Срок исполнения требования по закону

Оглавление:

Срок для исполнения требования судебного пристава

С какого момента начинает течь срок для исполнения требования судебного пристава-исполнителя о взыскании по исполнительному листу для организации? Письмо от приставов имеет статус «судебного», т.е. его необходимо получить в течении 7 дней или можно получить в конце обычного месячного срока и с этого момента отсчитывать время для исполнения, чтобы потянуть время?

Ответы юристов (12)

На основании ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об исполнительном производстве»:

12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

С Уважением, Надежда.

Уточнение клиента

Статья ФЗ понятна. С какого момента начинает течь этот срок если моя организация должник не получает указанное письмо?

28 Января 2017, 23:13

Есть вопрос к юристу?

Законом установлен 5дневный срок с момента получения постановления о возбуждении производства.

Согласно ч.12 ст.30 ФЗ об исполнительном производстве 12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как получите постановление, так в течение 5 дней нужно оплатить.

Уточнение клиента

Я — организация-должник и не горю желанием получать указанное постановление — 5 дней «не про нас»?

28 Января 2017, 23:15

Письмо от приставов имеет обычный статус, то есть его можно получить в течение 1 месяца. после этого срока вам дается 5 дней для его исполнения. При этом вы можете еще и законно протянуть время путем подачи ходатайства приставу по ст.20 ФЗ «Об исполнительном производстве» или подать заявление в суд о предоставлении вам отсрочки или рассрочки по ст.203 ГПК РФ

С уважением Александр

Для всех должников такой срок установлен.

Уточнение клиента

Но ведь 5-дневный срок установлен «со дня получения» — но если указанное постановление не получено?

28 Января 2017, 23:18

С момента получения постановления

Со дня, когда должник отказался получить корреспонденцию (попытка невручения).

Да, течь срок начинает, как получите письмо.

В соответствии со ст.14 Федерального закона об исполнительном производстве:

4. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.

Письма от судебных приставов имеют статус судебных, поэтому срок их хранения, как и судебных, 7 дней согласно Приказу ФГУП «Почта России» от 05.12.2014 N 423-п:

Не врученные адресатам заказные письма и бандероли разряда «Судебное» хранятся в отделении почтовой связи 7 календарных дней. По истечении указанного срока данные почтовые отправления подлежат возврату по обратному адресу.

Уточнение клиента

«Письма от судебных приставов имеют статус судебных» — на основании чего сделано такое утверждение?

28 Января 2017, 23:21

Если постановление не получено то срок начинает течь с момента отправки письма обратно. То есть при неполучении письма с постановлением должник- юр.лицо считается уведомленным с момента как письмо вернулось приставам

не имеют они такого статуса. повторюсь. Суд относится к судебной ветви власти а приставы к исполнительной и взаимосвязь только в названии органа

Согласно Приказу ФГУП «Почта России» от 05.12.2014 N 423-п:

Исчисление срока хранения необходимо производить со следующего дня после поступления почтового отправления в адресное отделение почтовой связи .
— Пример 1: Отправление поступило в ОПС 02.02.2015.
02.02.2015 доставить отправление не удалось и в ячейке абонентского почтового шкафа или в почтовом абонентском ящике было оставлено извещение ф. 22.
05.02.2015 вручается вторичное извещение ф. 22-в.
10.02.2015 отправление возвращается по обратному адресу (в случае истечения срока хранения).

Почта их ошибочно хоть и отнесла к судебным, но отправит обратно через 7 дней.

Поэтому клиенту не станет легче от того, как мы с вами их квалифицируем.

Да, в соответствии с Приказом ФГУП «Почта России» от 05.12.2014 N 423-п статус судебных только у писем из суда, но сейчас вопрос в другом.

Это констатация факта: исходя из того статуса, который им присвоила почта.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Срок исполнения требования по закону

Очень часто возникают споры по поводу сроков, в течение которых должны выполняться те или иные требования потребителя. Этих сроков действительно множество и они зависят от того, какое именно требование предъявил потребитель. Для наглядности представим их в виде таблицы.

Ниже мы приведем несколько рекомендаций, которые позволят Вам сэкономить свое время и ускорить разрешение ситуации:
Если потребитель предъявил продавцу (изготовителю, сервисному центру, импортеру) какое-либо требование по своему выбору, то до истечения установленных законом сроков выполнения данного требования обращаться к другим лицам и предъявлять им другие (или аналогичные) требования нельзя. Например, если Вы передали товар для ремонта в сервисный центр, то до истечения установленного срока ремонта требовать от продавца возврата уплаченной суммы нельзя.

Если в технически сложном товаре обнаруживается недостаток по истечении 15 дней с момента покупки, целесообразно сразу предъявлять требование о ремонте. Если Вы по истечении 15 дней с момента покупки предъявляете продавцу требование о возврате денег за неисправный технически сложный товар, будьте готовы, что он ограничится проведением проверки качества и по истечении 10 дней предложит Вам ремонт, который займет еще до 45 дней.

Какой срок рассмотрения претензии?

Срок рассмотрения претензии устанавливается исходя из намерения сторон договора преодолеть проблемы или разногласия, добившись положительного коммерческого эффекта. Срок рассмотрения претензии можно считать одним из элементов, определяющих динамику договорных отношений.

Претензией считается предъявление требований о надлежащем исполнении договора одной стороны правоотношений к другой в письменном виде. От содержания претензионного процесса и вида правоотношений зачастую зависит и срок рассмотрения претензии.

Сроки рассмотрения претензии

Закон не устанавливает конкретных требований, которые определяют сроки подачи и рассмотрения претензий. В каждой отрасли права предъявление претензий осуществляется согласно соответствующему нормативному акту, регулирующему данную отрасль. Чаще всего в договорах оговариваются сроки, в которые сторонами договора должны быть поданы и рассмотрены требования претензионного характера.

Четкий срок установлен для рассмотрения претензий относительно некоторых видов отношений:

  • Услуг по перевозке груза — 30 дней (ст. 797 ГК РФ). Сроки предъявления претензии могут быть предусмотрены соответствующим транспортным кодексом или уставом.
  • Услуг связи — срок рассмотрения и предъявления претензии зависит от вида услуги (п. 5 ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи») и может устанавливаться от 1 месяца до полугода. Рассмотрение претензий должно происходить не позднее чем через 60 дней. Для отдельных видов услуг срок рассмотрения установлен в пределах 5 дней.
  • Обмена и возврата товара— 14 дней, не включая день приобретения (ч. 1 ст. 25 закона от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей», далее — Закон № 2300-I).

Срок рассмотрения претензии на основании Закона № 2300-I зависит от требования:

  • заменить товар — 7 дней;
  • разорвать договор покупки-продажи и вернуть деньги — 10 дней;
  • устранить недостатки — 45 дней.

Отказ от рассмотрения претензии или исполнения требований

При отказе от удовлетворения требования или пропуска установленного срока потребитель вправе обратиться с иском в суд.

Как правило, срок рассмотрения претензии указывается в условиях договора или самой претензии. Однако закон устанавливает требования к соблюдению сроков досудебного разрешения споров. Согласно п. 2 ст. 452 ГК РФ обращение, в котором содержится требование об изменении договора или его расторжении, может обжаловаться в суд после истечения срока рассмотрения претензии. Если он не указан в самой претензии или договоре, законом на ответ отведено 30 дней.

Оформление претензии

Правила оформления претензий носят достаточно свободный характер. Она должна иметь письменную форму и содержать 5 необходимых реквизитов документа:

  • адресат;
  • адресант;
  • название документа (претензия);
  • содержание претензии;
  • дата составления и подпись (печать — для юридических лиц).

В тексте претензии необходимо указать основные параметры сложившихся правоотношений, изложить суть предъявляемых требований, а также желаемые сроки рассмотрения, в случае если они не установлены законом или договором.

Так же как и к исковому заявлению, к претензии, как правило, прикладываются копии документов, подтверждающие факт сложившихся правоотношений.

Сроки рассмотрения претензии в рамках преддоговорных отношений

Существуют также нормы права, определяющие некоторые правоотношения как близкие по своим характеристикам к претензионной процедуре. Это виды письменных обращений при урегулировании преддоговорных процедур (протокол разногласий).

Согласно ст. 445 ГК РФ при направлении одной стороной другой оферты последняя должна в 30-дневный срок заключить договор, отказать в его заключении либо известить об акцепте с изменением условий (предоставив протокол разногласий). Сторона, не принимающая акцепт на других условиях, в течение 30 дней вправе подать в суд иск о рассмотрении спора.

Из чего исходить при определении срока рассмотрения претензии

Как следует из анализа некоторых правовых ситуаций, сроки рассмотрения претензии определяются условиями конкретных правоотношений. В частности, положения ст. 483 ГК РФ устанавливают, что покупателю необходимо известить продавца о том, что последний нарушил условия договора, касающиеся ассортимента, объема, тары и комплектности товара.

Покупатель должен сделать это в срок, определенный нормами права, договором и т. д., а в случае их отсутствия — в разумные сроки после обнаружения нарушения условий договора.

Исходя из принципа разумности и справедливости, правильно устанавливать в договорах или письменных обращениях такие сроки рассмотрения претензии, которые позволят обязанной стороне дать обоснованный ответ с учетом сроков почтовой доставки. Таким образом, логично установить в качестве срока рассмотрения претензии не менее 30 дней — аналогично срокам, предусмотренным действующим законодательством.

Если сроки, отведенные для рассмотрения претензии, определяются договором или указаны в претензии, при определении максимального срока для ответа нужно исходить из требований бухучета. Чтобы учесть результаты претензионной работы за ближайший отчетный период, такой срок не должен превышать 30 дней.

Что значит разумные сроки

Во многих случаях при отсутствии установленных законом четких сроков по общим правилам, предъявляемым к срокам, в которые претензия должна быть рассмотрена, они должны быть разумными или кратчайшими. Это значит, что в указанный отрезок времени сторона, к которой предъявлена претензия, должна иметь возможность физически ее получить, рассмотреть по сути, выполнить претензионные требования или подготовить ответ на нее.

Анализ правовых норм, определяющих общие требования к сроку ответа на претензии, показывает, что, как правило, он устанавливается субъектами правоотношений. Сроки рассмотрения претензий при процедурах досудебного регулирования споров — существенный момент договорных отношений. При их указании в договорах или непосредственно претензиях за основу берутся не законодательно установленные рамки, а разумность, которая поможет сохранить динамику договора, и возможность избежать необоснованных судебных споров.

Смотрите так же:  Как оформить авто на пенсионера

Сроки исполнения входящих документов, установленные законодательством

  • Россол Сергей | корпоративный консультант МКА «Калинин, Трач и партнеры»

Далеко не все входящие документы организация вольна исполнять в удобный для себя срок. Дело в том, что для некоторых из них срок исполнения, возможность его продления и наказание за его нарушение установлены на законодательном уровне. В первой части статьи, публикуемой в этом номере журнала, мы разобрались с официальными запросами / требованиями налоговых органов, силовых ведомств (полиции, Следственного комитета, прокуратуры), работников и Гострудинспекции.

Когда считается полученным?

П режде чем переходить к рассмотрению сроков ответа на поступившие в организацию запросы, необходимо понять, с какого момента они исчисляются. Дело в том, что в последние годы гражданское законодательство в этой части довольно заметно изменилось. Теперь действует принцип, что за своевременное получение почтовой корреспонденции отвечает сама организация (т.е. все риски ее неполучения полностью несет получатель):

. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

1. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

2. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Налоговая инспекция пошла еще дальше. Она нормативно установила, когда ее сообщение будет считаться полученным, даже если адресат его и не видел:

. В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается 6-й день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Для организации сроки ответа на сообщения налоговой инспекции будут зависеть от того, каким способом она получила документы. Налоговики могут передать документы:

  • лично;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС через оператора электронных данных или
  • через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

См. статью «Представление документов в ходе камеральной и встречной налоговых проверок» журнала № 2′ 2017

Если с первым случаем понятно, то на 3-х оставшихся остановимся подробнее:

1. Если документ направлен заказным письмом по адресу компании (указанному в ЕГРЮЛ), то датой получения будет являться наиболее ранняя из двух дат:

  • 6-й рабочий день, считая со дня, следующего за днем отправки письма (например, требование, отправленное по почте 09.01.2018, считается полученным 17.01.2018; методику расчета еще см. в Примере 1);
  • дата фактического получения.

См. статью «Изъятие документов в ходе выездной налоговой проверки» журнала № 3′ 2017

2. Если документ направлен по ТКС, то датой получения будет дата, указанная в квитанции о приеме, которую организация должна направить по ТКС в ИФНС в течение 1 рабочего дня с момента получения требования 1 .

3. Если документ направлен через ЛКН, то дата получения – это день, следующий за днем размещения требования в кабинете 2 (см. Пример 2).

Сроки для ответа по иным юридически значимым сообщениям начинают течь в день, следующий за днем доставки письма (определяется по штемпелю на конверте) в то почтовое отделение, к которому относится официальный адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Появилась еще одна периодическая обязанность – раз в год обновлять информацию о бенефициарах (за уклонение могут оштрафовать на сумму до 500 000 руб.). В статье «Ежегодно о бенефициарах» журнала № 12′ 2017 описаны базовые алгоритмы работы для сотрудников хозяйственных обществ (АО и ООО): кого считать бенефициарным владельцем бизнеса? как их вычислить – что можно найти в общедоступных источниках, куда писать и какие документы собирать? как и сколько их хранить? кому и в какой срок необходимо предоставлять информацию о бенефициарах?

Официальные запросы

Перейдем к рассмотрению специфики, установленной для определенных разновидностей документов, разбив их на группы по авторскому признаку.

Налоговые органы и органы финансового мониторинга

В нашей стране существует достаточно много властных органов, имеющих право требовать срочных ответов от вашей компании. Причем нарушение этих сроков может быть чревато серьезными последствиями. Начиная с ощутимых штрафов и заканчивая ликвидацией компании.

В настоящее время большинство запросов, входящих в организацию, можно разделить на 2 больших блока:

  • электронные запросы,
  • традиционные бумажные почтовые отправления.

Основным источником электронных запросов выступает налоговая инспекция и интегрированные в ее программное обеспечение органы контроля (например, Росфинмониторинг, который может направить запрос о бенефициарах). Электронные запросы от налоговых органов приходят через специализированные программы 4 (через эти же программы компания сдает налоговые отчеты).

Как правило, запросы, поступающие из налоговой инспекции содержат информацию о сроке ответа на них. В ряде случаев срок строго регламентирован. Если законом он не определен, налоговая инспекция устанавливает срок исходя из разумных, на ее взгляд, представлений.

Установленные законодательством сроки исполнения запросов, получаемых от налоговиков чаще всего

Налоговый кодекс РФ предусмотрел возможность исчисления сроков различными способами: начиная от года и заканчивая днями. Однако основным интервалом для измерения срока в налоговых отношениях являются рабочие дни.

1. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

2. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

3. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

4. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

6. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

7. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

8. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Посмотрим на примерах, как рассчитать срок представления затребованных документов.

Срок ответа на требование, направленное в бумажном виде через «Почту России», о представлении документов в рамках встречной налоговой проверки

В пятницу 01.12.2017 ИФНС № 28 направила заказным письмом через «Почту России» требование о предоставлении документов в рамках встречной налоговой проверки.

При направлении по обычной почте требование считается доставленным 11.12.2017 (6-й рабочий день с даты отправки, согласно п. 4 ст. 31 НК РФ) 5 . См. серую заливку на календаре рядом.

Срок для ответа установлен 5 дней (см. оранжевую заливку там же). Поскольку п. 5 ст. 93.1 НК РФ не содержит упоминания, о каких днях идет речь, значит по общему правилу считаем их рабочими днями. В соответствии с п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Поэтому при получении требования налоговиков по почте срок на ответ истекает 18.12.2017.

Срок истекает в 24-00 этого дня: если ответ был сдан в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Срок ответа на требование, направленное по электронным каналам связи, о представлении документов в рамках встречной налоговой проверки

Если бы в ту же пятницу 01.12.2017 ИФНС № 28 разместила свое требование о предоставлении документов в рамках встречной налоговой проверки в личном кабинете налогоплательщика – организации, то датой его получения автоматически был бы признан следующий рабочий день – понедельник 04.12.2017. См. серую заливку на календаре рядом.

Срок для ответа установлен в 5 рабочих дней (см. оранжевую заливку там же), которые начинаем отсчитывать 5 декабря и заканчиваем 11 декабря.

Таким образом, 11.12.2017 до 24-00 ответ должен быть направлен в налоговую (по электронным каналам связи или иным образом).

Уведомление о невозможности своевременного представления документов

Если вы понимаете, что предоставить затребованные налоговиками документы вовремя не успеете, то лучше сразу попросить отсрочку (см. п. 3 Таблицы 1 и Пример 3). В составленном уведомлении указывают причины, по которым документы не могут быть своевременно представлены, и новый желательный для вас срок. Свое решение налоговики должны вынести в течение 2 дней со дня получения вашего уведомления: они могут как продлить срок выполнения требования, так и оставить его без изменений, поэтому вам важно в уведомлении грамотно подобрать аргументы.

Следственный комитет, полиция и прокуратура

Запросы «от силовиков» приходят в большинство организаций реже, чем от налоговиков, но тоже с завидной регулярностью. Это может быть связано с очередными массовыми компаниями, проводимыми властями, либо с расследованием конкретных преступлений. Так, в преддверии проведения чемпионата мира по футболу некоторые организации получили запросы о наличии в штате лиц, не являющихся гражданами России.

Как и в общении с налоговыми органами, игнорирование таких писем чревато серьезными последствиями. Организацию могут привлечь к административной ответственности (ст. 17.7 и ст. 19.7 КоАП РФ). Причем в ряде случаев может быть применена даже такая серьезная мера, как дисквалификация должностного лица на срок до 1 года или приостановление деятельности организации на срок до 90 дней (в частности, если документы не предоставляются умышленно и это мешает расследованию, дознанию или административным процедурам привлечения к ответственности – ст. 17.7 КоАП РФ).

Сроки исполнения требований прокурора предоставить информацию, документы или их копии установлены законом о прокуратуре:

. 2. Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются. безвозмездно в течение 5 рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов – в течение 2 рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

2.1. При наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимые информация, документы и материалы или их копии представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора.

Смотрите так же:  Отчетность участников рынка ценных бумаг

Важно, что в самом требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки представления затребованных информации / документов / копий. Если организация будет по каким-то причинам не в состоянии представить запрошенные документы в установленные сроки, то ей необходимо мотивированно уведомить об этом прокурора, который имеет право удлинить срок (аналогичное уведомление налоговым органам показано в Примере 3).

При ответах на запросы силовых органов (полиция, Следственный комитет, прокуратура) срок считается в рабочих днях. Течь он начинает так же, как в случае со сроками ответов налоговым органам – со следующего за получением запроса дня.

Запрос прокурора о представлении копий документов

На запрос прокурора на представление копий документов, полученный компанией 11.12.2017, ответ должен быть дан «в течение 5 рабочих дней» (согласно п. 2 ст. 6 закона о прокуратуре) – т.е. не позднее 18.12.2017 до 24-00. Естественно, если иное не установлено в самом запросе.

Практика показывает, что большинство запросов от силовиков содержат срок исполнения 30 дней.

Часто они формулируют задание так – информацию представить:

1) «в установленный законом месячный срок» – эта формулировка таит в себе «множество опасностей», потому что существует целых 3 точки зрения относительно того, как ее понимать. Строятся они на разных трактовках словосочетания «срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока»:

  • сторонники первой (самой распространенной) позиции полагают, что если запрос получен 11.12.2017, то документ надо отработать до конца дня 11.01.2018;
  • вторая позиция заключается в том, что если запрос получен 11.12.2017, то документ надо отработать до конца дня 12.01.2018. Она основывается на правиле, что при исчислении сроков месяцами не принимаются во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение срока;
  • при третьем варианте срок начинает течь в день получения запроса, поэтому при получении запроса 11.12.2017 документ следует успеть обработать до 24 часов 10.01.2017.

Чтобы избежать негативных последствий, рекомендуем подготовить ответ в наименьший из перечисленных срок (тем более, что разница составляет всего 1–2 дня). Если же для вас эти сутки могут оказаться решающими, то уточните у органа, направившего запрос, какая конкретно дата имелась в виду;

2) «не позднее 25.12.2017» (его надо отработать до конца дня 25.12.2017);

3) «до 25.12.2017» (вот с этим вариантом тоже сложно: неизвестно, что под ним подразумевает автор документа – необходимость его исполнения до наступления 25 (т.е. 24 декабря) либо возможность это сделать еще 25-го декабря; поэтому лучше подстраховаться и уложиться в более короткий из этих двух вариантов срок);

4) «к 12.00 14.12.2017» (редко, но встречается и такой вариант – четко указан не только день, но и момент времени в нем, когда все уже должно быть сделано);

5) «в течение месяца со дня вынесения настоящего представления» (тут на всякий случай лучше уложиться в месяц со дня издания представления его автором, например, если дата его регистрации автором 11.12.2017, то, следуя нашим рекомендациям, успеть исполнить представление лучше по 10.01.2018 включительно).

Трудовые отношения

В отношениях между работником и работодателем достаточно много моментов, которые связаны с направлением либо получением каких-либо документов. Вместе с тем сроки направления корреспонденции в этом случае служат скорее точками отсчета, связанными с наступлением определенных юридических фактов, возникновением прав, обязанностей.

Направление уведомления о необходимости забрать трудовую книжку

Направление уволенному работнику уведомления о необходимости забрать трудовую книжку прекращает длящееся нарушение, которое условно можно назвать «незаконное удержание трудовой книжки». До направления такого письма, вне зависимости от причин, по которым книжка осталась у работодателя, он считается виновным в ее удержании. Со дня направления уведомления работодатель освобождается от ответственности за это (см. ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ).

Обычно отслеживание сроков, связанных с трудовыми отношениями, – привилегия и обязанность кадровиков. Служба делопроизводства сталкивается с этими вопросами реже. «Классических» в нашем понимании сроков ответа на запросы работников не много:

  • прежде всего, это ответ на требование о предоставлении документов и их копий, связанных с работой. Такие запросы могут поступать от текущих и бывших работников как по внутренним каналам организации, так и по почте. Вне зависимости от способа их получения ст. 62 ТК РФ требует обработать их и направить ответ в течение 3 рабочих дней (например, получив такое требование 11.12.2017, его надо отработать до конца рабочего дня 14.12.2017);
  • еще один вариант изложен в ст. 235 ТК РФ – здесь закреплено право работника обратиться в суд, если работодатель не отреагирует на его заявление о возмещении ущерба в течение 10 дней. Соответственно, срок ответа на подобный запрос для работодателя составляет именно 10 дней. Впрочем, здесь установлен «мягкий» вариант срока, поскольку законодатель фактически постановил считать молчание компании равным ее отрицательному ответу. Хотя и в этой ситуации (когда компания согласна с требованиями работника) промедление может привести к отрицательным последствиям. Если работник успеет подать в суд до получения согласия о выплате от организации, с нее дополнительно могут взыскать судебные расходы. Суммы будут не очень большие (госпошлина и расходы на юридические услуги) но тем обиднее, что их можно было избежать, просто своевременно отправив письмо или вручив ответ лично сотруднику.

Кроме явных, прямо указанных сроков, ТК РФ содержит и некоторые пробелы. Так, в ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ предусмотрено право работника потребовать выслать ему трудовую книжку по почте. При этом срок, в течение которого трудовая книжка направляется сотруднику, не указан. Представляется, что в этой ситуации возможны 2 варианта:

  • по аналогии со ст. 62 ТК РФ – трудовая книжка должна быть отправлена в течение 3 рабочих дней;
  • поскольку трудовая книжка должна выдаваться в день увольнения, то и отправить ее по почте необходимо в день получения от работника соответствующего требования. Практика, по крайней мере в апелляционной инстанции Московского городского суда, пошла по этому пути 8 .

Порядок определения сроков ответов на требования работника в трудовых отношениях определяется по правилам очень близким к тем, что приняты для расчета сроков в налоговых отношениях. Исчисление сроков в трудовом праве определено в ст. 14 ТК РФ:

  • сроки, исчисляемые годами / месяцами / неделями, истекают в соответствующее число последнего года / месяца / недели;
  • в срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни;
  • если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В тексте ТК РФ при определении сроков в днях они, как правило, сразу формулируются именно в рабочих днях (например, «не позднее 3 рабочих дней со дня подачи заявления»).

Однако есть и отличие – ТК РФ различает сроки, связанные с возникновением и прекращением прав:

  • срок, связанный с возникновением трудовых прав / обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено их начало (например, испытательный срок начинает течь в день заключения трудового договора);
  • срок, связанный с их прекращением, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений (например, срок обращения в суд из-за нарушений при увольнении начинается со дня, следующего за днем увольнения).

Отдельно стоит остановиться на сроках ответов на запросы Государственной трудовой инспекции (ГИТ). Трудовой кодекс РФ не содержит указаний, как быстро компания должна на них реагировать. Порядок взаимодействия данного госоргана и организаций определен подзаконным актом – административным регламентом 9 . Согласно его п. 87 ГИТ самостоятельно определяет данные сроки и указывает их в своих запросах и предписаниях.

Если организация посчитает, что не в состоянии выполнить данные требования в срок, она вправе в пределах установленного в первоначальном предписании периода обратиться с аргументированным запросом об увеличении срока предоставления документов / выполнения иного предписания. Если аргументы сочтут убедительными, срок продлят (п. 88).

В этом номере журнала мы рассмотрели только часть случаев, когда службе делопроизводства необходимо ориентироваться в законодательно установленных сроках ответов на поступающие в организацию документы.

В следующем номере поможем вам разобраться, как определить сроки ответов своим контрагентам-организациям в рамках гражданско-правовых отношений, а также при общении с потребителями собственных товаров и услуг по правилам закона о защите прав потребителей.

Пункты 12, 13 и 16 Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утв. приказом ФНС РФ от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@. Вернуться назад

Пункт 4 ст. 31 НК РФ. Вернуться назад

Пункт 6 ст. 6.1 НК РФ. Вернуться назад

Действующее законодательство (п. 4 ст. 31 НК РФ) особо оговаривает, что документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа. Вернуться назад

Если, конечно, дата фактического получения не окажется раньше истечения этого 6-дневного срока. Вернуться назад

Часть 4 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Вернуться назад

Часть 2 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Вернуться назад

Апелляционное определение Московского городского суда от 08.07.2015 по делу № 33-23980/2015: суд взыскал с организации оплату вынужденного прогула с 05.09 (дата увольнения, рассчитанная согласно заявлению работника, направленному почтой) по 13.09 (дата отправления трудовой книжки работнику). Вернуться назад

Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н). Вернуться назад

e-mail: oblpro@proc.tomsk.gov.ru

Разъяснения закона

Прокурорский надзор за исполнением законов: сроки проверок и исполнения требований прокурора

В целях совершенствования прокурорского надзора с учетом указанной правовой позиции КС РФ приказом Генеральной прокуратуры РФ от 28 мая 2015 г. № 265 урегулирован порядок проведения прокурорских проверок в части соблюдения органами и организациями законов РФ на период до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты.

Также прокурорам предписано последовательно добиваться от проверяемых органов и организаций своевременного предоставления статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий, а также исполнения изложенных в актах прокурорского реагирования требований. В каждом случае неисполнения законных требований прокурора виновные лица должны быть привлечены к ответственности.

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

2. Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов — в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления.

Смотрите так же:  Можно ли вернуть парня если он не любил

2.1. При наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимые информация, документы и материалы или их копии представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора.

2.2. Сроки представления информации, документов и материалов или их копий, указанные в пунктах 2 и 2.1 настоящей статьи, не распространяются на случаи исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотренных статьями 30 и 33 настоящего Федерального закона.

2.3. Прокурор не вправе требовать у органа (организации):

информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки;

информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее — официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

2.4. В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 2.3 настоящей статьи, орган (организация) указывает в ответе на требование прокурора сведения о проверке, в рамках которой передавались такие информация, документы и материалы, и актуальность таких информации, документов и материалов на момент требования или сведения о средствах массовой информации либо об официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в которых опубликованы (размещены) соответствующие актуальные на момент требования информация, документы и материалы.

2.5. Проверяемый орган (организация) обязан представить указанные в абзаце третьем пункта 2.3 настоящей статьи информацию, документы и материалы или их копии при получении требования прокурора, связанного:

с необходимостью проведения исследования, испытания, специальной экспертизы для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проводимой проверки;

с наличием угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, с наличием чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Судебная практика и законодательство — ФЗ о прокуратуре. Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

В настоящее время аналогичные нормы содержатся в статье 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», изменения в который внесены Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ, подготовленным в целях реализации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 17.02.2015 N 2-П, которым взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения — в нарушение требования формальной определенности закона — не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

Отменяя решение и отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что управление самостоятельно проверку не проводило, действия по проведению осмотра и составлению справки проведены во исполнение требования прокуратуры в порядке статей 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре», следовательно, положения Закона N 294-ФЗ в данном случае не применяются. Также из материалов дела не следует, что управлением проводилась самостоятельная проверка по требованию прокурора в соответствии с Законом N 294-ФЗ.

статьи 6, в силу которой требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1);

В силу положений статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Выражая несогласие с оспариваемыми судебными актами, заявитель указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30, 33 Закона о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Лицо, которому адресовано представление, не может по своему усмотрению отказаться от его исполнения, поскольку не только Закон о прокуратуре устанавливает обязательный характер выносимых прокурором представлений, но и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 17.7) предусматривает административную ответственность за неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий. Закон о прокуратуре не содержит каких-либо положений, свидетельствующих о том, что представление прокурора направлено, прежде всего, на его добровольное исполнение.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В силу статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

пункта 1 статьи 6, согласно которому требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок;

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО «Ресторан «Вечерний» и гражданка М.В. Пинчукова оспаривают конституционность пункта 1 статьи 6 «Обязательность исполнения требований прокурора», пунктов 1 и 2 статьи 21 «Предмет надзора» и пункта 1 статьи 22 «Полномочия прокурора» Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».

Признать взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, в том числе регулирующего осуществление федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций Министерством юстиции Российской Федерации:

признать взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения — в нарушение требования формальной определенности закона — не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

4.3. В ходе осуществления контроля за расходами руководствоваться пунктом 2 статьи 1, статьей 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом N 230-ФЗ.

28. В строке 24 указывается количество внесенных уполномоченными прокурорами в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, требований об устранении нарушений закона в порядке реализации полномочий, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (о прекращении проведения незаконного оперативно-розыскного мероприятия, о принятии мер по выполнению задач, предусмотренных статьей 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в ходе производства по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам и др.).

На основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, ст. 6, 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требовать полного устранения нарушения закона, используя предусмотренные в указанных нормативных актах формы реагирования и привлечение виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля за соблюдением порядка приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях, к ответственности вплоть до вынесения постановления о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об уголовном преследовании должностного лица, допустившего нарушение, содержащее признаки преступления.

1. Постановлением от 17 февраля 2015 года N 2-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

Отступления от требований закона, актов судебных, правоохранительных и контрольно-надзорных органов отмечаются на всех уровнях общественных отношений — от бытовых правоотношений до взаимодействия федеральных органов государственной власти. К сожалению, в процессе реализации имеющихся полномочий прокуроры также сталкиваются с невыполнением своих законных требований, предусмотренных в ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре).

28. В строке 24 указывается количество внесенных уполномоченными прокурорами в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, требований об устранении нарушений закона в порядке реализации полномочий, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (о прекращении проведения незаконного оперативно-розыскного мероприятия, о принятии мер по выполнению задач, предусмотренных статьей 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в ходе производства по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам и др.).

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.