Судебные приставы изменение статуса

Изменения в службе судебных приставов России на 2019 год

На территории РФ сегодня работает большое количество структур силового назначения. Главной целью подобной организаций является обеспечение прав, свобод человека. Помимо этого, некоторые структуры занимаются реализацией государственной службы. Все подобные органы являются прямым доказательством важности их работы в нашей стране. Однако выполнение всяческих функций со стороны государства может происходить в различных проявлениях. Например, полиция озадачена соблюдением правопорядка, а суды осуществляют процессы правосудия.

В итоге государство имеет доступ в большинство сфер жизнедеятельности каждого гражданина РФ. Помимо всех известных органов в виде ФСБ, прокуратуры и пр., есть также более специфические структуры, к которым также относится служба судебных приставов (ФССП). Задачами этого органа является контроль и регулирование отношений в области исполнения актов ведомства правосудия.

ФССП – орган власти исполнительного характера, в сферу деятельности которой входит организация выполнения судебных актов. Структура работает в составе Минюста. И в данной статье мы рассмотрим, какие изменения ожидают эту службу на 2018-2019 год.

Что может измениться в ФССП

В грядущем году для всех работников Минюст собирается вводить дополнительные требования, которые касаются квалификации сотрудников. Согласно новым критериям, будут увольняться или понижаться в должности те, у кого нет дипломов о высшем образовании (специальность экономика или юриспруденция). Как показывает статистика, в категорию риска попадает более 5 тысяч человек. Эта цифра составляет около 25% штата всей структуры.

Данная реформа по заявлениям ФССП сократит количество работников до 300 человек в некоторых регионах. Такое расположение дел уже вызвало негодование со стороны работников этого органа, потому как такое количество сотрудников будет не в состоянии справиться с текущей нагрузкой. В результате произойдет заметное снижение качества проделываемой работы.

Определение реформ на 2019 год

В 2016 году президент инициировал разработку совершенно нового законопроекта в области исполнительного производства. Новоиспеченный закон нацелен на полную замену текущих нормативных документов, которые осуществляют свою деятельность еще 1997 года.

Основным нововведением является то, что с начала текущего года судебные приставы относятся к особой категории госслужащих.

Таким образом, сотрудники получают:

  1. Звания.
  2. Гарантии социального характера.
  3. Дополнительные выплаты и другие преимущества.

Весь штат разделяется на категории:

  1. Приставы, которые осуществляют деятельность в судах.
  2. Исполнительные приставы.
  3. Приставы-дознаватели.

Все привилегии полагаются только тем, кто обладает высшим образованием в юридической или экономической области.

Работники, которые не соответствуют текущей должности, будут переданы на рассмотрение к увольнению или понижению. Еще одним вариантом может быть предложение о возможности стать помощником приставов. Деятельность таких лиц заключается в подготовке документации.

Уполномоченные представители Минюста утверждают, что новая реформа способна обеспечить приток студентов, которым можно будет работать помощниками. Занять какую-либо должность возможно по факту окончания профильного ВУЗа по одному из двух направлений, о которых мы уже упоминали выше. Первой ступенькой в карьерной лестнице студента станет должность пристава-исполнителя.

Минюст также говорит о том, что реформа способна повысить статус специальности пристава как таковой. Снижение кадровой текучки позволит сделать должность достаточно привлекательной. Это позволит привлечь людей, обладающих высоким уровнем квалификации.

С приходом нового законодательства юристы также смогут трудоустраиваться. Особенно это касается тех, кто попал под сокращение в правоохранительных органах.

Инновацией также считается снижение количества филиалов в регионах. Небольшие подразделения будут совмещены в межрегиональные структуры ФССП. Такой подход позволит сократить расходы бюджетных денег.

Что говорят специалисты о новых реформах в органах ФССП

Вячеслав Лысаков (первый зампредседателя Госдумы в области КЗ) говорит, что такие нововведения повлекут за собой негативные последствия. Как показывает практика, судебные секретари обладают наименьшим уровнем заработной платы, если провести сравнение с иными силовыми структурами. Поэтому текучка среди кадров как была, так и останется. А этот показатель достигает уровня в 80%.

Зарплата самих приставов также не является соответствующей к рабочим условиям. Следовательно, реорганизация ФССП должна начинаться не с сокращения штата. Изначально целесообразно подтвердить статус должности путем повышения окладов и создания привлекательных условий труда.

Такие заявления поддерживает Дмитрий Горцов, который работает на должности заместителя председателя Госдумы по делам безопасности и противодействия коррупции. Как он утверждает, президент прямо не инициировал необходимость сокращать работников из органов МВД или ФССП. Глава государства говорил о сокращении неэффективных расходов денежных средств из бюджета. Результатом этого всего эти ведомства предпочли пойти по более простому пути – уволить основную массу людей.

Возможно, госаппарат услышал мнение Лысакова – с начала 2019 года работники ФССП могут рассчитывать на получение доли из взысканных ими денег. В лучшем случае об этом упоминается в обновленном законодательстве. За счет взысканных средств предлагается создавать специальные фонды. Такие нововведения позволят ввести систему поощрений для тех исполнителей, которые показали самые лучшие результаты по вопросу взысканий. Сегодня этот проект находится на общественном согласовании и обсуждении.

Какие полномочия будут добавлены приставам

В текущем году судебные приставы уже могут распоряжаться правом на вождение автотранспорта. В сферу обязанностей сотрудников ФССП входит возможность изымания прав у заядлых неплательщиков. Особенностью этого полномочия является то, что сотрудникам не требуется на это дополнительных решений суда. Условием для применения подобных мер считается словесное уведомление при личном разговоре. После этого данные поступают в ГИБДД, где приостанавливается действие лицензии на вождение. Санкция снимается сразу после погашения лицом всех задолженностей.

Такое нововведение касается всех людей, которые обязаны уплатить долг в размере от 10 000 рублей. Всех неплательщиков пугает перспектива дальнейшего расширения полномочий сотрудников Федеральной службы приставов.

Так, с 2019 года вполне вероятно, что должностные лица ФССП смогут изолировать доступ неплательщиков к госуслугам. Это коснется невозможности сдать экзамены на права или отказа в регистрации автомобиля или торговой марки.

Подводя итог, отметим, что пока до конца неизвестно, как будет происходить реформирование ФССП. Но в данной статье мы рассмотрели все возможные инновации, которые могут вступить в силу как в текущем, так и в 2019 году. Получится ли сделать работу судебным приставом престижной – покажет время. Пока остается только ожидать и надеяться на улучшение условий труда для сотрудников Федеральной службы приставов.

Статус судебного пристава-исполнителя (статья)

Организации и должностные лица, а также граждане, принимающие участие в процессе принудительного исполнения юрисдикционных актов в случаях, предусмотренных законом, являются субъектами исполнительного производства. Субъекты исполнительного производства занимают различное правовое положение, наделены неодинаковым кругом прав и обязанностей. По своей процессуальной роли, возможностям воздействия на ход исполнительного производства, по характеру своей заинтересованности они делятся на различные большие группы. В юридической литературе о целях и задачах участия в исполнительном производстве и взаимодействии с органами принудительного исполнения приводятся различные классификации субъектов исполнительного производства. Так, П.П. Заворотько предложил следующую классификация субъектов исполнительного производства:

1) лица, наделенные властными функциями, т. е. органы исполнения — суд и судебный исполнитель;

2) лица, участвующие в исполнении;

3) лица, которые по предписанию закона обязаны содействовать судебному исполнению;

4) лица, удерживающие имущество должника на законных основаниях;

5) лица, имущественные права которых затрагиваются или нарушаются судебным исполнением.

И.В. Решетникова предлагает разделить субъекты исполнительного производства на три группы:

1) властные органы, осуществляющие исполнение;

2) лица, в отношении которых совершаются исполнительные действия;

3) лица, содействующие исполнительному производству.

К властным органам, осуществляющим исполнение, И.В. Решетниковаотносит судебных приставов, а также суд (судью), других участников исполнительного производства, принимающих участие в исполнительном производстве.

Существует классификация, согласно которой всех субъектов исполнительного производства в зависимости от целевой направленности их деятельности и роли предлагается подразделить на четыре группы:

1) органы принудительного исполнения;

4) другие участники исполнительного производства.

Наиболее правильными нам представляются следующие классификации – наиболее общая, которая предусматривает две основных группы субъектов исполнительного производства — основные участники исполнительного производства (судебный пристав-исполнитель, стороны (взыскатель, должник), банк (кредитная организация), суд (судья), прокурор, государственные органы и органы местного самоуправления, представляющие в исполнительном производстве государственные или общественные интересы); лица, содействующие исполнению (сотрудники милиции, розыскные и охранные организации, переводчики, специалисты, специализированные организации по реализации имущества должника), а также подробная, в которой выделяются пять групп участников исполнительного производства:

1) органы принудительного исполнения;

суды общей юрисдикции и арбитражные суды;

стороны исполнительного производства;

4) органы, исполняющие требования исполнительных документов;

5) лица, содействующие процессу исполнения.

Правила о субъектах исполнительного производства схожи с аналогичными положениями гражданского и арбитражного судопроизводства, нотариального и административного производства. Взаимосвязь проявляется в том, что лицо, наделенное, например, процессуальной правосубъектностью в арбитражном судопроизводстве, должно одновременно признаваться и субъектом исполнительного производства для того, чтобы выступать в качестве взыскателя либо должника. В этом смысле правосубъектность субъектов исполнительного производства носит производный характер от процессуальной и гражданской правосубъектности, компетенции в сфере публично-правовых отношений, одним словом – от оснований участия в соответствующих процессуальных и материальных правоотношениях, в рамках которых было разрешено юридическое дело и выдан исполнительный документ.

Некоторые исследователи полагают, что всех субъектов исполнительного производства можно разделить на три группы:

1) властные органы, осуществляющие исполнение;

2) лица, участвующие в исполнительном производстве;

Смотрите так же:  Можно ли заверить доверенность для суда по месту работы

3) лица, содействующие исполнительному производству.

При этом к первой группе относится судебный пристав-исполнитель, т.е. лицо, наделенное частными функциями. Во вторую группу включена категория участников исполнительного производства, которых закон называет лицами, участвующими в исполнительном производстве. К ним относятся стороны и представители сторон. Третью группу образуют так называемые лица, содействующие осуществлению исполнительного производства. Они не имеют ни юридической, ни какой-либо другой заинтересованности в исполнительном производстве и привлекаются в него для выполнения своих специфических обязанностей (переводчики, понятые, хранители имущества и другие лица).

Мы разделяем позицию авторов указанной классификации, но только в части несогласия с законодателем относительно того, что прокурор не включен в состав субъектов исполнительного производстве. Однако при этом трудно согласиться с мнением, что суд (судья) не является субъектом исполнительного производства. Трудно, на наш взгляд согласиться с мнением исследователей, которые не относят к участникам исполнительного производства органы судебной власти, а также прокуроров, ограничивая круг только тремя категориями участников – стороны; представители сторон; переводчик, специалисты, понятые.

К органам принудительного исполнения относятся в соответствии со ст.3 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» Служба судебных приставов Российской Федерации и Службы судебных приставов субъектов Российской Федерации. Однако в связи с тем, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению возлагается на судебного пристава-исполнителя, юридически более правильно в качестве органа принудительного исполнения рассматривать судебного пристава-исполнителя. Судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, действующим непосредственно на основании ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»; он принимает от своего имени решения, оформляемые в форме постановлений, которые в силу закона являются исполнительными документами. Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя являются самостоятельным объектом обжалования вышестоящим должностным лицом Службы судебных приставов либо в судебном порядке. В целях специализации судебных приставов-исполнителей, учитывая сложность исполнения судебных актов арбитражных судов, в каждой службе и подразделении судебных приставов предусматривается выделение конкретных судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных листов, выдаваемых арбитражными судами. Персональный состав и количество выделенных специалистов определяется, принимая во внимание их подготовленность в вопросах арбитражного процессуального законодательства и учитывая соответствующую нагрузку.

Основным субъектом правоотношений, возникающих в процессе принудительного исполнения судебных актов арбитражных судов, является судебный пристав-исполнитель. Институт судебных приставов, упраздненный Декретом Совнаркома № 1 от 24 ноября 1917 г. был возрожден в 1997 году Федеральными законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве».

До принятия указанных законов в соответствии со статьями 348, 351 ГПК РСФСР исполнение актов судебных и иных юрисдикционных органов осуществлялось судебными исполнителями, состоящими при судах общей юрисдикции по месту нахождения должника или его имущества. Контроль за правильным и своевременным исполнением решений судов возлагался на судью (ст. 349 ГПК РСФСР). При этом четкая законодательная база, устанавливающая действия и статус судебных приставов отсутствовала. Соответствующие положения об этом регламентировались в нормах гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства, а также в ряде ведомственных нормативных актов Министерства юстиции РФ, которые зачастую противоречили друг другу. Судебные исполнители, большинство из которых составляли женщины, были лишены реальной силовой поддержки при проведении ими исполнительных действий, нормы исполнительного уже не отвечали требованиям развивающейся рыночной экономики, из года в год реально исполнялось лишь 25-30 процентов судебных решений. Такое положение никого не устраивало.

Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» внесли кардинальные изменения в структуру органов и должностных лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных актов и актов других органов. Судебных исполнителей, состоящих при судах и работающих непосредственно под руководством судьи, заменила служба судебных приставов, возглавляемая главным судебным приставом Российской Федерации, который по должности является также заместителем министра юстиции РФ. Названные законы определили задачи и правовую основу деятельности судебных приставов-исполнителей, установили требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава-исполнителя, порядок назначения и освобождения их от должности, обязанности и права судебных приставов-исполнителей, порядок обжалования их действий в суд, гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов. Впервые в законе были четко указаны органы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотрено обеспечение исполнительных действий иными органами и организациями, подробно регламентированы порядок возбуждения и окончания исполнительного производства и последствия нарушения требований, предъявляемых к исполнительному документу. По-новому решены многие вопросы, связанные с местом, временем и сроками совершения исполнительных действий; определены сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их исчисления, основания, влекущие перерыв этих сроков, а также приостановление, прекращение исполнительного производства, возвращение исполнительного листа и др. Несмотря на то, что принятие упомянутых федеральных законов сняло многие противоречия и устранило ряд пробелов в нормативном регулировании исполнительного производства, нерешенными оказались многие насущные проблемы, в т.ч. касающиеся статуса судебных приставов.

Судебные приставы подразделяются на две группы: судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов и судебные приставы-исполнители, которые осуществляют функции по исполнению судебных актов и актов иных органов. Судебные приставы объединены в подразделения в соответствии с административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации (районные, межрайонные, городские и т.д.), возглавляемые старшим судебным приставом. Они являются должностными лицами, состоящими на государственной службе, поэтому статус судебного пристава определяется, помимо названного закона, основанном на Конституции РФ, законодательством о государственной службе, где основным нормативным актом является Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства. Судебный пристав-исполнитель выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

В случае неисполнения в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель применяет к должнику меры принудительного исполнения: обращает взыскание на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализацию; обращает взыскание на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; обращает взыскание на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изымает у должника и передает взыскателю определенные предметы, указанные в исполнительном документе; предпринимает иные меры, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Для своевременного и полного исполнения исполнительных документов законодатель предоставил судебному приставу-исполнителю право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника — помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; совершать иные действия, предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве».

Для достижения конечной цели исполнительного производства — скорейшего и реального исполнения судебных и несудебных актов, судебный пристав-исполнитель осуществляет принудительное исполнение в пределах полномочий, которыми наделило его государство. При выполнении своих служебных обязанностей он выступает как представитель исполнительной власти и обладает особым правомочием — от имени государства применять меры принуждения к должнику, не исполняющему требования исполнительного листа или требования судебного пристава — исполнителя. Согласно ст. 14 ФЗ РФ «О судебных приставах», ст. 4 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. За невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства об исполнительном производстве виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава — исполнителя или к месту совершения исполнительных действий — приводу. При наличии в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законных требований судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. Согласно ст. 315 Уголовного кодекса РФ злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Смотрите так же:  Договор аренды автодрома

Вновь принятые федеральные законы существенно изменили и расширили полномочия судебных приставов-исполнителей по сравнению с теми, какими располагали судебные исполнители. Согласно ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», расширение полномочий судебных приставов-исполнителей выразилось, прежде всего, в том, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно возбуждает исполнительное производство путем вынесения постановления и также самостоятельно выносит постановление о возвращении исполнительного производства взыскателю в случае несоблюдения требований, предъявляемых к исполнительному документу. Вопросы об отложении исполнительных действий, об окончании исполнительного производства, также решаются теперь судебным приставом исполнителем самостоятельно.

С письменного разрешения старшего судебного пристава судебный пристав-исполнитель вправе в необходимых случаях отступать от правил относительно времени совершения исполнительных действий, выносить постановления о розыске должника, его имущества или розыске ребенка, о возвращении исполнительного документа взыскателю, о привлечении к ответственности лиц, противодействующих судебному приставу-исполнителю или неисполняющих возложенные на них обязанности, об отводе специалиста или переводчика. Кроме того, старший судебный пристав организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения; обеспечивает правильное и своевременное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании; координирует действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и специализированных подразделений органов внутренних дел по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей, судебных приставов — исполнителей; является распорядителем депозитного счета подразделения судебных приставов; осуществляет специальные полномочия, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве (решает вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя, дает разрешение на совершение исполнительных действий на подведомственной ему территории и оказывает содействие судебному приставу-исполнителю из другого подразделения судебных приставов, либо отказывает ему в этом и поручает дальнейшее исполнение исполнительного документа судебному приставу-исполнителю, действующему на данной территории и др.). На практике старшие судебные приставы по различным причинам непосредственно участвуют в исполнительном производстве, составляют и подписывают запросы в различные инстанции, выносят постановления о наложении ареста на имущество должника, совершают иные процессуальные действия. Причем, несмотря на то, что законодательство об исполнительном производстве прямо не закрепляет за старшим судебным приставом права вынесения постановлений, суды считают такие действия со стороны старших судебных приставов правомерными. Так, в постановлении кассационной инстанции арбитражного суда было отмечено: ссылка заявителя, о том, что в силу ст. 7 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» исполнительным документом является только постановление судебного пристава-исполнителя, а не старшего судебного пристава, не может быть признана обоснованной, поскольку перечень исполнительных документов, предусмотренных указанной статьей, не является исчерпывающим, а в ст. 10 ФЗ РФ «О судебных приставах» старший судебный пристав наделен правом осуществлять специальные полномочия, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве. Касаясь прав и полномочий старшего судебного пристава, отметим, что, по нашему мнению, необходимо наделить старших судебных приставов, а также главных судебных приставов, правом отменять необоснованные или вынесенные с нарушением требований законодательства постановления подчиненных ему судебных приставов-исполнителей, что позволит оперативно влиять на ход исполнительного производства. Считаем также целесообразным наделить статусом судебного пристава-исполнителя всех старших и главных судебных приставов — тем самым будет обеспечена взаимная подчиненность и возможность указанных должностных лиц осуществлять реальный контроль за действиями судебных приставов-исполнителей, оперативно и квалифицированно решать возникающие проблемы в ходе исполнения исполнительных документов. При этом нельзя не учитывать, что деятельность судебных приставов-исполнителей практически выведена из под контроля суда, обжалование решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке связано со значительными временными издержками. Тем самым будет устранен еще один недостаток законов об исполнительном производстве, согласно которым главные и судебные приставы даже не входят ни в одну из категорий судебных приставов, указанных в ст. 4 ФЗ РФ «О судебных приставах». Изменение статуса указанных должностных лиц представляется необходимым и в связи с тем, что в силу нового Уголовно-процессуального кодекса главный судебный пристав России, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации относятся к органам дознания, т.е. наделяются правом завести уголовное дело и начать «следствие в миниатюре» (допросы, обыски, аресты). В соответствии со ст. 151 УПК РФ указанными должностными лицами органов службы судебных приставов производится дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой ст. 294 (вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия), ст. 297 (неуважение к суду), частью первой ст. 311 (разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса), ст. 312 (незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого аресту, т.е. растрата, отчуждение, сокрытие или незаконная передача имущества, подвергнутого аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено, осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами, на которые наложен арест), а также ст. 315 (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта) Уголовного кодекса. В течение максимум 25 дней, отведенных для дознания, судебные приставы должны собрать доказательства и передать дело прокурору, который в свою очередь решает: прекратить дело, направить его на доработку, передать другому правоохранительному органу либо отправить в суд.

Нельзя не отметить, что расширение полномочий судебного пристава-исполнителя произошло с уклоном увеличения прав, а не обязанностей, что не может, на наш взгляд, способствовать результативности исполнительного производства. Многие вопросы исполнения судебных актов отданы законодателем на усмотрение судебного пристава-исполнителя. Так, судебный пристав-исполнитель вправе (а не обязан) одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства произвести опись имущества должника и наложить на него арест (ст.9 п.5). Как заметил главный судебный пристав РФ А.Т. Мельников, в обстановке недостаточной требовательности многие судебные приставы-исполнители неохотно идут на аресты имущества должников, порой фабрикуют липовые акты о невозможности исполнения исполнительных документов без принятия исчерпывающих мер по проверке имущественного положения должников. Есть немало регионов, где удельный вес оконченных исполнительных производств в связи с составлением актов о невозможности взыскания превышает 60 и даже 70 процентов к числу всех оконченных производств. По мнению П.А. Скобликова, с которым трудно не согласиться, законодатель необдуманно «оставляет на усмотрение судебного пристава-исполнителя вопрос о том, налагать ли арест на имущество должника, тем самым он, возможно ставит это должностное лицо перед искусом взятки со стороны должника». На наш взгляд, трудно согласиться с мнением, что «судебный пристав-исполнитель не должен иметь права совершения исполнительных действий без предварительного уведомления взыскателя», так как это может привести к неоправданному затягиванию сроков исполнительного производства, в ряде случаев сделает просто невозможным принятие судебным приставом-исполнителем мер, не терпящих отлагательства (например, наложение ареста на имущество должника). Считаем целесообразным внести в ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» нормы, обязывающие судебного пристава-исполнителя производить арест имущества должника, выявленного в ходе исполнительного производства, с момента возбуждения исполнительного производства.

Вышеприведенное замечание П.А. Скобликова, на наш взгляд, применимо и к положениям ст. 19, согласно которой судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия на срок не более 10 дней на основании определения судьи, по заявлению взыскателя, должника или по собственной инициативе. По нашему мнению, необходимо существенно изменить статью, регулирующую институт отложения исполнительных действий, приведя ее в соответствие с нормами ст. 328 нового Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой вопросы приостановления исполнительных действий по исполнительным листам, выданным арбитражным судом, входят в компетенцию арбитражного суда.

К лицу, назначаемому на должность судебного пристава, законодательством предъявляются следующие требования: судебным приставом может быть только гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий полное среднее или среднее профессиональное образование. Для старшего судебного пристава необходимо высшее юридическое образование. Судебный пристав должен быть способен по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья, выполнять возложенные на него обязанности, связанные с государственной службой. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Отметим, что несмотря на значительное различие в функциональных обязанностях двух групп судебных приставов (судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов выполняют охранные функции, а судебные приставы-исполнители — процессуальные), законодательство предъявляет к судебным приставам требования без учета различий возложенных на них задач и функций, что представляется не совсем правильным. Так, для повышения эффективности исполнительного производства необходимо, на наш взгляд, предъявлять более высокие требования к судебному приставу-исполнителю, в частности, предусмотреть для него высшее юридическое образование. Кроме того, считаем целесообразным дополнить ограничения при назначении на должность судебного пристава-исполнителя. Считаем, что судебным приставом-исполнителем не может быть лицо ограниченно дееспособное или недееспособное. Судебный пристав-исполнитель не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению служебных обязанностей; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности с использованием своего служебного положения; использовать в целях, не связанных с исполнением служебных обязанностей средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства и другое имущество службы судебных приставов, а также служебную информацию; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей судебного пристава-исполнителя, за исключением ценных подарков и денежных сумм, которыми судебные приставы-исполнители поощряются в установленном порядке по службе. Судебный пристав обязан ежегодно декларировать свои доходы и представлять в органы государственной налоговой службы сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности и являющемся объектом налогообложения.

Смотрите так же:  Как восстановить удостоверение к медали ветерана труда

Устранение выявленных пробелов и других недостатков нормативного регулирования института принудительной реализации актов юрисдикционных органов имеет существенное значение не только с теоретической точки зрения, но, что особенно важно, с точки зрения практики в целях дальнейшего повышения эффективности исполнительного производства.

Путин увеличил Службе судебных приставов количество управлений

Ранее Федеральная служба состояла, в том числе из пяти заместителей директора, одного первого заместителя и 14 управлений по основным видам деятельности Службы. Теперь число управлений решено увеличить до 15. Численность сотрудников останется неизменной. Сейчас предельная численность центрального аппарата установлена в количестве 640 единиц, а территориальных органов – 73 919 единиц.

Управления ФССП разделены по видам деятельности: исполнительное производство, реализация имущества, розыск должников, противодействие коррупции, отдел по защите гостайны и другие.

Судебные приставы изменение статуса

Интернет-телевидение Общественной палаты

Новый статус судебных приставов

Оставьте свой комментарий

Описание трансляции

В Общественной палате пройдут слушания «Повышение социальных гарантий и материального обеспечения сотрудников ФССП России. Изменение статуса ФССП России с последующим внесением изменений в действующее законодательство».

Задайте свой вопрос

© 2007 Общественная палата Российской Федерации

Для просмотра видео на полный экран, нажмите кнопку в правой верхней части видео.

Сайт корректно работает в браузерах: Internet Explorer версии 6 и выше, Firefox версии 2 и выше. При этом у Вас должен быть установлен Adobe Flash Player версии 9 и выше.

Если Вас интересует тема видеоконференции или Вы хотите поделиться своим мнением с посетителями портала или Членами ОПРФ.

Слушания, посвященные изменению статуса судебных приставов

Участники слушаний «Повышение социальных гарантий и материального обеспечения сотрудников ФССП России. Изменение статуса ФССП России с последующим внесением изменений в действующее законодательство» обсудят вопросы: как законодательно закрепить правоохранительный статус Федеральной службы судебных приставов? как повысить уровень социальной защищенности и материального обеспечения сотрудников ФССП?

По мнению ряда экспертов, сотрудники Федеральной службы судебных приставов сегодня меньше всего социально защищены и материально обеспеченны среди государственных служащих. При этом Федеральная служба судебных приставов де-факто выполняет функции правоохранительного органа: исполняет судебные решения и акты иных органов, обеспечивая тем самым соблюдение прав граждан; осуществляет розыск должников и их имущества; предотвращает и пресекает нарушения законности, обеспечивая безопасность судебных процессов, исполнительных и следственных действий; проводит дознание; исполняет уголовные наказания (в виде штрафов).

В слушаниях примут участие представители Федеральной службы судебных приставов России, УФССП России по Москве, общественных советов при ФССП России, профильных министерств и ведомств, а также эксперты профильных общественных организаций.

Предлагаемые нормы радикально повышают статус судебного пристава, а само ведомство фактически становится полноценной силовой структурой.

Как прописано в законопроекте, законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми гражданами и организациями на территории страны.

Сотрудники ведомства будут вправе применять оружие и физическую силу. Но не всегда, а в прописанных законом случаях. Так что под дулом пистолета требовать долги не будут, за это можно не волноваться. Например, применение огнестрельного оружия будет разрешено для защиты судей и участников процессов, пресечения побегов из-под стражи, если кто-то из заключенных попытается сбежать из суда. А также для отражения вооруженного нападения на суды, здания минюста или службы судебных приставов.

Изменятся и звания в ведомстве. За долгами в будущем придет товарищ лейтенант или даже товарищ майор. Прав у него окажется не многим меньше, чем у полицейского.

Впрочем, по словам разработчиков документа, главная цель проекта — повысить социальный статус сотрудников службы судебных приставов.

Сегодня социальный пакет в Федеральной службе судебных приставов ниже, чем в других структурах, где носят погоны. Довольствие и льготы пристава никак не сравнятся с уровнем военных или полицейских. Отсюда проблемы с комплектованием и текучесть кадров.

Должники, возможно, довольны тем, что порой до них не дотягивается рука пристава из-за того, что руки часто меняются. Однако граждане, которые, наоборот, ждут денег от должников, бывают недовольны приставами. Потому что часто так бывает, что время идет, а денег нет. А приставы меняются. Новый человек сначала входит в курс дела, а потом увольняется, так как нашел службу получше.

Поэтому предложено ввести новый вид госслужбы. В ведомстве появятся специальные звания наподобие тех, что существуют в полиции, тюремном ведомстве, пожарной службе и т.п. Сотрудники получат право на дополнительные отпуска и надбавки за выслугу лет. Все это, как задумывается, поможет избежать текучки кадров. А стать судебным приставом-исполнителем сможет только лицо с высшим юридическим или экономическим образованием.

Также, как рассказывают эксперты, новацией проекта является установление должности судебного пристава-дознавателя. Он проводит дознание по делам, отнесенным Уголовно-процессуальным кодексом к компетенции службы судебных приставов.

Но и к самим исполнителям установят повышенные требования. При назначении на посты кандидатов в «долговые» офицеры не только проверят на детекторе лжи, но протестируют на наличие алкоголизма или зависимости от наркотиков. Иностранное гражданство также закроет путь на службу.

Если человек не отслужил в армии без законных оснований, ему также будет закрыт путь в судебные приставы. То есть уважительная причина, почему парень остался на гражданке, засчитывается, и проблем быть не должно. Но если человек уклонялся и прятался от военкомата, то никакие другие погоны ему не светят. Как бы он потом ни хотел служить.

В последнее время судебные приставы получили достаточно серьезные полномочия. Есть немало критиков, кому такое усиление ведомства не нравится. Но, кстати, нередко получается, что то или иное предложение долго критикует, а потом оно принимается и ничего страшного не случается.

Так получилось, например, с ограничением должников в праве управления транспортным средством. Норма принималась тяжело, звучал вал критики. Но с 15 января такая мера действует, и первые результаты показывают, что новые полномочия эффективны. Подготовленный сейчас законопроект дает судебным приставам-исполнителям право прийти к работодателю должника и проверить финансовую документацию. Также они могут входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ. При необходимости такие помещения можно вскрыть. Если же известен счет должника, пристав вправе арестовать там средства.

По большому счету эти и многие другие положения уже предусмотрены в действующих законах. Право на применение физической силы и оружия тоже дублирует действующие нормы. В течение 24 часов после открытия огня или применения силы пристав обязан уведомить о том свое начальство, а если кто-то был убит или ранен, то сообщить прокурору.

Это не значит, что пустить в ход оружие и дубинку может любой пристав. В ведомстве есть специальная категория сотрудников — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Это, если можно так выразиться, силовое подразделение службы, именно его сотрудники вооружены. Применить силу они могут, например, когда необходимо доставить человека в суд. Однако запрещается применять дубинки и специальные средства в отношении нарушителей порядка, «совершивших действия ненасильственного характера». То есть сила не должна быть неадекватной.

Самим же сотрудникам ведомства, наверное, интересно читать про предлагаемые надбавки.

Зарплата «долгового» офицера будет состоять из окладов по должности и по званию. Согласно проекту, размеры должностных окладов судебных приставов и окладов по специальным званиям будут устанавливаться правительством страны по представлению главного судебного пристава Российской Федерации. Так что какие именно будут оклады, сейчас сказать нельзя.

Также вводятся надбавки за выслугу лет, которые будут расти с годами. Предусмотрены и постоянные премии за добросовестную службу. И другие надбавки. За работу с государственными тайнами, например, предлагается доплачивать до 65 процентов должностного оклада. Служебное рвение также может принести неплохое вознаграждение. Согласно проекту, поощрительные выплаты за особые достижения в службе могут составить до 100 процентов должностного оклада в месяц. Порядок установления таких выплат, как предполагается, определит директор Федеральной службы судебных приставов. Но есть важное условие: подобные доплаты могут быть только в пределах бюджетных ассигнований.

В любом случае, чем дольше прослужит человек, тем выше будет его оклад. При выслуге от 2 до 5 лет надбавка составит 10 процентов. Тем, кто прослужит от 10 до 15 лет, доплатят 20 процентов. И так далее.