Развод и социальная работа

Социальная работа с семьями в состоянии развода

В современной России социальная работа с семьями в состоянии развода строится на основе ряда нормативно-правовых актов, определяющих социально-правовой статус членов разводящейся семьи, устанавливающих их права и обязанности, а также порядок решения споров и проблем предоставления помощи нуждающимся.

Законодательство РФ направлено на создание оптимальных условий для защиты прав и интересов членов разводящейся семьи, в частности детей. В Конституции страны сказано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства; закреплены гарантии жизнеобеспечения детей, включая получение образования, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и т. д. Определено, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей [12, ст. 38].

Наиболее полно права и детей и родителей в ситуации развода отражены в Семейном кодексе РФ. Отмечается, что ребенок имеет права: на жизнь и воспитание в семье; на совместное проживание с родителями, если это не противоречит его интересам; на заботу и воспитание родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства [19, с. 54]; на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей не влияет на права ребенка [19, с. 55].

Семейный кодекс определяет и закрепляет имущественные права супругов и детей при разводе. При решении вопросов о разделе жилой площади, имущества, материальных ценностей суд принимает во внимание все обстоятельства дела, социальное положение обеих сторон, их состояние здоровья и т. д. Но в первую очередь суд защищает интересы несовершеннолетнего и учитывает жилищные условия того из родителей, кто будет воспитывать его после развода.

Документ упорядочивает права и обязанности родителей по отношению к их несовершеннолетним детям после расторжения брака на равноправной основе. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей; обеспечение интересов несовершеннолетних должно быть предметом их основной заботы [19, с. 65]. Родительские права прекращаются по достижении юными членами семьи 18 лет, а также при вступлении несовершеннолетних в брак [19, с. 61].

Семейный кодекс РФ устанавливает и порядок разрешения споров родителей о детях в ходе бракоразводного процесса. Предусматривается, что при расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение соглашение о том, с кем будут проживать несовершеннолетние, о порядке выплаты средств на их содержание и о размере этих средств. При отсутствии такого соглашения либо в случае, если установлено, что оно нарушает интересы детей, спор между родителями разрешается судом исходя из интересов юных членов семьи и с учетом их мнения. Суд обязан решать, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние после развода, а также с кого и в каких размерах будут взыскиваться алименты на их содержание [55, ст. 24]. Принцип равенства прав супругов в решении вопроса о месте жительства детей после развода в России, как и во многих странах мира, является определяющим. Суд должен учитывать привязанность ребенка к каждому из родителей, возраст ребенка и т. д. [55, ст. 65]. Иногда предусматривается выяснение точки зрения ребенка на происходящее (если ребенок достиг 10-летнего возраста) [55, ст. 57].

Отдельно проживающий родитель и его родственники имеют право на общение с ребенком, участие в его воспитании [19, с. 66]. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать его общению с другим родителем, если оно не причиняет вред физическому и психическому здоровью, нравственному развитию несовершеннолетнего. Родитель, проживающий отдельно, имеет право на получение информации о сыне или дочери из воспитательных, лечебных учреждений, органов социальной защиты населения. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке [19, с. 66]. В случае отказа одного из родителей от предоставления родственникам ребенка возможности общаться с ним органы опеки и попечительства могут обязать родителя не препятствовать этому общению. Если же последний не подчиняется этому решению, родственники или орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком.

Семейный кодекс закрепляет обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов (пособий), поступают в распоряжение воспитывающего родителя и расходуются им на содержание, воспитание и образование ребенка [19, с. 60]. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяется родителями самостоятельно.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему пособий в связи с рождением и воспитанием детей, которая, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Статья 171 3акона устанавливает ежемесячное пособие на ребенка, выплачиваемое независимо от получения на ребенка алиментов и других социальных выплат, в размере 70% минимального размера оплаты труда. Право на него имеет один из родителей на каждого проживающего с ним ребенка до достижения последним возраста 16 лет [20, с. 37].

Для организации социальной работы с семьями в ситуации развода, значимы положения Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Закон устанавливает основные принципы предоставления временного приюта, реабилитационных услуг также организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, под которой подразумевается «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно» [20, с. 38].

Несмотря на то, что в России ведется работа по обеспечению соответствия национального законодательства требованиям международно-правовых документов в области социально-правовой защиты в целом членов разводящейся семьи, в частности, нельзя не отметить, что правовой механизм, призванный защищать их интересы, несовершенен. Разведенные семьи по сравнению с другими категориями неполных семей в правовом отношении защищены недостаточно, в новых российских законодательных актах как и раньше, присутствует идея о «вине» разведенных в своих проблемах. Одной из проблем бракоразводного процесса остается и спор о детях. Судьи, занимающиеся гражданскими делами, не всегда принимают оптимальное решение по вопросу о том, с кем целесообразнее оставаться несовершеннолетнему после развода, так как «перегружены и часто не уделяют должного внимания досудебной подготовке бракоразводных процессов и относятся к их рассмотрению довольно поверхностно» [1, с. 45]. В результате суд в большинстве случаев отдает предпочтение матери.

В отличие от развитых зарубежных стран, где реально осуществляются меры, направленные на социальную реабилитацию и адаптацию членов семьи в подобной ситуации, обеспечение их социальной защищенности, в нашей стране недостаточно возможностей для минимизации негативных последствий разводов. Современная социальная политика в области брачно-семейных отношений часто не учитывает с должной последовательностью интересов членов семьи после расторжения брака. Более того в российском обществе нет четкого представления о характере, объеме и длительности поддержки, которую государство должно предоставить семьям и детям разведенных (разводящихся) родителей. [14, с. 73]

Проблемы влияния бракоразводного процесса на его участников на практике как правило недооцениваются, результаты передовых исследований внедряются слабо, рекомендации ведущих специалистов учитываются недостаточно. Создававшаяся в течение многих лет система профилактики разводов разрушается, в результате многие возможности для предотвращения распадов семей и их деструктивного влияния остаются неиспользованными. Напротив, во многих Российских СМИ в настоящее время в значительной степени утративших свою профилактическую функцию, пропагандируется «престижность разводов», о негативных же их последствиях общества, самих супругов, и, конечно же, для детей говорят мало. Кроме того в настоящее время в РФ отсутствует целостная, многофункциональная система подготовки молодежи к ее семейной жизни, что ведет к негативным последствиям [14, с. 74].

Клиентами социальных служб члены разводящейся семьи становятся как правило после распада семьи. Решением их проблем в России призваны заниматься различные учреждения, такие как органы ЗАГС, суды, местные органы социального обслуживания семьи и детей, кризисные центры, органы опеки и попечительства, инспекции по делам несовершеннолетних, службы социально-правового и социально-психолого-педагогического консультирования.

Несмотря на то, что в России существует ряд учреждений, способных оказать содействие в решении проблем семьи в ситуации развода, основная часть их трудностей остается нерешенной. Материальная и натуральная помощь остро нуждающимся, психолого-педагогическая поддержка детей и их разведенных родителей, организация досуга и летнего отдыха несовершеннолетних – вот основные формы работы с рассматриваемой категорией нуждающихся в современной России. Но традиционные методы предупреждения и терапии травм развода у членов семьи не приносят желаемого эффекта. Новые же формы работы, успешно апробированные и используемые за рубежом, у нас укореняются с трудом [35, с. 69].

В политике социальной поддержки данной категории детей преобладающей является стратегия помощи малообеспеченным. При этом система оказания материальной помощи имеет существенные недостатки. Выплачиваемые государством компенсации на сегодня не являются гарантией стабильного экономического положения. Размер детских пособий минимален. В экстренных случаях семья разведенной матери не имеет трудового дохода вообще и вынуждена жить на пособие по безработице или пособие на детей. Доход же от алиментов как правило не способен покрыть всех расходов на содержание ребенка, растет и число разведенных матерей, которые вообще не получают алиментов. К тому же размер помощи со стороны родителя, ушедшего из семьи, часто зависит не от его платежеспособности, но и от позиции местных судей, судебных исполнителей, чиновников социальных служб, от его адвоката. В большинстве случаев родитель, воспитывающий ребенка после развода, сам заботится о взыскании средств с отсутствующего родителя, так как на практике специалисты социальных служб и судов часто не предпринимают ничего, даже если задержка алиментов — месяцы [35, с. 70].

Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что развод – это действительно социальная проблема, явление, касающееся не только мужчины и женщины, а всего общества в целом. Спектр проблем, возникающих в период развода, очень широк и затрагивает множество процессов жизнедеятельности. На основании вышеизложенного мы можем рассматривать семью в состоянии развода — как объект социальной работы. А именно объект, который нуждается в помощи специалистов. Целью социальной работы с семьей в ситуации развода должно стать минимизация последствий бракоразводного процесса для каждого члена такой семьи. Обратившись к государственной политике, мы видим несовершенство организации социальной работы с семьей в ситуации развода. Более того, нет целостного подхода к организации деятельности социальной работы с такими семьями, она раздробленная и не урегулирована.

Прослеживая явление развода со времен рабовладельческого общества, мы наблюдаем его развитие, как все больше вживающуюся норму жизни общества. Что же это такое — «хорошо или плохо»? Разбираясь в дебрях мнений о данном явлении как о социальном, мы находим неоднозначность суждений по поводу развода, но, тем не менее, какими бы они не были, развод всегда остается болью, трагедией, надломом семейных устоев.

Рассмотрев ситуацию развода, как социальную проблему, мы видим, что это явление стремительно прогрессирует в нашей стране, что отрицательно сказывается на развитии нашего общества практически во всех сферах его деятельности, так как развод имеет огромный «список» негативных последствий, таких как рост девиантного поведения и психопатий в обществе; дезорганизация брачно-семейных отношений, девальвация норм и ценностей, способствующих укреплению семьи; ухудшение демографической ситуации в стране; увеличение доли неполных семей со сниженными воспитательными возможностями и т. д.

Объектом данной работы является семьей в ситуации развода.

Развод — это действительно социальная проблема, явление, касающееся не только мужчины и женщины, а всего общества в целом. Спектр проблем, возникающих в период развода, очень широк и затрагивает множество процессов жизнедеятельности. На основании этого мы можем рассматривать семью в состоянии развода — как объект социальной работы. А именно объект, который нуждается в помощи специалистов. Целью социальной работы с семьей в ситуации развода должно стать минимизация последствий бракоразводного процесса для каждого члена такой семьи. Обратившись к государственной политике, мы видим несовершенство организации социальной работы с семьей в ситуации развода. Более того, нет целостного подхода к организации деятельности социальной работы с такими семьями, она раздробленная и не урегулирована.

Основные технологии социальной работы с семьей в ситуации развода.

Цель исследования — теоретическое и эмпирическое изучение основных технологий социальной работы с семьей в ситуации развода.

Проанализировав ситуацию распада семьи, мы увидели широкий спектр проблем, возникающих у членов семьи в данной ситуации. Это психолого-педагогические, социально-медицинские и материально-бытовые проблемы. Поэтому мы пришли к выводу, что такая семья действительно является объектом социальной работы и нуждается в помощи. Для этого мы изучили такие технологии работы как социальная диагностика, социальное посредничество и социальная профилактика (первичная и вторичная).

Вышеперечисленные технологии разнообразны с различной степенью эффективности. Они наиболее эффективны, если их применять в комплексе, систематизировано, используя нововведения.

Гипотеза исследования — социальная работа с семьей в ситуации развода будет успешной, если будет использоваться комплексный подход, связанный с применением таких технологий социальной работы как диагностика, посредничество и профилактика.

Проведя эмпирическое исследование в Учреждении социального обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Фортуна» мы пришли к выводу, что применение таких технологий как диагностика, посредничество и профилактика в социальной работе с семьей в ситуации развода будет успешным, если применять комплексный подход.

Для применения данного комплекса указанных технологий в социальной работе с семьей в ситуации развода необходима логичная последовательность.

Учитывая перечисленные требования, была разработана модель комплексного применения диагностики, посредничества и профилактики в социальной работе с семьей в ситуации развода с учетом определенной стадии бракоразводного процесса. Основной принцип данной модели: свести к минимуму возникший конфликт среди разводящихся супругов, в который так или иначе вовлечены все их ближайшие родственники, уменьшить его деструктивные последствия для каждого члена такой семьи

Данная модель поможет специалистам структурировать социальную работу с семьей в ситуации развода, тщательней ее рассмотреть и оказать именно ту помощь клиентам, в которой они действительно реально нуждаются. В процессе применения модели на практике у специалистов появиться возможность разработать программу социальной работы с семьей в ситуации развода с учетом требований модели. Конечно, такая форма работы очень молодая и требует дальнейшего, углубленного изучения. Но интерес к ней довольно таки обоснован, потому что, обращаясь к зарубежному опыту социальной работы с семьей в ситуации развода, мы видим успешность применения его на практике.

Социальная работа в семьях разведенных родителей (стр. 1 из 5)

1. СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ВСЛЕДСТВИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ………………………………………. …………………С.4

2. ДЕТИ В СЕМЬЯХ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………. ……………..С.7

3. ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ РАЗВЕДЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ………………………………………С.10

3.1. Методы и технологии работы с детьми в семьях разведённых родителей.С.10

3.2. Пути совершенствования социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей…………………………………………………………………………..С.12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….……………………..С.17

Одним из условий гармоничного человеческого бытия служит семья как особая солидарность людей, основанная на естественных и социокультурных правах и ценностях. Эта солидарность постоянно нарушается, но всегда находит в себе силы для удовлетворения своих потребностей. Наиболее заметным явлением, характеризующим нарушения единства семьи, являются разводы. Они способствуют осознанию человеком как несовершенства семьи, так и ее социальной значимости; это одновременно и сильный стресс и ценные знания, связанные с природой индивида.

Разводы в современном обществе стали массовым явлением. Их рост подтверждает теорию известного философа М. Хайдеггера об утрате современным человеком корней [5]. Сегодня он нередко отчужден от себя, природы, близких людей. При расшатывании брачно-семейных устоев культура использует выработанные ею общесоциологические законы: «закон ускорения развития истории», «закон жертвования своим бытием ради расширения собственного существования» и «закон развития от однородного к разнородному» [5]. От этого вызова прочные исторические начала, связывающие веками личность, семью и общество в нечто целое, испытывают перегрузки, а объединяюсь щие силы и ресурсы слабеют.

Особенно при разводе страдают дети, для которых он – потенциальный фактор десоциализации, источник многочисленных психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и прочих проблем. Рост числа расторгнутых браков, а значит, и детей в разведенных семьях в мире накладывается на процессы, сопровождающие экономический кризис (социально-правовая незащищенность, бедность, безработица и пр.), в связи с чем проблемы, порождаемые разводом, воспринимаются острее. К сожалению, в отечественной семейно-демографической политике и социальной практике не сложилось концепции защиты детей в ситуации развода, не выработан комплексный и системный подход к решению их проблем, мало используются возможности минимизации деструктивных последствий разводов. Устойчивая тенденция увеличения числа разведенных семей не позволяет надеяться на быстрое устранение явления и вынуждает, наряду с мерами по сокращению числа разводов, ставить вопрос о поиске путей оптимизации процесса социализации несовершеннолетних в рамках самой распавшейся семьи, то есть о профилактике и компенсации отрицательных последствий родительского разрыва для детей. Эти обстоятельства делают актуальной тему данной работы.

Целью реферата является анализ технологии социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 1) рассмотреть специфику психических проявлений у детей вследствие развода родителей; 2) определить основные аспекты рассматриваемой проблемы в социальной работе, изучить; 3) охарактеризовать основные особенности и направления социальной работы в семьях разведенных родителей.

Смотрите так же:  Адвокат по семейным делам томск

1. СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ВСЛЕДСТВИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ

Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не возникало разногласий между родителями. Даже единственный случай ссоры внушает детям беспокойство. Но неизмеримо более драматичными будут последствия для детей, если их родителям не удастся восстановить гармонию семейных отношений, справится с ежедневными трудностями семейной жизни, взаимно поддерживать друг друга. и если – причины тут не важны – дело дойдет до глубокого конфликта. Тогда, выражение «Страдают всегда дети» становится абсолютно правильным.

Количество детей, ежегодно лишающихся полноценной семьи из-за развода, составляет значительное число. Более половины таких детей меньше шести лет. Уже это говорит о том, что необходимо заботиться о детях в этой ситуации. Сюда же относятся дети, живущие в негативных семейных условиях, даже если дело не доходит до развода. Как показывают исследования причин подростковой преступности, большая часть таких подростков – из неблагополучных или распавшихся семей. Такие же результаты возникают при изучении связи между успехами и положением в семье. Органы, занимающиеся помощью подросткам, знают, из своей практики, что не малая часть детей является «трудной» именно потому, что доведший дело до развода член семьи выходит замуж или женится на человеке, который не находит контакта с ребенком, и с этих пор ребенок живет как отщепенец в семье. Практика разводов свидетельствует, что молодые люди часто вступают в брак, чтобы уйти из неприятного для них родительского дома. Все эти молодые люди вступают в жизнь отягощенные прошлым.

Дети очень восприимчивы к ссорам. Сила и глубина реакции зависит от их возраста, от опыта, полученного до сих пор в семье, в жизни, от их характера, темперамента, воспитанности, чувствительности. Дети младшего возраста бывают так поглощены эмоциями ужаса, страха, страдания, что оказываются не в состоянии противопоставить им хотя бы слабые барьеры разума.

Даже если дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях. Для них гармония в семейных отношениях значит то же, что вода для рыбы; они не могут свободно «плавать», если в семье царит раздраженная атмосфера. Замечено, что и дети дошкольного возраста реагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко их чувствуют. Для них внешне незначительный обмен словами между родителями имеет большое значение; родители понимают это только тогда, когда дети просят их помириться.

Все, что касается воздействия конфликтных отношений между родителями на ребенка, касается также и крайней степени конфликта: развода. С той, однако, разницей, что в этом крайнем случае полностью отсутствует готовность одного или обоих супругов уступить в интересах сохранения семьи. Вследствие этого родители ссорятся более ожесточенно и безоглядно, часто для того, чтобы приглушить собственное чувство вины и оправдаться перед самим собой. Такие конфликты действуют на ребенка еще более разрушительно. Замечено, например, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей. Развивается чувство ненависти и жажды мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности [2]. Тяжелых последствий не бывает только в том случае, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара.

У ребенка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, чтобы уверенно действовать в нем. Если ребенок вырван из-под защиты, он меняет свое поведение. Он теряет чувство безопасности и уверенность в том, что справится с трудностями. Рождается страх, а вместе с ним возникают агрессивность и чувство противоречия. У некоторых детей развиваются склонность к доносам, цинизм, они становятся недоверчивыми, замыкаются в себе. У кого-то это порождает преждевременный сексуальный интерес и преувеличенную самоуверенность. Известны случаи, когда четырехлетние дети реагировали на ссоры между родителями с отчаянием: один ребенок сорвал гардины с окна, другой просто хотел убежать. Реакция детей на семейный конфликт, на развод родителей зависит от их возраста. Но бесспорно, что подобные детские впечатления создают предпосылки для дисгармоничного развития личности и осложняют отношения детей со сверстниками в коллективе.

Взрослые должны осознавать, что агрессивные черты характера ребенка, которые они критикуют, развились в нем вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны. Таким образом, теряет основание «оборонительный аргумент» родителей, который они часто используют в ответ на критику своего поведения: ребенок должен привыкать, что не все в жизни идет гладко, он должен быть подготовлен к трудностям жизни. Но даже если психические и физические последствия, а также типичные изъяны в развитии характера, психики ребенка не доказывают полностью ошибочности такой точки зрения, то можно было бы привести тот довод, что младенца не кормят гусиной печенью вместо молочной каши, чтобы приучить его к взрослой пищи, и детей не бросают в воду, чтобы научить их плавать, а сначала проводят определенную подготовку. Ребенок должен учиться преодолевать трудности. Но перед ним можно ставить только те задачи, которые он может решить, исходя из своих сил, соответственно своему возрасту.

Можно сказать, что семья – это начальный тренировочный полигон для отработки социального поведения ребенка. Плохой или хороший пример семьи показывает ребенку, как он должен вести себя в яслях, в школе, в молодежной организации, в дружеской компании, в трудовом коллективе и в других социальных отношениях. Надо все время помнить, что отрицательные воспоминания детства очень вредны, они обусловливают соответствующим образом мышление, чувства и поступки во взрослом возрасте.

Далеко не все родители руководствуются исключительно интересами детей. Закон о браке предусматривает, что после развода только один из родителей сохраняет полное право на воспитание ребенка; другой родитель обязан только оказывать материальную помощь, но не имеет никакого права влиять на развитие ребенка каким-либо другим способом [1, c. 87]. Осознав, что развод влечет за собой невозвратимую потерю ребенка, родители начинают бороться за детскую благосклонность, причем иногда не стесняются в средствах. Нередко родные и знакомые поддерживают родителей в этом.

Социальная работа с детьми разведенных родителей в современной России

Технологии социальной работы с несовершеннолетними в ситуации развода родителей

Устойчивая тенденция увеличения числа детей в разведенных семьях не позволяет надеяться на быстрое устранение этого явления и вынуждает наряду с мероприятиями по сокращению числа разводов ставить вопрос о необходимости оптимизации процесса социализации в рамках самой распавшейся семьи, т. е. о профилактике и компенсации деструктивных последствий развода.

Проблемы детей в ситуации развода не могут быть эффективно решены лишь усилиями родителей. Необходима своевременная и комплексная поддержка со стороны различных социальных институтов и служб.

Нейтрализация негативного влияния развода — цель социальной работы с детьми из разведенных семей. Для ее достижения требуется комплексное применение таких социальных технологий, как диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, терапия, коррекция, консультирование, посредничество.

Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

Анализируя развод применительно к обществу в целом, социальную диагностику можно определить как «комплексный процесс исследования с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития» . В рамках же изучения развода в семье с детьми как малой группе функции социальной диагностики изменяются. Главной ее целью становится определение социальной проблемы клиента и поиск правильных средств для ее разрешения. разведенный семья эмоциональный педагог

Социальная профилактика в рамках нашей работы, с одной стороны, предполагает предупреждение как самого развода, так и снятие внешних причин, которые могут приводить к состоянию психологического напряжения и дискомфорта у ребенка, что особенно актуально в периоды до и во время развода (первичная профилактика). С другой стороны, она означает предупреждение дальнейшего развития возникших в результате распада семьи проблем (вторичная профилактика). Необходимость вторичной профилактики обусловлена уже их наличием или проявлением, а значит, и желанием тех, кто проводит профилактическую работу, не дать этим проблемам полностью деформировать личность ребенка. Тем самым вторичная профилактика, начинаясь с изучения причин изменения личности и их истоков, сосредоточивает свои усилия на том, чтобы не дать многочисленным негативным последствиям развода разрастись на уровне патологии. Она осуществляется через своевременную психолого-педагогическую помощь, коррекцию поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка и т. д. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе с детьми в разведенных семьях. Легче с меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в развитии, действиях и поведении несовершеннолетнего, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями.

Социальные работники являются своеобразным связующим звеном между семьей и различными государственными и негосударственными учреждениями и социальными институтами, дошкольными учреждениями и школой, органами здравоохранения, правоохранительными службами. С другой стороны, они выступают в роли посредника между супругами, родителями и детьми.

Процесс социального посредничества в разрешении брачно-семейных конфликтов может быть многовариантным, но к основным его формам относятся: а) посредничество в разрешении психологических, педагогических, медико-социальных проблем семьи и отдельных ее членов; б) посредничество в решении социально-правовых, жилищно-бытовых сложностей; в) посредничество в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку.

Качественной подобная работа не может быть без применения технологии консультирования. Из этого следует, что в центре внимания в ходе консультирования должны быть проблемы семьи как целостного образования. Оно имеет своей целью повысить качество внутрисемейного взаимодействия. Его регулирующее воздействие на брачно-семейные отношения связывается, во-первых, с возможностью согласования и упорядочения внутренних и внешних, зачастую противоречивых влияний в процессе выработки семейных норм и ценностей, во-вторых, с помощью семье и ее членам в формировании, коррекции и согласование личных норм, касающихся брачно-семейных отношений.

В ситуации развода в семьях с детьми проводятся социально-психологическое консультирование с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов брачносемейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, позволяющее семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой; педагогическое консультирование, которое содействует преодолению трудностей в процессе социализации и воспитания ребенка; медико-социальное консультирование, направленное на повышение уровня информированности членов семьи о негативном влиянии развода на здоровье как взрослых, так и детей, о методах его предупреждения и терапии.

Под адаптацией понимают «процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию». Специфика человеческой адаптации в том, что она тесно связана с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм и поведения.

Относительно членов семьи, распавшейся по причине развода, процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях: а) общество (макросреда) — адаптация личности и семьи к той системе норм, ценностей, отношений и т. д., которая сложилась применительно к разводу в том или ином обществе; б) социальная группа (микросреда) —адаптация разведенных супругов и их детей или, наоборот, нестыковка их интересов с социальной группой — ближайшим окружением (производственный коллектив, родственники и пр.); в) сам индивид (внутриличностная адаптация) —стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней самооценки с позиции индивидуумов.

Эффективная социальная адаптация детей и их родителей к разводу будет затруднена без хорошо организованной профессиональной работы со стороны социальных служб. Речь идет прежде всего о социально-реабилитационных формах их деятельности. Социальная реабилитация — «комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных по каким-либо причинам» ). Будучи общей технологией социальной работы, реабилитация направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, ее правового положения, психологического равновесия, уверенности в себе.

В рамках социально-реабилитационной деятельности с детьми из семей разведенных выделяют направления: социально-психологическое, социально-педагогическое, медико-социальное, социально-бытовое, социально-правовое.

Рис — Подходы к решению проблем детей в семьях разведенных родителей в странах мира

Между тем уровень социально-реабилитационной работы с ними невысок. Практика показывает, что решение проблемы комплексного организационного, социально-педагогического, психологического, нормативно-правового, финансово-материального и кадрового обеспечения реабилитационной деятельности с разведенными семьями невозможно без глубокого изучения природы негативных последствий развода, путей их минимизации, а также активной практической деятельности и конкретных мер со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Как научная проработка, так и практическое решение проблем перестройки социально-реабилитационной работы затрудняется тем, что в настоящее время в социальной практике сложилось положение, когда, с одной стороны, к участию в данной деятельности привлечено большое число социальных институтов и общественных организаций, с другой стороны, наличествует ведомственная разобщенность этих служб, не решен ряд вопросов организационно-управленческого, методического, правового и кадрового обеспечения. Социальная политика большинства развитых стран мира сегодня предусматривает оказание разведенным семьям с детьми определенной (большей или меньшей) помощи со стороны государства. В современном мире выделим две основные модели социальной поддержки этой категории детей.

Новая российская модель государственно-общественной помощи детям из семей разведенных родителей может опираться на:

  • · концептуальное обоснование системы помощи на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне отдельной семьи и ее членов; постановку стратегических целей и задач социальной работы, определение эффективных в настоящем и перспективных ее направлений и методов;
  • · научно-исследовательское, нормативно-правовое, программное, финансовое, кадровое, управленческое, информационное обеспечение; выработку стандартов социальной работы с данной категорией и критериев ее эффективности;
  • · совершенствование процесса управления межсекторной и межуровневой социальной работой, повышение межведомственного сотрудничества, разграничение обязательств и функций государственных и негосударственных институтов социальной поддержки;
  • · децентрализацию социальной работы, т. е. перенос основного объема мероприятий на муниципальный уровень, по месту жительства респондентов;
  • · приоритет превентивной практики, создание государственно-общественной системы профилактики разводов и их деструктивных последствий; преобладание охранно-защитных мер над мерами наказания и принуждения;
  • · профессионализацию воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности;
  • · подготовку, переподготовку, повышение квалификации специальных кадров судей, социальных работников, педагогов, психологов, медицинских работников, специализирующихся на работе по профилактике разводов и их негативных последствий, по коррекции поведения супругов и их детей на всех его стадиях и в постразводный период, по оздоровлению их социального окружения, а также условий семейного и общественного воспитания;
  • · содействие развитию сети социальных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических служб, призванных оказывать помощь семье через совершенствование работы и расширение функций уже существующих, а также через создание специализированных служб помощи данной категории;
  • · качественное разнообразие оказываемых видов социальных услуг;
  • · использование исторического отечественного опыта подобной работы; обмен современными методиками и формами помощи между регионами страны;
  • · адаптацию зарубежных форм работы с учетом политических, социально-экономических, социокультурных, национальных, конфессиональных и других особенностей России в целом и регионов, в частности;
  • · поддержку добровольческих инициатив; утверждение форм межсекторного взаимодействия и создание банка данных о передовом опыте подобного сотрудничества;
  • · поощрение развития само- и взаимопомощи;
  • · создание единого информационного поля, освещающего деятельность государственных и общественных органов по пропаганде передовых форм и методов работы; формирование общественного мнения, ориентированного, во-первых, на разрушении негативных стереотипов в отношении разведенных и членов их семей, во-вторых, на преодоление восприятия государственной системы помощи как непрофессиональной, бюрократической, безадресной и т. д.

Комплексная реализация обозначенных направлений, думается, будет способствовать повышению качества социальной работы с детьми из семей в ситуации развода, увеличит возможности профилактики и компенсации его негативного влияния.

Технология социальной работы с семьей в ситуации развода

В настоящее время сложившаяся устойчивая тенденция увеличения числа разведенных семей не позволяет надеяться на быстрое устранение этого явления и вынуждает наряду с мероприятиями по сокращению числа разводов ставить вопрос о необходимости оптимизации процесса социализации в рамках самой распавшейся семьи, т. е. о профилактике и компенсации деструктивных последствий бракоразводного процесса для каждого члена семьи [40, с. 29].

Проблемы семьи в ситуации развода не могут быть эффективно решены лишь усилиями самих участников развода (супругов). Необходима своевременная и комплексная поддержка со стороны различных социальных институтов и служб.

Для нейтрализации и минимизации негативного влияния развода требуется комплексное применение таких социальных технологий, как диагностика, посредничество и профилактика.

Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологии можно интерпретировать как «совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения» [15, с. 28]. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как общение накопленных и систематизированных теоретических знаний, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

Эффективность мер по решению какой-либо проблемы, прежде всего, зависит от объективности и точности ее оценки, как на момент возникновения, так и в процессе сбора и анализа данных о ней. Иными словами, многое определяет правильный социальный диагноз.

Смотрите так же:  Кредит предоставленный под залог государственных ценных бумаг это

Диагностика как социальная практика получила признание и распространение в конце XIX — начале XX вв., постепенно сменив ранее существовавшие методы обобщения и анализа информации о социальной действительности. Характерной особенностью периода становления социальной диагностики было то, что социальная информация носила нестрогий, произвольный характер; ее источниками, как правило, выступали формализованные и полуформализованные интервью, наблюдения и другие способы индивидуального накопления социальных знаний, опыта и информации об объекте исследования. Поэтому результаты диагностики были неконкретны и оставляли значительный простор для авторской интерпретации [49, с. 144].

Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20-начале 30-х гг. XX века. В настоящее время «социальная диагностика» утвердилась как важнейшее направление в социальной работе. Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с греческого — распознавание, определение) заимствован из медицины.

Как известно, медицинский диагноз представляет собой определение характера и причин соматической или психической болезни на основании всестороннего исследования больного. При этом многие психические заболевания являются результатом сложных взаимодействий между пациентом, другими лицами и коллективами. Диагнозы же, особенно психических заболеваний, не всегда учитывают социокультурные аспекты и влияние окружения пациента, а также возникающие в связи с этим проблемы. К тому же диагноз, ассоциируясь с чем-то статичным и завершенным, редко учитывает, что человеку свойственно не столько устойчивое состояние, сколько процесс постоянного изменения и развития [49, с. 145].

«Диагностика» (греч. «diagnostikos» — способный распознавать) — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе [49, с. 146]. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов аналогично «выявлению» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области соматического (телесного) здоровья относится и к психическому здоровью, в том числе к выявлению уровня знаний, интеллекта (педагогический аспект), а потому диагностика в социальной работе — чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологичности [49, c. 146].

Некоторые авторы предлагают в социальной практике заменить этот термин понятием «проблемный анализ» или рассматривать процесс как выявление основных причин, или как экспертную оценку, полагая, что такое толкование имеет больше отношения к сбору необходимой информации и позволит избежать включения в это понятие психологических и медицинских аспектов.

Известно, что в научно-практическом плане социальному работнику приходится решать более широкий круг задач, поэтому суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всей его сложности и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи [49, с. 147].

Цель диагностики состояния социального объекта — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров.

Как известно, человек представляет собой единство биологического, духовного и социального во всей сложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.

Социальная диагностика — весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований — принципов диагностики [49, с. 149].

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

Социальная диагностика — важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.

При проведении диагностических обследований определенная технология освобождает исследователя от субъективистского подхода, отражает уровень компетентности специалиста и адекватно выражает конкретную социальную ситуацию [42, с. 238].

Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

· выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

· определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

· описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

· ранжирование специфических свойств клиента.

· в технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:

· ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев;

· измерение и анализ показателей;

· формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.

Среди общих требований, которым должны отвечать методы социальной диагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность [42, с. 239].

Методы социальной диагностики основываются на ряде принципов, как общих для всех социальных наук, так и специфических. Прежде всего это принцип объективности, который следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, социальный работник, как исследователь, не должен зависеть от влияния внешних факторов (в нашем случае могут быть родственники или друзья членов разводящейся семьи). К сожалению, социальная диагностика может вскрывать негативные факты, которые иногда яростно отвергаются не только представителями органов управления, но и шокированной общественностью. Осознано или неосознанно искажая действительную картину в силу нежелания подобной реакции, социальный диагност тем самым блокирует возможность коррекции социальной патологии, которую он исследовал. Во-вторых, социальный работник должен противостоять влиянию на результаты проводимого им анализа внутренних факторов – собственных предрассудков, незнания, аберрации собственного жизненного, семейного опыта. Искажающее воздействие этих факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию [42, с. 239].

Есть ряд и дополнительных, специальных требований, предъявляемых к выбору диагностических методов в социальной работе.

Во-первых, предпочтителен метод наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкий из тех, что позволяют получить требуемый результат. Простая опросная методика иногда может быть результативнее, сложного теста.

Во-вторых, метод должен быть доступным не только для социального работника, но и для клиента при минимуме физических и психологических условий, необходимых для его проведения.

В-третьих, технология применения методов (инструкция) должна быть ясной и понятной. Она должна настраивать клиента на доверительное отношение к социальному работнику, на сотрудничество, исключающее возникновение побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты.

В-четвертых, обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике [45, с. 96].

Существует множество методов диагностики, которые применяются в таких науках, как социология, психология, педагогика, экономика и т.д., и имеют социальную направленность. Социальный работник всегда стоит перед выбором: какому методу отдать предпочтение в конкретной ситуации? Выбор зависит от многих обстоятельств и от того, какие цели и задачи преследуются, какой контингент является объектом диагностики, каков характер клиента и т.д. [45, с. 97]

Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие.

Наблюдение— метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Существуют различные разновидности наблюдения.

Слово не единственный показатель, по которому можно оценить мысли и намерения, проблемы собеседника. Важно улавливать и мимику, жесты, позу, усиление голоса, выражение лица, глаз, улыбку. Подобные реакции обычно непроизвольны, и опытный человек может по ним судить о чувствах и даже мыслях и намерениях собеседника. Отсутствие реакции собеседника обычно говорит о том, что он или не понял или не согласен со сказанным. Пауза в речи может означать обдумывание ее продолжения, и в такой ситуации не следует тут же перебивать собеседника.

Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации [45, с. 97].

Пожалуй, основное требование, которому должен соответствовать социальный работник-диагност, — это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.

Ведение беседы требует определенных знаний и навыков. Причем, имеются в виду знания не только по обсуждаемой в ходе беседы проблематике. Ведущему беседы необходимы знания по общей и социальной психологии, логике, риторике, этике и т.д.

Основные технологические условия, обеспечивающие успех беседы:

· умение заинтересовать собеседника предлагаемой темой беседы;

· создание атмосферы взаимного уважения и доверия;

· искусное использование методов убеждения и внушения [45, c. 98].

Анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.

Вопросник (опросник-личностный) — совокупность методических приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности.

Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора утверждений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться (да, нет, не знаю) [45, c. 98].

Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Иногда социальная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Методы тестирования. Особенно широко распространены. Их существует множество, и они разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др.

Тесты являются специализированными методами диагностического обследования, с помощью которых, можно получать количественную или качественную характеристику изучаемого явления. В отличие от других методов, они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание [45, c. 98].

Тест-опросник — тщательно продуманные и проверенные вопросы, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

Тест-задание — оценка психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемый выполняет специальные задания, по которым можно судить о наличии степени развития, или отсутствии у него изучаемого качества.

Достоинство тестов состоит в том, что они могут применяться к категориям населения, различающимся по возрасту, культуре, профессии, жизненному опыту и т.д. Их недостатком является то, что испытуемый может сознательно влиять на результаты, зная механизм теста.

В этих случаях применяется тест-проектирование. Создается определенный тип проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек, склонен приписывать другим. Этот тест требует повышенного интеллектуального уровня как от испытуемого, так и высокого профессионализма со стороны самого диагноста [45, c. 99].

Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод, основанный, на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, на пере структурирование пространственно-временной организации и деловой, семейной, духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

Если в своей диагностике социальный работник обращается лишь к проявлениям индивидуально-психологических особенностей того или иного клиента и этим ограничивается, то полученный таким способом психологический «портрет» предстает в определенной степени, искаженным, поскольку не учитывает внутреннее состояние личности, влияние социальной среды. К внутренним факторам диагностики относят здоровье, индивидуальные особенности, социальные аспекты; к внешним — диагностику социума, семьи, производственного коллектива, внешкольных учреждений, средств массовой информации и др. [45, c. 99]

Социальная диагностика— это область социальных знаний, связанных с разработкой методологии и методики для точной оценки свойств, состояний или уровня социального развития, достигнутого индивидом или группой. В качестве объекта диагностической оценки может выступать практически все — начиная от ощущений отдельного человека, взаимодействия людей, групп в определенном социуме — до анализа социальных институтов, влияющих на развитие человека или человечества.

Реалистическая оценка и диагноз служат основой для принятия решений. Необходимо понимать природу социальных потребностей клиента, их причины, мотивацию и возможности подопечного. На основе правильно поставленного диагноза социальный работник выносит суждение о том, что следует изменить, поддержать или укрепить в отношениях между индивидом, группой и окружающей средой. Необходимо также выяснить причины возникновения ситуации, требующей вмешательства. Социальный работник должен сделать выводы из полученных результатов и соотнести их с предложениями об оказании возможной помощи.

В связи с этим чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микро социальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенности характера клиента, о состоянии его здоровья. Разумеется, социальный работник ни в коей мере не может быть специалистом во всех названных областях, однако определить наличие затруднения и порекомендовать профессионала, который способен произвести углубленную диагностику, он обязан.

Специфическим принципом диагностики в социальной работе можно считать принцип клиент центризма, т.е. рассмотрение всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента (разумеется, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит все с вою деятельность. Очень важно помнить, что социальная ситуация клиента всегда уникальна, неповторима, поэтому наиболее распространены технологии эмпирического наблюдения, анализ единичных данных [26, с. 67].

В рамках же изучения развода в семье как малой группе функции социальной диагностики изменяются. Главной ее целью становится определение социальной проблемы клиента и поиск правильных средств, для ее разрешения [15, с. 68].

Принятые на основе социальной диагностики решения и рекомендации могут быть успешно реализованы через такую технологию как посредничество.

Социальное посредничество — это процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи [39. с. 345]. В роли социального объекта может выступать трудовой коллектив, отдельный клиент, семья, целый социальный слой и др. Для решения социальных проблем объекта могут привлекаться несколько субъектов, способных помочь (государственное социальное учреждение, общественные организации, коммерческие структуры и т. д.).

Быть социальным посредником — значит объяснять интересы и взгляды одной стороны другой. Если посреднические усилия направлены на мобилизацию сил и средств для предоставления конкретной помощи, то социальный работник должен уметь устанавливать связи с субъектами, способными оказать социальную поддержку, убедить их в ее необходимости.

Нередко социальный работник выступает в роли посредника между конфликтующими сторонами. В таком случае он может оказаться как бы «между двух огней». Посреднику следует быть готовым выслушивать упреки в свой адрес и обвинения в предвзятом отношении. На все это необходимо реагировать спокойно, аргументированно отводить обвинения, продолжая посреднические усилия [45, c. 98].

В практической социономии посредничество реализуется в различных формах. К их числу следует отнести:

· посредничество в решении правовых, бытовых, медико-реабилитационных проблем клиентов;

· посредничество в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку;

· посредничество в решении трудовых, семейных конфликтов и др.

Первая из названных форм посредничества довольно часто применяется в работе при опекунстве и попечительстве. В ряде случаев социальный работник вправе отстаивать интересы подопечного и в суде. Поводом для этого могут быть, например, отказы чиновников выплачивать полагающиеся по закону пособия, компенсации.

Социально-педагогическое посредничество нацелено на оказание содействия родителям, воспитателям, учителям, наставникам в обучении и воспитании детей, подростков, юношей. Как правило, за такой помощью к социальному работнику — психоаналитику обращаются родители, воспитатели тогда, когда их возможности повлиять на ребенка оказываются исчерпанными. Это может быть плохое поведение школьника на уроках, его грубость и агрессивность или нежелание подростка учиться.

Особая деликатность и беспристрастие нужны социальному работнику-посреднику в условиях конфликтных ситуаций, возникающих в социальной микросреде обитания (в семье, в отношениях со знакомыми, соседями). Многое будет зависеть не только от манеры общения социального работника, но и от тона его речи.

Смотрите так же:  Приказ о выходе из академического отпуска обучающегося

Семейный конфликт — это форма отношений между супругами по поводу разрешения острых противоречий, возникающих в процессе их взаимодействия. Как правило, он возникает внутри семьи при условии ограниченного количества материальных и духовных ресурсов. В таком случае удовлетворение потребностей, желаний, устремлений индивидов будет сопряжено с напряжением, конкуренцией, соперничеством [34, c. 127].

Последствия семейного конфликта могут быть плачевными для семьи. А ее раскол становится огромной моральной травмой для детей, негативно влияет на психику ребенка. Поэтому проблема сохранения семейного благополучия — общегосударственная проблема и решаться она должна на профессиональной основе. Ведь соседи, друзья, трудовые коллективы, выступая в роли посредников, не всегда могут квалифицированно содействовать разрешению семейного конфликта. Это должен делать профессионал — социальный работник-посредник. Как справедливо считают многие ученые, процесс социального посредничества в разрешении семейных конфликтов может быть многовариантным и многоэтапным. Однако все же можно выделить некоторые технологические стадии этого процесса.

Социальному работнику-посреднику прежде всего необходимо установить, готовы ли его клиенты к разрешению семейного конфликта или, по крайней мере, хотят ли они опробовать возможности профессионального посредничества. Затем необходимо создать нужную обстановку для совместного разрешения проблемы, для общения с конфликтующими членами семьи. Очень важно, чтобы общение это происходило вне стен дома, в котором они проживают. Предпочтительно не усаживать супругов друг против друга.

Ответственным этапом посреднических усилий в отношении конфликтующих сторон является их введение в фазу выработки альтернативных вариантов решения семейной проблемы. Затем посреднику следует стремиться к сближению альтернатив, к нахождению наиболее приемлемого, компромиссного варианта разрешения конфликта. Сложность такой работы заключается и в том, что посредник, оставаясь сам беспристрастным, должен предоставить возможность оппонентам выражать эмоции, но без обвинений в адрес друг друга [45, c. 103].

Социальное посредничество в разрешении семейных конфликтов — новое явление для нашей страны. Как и в целом социальная работа, оно находится в стадии становления. Крайне мало пока еще социальных служб, способных квалифицированно выполнять такую деликатную работу. Первый же опыт их функционирования свидетельствует о том, что усилия социального работника-посредника должны быть направлены не только на выявление и разрешение семейных конфликтов, но и на их профилактику.

Процесс социального посредничества в разрешении бракосемейных конфликтов может быть многовариантным, но к основным его формам относятся:

а) посредничество в разрешении психологических, педагогических, медико-социальных проблем семьи и отдельных ее членов;

б) посредничество в решении социально-правовых, жилищно-бытовых сложностей;

в) посредничество в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку.

В отдельных случаях социальный конфликт, своевременно не разрешенный, перерастает в экстремальную ситуацию, в трагедию. Конфликт, ссора с соседом, например, могут привести к драке с нанесением травмы или к имущественному ущербу.

Когда социальный конфликт перерастает в экстремальную ситуацию, представляющую угрозу здоровью и жизни людей, действия социального работника-посредника должны отличаться особой деликатностью, решительностью и координироваться с правоохранительными органами.

Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить [45, c. 108].

Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов.

1. Простейшим приемом является выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении: их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и подходящего транспорта. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Этот прием постоянно используется при направлении клиентов в общеоздоровительные учреждения, центры социальной помощи, дома-интернаты, приюты, детские дома, дома для ветеранов и т.д. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом.

2. Значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент.

3. Весьма полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении ему следует обратиться.

4. Прежде чем направить в учреждение клиента, следует предварительно позвонить туда и сообщить необходимые сведения о клиенте.

5. Полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы.

Эти организационные приемы дают возможность клиенту быстро связаться с необходимыми учреждениями, облегчают поиски необходимого учреждения социальной службы.

Социальный работник в качестве посредника обязан проверить и убедиться, что контакт состоялся и помощь клиенту оказана. Для этого необходимо, чтобы клиент сообщал ему о результатах первого контакта с учреждением, свое отношение и оценку результатов визита. Пока контакты у клиента не станут прочными, социальный работник должен держать ситуацию под контролем [45, c. 112].

Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов:

1. Простейшим приемом является выписка для разводящейся семьи (ее членов) самых необходимых данных об организации или учреждении: их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и подходящего транспорта. Важно четко и ясно объяснить, что именно можно ожидать в этом учреждении. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за членами разводящейся семь.

2. Значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случаи клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение – четкое представление о том, что ожидает от него клиент.

3. Весьма полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении следует обратиться.

4. Прежде чем направить в учреждение клиента, следует предварительно позвонить туда и сообщить необходимые сведения о клиенте.

5. Полезно если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работник социальной службы [1, с. 142-144].

Эти организационные приемы дают возможность членам разводящейся семьи быстро связаться с необходимыми учреждениями, облегчают поиски необходимого учреждения или специалистов.

Очень важен и необходим контроль со стороны социального работника для психологической поддержки членов разводящейся семьи. Это поможет им обрести уверенность, ощутить заботу и внимание, что в значительной мере способствуют разрядке сложившейся конфликтной ситуации.

Процесс социального посредничества в разрешении брачносемейных конфликтов может быть многовариантным, но к основным его формам относятся:

а) посредничество в разрешении психологических, педагогических, медико-социальных проблем семьи и отдельных ее членов;

б) посредничество в решении социально-правовых, жилищно-бытовых сложностей;

в) посредничество в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку [35, c. 67].

Мы рассмотрели наиболее применяемые в нашей стране методы и формы социальной работы с семьей в ситуации развода, но мне бы хотелось более подробно остановиться на сравнительно молодом методе работы в данной ситуации – социальном посредничестве. Выше мы уже рассмотрели некоторые элементы этого процесса, хотелось бы рассмотреть зарубежный опыт, учитывая ситуацию, в которой оказываются разводящиеся семьи в настоящее время в нашей стране, на мой взгляд, это один из самых эффективных методов.

Важную роль на Западе выполняет институт семейного посредничества. Оно уменьшает деструктивное психофизиологическое влияние развода на членов семьи и приводит к снижению и стагнации общего уровня разводов. Так, в США с конца 70-х гг. XX в. посредничество при разводах — важная сфера деятельности социальных работников. Посреднические услуги предоставляются во многих агентствах при судах, а также в частном секторе, где работают специалисты, которые помогают посредством переговоров решать проблемы, связанные с разделом имущества, а также с опекой и посещением детей, с восстановлением нарушенных отношений между родителями и ребенком [30, с. 12].

Организация примирительной процедуры с разведенными (разводящимися) супругами — одна из функций агентов, специализирующихся на семейном посредничестве. Современная трактовка института примирения не означает процедуру примирения в ее традиционном понимании как способа восстановления супружеских отношений. Речь идет, прежде всего, о «содействии супругам в разрешении конфликтов «мирным» внесудебным путем» [28, с. 79]. Распад брака, как правило, является уже свершившимся фактом, и «цель» примирительной процедуры — «помочь двум лицам, уже не являющимся более мужем и женой, но продолжающим оставаться родителями по отношению к своим детям сохранять нормальные дружеские отношения как друг с другом, так и со своими детьми» [28, с. 82]. Несмотря на разнообразие трактовок к институту примирения, в общем, признано, что он может быть определен как «процесс, стимулирующий стороны достичь соглашения по спорным вопросам при соответствии занимающего нейтральное положения посредника» [28, с. 83]. По единодушному мнению западных юристов, примирительная процедура должна быть доступна всем разводящимся (разведенным) супругам, особенно если у них есть дети. Большинство ученых и практиков убеждены, что чем на более ранней стадии конфликта супруги обращаются к семейному посреднику, тем больше у них шансов на успех,

В настоящее время примирительные службы распространены во многих странах мира. Они отличаются друг от друга степенью «включенности» в судебную систему, обязательностью для разводящихся супругов и спектром охватываемых конфликтов. Но суть их повсюду одна — создание альтернативного, менее формализованного способа урегулирования брачно-семейных отношений, в самом общем виде можно выделить два основных вида служб примирения: а) судебные, т. е. функционирующие в рамках судебной системы; б) внесудебные, где процесс примирения осуществляется независимо от суда добровольческими организациями или частными посредническими фирмами. Быстрое распространение подобных служб объясняется их результативностью.

Интересен также опыт США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, где успешно функционируют так называемые «семейные суды» [29, с. 39]. Основные положения лежащие в основе семейного суда: обладая известной автономностью, он входит в общую систему судов; он должен по возможности располагаться отдельно от других или быть обособленными каким-либо иным образом, что позволяет создать в нем благоприятную обстановку; слушание дел проходит в обстановке относительной ненормальности, стороны должны чувствовать себя свободно и непринужденно.

Сущность происходящих изменений заключается не только в переориентации с лечения (вмешательства) на профилактику; новый подход еще в большей степени проявляется в самой организации профилактики. Сам термин «профилактика» (от греческого «предохранительный») обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т.е. с устранением причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия.

Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений.

Под профилактикой подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

· предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

· сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;

· содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов [45, c. 120].

Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.

Практика профилактической работы находится в постоянном развитии, и тем не менее можно выделить некоторые основные моменты, касающиеся ее содержательной части.

Любое важное событие в жизни человека, касающееся его семьи, друзей, соседей, места жительства, работы или учебы, природной среды и т.д., представляется существенным для понимания происходящего сегодня и того, что, возможно, произойдет завтра.

Повседневная жизнь изобилует стрессовыми факторами, но, поскольку они, незаметно накапливаясь, обладают так называемым кумулятивным эффектом, ни один из них в отдельности не может считаться причиной той или иной сложной социальной проблемы.

Поэтому методы профилактики имеют системный характер, т.е. они направлены на искоренение источников стресса как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно — на создание условий для приобретения человеком необходимого опыта решения возникающих проблем.

Службы профилактики стремятся не столько реагировать на эти проблемы, сколько предотвратить их появление. Они обращены к здоровым гражданам, еще не вступившим в полосу предсказуемого жизненного кризиса или предсказуемых проблем, возникающих в результате неожиданных событий (например, проблемы, с которыми сталкиваются дети после развода родителей).

Такая установка на работу со здоровым клиентом предполагает оказание дифференцированных услуг, учитывающих мотивы клиента, его отношения с социальным работником и источники вознаграждения последнего.

Взаимоотношения между клиентом и социальным работником должны строиться на основе взаимного уважения, с пониманием того факта, что каждый из них вносит свой посильный вклад в решение данной проблемы.

Методы профилактики обычно включают в себя обучение людей новым навыкам, которые помогают им достичь поставленных целей и сохранить здоровье. В то же время работа соответствующих служб нацелена на такие изменения социальной среды, чтобы она поддерживала и стимулировала нормальную жизнедеятельность человека. Системный подход учитывает все эти взаимосвязанные факторы. Традиционные методы оказания помощи в большинстве своем могут быть использованы и для профилактики. Например, тренинг позитивного жизненного настроя был разработан для терапевтических целей, но он широко используется для поддержания полезных социальных навыков [29, c. 158].

Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие — непосредственно перед возникновением проблемы.

И, наконец, службы профилактики призваны находить оптимальные решения как для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем, — в этом и состоят ценность и значение профилактики.

Социальная профилактика, под которой понимаются «научно обоснованные и одновременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов» [15, с. 292].

Методы профилактики имеют системный характер, т.е. они направлены на искоренение источников стресса как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно — на создание условий для приобретения человеком необходимого опыта решения возникающих проблем. Службы профилактики стремятся не столько реагировать на эти проблемы, сколько предотвратить их появление. Они обращены к здоровым гражданам, еще не вступившим в полосу предсказуемого жизненного кризиса или предсказуемых проблем, возникающих в результате неожиданных событий (например, проблемы, с которыми сталкиваются дети после развода родителей).

Такая установка на работу со здоровым клиентом предполагает оказание дифференцированных услуг, учитывающих мотивы клиента, его отношения с социальным работником и источники вознаграждения последнего.

Взаимоотношения между клиентом и социальным работником должны строиться на основе взаимного уважения, с пониманием того факта, что каждый из них вносит свой посильный вклад в решение данной проблемы.

Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие — непосредственно перед возникновением проблемы.

И, наконец, службы профилактики призваны находить оптимальные решения как для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем, — в этом и состоят ценность и значение профилактики.

Социальная профилактика в рамках нашей работы, с одной стороны, предполагает предупреждение как самого развода, так и снятие внешних причин, которые могут приводить к состоянию психологического напряжения и дискомфорта у членов разводящейся семьи, что особенно актуально в периоды до и во время развода (первичная профилактика) С другой стороны, она означает предупреждение дальнейшего развития возникших в результате распада семьи проблем (вторичная профилактика). Необходимость вторичной профилактики обусловлена уже их наличием или проявлением, а значит, и желание тех, кто проводит профилактическую работу, не дать этим проблемам полностью деформировать личности членов разводящейся семьи. Тем самым вторичная профилактика, начинается с изучения причин изменения личности и их истоков, сосредоточивает свои усилия на том, чтобы не дать многочисленным негативным последствиям развода разрастись на уровне патологии. Она осуществляется через своевременную психолого-педагогическую помощь, коррекцию поведения, деятельности и отношений, снятии отрицательного эмоционального состояния и т.д. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе с членами разводящихся семей. Легче с меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях и поведении членов разводящейся семьи, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями [9, с. 95].