Примерные требования к плану воспитательной работы

Консультация на тему:
Рекомендации к составлению плана воспитательной работы класса

Для классных рукоодителей

Предварительный просмотр:

Примерные требования к плану воспитательной работы классного руководителя

План работы классного руководителя должен содержать

  1. Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год.
  2. Характеристика классного коллектива.
  3. Цели и задачи воспитательной деятельности.
  4. Основные направления и дела классного коллектива.
  5. Индивидуальная работа с учащимися.
  6. Работа с родителями.
  7. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

І. Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год может включать следующие пункты:

  1. Задачи, поставленные классным руководителем перед коллективом в прошлом учебном году.
  2. Результаты, полученные по каждой из поставленных задач.
  3. Что помогло достичь поставленных задач?
  4. Какие задачи не были решены и почему.
  5. Какие новые проблемы встали на пути развития коллектива и как они могут быть решены.

ІІ. Характеристика класса

  1. Анализ изменений по количественному составу учащихся.
  2. Вновь прибывшие учащиеся, их характеристика.
  3. Анализ результатов успеваемости учащихся класса.
  4. Анализ участия учащихся в жизни классного коллектива.
  5. Анализ участия родителей в жизни детского коллектива.
  6. Анализ участия класса в жизни школы.
  1. Анализ эффективности проводимых в классе

внеклассных мероприятий и участие в них родителей учеников.

  1. Достижения в развитии детского коллектива.
  2. Проблемы в развитии детского коллектива:
  • учащиеся, отстающие в учебе;
  • учащиеся с проблемным поведением;
  • учащиеся с ослабленным здоровьем;
  • учащиеся, у которых проблемы в общении со сверстниками и одноклассниками.
  1. Возможные пути решения проблем детского

ІІІ. Цели и задачи воспитательной деятельности.

  1. Цель и задачи воспитания учащихся на новый учебный год.
  2. Пути решения поставленных задач воспитания учащихся.

IV. Основные направления и дела классного коллектива.

Направления работы классного руководителя могут быть следующие:

  • Гражданско-патриотическое
  • Нравственное и духовное воспитание
  • Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
  • Интеллектуальное воспитание
  • Здоровьесберегающее воспитание
  • Социокультурное и медиакультурное воспитание
  • Культуротворческое и эстетическое воспитание
  • Правовое воспитание и культура безопасности
  • Формирование коммуникативной культуры
  • Экологическое воспитание

V. Индивидуальная работа с учащимися.

Рекомендации по составлению характеристики учащегося

1. Отношение ученика к учению:

  • желание учиться лучше;
  • отношение к успехам и неудачам;
  • сознательное отношение к получению знаний.

2. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности:

  • умение планировать учебную работу, выделять главное в учебном материале, обобщать, делать выводы;
  • уровень внимательности, собранности;
  • уровень настойчивости в овладении учебным материалом, достижении поставленных целей;
  • умение осуществлять самоконтроль, проявлять собранность, организованность.

3. Ведущие интересы и склонности:

  • предпочтение тем или иным учебным предметам;
  • занятия в кружках, секциях;
  • работа по самообразованию.

4. Культурный кругозор:

  • уровень начитанности;
  • широта культурных интересов;
  • художественные способности.

5. Общественная и трудовая активность:

  • инициативность в делах;
  • отношение к общественным поручениям;
  • заинтересованность в делах- коллектива.

6. Физическое развитие:

  • состояние здоровья;
  • отношение к спорту.

7. Нравственная воспитанность школьника.

  • дисциплинированность;
  • честность, порядочность;
  • гуманизм;
  • взаимоотношения с учащимися класса,
  • отношение к учителям.

8 Участие родителей в воспитании.

VI. Работа с родителями.

Направления деятельности педагога с родителями:

  • изучение семей учащихся;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
  • педагогическое руководство деятельностью родительского совета в классе;
  • индивидуальная работа с родителями;
  • информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

VII. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе могут быть избраны:

  • развитие личности учащихся;
  • формирование классного коллектива;
  • наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.
  1. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся, т. е. учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.
  2. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи.
  3. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.
  4. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы, параллели, мнение учащихся и их родителей.
  5. Если классный руководитель начинает работу с классным коллективом впервые, он должен внимательно изучить систему воспитательных мероприятий предыдущего классного руководителя и по возможности продолжить начатое им в коллективе, лишь
    совершенствуя, шлифуя и добавляя свое.
  6. В планировании необходимо отвести главенствующее место традиционным мероприятиям школы и параллелей, лишь усложняя и видоизменяя степень участия всех учащихся класса в этих делах.
  7. Классный руководитель при анализе воспитательной работы за предыдущий год обязан выявить проблемы классного коллектива и школы, которые необходимо решить в будущем году.
  8. Классный руководитель должен помнить, что внеклассные мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими.
  9. Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, города, района, в котором расположена школа, самой школы. Нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей.

10.В составлении плана воспитательной работы могут и

должны участвовать как дети, так и родители. Это необходимо для того, чтобы четко представлять себе уровень требований и притязаний взрослых и детей к себе и другим, к жизни в классном коллективе.

Папка классного руководителя может быть следующего содержания:

  • список учащихся класса с адресами и фамилиями, телефонами для срочного оповещения;
  • список родителей учащихся класса с контактными
  • характеристика семей учащихся по следующей схеме:

Примерные требования к плану воспитательной работы

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Методические рекомендации по составлению плана воспитательной работы с классом

Рекомендации подготовила методист ГМЦ ДОгМ Светлана Владимировна Тесёлкина.

Годовое планирование воспитательной работы с классом является неотъемлемой частью работы классного руководителя. План воспитательной работы, составленный с учётом проблем класса, направленный на перспективу развития детского коллектива и ориентированный на современные требования ФГОС, позволяет классному руководителю спроектировать и систематизировать свою деятельность, направить её на достижение воспитательных результатов.

Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом основных направлений работы классного руководителя. Рекомендации содержат краткое описание разделов годового плана работы классного руководителя, варианты планирования основных мероприятий (приложение 1), примерный план работы на каникулярный период (приложение 2), примерный план работы с родителями (приложение 3), примерный план работы с детьми/семьями группы риска.

При составлении годового плана воспитательной работы классный руководитель должен владеть следующей информацией:

— примерный состав классного коллектива обучающихся (общее количество учащихся, количество мальчиков, девочек);

— возраст учащихся и психолого-педагогических особенности данного возраста;

— наличие в классе лидеров и аутсайдеров;

— уровень успеваемости каждого ребёнка;

— наличие сформированных микрогрупп классного коллектива, что их объединяет;

— наличие проблем во взаимоотношениях учащихся класса и причины их возникновения;

— интересы, увлечения и предпочтения каждого ученика.

Все эти знания необходимы классному руководителю для того, чтобы провести грамотный анализ работы с классом за предыдущий учебный период и обозначить основные цели и задачи на новый учебный год. Если классный руководитель будет работать с классом первый год, то данную информацию необходимо узнать у предыдущего классного руководителя (воспитателя). Если классный руководитель работает с классом не первый год, то перечисленные знания об ученическом коллективе он берёт из своего опыта работы с обучающимися, используя результаты диагностических исследований, мониторинга воспитательной деятельности, преимущественными формами которых является педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование.

Структура плана воспитательной работы с классом. Титульный лист. План воспитательной работы – это официальный документ, который обязательно должен отражать информацию об авторе, кто составил данный документ, на какую возрастную категорию он рассчитан, каков период его реализации, с кем согласован и кем утверждён. Поэтому в плане ВР необходимо указать Ф.И.О. педагога – автора, класс, в котором будет работать учитель, сроки реализации плана. Данный план необходимо согласовать с представителем администрации (или педагогом), ответственным за воспитательную работу в образовательной организации, и утвердить у руководителя.

Анализ воспитательной работы за предыдущий учебный год. В данный раздел плана необходимо включить следующую информацию:

  • цель воспитательной работы, обозначенная в плане за прошедший учебный год, на достижение которой была направлена работа классного руководителя;
  • задачи, направленные на реализацию цели;
  • предполагаемые воспитательные результаты;
  • формы и методы работы классного руководителя, используемые в достижении обозначенных цели и задач;
  • основные направления работы классного руководителя;
  • конкретные мероприятия, проведённые в рамках данных направлений, с описанием уровня эмоционального отклика обучающихся (понравилось, вызвало живой интерес, обучающиеся проявили особенную активность / не понравилось, учащиеся не продемонстрировали свою заинтересованность, участвовали в качестве пассивных слушателей, или особую заинтересованность проявил не весь класс и т. д.), желательно среди перечисленных мероприятий указать те, которые стали традиционными и проведение которых вызвали особый положительный отклик у обучающихся;
  • проблемы, возникавшие в работе по реализации плана ВР, с указанием конкретных причин их возникновения;
  • уровень достижения воспитательных результатов (по итогам учебного года) в соотношении с решением поставленных цели и задач;
  • работа с трудными детьми и детьми группы риска: указывается количество детей, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в правоохранительных органах, на учёте в КДН, причины постановки на учёт. Описываются основные принципы организации работы с данной группой обучающихся, степень вовлеченности их во внеурочную деятельность, используемые формы контроля занятости учащихся вне школы, совместная работа классного руководителя с социальным педагогом, психологом и родителями, каких результатов удалось добиться, какие проблемы остались неустраненными;
  • анализ работы с родителями: анализируется степень активности родителей во взаимодействии с учителем, участие родителей в делах класса, проблемы, решаемые в процессе взаимодействия, роль родительского комитета в организации совместной работы классного руководителя с родительской общественностью, формы работы, используемые учителем, индивидуальная работа с родителями, на какие темы были проведены беседы и консультации, имеются ли родители, с которыми так и не удалось наладить контакт. Работа с родителями детей группы риска и семьями, попавшими в сложное социальное положение, формы и методы взаимодействия, положительная или отрицательная динамика данной работы.
Смотрите так же:  Договор подряда на проектирование образец

Цель и задачи воспитательной работы на новый учебный год должны быть сформулированы с учётом вышеизложенного анализа и направлены на создание условий по устранению обозначенных в анализе проблем воспитания, а их реализация должна способствовать повышению качества процесса воспитания и социализации.

Характеристика классного коллектива. В данном разделе следует указать численный состав класса, количество мальчиков и девочек в нём, уровень успеваемости учащихся, степень активности обучающихся на уроках и в период организованного внеурочного времени, уровень сплоченности обучающихся внутри коллектива, общие интересы класса, наличие в классе лидеров и аутсайдеров, наличие микрогрупп с указанием принципов их формирования, степень конфликтности (низкая, средняя, повышенная), увлечения, предпочтения и творческие способности обучающихся, внешкольная занятость детей.

Социальный паспорт класса (по форме, принятой образовательной организацией)

План основных мероприятий с учащимися класса. Данный раздел плана может быть составлен по видам деятельности, направлениям деятельности, тематическим периодам (по выбору классного руководителя).

Планируемые мероприятия с обучающимися должны быть рассчитаны на их возраст, предполагать некую системность и конечный результат, способствовать реализации целей и задач воспитательной системы образовательного учреждения. Следует помнить и о том, что мероприятия с обучающимися, которые планирует классный руководитель, должны быть интересными, развивающими, разнообразными по форме и содержанию, а также способствовать созданию условий для формирования основных ценностных ориентиров обучающихся, к которым относятся: гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, социальная ответственность и компетентность, нравственные чувства, убеждения, этическое сознание, экологическая культура, культура здорового и безопасного образа жизни, трудолюбие, творческое отношение к образованию, труду и жизни, готовность к сознательному выбору профессии. При составлении плана мероприятий с обучающимися необходимо указать форму их проведения. Диспуты, дискуссии с участием внешних экспертов, интеллектуальные и социально-моделирующие игры, экскурсии, коллективно-творческие дела, социальные акции и проекты, участие в жизни школы, района, города – всё это рабочая палитра классного руководителя, позволяющая увеличить вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. Выбирая форму проведения воспитательного мероприятия, необходимо помнить об уровне воспитательного результата, который хочет достичь классный руководитель, т. к. каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма (о взаимосвязи форм и результатов можно посмотреть здесь: https://docs.google.com/document/d/16OlWT6OZ_3ZgQ9qpYYLJz7Zcj7KYGJwefoR5NC3G9NY/edit?usp=sharing).

Не следует забывать и о том, что в плане основных мероприятий с обучающимися обязательно должны быть отражены мероприятия общешкольного и городского уровня.

План мероприятий на каникулярные периоды. Во избежание дополнительной работы классного руководителя по планированию организации каникулярного времени рекомендую включить данный раздел в годовое планирование воспитательной работы класса.

Мероприятия, спланированные на каникулы, должны способствовать созданию условий для формирования культуры здорового образа жизни, т. е. обучающиеся должны научиться отдыхать с пользой для здоровья и личного развития. Правильно спланированная работа решает следующие задачи: координирует занятость детей в каникулярное время, ребёнок продолжает развиваться на отдыхе, формируются нравственные идеалы и культурные ценности. Педагогам во время каникул рекомендуется при составлении плана учитывать возраст детей, их интересы, знаменательные даты города и страны, а также календарные праздники, которые будут интересны школьникам. В качестве видов деятельности актуально использовать такие, как туристско-краеведческая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, досугово-развлекательное общение (примерный вариант плана работы на каникулы см. приложение 2)

План работы с родителями. Данный раздел плана позволит классному руководителю систематизировать свою работу по созданию единого воспитательного пространства «Семья и школа». План работы с родителями может включать в себя как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями (см. приложение 2). При составлении плана работы с родителями необходимо учитывать возрастную категорию родителей, их социальный статус и занятость в рабочее время. В связи с этим уместно наряду с очными формами работы включить в план дистанционные виды взаимодействия. Актуальными по-прежнему остаются групповые, индивидуальные и коллективные формы работы. Из индивидуальных форм работы в план можно включить:

  • индивидуальные очные и дистанционные консультации для родителей,
  • посещение семьи на дому;
  • тематические консультации, родительский всеобуч, мастер-классы;
  • родительские собрания, совместно организованные мероприятия (необходимо указать их названия); актуально включить в план работу по развитию информационного пространства для родителей или ведение форума для родителей, оформление наглядно-информационных стендов или буклетов для родителей.

План работы с детьми/семьями группы риска и обучающимися, состоящими на внутришкольном учёте, учете в КДН и правоохранительных органах. В данный раздел плана необходимо включить мероприятия, направленные на выявление детей/семей, относящихся к данной категории, индивидуальные и групповые мероприятия с обучающимися/родителями, мероприятия, направленные на выявление интересов учащихся и их реализацию, а также работу по оформлению и ведению необходимой отчётной документации, участие в Советах профилактики (примерный вариант плана работы с детьми/родителями группы риска см. приложения 4).

Уважаемые коллеги! Акцентирую ваше внимание на том, что варианты планирования воспитательной работы с классом по основным направлениям деятельности, изложенные ниже, не являются образцом для точного копирования и приведены лишь как способ демонстрации возможных форм составления плана, их содержание требует систематизации и дополнений с учётом воспитательных проблем, целей, задач конкретного классного коллектива.

Вариант 1. Планирование основных мероприятий по видам деятельности

Общие требования к составлению плана воспитательной работы классного руководителя

В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов.

Приступая к составлению плана, необходимо учитывать следующие источники планирования:

– документы нормативно-правового характера федерального и муниципального уровней,

– план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения,

– рекомендации учителей класса и пожелания учащихся и их родителей.

Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предыдущего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции, официальную и неофициальную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению преемственности в воспитательной работе. В конце учебного года рекомендуется провести с помощью школьного психолога диагностические ;срезы; в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности и других параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и процессам окружающей действительности. Таким образом, подготовка к составлению плана воспитательной работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном коллективе и отдельных воспитанниках. В ходе ее определяются доминирующие воспитательные задачи.

План воспитательной работы должен отвечать требованиям:

целеустремленность и конкретность образовательных задач;

краткость плана, его компактность;

разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

преемственность, систематичность и последовательность;

сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;

единство педагогического руководства и активности воспитанников;

реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

связь внутриклассной работы с работой вне школы;

согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;

гибкость и вариативность планирования.

План воспитательной работы имеет следующие разделы:

1. Анализ работы за прошедший учебный год, выделение проблем.

2. Общая и психолого-педагогическая характеристика класса.

Смотрите так же:  Требования к тепловым камерам тепловых сетей

3. Цели воспитательной работы в классе.

4. Задачи воспитательной работы в классе.

5. Коллективные творческие дела класса и образовательного учреждения.

6. Занятость учащихся во внеурочное время.

7. Собственно план по направлениям:

7.1 Работа с коллективом учащихся, с активом класса.

7.2 Работа с родителями.

7.3 Индивидуальная работа с учащимися.

7.4 Работа с учителями-предметниками, координация воспитательных взаимодействий со службами образовательного учреждения.

Если план воспитательной работы составляется для 1 класса, то, следовательно, первые два пункта опускаются.

Когда план в целом сформирован, наступает период его доводки. Классный руководитель обсуждает его отдельные разделы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку с планами работ класса, детских общественных организаций. План классного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изучения, направления работы с родителями. Он, образно выражаясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг друга, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполнение которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников.

Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поля .

Урок как основная единица учебного процесса
Урок — это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогическо .

Игра – важный инструмент оптимизации двигательной активности младших школьников
В целях эффективного включения игры в жизнедеятельность младших школьников наиболее продуктивным является осознание взрослыми игры как разв .

Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Как составить план воспитательной работы с классом?

План воспитательной работы с классом составляет классный руководитель на официальном бланке школы с учетом плана воспитательной работы школы, предлагаемого в свою очередь заместителем директора по воспитательной работе.

Зам директора по ВР Д

“_______” _____________ 2013 г.

“____” ____________ 2013 г.

Титульный лист можно оформить по следующему примерному образцу.

План воспитательной работы

с учащимися и родителями _____ класса

на 2013-2014 учебный год

Начинаем составление плана с анализа воспитательной работы за прошлый учебный год.

Указываем класс и ФИО классного руководителя.

Затем проводим социальный мониторинг класса.

Продолжаем писать общую характеристику класса по следующим параметрам:

  • Общий интеллектуальный уровень знаний, умений и навыков (высокий, средний, низкий).
  • Психолого-педагогическая характеристика класса (составляется психолого-педагогической службой школы или школьным психологом).
  • Сплоченность коллектива (группы по интересам, месту жительства, сходству характеров и др.).
  • Актив класса:
      • староста,
      • заместитель старосты,
      • представитель Совета школы,
      • ответственный за дежурство,
      • редколлегия,
      • ответственный за выдачу и сбор учебников.
        • Лидеры класса.
        • Отверженные в классе (если есть).
        • Охват учащихся дополнительным образованием (учащиеся, посещающие кружки, объединения, студии, секции в школе и в других образовательных учреждениях).

    Ставим общие задачи воспитания учащихся и выбираем направления, формы и методы работы. Например:

    Задачи на 2013-2014 учебный год:

    • формирование дружного коллектива учащихся;
    • ориентирование класса на хороший и высокий уровни успеваемости;
    • формирование у учащихся активной жизненной и гражданской позиции;
    • воспитание хороших манер с соблюдением правил поведения в обществе;
    • повышение уровня воспитанности класса.

    Направления работы: учебная работа, нравственное и эстетическое воспитание, патриотическое и интернациональное воспитание, трудовое, физическое воспитание, ЗОЖ, работа с родителями, работа с “трудными учащимися”, профессиональное воспитание.

    Формы и методы работы:

    беседы, экскурсии, творческая работа по подготовке праздников, участие в туристических слетах, индивидуальное диалоговое общение, игры, творческие мастерские, коллективно-творческие дела, классные часы.

    Проведенные мероприятия (по месяцам), наиболее успешные мероприятия.

    Недостатки в работе и способы их устранения.

    В связи с обозначенными проблемами планируем работать над решением следующих задач воспитания:

    Задачи:

    • формирование дружного коллектива учащихся;
    • ориентирование класса на высокий уровень успеваемости;
    • формирование у учащихся активной жизненной и гражданской позиции;
    • воспитание хороших манер с соблюдением правил поведения в обществе;
    • формирование потребности в здоровом образе жизни;
    • повышение уровня воспитанности класса.

    С целью решения обозначенных задач планируем мероприятия.

    Примерный план воспитательной работы классного руководителя

    Столичный учебный центр
    г. Москва

    МБОУ «Нововознесенская средняя общеобразовательная школа»

    Зам. Директора по ВР Директор школы

    Эленбергер М. А._____ Коломиец Н.В._____

    « »_______2015 г. « »________2015 г.

    ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Классный руководитель

    Козлова Елена Александровна

    Принципы построения программы………………………………………………………..

    Органы классного самоуправления……………………………………………………….

    План работы со слабоуспевающими детьми…………………………….

    Состав родительской общественности класса……………………………………………

    Направления воспитательной деятельности класса……………………………………..

    Цели и задачи воспитательной работы класса на 2015-2016 год……………………….

    План работы родительского комитета…………………………………………………….

    Тематика родительских собраний…………………………………………………………

    Анализ воспитательной работы………………………………………………………..

    Учёт активности обучающихся в учебной и внеклассной деятельности……………….

    Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейшим компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

    Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

    Как организовать воспитательный процесс? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед педагогами.

    Составить план — значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.

    Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

    Ведущие виды деятельности : познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая,спортивная,духовная.

    В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила: • умение выслушивать его до конца;

    не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно; • открытость и доступность учащимся.

    Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

    Цель воспитательной работы :

    — Совершенствование воспитательной деятельности, направленной на формирование у учащихся гражданственности, любви к Родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей, способностей к самореализации в современной социокультурной среде.

    — формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;

    — совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков ЗОЖ;

    -развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного поведения;

    — совершенствование системы воспитания в классных коллективах;

    — совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание детей;

    -совершенствование работы со школьным самоуправлением как средством повышения социальной активности учащихся.

    ТЕМА ШКОЛЫ: Повышение качества общеобразовательного процесса через внедрение новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий».

    ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД:

    -правовое воспитание и культуры безопасности;

    — положительно- трудовое и положительно – творческое воспитание;

    — социокультурное и медиакультурное воспитание;

    — формирование коммуникативной культуры.

    ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    Воспитательная система строится в соответствии с:

    Законом «Об образовании»;

    Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

    Воспитательная система в школе охватывает весь педагогический процесс, интегрируя:

    внеурочную жизнь дня;

    разнообразные виды деятельности;

    общение за пределами школы, в социуме.

    Воспитательная деятельность включает следующие виды:

    Системный подход к воспитанию реализует через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

    важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств школьников, становление ученика как личности с учетом индивидуальных особенностей.

    схема педагогического воздействия на ребенка:

    План воспитательной работы классного руководителя: рекомендации к составлению

    Одной из обязанностей классного руководителя является формирование плана воспитательной работы.

    О том, какова структура этого документа, каковы основные этапы формирования и требования к его содержанию, и рассказывается в данной публикации.

    Просмотр содержимого документа
    «План воспитательной работы классного руководителя: рекомендации к составлению»

    План воспитательной работы классного руководителя. Планирование воспитательной работы в классе

    Одной из обязанностей классного руководителя является формирование плана воспитательной работы. Какова структура документа, основные этапы формирования и требования к его содержанию?

    Обязанности классного руководителя

    По В. Вороному – автору учебных пособий, освещающих планирование, — классному руководителю необходимо иметь специфические знания и умения. Требования к деятельности такого преподавателя определяются целями и мерами воспитания в современной школе.

    Смотрите так же:  Росаккредитация требования к испытательным лабораториям

    Обязанности классного руководителя можно отнести к трем группам: воспитательные, организационно-административные и координирующие.

    Воспитательные функции выражаются в педагогическом руководстве развитием и формированием как классного коллектива в общем, так и индивидуальности каждого отдельного ученика. Организационно-административные обязанности включают в себя руководство коллективом как организационной единицей в составе образовательного учреждения, ведение личных дел учеников, составление отчетности и других необходимых бумаг, ведение документации. Координационная функция классного руководителя заключается в обеспечении взаимодействия между учащимися, преподавателями-предметниками и другими представителями педагогического состава образовательного учреждения, родителями или законными представителями учеников.

    Планирование воспитательной работы в классе относится к категории организационно-административных обязанностей. Реализация же составленного плана на практике уже входит в воспитательные функции педагогического работника (с элементами координирующих в моментах, где планируется взаимодействие с участниками образовательного процесса).

    Основные виды планов работы с учащимися

    Планирование имеет исключительное значение в работе не только руководителя классного коллектива, но и образовательного учреждения в целом. Педагоги, как правило, в процессе профессиональной деятельности занимаются составлением двух видов планов: календарного и перспективного. Выделяют также смешанный перспективно-календарный план.

    Перспективный план воспитательной работы классного руководителя формируется на длительный период, то есть на учебный год или полугодие. Календарное планирование отражает перечень работ на меньший временной отрезок: день, неделю, месяц, четверть. Такой вид плана воспитательной работы классного руководителя является более обширным, включает в себя конкретные действия, а не общие направления деятельности. Перспективно-календарный план отличается одновременно и широким временным охватом и конкретикой.

    Отдельно составляется общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю при разработке документа для класса рекомендуется придерживаться общего плана.

    В плане воспитательной работы указываются ориентиры деятельности, содержание и сроки выполнения воспитательных работ, ориентиры работы классного руководителя. Документ обеспечивает систематическую, целенаправленную организацию работы педагогов в образовательном учреждении. Кроме того, планирование деятельности в классе, реализация воспитательного плана и последующий анализ способствуют профессиональному развитию учителя.

    Планирование работы с классом

    Приступая к планированию работы в классе, руководителю необходимо должным образом подготовиться к составлению документа. Так, следует:

    Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, законодательством, определяющим задачи общеобразовательных учреждений на современном этапе. К таковым относятся положение о классном руководстве, Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция прав ребенка, устав образовательного учреждения.

    Изучить специальную (методическую) литературу, в которой содержится информация о планировании различных видов воспитательной работы.

    Просмотреть общешкольный план воспитательной работы. Классному руководителю следует обратить внимание на мероприятия, в которых ученики должны принять участие.

    Собрать и проанализировать предложения по планированию работы на учебный год со стороны учителей-предметников, актива класса, других учащихся и родителей.

    Изучить опыт других классных руководителей в образовательном учреждении, прислушаться к рекомендациям коллег и руководства.

    Провести анализ работы за прошедший учебный год (если таковая с классом проводилась и сохранилась документация).

    На этом предварительная подготовка к планированию заканчивается. Далее руководителю коллектива необходимо приступать непосредственно к разработке и оформлению плана воспитательной работы. Осуществлять действия необходимо шаг за шагом – только в таком случае преподавателю удастся разработать оптимальный и обоснованный с научной точки зрения план воспитательной работы.

    Основные этапы формирования плана

    План воспитательной работы классного руководителя должен быть тщательно продуман и обоснован. Разработка документа включает в себя такие пункты:

    Анализ прошлогоднего плана работы. Необходимо определить, что было сделано, каковы результаты деятельности, над чем следует продолжить работу в текущем учебном году.

    Характеристика классного коллектива. Следует провести социальный мониторинг, составить характеристику по таким параметрам, как общий уровень знаний, умений и навыков, сплоченность коллектива, актив класса. Не лишней будет и психологическая характеристика коллектива.

    Определение задач на учебный год, направлений, форм и методов работы, сроков.

    К последнему пункту необходимы расширенные пояснения. К задачам воспитательной работы, например, могут относиться формирование дружного коллектива, ориентация учащихся на успехи в учебной деятельности, воспитание хороших манер, формирование жизненной позиции, развитие гражданственности и патриотизма и так далее.

    Что касается форм и методов работы с классом, то тут можно выделить:

    проведение классных часов;

    подготовка и участие в классных и общешкольных мероприятиях;

    проведение спортивных мероприятий;

    встречи с интересными личностями;

    К направлениям деятельности, которые необходимо также отразить в плане воспитательной работы классного руководителя, относятся:

    нравственное и этическое воспитание;

    воспитание патриота и гражданина;

    работа с «трудными» учениками;

    работа с родителями;

    формирование ЗОЖ обучающихся;

    Цели и задачи воспитательной работы

    Образование призвано создать условия для становления ответственного, высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Основные направления планирования воспитательной работы классному руководителю заключаются в патриотическом воспитании учащихся, формировании у подрастающего поколения навыков ЗОЖ, создании благоприятных условий для формирования ученического самоуправления, социализации учеников в обществе, профориентации, а также профилактике правонарушений и преступлений.

    В процессе формирования целей воспитательной работы классному руководителю следует учесть необходимость:

    обеспечения должного интеллектуального развития учеников;

    гражданского и патриотического воспитания (приобщение молодого поколения к традициям и истории малой родины, государства, семьи и школы);

    культурно-нравственного развития (повышение уровня культуры и реализация творческого потенциала);

    социальной адаптации учеников (формирование системы ценностей, предотвращение и помощь в решении социальных проблем, в том числе в семье);

    организации ученического самоуправления (включение учащихся в работу класса в качестве организационной единицы в составе школы);

    профессиональной ориентации учащихся (проведение профориентационной работы с учащимися и родителями);

    совместной деятельности с родителями и общественными организациями.

    Основные направления и содержание работы с учащимися

    Для классного руководителя план воспитательной работы является ориентиром и позволяет не упустить ни одного важного момента. После формирования списка задач необходимо спланировать мероприятия, проведение которых позволит достичь поставленных целей.

    Так, сначала нужно отразить в плане общешкольные мероприятия, в которых ученики должны принять участие. Это могут быть организация и проведение Дня знаний и Последнего звонка, отчетного концерта, концерта ко Дню учителя, Дней здоровья и так далее. Затем необходимо продумать мероприятия, приуроченные к праздникам, определенным периодам учебного года. Например, как нельзя кстати к началу учебного года будут беседа «Учись учиться» и проведение организационных классных часов, перед зимними каникулами следует провести беседу о технике безопасности в холодное время года и на льду, а беседу «Уважение к женщине» лучше приурочить к Восьмому марта.

    После составления списка обязательных мероприятий необходимо дополнить примерный план воспитательной работы классного руководителя видами деятельности, направленными на достижение целей (интеллектуальное развитие, патриотическое воспитание, социальная адаптация, профориентация, работа с родителями и далее по списку). Например, равномерно следует распределить в течение года такие мероприятия:

    беседы о вреде курения и употребления алкоголя, наркотической зависимости, ранней половой жизни, предохранения от ЗППП и нежелательной беременности;

    туристические походы, пикники, участие в спортивных соревнованиях, тренировочные эвакуации;

    участие в субботниках, генеральная уборка класса;

    уроки мужества, беседы о патриотизме, толерантности;

    беседы о культуре поведения, организация помощи пенсионерам и ветеранам, выпуск школьных стенгазет;

    контроль посещаемости (ежедневно);

    учебная работа: работа с личными делами, проверка дневников, формирование актива класса, участие класса в олимпиадах, внеучебной деятельности и так далее.

    Взаимодействие классного руководителя с родителями

    Работа руководителя коллектива с родительским комитетом, опекунами и родителями учеников заключается в организации и проведении родительских собраний: общешкольных и тематических в классе (организационные вопросы в начале учебного года, анкетирование, подведение итогов четвертей, организационное собрание касательно окончания учебного года).

    Также необходима организация родительского комитета, привлечение родителей к школьным мероприятиям. Отдельно (в случае необходимости) классный руководитель проводит встречи с родителями, в том числе с родителями «трудных» детей, организовывает общение с предметниками.

    Индивидуальная работа с отдельными категориями учащихся

    Работа с «трудными» учениками включает в себя выяснение состава семьи, личностных особенностей учеников, обновление данных о «трудных» учащихся. Необходимо следить за динамикой успеваемости, посещаемости, прогулов, занятостью ребенка во внеурочное время, проводить профилактические беседы, по необходимости оказывать помощь ученику, контролировать поведение.

    Требования к содержанию плана

    Существует ряд требований к плану воспитательной работы, которые включают в себя:

    применение различных форм работы;

    творческий подход классного руководителя;

    учет возрастных особенностей и интересов учащихся.

    Правильно составленный план позволит организовать воспитательную деятельность, создать оптимальные условия для развития как коллектива в целом, так и учащихся.