Судебная практика по переселению из ветхого жилья

Переселение из аварийного жилья: судебная практика

Гражданам, переселяемым из аварийного жилья, должны предоставить благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому. Право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нормам предоставления, при этом, сохраняется.

В конце 2014 года Верховный суд РФ объединил наиболее значимые дела в Обзоре судебной практики. Среди опубликованных дел — гражданское дело о переселении семьи из аварийной квартиры.

Местная администрация обратилась в суд с иском к гражданам (семье, состоящей из шести человек) о переселении их из муниципальной аварийной квартиры.

Суд первой инстанции отказал администрации в удовлетворении исковых требований.

Отказывая в удовлетворении иска, суд пришёл к выводу о том, что предоставляемое жилое помещение не отвечает требованиям закона, поскольку ответчики состоят на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем должны быть обеспечены жилой площадью по нормам предоставления. Вместо этого в рамках указанной выше адресной программы одному из ответчиков на состав семьи из шести человек предоставлена однокомнатная квартира.

Местная администрация обжаловала решение, но суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации данные выводы судов признала незаконными по следующим основаниям.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного федерального закона и получения финансовой поддержки на её реализацию за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ).

Согласно паспорту областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда целями и задачами этой программы являются: улучшение условий проживания граждан, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, ликвидация существующего аварийного жилищного фонда. Указанной программой установлены сроки переселения жильцов аварийных домов.

Частью 3 ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с данным федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. 86-89 ЖК РФ.

В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86-88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учёте, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Федеральный закон N 185-ФЗ не относится к числу законов, на которые указывает отсылочная норма ч. 1 ст. 89 ЖК РФ.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (ст. 55 ЖК РФ).

Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Жилое помещение, в которое ответчики отказывались переселяться, было предоставлено им в связи с расселением аварийного дома, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах отказ суда в иске по мотиву необходимости обеспечения ответчиков жильем по нормам предоставления, противоречит указанным выше предписаниям закона.

Поскольку вопрос о равноценности жилого помещения, предоставляемого ответчикам в рамках реализации областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, применительно к положениям ст. 89 ЖК РФ судами не был рассмотрен, Судебная коллегия Верховного Суда РФ, отменив состоявшиеся по делу судебные постановления, направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Жмурко Светлана Евгеньевна, адвокат Адвокатской конторы № 119 МКА г. Москвы, запись на прием по телефону: +7 (985) 998-58-08

Метрами не вышли

Вот уже несколько лет как по всей стране людей переселяют из аварийного жилья. На это казной выделено немало средств, но процесс расставания со старыми стенами и получения нового жилья далеко не всегда проходит гладко, так как все сложные правовые и житейские коллизии предусмотреть просто невозможно.

Поэтому Верховный суд детально разобрал очередное дело, объяснив своим коллегам, как правильно применить закон в непростой ситуации.

В одном из регионов местная администрация обратилась в суд с просьбой переселить из аварийного барака семью из шести человек. В регионе шла адресная программа переселения граждан из аварийного жилья. Барачная квартира ответчиков, которых хотели принудительно переселить, находилась в муниципальной собственности. Но районный суд чиновникам в переселении отказал.

Суд увидел, что предлагаемое гражданам вместо барака жилье «не отвечает требованиям закона». Местный суд сказал, что жильцы аварийного здания стоят в очереди на улучшение жилищных условий, поэтому должны быть обеспечены жилой площадью, подходящей под нормы закона. Вместо этого одному из них на семью из шести человек чиновники предложили однокомнатную квартиру. С отказом в иске районного суда согласилась и апелляционная инстанция. Администрация дошла до Верховного суда и там нашла понимание.

Смотрите так же:  Техосмотр в рязани для осаго

Вот что разъяснила по поводу подобных ситуаций Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда.

Для создания безопасных жилищных условий был несколько лет назад подготовлен и принят Закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Этот закон установил правовые и организационные основы предоставления денег субъектам и муниципальным образованиям, в том числе и на переселение людей из аварийного жилья. В этом законе (статьи14 и 16) наличие региональной программы переселения людей из бараков названо одним из условий участия субъектов в реализации закона о Фонде, и получение финансовой поддержки на ее реализацию осуществляется за счет средств Фонда.

В паспорте областной адресной программы о переселении граждан из бараков задачей и целью программы названы переселение граждан из зданий, признанных аварийными из-за физического износа, и ликвидация подобного жилья в принципе. Эта же программа устанавливает и сроки переселения жильцов аварийного фонда.

В этом же законе сказано, что переселение жильцов должно проходить в соответствии с жилищным законодательством.

То есть другая крыша над головой должна находиться в границах того населенного пункта, где люди жили. Только с их письменного согласия переселенцам могут дать помещение в другом населенном пункте.

Порядок переселения людей из аварийных бараков по деталям расписан в статьях 86-89 Жилищного кодекса РФ. В той же 86-й статье сказано дословно следующее: если дом, в котором у гражданина есть квартира по договору соцнайма, идет под снос, то те, кто принял решение о сносе, предоставляют человеку другое жилье по такому же договору соцнайма.

А в статье 89 Жилищного кодекса говорится, что таким переселенцам по договору дается другое помещение, которое должно быть благоустроено применительно к условиям этого населенного пункта, и быть равнозначным тому, что было по общей площади. Если гражданин стоит на учете как нуждающийся или имеет право состоять на таком учете, то жилье ему дают по нормам предоставления.

Вот что важное подчеркнул Верховный суд. Закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» не относится к числу законов, к которым отсылает 89-я статья Жилищного кодекса.

Пленум Верховного суда специально рассматривал вопросы судебной практики, появляющиеся при применении Жилищного кодекса(N14 от 2009 года). И там были даны следующие важные разъяснения.

В случае выселения граждан по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса, людям предоставляется другое благоустроенное помещение по договору соцнайма, равнозначное по общей площади прежнему. Главное — предоставляется людям помещение не в связи с улучшением жилищных условий. Граждане, которые стояли на учете как нуждающиеся, сохраняют право стоять в очереди, если не отпали основания находиться на учете (статья 85 Жилищного кодекса).

Следовательно, делает вывод Верховный суд, предоставление людям другого жилья из-за сноса аварийного дома носит компенсационный характер и гарантирует гражданам условия проживания, которые должны быть не хуже того, что у них было с точки зрения безопасности.

В нашем случае, говорит Судебная коллегия по гражданским делам, жилье давали семье из-за переселения из аварийного дома, а не по причине улучшения их жилищных условий.

При таких обстоятельствах отказ суда в иске чиновникам переселять граждан из-за того, что не соблюдены нормы предоставления жилья, противоречат всем перечисленным законам.

Интересно, подчеркнул Верховный суд, но местные суды даже не рассматривали вопрос о равноценности жилья, которое предложили переселенцам тому, что у них было в аварийном бараке. Поэтому Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила все решения местных судов и велела дело пересмотреть с учетом своих разъяснений.

Верховный суд обязал предоставлять равноценные квартиры взамен аварийных

Наталья Федорова* владела 25-метровой однушкой на втором этаже многоэтажки в городе Касимов Рязанской области. В ноябре 2003 года комиссия признала, что дом в аварийном состоянии и должен быть снесен. Горадминистрация утвердила порядок, в соответствии с которым собиралась переселять жильцов в новые квартиры. Новое помещение предложили и Федоровой, но она от него отказалась. Новое жилье существенно уступало прежнему и по площади, и по расположению, и по характеристикам. Квартира располагалась на первом этаже и была уголовой, в ней было центральное, а не индивидуальное, как в прежней, отопление, а стены были покрыты плесенью.

Администрация не смогла договориться с владелицей квартиры, и дело дошло до суда. Чиновники добивались права забрать квартиру и выплатить взамен ее рыночную стоимость — 214 тыс. руб. Первая инстанция удовлетворила иск, решение устояло в апелляции. Таким образом, со дня выплаты право собственности Федоровой на квартиру прекращалось, а собственником становилась администрация.

Суды подтвердили законность решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом. А поскольку Федорова сама отказалась заключать соглашение и получать новую квартиру, выкупить помещение можно принудительно, воспользовавшись ст. 32 ЖК. Суды не приняли во внимание аргументы Федоровой о том, что она не отказывалась от равнозначной квартиры, а лишь отвергла худший вариант.

Верховный суд защитил владелицу квартиры. Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи Игоря Юрьева в определении по делу (дело № 6-КГ17-8) подтвердила, что изъять квартиру в аварийном доме можно в случае, когда изъят земельный участок под многоквартирным домом — такие действия допускаются для государственных и муниципальных нужд. Но есть нюанс: «предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника».

Если дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то владелец жилья имеет право выбрать деньги или другую благоустроенную квартиру в собственность. Федорова предпочла второй вариант. А то, что помещение оказалось неравнозначным, не означает, что она в принципе отказалась от жилья, сделал вывод ВС. Коллегия отправила дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Собственник имеет право получить равнозначное благоустроенное жилое помещение, отвечающее всем необходимым критериям. Размер общей площади и количество комнат в новой квартире должны быть не меньше, чем в прежней. Новое жилье должно быть благоустроенным, комфортным и иметь либо подобные, либо улучшенные условия проживания. Например, на 1 человека должно быть предоставлено 18 кв.м.

Надежда Попова, юрист АК «Павлова и партнеры».

В практике нет единообразного подхода к тому, должны ли собственнику предлагать равноценное жилое помещение или же оно может быть меньшим — с доплатой до размера выкупной цены, замечает Ольга Бенедская, партнер «Муранов, Черняков и партнеры». Суды часто считают, что Жилищный кодекс не гарантирует собственнику именно равноценного жилья, поскольку в законе, а именно в ч. 8 ст. 32 ЖК, не прописана такая обязанность. А вот если речь идет о договоре соцнайма, применяется ст. 89 ЖК, где говорится именно о равноценном жилье, рассказывает Бенедская. В пример она приводит апелляционное определение Тульского областного суда от 28 февраля 2013 г. по делу № 33-492.

В определении ВС по делу Федоровой не дано развернутого толкования нормы ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, но все-таки сделан вывод о том, что жилое помещение, предоставляемое взамен изымаемого, должно быть равноценным. А иск о выкупе удовлетворяют только в том случае, если собственник квартиры отказался от действительно равноценной замены. Такую правовую позицию можно включить в обзор судебной практики, чтобы суды не принимали противоположных по смыслу решений.

Смотрите так же:  Защита прав потребителей вопрос-ответ

А собственнику, которого выселяют, имеет смысл заручиться отчетом оценщика, который сравнит характеристики прежнего жилья и того, которое предложено взамен.

Ольга Бенедская, партнер «Муранов, Черняков и партнеры».

*Имя и фамилия участников процесса изменены редакцией

Возможно ли принудительное расселение из аварийного жилья

Граждане аварийного жилья должны быть переселены из него в обязательном порядке.

Мера должна быть осуществлено вне зависимости от формы собственности расположенных в нем помещений в добровольном либо принудительном порядке.

Процедура по расселению жильцов, которые проживают в признанном аварийным доме, выполняется сообразно действующей по всей территории страны государственной программе.

Условия изъятия жилплощади

Законодатель допускает изъятие жилья, если образовываются установленные им факторы.

Он предусмотрел порядок изъятия жилплощади, предоставления за нее компенсации в указаниях Жилищного права, отдельных нормативных актах.

Жильцы аварийного здания выселяются в принудительном порядке по решению судебного органа, если:

Муниципальное образование подает исковое заявление в судебный орган для вынесения решения, если жильцы аварийного дома отказываются в добровольном порядке его покинуть.

Но до подачи иска оно должно выплатить компенсацию за жилую площадь, принадлежащую собственнику помещений.

Решение районного судебного органа может быть оспорено в установленном законодателем порядке и срок, подав прошение в вышестоящую инстанцию в порядке апелляции или кассации.

Региональные органы исполнительной власти формируют списки аварийных домов, ставят на учет их жильцов, создавая очереди на получение жилых площадей.

При этом они должны исходит их принципа нуждаемости и адресности, что означает предоставление жилья в первую очередь лицам, у которых изымаемое было единственным.

Видео: программа расселения из ветхого жилья

Вопросы относительно осуществления процедуры регламентированы указаниями Жилищного кодекса.

Помимо него законодатель издал ряд актов, которые способствуют разрешению проблемы о расселении жильцов аварийного дома.

К ним относятся:

В предписаниях вышеперечисленных актов детально разъяснены вопросы относительно расселения жильцов, изложены нормы предоставления им жилья, порядок установление аварийного состояния жилого здания, формирования межведомственной комиссии, проведения технической экспертизы.

Возможные нюансы

Расселение из аварийного дома производится под руководством указаний, изложенных в статьях 32 и 35 ЖК РФ.

Муниципальное образование обязано возместить изымаемое жилье в полном объеме, осуществив выкуп за счет средств федерального или муниципального бюджета.

Не подлежат возмещению средства, израсходованные на производство ремонтных работ после получения уведомления о расселении.

Собственник помещений может занимать изъятое жилье в продолжение полугода, получив за нее компенсацию при отсутствии другого. На свое усмотрение он может получить другую жилую площадь.

Она должна соответствовать предыдущей по площади, по степени благоустроенности, количеству комнат.

Принудительное расселение в России

В стране действует с 2002 года программа расселения жильцов, проживающих в аварийных домах.

Государство было вынуждено ее реализовывать с целью улучшения жилищных условий российских граждан.

На данный момент многие российские граждане проживают в домах, не отвечающих нормам СНиП, СанПиН, стандартам ГОСТ. Программа финансируется из средств федерального бюджета.

Если квартира в собственности

Собственник жилья может обратиться с заявлением в муниципальное образование о производстве реконструкции либо самостоятельном сносе аварийного дома в продолжение полугода.

Срок отсчитывается со дня, когда состояния дома было признано, представляющим угрозу для жизни и здоровья его жильцов.

Если стоимость предоставляемого жилья превышает стоимость ранее принадлежавшей собственнику жилой площади, то он может взять ее, доплатив разницу в цене.

Он может отказаться от предоставляемого жилья, если она по каким-то причинам его не устраивает.

При этом он может претендовать на выкуп жилья муниципальным образованием по его рыночной стоимости.

Если предоставляемое жилье не соответствует установленным законодателем условиям, то собственнику предлагается частичное возмещение предыдущего жилья.

Норма установлена указаниями статьи 89 ЖК РФ. Обязательным условием является получение согласия собственника на предлагаемые условия.

Но его могут выселить из жилья в судебном порядке, если дом будет признан аварийным в ходе проведения обследования, а он отказывается выселиться из него.

Из приватизированной недвижимости

Муниципальное образование должно предоставить владельцу приватизированной квартиры взамен другую квартиру.

Мера осуществляется в соответствии с указаниями статей 239ГК и 32 ЖК. В них отмечено, что приватизированное жилье изымается на возмездной основе.

О возможности отказа от расселения из аварийного жилья, читайте здесь.

Недопустимо предоставление взамен жилой площади на основе договора социального найма.

Процедура изъятия оформляется совершением сделки мены либо купли-продажи. В том или другом случае муниципальное образование должно заключить с владельцем недвижимости соответствующий договор, мены или купли-продажи.

Он приостанавливает осуществление регистрации права собственности в ФКП Росреестр.

Владелец должен освободить жилую площадь в продолжение месяца после подписания договора.

Из муниципальных квадратных метров

Нанимателю жилой площади по договору социального найма в соответствии с указаниями статьи 89 ЖК РФ должна быть предоставлено другая жилплощадь.

Для выселения нанимателя не требуется его согласие. К тому же он лишен возможности приватизировать предоставленное жилье.

Оно нанимателю предоставляется соответственно указаниям жилищного законодательства с учетом нормы жилой площади, установленной в данном населенном пункте.

Она в каждом субъекте федерации устанавливается региональным органом исполнительной власти сообразно положениям местных нормативных актов.

В указаниях статьи 58 ЖК РФ отмечено, вселение разнополых лиц в одну комнату осуществляется исключительно с их согласия.

Норма не распространяется на супругов, которым предоставляется изолированная комната.

Если в семье содержатся разнополые дети, то каждому из них должна быть предоставлена отдельная комната.

Предоставление другой жилплощади

Если собственник жилья остановил свой выбор на получение другой жилплощади, то в соответствии с нормативами статьи 32 ЖК она должна соответствовать определенным условиям.

Предоставляемая жилая площадь должна быть:

Собственник может отказаться от предлагаемого жилья, если его не удовлетворяют условия, не отвечают установленным законодателем нормативам.

Порядок выполнения программы

В соответствии с нормативами законодательных актов в качестве субъектов жилищных отношений выступают собственники помещений, наниматели по договору социального найма, осуществляющие контроль над исполнением государственных задач органы и муниципальные образования.

Программа расселения жильцов из аварийного дома должна осуществляться последовательно с учетом указаний законодателя:

Что касается принудительного расселения жильцов, то все действия должны осуществляться только в судебном порядке.

Государство наделено правом выкупа жилья, признанного аварийным. При этом муниципальным образованием устанавливается выкупная цена.

При этом в нее должны быть включены расходы на переезд и оформление документов помимо рыночной стоимости выкупаемого жилья. Она должна быть установлена соответственно указаниям статьи 32 ЖК РФ.

Если собственник помещения вынужден снимать жилую площадь в наем ввиду отсутствия удовлетворяющего его потребностям жилья, то расходы за ее наем тоже должны быть включены в общий размер выкупной цены.

Судебная практика

Наиболее распространенными гражданскими делами, рассматриваемыми судебными органами являются дела, связанные с расселением аварийных домов.

Как показывает, судебная практика процедура во многих случаях производится с нарушениями.

Муниципальные образования допускают неправомерные действия, приводящие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Верховный суд РФ сделал обзор судебной практики относительно разрешения спорных ситуаций по расселению жильцов из аварийных домов. Его результаты были изложены в акте «Об обеспечении жилищных прав граждан».

В ходе проведения судебных разбирательств судебные органы выявили бездействие, ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей в сфере жилищного строительства.

Зачастую предложения органа местного самоуправления не удовлетворяют потребности жильцов аварийного дома.

Их расселение осуществляется с правонарушениями, что подтверждается количеством подаваемых в судебный орган исковых заявлений.

Оспариванию в ходе судебного разбирательства подлежали:

В обзоре Верховного суда изложены разъяснения относительно указанных выше вопросов, которые рассматривались районными судебными органами.

Смотрите так же:  Ресо гарантия спб калькулятор осаго

В частности, он указывает на то, что аварийный дом подлежит сносу, если он включен в региональную адресную программу.

В противном случае судебный орган не может обязать орган местного самоуправления переселить собственника изымаемого жилья на другую жилплощадь.

Что касается выкупной цены, то в нее должны быть включены все расходы собственника помещений, упущенная им выгода.

Стоимость доли земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна быть включена в рыночную стоимость жилой площади.

Норма предусмотрена положениями Жилищного и Гражданского кодексов. В них отмечается о неразрывности права собственности на жилую площадь и участка, на котором она расположена. В силу закона их стоимости не могут быть определены в индивидуальном порядке.

О заключении договора ТСЖ с собственником нежилого помещения, читайте здесь.

Какими правами наделены члены правления ТСЖ, читайте здесь.

В добавление к вышесказанному следует заметить, что жильцы аварийного дома наделены законодателем правами, которые могут быть ими реализованы при расселении. Но их требования должны быть разумны.

Например, отказ от переселения в предложенное жилье ввиду недостаточности детских воспитательных учреждений считается неправомерным действием.

Судебная практика по переселению из ветхого жилья

Обзор практики Верховного Суда РФ по расселению аварийного жилья за первое полугодие 2018 г.

Собственник аварийного жилого помещения, включенного в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, имеет право выбора между предоставлением рыночной компенсации за занимаемое жилье и предоставлением другого жилого помещения

– определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. № 6-КГ17-8

Это предусмотрено частью 8 ст. 32 ЖК РФ, пунктом 2 ст. 3, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также разделом 2 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от 29 апреля 2014 г.

Перечисление такому собственнику, выразившему согласие на предоставление другого жилого помещения, компенсации за занимаемое жилое помещение (на которую жилья заведомо не купишь), незаконно.

При расселении непригодного для проживания жилья собственника нельзя наделить другим жилым помещением в собственность помимо его воли с переселением в него, а следует выплатить компенсацию по рыночной цене

— определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2018 г. № 5-КГ18-19

В жилом доме, признанном непригодным для проживания, производилось переселение граждан в другое жилье. Поскольку одна из семей отказалась от 4 предложенных вариантов, ДГИ г.Москвы вынес распоряжение о прекращении права собственности членов семьи на занимаемое жилье с одновременным признанием за ними права собственности на новую предоставленную квартиру и обратился в суд с иском о принудительном выселении в нее.

Учитывая, что поскольку закон не предусматривает принудительного выселения собственника в таких случаях, основаниями иска были заявлены ст.ст. 86 — 89 ЖК РФ о переселении нанимателей по договору соцнайма и положения Закона г.Москвы от 31 мая 2006 г. № 21.

Суды двух инстанций иск удовлетворили, а Верховный Суд РФ судебные постановления отменил по следующим основаниям.

Согласно части 8 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Частями 1 и 4 ст. 6 Закона г.Москвы от № 21 предусмотрено предоставление собственникам, освобождающим жилые помещения, по их выбору равноценного возмещения (компенсации) в денежной или натуральной форме.

Другое жилое помещение взамен изымаемого может быть предоставлено собственнику только при выборе последним натуральной формы возмещения, и законодательство не предусматривает принудительного наделения собственностью помимо воли лица.

Кроме того, к отношениям собственности не подлежали применению нормы права о договоре соцнайма.

В случае наличия угрозы обрушения жилого помещения, признанного аварийным, предоставляемое нанимателю по договору соцнайма другое жилое помещение должно быть равнозначным, т.е. соответствовать занимаемому по общей площади, а не по норме предоставления на каждого члена семьи

— определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 января 2018 г. № 10-КГ17-7

Это предусмотрено п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» от 2 июля 2009 г. № 14.

При выселении семьи нанимателя из жилого помещения по основаниям ст.ст. 86 – 88 ЖК РФ другое благоустроенное жилое помещение по договору соцнайма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется лишь в компенсационном порядке, а не в связи с улучшением жилищных условий.

Верховный Суд РФ подтвердил свою ранее многократно высказывавшуюся правовую позицию.

При угрозе обрушения признанного аварийным жилья другое жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предоставляется нанимателю по договору соцнайма незамедлительно и независимо от наличия или отсутствия утвержденного плана и срока сноса дома

— определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2018 г. № 70-КГ17-22

Помимо общих положений статьи 86 и частей 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ это предусмотрено разделом 3 «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от 29 апреля 2014 г.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2018 г. № 41-КГ18-7

В случае полного уничтожения жилого помещения из-за пожара по заявлению владельца межведомственная комиссия все равно должна рассмотреть вопрос признания сгоревшего жилья непригодным для проживания и вынести соответствующее решение — определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2018 г. № 1-КГ18-6

В результате пожара сгорела квартира, занимаемая по договору соцнайма. Межведомственная комиссия (МВК) отказалась рассматривать заявление нанимателя о признании квартиры непригодной для проживания со ссылкой на обращение неуполномоченного лица (уничтожение объекта прекращает право владения им), прекращение эксплуатации сгоревшей квартиры, в связи с чем даже не приняла никакого письменного решения.

Суды двух инстанций отказали нанимателю в удовлетворении административного иска к МВК об оспаривании бездействия.

Верховный Суд РФ судебные постановления отменил и направил дело на новое рассмотрение по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47:

— для применения указанного Положения имеет существенное значение условие о вводе жилого помещения в эксплуатацию, а не его фактическое использование — эксплуатация (п. 3);

— поврежденное пожаром жилье также обследуется МВК с вынесением решения о пригодности или непригодности для проживания (п. 38);

— наниматель жилого помещения является правообладателем и надлежащим субъектом обращения в МВК (п. 42);

— Положение № 47 не предусматривает отказа МВК от принятия какого-либо решения по вопросу о пригодности жилья.

Подготовлен МОО «Правозащитная организация «Восход»