Срок полномочия государственной думы рф составляет 5

Срок полномочия государственной думы рф составляет 5

Глава 5. Федеральное Собрание

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления

Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления

1. Срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок не может составлять более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81 1 настоящего Федерального закона, – второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – день голосования на указанных выборах). Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта или второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является соответственно первое воскресенье марта, первое воскресенье октября. Совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов, не допускается.

Смотрите так же:  Социальные пособия после родов

2. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного пунктами 6 и 9 статьи 81 1 настоящего Федерального закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.

3. Если срок полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истекает в период действия чрезвычайного или военного положения, то указанные органы и депутаты исполняют свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового состава указанных органов или депутатов.

1. Срок, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также срок их полномочий самым тесным образом связаны с обязательностью и периодичностью выборов, обновлением состава органов публичной власти, а также с реализацией гражданами Российской Федерации своих избирательных прав.

В комментируемой статье, а также в статьях 9 и 10 комментируемого Федерального закона предусмотрены следующие возможные способы установления сроков полномочий в представительных органах: 1) установление срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, под которым подразумевается срок, на который единовременно избирается весь депутатский корпус указанного органа одного созыва; 2) срок полномочий представительного органа не устанавливается, поскольку депутаты избираются не единовременно, а в порядке ротации: в таком случае можно говорить лишь о конкретном, устанавливаемым в соответствии с комментируемым Федеральным законом, сроке полномочий депутатов. С учетом того, что типичным для Российской Федерации является первый способ, в дальнейшем в комментарии к статьям 8–10 в основном будут рассмотрены вопросы, связанные с реализацией норм комментируемого Федерального закона в случае, когда конституцией (уставом), законом установлен срок полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Что касается установления срока полномочий депутатов представительного органа, избираемого всем составом единовременно, то комментируемой статьей 8 связанные с этим вопросы специально не регулируются. Как правило, этот срок устанавливается в соответствующих законах о статусе депутатов. Например, согласно части второй статьи 3 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1 срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

Комментируемый пункт предусматривает предельный срок, на который могут быть избраны органы государственной власти, органы местного самоуправления, и, соответственно, предельный срок их полномочий – не более пяти лет. Учитывая, что в отношении федеральных органов государственной власти – Президента Российской Федерации и Государственной Думы – этот срок определяется Конституцией Российской Федерации и составляет четыре года (статьи 81 и 96), пятилетний срок может быть реализован только на региональном и местном уровнях. Следует отметить, что для органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации устанавливается не только максимальный, но и минимальный срок их полномочий – не менее двух лет (статья 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Конкретный срок полномочий определяется уставами муниципальных образований и не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Закрепление на федеральном уровне данных положений является существенной гарантией не только эффективной деятельности названных органов, но и самого права граждан на местное самоуправление.

_________
1 СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74; 1999. № 28. Ст. 3466.

Законодательство Российской Федерации различает срок, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, и срок их полномочий. В первом случае речь идет о фиксированном сроке, определяющем периодичность выборов, во втором – о менее жестком временном периоде, смещенном, как правило, по отношению к сроку избрания и не всегда совпадающим с ним по своей продолжительности. Например, четырехлетний срок, на который избирается Президент Российской Федерации, начинается со дня его избрания и завершается в день голосования на следующих общих выборах главы государства, проводимых во второе воскресенье того же месяца, в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации (статья 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации») 1 . Что касается срока президентских полномочий, то он начинается с момента принесения Президентом Российской Федерации присяги и прекращается по истечении срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации (статья 92 Конституции Российской Федерации).

Смещение срока полномочий может быть обусловлено не только параметрами его исчисления, но и принципами организации избирательного процесса. Так, принцип альтернативности выборов предполагает возможность проведения повторного голосования (статья 71 комментируемого Федерального закона), а также отложение выборов для дополнительного выдвижения кандидатов или списков кандидатов (пункт 33 статьи 38 комментируемого Федерального закона), в результате чего продлеваются полномочия действующих органов. Аналогичные последствия наступают и в случае признания выборов несостоявшимися или недействительными.

Более существенные различия между сроком, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, и сроком их полномочий возникают в связи с продлением или сокращением сроков полномочий действующих органов и депутатов, допускаемым в случаях, предусмотренных комментируемым Федеральным законом (ранее такое продление или сокращение было возможно при совмещении выборов (статья 82 комментируемого Федерального закона), а в настоящее время допускается только продление сроков полномочий в соответствии с пунктами 6 и 9 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона), а также в связи с досрочным прекращением полномочий, влекущим за собой назначение внеочередных (досрочных) выборов.

___________
1 СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

В целях обеспечения преемственности власти сроки проведения внеочередных выборов являются довольно краткими. Так, при досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации выборы должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий (статья 92 Конституции Российской Федерации). Фактически те же сроки проведения выборов предусматриваются и при роспуске Государственной Думы. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска палаты (статья 6 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). Назначение выборов на указанный день позволяет вновь избранной Государственной Думе собраться не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска Государственной Думы прежнего созыва с соблюдением конституционного требования о проведении первого заседания не позднее тридцати дней после избрания (статьи 99 и 109 Конституции Российской Федерации).

При досрочном прекращении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления досрочные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий соответствующего органа (статья 10 комментируемого Федерального закона).

Как указывалось выше, с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ изменились основания для изменения продолжительности сроков полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по отношению к сроку их избрания. Речь идет об установлении единых дней голосования на региональных и местных выборах: как правило – второе воскресенье марта, а в ряде случаев – второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов (статья 10 комментируемого Федерального закона), и определении на федеральном уровне дня окончания срока, на который избираются эти органы. В целом вышеуказанный Федеральный закон предусматривает поэтапный переход к проведению выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в единые дни голосования 1 .

_____________
1 При введении норм о переходе к единым датам (дням) голосования предусматривалось исключение из этого правила, допускающее проведение выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, сроки полномочий которых или сроки полномочий депутатов которых истекают в период до 1 января 2006 года, в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, если законом субъекта Российской Федерации не будет определено, что соответствующие выборы проводятся во второе воскресенье марта 2006 года (12 марта) ряд субъектов Российской Федерации воспользовались этим правом и в силу пункта 6 статьи 811 комментируемого Федерального закона продлили срок полномочия своих законодательных (представительных) органов, что, однако, не противоречит положениям федерального законодательства, согласно которым устанавливаемый конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления не может составлять более пяти лет, поскольку предусмотренное пунктом 6 статьи 811 комментируемого Федерального закона продление срока полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления является однократным и не требует изменения положений конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования о сроке полномочий указанного органа.

Для органов, избранных во второе воскресенье марта, днем окончания срока, на который избираются эти органы и депутаты, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок их полномочий. В случаях, когда выборы проводились в иные дни (эти случаи оговорены в пункте 8 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона), днем окончания срока избрания устанавливается второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – день голосования на данных федеральных выборах. Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, совпадает с нерабочим праздничным днем или иным днем, на который не может быть назначено голосование (пункт 6 статьи 10 комментируемого Федерального закона), днем окончания срока избрания является соответственно первое воскресенье марта и первое воскресенье октября.

Смотрите так же:  Экспертиза на установление отцовства челябинск

Переход к единым дням голосования потребовал изменения продолжительности сроков полномочий ряда органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые были избраны на выборах, назначенных до вступления в силу положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, устанавливающих единые дни голосования, по отношению к сроку их избрания. Поскольку выборы указанных органов в значительном числе субъектов Российской Федерации проводились в иные дни, в связи с чем окончание срока их избрания не будет приходиться на второе воскресенье марта или второе воскресенье октября соответствующего года, полномочия этих органов продлеваются с тем, чтобы следующие выборы проводились в единые дни голосования, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва – в день голосования на этих выборах (статья 81 1 комментируемого Федерального закона).

К изменению продолжительности срока полномочий по отношению к сроку избрания приводит также перенос выборов на более поздний срок (пункт 4 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона). Основанием тому является устанавливаемый комментируемым пунктом запрет на совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов). Таким образом, в случае превышения на совмещенных выборах разного уровня указанного числа избирательных бюллетеней выборы в органы местного самоуправления переносятся на следующий единый день голосования. Следует отметить, что ограничение возможности совмещения дней голосования на выборах разного уровня, впервые установленное комментируемым Федеральным законом, направлено на защиту избирательных прав граждан, поскольку при совмещении большого числа выборов повышается вероятность ошибок при подведении итогов голосования и определении результатов выборов.

Переход в соответствии со статьей 81 1 комментируемого Федерального закона к единым дням голосования и возможность в связи с этим установления различных сроков полномочий избираемых органов разного уровня могут привести к ситуации, когда на какой-либо единый день голосования в субъекте Российской Федерации или в определенном муниципальном образовании придется более четырех избирательных бюллетеней. В целях исключения подобной ситуации на практике в законе субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены специальные нормы, предотвращающие такое совпадение дней голосования на региональном и местном уровне.

2. В комментируемом пункте закрепляется общее правило о неизменности срока полномочий действующих органов государственной власти, органов местного самоуправления. Следование этому правилу означает, что норма об изменении (продлении или сокращении) срока полномочий указанных органов, или срока, на который они избираются, может применяться только к органам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы. Эти положения впервые были предусмотрены в прежнем Федеральном законе и в дальнейшем получили свое закрепление в комментируемом Федеральном законе. В связи с принятием Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ правовая формула комментируемого пункта претерпела некоторые изменения. В частности, учтено, что переход к единым дням голосования, порядок которого определен в статье 81 1 комментируемого Федерального закона, требует продления срока полномочий действующих органов и депутатов, избранных на выборах, назначенных до вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ. Такая же потребность возникает и при переносе выборов в органы местного самоуправления на более поздний срок в связи с ограничением возможности совмещения дней голосования на выборах разного уровня (пункт 1 комментируемой статьи и пункт 4 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона). Случаи, когда допускается продление срока полномочий действующих органов, указанные в пунктах 6 и 9 статьи 81 1 комментируемого Федерального закона, предусмотрены в качестве исключения из общего правила о неизменности срока полномочий действующих органов. Помимо этих случаев в пункте 3 комментируемой статьи устанавливаются особенности продления сроков полномочий действующих органов и депутатов в период чрезвычайного или военного положения.

3. В комментируемом пункте предусматривается продление срока полномочий действующих органов в период действия чрезвычайного или военного положения, если истечение этого срока приходится на указанный период.

Чрезвычайное и военное положение – это особые правовые режимы, вводимые в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В условиях действия этих правовых режимов допускается ограничение конституционных прав и свобод граждан, в том числе их избирательных прав, что базируется на конституционных нормах, предусматривающих возможность ограничения федеральным законом прав и свобод граждан в конституционно значимых целях (статья 55 Конституции Российской Федерации). При этом в условиях чрезвычайного положения такие ограничения допускаются только в соответствии с федеральным конституционным законом (статья 56 Конституции Российской Федерации). Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» 1 срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях – 60 суток. По истечении указанного срока чрезвычайное положение считается прекращенным. Однако если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не будут достигнуты, Президент Российской Федерации своим указом может продлить действие чрезвычайного положения (статья 9). На территории, где введено чрезвычайное положение, выборы не проводятся (статья 14), поэтому в случае истечения в указанный период срока полномочий действующих органов и депутатов эти полномочия продлеваются до прекращения действия чрезвычайного положения (если только они не будут приостановлены в порядке, предусмотренном пунктом «а» статьи 11 указанного Федерального конституционного закона).

__________
1 СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

Продолжительность военного положения не ограничивается конкретными сроками. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении» 1 период действия военного положения начинается с даты и времени, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем прекращения действия военного положения, которые определяются указом Президента Российской Федерации об отмене военного положения (статьи 1 и 21). На территории, где введено военное положение, выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся (пункт 4 статьи 7). Несмотря на то, что указанный Федеральный конституционный закон не содержит специальной нормы, предусматривающей продление срока полномочий действующих органов и депутатов в случае его истечения в период военного положения, на это указывает организация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению режима военного положения (статьи 6 и 15).

В соответствии с комментируемым пунктом окончание срока продления полномочий действующих органов и депутатов связывается не только с прекращением действия чрезвычайного или военного положения, но и с формированием нового состава органов государственной власти и органов местного самоуправления. Тем самым обеспечивается преемственность власти, постоянное действие выборных органов, а также их легитимность в период после отмены соответствующего правового режима и до избрания нового состава указанных органов. Следует отметить, что чрезвычайное и военное положение рассматриваются как обстоятельства, исключающие не только проведение, но и назначение выборов, поскольку в этих условиях невозможно обеспечить гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан. После отмены чрезвычайного или военного положения выборы, назначение которых не могло состояться в период действия соответствующего правового режима, должны назначаться в максимально краткие сроки с тем, чтобы не допустить нарушения избирательных прав граждан. Данный вывод подтверждается в частности тем, что выборы Президента Российской Федерации проводятся в первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев после прекращения действия чрезвычайного или военного положения (статья 5 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).

_________
1 СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

Какую пенсию получают депутаты Государственной Думы

В соответствии с этим законом гражданин, который не менее пяти лет исполнял обязанности депутата Государственной Думы, имеет право на доплату к пенсии. Доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма ежемесячной доплаты к пенсии и страховой пенсии по старости (инвалидности) с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии составляла:

● при стаже от пяти до 10 лет – 55% денежного вознаграждения депутата Государственной Думы;

● при стаже свыше 10 лет — 75% денежного вознаграждения депутата Государственной Думы.

Если гражданин был депутатом ГД менее пяти лет, то доплату к пенсии он не получает.

До 2017 года правила были другими. Сумма пенсии и доплаты для тех, кто был депутатом ГД от одного года до трех лет, составляла 55% от денежного вознаграждения депутата ГД, для тех, кто был депутатом более трех лет, — 75% от денежного вознаграждения депутата ГД. Однако те, у кого уже было право на эту доплату до изменения законодательства, его не потеряли.

Если после ухода с поста депутата ГД гражданин замещает государственную или муниципальную должность, должности государственной или муниципальной службы, выплата доплаты приостанавливается и возобновляется только после освобождения от соответствующей должности.

В соответствии с законодательством среднемесячная заработная плата депутата ГД в 2018 году составляет 399,3 тыс. рублей до уплаты подоходного налога (то есть, «на руки» депутат ГД в среднем получает 347,4 тыс. рублей). Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 27.02.2015 г. заработная плата депутатам ГД выплачивается с уменьшением на 10%.

Фактическая начисленная среднемесячная заработная плата за шесть месяцев 2018 года (с учетом дней болезни депутатов Государственной Думы и отпусков) составила 388,5 тыс. рублей (338 тыс. рублей после уплаты подоходного налога).

Денежное вознаграждение депутата Государственной Думы, от которого исчисляется доплата к пенсии, с учетом индексаций в 2018 году, – 84 тыс. 774 рубля.

Таким образом, пенсионное обеспечение депутата ГД составляет 46 тыс. 626 рублей при исполнении обязанностей от пяти до 10 лет и 63 тыс. 581 рубль при исполнении обязанностей 10 лет и более.

Государственная Дума РФ: цифры и факты. Справка

23 мая 2008 года состоится тысячное пленарное заседание Госдумы. Оно начнется с поздравления парламентариев и вручения государственных наград.

В новейшей истории России первые выборы в Госдуму прошли в 1993 году. По Указу Президента РФ Бориса Ельцина был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и назначены выборы российского парламента ‑ Федерального Собрания.

Смотрите так же:  Взаимозачет по договорам займа и поставки

Тем же Указом на 12 декабря 1993 года были назначены выборы в Государственную Думу, нижнюю палату Федерального Собрания, и верхнюю палату парламента ‑ Совет Федерации. В стране оставалась смешанная избирательная система: кандидаты могли идти в Думу и по одномандатным округам, и по партийным спискам. Именно по этой системе формировалась Госдума первого (1993), второго (1995), третьего (1999) и четвертого (2003) созывов. В Думу сроком на четыре года избирались 450 депутатов, из них 225 ‑ по одномандатным округам (один круг ‑ один депутат) и 225 ‑ по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и избирательными блоками.

Выборы в Думу пятого созыва 2 декабря 2007 года состоялись уже в соответствии с новым Федеральным законом, который предусматривает избрание всех депутатов Госдумы по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Федеральные списки кандидатов выдвигались только политическими партиями. В Думу прошли те партии, которые преодолели 7‑процентный барьер. Из избирательных бюллетеней исчезла графа «против всех кандидатов». Впервые на федеральных выборах не устанавливался минимальный порог явки.

Государственная Дума первого созыва

12 декабря 1993 года было избрано 444 депутата. В их числе 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В пяти округах выборы не состоялись, в одном выборы не проводились (Чеченская республика).

Восемь из 13 избирательных объединений (блоков) преодолели 5‑процентный барьер: «Либерально‑демократическая партия России» (64 места), «Выбор России» (64), КПРФ (42), «Женщины России» (23), «Аграрная партия России» (57), «Яблоко» (27), «Партия российского единства и согласия» (22), Демократическая партия России (14).

В состав Думы вошли представители 32 национальностей. На момент избрания насчитывалось 58 женщин‑депутатов (чуть более 13 процентов от общего числа депутатов).

Две трети депутатов были в возрасте от 20 до 50 лет. Около 95 процентов депутатов ‑ специалисты с высшим и незаконченным высшим образованием; свыше трети — доктора или кандидаты наук; почти каждый десятый ‑ член‑корреспондент академии наук или академик.

В Думу первого созыва было избрано 68 бывших народных депутатов.

В начале работы Думы первого созыва представительская функция доминировала над законодательной. Объявление амнистии лицам, находившимся под следствием или содержавшимся под стражей в связи с событиями 19 ‑ 21 августа 1991 года, 1 мая 1993 года и 21 сентября ‑ 4 октября 1993 года, а также Договор об общественном согласии позволили в определенной мере преодолеть противостояние, сложившееся в обществе после событий октября 1993 года.

За два года работы Дума первого созыва приняла 461 закон. 310 принятых законов вступило в действие. Согласно мнению специалистов, дума первого созыва выполнила миссию перехода от советского «предпарламента» к профессиональному демократическому парламенту; структурированному по партийному признаку.

Государственная Дума второго созыва

Выборы прошли 17 декабря 1995 года. 5‑процентный барьер смогли преодолеть четыре избирательных объединения: КПРФ (157 мест), «Наш дом — Россия» (55), ЛДПР (51) и «Яблоко» (45). Выборы состоялись во всех избирательных округах.

В Думу второго созыва были избраны 46 женщин. Их представительство по сравнению с Думой первого созыва сократилось с 13 до 10 процентов.

В депутатском корпусе были представлены все возрастные категории: на момент избрания 11 депутатов были моложе 30 лет, а возраст 44 депутатов превысил 60 лет. В то же время, подавляющее большинство депутатского корпуса было в возрасте от 30 до 60 лет. Средний возраст депутатов составил 47 лет.

Самую многочисленную профессиональную группу составили 275 депутатов, имевших предыдущий опыт парламентской деятельности в органах законодательной и представительной власти всех уровней.

Депутатам второго созыва в наследство от Думы первого созыва досталось около 500 законопроектов, находившихся на разных стадиях рассмотрения. В связи с этим была образована специальная комиссия, обеспечившая преемственность в законотворчестве. Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 вступили в силу.

Государственная Дума третьего созыва

Выборы состоялись 19 декабря 1999 года. В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися. В этих округах повторные выборы в Думу состоялись 26 марта 2000 года. В Чеченском одномандатном избирательном округе №31 выборы состоялись 20 августа 2000 года.

Шесть избирательных объединений преодолели 5‑процентный барьер: КПРФ (113 мест), «Межрегиональное движение «Единство» («Медведь») (73), «Отечество — Вся Россия» (68), СПС ‑ 29, «Блок Жириновского» ‑ 17, «Объединение «Яблоко» ‑ 20.

Как и в предыдущих составах, абсолютное большинство депутатов Думы третьего созыва составили мужчины: в Думе первого созыва было 59 депутатов‑женщин, в Думе второго созыва ‑ 46, в Думе третьего созыва ‑ 34.

По возрастным группам депутатский корпус распределился следующим образом: в возрасте до 30 лет ‑ 13 депутатов, от 31 года до 40 лет ‑ 85 депутатов, от 41 года до 50 лет ‑ 141 депутат, от 51 года до 60 лет ‑ 153 депутата, свыше 60 лет ‑ 52 депутата. Таким образом, большинство составили депутаты в возрасте от 40 до 60 лет. В то же время около 100 депутатов ‑ люди в возрасте до 40 лет.

Среди профессиональных групп самую большую по численности, ‑ 174 депутата, ‑ составили депутаты, переизбранные на новый срок. Если же учесть всю предшествующую деятельность депутатов Госдумы третьего созыва, то из 445 депутатов свыше 300, то есть две трети состава депутатского корпуса, в свое время были депутатами законодательных и представительных органов власти разных уровней.

Всего в период третьего созыва состоялось 265 очередных, внеочередных и дополнительных заседаний Думы, на которых в общей сложности было рассмотрено в разных чтениях около 2100 законопроектов.

Государственная Дума четвертого созыва

Выборы состоялись 7 декабря 2003 г. По трем одномандатным избирательным округам выборы были признаны несостоявшимися, так как большинство избирателей по этим округам проголосовали против всех кандидатов.

5‑процентный барьер сумели преодолеть три политические партии и один избирательный блок: «Единая Россия» (223 места), КПРФ (52), ЛДПР (36), избирательный блок «Родина» (37).

Из 447 избранных депутатов 44 ‑ женщины. Девяти депутатам на момент их избрания в Думу еще не исполнилось 30 лет. В возрастной категории от 30 до 39 лет находились 72 депутата, от 40 до 49 лет ‑ 134 депутата, от 50 до 59 лет ‑ 182 депутата, от 60 и старше ‑ 50 депутатов. Средний возраст депутата Госдумы четвертого созыва составляет 49 лет.

Одной из главных отличительных черт Думы четвертого созыва является самый высокий по сравнению со всеми предыдущими созывами уровень преемственности состава ее депутатского корпуса. В 2003 году на следующий срок своих полномочий были избраны 207 депутатов Госдумы третьего созыва. Кроме того, после выборов 2003 года в Думу вернулись несколько депутатов первого и второго созывов, и общее число депутатов, уже имеющих опыт работы в ней, составило 224, то есть почти половину всего депутатского корпуса.
За четыре года работы парламентарии рассмотрели 2712 законопроектов, из них приняты 1062 федеральных закона, одобрены 25 конституционных законов.

Государственная Дума пятого созыва

По итогам выборов 2 декабря 2007 года «Единая Россия» получила конституционное большинство ‑ 315 мест в нижней палате. Коммунисты располагают 57 мандатами, ЛДПР — 40, «Справедливая Россия» — 38. Состав нижней палаты обновился примерно наполовину.

В составе Госдумы пятого созыва остались такие «старожилы», как Владимир Жириновский (ЛДПР) и Геннадий Зюганов (КПРФ). В 2007 г. были избраны в Госдуму и другие депутаты, уже более 14 лет являющиеся членами нижней палаты парламента: Руслан Гостев (в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах избирался в Госдуму, был зампредом комитета по физкультуре, спорту и делам молодежи; член ЦК КПРФ), Виктор Илюхин (в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах избирался в Госдуму, был зампредом комитета по безопасности; член ЦК КПРФ.), Геннадий Кулик (в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах избирался в Госдуму, возглавлял комитет по аграрным вопросам; в 1998‑1999 годах вице‑премьер по АПК; член «Единой России»), Павел Медведев (в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах избирался в Госдуму, был зампредом комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам; входил в руководство движения «Выбор России», блока «89», партии «Демократический выбор России», был членом фракции «Отечество ‑ Вся Россия», затем ‑ членом «Единой России»), Валентин Чикин (в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах избирался в Госдуму, член КПРФ), Артур Чилингаров (в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах избирался в Госдуму; член «Единой России»), Виталий Шуба (в 1993, 1995, 1999 и 2003 годах избирался в Госдуму; входил в состав депутатских групп «Новая региональная политика», «Регионы России»; член «Единой России»).

Среди депутатов пятого созыва немало известных в стране людей ‑ артистов, ученых, предпринимателей, врачей, учителей, юристов и общественных деятелей. А по числу спортсменов нынешняя Дума превзошла все предыдущие. В частности, депутатами Госдумы стали олимпийские чемпионы Антон Сихарулидзе, Алина Кабаева, Светлана Хоркина, Светлана Журова, Ирина Роднина и Светлана Ишмуратова.

Также впервые в состав парламента были избраны два депутата, которые будут перемещаться по зданию в колясках ‑ это председатель Всероссийского общества инвалидов Александр Ломакин‑Румянцев от фракции «Справедливая Россия» и чемпион Параолимпийских игр в Турине по лыжным гонкам, генсек Параолимпийского комитета РФ единоросс Михаил Терентьев. Специально для них плотники оборудовали пандусы, облегчающие передвижение по лестницам, а также особые кресла в зале пленарных заседаний.