Современные требования к уроку изо

Современные требования к уроку изо

Название работы: Общие требования к уроку изобразительного искусства. Традиционный урок его структура и особенности

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: опыт; развивающий характер занятий; реализация дидактических принципов в оптимальных соотнощениях; обеспечение надлежащих условий для продуктивнопознавательной деятти с учетом особенностей интересов; установление межпредметных связей; связь с ранее изученным преемственность; активизация познавательных процессов мотивации; логичность и эмоциональность педагогического процесса; эффективное использование педагогических средств; связь с жизнью; формирование ЗУНОВ;формирование умения учиться; ориентировка на зону ближайшего.

Дата добавления: 2013-11-24

Размер файла: 22.37 KB

Работу скачали: 70 чел.

Экзаменационный билет № 8.
1. Общие требования к уроку изобразительного искусства. Традиционный урок его структура и особенности.

План: понятие урока, требования к уроку ИЗО,Традиционнй урок его структура и особенности ,вывод

Урок- форма организации обучения, взаимодействие учителя и ученика обеспечивающее реализацию целей образования.

Требование к современному уроку ИЗО:

— использование новейших достижений науки, передовой педагог. опыт;

-развивающий характер занятий;

-реализация дидактических принципов в оптимальных соотнощениях;

-обеспечение надлежащих условий для продуктивно-познавательной деят-ти с учетом особенностей, интересов;

— установление межпредметных связей;

-связь с ранее изученным (преемственность);

— активизация познавательных процессов, мотивации;

— логичность и эмоциональность педагогического процесса;

— эффективное использование педагогических средств;

-формирование ЗУНОВ;-формирование умения учиться;- ориентировка на зону ближайшего развития- ученик- субьъект пед процесса.

Традиционный подход к уроку Изо не предусматривает особую форму обучения искусству, не выделяет его специфики.

Структура традиционного урока :

1) Организация занятия ( установление дисциплины, регистрация отсутствующих в класс.журнале, настрой на работу, проверка подготовки к уроку, проверка домашнего задания. 2) Сообщение нового материала (обьяснение целей, задач, новой тем, разьяснение, диалог) 3) Самостоятельная работа учащихся ( выполнение рисунка, учитель следит за ходом работы, обходит класс, делает замечания, пояснения,иногда исправления 4) подведение итогов работы, завершение урока (выбор и показ наиболее удачных работ,обьяснение достоинст и недостатков,задание на дом,уборка рабочиз мест,выставление оценок)

Вывод: Современный подход к преподаванию Изо наиболее оптимальной формой обучения считает урок образ обладающий большей спецификой чем традиционный урок.

2. Проблема возрастной периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом – является проблемным полем психологии.
Проблема возрастной периодизации психического развития в зарубежной психологии. Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.
Все схемы периодизации Выготский разделил на три группы по их теоретическим основаниям.

I. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего ( периодизация Г. С. Холла , основанная на выделении образовательных ступеней) , но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизаций, созданные по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества. Соотнесение психического развития ребенка с другим процессом.

II. Во второй группе периодизаций используется не внешний, внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие детской сексуальности у 3. Фрейда, теория Ж. Пиаже на основе развития интеллекта. Недостатки таких периодизаций в утрате целостности развития, в потере показательности единственного признака , лежащего в основе развития.

З.Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, — поглаживания и т.д.
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже . Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры — системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций — системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально — логических операций.
Периодизация Колберга основана на изучении уровня морального развития человека. Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного критерия в общем развитии на разных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

III. В третьей группе периодизаций периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития ( А. Гезелл — изменение темпа развития). Примером могут служить периодизации Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина .

Проблема возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии. Периодизация — разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.

В отечественной науке существует два представления о возрасте : физический возраст и психологический возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы, которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).

Л.С.Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития. Для первой группы периодизация на основе внешнего, но связанного с процессом развития критерия. Вовторой группе — используется не внешний, а внутренний критерий — какая-либо одна сторона развития. В третьей группе периодизации предпринята попытка выделить периоды развития на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.

Возрастная периодизация Л.С. Выготского: кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1 — 3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3 — 7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (8 — 12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14 — 17 лет) — кризис 17 лет.

Д.Б. Эльконин . Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера Личности; возрастными новообразованиями , формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.

А.В. Петровским была предложена психологическая концепция развития личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Единство этих двух условий обеспечивает целостность процесса развития Личности как процесс интеграции в различных социальных группах.

Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:

— Принцип историзма , позволяющий последовательно анализировать проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени.

— Биогенетический принцип , позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде.

— Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения.

Обозначим основные проблемы возрастной периодизации психического развития :

— Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

— Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

— Соотношение задатков и способностей.

— Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.

— Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.
3. Выполнить изображение углем фигуры стоящего человека с соответствующим словесным изображением.

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования [1].

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Смотрите так же:  Развод с детьми соглашение форма

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего[2].

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи) [3].

Основные типы уроков.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками[4].

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Методы и формы современного урока:

  • метод проектов;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии (интеграция);
  • портфолио.

Метод проектов хорошо прижился в начальной школе. Это подтверждает учебный план этого года – 16 часов проектов с 1 по 4 класс.

Проектов прошло много: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные.

Перечислю лишь некоторые:

  • 1 “А” кл. – “Числа в пословицах, поговорках, загадках”;
  • 1 “Б” кл. – “Самая красивая буква”;
  • 1-4 кл. – “Осенняя мастерская;
  • 1 “А” кл. – “В синем море– океане”;
  • 1 “Б” кл. – “Сказочная птица”;
  • 1-е кл. – “Кормушка своими руками”;
  • 1– е кл. – “Путешествие от А до Я” итогом стал утренник “Прощание с Азбукой”;
  • 2 “Б” кл. – “Снежинка”, “Животные леса”;
  • 2 “В” кл. – “Родословная моей семьи”;
  • 3 “А” кл. – Акулы “, “Молнии” ,“Песец”;
  • на городском фестивале “Книга собирает друзей” нашу школу представлял 4 “А” кл. с проектом “Великий Г.Х.Андерсен”;
  • 4 “Б” кл. на окружной НПК “Эврика” представили проект “Сказку читать – ума набирать”.

Подведение итогов проектной деятельности, по традиции, проходит в рамках “Недели науки и творчества” на открытом мероприятии “Фестиваль школьных проектов”.

Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ.
  • создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
  • создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
  • создание текстовых работ;
  • обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Личное пространство на учебно-методическом портале “Началка семинфо” имеют все учителя прошедшие курсы по ИКТ, ведут свой сайт, где отражают КТП, задания по предметам разного характера, отражают значимые события класса.

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. (Приложение 1)

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Структура технологической карты включает:

  • название темы;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • основные понятия темы;
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет учителю:

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

Преимущества технологической карты:

  • использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
  • освобождается время для творчества учителя;
  • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической
  • деятельности [5].
Смотрите так же:  Приказ о функционировании доу на новый учебный год

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). (Приложение 2)

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок , содержащий разные виды деятельности.
  • урок , на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • современный урок развивает у детей креативное мышление.
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке [7].

Современные требования к уроку изо

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ В ШКОЛЕ
I. Дидактические требовании к современному уроку:
— четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и вос¬питательными задачами. Определение места в общей сис¬теме уроков;
— определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с уче¬том уровня подготовки и подготовленности учащихся;
— прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
— выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
— реализация на уроке всех дидактических принципов;
— создание условий успешного учения учащихся.
II. Психологические требования к уроку.
Психологическая цепь урока:
— проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
— учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
— предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия.
Стиль урока:
1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
— соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
— определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
— планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
— выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
— учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
— соотношение побуждения учащихся к деятельности (ком¬ментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
2. Особенности самоорганизации учителя:
— подготовленность к уроку и главное — осознание психо¬логической цели и внутренняя готовность к ее осуществ¬лению;
— рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собран¬ность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему про¬исходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
— педагогический такт (случаи проявления конфликтных ситуаций);
— психологический климат па уроке (поддержание атмосфе¬ры толерантности, эмпатии, радостного, искреннего общения, деловой контакт и д.р.)
Организация познавательной деятельности учащихся:
1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
— планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
— использование установок в форме убеждения, внушения;
— планирование условий устойчивого внимания и сосредо¬точенности учащихся;
— использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивиду¬альный опрос, упражнения по повторению);
2. Организация деятельности мышления и воображения уча¬щихся в процессе формирования новых знаний и умений:
— определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представ¬лений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);
— опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
— планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (си¬стема вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, исполь¬зование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложне¬ние заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
— руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
— использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
3. Закрепление результатов работы:
— формирование навыков путем упражнений;
— обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического пе¬реноса.
Организованность учащихся:
— отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уро¬вень умственного развития;
— возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивиду¬альной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учет возрастных особенностей учащихся:
— планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
— проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
— дифференцированный подход к «сильным» и «слабым» ученикам.
III. Гигиенические требования к уроку:
— температурный режим;
— физико-химические свойства воздуха (необходимость про¬ветривания);
— освещение;
— предупреждение утомления и переутомления;
— чередование видов деятельности;
— соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
— соответствие классной мебели росту школьника.
IV. Требования к технике проведения урока:
— урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать, потребность в знаниях;
— темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
— необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт;
— доминировать должна атмосфера доброжелательности и ак¬тивного творческого труда;
— оптимально сочетать различные методы и при¬емы обучения;
— обеспечить соблюдение единого орфографического режи¬ма школы;
— учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.
СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ
1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение образовательных, воспитательных, развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, учебников по социологии (экономики) и дополнительной литературы по данным предметам.
3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчле¬нение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
5. Разработка структуры урока, определение его типа и наи¬более целесообразных методов и приемов обучения на нем.
6. Нахождение связей данного материала с другими предме¬тами и использование этих связей при изучении нового матери¬ала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, прежде всего при овладении новыми знания¬ми и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
8. Подбор дидактических средств урока (учебных кинофильмов и других видео программ, графиков, плакатов, карточек, схем, вспомогательной лите¬ратуры и др.).
9. Проверка оборудования и технических средств обучения.
10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и вы¬полнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
11. Предусмотреть объем и формы самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обоб¬щения и систематизации знаний.
13.Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с уче¬том уровней их сформированности, планирование проверки умений учащихся.
14.Определение содержания, объема и форм домашнего за¬дания, продумывание методики самостоятельной работы дома учащимся.
15. Продумывание форм подведения итогов урока.
16.Планирование внеклассной работы по данной теме.
17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

Смотрите так же:  Материальная ответственность при срочном трудовом договоре

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
— организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
— проверка домашнего задания;
— проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
— постановка цели занятия перед учащимися;
— организация восприятия и осмысления новой информа¬ции, т.е. усвоение исходных знаний;
— первичная проверка понимания темы занятия (урока);
— организация усвоения способов деятельности путем вос¬произведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу;
— творческое применение и добывание знаний, освоение спо¬собов деятельности путем решения проблемных задач, постро¬енных па основе ранее усвоенных знаний и умений;
— обобщение поучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
— контроль за результатами учебной деятельности, осуще¬ствляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
— домашнее задание к следующему уроку;
— подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА

Структура урока — это совокупность различных вариантов взаи¬модействий между элементами урока, возникающая в процессе обу¬чения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Примерная структура урока изучения нового материала:
— первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
— указание на то, что учащиеся должны запомнить;
— мотивация запоминания и длительного сохранения в па¬мяти;
— сообщение либо актуализация техники запоминания (ра¬бота с опорными для памяти материалами, смысловая группи¬ровка и т.п.);
— первичное закрепление под руководством учителя посред¬ством прямого повторения, частичных выводов;
— контроль результатов первичного запоминания;
— регулярное систематизирующее повторение через корот¬кие, а затем более длительные промежутки времени в сочета¬нии с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
— внутреннее повторение и постоянное применение получен¬ных знаний и навыков для приобретения новых;
— частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Примерная структура урока закрепления и развития знаний, уме¬ний, навыков:
— сообщение учащимся цели предстоящей работы;
— воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
— выполнение учащимися различных задании, задач, упраж¬нений;
— проверка выполненных работ;
— обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
— задание на дом (если это необходимо).
Примерная структура урока формирования умений и навыков:
— постановка цели урока;
— повторение сформированных умений и навыков, являю¬щихся опорой;
— проведение проверочных упражнений;
— ознакомление с новыми умениями, показ образца форми¬рования;
— упражнения на их освоение;
— упражнения на их закрепление;
— тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инст¬рукции;
— упражнения па перенос в аналогичную ситуацию; « упражнения творческого характера;
— итог урока;
— задание на дом.
Примерная структура урока повторения:
— организация начала урока;
— постановка дидактических, воспитательных, развивающих задач;
— проверка домашнего задания, направленного на повторе¬ние основных понятий, умозаключений, основополагающих зна¬ний, умений, способов деятельности (практической и мысли¬тельной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторе¬нии, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
— подведение итогов повторения, проверка результатов учеб¬ной работы на уроке;
— задание на дом.
Примерная структура урока проверки знаний:
— организация начала урока (необходимо создать спо¬койную, деловую обстановку в которой дети не должны бояться прове¬рочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изуче¬нию материала);
— постановка задач урока (преподаватель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать; просит, чтобы дети вспомнили соответствующие основные понятия и пользова¬лись ими в работе; напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы);
— изложение’ содержания контрольной или проверочной работы (тестирование, ответы на контрольные вопросы, семинары, учебные деловые или ролевые игры и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
— подведение итогов урока. (преподаватель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующее занятие или урок);
— определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Примерная структура урока применения знаний, умений и навыков:
— организация качала урока (психологический настрой уча¬щихся);
— сообщение темы урока и его задач;
— изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
— формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных общественных или социально-экономических ситуациях;
— упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
— творческое применение знаний и умений;
— упражнение по отработке навыков;
— домашнее задание;
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Примерная структура повторно-обобщающего урока:
— организационный момент;
— вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
— выполнение учащимися индивидуально и коллективно раз¬личного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания на ос¬нове обобщения фактов, явлений;
— проверка выполнения работ, корректировка (при необхо¬димости);
— формулирование выводов по изученному материалу;
— оценка результатов урока;
— подведение итогов;
— задание на дом (не обязательно).
Примерная структура комбинироет две или несколько дидактических целей):
— организация начала урока;
— проверка домашнего задания, постановка цели урока;
— подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умствен¬ных умений;
— изучение нового материала, в том числе и объяснение;
— закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
— обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
— подведение итогов и результатов урока;
— задание на дом;
— подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков по социологии (экономики) может строиться по тематическим разделам учебной программы:
Вариант 1
1. Рассказ обзорного типа по всей теме раздела.
2. Занятие (урок) вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений.
3. Занятие (урок) — семинар (практическая работа).
4. Занятие (урок) обобщающего типа с карточками-заданиями, ориен¬тирующими на выделение и усвоение основных понятий и главных элементов учеб¬ного материала.
5. Заключительный опрос по теоретическому материалу.

Вариант 2 (Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы)
1. Уроки теоретического разбора материала учителем.
2.Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам.
3. Уроки-семинары.
4. Уроки-практикумы.
5. Уроки контроля и оценки.
Вариант 3 (Система уроков, предлагаемая Р. Г. Хазанкиным)
1. Урок-лекция по всей теме.
2. Уроки решения ключевых задач.
3. Урок-консультация.
4. Урок-зачет.

В любом случае технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от задан¬ных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). В разработках по технологическому конструированию учебного процесса этот подход обычно схематизируется следующим образом: Обобщенные цели и содержание обучения — Конкретные учебные цели – Обучение — Оценка.
В такой общей последовательности можно проследить особен¬ность, присущую именно технологическому подходу: направленность на достижение заранее поставленной цели и на этой основе коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь.

Опорные характеристики различных типов педагогических процессов

Типы педагогических процессов Ключевой элемент образовательного результата Мотивы деятельности ученика Познавательная деятельность
Характерные методы (формы обучения)
Формально-репродуктивный Знание
Получить одобрение
Запоминание
Рассказ, диктовка (урок)
Сущностно-репродуктивный Умение
Желание разобраться в сути вопроса
Обдумывание (применение)
Объяснение, решение задач (урок)
Продуктивный
Творческое мышление Познавательная потребность Самостоятельный поиск Творческие задания (кружки)
Индивидуально-ориентированный Индивидуальность
Жизненные потребности Деятельность
Игры (проекты)

Формулировки задач различного уровня образовательного результата

Уровень освоения опыта
Задачи

Обучающая
Развивающая
Воспитательная

Формально-репродуктивный
Знакомство с информацией о. (знания), понимание устройства. ; освоение приёмов, формирование навыков
Формирование мылительных действий формального мышления: распознавание образов, понимание, запоминание, контроль действий
Воспитание исполни¬тельности, послушно¬сти, аккуратности

Сущностно-репродуктивный
Постижение сути, понимание принципов, внутренних связей; формирование умений решения задач определённого типа
Развитие мыслительных умений: выявление смысла, понима¬ние сути, установление взаимосвязи, абстрагирование, планирование и др.
Воспитание мотивов, привычки к действию на основе понимания целесообразности , критичности

Творческий Формирование опыта переноса освоенных способов деятельности в новую ситуацию
Освоение процедур диалектического ана¬лиза, мысленного эксперимента, навыков самообразования, процедур творческого мышления
Воспитание самореализации как мотива деятельности, тяги к нестандартности