ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 52 «Природный газ» (ВНИИГАЗ)

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 18 от 18.10.2000 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование национального органа стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 25 января 2001 г. № 32-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 27577-2000 «Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия» введен в действие непосредственно в качестве межгосударственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2002 г.

4 ВЗАМЕН ГОСТ 27577-87

1 Область применения . 2

2 Нормативные ссылки . 2

3 Технические требования . 2

4 Требования безопасности . 3

6 Методы испытаний . 4

7 Гарантии поставщика . 4

Приложение А Октановые числа углеводородов для расчета октанового числа природного газа по моторному методу . 4

ГАЗ ПРИРОДНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ КОМПРИМИРОВАННЫЙ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Compressed natural fuel gas for internal-combustion engines.
Specifications

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на природный компримированный газ (далее — газ), применяемый в качестве альтернативного топлива для двигателей внутреннего сгорания транспортных средств: автомобилей, железнодорожного транспорта, речных судов и сельскохозяйственной техники.

Обязательные требования к качеству продукции изложены в 3.2 (таблица 1, показатели 4 и 5), и разделах 5 и 6.

(Поправка. ИУС 8-2002).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.011-78* Система стандартов безопасности труда. Смеси взрывоопасные. Классификация и методы испытаний

* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 51330.2-99, ГОСТ Р 51330.5-99, ГОСТ Р 51330.11-99 и ГОСТ Р 51330.19-99.

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапоромеры. Общие технические условия

ГОСТ 5542-87 Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения. Технические условия

ГОСТ 20060-83 Газы горючие природные. Методы определения содержания водяных паров и точки росы влаги

ГОСТ 22387.2-97 Газы горючие природные. Методы определения содержания сероводорода и меркаптановой серы

ГОСТ 22387.4-77 Газ для коммунально-бытового потребления. Метод определения содержания смолы и пыли

ГОСТ 22667-82 Газы горючие природные. Расчетный метод определения теплоты сгорания, относительной плотности и числа «Воббе»

ГОСТ 23781-87 Газы горючие природные. Хроматографический метод определения компонентного состава

ГОСТ 28498-90 Термометры жидкостные стеклянные. Общие технические требования. Методы испытаний

3 Технические требования

3.1 Природный топливный компримированный газ получают из горючего природного газа, транспортируемого по магистральным газопроводам или городским газовым сетям, компримированием и удалением примесей на газонаполнительной компрессорной станции (ГНКС) по технологии, не предусматривающей изменения компонентного состава и утвержденной в установленном порядке.

3.2 По физико-химическим показателям газ должен соответствовать требованиям и нормам, приведенным в таблице 1 .

1 Объемная теплота сгорания низшая, кДж/м 3 , не менее

2 Относительная плотность к воздуху

3 Расчетное октановое число газа (по моторному методу), не менее

4 Концентрация сероводорода, г/м 3 , не более

5 Концентрация меркаптановой серы, г/м 3 , не более

6 Масса механических примесей в 1 м 3 , мг, не более

7 Суммарная объемная доля негорючих компонентов, %, не более

8 Объемная доля кислорода, %, не более

9 Концентрация паров воды, мг/м 3 , не более

По ГОСТ 20060, раздел 2

Примечание — Значения показателей установлены при температуре 293 К (20 °С) и давлении 0,1013 МПа.

3.3 Избыточное давление газа в момент окончания заправки баллона должно соответствовать ТУ на ГНКС и ТУ на газобаллонные средства заправки.

3.4 Температура газа, заправляемого в баллон, может превышать температуру окружающего воздуха не более чем на 15 °С, но не должна быть выше 333 К (60 °С).

4 Требования безопасности

4.1 Газ по токсикологической характеристике относится к веществам 4-го класса опасности по ГОСТ 12.1.007.

4.2 Газ относится к группе веществ, способных образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Концентрационные пределы воспламенения газа (по метану) в смеси с воздухом при температуре 293 К (20 °С) и нормальном давлении:

нижний — 5 % (по объему);

верхний — 15 % (по объему).

Для газа конкретного состава концентрационные пределы воспламенения определяют в соответствии с ГОСТ 12.1.044.

Категория и группа взрывоопасной смеси IIA — T 1 — по ГОСТ 12.1.011.

4.3 Максимальное давление взрыва смеси газа с воздухом, находящейся при абсолютном давлении 0,1013 МПа и температуре 293 К (20 °С), равно 0,72 МПа (по метану).

4.4 Для тушения при возгорании газа должны применяться углекислотные, пенные или порошковые огнетушители, песок или земля, асбестовая кошма или специальные огнетушащие газы и другие средства в соответствии с технологическим регламентом АГНКС.

4.5 При производстве, хранении, транспортировании и использовании газа необходимо соблюдать требования безопасности, предусмотренные Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и Правилами технической эксплуатации и безопасного обслуживания оборудования автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС).

4.6 Меры и средства защиты работающих от воздействия газа, требования к личной гигиене работающих, оборудованию и применению регламентируются Правилами безопасности в нефтегазодобывающей промышленности и Правилами безопасности в газовом хозяйстве, а также Правилами технической эксплуатации и безопасного обслуживания оборудования АГНКС.

4.7 Предельно допустимая концентрация (ПДК) углеводородов газа в воздухе рабочей зоны не должна превышать 300 мг/м 3 в пересчете на углерод ( ГОСТ 12.1.005).

Предельно допустимая концентрация сероводорода в воздухе рабочей зоны 10 мг/м 3 , сероводорода в смеси с углеводородами С1С5 — 3 мг/м 3 .

5.1 Приемка газа, поступающего от поставщика, — по ГОСТ 5542.

5.2 Периодичность контроля газа по показателю 9 таблицы 1 должна быть не реже одного раза в сутки. Давление газа в баллонах определяют после окончания каждой заправки. Температуру газа, подаваемого на заправку, определяют по требованию потребителя.

Результаты контроля распространяют на объем газа между данным и последующим испытаниями.

5.3 Контроль газа по показателям 1-8 таблицы 1 проводят не реже одного раза в месяц по данным о качестве газа, получаемого от поставщика.

5.4 При получении неудовлетворительных результатов контроля газа по концентрации водяных паров проводят повторное испытание. Результаты повторных испытаний распространяются на объем газа между данным и последующим испытаниями.

При получении неудовлетворительных результатов при повторных испытаниях заправка баллонов сжатым газом должна быть прекращена до устранения причин, вызывающих отступление от норм, и получения положительных результатов контрольного испытания.

5.5 При несоответствии качества газа, поступающего на ГНКС, по показателям 1-8 таблицы 1 после повторного контроля приемка газа от поставщика должна быть прекращена до получения результатов, удовлетворяющих требованиям настоящего стандарта.

5.6 Газ принимают партиями. Партией считают любое количество газа, сопровождаемое одним документом о качестве, содержащим информацию в соответствии с ГОСТ Р 51121-97 (п. 4.6., перечисления 1-8).

(Введен дополнительно. Поправка. ИУС 8-2002)

6 Методы испытаний

6.1 Давление газа в баллоне после заправки определяют манометрами по ГОСТ 2405 класса точности не ниже 2,5 или другого типа, установленными на газозаправочных колонках ГНКС.

6.2 Метод измерения количества отпускаемого газа и применяемые измерительные средства должны обеспечивать измерение с относительной погрешностью не более 5 % для табличного способа расчета с потребителем и не более 1,5 % для счетчиков по учету отпускаемого природного газа на ГНКС.

6.3 Определение температуры газа, заправляемого в баллон

Температуру газа измеряют термометрами по ГОСТ 28498 или датчиками температуры в линии подачи газа в точке не дальше 1 м от заправочного вентиля газонаполнительной станции с относительной погрешностью не более 3 °С.

6.4 Расчетное октановое число РОЧ вычисляют по формуле

РОЧ ,

где О i — октановое число i -го горючего компонента сжатого газа;

С i — объемная доля i -го горючего компонента сжатого газа в смеси;

n г — количество горючих компонентов сжатого газа, определенных анализом.

Октановые числа горючих компонентов сжатого газа приведены в приложении А.

7 Гарантии поставщика

Заправщик (ГНКС) гарантирует соответствие качества комбинированного природного газа требованиям настоящего стандарта при соблюдении правил заправки газовых баллонов согласно требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

Срок гарантии — 24 ч после заправки.

Октановые числа углеводородов для расчета октанового числа природного газа по моторному методу

«ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ, ЛЕГКОВЫХ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ГАЗОБАЛЛОННЫЕ ДЛЯ РАБОТЫ НА КОМПРИМИРОВАННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ. ПРИЕМКА НА ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ И ВЫПУСК ПОСЛЕ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ. ИСПЫТАНИЯ ГАЗОТОПЛИВНЫХ СИСТЕМ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТУ 152-12-007-99» (утв. Минтрансом РФ 28.04.99)

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Взамен ТУ 200-РСФСР-12-537-86.

Разработаны в соответствии с решением Межведомственной комиссии по использованию природного и сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива при Правительстве Российской Федерации от 10 ноября 1998, протокол N 2, согласованы с Управлением надзора ГИБДД МВД РФ 22 апреля 1999 года и утверждены Министерством транспорта Российской Федерации 28 апреля 1999 года.

Настоящие ТУ являются нормативным документом, устанавливающим единый на всей территории Российской Федерации порядок организации переоборудования автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации и выпускаемых промышленностью, в газобаллонные для использования в качестве моторного топлива компримированного (сжатого) природного газа (КПГ), соответствующего ГОСТ 27577.

Настоящие ТУ обязательны для всех предприятий и организаций, занимающихся переоборудованием автотранспортных средств в газобаллонные для работы на КПГ и испытанием их газотопливных систем, а также автовладельцев независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности.

Смотрите так же:  Гигиенические требования к обучению ребенка в школе

Настоящие технические условия (ТУ) распространяются на все автотранспортные средства (сокращенно — АТС), включая легковые, грузовые, специализированные и специальные автомобили отечественного производства, снабженные поршневыми двигателями с искровой системой зажигания или с воспламенением от сжатия, а также прицепы и полуприцепы (в дальнейшем — автотранспортные средства (АТС), находящиеся в эксплуатации или в процессе своего производства и направляемые (принимаемые) для переоборудования в газобаллонные автотранспортные средства (далее — ГБТС) для использования в качестве моторного топлива компримированного природного газа (КПГ), соответствующего требованиям ГОСТ 27577) .

До 1994 г. в нормативных документах вместо термина «Компримированный природный газ» (КПГ) использовался термин «сжатый природный газ» (СПГ), что представляет собой одно и то же.

Настоящие ТУ устанавливают:

а) общие требования к организации переоборудования базовых АТС в газобаллонные;

б) технические требования к АТС, сдаваемым на переоборудование;

в) технические требования к газобаллонному оборудованию (ГБО) для КПГ, устанавливаемому на АТС при переоборудовании;

г) технические требования к монтажу на АТС газобаллонного оборудования, включая монтаж газотопливной аппаратуры, газопроводов и баллонов для КПГ;

д) технические требования к АТС, выпускаемым после переоборудования;

е) единые правила оформления приемо — сдаточной документации при приеме АТС на переоборудование и выдаче их Заказчику после переоборудования;

ж) единые требования к проведению и объему испытаний газотопливных систем питания ГБТС на КПГ;

з) единые правила оформления приемо — сдаточной документации при приеме ГБТС на испытание и выдаче их Заказчику после проведения испытаний на герметичность и прочность соединений агрегатов и узлов газотопливных систем питания.

Настоящие ТУ носят обязательный характер для предприятий любых форм собственности, осуществляющих переоборудование АТС для работы на КПГ и испытание их газотопливных систем питания.

Обозначение работы (услуги) при заказе:

1.1.1. Переоборудование АТС в газобаллонные для работы на КПГ может производиться на предприятиях любой формы собственности, имеющих:

а) соответствующую производственную базу, технологическое оборудование и аттестованный для выполнения этих работ рабочий и инженерно — технический персонал;

б) сертификат, выданный аккредитованным органом сертификации услуг населению (ОСУ) на право производства работ по переоборудованию автотранспортных средств в газобаллонные согласно Общероссийского классификатора услуг населению — ОКУН 017603;

в) лицензию на право проведения указанных работ, выданную уполномоченным для этих целей государственным органом.

1.1.2. Испытания газотопливных систем питания ГБТС на КПГ включают в себя два вида работ:

а) испытания на герметичность и прочность соединений агрегатов и узлов газобаллонного оборудования;

б) испытание на функционирование газотопливных систем питания при работе на КПГ и нефтяном топливе, включая и испытания на токсичность и дымность отработавших газов двигателей при работе на КПГ и нефтяном топливе.

1.1.3. Испытания газотопливных систем питания ГБТС могут производиться на специализированных испытательных станциях (пунктах) независимо от их формы собственности или на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), имеющих:

а) соответствующую производственную базу и технологическое, в том числе компрессорное, оборудование;

б) сертификат, выданный специально аккредитованным органом ОСУ в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению:

— ОКУН 017604 для проведения работ по пункту 1.1.2, подпункт «а»;

— ОКУН 017601 для проведения работ по пункту 1.1.2, подпункт «б»;

в) лицензии на право проведения работ соответственно по п. п. 1.1.2а и 1.1.2б.

1.1.4. Испытания газотопливных систем питания ГБТС на их герметичность, прочность соединений и функционирование при работе на КПГ проводят по единым технологиям согласно раздела 3 и Приложений 9 и 10 настоящих ТУ.

1.1.5. Испытания по п. 1.1.2а могут быть проведены:

а) сжатым воздухом с последующим вакуумированием газобаллонного оборудования ГБТС или его дегазацией инертным (негорючим) газом;

б) компримированным природным газом (КПГ) с оставлением его в баллонах ГБТС при положительных результатах испытаний.

1.1.6. Работы по переоборудованию базовых моделей АТС в ГБТС и испытания их газотопливных систем питания могут осуществляться как на едином технологическом комплексе, удовлетворяющем в совокупности требованиям п. п. 1.1.1, 1.1.3, так и на различных производственных базах, каждая из которых удовлетворяет соответственно требованиям п. 1.1.1 или п. 1.1.3 настоящих ТУ.

1.1.7. Предприятия, не отвечающие любому из требований п. 1.1.1 или п. 1.1.3, проводить переоборудование АТС в ГБТС для работы на КПГ или испытание их газотопливных систем питания не имеют право.

1.2.1. На переоборудование принимаются находящиеся в эксплуатации или новые АТС отечественного и зарубежного производства.

1.2.2. АТС, предназначенные для переоборудования, должны быть технически исправны, укомплектованы в соответствии с техническими условиями и документацией предприятия — изготовителя.

1.2.3. Перед сдачей на переоборудование АТС должны пройти техническое обслуживание в полном объеме ТО-2, указанном в «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», или в «Инструкции по техническому обслуживанию автотранспортного средства» данной модели, или в сервисной книжке АТС.

1.2.4. Направляемые (принимаемые) на переоборудование АТС должны удовлетворять следующим требованиям:

а) кузов АТС, его несущий каркас не должны иметь трещин, механических повреждений, сквозной коррозии, в том числе в местах будущего крепления газотопливного оборудования и баллонов;

б) наличие ремонтных воздействий (дополнительных сварочных швов, отверстий, накладок) в зонах крепления газотопливной аппаратуры и баллонов не допускается;

в) искровая система зажигания автотранспортного средства должна быть в технически исправном состоянии;

г) топливный насос высокого давления (ТНВД) у АТС с дизельными двигателями должен быть проверен и при необходимости отрегулирован на соответствие ТУ;

д) форсунки у АТС с дизельным двигателем должны быть проверены на герметичность запорного конуса, на величину давления начала подъема иглы, качество распыливания; при необходимости они должны быть отремонтированы или заменены.

Примечание. Результаты проверки и регулировки ТНВД и форсунок должны быть зафиксированы в протоколе с указанием соответствующих цифровых значений показателей, которые должны быть в пределах их нормативных величин.

1.2.5. Сдаваемое на переоборудование АТС должно иметь запас топлива в топливном баке в количестве, не менее:

а) легковые автомобили — 5 литров;

б) грузовые, специализированные и специальные автомобили полной массой до 10 т — 10 литров;

в) грузовые, специализированные и специальные автомобили полной массой более 10 т — 15 литров.

1.2.6. АТС, принимаемые на переоборудование, должны быть чистыми. Особенно тщательно должны быть вымыты места крепления газобаллонного оборудования (моторный отсек, багажник, рама автомобиля, днище кузова).

1.2.7. Система питания двигателей АТС, направляемых на переоборудование, должна быть отрегулирована на показатели токсичности отработавших газов в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.2.03 при работе на бензине и ГОСТ 21393 (с изм. 1986 г.) при работе на дизельном топливе.

1.2.8. Пространство багажного отделения легкового автомобиля должно быть освобождено от предметов, не относящихся к комплектности автомобиля.

1.2.9. На переоборудование принимаются легковые автомобили независимо от типа кузова при условии, что предприятие — изготовитель газобаллонного оборудования рекомендует в своих ТУ установку на эти автомобили данного оборудования с гарантией обеспечения отвода возможной утечки газа из зоны размещения газового баллона за пределы ГБТС.

1.2.10. Грузовые, специализированные и специальные автомобили и прицепы, имеющие деревянную платформу или фургон, не должны иметь поврежденных продольных и поперечных брусьев, досок пола.

Металлические платформы или фургоны не должны иметь механических повреждений в зоне крепления ГБО.

1.2.11. Рама автомобилей, прицепов (полуприцепов) не должна иметь трещин, ослаблений заклепочных соединений и механических повреждений в местах крепления ГБО.

1.2.12. Установленные на АТС специализированные кузова и механизмы (фургоны, цистерны, машины коммунального хозяйства, самосвальные кузова и т.п.) должны соответствовать техническим условиям и конструкторской документации предприятий — изготовителей этих установок.

1.2.13. Конструкция прицепов и полуприцепов, направляемых на переоборудование, должна соответствовать конструкторской документации предприятия — изготовителя, особенно в зоне установки газовых баллонов.

1.3.1. Газобаллонное оборудование (ГБО), предназначенное для установки на АТС, должно соответствовать требованиям Стандартов национальной межотраслевой Ассоциации производителей газотопливного оборудования для транспорта: СТА ГТО-1-97, СТА ГТО-2-97, СТА ГТО-3-97 и конструкторской документации предприятия — изготовителя.

1.3.2. ГБО, устанавливаемое на АТС, должно иметь сертификат соответствия для данного типа автотранспортных средств согласно требований СТА ГТО-1-97, раздел 10.

Применение на АТС несертифицированного газотопливного оборудования не допускается.

1.3.3. Каждый баллон, устанавливаемый на АТС, независимо от их количества, должен иметь запорный вентиль, позволяющий отключать его (в случае необходимости) от газотопливной системы питания, в том числе при проведении технического обслуживания, ремонтных работ, хранении АТС в закрытом помещении и в других случаях.

1.3.4. Конструкция газобаллонного оборудования должна обеспечивать возможность подсоединения к отдельным устройствам контрольно — диагностического оборудования с целью их диагностики, регулировки и технического обслуживания, а также возможность подсоединения к агрегатам и узлам газобаллонного оборудования постороннего источника газа или воздуха (без заполнения последним газовых баллонов на ГБТС).

1.3.5. Газовые баллоны, входящие в состав ГБО для транспортных средств, эксплуатируемых на КПГ, должны соответствовать требованиям ГОСТ 949, ГОСТ 9731, Правил ПБ 10-115-96, стандарта СТА ГТО-3-97.

Газовые баллоны для КПГ производства после 01.01.1996 должны иметь знак соответствия сертификату Российской Федерации по ГОСТ Р 50460.

Допускается использовать автомобильные баллоны для КПГ зарубежного производства, имеющие соответствующий сертификат, выданный (или подтвержденный) аккредитованным в Российской Федерации соответствующим органом.

1.3.6. Металлические части баллона для КПГ должны быть окрашены снаружи краской в соответствии с ТУ предприятия — изготовителя, стойкой к атмосферному воздействию и горюче — смазочным материалам.

1.3.7. Каждый баллон типа КПГ-2, КПГ-3, КПГ-4 вместимостью до 100 л должен иметь паспорт, содержание которого приведено в приложении «В» стандарта Ассоциации производителей ГБО СТА ГТО-3-97.

Форма паспорта на баллон любого типа вместимостью более 100 л должна соответствовать приложению 3 Правил ПБ-10-115-96.

Паспорта на баллоны для КПГ должны быть приложены к технической документации ГБО, устанавливаемому на АТС.

1.3.8. Конструкция вентилей (баллонных или магистральных) должна обеспечивать их герметичность во всех положениях запорного устройства (клапана) и не должна допускать его самопроизвольного перемещения под действием любых вибраций, имеющих место на АТС.

1.3.9. Конструкция заправочного устройства для заправки баллонов КПГ для всех типов и моделей газотопливной аппаратуры транспортных средств должна соответствовать требованиям стандарта СТА ГТО-2-97. Заправочное устройство должно иметь защитный колпачок для предотвращения загрязнения, а также устройство, предотвращающее выход газа из баллона при отсоединении заправочного шланга.

1.3.10. Газотопливная аппаратура должна иметь запорно — предохранительные устройства, обеспечивающие автоматическое отключение подачи газа при внезапном останове двигателя, в том числе при отключении бортовой системы электропитания ГБТС.

1.3.11. Все сигналы от срабатывания предохранительных устройств газобаллонного оборудования должны поступать на щиток приборов на рабочее место водителя и преобразовываться в звуковые или мигающие световые сигналы.

1.3.12. Металлические газопроводы должны изготавливаться из стальных или медных бесшовных трубок.

В случае использования бесшовных медных трубок газопровод должен иметь резиновую или пластмассовую защитную оплетку.

1.3.13. На наружную поверхность стальных трубопроводов высокого давления должно быть нанесено лакокрасочное покрытие красного цвета, стойкое к воздействию окружающей среды и горюче — смазочных материалов.

1.3.14. Соединительные газопроводы высокого давления должны иметь компенсационные витки для придания им эластичности при движении ГБТС и его маневрах, в том числе связанных с перекосом рамы, грузовой платформы, кузова.

1.3.15. Газобаллонное оборудование ГБТС, допускающих эксплуатацию как на КПГ, так и на нефтяном топливе, должно включать в себя переключатель на различные виды топлива и систему автоматической блокировки, исключающей продолжительную подачу (более 5 сек.) полных расходов обоих видов топлив (КПГ и нефтяного).

При переключении с одного вида топлива на другое допускается непродолжительное совмещение режимов подачи топлива.

Переключение работы двигателя с одного вида топлива на другой должно осуществляться с рабочего места водителя без остановки двигателя.

Проверка выполнения требований п. п. 1.3.4, 1.3.8, 1.3.10, 1.3.11, 1.3.15 для всех типов ГБТС проводится согласно ГОСТ 25044.

1.3.16. Конструкция газобаллонного оборудования должна обеспечивать надежный пуск двигателя транспортного средства на КПГ при температуре окружающего воздуха выше минус 5 град. C.

При температуре окружающей среды ниже минус 5 град. C допускается производить пуск двигателя ГБТС на нефтяном топливе (бензине или дизельном).

Определение пусковых свойств ГБТС на КПГ проводится согласно ОСТ 37.001.066-85.

1.4.1. Установка всех агрегатов и узлов газобаллонного оборудования на АТС должна быть произведена в соответствии с требованиями стандарта СТА ГТО-1-97 и нормативно — технической документации, разработанной предприятием — изготовителем (разработчиком) комплекса ГБО и согласованной с заводом — изготовителем автотранспортных средств или уполномоченной на то организацией.

Смотрите так же:  Приставы взыскание с ип

1.4.2. Способ крепления газовых баллонов для КПГ и их размещение на ГБТС должно осуществляться с соблюдением требований стандартов СТА ГТО-1-97 (разд. 5.3) и СТА ГТО-3-97 (разд. 4.7.1) и конструкторской документации предприятий — изготовителей газовых баллонов и АТС. В частности, не допускается:

а) крепление газовых баллонов с использованием стальных тросов;

б) использовать сварку для присоединения крепежных деталей к корпусу баллона.

1.4.3. Запрещается устанавливать на автотранспортные средства баллоны для КПГ:

а) не имеющие паспорта или с неразборчивыми паспортными данными, не соответствующие требованиям СТА ГТО-3-97 или требованиям ПБ 10-115-96;

б) с истекшим сроком периодического освидетельствования;

в) с неисправной расходно — запорной наполнительной и предохранительной аппаратурой;

г) с поврежденным корпусом (трещины, вмятины, коррозия, измененная форма);

д) не соответствующие требованиям окраски и надписей согласно Правил ПБ 10-115-96, стандарта СТА ГТО-3-97 или ТУ предприятия — изготовителя;

е) не соответствующие требованиям п. п. 1.3.5, 1.3.7 настоящих ТУ.

1.4.4. Баллоны для КПГ, бывшие в аварии, допускаются к эксплуатации только после внеочередного освидетельствования.

Ремонт баллонов или их самоосвидетельствование не допускается.

1.4.5. Размещение газопроводов, газотопливной аппаратуры, ее отдельных агрегатов и узлов должно соответствовать требованиям стандарта СТА ГТО-1-97 (раздел 5).

1.4.6. Крепление агрегатов и узлов газобаллонного оборудования на ГБТС, включая и баллоны для КПГ, должно выдерживать перегрузки в соответствии с требованиями стандарта СТА ГТО-1-97 (раздел 6).

1.4.7. Заправочное устройство должно размещаться на газобаллонном транспортном средстве таким образом, чтобы выполнялись следующие условия:

а) подсоединение к заправочному устройству заправочного шланга заправочной колонки на газонаполнительной компрессорной станции либо от передвижного газозаправщика должно осуществляться извне транспортного средства с правой стороны по ходу движения ГБТС;

б) заправочное устройство не должно выступать за пределы кузова транспортного средства, на которое оно устанавливается, либо при ином размещении в конструкции должна быть предусмотрена эквивалентная защита заправочного устройства от повреждений.

1.5.1. Газобаллонные автотранспортные средства после переоборудования (ГБТС) должны быть испытаны на герметичность и прочность соединений агрегатов и узлов газотопливной системы питания под давлением до 19,6 МПа согласно порядка и Методике, изложенных в разделе 3 и Приложении 9 к настоящим ТУ.

1.5.2. При положительных результатах испытаний газотопливной системы питания и баллонного оборудования на герметичность и прочность соединения составляющих его узлов и агрегатов должна быть проведена регулировка работы газотопливной аппаратуры ГБТС на КПГ в соответствии с инструкцией предприятия — изготовителя, в том числе и на токсичность отработавших газов двигательной установки, согласно требованиям ГОСТ 17.2.2.03 (для ГБТС с искровой системой зажигания) и ГОСТ 21393 (для ГБТС с газодизельной системой питания).

1.5.3. ГБТС при выдаче Заказчику после переоборудования должны иметь запас нефтяного топлива в топливном баке в объемах, установленных требованиями п. 1.2.5 настоящих ТУ, или запас КПГ в баллонах давлением не менее 5,0 МПа.

1.5.4. Узлы и детали АТС, снятые при переоборудовании, должны быть возвращены владельцу данного АТС.

1.5.5. После переоборудования для работы на КПГ ГБТС присваивается индекс, аналогичный индексу базовой модели, выпускаемой промышленностью, с припиской на конце букв «Г» («газобаллонный на КПГ») или с учетом требований отраслевой нормали ОН 025 270-66 с добавкой к четырем цифрам индекса пятой цифры «6», «7» или «8» (по согласованию с ГНЦ РФ НАМИ).

Новый индекс газобаллонного АТС на КПГ отмечается в выдаваемом Свидетельстве формы 2а или 2б (Приложения 3, 4 к настоящим ТУ).

1.5.6. К переоборудованному АТС должна выдаваться инструкция (руководство) по эксплуатации данного ГБТС на КПГ.

2.1. При сдаче (приемке) на переоборудование АТС, принадлежащее предприятию, организации и т.д., независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности, оформляется приемо — сдаточный Акт формы 1а (Приложение 1).

Акт подписывается представителями предприятия (организации) — Заказчика и предприятия, осуществляющего переоборудование АТС («Исполнителя работ»), и скрепляется гербовыми печатями Заказчика и Исполнителя.

Примечание. Для АТС с дизельным двигателем к акту прикладывается протокол проверки ТНВД и топливных форсунок в соответствии с требованиями п. 1.2.4 настоящих ТУ, подписанный представителем предприятия — Заказчика.

2.2. При сдаче (приемке) АТС на переоборудование, находящегося в личной собственности, оформляется приемо — сдаточный Акт формы 1б (Приложение 2).

Акт подписывается владельцем АТС и представителем предприятия, осуществляющего переоборудование АТС, и скрепляется гербовой печатью предприятия — Исполнителя работ.

2.3. В приемо — сдаточном Акте (формы 1а или 1б) указывается:

б) государственный регистрационный знак;

в) год выпуска, номер кузова (шасси) и двигателя;

г) пробег АТС с начала эксплуатации;

д) комплектация АТС;

е) техническое состояние сдаваемого АТС (состояние рамы, кабины, платформы (пассажирского салона), двигателя, его систем питания и др.);

ж) предприятие, осуществляющее переоборудование АТС, его форма собственности, N сертификата и лицензии на право производства работ по переоборудованию АТС на КПГ согласно п. 1.1.1 настоящих ТУ;

з) решение предприятия — Исполнителя работ о принятии АТС на переоборудование или мотивированный отказ (с указанием причин) в выполнении работ по переоборудованию АТС (например, из-за несоответствия технического состояния АТС настоящим требованиям (конкретно каким?) или другим причинам).

2.4. Приемо — сдаточный Акт (форма 1а или 1б) оформляется в 2 экземплярах, один из которых остается на предприятии, производящем переоборудование АТС для работы на КПГ, второй выдается владельцу АТС.

В случае отказа предприятия в приемке АТС на переоборудование в Акте приемки — сдачи делается соответствующая запись, а АТС возвращается владельцу.

2.5. Выдача ГБТС после переоборудования представителю предприятия (организации и т.п.) или владельцу АТС производится представителем предприятия, производившим переоборудование АТС, и оформляется соответственно Свидетельством формы 2а или 2б.

Формы этих Свидетельств приведены в Приложения 3 и 4.

2.6. Свидетельство формы 2а или 2б, выдаваемое представителю транспортного предприятия или владельцу ГБТС, должно содержать и результаты испытаний газобаллонного оборудования на герметичность и прочность соединений согласно раздела 3 настоящих ТУ, и результаты проверки работоспособности двигательной установки на КПГ и регулировки газотопливной системы питания на токсичность отработавших газов согласно требований ГОСТ 17.2.2.03 (у ГБТС с искровой системой питания) или ГОСТ 21393 (у ГБТС с газодизельной системой питания).

Эта часть Свидетельства должна быть оформлена представителями предприятий, производивших испытания газобаллонного и газотопливного оборудования и его опрессовку и регулировку газотопливной системы питания, и заверена соответствующими печатями согласно требованиям раздела 3 настоящих ТУ.

2.7. Свидетельство формы 2а или 2б оформляется в 4 экземплярах:

— один экземпляр остается на предприятии, производившем переоборудование АТС и регулировку ГБО на его функционирование и проверку на токсичность ОГ;

— один экземпляр остается на предприятии (пункте) или АГНКС, производившем испытания газобаллонного оборудования ГБТС на герметичность и прочность соединений его агрегатов и узлов;

— два экземпляра выдаются представителю предприятия — Заказчика (форма 2а) или владельцу АТС (форма 2б) для последующего внесения изменений в регистрационные данные в органах ГИБДД МВД РФ.

3.1.1. Испытание газобаллонного оборудования и газотопливной системы питания ГБТС на герметичность и прочность соединений составляющих ее агрегатов и узлов (далее — опрессовка) проводят на специализированных предприятиях или компрессорных станциях (АГНКС), отвечающих требованиям п. п. 1.1.3 и 1.1.5 настоящих ТУ, и проводят:

а) у всех АТС, переоборудованных в газобаллонные для работы на КПГ;

б) у ГБТС, на которых произошла смена баллонов вследствие истечения срока их освидетельствования;

в) у ГБТС, попавших в дорожно — транспортное происшествие и имеющих отказы, связанные с необходимостью демонтажа и последующего монтажа газовых баллонов, соединительных газопроводов, запорно — расходной и предохранительной аппаратуры.

3.1.2. Опрессовку газотопливных систем питания ГБТС проводят по единой технологии согласно типовой Методике, приведенной в Приложении 9 настоящих ТУ.

3.1.3. Проверка внешней и внутренней герметичности агрегатов и узлов газобаллонного оборудования и топливной аппаратуры на всех этапах испытаний осуществляют или методом омыливания, или с помощью специальных приборов — течеискателей.

3.1.4. ГБТС для проведения опрессовки прибывают на предприятия (или АГНКС) с полностью смонтированным газобаллонным оборудованием и газотопливной аппаратурой, отвечающими требованиям разд. 1.4, 1.5 настоящих ТУ.

3.1.5. Прием ГБТС, переоборудованных для работы на КПГ, на опрессовку газобаллонного оборудования производят при наличии у Заказчика (автовладельца) 4 экземпляров Свидетельств формы 2а или 2б (Приложения 3, 4).

Прием ГБТС, находящихся в эксплуатации и отвечающих условиям п. п. 3.1.1б или 3.1.1в, на опрессовку газобаллонного оборудования осуществляется при наличии технического паспорта на ГБТС и оформляется приемо — сдаточным Актом формы 4а или 4б (Приложения 7, 8).

3.2.1. Испытания газотопливных систем питания ГБТС на функционирование включают в себя следующие виды работ:

а) проверка работоспособности и регулировка двигателя на природном газе (проводится на АГНКС или от постороннего источника КПГ, в том числе от передвижного газозаправщика (ПАГЗ) поста аккумулирования газа и др.);

в) испытание системы питания газодизеля, исключающей одновременную работу двигательной установки на КПГ и неограниченной подачи дизельного топлива;

г) испытания на функционирование системы переключения вида топлива;

д) проверка содержания оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах (ОГ) двигателя при работе на газе и нефтяном топливе; у газодизельных двигателей — дополнительно — проверка содержания твердых частиц (С) в ОГ (дымности) при работе на КПГ и дизтопливе.

3.2.2. Испытание газотопливных систем на функционирование проводят согласно типовой Методике, приведенной в Приложении 10 настоящих ТУ.

3.2.3. Регулировочные работы газотопливных систем питания ГБТС и газотопливной аппаратуры проводятся в специальном боксе или на постах углубленной диагностики АТС (D-2), удовлетворяющих требованиям пожарной безопасности согласно РД-3112199-98.

3.2.4. Регулировочные работы газотопливной аппаратуры ГБТС и их систем питания при работе на КПГ и нефтяном топливе проводятся в соответствии с инструкциями предприятия — изготовителя ГТА и с учетом требований стандартов СТА ГТО-1-97 и СТА ГТО-2-97.

3.2.5. Газобаллонное оборудование, устанавливаемое на транспортное средство, должно в сочетании с другими системами обеспечивать соответствие показателей токсичности отработавших газов требованиям стандартов, устанавливаемых системой сертификации ГОСТ Р (ГОСТ 17.2.2.01, 17.2.2.03; ГОСТ 21393).

Результаты испытаний на токсичность ОГ заносятся в протокол испытаний, и делается соответствующая запись в выдаваемом Заказчику Свидетельстве формы 2а или 2б (Приложения 3, 4).

3.3.1. Выдача ГБТС после испытаний газотопливных систем питания Заказчику производится с оформлением соответствующих видов Свидетельств:

а) у переоборудованных для работы на КПГ ГБТС — Свидетельства формы 2а или 2б (Приложения 3, 4) в 4 экземплярах;

б) у ГБТС, находящихся в эксплуатации и отвечающих условиям п. п. 3.1.1 «б» или 3.1.1 «в», — Свидетельства формы 3а или 3б — в 2 экземплярах.

Свидетельства форм 2а, 2б или 3а, 3б должны быть заверены печатью предприятия, проводившего испытания.

3.3.2. Один экземпляр Свидетельства (формы 2а или 2б, 3а или 3б) остается на предприятии, проводившим испытание ГБТС, а другие выдаются Заказчику:

а) 3 экземпляра формы 2а или 2б представителю предприятия, проводившего переоборудование АТС для работы на КПГ с целью последующего их оформления согласно п. 2.7 настоящих ТУ;

б) 1 экземпляр формы 3а или 3б автовладельцу ГБТС совместно с транспортным средством.

3.3.3. Полученные владельцами ГБТС Свидетельства являются документами для органов ГИБДД МВД РФ при перерегистрации АТС (форма 2а или 2б) и при проведении периодических технических осмотров (форма 3а или 3б).

4.1. Доставка АТС на предприятие, осуществляющее переоборудование, или на станции (пункты) по испытаниям топливных систем (или АГНКС) производится владельцами транспортных средств.

4.2. Перегон АТС от пункта переоборудования до пункта испытаний газотопливных систем (опрессовки), если эти предприятия расположены обособлено, осуществляется организацией, выполняющей переоборудование.

4.3. Хранение АТС на предприятиях, осуществляющих переоборудование, и на станциях (пунктах) испытаний топливных систем (или АГНКС) — безгаражное.

5.1. Эксплуатация переоборудованных АТС для работы на КПГ, их обслуживание, а также требования безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании должны выполняться в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации, приложенной к ГБТС, и другими нормативными документами, регламентирующими их эксплуатацию.