Принудительная ликвидация юридического лица это ликвидация по решению

Оглавление:

Принудительная ликвидация

Под принудительной ликвидацией юридического лица понимается его ликвидация в судебном порядке по иску уполномоченных органов. Основания для принудительной ликвидации предусмотрены Гражданским кодексом РФ и некоторыми законами (см. ниже).

Решение о принудительной ликвидации принимает суд (арбитражный суд). Обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица может государственный орган или орган местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (см. ниже).

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В этом случае дальнейшая процедура ликвидации ничем не отличается от процедуры добровольной ликвидации. Никакого «упрощенного» порядка при принудительной ликвидации нет.

В п.24 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъясняется, что если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации, однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п.1 ст.6 ГК РФ (аналогия закона).

Принудительная ликвидация юридического лица

Законодательством установлена как возможность добровольной ликвидации, так и условия, при которых возможна принудительная ликвидация юридического лица. Заканчивается процедура ликвидации прекращением деятельности юридического лица с внесением данных об этом в ЕГРЮЛ.

Причины ликвидации

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ организация может быть ликвидирована учредителями или уполномоченным органом. Это решение может быть вызвано тем, что:

  • организация создавалась на определенный срок и этот срок истек;
  • организация была создана для определенной цели и функции выполнены;
  • деятельность финансово нецелесообразна;
  • имеются внутренние конфликты между учредителями;
  • организация уже не ведет деятельность, сдается нулевая отчетность;
  • учредители потеряли интерес и занимаются другим бизнесом.

Могут быть и другие причины, но во всех случаях это добровольная ликвидация юридического лица по инициативе учредителей, которые принимают решение и проводят процедуру ликвидации. Если в процессе ликвидации юридическое лицо не сможет удовлетворить претензии кредиторов, в числе которых и требования бюджета, то это будет означать, что необходимо осуществлять банкротство (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

В отличие от добровольной принудительная ликвидация юридического лица осуществляется только в судебном порядке. Основания для принудительной ликвидации указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ, в частности:

  • нарушения закона при регистрации организации, если это носит неустранимый характер;
  • организация ведет деятельность без лицензии или допуска к работе;
  • организация ведет деятельность, запрещенную законодательством, или неоднократно нарушала закон;
  • а также в случаях, установленных законодательством.

Ликвидация по иску налогового органа

В случаях, установленных п. 3 ст. 62 ГК РФ, ликвидацию могут инициировать уполномоченные органы. Иск о ликвидации юридического лица может подать государственный орган или местный орган власти. В последнее время распространена практика ликвидации налоговым органом в связи с недостоверностью адреса. Что это значит? Как правило, это происходит в том случае, если общество при регистрации «купило» адрес, то есть предоставило информацию об адресе, где находиться не планировало.

Налоговыми органами выработаны критерии, при которых начинаются проверки. Если ООО зарегистрировано менее года назад, то это десять организаций по одному адресу. Если более года, то пятьдесят (Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@ ).

То есть налоговый орган делает запрос, проводит проверку нахождения организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу и, не получив подтверждение, что организация находится по указанному адресу, направляет требование юридическому лицу о предоставлении достоверных данных. В том случае, если организация такие данные не предоставит в течение 30 дней, то в ЕГРЮЛ могут быть внесены сведения, что данные организации недостоверны, а налоговый орган вправе обратиться с иском о принудительной ликвидации ООО в связи с тем, что при регистрации было допущено грубое нарушение закона. При этом расходы по ликвидации будет нести учредитель (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.12.2016 N Ф05-19852/2016 по делу N А41-89559/15 ).

Налоговый орган может подать иск и по другому основанию, например, если чистые активы общества меньше минимального размера два и более года подряд и общество не приняло решение о добровольной ликвидации. Но в судебной практике это, как правило, не считается безусловным основанием для ликвидации, так как учредители могут исправить ситуацию и принять меры по оздоровлению общества (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2015 N Ф05-8810/2015 по делу N А41-74235/14 ).

Принудительная ликвидация по иску участника ООО

Необходимо выделить основание, указанное в подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ, когда инициатором ликвидации в судебном порядке выступает учредитель, аргументируя иск тем, что организация не может продолжать деятельность или это связано с существенными сложностями.

Учитывая, что учредителям предоставлена возможность принять решение о ликвидации, эта процедура проще и дешевле. Судебные споры о ликвидации между учредителями возникают, как правило, при наличии корпоративного конфликта, когда невозможна ликвидация добровольная и принудительная ликвидация юридического лица инициируется одним из участников.

В п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 приводятся разъяснения, согласно которым такая ликвидация возможна в случае затяжного корпоративного конфликта, когда фактически невозможна деятельность организации в связи с тем, что участники не могут принять решение, уклоняются от участия в управлении организацией и иным образом затрудняют принятие решений.

При этом участник, который обращается в суд, чтобы произвести ликвидацию ООО в судебном порядке, должен доказать, что действия других учредителей влекут негативные последствия для организации.

Арбитражный суд Поволжского округа

Принудительная ликвидация юридических лиц. Просто или сложно?

Дела о ликвидации юридических лиц по основаниям, предусмотренным абзацем 2 п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ в практике арбитражных судов относятся к несложным. Между тем рассмотренных дел о ликвидации является значительным. Так Арбитражным судом Республики Татарстан в 1999 года рассмотрено 2174 дела о ликвидации юридических лиц, из них исковые требования удовлетворены по 2076 делам (95,49%), в 2000 года соответственно 1795 дел и 1715 удовлетворенных исков (95,54%), в 2001 году — 2075 дел и 1981 удовлетворенный иск (95,46%), в 2002 году — 1265 дел и 1154 удовлетворенных иска (91,23%).

Истцами в этой категории дел, как правило, являются налоговые органы. Так, по результатам работы Арбитражного суда Республики Татарстан, в 1999 году из общего количества рассмотренных дел о ликвидации налоговые органы выступали истцами в 99,3% дел, в 2000 году — в 95,88% дел, в 2001 и 2002 годах только в двух дела о ликвидации истцом не выступил налоговый орган.

Таким образом, по результатам рассмотрения дел о принудительной ликвидации юридических лиц (кроме оснований, предусмотренных законом о банкротстве), явно прослеживаются две тенденции: подавляющее большинство исковых требований арбитражным судом удовлетворяется, в абсолютном большинстве случаев требование о ликвидации заявляется налоговыми органами.

Незначительно и количество обжалованных судебных актов по делам о ликвидации юридических лиц. Так, в 2001 году Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в целом по округу рассмотрено 28 жалоб на судебные акты по делам о реорганизации и ликвидации юридических лиц, в 2002 году — 43 дела.

Между тем принудительная ликвидация юридического лица по основаниям, предусмотренным абзацем 2 п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ является санкцией за нарушение юридическим лицом требований закона и иных нормативных актов (Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года № 14-П). Принудительная ликвидация юридического лица, в ее правовом смысле, является высшей санкцией, которая может быть применена к юридическому лицу судом, по сравнению с иными мерами ответственности, предусмотренными как гражданским, так и административным и налоговым законодательством.

Почему же ответчики не обжалуют принятые в отношении них судебные решения о ликвидации?. Ответ один — подавляющее большинство ответчиков по таки делам — это фактически прекратившие свою деятельность предприятия. Налоговые органы не знают, что делать с такими предприятиями, которые состоят на налоговом учете, но не представляют никаких сведений о своей деятельности, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. Привлечь организацию к ответственности за соответствующие налоговые правонарушения налоговый орган не может, так как организация, как правило, отсутствует по адресу, указанному в учредительных документах. Поэтому и избран метод «борьбы» с такими «отсутствующими» налогоплательщиками, как обращение в суд с заявлением об их ликвидации.

О правомерности данного вывода свидетельствуют и обстоятельства, указываемые налоговыми органами в качестве основания исков о ликвидации юридических лиц. Если в 1999-2001 г.г. такими основаниями, как правило, было нарушение юридическим лицом требований налогового законодательства о сроках предоставления налоговым органам бухгалтерской и налоговой отчетности, то впоследствии — неприведение юридическим лицом учредительных документов в соответствие с федеральным законом, а в 2003 году — непредставление уполномоченным лицом юридического лица сведений, установленных ФЗ РФ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц».

Между тем в при рассмотрении иска о ликвидации ответчика — юридического лица, прекратившего свою деятельность, фактически отсутствует спор. Такие дела лишь загружают арбитражные суды и лучшее решение проблемы — это принятие законодательного решения о внесудебном порядке исключения таких лиц из государственного реестра, как это принято во многих странах мира, с правом обжалования решения административного органа в суд. (см. В.Ф.Яковлев «Арбитражные суды на новом этапе судебной реформы», Журнал российского права, 2002 г № 7).

При рассмотрении в суде иска о принудительной ликвидации юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, необходимо руководствоваться буквальным толкованием абзаца 2 п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, которая предусматривает возможность ликвидации юридического лица за осуществление деятельности без лицензии, осуществление деятельности, запрещенной законом, осуществление деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Следовательно, решение суда о ликвидации юридического лица, фактически прекратившего деятельность, по основаниям п. 2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, нельзя признать правомерным (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.12.2002 года № 6614/02).

Смотрите так же:  Покупка гаража расписка

Такой же практики придерживается и Федеральный арбитражный суд Поволжского округа. Так, рассматривая кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Краснооктябрьскому району г. Волгограда на решение суда первой инстанции, по которому налоговому органу было отказано в иске о ликвидации ТОО «Кварк», кассационная инстанция указала, что по основаниям, предусмотренным ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано только действующее предприятие (Постановление ФАС ПО от 12.09.2002 г по делу А12 -642-02-С2). Аналогичный вывод содержится и в иных постановлениях кассационной инстанции (от 02.04.2002 года по делу А-55-19525/01-41, от 14.02.2002 г по делу А-55-10828/01-38 и др.).

Решения о ликвидации юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, могут быть приняты в рамках дел о признании таких юридических лиц несостоятельными (банкротами), в том с применением упрощенных процедур банкротства по признаку отсутствующего должника (п.10 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 50 от 13 января 2000 года). При этом в силу статьи 177 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года, в случаях, когда должник — гражданин либо руководитель должника — юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют и установить их местонахождение не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от размера кредиторской задолженности (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.08.2002 г № 9112/01). Данный вывод Президиума ВАС РФ полностью (за исключением слова «налоговым») повторен в ст. 227 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года.

Таким образом, иски о ликвидации юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 61 ГК РФ, не подлежат удовлетворению судами. Вопрос о принудительной ликвидации таких юридических лиц должен решаться в рамках дела о банкротстве отсутствующего должника.

При этом необходимо иметь в виду, что налоговые органы не являются уполномоченными органами по делам о банкротстве и не вправе, в силу ст. 227 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» обращаться в суд с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника. Уполномоченный орган (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 года № 100 — Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству) вправе, как и конкурсный кредитор, обратиться в суд с таким заявлением только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства (п.2 ст. 227 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года).

При принятии к рассмотрению исков о ликвидации юридических лиц по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ, судам необходимо учитывать положения Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 года № 11, разъясняющего вопросы подведомственности арбитражным судами споров о ликвидации юридических лиц. В соответствии с разъяснениями Пленума арбитражным судам подведомственны дела по спорам о ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Споры о ликвидации иных организаций, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (некоммерческих организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.) не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Необходимо также учитывать установленные законодателем в п.3 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ ограничения по субъектному составу лиц, имеющих право на обращение в суд — право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица имеют государственные органы и органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом. Такое право предоставлено, например, налоговым органам (ст. 31 Налогового Кодекса РФ), Банку России — в установленных законом случаях (ст.ст. 13, 15 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности»), Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, антимонопольным органам и др. Однако в определенных случаях закон предоставляет право на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица и иным лицам, не являющимся государственными органами.

Например, в соответствии со ст. 116 Гражданского Кодекса РФ обратиться в суд с требованием о ликвидации потребительского кооператива могут его кредиторы при невыполнении членами кооператива обязанности по внесению дополнительных взносов при убыточности деятельности кооператива. Ранее (до 1.01.2002 года) право на обращение в суд с иском о ликвидации акционерного общества имели акционеры и кредиторы общества при неисполнении обществом обязанности, предусмотренной п. 5 ст. 35 ФЗ РФ «Об акционерных обществах».

В любом случае при решении вопроса о приеме искового заявления о ликвидации к производству необходимо выяснять вопрос о наличии у истца права на обращение в суд.

Основаниями для принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке, в соответствии с абзацем 2 п.2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ, применительно к подведомственности арбитражных судов, являются:

  • допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (в редакции .ФЗ РФ от 21.03.2002 года № 31-ФЗ)
  • осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии)
  • осуществление деятельности, запрещенной законом (в редакции .ФЗ РФ от 21.03.2002 года № 31-ФЗ)
  • осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов
  • иные случаи, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ.

Гражданский Кодекс РФ предусматривает следующие специальные основания принудительной ликвидации юридических лиц:

  • Признание юридического лица несостоятельным (банкротом) — п.4 ст. 61, ст. 65 ГК РФ
  • Ликвидация полного товарищества, в котором остался единственный участник (ст. 81 ГК РФ)
  • Ликвидация товарищества на вере при выбытии участвовавших в нем вкладчиков, а также товарищества на вере, в котором остался единственный участник (ст. 86 ГК РФ)
  • Ликвидация общества с ограниченной ответственностью, закрытого акционерного общества, при числе участников (акционеров) общества, превышающем предел, установленный законом об обществах с ограниченной ответственностью (законом об акционерных обществах) (ст. 88, 97)
  • Ликвидация общества с ограниченной ответственностью в случае нарушения обязанности по полной оплате уставного капитала при отсутствии государственной регистрации решения о его уменьшении (ст.90 п. 3).
  • Превышение определенного законом минимального размера уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, стоимости чистых активов общества, предприятия (ст. 90 п. 4, п.4 ст. 99, п. 5 ст. 114)
  • Ликвидация потребительского кооператива при неисполнении его членами обязанности по покрытию убытков путем внесения дополнительных взносов (п.4 ст. 116)

Ст. 119 ГК РФ предусмотрена также принудительная ликвидация фонда в случае недостаточности имущества для осуществления его целей, невозможности достижения целей, уклонения фонда от деятельности, предусмотренной уставом и в иных предусмотренных законом случаях. Однако данные споры подведомственны судам общей юрисдикции.

Иными законодательными актами также установлены особые основания для принудительной ликвидации юридических лиц (применительно к подведомственности арбитражных судов):

  • Неоплата или неполная оплата в установленный срок уставного капитала кредитной организацией (ст.15 ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности).
  • Создание (слияние, присоединение) коммерческих организаций и их объединений в нарушение установленного порядка, приводящее к возникновению или усилению доминирования и (или) ограничению конкуренции, а равно неисполнение требований федерального антимонопольного органа (ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
  • Непредставление уполномоченным лицом юридического лица, зарегистрированного до 1.07.2002 года, установленных законом сведений о юридическом лице до 01.01.2003 года (ст. 26 ФЗ РФ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»)
  • Непринятие акционерным обществом решения об уменьшении уставного капитала по истечении года после приобретения обществом собственных акций, нереализованных в течение этого срока (ст.34 ФЗ РФ «Об акционерных обществах»)
  • Непринятие акционерным обществом решения об уменьшении размера уставного капитала до величины, не превышающей стоимость чистых активов в случае, когда размер уставного капитала превышает стоимость чистых активов (ст. 35 ФЗ РФ «Об акционерных обществах»)
  • Неприведение устава сельскохозяйственного кооператива, в том числе колхоза и рыболовецкого колхоза, в соответствие с требованиями ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации» и ФЗ РФ от 18.02.1999 г № 34-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ст. 2 ФЗ РФ от 18.02.1999 г № 34-ФЗ)
  • Переход акций народных предприятий, составляющих более 25% уставного капитала в собственности лиц, не являвшихся работниками народного предприятия по истечении установленных законом сроков (ст. 4 ФЗ РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»
  • Снижение числа работников народного предприятия ниже установленного законом предела (ст. 9 ФЗ РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»
  • Превышение среднесписочной численности работников народного предприятия, не являющихся акционерами, установленного законом количества (ст. 9 ФЗ РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»
  • Превышение числа акционеров народного предприятия установленного законом предела (ст. 9 ФЗ РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»
  • Непринятие обществом с ограниченной ответственностью мер по приведению учредительных документов в соответствие с ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 59 «ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
  • Непринятие акционерным обществом мер по приведению учредительных документов в соответствие с ФЗ РФ «Об акционерных обществах» (п.3 ст. 94 ФЗ РФ «Об акционерных обществах» с учетом Постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 05.02.1998 года № 4/2).
  • Нарушение требований законодательства о ценных бумагах (ст. 42 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг»).
  • Непринятие индивидуальным (семейные) частным предприятием, а также предприятием, созданным хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другими не находящимися в государственной или муниципальной собственности предприятиями, основанными на праве полного хозяйственного ведения, мер по преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы (п.5 ФЗ РФ «О введении в действие части первой Гражданского Кодекса»).

Однако и наличие предусмотренного законом основания для обращения в суд с иском о ликвидации юридического лица не должно рассматриваться арбитражным судом как безусловное основание для принятия решения о ликвидации. Основанием для ликвидации действующего юридического лица являются неустранимые нарушения им требований законодательных актов. Устранимые нарушения законодательства могут быть расценены как основание для ликвидации, если ответчик не выполнил указания суда по устранению допущенных нарушений (п.п. 4, 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 50 от 13.01.2000 года).

Смотрите так же:  Договор о мире с японией 1905

В этой связи судам также необходимо иметь в виду выводы Конституционного Суда РФ в определении от 07.02.2002 года № 7-О о том, что сам факт непрохождения юридическим лицом перерегистрации (внесения необходимых изменений и дополнений в учредительные документы) не является сам по себе основанием для его ликвидации в судебном порядке, так как речь идет о юридическом лице, уже созданном и прошедшем государственную регистрацию, обладающем полной правоспособностью и действующем на законном основании.

Формальный подход при рассмотрении споров о ликвидации юридических лиц недопустим, о чем указывает Конституционный Суд РФ и в Постановлении от 18 июля 2003 года №14-П.

Принудительная ликвидация юридического лица по основаниям, предусмотренным ч.2 ст. 61 Гражданского Кодекса РФ является ответственностью юридического лица за допущенные нарушения закона. Для применения данной санкции суду необходимо устанавливать не только факт наличия вины юридического лица, но и дать оценку характеру допущенных нарушений и их последствиям, а также возможным негативным последствиям удовлетворения иска (п.3 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 50 от 13.01.2000 года), имея в виду, что как разовое, так и неоднократные нарушения закона юридическим лицом в своей совокупности должны быть столь существенными, что решение о ликвидации является единственно необходимым для защиты прав и законных интересов третьих лиц.

Таким образом, «простые» арбитражные судов споры о ликвидации юридических лиц, становятся на практике одними из самых сложных, что соответствует предмету таких споров — применению или неприменению судом к юридическому лицу принудительной ликвидации как «высшей» меры наказания за допущенные нарушения законов и иных нормативных актов.

Судья ФАС Поволжского округа
Петров Алексей Леонидович

Статья опубликована в журнале «Правосудие в Поволжье» №3, 2003г.

Порядок принудительной ликвидации

Принудительная ликвидация производится только на основании решения суда. Основаниями для такой ликвидации являются осуществление предприятием деятельности с неоднократным грубым нарушением законодательства либо при отсутствии соответствующей лицензии, и в иных случаях.

Принудительная ликвидация включает в себя следующие этапы:

1. Принятие решения о необходимости проведения принудительной ликвидации.

2. Назначение ликвидационной комиссии, которая действует в соответствии с правилами, установленным ГК РФ. Деятельность ликвидационной комиссии осуществляется под контролем регистрирующего органа. Ликвидационная комиссия уполномочена управлять всеми делами предприятия, а также выступать в суде от имени предприятия.

3. Ликвидационная комиссия публикует сообщение в печатное издание о ликвидации юридического лица, кроме того указывается порядок и срок заявления требований его кредиторами.

4. По окончании срока для предъявления требований ликвидационная комиссия формирует промежуточный ликвидационный баланс, в нем содержатся сведения об имуществе ликвидируемого предприятия, о заявленных кредиторами требований и итогах их рассмотрения. В случае если у предприятия недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационной комиссией организуется продажа имущества с торгов.

5. Далее происходят расчеты с кредиторами. Выплаты начинают производиться после утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Расчеты с кредиторами производятся в порядке очередности. До согласования окончательного ликвидационного баланса кредиторы, в случае пропуска срока обращения, могут обращаться в ликвидационную комиссию со своими требованиями. Требования кредиторов могут быть удовлетворены из остатка имущества. В случае отсутствия имущества требования кредиторов считаются погашенными.

6. На последнем этапе составляется окончательный ликвидационный баланс. Имущество, оставшееся после ликвидации, распределяется между участниками юридического лица. Принудительную ликвидацию можно считать завершенной с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Принудительная ликвидация юридического лица: основания, этапы и порядок проведения

Принудительная ликвидация юридического лица – это процедура, которая совершается при завершении её деятельности в принудительном порядке, на основании решения суда. Органом, по инициативе которого она может быть проведена, является ФНС, ФАС, а также разные муниципальные образования. Подобный процесс происходит при нарушении законодательства РФ организацией. Процедура достаточно сложная и требует немало времени.

На что имеют право кредиторы?

Несмотря на то, что принудительная ликвидация уже состоялась, кредиторы все равно могут предъявлять требования к погашению задолженностей. Этот вид ликвидации актуален для организации тогда, если у ООО действительно не было возможности на продолжение перспективной деятельности. В связи с этим необходимо разобраться, каковы основания, этапы, порядок прохождения вышеуказанной процедуры. Какие причины возникают для её проведения? Ответив на эти вопросы, мы сможем понять суть существования принудительной ликвидации юридического лица.

Что такое принудительная ликвидация?

Процесс расформирования коммерческой деятельности юридического лица признается принудительной ликвидацией. Оно основывается на судебном разбирательстве, проводимом в арбитражном суде. Такая функция регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Прекращение деятельности юридического лица – это вид наказания в результате несоблюдения положений действующего законодательства РФ. Вопросы ввиду использования гражданского законодательства в сфере принудительной ликвидации юридического лица имеют значимость на сегодняшний день, поскольку принудительная ликвидация не влечет за собой прекращение экономической деятельности в общем.

Как проходит конкурсное производство?

Необходимо знать все аспекты при проведении рассматриваемой процедуры, поскольку это ведет к своевременному нахождению всех недочетов и их исправлению в области осуществления собственных прав лицами, осуществляющими определенный вид деятельность. При принудительной ликвидации юридического лица происходит предусмотренное вышеуказанным законом конкурсное производство, а также на основании решения арбитражного суда. В орган подают заявление заинтересованные лица, как указывалось ранее, ФНС, ФАС, администрация и т. д. В ходе проведения конкурсного производства прекращается деятельность юридического лица. Это особая форма ликвидации, применяемая в случае признания должника несостоятельным, цели которого состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных деяний в отношении друг друга. Основания для принудительной ликвидации юридического лица рассмотрим ниже.

Какие органы могут способствовать ликвидации?

Способствовать ликвидации могут органы федеральной исполнительной власти, органы прокуратуры, субъекты исполнительной власти, муниципальные образования. Эти структуры обладают определенными полномочиями для осуществления этих функций. В случае, когда юридическое лицо не соблюдает законодательство при осуществлении собственной деятельности, тогда возможно привлечение его к ликвидации в принудительном порядке.

Порядок принудительной ликвидации юридического лица

При этом органами регистрации из-за неполной оплаты уставного капитала, отсутствия согласования учредительных документов возможно проявление инициативы в таком вопросе. Кроме того, органами прокуратуры может быть совершено такое обстоятельство. Например, ввиду жалоб граждан, взаимодействующих с ООО по вопросу нарушения действующего законодательства, ИФНС России способна инициировать такой процесс в результате грубого нарушения определенным лицом законодательства в области обязательного налогообложения.

ФАС способен выдвинуть вопрос о принудительной ликвидации юридического лица в случае, если осуществление экономической деятельности направлено на конкурентное устранение, обеспечивается монополия на рынке. ЦБ РФ обладает правом рассмотреть вопрос о подаче иска на основании отсутствия у юридического лица соответствующей лицензии. Любое заинтересованное лицо, в отношении которого юридическое лицо имеет задолженность, вправе обратиться в арбитражный суд. Но наиболее часто это происходит при обращении в суд ИФНС России того субъекта, на территории которого зарегистрирована организация.

Кредиторы предприятия также вправе инициировать ликвидацию, но в соответствии с законодательством о несостоятельности при образовавшихся задолженностях больше 100 тыс. рублей. Соответствующее судебное решение возможно опротестовать в вышестоящих судебных инстанциях.

Разберемся, как проводится принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом.

Порядок проведения процедуры

Основными этапами и порядком проведения такой процедуры, являются:

  1. Во-первых, важно изучить платёжеспособность ООО, проанализировать его активы.
  2. Во-вторых, арбитражному суду по иску заявителей необходимо создать ликвидационную комиссию, которая будет рассматривать вопросы, относящиеся к порядку и исполнению действий о ликвидации лица по принуждению. К числу функций ликвидационной комиссии относятся: расчеты с кредиторами юридического лица, закрытие ведомостей по выплате задолженности по заработной плате работникам, какие впоследствии будут уволены, а также выплата задолженности иным фондам.

Промежуточный баланс

Принудительная ликвидация юридического лица включает также в себя создание промежуточного баланса. При этом стоит учесть некоторые нюансы. Если ранее он не предоставлялся в виде окончательного ликвидационного баланса, осуществляется распределение долей уставного капитала, сдается документация в архив, уничтожаются штампы и печати.

Применение офшор

Распространен вид ликвидации ООО посредством применения офшор. Здесь встречается немало проблем. Поэтому важно участие юристов — профессионалов в своем деле. Вопросы, какие могут возникнуть, будут поступать в основном от ИФНС. Важно понимать разницу между добровольной и принудительной ликвидацией юридического лица.

Работа ликвидационной комиссии

В случае разрешения спора арбитражным судом все обязательства по проведению процедуры выполняет учредитель. Однако при воздержании от выполнения судебного решения учредителем, назначается ликвидационная комиссия.

Что касается их личного имущества, то оно находится в сохранности, несмотря на то, что у них может не хватить финансов для расчетов с кредиторами и выплат всех имеющихся задолженностей. При том, что законом и уставом юридического лица может устанавливаться для учредителей субсидиарная ответственность, они вынуждены осуществлять расчеты денежными средствами, которые были получены в результате продажи личного имущества. Подобное совершается, если имеется недостаток финансов у ООО для расчетов с кредиторами. Случаи принудительной ликвидации юридического лица сейчас встречаются часто.

Постановление арбитражного суда

При принятии искового заявления в суде должно быть рассмотрено присутствие нарушений, а после — оценивание всех выявленных несоответствий. Затем арбитражный суд выносит соответствующее постановление, касающееся ликвидации общества. Зачастую многим организациям не удается опротестовать такое решение. Вышеназванная процедура включает комплекс действий, который регламентирован положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.63). Здесь же предусмотрен и порядок его проведения.

Принудительная ликвидация юридического лица проводится по решению суда.

Отметим, что не всегда суд поддерживает позицию стороны заявителя о принудительной ликвидации юр. лица. Приведем пример из судебной практики.

Так, с иском в Верховный Суд обратился орган юстиции РФ с заявлением о принудительной ликвидации ООО по вопросу неоднократного несоблюдения в своей деятельности действующего законодательства. Законный представитель Министерства юстиции гражданка Ж. поддерживала заявленные требования. При этом рассказала об устранении обществом ошибок.

Соответственно, в Устав Общества были внесены изменения, которые были зарегистрированы согласно распоряжению от 26.01.2015 г. Сторона ответчика, ссылаясь на устранение ошибок в полном объеме, выдвинула отказ в удовлетворении заявления.

В ходе проверки деятельности Общества, которую провело Министерство юстиции РФ, все же были выявлены недочеты в работе ООО, и нарушения в части составления Устава Общества. При этом были допущены ошибки в части предписаний, которые предусмотрены для благотворительных фондов. Но все недочеты были устранены в указанный законодательством срок. В связи с этим суд отказал в удовлетворении заявления Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации общественной организации.

То есть в этом случае ликвидация юридического лица является принудительной.

Смотрите так же:  Договор на телевидение образец

Таким образом, из представленного выше примера видно, что своевременное устранение ошибок в деятельности повлияло на положительное решение суда в пользу ответчика.

Совокупные функции со стороны уполномоченных органов

На самом деле ликвидационный процесс в принудительном порядке подразумевает совокупные функции со стороны уполномоченных органов. К примеру, как отмечалось, арбитражный суд устанавливает ликвидационную комиссию, которая обязуется провести все рассмотренные действия в качестве порядка завершающей процедуры. Но, если правильно и своевременно обратиться к такой ситуации, возможно устранить все недостатки, являющиеся основанием для обращения в судебный орган, до поступления иска в суд.

Подобное обращение предполагает взаимодействие с органами власти, которые инициируют судебный процесс в отношении возникшей проблемы. Помимо этого, не следует юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям совершать действия в части уклонения от исполнения возложенных на них действующим законодательством РФ обязанностей в области соблюдения его положений. Поскольку они оказывают существенное влияние на дальнейшую деятельность данных лиц и соответствующую перспективу в их функционировании. Мы рассмотрели основания и порядок принудительной ликвидации юридических лиц.

Принудительная ликвидация юридического лица

Юридические лица наравне с физическими принимают участие в Гражданском обороте согласно ст. 2 Гражданского кодекса Федерации. Они обладают некоторыми специфическими признаками, которые отличают их от других организаций, созданных в сферах промышленности, производства и предпринимательства.
К отличительной черте относится специальный, определенный гражданским законом регламент по образованию юридического лица и прекращение его деятельности.

Разберемся в понятии

Расформирование юридического лица, созданного на коммерческой основе, является принудительной ликвидацией, которое реализовывается путем судебного разбирательства с вынесением решения арбитражного суда. Процедура регулируется по положениям ст. 7 Федерального закона, рассматривающего вопросы банкротства.

Принудительная ликвидация юрлица, то есть прекращение его хозяйственной деятельности относиться к виду карательной меры, которая применяется в случаях правонарушения действующего законодательства.

Всякая санкция отвечает критерию баланса частных и публичных интересов, поэтому своевременно пресекаются любые правонарушения, не ограничивая свободу экономической деятельности юридического лица. При этом проблемы, которые возникают от применения нормативов ГК по его принудительному закрытию, становятся автоматически актуальными и вызывают живой интерес. Знание основ права института принудительной ликвидации юрлица помогает вовремя обнаружить и аннулировать его пробелы, которые препятствуют участникам гражданского оборота при осуществлении своих прав для удовлетворения законных интересов.

Процедура по ликвидации юридического лица в принудительном порядке осуществляется способом конкурсного производства и только по решению, который выносит арбитражный суд по иску заинтересованных организаций. Закон об экономической несостоятельности обозначил конкурсное производство как процедуру банкротства, которое должно максимально удовлетворить требования и претензии по оплате долгов и исполнению обязательств юридическим лицом, выставленные кредиторами. Причём саму ликвидацию можно оспорить, если вовремя предпринять меры.

Справка о численности работников организации составляется для контролирующих органов. Смотрите образец заполнения.

Ликвидация юридического лица по принуждению должна осуществляться согласно указаниям, предусмотренным в статье 61 Гражданского кодекса, положениям Федеральных законов, в которых закреплен четкий порядок по проведению процедуры.

Кроме кодекса вопросы, касающиеся принудительного закрытия, также рассмотрены в Конституции РФ, где статья 55 разъясняет ограничения, отмеченные в Федеральном законе. Она предусматривает защиту основ системы социальных, экономических и политических взаимоотношений, предусмотренных правами, которые установлены и охраняются конституцией и ее актами по правам, обеспечивает обороноспособность страны и безопасность государства.

Последствия для учредителей

Если арбитражный суд вынесет решение о ликвидации юридического лица в обязательном порядке, то обязательства, касающиеся проведения процедуры поручаются учредителям.

Но бывают случаи, когда учредители находятся в отлучке или воздерживаются от исполнения решения суда, то суд определяет ликвидатора, осуществляющего согласно положениям, принятым пленумом ВС и ВАС РФ, проведенным в 1996 году. В действующем законодательстве не предусмотрена ответственность, возлагаемая на учредителей за неисполнение решения арбитражного суда по проведению мероприятий, завершающих производственную и экономическую деятельность юридического лица.

В организациях, где закон не ввел для учредителей ответственность по ее обязательствам, они теряют средства, внесенные в качестве уставного капитала. При этом их личное имущество сохраняется, даже если не хватит средств, чтобы погасить долги бюджету и кредиторам. Если закон и устав юридического лица установил для учредителей субсидиарную ответственность, то они расплачиваются по задолженностям средствами, вырученными за продажу личного имущества при недостаточности средств у юрлица для производства выплат долгов кредиторам.

Смотрите видео о процедуре с имуществом при ликвидации

Иск о ликвидации юридического лица согласно указаниям Гражданского кодекса имеет право предъявить государственный орган либо администрация местного самоуправления, обладающие правом по действующему законодательству.

Если юридическое лицо при осуществлении своей хозяйственной деятельности допускает какие-либо нарушения в отношении лиц, с которыми оно связано обязательствами, то у него могут появиться неприятности, связанные с привлечением к его ликвидации по принуждению.

В таких ситуациях инициаторами процедуры могут выступить:

  • органы регистрации при неполной оплате уставного капитала, несогласованности учредительной документации юрлица и заявленных условий деятельности;
  • прокуратура при возникновении определенной обстановки, когда необходимо защитить права граждан, интересы государства, общества от противозаконных действий, совершаемых юридическим лицом;
  • налоговая служба при грубом нарушении юрлицом действующего законодательства по обязательному налогообложению;
  • антимонопольный орган при осуществлении экономической деятельности юрлица, которая ориентирована на ограничение конкуренции, введена монополия на рынке продукции;
  • центральный банк Российской Федерации при выполнении банковских операций юридическим лицом, не обладая соответствующей лицензией;
  • государственный орган, осуществляющий контроль над деятельностью негосударственного пенсионного фонда, если юрлицо не имеет лицензию, но выполняет свою деятельность;
  • всякое заинтересованное или частное лицо, которому юрлицо задолжало крупную сумму денег, достаточную для подачи иска.

Как показывает практика, чаще всего налоговым органом возбуждается процедура, которая приводит к ликвидации юридического лица. Закрытое по принуждению юрлицо не всегда является несостоятельным, то есть банкротом. В некоторых случаях его ликвидируют при осуществлении деятельности, расценивающийся противозаконной, проведение регистрации с грубыми, не подлежащими исправлениям ошибками без применения условий банкротства.

Одновременно юрлицо может быть признано банкротом действиями, которые инициированы налоговой службой либо лицами, которые заинтересованы в его закрытии, также его владельцами.

При осуществлении принудительной ликвидации налоговая служба тщательно проверяет экономическую деятельность, чтобы выявить ошибки и нарушения в отчетных документах, ведомости баланса доходов и расходных ордерах.

Основания для принудительной ликвидации юридического лица

Всякое юридическое лицо в отношение, которого применяется судебное разбирательство в арбитраже, должно иметь достаточно веские причины, обуславливающие начало процедуры ликвидации в принудительном порядке.

Такими основаниями являются:

  • юридическое лицо было создано с несоблюдением закона, были допущены правонарушения, которые нельзя устранить,
  • не представлены в орган регистрации требуемые сведения о юрлице в полном объеме;
  • хозяйственная деятельность подлежит лицензированию, но осуществляется без него, то есть, своевременно не получена должное разрешение согласно указаниям Федерального закона «О лицензии отдельных видов деятельности», принятого в августе 2001 и имеющего регистрационный номер 128-ФЗ;
  • производится деятельность, которая запрещена законом, приводящая к негативным последствиям, связанным с ограничением прав и свобод граждан Федерации, наносящим ущерб окружающей среде на территории страны, предусмотренных Конституцией РФ;
  • деятельность осуществляется с частыми правонарушениями закона, нормативных и правовых актов;
  • систематически несвоевременно сдаются отчеты, отражающие финансово-хозяйственную деятельность, налоговая декларация, информация об исчислении и уплате налогов;
  • если не используются контрольно-кассовые машины в ходе производственной деятельности, как того требует Федеральный закон.

Но рассматривая иск, поданный каким-либо органом о принятии решения по ликвидации, арбитражный суд обязан поначалу установить наличие нарушений, затем дать оценку обнаруженным фактам. Впоследствии анализа сложившейся ситуации производится ликвидация по решению арбитражного суда, которое опротестовать практически невозможно.

Порядок проведения

В процедуру вынужденной ликвидации юридического лица входит совокупность организованных действий, регламентированных статьей 63 Гражданского кодекса, которые проводятся по определенному узаконенному порядку. Ликвидационная комиссия, назначенная арбитражным судом, осуществляет их поэтапно.

К этапам относятся:

  • производится публикация сведений по принятому судом решению о закрытии юрлица, порядке ее осуществления, двухмесячном сроке, отведенном для приема претензий кредиторов со дня выхода печатных изданий, СМИ, журнала «Вестник государственной регистрации» согласно указаниям ст. 63 ГК;
  • составляет списки кредиторов, которые подлежит известить, послав письменное сообщение;
  • устанавливает наличие дебиторской задолженности;
  • завершив прием заявлений с требованиями кредиторов, составляет промежуточный баланс хозяйственной деятельности, содержанием которого являются сведения об имуществе юрлица, перечень заявлений с претензиями, вынесенные решения по ним;
  • по результатам вышеуказанного баланса соразмерно величине стоимости имущества проводить обыкновенную процедуру ликвидации, осуществляя выплаты кредиторам, либо возбуждает дело о банкротстве юрилица;
  • окончательно баланс по ликвидации составляется после осуществления всех выплат по долгам, он не подлежит изменению;
  • решается вопрос об имуществе, которое распределяется между учредителями соразмерно внесенным долям;
  • извещает орган регистрации об окончании процедуры и передает всю документацию по процедуре для исключения юридического лица из ведомости ЕГРЮЛ.

Завершение процедуры удостоверяется записью в ведомости органа регистрации и свидетельство, выданное учредителям юрлица.

В каждом конкретном случае причина, которая становится поводом для подачи иска инициаторами о ликвидации по принуждению, является основополагающей при рассмотрении данного вопроса. Следовательно, устранив причину можно избежать судебного разбирательства по прекращению экономической деятельности юридического лица в принудительном порядке по иску уполномоченных органов, недовольных результатами осуществляемых действий.

Чтобы избежать принудительной ликвидации необходимо:

  • своевременно подавать отчетность в соответствующие органы;
  • не допускать правонарушений;
  • исполнять указания нормативных актов, действующих законов, кодекса по Гражданскому праву, Конституции;
  • не осуществлять деятельность, запрещенную законодательством;
  • оформить грамотно документы;
  • получить лицензию, если она необходима по требованиям закона на ведение предпринимательской деятельности;
  • обладать достаточным для предпринимательства активами и имуществом.

Лизинг для ИП — одна из возможностей обновить материально-техническую базу. Узнайте, как его получить.

Специальные режимы налогообложения в 2019 году дают предпринимателю свободу выбора. Об особенностях каждого смотрите в статье.

В ходе предпринимательской деятельности юрлицо должно следить за поправками, которые постоянно вводятся в те или иные виды нормативных актов, законов и Гражданский кодекс, чтобы вовремя исправлять отклонения, способные привести его к ликвидации. Предприятию в целом и его руководству в частности необходимо стремиться к выполнению идей, заложенных в бизнес и соблюдать законность в своих действиях.