Судья в англии и их полномочия

вестник школы гражданского просвещения

  • Экономика и политика в поисках баланса*
    Алексей Кудрин
  • Уроки гражданского прагматизма*
    Светлана Маковецкая
  • Парадоксы «мягкой силы» России
    Татьяна Кастуева-Жан
  • Коррупция: победима ли она в «отдельно взятой» стране?
    Владислав Иноземцев

Наука и общество

  • Куда ведет демографический переход?
    Анатолий Вишневский

Горизонты понимания

  • Экономическая теория права и оптимизация государства*
    Александр Аузан
  • Независимы ли английские судьи?
    Марсия Леви
  • История о том, как поляки помогают гражданскому обществу Таджикистана
    Мартына Квятковска, Мартына Михалик

Верховенство права

  • Что значит жить в федерации?
    Мигель Бельтран
  • Скандинавский омбудсмен
    Арне Флифлет

Гражданское общество

  • Гражданское образование и гражданская нация
    Александр Согомонов
  • Школа и город: «родительские стратегии» и гражданские практики*
    Татьяна Шманкевич

Независимы ли английские судьи?

Введение

Я работала юристом 37 лет и последние 10 лет из них была окружным судьей среднего звена в судебной системе Англии и Уэльса. Перед тем как стать судьей, я была адвокатом и на протяжении многих лет набралась опыта во многих областях законодательства, включая коммерческое, и в Лондоне, и в течение пяти лет в Москве в 1990-е. В качестве судьи я в основном специализируюсь на семейном праве, в особенности на делах, связанных с детьми, но также разбираю гражданские дела и председательствую в жюри присяжных в суде Короны.

Так что я практик, не юрист-ученый и не философ. В каждый свой рабочий день я принимаю решения — многие из них трудные, некоторые болезненные, и все я принимаю сама. На этой работе иногда чувствуешь себя одинокой. Я несу полную ответственность за свои решения: забрать ли ребенка из семьи, в которой он родился, лишить человека родного дома, отправить ли нарушителя закона в тюрьму на много лет. Но действую ли я независимо, когда решаю судьбу другого человека?

Судьи назначаются королевой, и каждый судья, занимая должность, присягает, что будет «верно и старательно служить… королеве Елизавете II в должности (окружного судьи) и поступать справедливо по отношению к самым различным людям, в соответствии с законом и общепринятой практикой (традициями) данного Королевства беспристрастно и непредвзято, невзирая на лица». Клятва эта, данная в самом начале карьеры судьи, утверждает, что решения судьи будут приниматься по закону и что судья будет действовать независимо.

Верховенство закона было определено покойным лордом Бингхэмом в его книге «Верховенство закона» (The Rule of Law) следующим образом: «Главный принцип… состоит в том, что для всех лиц и властей в государстве, независимо от того, публичные они или частные, законы, созданные публично, имеющие силу в будущем и публично применяемые в судах, обязательны к исполнению».

Принципы независимости судебной системы и их применение получили множество формулировок. К примеру, Принципы Содружества об отношениях между тремя ветвями государства были согласованы главами государств Британского Содружества наций в 2003 году. Они указывают на следующие фундаментальные ценности: «Мы верим в свободу личности по закону, в равные права для всех граждан независимо от их пола, расовой принадлежности, цвета кожи, веры или политических убеждений; в неотчуждаемое право личности участвовать в свободных и демократических процедурах построения общества, в которых он или она живет».

Эти ценности ставят верховенство права в самый центр демократического общества. Если существует верховенство права, судья должен быть независим. Отдельные судьи и судебная система в целом должны быть непредвзятыми и независимыми от всякого внешнего давления и друг от друга, чтобы люди и корпорации, обращающиеся к ним, а также широкая общественность были уверены в том, что их дела будут решаться справедливо, на основании фактов, предъявленных в качестве свидетельств суду, и в соответствии с законом.

Слова клятвы судьи «беспристрастно и непредвзято, невзирая на лица» утверждают независимость судьи. Понятие независимости судьи впервые возникло в английском законодательстве в 1701 году. («Закон о разрешении споров»), когда было установлено, что старшие судьи остаются на своем посту до тех пор, пока ведут себя благонравно, а перед тем, как уволить судью, необходимо выполнить определенные процедуры. До этого судей могли отрешить от должности, если они решали дела не так, как этого хотелось королю или королеве.

Независимость судебной системы имеет также решающее значение для разделения трех ветвей государственной власти — исполнительной (правительство), законодательной (парламент) и судебной, которые должны действовать независимо друг от друга.

В связи с этим возникает вопрос: независимость от кого? Назову некоторые чувствительные области предосудительного влияния на судью:

— независимость от исполнительной власти; назначение и сохранение поста за судьей; иммунитет судьи;

— независимость от других судей и избирателей;

— независимость от законодательных органов;

— отношения между СМИ и судьями;

— влияние общественного мнения;

— влияние европейского законодательства.

Кто такие судьи?

Судьями назначают лиц, занимающихся юридической практикой: адвокатов (подобно российским адвокатам), частных поверенных (эквивалента данному термину в России нет — он сочетает функции адвоката и некоторые функции нотариуса). У нас нет системы, когда с самого начала, с университета, молодые юристы обучаются ремеслу судей, как в России, Франции и Италии. Среди практикующих адвокатов существует давняя традиция независимости, в которой высоко ценится личное суждение. Адвокаты по-прежнему соблюдают «правило такси», по которому, как и лондонские таксисты, они берутся за дело следующего обратившегося к ним клиента независимо от оценки самого клиента или его дела. Частные поверенные также выступают в качестве независимых юридических консультантов, чье толкование законов не всегда может удовлетворять клиента.

В функции судебной системы не входит представительство взглядов и желаний общества, эту роль выполняет избранная демократическим образом законодательная власть. Тем не менее, по общепринятому мнению, судьи должны в большей степени представлять общество в целом, чем это обычно бывает. Это относится как к гендерному, социальному, так и этническому составу судебного корпуса, а также к тому, какие решения судьи принимают.

Независимость от исполнительной власти

Обеспечение независимости судей начинается с их избрания. Поясняя законы и традиции, обеспечивающие независимость судебной системы, назову двух человек и поясню их роль в этой сфере. Лорд-канцлер — высший сановник правительства и член кабинета министров. Он отвечает за эффективное функционирование и независимость судов. Лорд-канцлер также является государственным секретарем юстиции (в других странах эта должность называется «министр юстиции»). Он политик, а не адвокат. По закону («Закон о конституционной реформе» 2005 года) лорд-канцлер обязан обеспечивать постоянную независимость судебной системы. По положениям закона лорд-канцлер и другие министры не должны стремиться влиять на принятие конкретных судебных решений, пользуясь какими-либо тайными связями с судьями. Он должен способствовать защите независимости судей и поддерживать судебную систему в процессе реализации ее функций.

Другим лицом является лорд главный судья — глава судебной власти и председатель судов Англии и Уэльса. Он профессиональный юрист и судья.

Будучи представителями исполнительной и судебной властей, эти высокие чиновники совместно несут ответственность за множество аспектов независимости судебной системы.

Процедура назначения

В Англии и Уэльсе судьи назначаются королевой по рекомендации лорда-канцлера. Судей не выбирают, нет также каких-либо положений закона, по которым эти назначения должны рассматриваться и утверждаться органами законодательной власти. Например, в США подобные принципы применяются.

Комиссия по назначению судей в Англии и Уэльсе (основана в 2005 году) является независимым органом, который проводит процедуру назначения. Судьи представлены в Комиссии, но не составляют большинства в ней, ее председатель не является юристом. Заявки на должности подаются на открытом конкурсе, о котором сообщается в прессе. И даже кандидаты, подающие заявку на пост более высокого уровня (например, окружного судьи), должны, сославшись на свой опыт, доказать, что они отвечают необходимым критериям, которые отражают:

— интеллектуальные способности: знание закона, опыт работы, способность быстро анализировать информацию, желание учиться и развиваться в профессиональном отношении (см. далее «Обучение»);

— личные качества, в том числе: репутация, независимость суждений, здравомыслие, решительность, объективность;

— способность анализировать и вести дела справедливо, что предполагает осознание этнокультурного разнообразия общества, которому служит суд; приверженность справедливости, независимости, службе обществу; справедливое отношение и желание терпеливо и вежливо выслушивать собеседника;

вежливо выслушивать собеседника;

— компетентность и контактность;

Комиссия рекомендует назначения лорду-канцлеру, у которого очень мало полномочий наложить вето. Он рекомендует назначения королеве.

Немного статистики: на 1 апреля 2012 года в стране работали 665 окружных судей, 114 из которых были женщинами (17,1%), и 11 представляли темнокожие или этнические меньшинства (1,7%). У нас еще много работы в отношении того, чтобы судебная система в целом в большей степени отражала реальный состав общества, которому она служит.

Сроки и условия работы

Сроки и условия работы судьи должны обеспечивать ему защиту от личного или институционального давления. Судья никогда не должен ощущать, что правительство им недовольно, что его зарплата под угрозой. Наши зарплаты устанавливаются правительством, но делается это по рекомендации независимой Комиссии по окладам высокопоставленных служащих, хотя иногда рекомендации применяются с опозданием, как это было во время последнего финансового кризиса.

Многим адвокатам, когда они становятся судьями, приходится отказываться от более высоких доходов в частной практике. Уровень зарплаты должен обеспечивать разумную компенсацию труда — не в сравнении с гонорарами за коммерческие услуги, а достаточную для того, чтобы побудить хороших специалистов подавать заявки на должности судей.

Неслужебная деятельность и интересы

Судьи не только должны быть независимы, их независимость должна быть очевидна. Это требование накладывает ограничения на деятельность судьи вне сферы его должностного поведения. Основной принцип здесь состоит в том, что судья, пока занимает свою должность, должен себя вести так, как того требует положение судьи. Он не должен заниматься деятельностью, которая может подорвать его репутацию или даже создать видимость влияния на его независимость или непредвзятость. К примеру, судье не следует:

— выполнять какую-либо другую оплачиваемую работу;

— занимать руководящие посты в коммерческой компании, независимо от того, оплачиваемый это пост или нет;

— заниматься любой политической деятельностью; судья не может избираться в парламент;

— после ухода со своего поста, он не может вернуться к практике частного поверенного или адвоката.

Кроме того, предполагается, что судья будет так вести себя в личной жизни, чтобы свести к минимуму возможность конфликта интересов или вреда его репутации.

Обучение

Колледж судей предоставляет обучение судьям после их назначения и на протяжении всей карьеры: в сфере законодательства; в вопросах процедуры и анализа доказательств, навыков управления и руководства; в отношении социального контекста, в котором происходит принятие судебных решений.

Посещение курсов обязательно, и неявка может привести к дисциплинарной ответственности. Методы обучения включают курсы с проживанием, дневные семинары, электронные сообщения и дистанционное обучение. Курсы читают судьи, ученые и представители связанных с юстицией дисциплин — психиатры, психологи, управляющие тюрем, и они должны соответствовать очень высоким стандартам. Столь высокий уровень обучения обеспечивает судье прочную основу независимости.

Дисциплинарные процедуры

Чтобы независимость судей отражала это состояние, судья должен понимать, что работа ему обеспечена и уволить его с должности можно только после строгого выполнения определенной процедуры. Тем не менее судья всегда может столкнуться с жалобами или критикой своих действий в суде.

Отдел расследований по судебным жалобам (JCIO)

Этот отдел оказывает поддержку лорду-канцлеру и лорду верховному судье в обеспечении их совместной ответственности за дисциплину в судебной системе. Он проводит расследования по жалобам в отношении личного поведения судьи в суде. Он не может заниматься жалобами по решениям судьи, которые проходят процедуру апелляции.

Жалобы воспринимаются очень серьезно, однако количество разбираемых и подтвержденных жалоб невелико. В 2012 – 2013 годах JCIO рассмотрел 2154 жалобы в отношении всех лиц, занимающих какие-либо должности в судебной системе, включая трибуналы и суды. Жалобы касались конфликтов интересов, неподобающего поведения, преступных и прочих дел. В целом 55 жалоб получили подтверждение; и среди судей, в отношении которых эти жалобы были поданы, одна треть получила выговоры, треть была уволена со своей должности и треть подала в отставку.

Какие основания оправдывают увольнение?

Окружной судья может быть уволен со своей должности на основаниях, относящихся к его поведению в качестве судьи или личному поведению, включая: проступки (судимость, в том числе за вождение под воздействием алкоголя и наркотиков), болезнь, неспособность соответствовать требованиям программы обучения; злостное невыполнение норм, обоснованно ожидаемых от лица, занимающего должность в судебной системе. Любое решение по увольнению судьи принимается лордом-канцлером по согласованию с лордом верховным судьей.

Судебный надзор

Верховенство права требует, чтобы у суда были юридические полномочия рассматривать действия правительства, чтобы обеспечить их законность и предотвратить волюнтаристские и несправедливые действия. Юридическая процедура, по которой подвергается сомнению законность действий исполнительной власти, называется судебным надзором. Эта сфера применения закона стремительно расширилась за последние 30 лет. Это произошло по следующим двум причинам: все большей сложности современного общества, которая приводит к увеличению контроля исполнительной власти над деятельностью граждан, и растущим признанием того, что действия исполнительной власти можно подвергнуть сомнению.

Смотрите так же:  Если договор не подписан а поставка осуществлена

Подобные действия очевидным образом могут привести к конфликту судей с исполнительной властью. Судей могут обвинять в превышении полномочий, и иногда политики призывают к сокращению полномочий судей. Однако решения судей не замещают решения исполнительной власти. Они только проверяют, соответствовали ли действия исполнительной власти какому-либо закону, принятому парламентом. Чтобы судьи Верховного суда имели возможность призвать правительство к ответу, их необходимо защитить от решений исполнительной власти и ее влияния.

Судьи — председатели комиссии по расследованиям

Правительство часто просит старших представителей судебного корпуса председательствовать во время общественных расследований, на заседаниях комиссий комитетов департаментов и при проведении расследований. За последние 20 лет судьи провели целый ряд внесудебных расследований, в том числе отвечающих на вопросы, вызывающие озабоченность общества, например продажа вооружения Ираку, гибель 96 болельщиков «Ливерпуля» на футбольном стадионе в 1989 году, незаконное завладение информацией газетами. Рамки проведения общественных расследований утверждаются правительством после переговоров с судьей, а также в ответ на реакцию общественного мнения и политическое давление. Решение, следовать ли рекомендациям судьи, остается за правительством. Подобных расследований, возглавляемых судьями, за последние годы становится все больше, а это говорит о том, что существует определенная уверенность в способности судей действовать независимо.

Иммунитет

Судьи должны иметь возможность осуществлять справедливость под защитой закона, не опасаясь репрессий. Это должно обеспечиваться в профессиональных и личных интересах судей, а также для блага общества, которое знает, что судьи должны выполнять свои официальные функции независимо и не опасаясь последствий. Поэтому судьи защищены от уголовного преследования за какие-либо действия, предпринятые ими во время исполнения своих служебных обязанностей. Им также предоставляется иммунитет от исков по гражданскому законодательству за убытки, понесенные в результате их высказываний о сторонах или свидетелях в процессе рассмотрения дел.

Тем не менее судьи не стоят над законом. Они также подчиняются закону в отношении своего поведения в личной жизни, как и все граждане.

Сторона, не удовлетворенная судебным решением, может обратиться в суд более высокого уровня, а в случае окружных судов — в Апелляционный суд. Однако апелляцию нельзя подать только из-за того, что вы не согласны с решением окружного судьи. Для апелляции необходимы основания: например, то, что окружной судья ошибочно интерпретировал закон или улики, или существует какая-либо серьезная причина, по которой апелляцию следует рассмотреть, последнее обычно относится к общественной политике.

Если Апелляционный суд подвергает критике окружного судью, постановление Апелляционного суда направляется этому судье и председательствующему судье данного округа. Если Апелляционный суд поднимает какую-либо частную проблему, судье могут быть предложены консультации, обучение или какая-либо иная работа. В случае серьезной критики поведения судьи вопрос передается на рассмотрение лорда верховного судьи и лорда-канцлера.

Независимость от других судей

Судьи Англии пользуются весьма значительной свободой принятия решений и действуют так, как они считают правильным в обстоятельствах каждого отдельного дела.

Однако, если судья независим и каждый судья может разрешить спор или вынести приговор по уголовному делу так, как считает правильным, существует риск возникновения несовпадений между решениями судей, что было бы несправедливым. Один судья может считать, что преступника необходимо наказывать заключением в тюрьму на длительные сроки. Другой может верить в реабилитацию и считать, что вынесение приговора без лишения свободы или заключение на короткий срок будут более эффективными. Нарушитель наверняка предпочтет второго судью, однако судью он выбирать не может. Каким образом юридическая система Англии борется с такой несправедливостью?

Прецедентное право и власть

Юридическая система Англии развивалась на протяжении столетий. В ней нет единого закона, она состоит из законов, норм и решений, принятых судьями, и по делам, рассматривающимся в судах высших инстанций (Апелляционном суде и Верховном суде). Констатация по правовому вопросу, сделанная старшим судьей, например разъясняющая закон, может стать обязательной к исполнению для судей более низкого уровня. Это означает, что когда судья в суде более низкого уровня принимает решение по подобному или схожему делу, он будет обязан применять закон так, как это уже сделал ранее судья более высокого уровня. Эта система прецедента способствует развитию законодательства, а также создает определенную преемственность и более высокую определенность в отношении закона. Это может считаться ограничением свободы суда более низкого уровня, однако эта свобода ограничивается законом.

Совет по вынесению приговоров

При разборе уголовного дела в суде присяжных судья не принимает решений о том, виноват подсудимый или нет. Это решение принимается жюри присяжных, состоящем из имеющих право голоса жителей данной местности, которые входят в жюри благодаря выборке. Если жюри присяжных признает обвиняемого виновным, судья должен вынести приговор, учитывая положения закона и руководствуясь при этом правилами, опубликованными Советом по вынесению приговоров.

Совет по вынесению приговоров был создан для обеспечения большей прозрачности и обоснованности в вынесении приговоров и для одновременного обеспечения независимости судебной системы. Это независимый, вневедомственный общественный орган министерства юстиции. Его члены из числа судей назначаются лордом верховным судьей по согласованию с лордом-канцлером. Назначение членов совета извне судебной системы делается по взаимному согласованию, на основании открытого конкурса.

Главная функция Совета по вынесению приговоров состоит в выпуске инструкций по вынесению приговоров, которым должны следовать суды, за исключением тех случаев, когда отказ от следования этим инструкциям обоснован интересами правосудия. Его функции включают в себя:

— разработку инструкций по вынесению приговоров и надзор за их применением;

— оценку влияния инструкций на практику вынесения приговоров;

— рассмотрение влияния вынесения приговоров на жертв преступлений;

— содействие осознанию и пониманию общественностью реального содержания приговоров для повышения доверия к системе уголовной юстиции.

Эти функции Совета по вынесению приговоров отражают равновесие между независимостью судьи и потребностью в согласованности действий. Судья, выносящий приговор по уголовному делу, должен следовать соответствующим инструкциям, за исключением тех случаев, когда он решает, что в интересах справедливости необходимо иное решение. Это предоставляет судье значительную свободу, но он должен быть готов обосновать причины, по которым он принял решение, отличающееся от того, что рекомендовано инструкциями.

Независимость и конфликт интересов

Совершенно очевидно, что судья не может принимать решения по делу, в котором у него есть личный интерес, например, когда он может получить выгоду, встав на чью-либо сторону, или там, где участвуют члены его семьи или друзья.

Я уже говорила, что судьи не только должны быть независимы, они должны внешне выглядеть таковыми. Поэтому признаётся, что судья не может принимать решения по делу, если существует некая связь между судьей и одной из сторон какого-либо процесса, из-за чего может возникнуть ощущение, что судья решает дело в своих личных интересах, и может быть подвергнута сомнению его непредвзятость.

В 1999 году в Великобритании имел место именно случай, когда испанский суд потребовал экстрадиции бывшего президента Чили генерала Пиночета. Это дело было послано на апелляцию в палату лордов, которая тогда являлась высшей судебной инстанцией (теперь это Верховный суд). Одним из ее членов был лорд Хоффман, судья чрезвычайно высокой репутации. Тем не менее лорд Хоффман являлся членом Amnesty International — организации, которая выступает в защиту прав политических заключенных и арестованных по политическим мотивам, и она была одной из сторон процесса. Когда палата лордов узнала об этом, апелляцию рассмотрел заново другой состав суда, в котором лорд Хоффман не заседал.

Независимость от законодательных органов

Члены парламента призваны соблюдать норму, по которой они не должны обсуждать вопросы, находящиеся в судопроизводстве, что ограничивает их свободу, но защищает судебную процедуру от вмешательства и предвзятости.

Критика судей

Существует традиция, по которой члены парламента (а также члены правительства) не критикуют отдельных судей или судей вообще за их решения, если данная проблема не была предложена палате общин для обсуждения, например критика судей за то, как они проводят уголовные суды или выносят приговоры. Это дает возможность политикам высказываться по данному поводу, правда, в определенных рамках, когда они решают, что судьи действуют, не принимая во внимание изменения в общественном мнении. Разумеется, правительство может вмешаться в законодательство, чтобы воспрепятствовать судье вынести схожее решение в будущем.

Участие в политике

Существует прочная конституционная традиция (или практика), по которой судьи не должны принимать участия в политической деятельности партий. Судьи не имеют права избираться в палату общин.

Независимость от СМИ — прессы и Интернета

Должен ли судья сохранять независимость от общественного мнения, которое выражается СМИ или в последнее время в Интернете? Или же мы должны принимать во внимание взгляды, выражаемые частью прессы?

Пресса давно жаловалась, что судебные процессы по семейным вопросам, которые проводятся в частном порядке для сохранения конфиденциальности, проходят тайно, и общественность не знает, что решил судья и каковы были основания для его решения. Чтобы убедить общественность в том, что не происходит ничего незаконного, прессу стали допускать на заседания суда по семейным вопросам в последние пять лет. Правда, после первоначальных восторгов пресса не проявляла особого интереса к нашей работе. В начале 2014 года были введены новые нормы, согласно которым решения суда будут публиковаться на определенных веб-страницах без упоминания имен, чтобы нельзя было идентифицировать детей.

Много лет в Великобритании шли горячие споры по поводу вынесения приговоров преступникам. Часть прессы и некоторые люди считают, что судьи обычно назначают слишком короткие сроки. Правительства одно за другим реагировали на эту проблему в двух направлениях. Во-первых, они увеличили сроки заключения по преступлениям, которые вызывали серьезную озабоченность, например тяжелые сексуальные преступления или причинение смерти при опасном вождении автомобиля.

Однако увеличение диапазона сроков, которые могут назначаться при вынесении приговора, не обязательно означает, что приговоры всегда будут содержать эти сроки. Поэтому правительства также ввели ряд обязательных минимальных сроков заключения, например пожизненное заключение за второе серьезное нападение, независимо от периода его совершения, и обязательный минимум в пять лет заключения за незаконное владение огнестрельным оружием.

В настоящее время в прессе и парламенте горячо обсуждаются преступления с использованием холодного оружия, особенно среди молодежи, причем часто с участием очень молодых людей. Хотя официальная статистика говорит, что преступность, особенно с использованием ножей, снизилась в последнее время до рекордно низкого уровня, общественное мнение считает, что преступность с использованием холодного оружия представляет собой реальную угрозу и необходимо сразу выносить приговор к тюремному заключению, чтобы удержать людей, особенно молодежь, от ношения с собой ножей.

Влияние европейского законодательства

Значительная часть критики, направленной в адрес судей в прессе, сосредоточена на вопросах уголовного права или правах человека. Я изучила изменения в уголовном законодательстве, за принятие части которых пресса выступала.

Европейская конвенция о защите прав человека 1956 года включена в английское законодательство Законом о правах человека 1998 года, вступившим в силу в 2000 году. Закон этот приводит все английское законодательство в соответствие со стандартами, изложенными в Европейской конвенции о защите прав человека, например, с правом на справедливый суд, правом на жизнь в семье. Некоторые критики утверждают, что благодаря Закону о правах человека Европа стала определять законы Англии. Критика эта забывает, что Великобритания подписала Конвенцию еще в 1956 году и многие ее положения уже успели стать частью английского законодательства.

Иногда утверждается, что судьи могут пренебречь английскими законами, аргументируя это тем, что английский закон несовместим с правами и свободами, гарантированными Европейской конвенцией о защите прав человека. Довод о несовместимости не отменяет закон. Он только требует от парламента рассмотреть изменения в английском законодательстве, необходимые для того, чтобы оно соответствовало европейской конвенции. Окончательное решение остается за парламентом, а не за судебной системой.

Время от времени пресса одобрительно отзывается о решениях судей. В июле 2013 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге принял решение, что пожизненные сроки, на которые в Великобритании были осуждены трое мужчин за зверское убийство многодетного отца, являются бесчеловечными и унизительными, поскольку не существовало формального механизма пересмотра дела, который мог бы в будущем дать им возможность выйти на свободу. В феврале 2014 года Апелляционный суд решил, что судьи Европейского суда по правам человека заблуждались, поскольку полномочия пересматривать полное пожизненное заключение существуют — при исключительных обстоятельствах.

Независима ли английская судебная система?

Вернусь к вынесенному в заголовок вопросу: действую ли я независимо, когда выношу решения по делу в суде?

Независимость судей закреплена законом, защищается и высоко ценится. Обычно судьи — это независимые люди, имеющие собственное мнение: они ценят свою независимость и упорно ее отстаивают. Стоит только власти объявить о планах изменить закон таким образом, что он может ограничить независимость судей, это вызывает волну возмущения — не только со стороны судей, но и со стороны тех, кто поддерживает независимость судебной системы как часть нашей демократии.

Законы, нормы и традиции, защищающие независимость судей, уравновешиваются правами человека, которые обеспечивают необходимый уровень преемственности в действиях судов различного уровня и отдельных судей. Подобное равновесие характерно также для других аспектов демократии.

Отсюда ответ на мой вопрос: я считаю, что действую независимо, когда выношу решения по делам, но мои решения должны выноситься в определенных рамках, которые действуют по отношению ко всей судебной системе, и совершенно справедливо и правильно, что моя деятельность должна соответствовать этим рамкам.

Смотрите так же:  Как взимается штраф за федеральные дороги

Перевод с английского Андрея Патрикеева

Полицейские и судебные органы

В 1970–1990 гг. XX в. в Англии были проведены важнейшие реформы судоустройства. Закон о судах 1971 г. ликвидировал суды ассизов и четвертных сессий, передав их полномочия новому Суду короны и частично Высокому суду. Система высших судов Англии (Верховный суд) стала включать Высокий суд (гражданские дела), Суд короны (уголовные дела и часть гражданских дел) и Апелляционный суд (гражданское и уголовное отделения). Структура и юрисдикция этих судебных органов регулируется законом о Верховном суде 1981 г. В 2005 г. был принят акт, который предусматривал создание независимого Верховного суда Соединенного королевства и передачу ему судебных функций палаты лордов и Судебного комитета Тайного совета при королеве.

Для современной Англии характерно жесткое деление на низшие и высшие суды. Каждое из учреждений имеет свой состав судей, однако судьи высших инстанций могут принимать участие в деятельности низших судов.

К низшим судам Англии относятся магистратские суды и суды графств. Здесь применяется упрощенная процедура судопроизводства, дело рассматривается без присяжных и часто без адвокатов, с использованием как профессиональных, так и непрофессиональных судей. Суды магистратов (бывшие мировые) занимаются мелкими уголовными делами, а также такими вопросами, как взыскание квартплаты, долгов и налогов. Здесь рассматриваются и дела, касающиеся несовершеннолетних, проводится следствие по крупным уголовным делам, передаваемым затем в высшие суды. Суды магистратов могут лишать свободы па срок до шести месяцев или налагать штраф до 5 тыс. фунтов стерлингов. Суды графств касаются исключительно гражданско- правовых вопросов. В них работают только профессиональные судьи. Эти суды рассматривают иски на сумму до 50 тыс. фунтов стерлингов. Огромное большинство возникающих гражданских и уголовных дел (80–90%) рассматривается именно низшими судами.

К высшим судам относится Верховный суд Соединенного королевства и Верховный суд Англии и Уэльса. Верховный суд Соединенного королевства был образован согласно положениям Акта о конституционной реформе 2005 г. и начал функционировать в полном объеме с октября 2009 г. Верховный суд Великобритании состоит из 12 независимых от правительства и парламента судей. Он является высшей апелляционной инстанцией (за рядом исключений) на всей территории Великобритании.

Верховный суд Англии и Уэльса состоит из Суда короны, Высокого суда и Апелляционного суда. Суд короны, возникший в 1971 г., рассматривает в первой инстанции сложные уголовные дела и является также апелляционной инстанцией для судов магистратов. Дела здесь часто слушаются с участием присяжных. В прошлом институт присяжных широко использовался в судах общего права. Так называемое «большое жюри» в ходе предварительного слушания определяло возможность привлечения обвиняемого к суду, а «малое жюри», состоявшее из 12 человек, решало в ходе процесса вопрос о виновности подсудимого (суд факта). Для вынесения обвинительного приговора требовался их единогласный вердикт, пересмотреть который в порядке апелляции было крайне трудно. Постепенно большое жюри перестало функционировать, а малое сохранилось только в Суде короны при рассмотрении уголовных дел. Причем и здесь пошли по пути упрощения процессуальных норм: обвинительный приговор может быть вынесен голосами 10 присяжных из 12. Законодательством 1960–1970 гг. для присяжных был отменен имущественный ценз и снижен возрастной ценз до 18 лет.

Высокий суд занимает центральное место в судебной системе Великобритании и состоит из трех отделений, которые рассматриваются как части единого судебного учреждения. Таковыми считаются и созданные в последнее время его региональные отделения. Наиболее важным в Высоком суде является отделение королевской скамьи. Здесь в первой инстанции рассматривается большинство тех гражданских дел, которые традиционно относятся к общему праву. Сюда возможно внесение апелляций на приговоры судов графств. Наконец, в отделении существует апелляционное присутствие, которое рассматривает приговоры Суда короны. Отделение (суд) канцлера на основании норм «права справедливости» ведет те гражданские дела, которые традиционно к нему относятся (наследство, траст, залог, банкротство, иски к акционерным обществам и т.д.). Оно выступает также как опекунский суд в отношении имущества несовершеннолетних и умалишенных. Наконец, отделение по семейным делам занимается матримониальными вопросами.

Апелляционный суд состоит из гражданского и уголовного отделений. В его состав входят судьи палаты лордов и специальные апелляционные лорды. На практике дела рассматривают преимущественно последние. Они могут привлекать к работе судей Высокого суда. В Англии не существует правильной иерархии апелляции, поэтому в Апелляционный суд дела могут поступать из различных инстанций.

Автономную судебную систему имеет Шотландия, где Высокий суд юстициариев является высшей и окончательной инстанцией по уголовным делам. Высшей инстанцией по гражданским делам является Сессионный суд, но его решения могут быть обжалованы в палате лордов.

После вступления страны в европейское сообщество серьезную роль в судебной системе стали играть Европейский суд в Люксембурге и Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

Законом 1990 г. был создан новый для государства институт адвокатуры.

Фактическое руководство полицейскими силами осуществляется Министерством внутренних дел Великобритании, хотя полиция по-прежнему состоит из отдельных местных формирований. Закон о полиции 1964 г. наделяет министра внутренних дел правом проводить слияния полицейских формирований, определять размер субсидий для содержания местной полиции. Акты о предотвращении терроризма (1974, 1975, 1979), закон о полиции 1986 г. дали полиции широкие полномочия по проведению арестов «подозрительных лиц» и лиц, «заинтересованных в терроризме», а также по контролю за общественными мероприятиями.

Реформа местного самоуправления

В области местного самоуправления происходит усиление контроля центральных органов за деятельностью советов в городах и графствах. Основным рычагом воздействия на деятельность органов местного самоуправления стала их финансовая зависимость от дотаций из центра. Акт 1929 г. о местном самоуправлении предоставил правительству право ограничивать размеры дотаций, если оно считало действия органов самоуправления «нецелесообразными». Закон 1993 г. о местном самоуправлении подробно определил порядок возникновения, структуру, аппарат, административные и финансовые аспекты деятельности местного самоуправления. Любое действие органов местного самоуправления, выходящее за рамки закона, рассматривается как превышение полномочий и является недействительным.

Оставаясь унитарным государством, Великобритания расширяет автономию некоторых регионов (деволюция). В 1997 г. в Шотландии и Уэльсе были образованы местные парламенты. В Северной Ирландии процесс передачи власти местным органам неоднократно прерывался обострением политической обстановки, и центральное правительство было вынуждено вводить прямое правление из Лондона.

Образование Британского содружества

В 1917 г. за английскими доминионами был признан статус автономных государств в составе Британской империи, а в 1923 г. – право па самостоятельную внешнюю политику. В 1931 г. был принят Вестминстерский статут, закрепивший объединение английских доминионов в Британское содружество наций и определивший взаимоотношения его членов. Доминионы получили право проведения самостоятельной внешней и внутренней политики, право устанавливать дипломатические отношения, самостоятельную правовую систему; генерал-губернаторы назначались по рекомендации правительства доминиона.

После окончания Второй мировой войны произошло усиление национально-освободительного движения. В 1946 г. получила независимость Индия, в 1948 г. – Ирландия. Процесс распада британской империи принял необратимый характер.

В 1949 г. был изменен принцип Вестминстерского статута, теперь определялось, что «члены Содружества объединены общей верностью короне». Английский монарх стал рассматриваться как «символ свободной ассоциации независимых наций – членов Содружества и в этом качестве главой Содружества».

Судебная система Англии и Уэльса

В Великобритании нет единой унифицированной судебной системы. Англия и Уэльс имеют общую судебную систему, в то время как Шотландия и Северная Ирландия каждая имеет отдельные собственные системы. Система Северной Ирландии аналогична Английской, имеет такие же судебные органы. Судебная система Шотландии, хотя основывается на схожих принципах, отличается по структуре и порядку ведения дел.

Судебная система Англии и Уэльса характеризуется многоуровневостью и достаточно сложным распределением подсудности и подведомственности дел между судами различных инстанций.

Схема судебной системы Англии и Уэльса

Судебная система Англии и Уэльса состоит из:

  • Верховный суд Соединенного Королевства (Supreme Court of the United Kingdom);
  • Высшие суды Англии и Уэльса (Senior Courts of England and Wales):
    • Апелляционный суд (Court of Appeal);
    • Высокий суд правосудия (High Court of Justice);
    • Суд Короны (Crown Court);
  • Низшие суды (Subordinate courts):
    • суды графств (County Courts);
    • магистратские суды (Magistrates Courts);
    • специальные суды (Special Courts);
    • служба трибуналов (Tribunals Service).

      Верховный суд (Supreme Court) был создан в 2009 году с целью более явного разделения судебной и законодательной (в лице Палаты лордов) властей и повышения прозрачности в отношениях между парламентом и судами. Лорды-судьи (Law Lords), также известные как Лорды-ординарии апелляционного суда (Lords of Appeal in Ordinary), были высококвалифицированными, штатными судьями, которые выполняли судебную работу Палаты лордов до июля 2009 года, когда они, оставив работу в парламенте, получили назначение на должность судей нового Верховного суда Соединенного Королевства.

      Заседание Верховного суда Соединенного Королевства.

      Верховный суд является судом последней инстанции и самым высоким апелляционным судом в Королевстве. Он рассматривает апелляционные жалобы, касающиеся спорных вопросов общегосударственного значения, по гражданским делам всего Соединенного Королевства, а также по уголовным делам Англии, Уэльса и Северной Ирландии. В Шотландия с апелляциями на решения судов низших инстанций по уголовным делам можно обращаться в Высокий суд юстициариев (High Court of Justiciary), выносящий окончательные решения по всем уголовным делам на территории Шотландии.

      Разрешение на подачу апелляции будет дано только в том случае, если дело имеет важное общегосударственное значение. Дело будет слушаться пятью, семью или девятью из двенадцати лордов-судей Верховного суда, каждый из которых выносит собственное решение, причем общий вердикт достигается либо единогласно, либо простым большинством голосов. Решения, принятые в Верховном суде, становятся прецедентами, которым обязаны следовать суды низших инстанций.

      Хотя Верховный суд является высшим апелляционным судом в Соединенном Королевстве, он должен действовать в соответствии с применимым законодательством Европейского союза и «насколько это возможно» в соответствии с ним толковать внутреннее законодательство. Он также обязан обеспечивать осуществление прав, предусмотренных в Европейской конвенции о правах человека, и принимать во внимание решения Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Верховный суд должен также обращаться в Суд Европейского Союза в Люксембурге по спорным вопросам, относительно законодательства Европейского союза.

      Высшие суды Англии и Уэльса.

      Высшие суды Англии и Уэльса (Senior Courts of England and Wales) — судебный орган, состоящий из Апелляционного суда, Высокого суда правосудия и Суда короны. Высшие суды носили название Верховный суд юстиции (Supreme Court of Judicature) до 1981 года и Верховный суд Англии и Уэльса (Supreme Court of England and Wales) до 2009 года, когда в соответствии с Законом о судебной реформе 2005 года были снова переименованы в Высшие суды Англии и Уэльса, чтобы более явно отличаться от нового Верховного суда Соединенного Королевства.

      Высшие суды Англии и Уэльса включают:

      • Апелляционный суд (официально – Апелляционный суд Ее Величества в Англии);
      • Высокий суд (официально – Высокий суд правосудия Ее Величества в Англии);
      • Суд Короны.

      Апелляционный суд Англии и Уэльса.

      Апелляционный суд (Court of Appeal) занимает в судебной системе Англии и Уэльса самое высокое положение среди Высших судов. Апелляционный суд рассматривает только жалобы на решения других судов или трибуналов. Его решения являются обязательными прецедентами для всех судов, включая его самого, за исключением Верховного суда. В настоящее время в его составе числится 39 Лордов-судей по апелляционным делам.

      Для подачи апелляции требуется получить специальное «разрешение», которое может быть предоставлено либо Высоким судом, либо, как правило, самим Апелляционным судом. Заявки на «разрешение на подачу апелляции» обычно рассматриваются одним судьей Апелляционного суда.

      Здание Королевского суда, в котором расположены Апелляционный суд Англии и Уэльса и Высокий суд правосудия.

      Апелляционный суд имеет два отделения: Уголовное и Гражданское. Номинальным Председателем Уголовного отделения и главой системы Уголовного правосудия является Лорд-главный судья (Lord Chief Justice), но в соответствии с Законом 2005 года на эту должность он может назначить другого судью. Председателем гражданского отделения и соответственно главой системы Гражданского правосудия является т. н. Хранитель свитков (Master of the Rolls) – второй по старшинству судья в судебной системе Англии и Уэльса.

      Гражданское отделение заслушивает обращения, касающиеся гражданского и семейного правосудия, по апелляциям из Высокого суда, а в некоторых случаях из судов графств и специальных трибуналов, таких как Апелляционный трибунал по вопросам занятости. В Апелляционном суде гражданские дела рассматриваются коллегиями из трех Лордов-судей, каждый из которых принимает индивидуальное решение. Общий вердикт Суда может быть вынесен либо единогласно, либо большинством два к одному. В подобном случае судья, оставшийся в меньшинстве, излагает свое особое мнение в посменном виде, объясняя почему он не согласен с данным решением.

      Уголовное отделение рассматривает апелляции по уголовным делам на решения Суда Короны и апелляционные представления, внесенные Генеральным прокурором на принятые Судом Короны оправдательные или слишком мягкие приговоры. Коллегия в данном отделении обычно состоит из Лорда-судьи и двух судей Высокого суда.

      Наиболее важные дела об уголовной апелляции часто заслушивает Лорд-Главный судья, Председатель Отделения королевской скамьи или Вице-председатель Уголовного отделения Апелляционного суда, совместно с двумя судьями Высокого суда. Решения всегда выносятся единогласно; в том случае, когда один из судей не согласен с другими, он последует за большинством и не будет представлять свое особое мнение.

      Высокий суд правосудия (High Court of Justice) в судебной системе Англии и Уэльса является судом первой инстанции по наиболее тяжким и сложным гражданским и семейным делам. Он состоит из трех отделений – Отделения королевской скамьи, Отделения по делам семьи и Канцлерского отделения. В отдельных случаях их юрисдикции частично пересекается и по решению суда дела, начатые в одном отделении, могут быть переданы другому.

      Высокий суд возглавляет Лорд-главный судья – глава Уголовного отделения Апелляционного суда.

      Главный холл Королевского суда

      Отделение королевской скамьи (Queen’s Bench Division) является самым большим из трех отделений Высокого суда и имеет самую разнообразную юрисдикцию. В нем преимущественно рассматриваются претензии в отношении причинения личного вреда; неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей; нарушения условий договора; нарушения Закона о правах человека 1998 года; клеветы, оскорблений и других деликтов; взыскания долгов и задолженностей. Отделение возглавляет Председатель отделения королевской скамьи (President of the Queen’s Bench Division). В состав отделения входит ряд специализированных судов: Адмиралтейский, Коммерческий, Технологический и строительный и Административный суды.

      Адмиралтейский суд является самым старым из всех специализированных судов отделения и рассматривает главным образом дела, связанные с морским правом. Суд может применять процедуры in rem (арестовывать судно и грузы и продавать их под юрисдикцией Англии и Уэльса)

      Коммерческий суд обладает широкой юрисдикцией в вопросах страхования и перестрахования, банковского и финансового дела, международного кредитования и инвестирования, транспортировки товаров и торговли. Судьи этого суда могут проводить арбитражное разбирательство коммерческих споров.

      Технический и строительный суд — это специализированный суд, который занимается всеми видами строительных, инженерных и технологических споров, а также вопросами в области экологии и загрязнения окружающей среды. Рассматривает споры как из Великобритании, так и из других стран.

      Административный суд осуществляет «надзорную юрисдикцию» Высокого суда – это означает, что он имеет право контролировать законность и качество деятельности центральных и местных органов власти, регулирующих и дисциплинарных органов, нижестоящих судов и трибуналов, а также других государственных органов и должностных лиц, осуществляющих публичные функции. Административный суд имеет как гражданскую, так и уголовную юрисдикцию. Его судьи также заседают в Уголовном отделении Апелляционного суда, если для рассмотрения дела необходима коллегия из двух или трех судей.

      Суд по планированию, являющийся частью Административного суда, осуществляет судебный надзор и проверку законности дел, связанных с планированием, включая апелляции и заявления о принудительном исполнении по таким вопросам, как разрешения на планирование и разработку, обеспечение контроля за планированием, принудительный выкуп, права на дороги и автомагистрали.

      Здание «Роллс-билдинг», где расположены Коммерческий, Технологический и строительный и Адмиралтейский суды Отделения королевской скамьи и Канцлерское отделение Высокого суда.

      Канцлерское отделение (Chancery Division) занимается корпоративным правом, трастовым правом претензиями, правами на недвижимость, земельным правом, спорными завещаниями, патентными и налоговыми вопросами. Канцлерское отделение возглавляет Канцлер Высокого суда (Chancellor of the High Court). В состав отделения входят такие специализированные суды как Суд по патентам, Суд по интеллектуальной собственности, Суд по делам о банкротстве, Суд по делам компаний.

      Суд по делам о банкротстве занимается несостоятельностью частных лиц, тогда как Суд по делам компаний рассматривает вопросы, касающиеся корпоративного права, неплатежеспособности компаний и обращения о дисквалификации директоров компаний. Суд по интеллектуальной собственности предназначен для решения споров предприятий малого и среднего бизнеса и частных лиц по вопросам, связанным с интеллектуальной собственностью (в основном касающихся патентов, торговых марок и знаков, дизайна и авторских прав). Патентный суд рассматривает (более сложные и дорогостоящие, чем Суд по интеллектуальной собственности) иски в отношении патентов, зарегистрированных дизайнов, торговых м арок и интеллектуальной собственности, и заслушивает апелляции на решения Генерального контролера по патентам, дизайну и товарным знакам.

      Отделение по делам семьи (Family Division) занимается самыми сложными и чувствительными ситуациями, связанными с семейными отношениями, такими как развод и споры по поводу детей, имущества или денег; усыновлению, опеке и другими вопросами, связанными с детьми. Отделение возглавляется Председателем отделения по делам семьи (President of the Family Division).

      «Финансовый список» представляет собой межюрисдикционный список специалистов (судей Коммерческого суда Отделения королевской скамьи и Канцлерского отделения), обладающих соответствующим опытом, который был создан для решения споров по финансовым вопросам.

      Суд Короны (Crown Court) занимается уголовными делами, которые передаются из магистратских судов, включая тяжкие уголовные преступления (например, предумышленные и непредумышленные убийства, изнасилования, грабежи). Иногда в связи с серьезностью преступления после решения магистратского суда для вынесения приговора дела передаются в Суд Короны. Суд Короны также рассматривает жалобы на решения магистратских судов.

      Слушание дел ведется судьями и жюри присяжных. Вопрос о виновность или невиновности решает не судья – это делается жюри присяжных. Жюри сообщает о своем решении судье, а судья, если обвиняемый признан виновным, выносит приговор. Решение жюри, как правило, бывает единогласным, но судья может принять решение большинства, если всем двенадцати присяжным не удается прийти к единому мнению. Решения Суда Короны могут быть обжалованы в Уголовном отделении Апелляционного суда.

      Суд графства (County Court) в судебной системе Англии и Уэльса является национальным судом с исключительно гражданской юрисдикцией. Кроме небольшого числа случаев, таких как гражданские иски против полиции, слушание дел происходит без участия присяжных заседателей. Судьи самостоятельно рассматривают дело, устанавливают факты и, применяя соответствующие положения закона, выносят обоснованное решение. Более сложные гражданские дела или дела, связанные с крупными суммами денег, передаются в Высокий суд.

      Все центры судов графств могут заниматься делами, связанными с контрактами и деликтами (гражданскими правонарушениями), а также исками, касающимися прав на землю. Некоторые судебные центры могут также заниматься вопросами банкротства и несостоятельности, а также делами, связанными с завещаниями и трастами, когда в соответствии с Законом о праве справедливости 2010 года стоимость траста, фонда или имущества не превышает 30 000 фунтов стерлингов.

      Заседания в окружном суде возглавляются либо районным, либо окружными судьями. Окружные судьи обычно заслушивают дела стоимостью более 15 000 фунтов стерлингов, либо представляющие важное значение значимость или имеющие большую сложность.

      Решения суда графства обычно предусматривают погашение задолженности либо возврат денег или имущества, однако, любой, кто не исполнит вынесенное решение, может быть арестован и подвергнут судебному преследованию.

      Суд по делам семьи.

      Суд по делам семьи (Family Court) был создан в апреле 2014 года, когда соответствующие разделы Закона о судах и преступлениях 2013 года вступили в действие, и впервые за всю историю судебной системы Англии и Уэльса в одном суде были сосредоточены судьи всех уровней семейной судебной системы – магистраты, судьи районных и окружных судов, а также судьи Отделения по делам семьи Верховного суда. Семейный суд имеет национальную юрисдикцию. Одним из преимуществ нового Суда является сокращение излишних затрат времени и ресурсов на передачу дел между различными судами, в чем заключался основной недостаток предыдущей структуры.

      Магистратский суд.

      Магистратский суд (Magistrates’ Court) — это суд первой инстанции по уголовным делам. Дела по более тяжким преступлениям после предварительного слушания в магистратских судах передаются в Суд Короны. Дела меньшей тяжести и дела, связанные с несовершеннолетними, рассматриваются в магистратских судах, равно как и некоторые виды гражданских дел, в том числе касающиеся семейных вопросов. Решения магистратов по гражданским делам могут быть обжалованы в судах графств.

      Магистраты занимаются тремя категориями правонарушений:

      • преступления, преследуемые в порядке суммарного производства. Это менее тяжкие случаи, такие как нарушения правил дорожного движения и мелкое хулиганство, когда обвиняемый не может претендовать на суд присяжных. Они, как правило, решаются в магистратских судах.
      • преступления «промежуточной категории». Они могут рассматриваться либо магистратами, либо судьей и присяжными в Суде Короны. К таким преступлениям относятся, например, кражи и сбыт краденого. Ответчик может настаивать на своем праве на судебное разбирательство в Королевском суде. Магистраты также могут принять решение о том, что дело достаточно серьезное и его следует рассматривать в Суде Короны, который может выносить более суровые приговоры.
      • преступления, подлежащие преследованию только по обвинительному акту, такие как предумышленные и непредумышленные убийства, изнасилования, грабежи. Они должны передаваться на слушания в Суд Короны.

      В магистратских судах дела рассматриваются либо коллегией из двух или трех магистратов, либо одним судьей районного суда.

      Специальные суды.

      Кроме перечисленных выше судов судебная система Англии и Уэльса включает ряд специальных судов.

      Коронерские суды: функция коронера (coroner) заключается в расследовании внезапных, насильственных или неестественных смертей. Коронеры проводят дознание (inquest), т. е. предварительное (досудебное) расследование смертельных случаев. Коронерский суд рассматривает свидетельства, касающиеся тела и обстоятельств смерти, и на их основании выносит заключение о причине смерти, например, убийство или несчастный случай. Коронер и присяжные (дознания с участием присяжных составляют только 2% всех расследований) должны выяснить только кем был умерший, когда, где и при каких обстоятельствах он умер и другие сведения необходимые для регистрации смерти.

      Военный суд — это суд по уголовным делам военнослужащих Королевского флота, армии и ВВС, а также гражданскими лицами, работающими в воинских частях. Он был учрежден на основании Закона о вооруженных силах 2006 взамен трех ранее существовавших параллельных систем. Военный суд является независимым постоянным судом в составе отдельной юрисдикции под названием Система военного правосудия, которая в целом отражает гражданскую систему правосудия, хотя имеет юрисдикцию на всей территории Великобритании и может проводить разбирательства в любой точке мира, где присутствуют Королевские вооруженные силы.

      В каждом Военном суде должен быть независимый гражданский судья, известный как судья-адвокат, который руководит проведением разбирательства и консультирует по всем возникающим юридическим вопросам. Для решения вопроса о виновности собирается Комиссия, состоящая из выбранных случайным образом офицеров и уорент-офицеров, выполняющих роль присяжных заседателей.

      Служба трибуналов.

      Трибуналы — важная, специализированная часть судебной системы Англии и Уэльса. Трибуналы являются независимыми судебными органами, созданными Парламентом для разрешения споров между частными лицами или организациями и государственными органами. (Примером такого разбирательства может быть претензия бывшего военнослужащего на военную пенсию, отклоненная министерством обороны). Такие трибуналы заседают на всей территории Великобритании. В Англии и Уэльсе насчитывается почти 100 различных трибуналов, каждый из которых специализируется на конкретной области. Среди наиболее распространенных: трибуналы, касающиеся сельскохозяйственных земель, трудовой деятельности, предоставления убежища и иммиграции, психического здоровья; трибуналы, которые принимают решения, влияющие на финансы населения, например, имеют ли люди право на социальное обеспечение или выплаты по уходу за ребенком; трибуналы решающие вопросы, касающиеся ответственности физических лиц и компаний по уплате налогов и сборов.

      Схема службы трибуналов Англии и Уэльса

      В трибуналах применяются упрощенные и менее формальные процедуры, чем в судах. На основании Закона о трибуналах, судах и исполнении судебных решений 2007 года была создана двухуровневая система трибуналов, состоящая из Трибунала первой инстанции (First-Tier Tribunal) и Верховного трибунала (Upper Tier Tribunal). Трибуналом первой инстанции является общая структура, которая впервые объединила администрацию большинства трибуналов. Он подразделяется на секции под названием «Палаты», в которых трибуналы группируются в соответствии с их сферой деятельности; каждая Палата возглавляется председателем. Трибунал первой инстанции, состоящий из семи палат, рассматривает жалобы на решения правительственных ведомств и других государственных органов. Верховный трибунал, состоящий из четырех палат, выступает в качестве «вышестоящей судебной инстанции» и заслушивает апелляции по вопросам права (т.е. толкования правового принципа или статута (Акта парламента)) на решения Трибунала первой инстанции. В дальнейшим апелляции (при получении разрешения) могут подаваться в Апелляционный суд. Трибунал по трудовым спорам не является частью этой системы – жалобы на решения этого трибунала поступают в специализированный апелляционный форум, известный как Апелляционный трибунал по трудовым спорам, откуда в дальнейшем апелляции передаются в Апелляционный суд.

      Трибуналы имеют собственный административный аппарат отдельный от судов Англии и Уэльса (хотя судьи Высокого суда регулярно заседают в Верховном трибунале).

      Трибуналы состоят из «панелей», в состав которых входят судья трибунала, который имеет юридическую квалификацию, и члены трибунала – специалисты различных профессий, таких как медицина и фармацевтика, фрахтовая деятельности, вооруженные силы или бухгалтерский учет. Панели выслушивают мнения сторон и показания свидетелей, задавая, где это уместно, уточняющие вопросы. Специалисты, хотя и не имею юридической квалификации, но помогают своим коллегам специфическими профессиональными знаниями. Они принимают равное участие в решениях, принятых трибуналом, но по вопросам права консультируются с юридически квалифицированным председателем.