Статья 318 ук рф часть 1

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Комментарий к Ст. 318 УК РФ

1. Общественная опасность предусмотренного комментируемой статьей преступления состоит в том, что оно посягает на нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в лице представителей власти и на здоровье и телесную неприкосновенность представителей власти и их близких.

Потерпевшими от преступления являются представители власти или их близкие. В примечании к комментируемой статье дано определение представителя власти. Таковым является должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Из этого определения следует, что представитель власти: а) является должностным лицом (см. комментарий к ст. 285); б) наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости; в) представляет правоохранительный (МВД России, ФСБ России, таможенные органы, службу внешней разведки РФ и т.п.), контролирующий (органы рыбоохраны, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля и т.п.) или иной орган (различные звенья государственных органов и органов местного самоуправления, которые выполняют функции власти) (ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (в ред. от 25.12.2012) ). Отсутствие названных признаков исключает ответственность по комментируемой статье .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 238; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2009. N 29. Ст. 3601; 2011. N 1. Ст. 16; N 7. Ст. 901; N 50. Ст. 7366; РГ. 2012. N 301.

БВС РФ. 2000. N 7. С. 14.

О понимании близких представителя власти см. комментарий к ст. 317 УК.

Ответственность за применение насилия в отношении представителя власти наступает только в случаях противодействия его законной деятельности.

Если насилие или угроза насилием применяются в отношении представителей власти, участвующих в отправлении правосудия или в производстве предварительного расследования, ответственность наступает по ст. 296 УК.

2. Объективная сторона преступления характеризуется применением физического или психического насилия. В ч. 1 комментируемой статьи говорится о насилии, не опасном для жизни или здоровья. Его понимание аналогично пониманию насилия в ст. 161 УК (см. комментарий к этой статье). Дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК в таком случае не требуется. Психическое насилие может выражаться в угрозах применения насилия . Вид угрозы в УК не конкретизирован. Диапазон угроз в рассматриваемом преступлении значительно шире, чем, например, в ст. 161 УК, вплоть до угроз убийством , и дополнительно квалифицировать такую угрозу по ст. 119 УК не требуется.
———————————
БВС РФ. 2001. N 1. С. 12.

БВС РФ. 2000. N 9. С. 8.

Способы применения насилия могут быть самыми различными. Между наступившими последствиями и применением насилия должна существовать причинная связь.

Применение насилия или угроз применения насилия осуществляется в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей (а не только при их исполнении). Имеется в виду любая законная служебная деятельность, в том числе связанная с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности.

Оконченным преступление считается с момента применения насилия соответствующей тяжести либо угрозы его применения.

Действия лица, угрожавшего нескольким представителям власти в связи с осуществлением ими своих служебных обязанностей, обусловленные одним мотивом, совершенные одновременно, в одном месте, образуют единое преступление и квалифицируются по одной комментируемой статье .
———————————
БВС РФ. 2009. N 5. С. 11.

Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, превращает данный состав в его квалифицированный вид (ч. 2 комментируемой статьи). Опасным для жизни или здоровья является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни. При применении насилия, опасного для жизни или здоровья, потерпевшему может быть причинен вред любой тяжести: тяжкий, средней тяжести и легкий. Дополнительной квалификации по ст. ст. 111 — 113 УК в таких случаях не требуется. О понимании данных видов насилия см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2002 N 29 .
———————————
См. также: БВС РФ. 2000. N 7. С. 14.

В. осужден по ч. 2 ст. 318 УК. При доставлении его инспектором дорожно-патрульной службы для медицинского освидетельствования за управление автомашиной в состоянии алкогольного опьянения В. самовольно вытащил ключи из замка зажигания автомашины, затем стал руками душить инспектора, вытолкнул его из автомашины, ударял по голове и другим частям тела руками и булыжником, причинив потерпевшему легкий вред с кратковременным расстройством здоровья .
———————————
БВС РФ. 2002. N 4. С. 8.

По ч. 2 комментируемой статьи квалифицируется также применение насилия, опасного для жизни или здоровья, которое хотя и не причинило вреда, но в момент применения создавало реальную опасность для жизни или здоровья потерпевшего (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2002 N 29). Фактическое наступление смерти не охватывается данным составом и образует совокупность преступлений. В зависимости от статуса потерпевшего причинение ему смерти следует квалифицировать по ст. ст. 105, 295 либо 317 УК.

Если насилие применялось в связи с осуществлением потерпевшим правосудия или производством предварительного расследования, содеянное надо квалифицировать по ст. 296 УК.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественно опасный характер и диапазон применяемого им насилия или угроз, осознает, что они направлены против представителя власти (его близких) именно в связи с выполнением им своих должностных обязанностей, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления .
———————————
БВС РФ. 2001. N 7. С. 25.

4. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте 14 — 16 лет несут ответственность за такое преступление по ст. ст. 111 — 113 УК.

Статья 318 УК РФ. Применение насилия в отношении представителя власти

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Комментарии к ст. 318 УК РФ

1. Основным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения по поводу управленческой деятельности представителей власти; дополнительным — здоровье представителя власти или его близких.

2. Потерпевшим от преступления может быть представитель власти, а также его близкие. Согласно примечанию к ст. 318 представителем власти признается: а) должностное лицо правоохранительного органа; б) должностное лицо контролирующего органа; в) иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

О понятии должностного лица см. комментарий к ст. 285.

К должностным лицам правоохранительных органов относятся сотрудники: органов прокуратуры; органов внутренних дел; органов обеспечения безопасности (Совета Безопасности РФ, органов ФСБ России, органов Федеральной службы охраны, органов Службы внешней разведки РФ); таможенных органов; Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органов Министерства юстиции РФ (в том числе органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, службы судебных приставов, учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Смотрите так же:  Как начислить налог на прибыль при усн

Должностными лицами контролирующих органов являются работники: контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов рыбоохраны, государственной лесной охраны, пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля, государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, других органов, осуществляющих контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений.

К иным должностным лицам относятся лица, представляющие законодательную и исполнительную власть, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, и не являющиеся сотрудниками правоохранительных или контролирующих органов (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Федерации, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, должностные лица органов местного самоуправления).

К должностным лицам в соответствии с примечанием к ст. 285 УК следует отнести и тех лиц, которые осуществляют функции представителя власти по специальному полномочию (дружинников, общественных инспекторов органов рыбоохраны, стажеров органов полиции и др.).

Не являются потерпевшими от данного преступления лица, участвовавшие в отправлении правосудия либо пострадавшие в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта. В случае применения к ним угроз или физического насилия ответственность наступает по ст. 296 УК.

3. Объективная сторона выражается в применении насилия, неопасного для жизни или здоровья, либо в угрозе применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Под насилием, неопасным для жизни или здоровья, понимаются нанесение побоев, связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и иные насильственные действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы и не повлекшие причинение вреда его здоровью .

БВС РФ. 2000. N 11. С. 9, 10.

Угроза применения насилия означает запугивание представителя власти или его близких совершением в отношении их насильственных действий, неопасных или опасных для жизни и здоровья, а также убийством.

Насилие или угроза его применения в отношении потерпевших образуют рассматриваемое преступление лишь при условии, что они были применены в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей, т.е. не только во время их исполнения, но и после этого, например по мотиву мести за его служебную деятельность. Если примененное к представителю власти насилие явилось реакцией на его явно незаконные действия, то состав рассматриваемого преступления отсутствует , но содеянное может быть квалифицировано как преступление против личности.

БВС РФ. 1998. N 4. С. 10, 11.

Преступление считается оконченным в момент применения психического или физического насилия.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный должен осознавать, что применяет насилие именно к представителю власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Применение насилия к представителю власти по мотивам, не касающимся его служебной деятельности, квалифицируется как преступление против личности.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицированный вид преступления, указанный в ч. 2 ст. 318, — применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти или его близких. К такому насилию относится причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. Насилие считается опасным и в том случае, когда оно не причинило вреда здоровью, но в момент его применения ставило в опасность жизнь или здоровье потерпевшего. Угроза применением насилия, опасного для жизни или здоровья представителя власти, квалифицируется по ч. 1 ст. 318 .

Какое наказание грозит по ч 1 ст 318 УК РФ?

Следственный комитет завёл уголовное дело по статье 318 часть 1,сам не помню нечего,ни задержания,ни того что происходило в отделе,был и пьян и когда пришёл в себя оказалось что получил где то ,не знаю где сотрясение мозга (зчпт) ,по какой причине не помню нечего не могу сказать так как объяснил ранее то ли алкоголь то от ил что по башке получил,по итогу направили на экспертизу к психиатрам,уже начитался что гразит по этой статье..хотелось бы уточнить так как дело уже заведено и идёт следствие ,возможно ли примирение сторон и закрытие уголовного дела на этой стадии ,ранее не судим,характеризован положительно,работаю официально,не знаю что нашло в тот день,у сотрудника так таковых телесных повреждений не было,находился в наручниках как описали со слов вам пишу ,и ударил головой ,сотрудник успел увернутся,задел верхнюю губу ,возможно изнутри треснула ,этого не знаю

Ответы юристов (3)

Добрый день Шамиль!

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Поскольку наказание по данной статье не превышает 5 лет лишения свободы, то это преступление относится к преступлениям средней тяжести

Статья 15 УК РФ

3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает три года лишения свободы.

Статья 25 УПК РФ

Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон

Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Статья 76 УК РФ

Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.

Таким образом примирение сторон возможно!

Уточнение клиента

Дело ещё в том что у следствия имеется видеозапись, где я наношу удар, я как бы на показаниях вину признаю и сожалею обо всем, но и там указанно что не помню нечего тоже и что бы в алкогольном оптянении, в таком случае возможно применение сторон? и особого порядка вроде как добиваюсь, стоит особого порядка просить

16 Апреля 2018, 10:52

Уточнение клиента

Ещё я виделся с сотрудником тем в следственном комитете, при даче показаний, он не имеет против нечего(понимает всё) но из за начальства не может нечего поделать и отказаться, в таком случае как быть, на суде ведь он не сможет сказать мол претензий не имеет, нужно с начальством договариваться по этому поводу выходит через адвоката ?

16 Апреля 2018, 10:58

Уточнение клиента

16 Апреля 2018, 11:31

Есть вопрос к юристу?

Для начала хорошо бы узнать какие вы показания дали в качестве подозреваемого, от этого можно отталкиваться по линии защиты. Второе- обратиться в травм пункт- зафиксировать телесные повреждения, которые скорее всего получены в результате общения с сотрудниками полиции. Примириться по ст. 25 УПК РФ всегда успеете (даже в суде). Но для начала неплохо было бы установить, что действительно происходило в тот день, а не верить словам сотрудников.

Надеюсь мой ответ помог Вам. При необходимости обращайтесь. С уважением!

1.Обвиняемый вправе при наличии согласия государственного или частного обвинителя и потерпевшего заявить о согласии с предъявленным ему обвинением и ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые, предусмотренное Уголовным кодексомРоссийской Федерации, не превышает 10 лет лишения свободы.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае, предусмотренном частью первой настоящей статьи, суд вправе постановить приговор без проведения судебного разбирательства в общем порядке, если удостоверится, что:
1) обвиняемый осознает характер и последствия заявленного им ходатайства;
2) ходатайство было заявлено добровольно и после проведения консультаций с защитником.
3. Если суд установит, что предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи условия, при которых обвиняемым было заявлено ходатайство, не соблюдены, то он принимает решение о назначении судебного разбирательства в общем порядке.
4. Если государственный либо частный обвинитель и (или) потерпевший возражают против заявленного обвиняемым ходатайства, то уголовное дело рассматривается в общем порядке.

Вы вправе заявить ходатайство о рассмотрения уголовного дела в особом порядке:.

Шамиль, в случае положительных характеристик, возмещения вреда, раскаяния,

Статья 62. Назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств

1. При наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами «и» и (или) «к» части первой статьи 61настоящего Кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьейОсобенной части настоящего Кодекса.

Смотрите так же:  Подоходный налог на покупку жилья

Возможно назначения минимального наказания и применения статьи 73 УК РФ

Статья 73. Условное осуждение

1. Если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. Условное осуждение не назначается:
а) осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста;
а.1) осужденным за преступления, предусмотренные, частями первой и второй статьи 205.1, статьей 205.2, частью второй статьи 205.4, частями первой — третьей статьи 206, статьей 360 настоящего Кодекса;
(п. «а.1» введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ; в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 375-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления в течение испытательного срока при условном осуждении, назначенном за совершение умышленного преступления, либо в течение неотбытой части наказания, назначенного за совершение умышленного преступления, при условно-досрочном освобождении;
в) при опасном или особо опасном рецидиве.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 16.10.2012 N 172-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При назначении условного осуждения суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства.
3. При назначении условного осуждения суд устанавливает испытательный срок, в течение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а в случае назначения лишения свободы на срок свыше одного года — не менее шести месяцев и не более пяти лет. Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
(в ред. Федерального закона от 29.03.2010 N 33-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В случае назначения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части условно испытательный срок устанавливается в пределах оставшегося срока военной службы на день провозглашения приговора.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

4. При условном осуждении также могут быть назначены дополнительные виды наказаний.
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательной организации. Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Контроль за поведением условно осужденного осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей и учреждений.
7. В течение испытательного срока суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может отменить полностью или частично либо дополнить ранее установленные для условно осужденного обязанности.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Особенности применения насилия в отношении представителя власти

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Особенности применения насилия в отношении представителя власти

Peculiarities of the use of violence against a representative of power

Ksenia Klimina,

student of the Privolzhsky branch of the Russian University of justice, Russia, Nizhny Novgorod

Аннотация. В статье рассматриваются особенности, проблемные вопросы квалификации применения насилия и угрозы его применения в отношении представителя власти, а также выносятся предложения по совершенствованию норм об ответственности за преступление, предусмотренное статьей 318 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Abstract. The article discusses the features, problematic issues of qualification of violence and the threat of its use against a representative of the government, as well as proposals to improve the rules of liability for the crime under article 318 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Ключевые слова: преступление; порядок управления; предста­витель власти; насилие; угроза.

Keywords: crime; order management; representative government; violence; threat.

Применение насилия в отношении представителя власти входит в систему преступлений против порядка управления, а значит обществен­ная опасность данного преступления, как и всех преступлений главы 32 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), заключается, прежде всего, в нарушении установленной законом деятель­ности органов государственной власти, государственного аппарата.

Важным моментом, характеризующим составы всех общественно опасных деяний главы 32 УК РФ, является правомерность действий правоохранительных органов, должностных лиц, представителей власти. Преступления могут считаться направленными против порядка управления только в случае противодействия законной деятельности вышеперечисленных лиц.

Существование норм уголовного законодательства, предусматри­вающих ответственность за преступления против здоровья, чести, достоинства и авторитета представителя власти имеет длительную историю, однако в теории уголовного права и правоприменительной практике остаются не решенными проблемы, связанные не только с квалификацией преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ, но и уголовной ответственностью за данное общественно опасное деяние.

Необходимо также отметить, что в доктрине уголовного права ведутся обсуждения касаемо самого определения «представителя власти», закрепленное в примечании к ст. 318 УК РФ, которое подвергается справедливой критике. Кроме того, в настоящий момент нет единого понимания таких важных признаков данного преступления, как насилие, угроза, что отрицательно сказывается на практике правоприменения и эффективности противодействия посягательствам на здоровье, честь и достоинство представителей власти. Все это, а также необходимость дальнейшего совершенствования уголовного права в этой части, опре­деляют актуальность данной работы.

Рассматривая объект применения насилия в отношении представи­теля власти, многие ученые схожи во мнении, что он представляет собой нормальную деятельность государственного аппарата. Полагаем, что данная точка зрения верна, поскольку представитель власти является носителем государственной власти, что определяет особую уголовно-правовую защиту его здоровья, физической неприкосновен­ности. Соответственно при совершении рассматриваемого преступления непосредственно нарушаются именно общественные отношения, возни­кающие по поводу реализации порядка государственного управления. Дополнительным же объектом в рассматриваемом преступлении являются общественные отношения, обеспечивающие здоровье, честь и достоинство личности.

Если с объектом преступления особых трудностей не возникает, то вопрос, кем является потерпевший в данном преступлении, и что представляет собой само понятие «представитель власти» является достаточно спорным.

В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ, представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контроли­рующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Акцент в вышеизложенном определении необходимо сделать на понятие «должностное лицо».

Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами в статьях главы 30 признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представи­теля власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компа­ниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принад­лежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что данное понятие имеет не одно значение. Таким образом, необходимо отметить, что вышеуказанные примечания имеют ряд противоречий, например: в примечании 1 к ст. 285 имеются четко обозначенные границы распространения данного примечания на главу 30 УК РФ. Применение данного примечания в других главах УК РФ противоречит требованию ч. 2 ст. 3 УК РФ, согласно которому применение уголовного закона по аналогии не допускается. Кроме того, указанные примечания не дополняют друг друга, а являются взаимоисключающими, так как примечание к ст. 318 УК РФ исходит из понятия «должностное лицо», а в примечании к ст. 285 УК РФ используется понятие «представитель власти» [3, c. 174].

Для устранения выявленных противоречий, представляется пра­вильным законодательное закрепление вышеуказанных определений и исключение из текста примечания к ст. 318 УК РФ понятия «должностное лицо».

Анализ судебной практики показывает, что в основном потер­певшими по указанной категории дел являются сотрудники полиции. Это обусловлено тем, что данная категория представителей власти находится на переднем плане борьбы с преступностью.

Объективный аспект преступления выражается в виде акта насилия, который не опасен для жизни или здоровья, или угрозы такого насилия в отношении представителя властей или близкого ему лица (часть 1), а в некоторых случаях опасных для их жизни или здоровья (часть 2).

Насилие, которое не опасное для жизни и здоровья содержит ограничения свободы жертвы (связывание, заключение в наручниках и т. д.), причинение ран, царапин, ссадин, ушибов, в том числе в виде избиения, но не наносящих ущерба его здоровью. Угроза насилия подразумевает психологическое воздействие на жертву в виде устных, письменных или иных воздействий на жертв. Эти призывы должны отражать истинное стремление исполнителя совершить насилие, в том числе возможность нанесения вреда здоровью жертвы (любой степени тяжести) и лишить его жизни. И угроза должна быть подкреплена фактами, казаться реальной.

Смотрите так же:  Посреднический договор в сфере недвижимости

Вместе с тем, основываясь на анализе научной литературы и судебной практики, важно отметить, что наибольшие затруднения возникают именно с определением пределов насилия в отношении представителя власти.

В литературе высказывались многочисленные предложения о законодательном определении таких понятий, как «насилие, опасное для жизни или здоровья» и «насилие, не опасное для жизни или здоровья», применительно ко всем статьям УК РФ. При этом под насилием, не опасным для жизни или здоровья, обычно понимаются «побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы». В свою очередь, под насилием, опасным для жизни или здоровья, предложено понимать насилие, которое «повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности». Данное предложение само по себе заслуживает внимания (особенно в плане легального определения пределов насилия применительно ко всему УК РФ), но вызывает некоторое несогласие.

Во-первых, разница между «юридической тяжестью» тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью потерпевшего настолько очевидна, что не позволяет объединить их все в один признак, в противном случае будет нарушена логика дифференциации уголовной ответственности в зависимости от тяжести наступивших последствий.

Во-вторых, с учетом формально-логического понимания признака «насилие, опасное для жизни или здоровья» и причинения тяжкого вреда здоровью при совершении разбоя (ч. 1 и п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ) максимальный объем такого насилия может быть выражен в умышленном причинении вреда здоровью средней степени тяжести. Поэтому умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при применении насилия в отношении представителя власти требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ [1, c. 475].

Наступление смерти лица приводит к дополнительной квалификации согласно статье, предполагающей ответственность за преступное деяние против личности.

Субъективный аспект состава преступления связан с виной в виде умысла, причем непосредственного. Правоприменителю, обычно, достаточно определить, что виновное лицо понимает опасность исполь­зования насилия и угрозы его использования в отношении потерпевшего, но желает реализовать данное деяние.

При определении признаков субъективной стороны преступления необходимо определить, знал ли исполнитель о том, что покушается на жизнь представителя власти или его родственников.

Для квалификации преступления важно установить цель (предотвратить законную деятельность представителя власти).

Анализируя проблемы применения ст. 318 УК РФ, необходимо отметить, что ошибки также возникают и при разграничении приме­нения насилия в отношении представителя власти и ст. 296 УК РФ.

По отношению к ст. 318 УК РФ, угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ) является специальной нормой.

Отметим, что судьи, следователи, прокуроры, лица, производящие дознание, судебный пристав, а также в отдельных случаях эксперт и специалист, которые являются потерпевшими в вышеизложенной статье, также относятся к представителям власти. Вместе с тем, применение насилия или угроза его применения в отношении указанных лиц, совершённые в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования, исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, подлежит квалификации по соответствующим частям ст. 296 УК РФ.

Различие между данными преступлениями в первую очередь в объекте преступления и потерпевшем. Непосредственным основным объектом состава преступления в ст. 296 являются отношения, складывающиеся в сфере осуществления правосудия и обеспечения его целей и задач. Соответственно и потерпевшими могут выступать только лица, имеющие отношение к правосудию [2, c. 1128].

Кроме того, потерпевшими по ст. 296 УК РФ могут выступать лица, вообще не являющиеся представителями власти (например, защитник, присяжный заседатель).

Также необходимо добавить, что объективная сторона угрозы или насильственных действий в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования меньше по объему, чем объективная сторона применения насилия в отношении представителя власти, поскольку в ст. 296 УК РФ угроза уничто­жением или повреждением имущества, по сравнению со ст. 318 УК РФ также признается наказуемой.

Еще одной проблемой применения ст. 318 УК РФ, является возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим. Ст. 76 УК РФ предусматривает условия, при которых такое становится возможным, а именно совершение преступления небольшой или средней тяжести впервые, примирение с потерпевшим и заглаживание ему вреда [4, c. 21].

Преступление, предусмотренное ст. 318 ч. 1 УК РФ, является средней тяжести, поэтому в соответствии с требованиями статей 25 УПК РФ и ст. 76 УК РФ, если оно совершено впервые и лицо прими­рилось с потерпевшим и загладило вред, уголовное дело по названной статье может быть прекращено за применением сторон. Но есть и другая точка зрения, обоснованная на том, что данное преступление посягает на два объекта — жизнь и здоровье человека и порядок управления, причем второй объект основной. Поэтому суды часто отказывают в таком прекращении.

Например, Постановлением Курганского городского суда от 24.06.2009 уголовное дело в отношении Б., возбужденное по ч. 1 ст. 318 УК РФ, было прекращено в связи с примирением сторон по основаниям и в порядке, установленном ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ. Судебная коллегия по уголовным делам областного суда отменила данное постановление ввиду неправильного применения уголовного закона. Свое решение судебная коллегия мотивировала следующим образом. В соответствии со ст. 25 УПК РФ суд вправе прекратить уголовное дело в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести в случаях, преду­смотренных ст. 76 УК РФ, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред. Однако ввиду того, что ст. 318 УК РФ входит в главу 32 «Преступления против порядка управления» (а та, в свою очередь, входит в раздел Х «Преступления против государствен­ной власти»), общественная опасность предусмотренных ею деяний состоит в первую очередь в посягательстве на порядок управления, нормальную деятельность органов государственной власти и ее авторитет, и лишь затем — в посягательстве на неприкосновенность представителя власти как гражданина. Поскольку деяние, в совершении которого обвиняется Б., главным образом сопряжено с посягательством на объект, находящийся в сфере интересов общества и государства (потерпевший и его права при этом выступают лишь как дополнительные объективные проявления этого посягательства), факт примирения обвиняемого с потерпевшим сам по себе не свиде­тельствует об устранении вреда, нанесенного основному объекту преступного посягательства, или о его малозначительности и, соответственно, об утрате преступлением в целом своей общественной опасности. Следовательно, по такому основанию уголовное дело в отношении Б. не могло быть прекращено.

Подводя итог, необходимо отметить следующее.

Преступления против общественного порядка — общественно опасные акты нарушения надлежащего функционирования государствен­ного аппарата и органов местного самоуправления и связаны с совершением актов насилия в отношении должностных лиц или представителей правительств, представляют собой препятствие для их деятельности, непослушание закону или другие действия, которые могут нарушить нормальное состояние работы органов, нанести ущерб их авторитету, нарушить права и интересы граждан.

Деятельность государственных должностных лиц является одним из важнейших факторов стабилизации общества. Абсолютно любое современное общество не может существовать без специального административного аппарата, характеризующегося выполнением специальных функций. Для обеспечения правопорядка государство предоставляет своим представителям определенные полномочия, осно­ванные на принципе подчинения граждан их законным распоряжениям.

Применение насилия в отношении представителя власти является достаточно специфичным преступлением.

Оно посягает сразу на две группы общественных отношений, так как, нарушая нормальную деятельность государственного аппарата, рассматриваемое деяние снижает его эффективность, в частности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Кроме того, данное преступление неразрывно связано с посягательством на жизнь, здоровье, честь, достоинство и авторитет представителя власти, что существенно повышает его общественную опасность.

Особенность данного состава преступления и в том, что преступные действия должны быть непосредственно связаны с исполнением предста­вителем власти своих должностных обязанностей. И применение насилия, и угроза его применения должны использоваться в целях воспрепятствования исполнению им своих должностных обязанностей.

Таким образом, несмотря на длительное существование норм уголовного законодательства, обеспечивающих защиту представителей власти, да и порядка управления в целом, анализ существующих проблем применения ст. 318 УК, показывает, что данная норма нуждается в совершенствовании.