Приказ самому себе дьяконов

Приказ самому себе дьяконов

Приказ самому себе

Если бы в учительской вдруг появился живой крокодил, это, наверно, не произвело бы большего впечатления, чем то известие, которое принесла классный руководитель шестого «б» Елизавета Серафимовна:

— Пропал классный журнал!

— Как пропал. Не может быть! — закричали на разные голоса учительницы. — Вы, наверно, плохо искали…

— Нет! Нет! Он совсем пропал. Я искала везде. Я больше не могу. Это не класс, а какой-то… какой-то… Второй год бьюсь — и все ни с места. Ночей не сплю, все о них думаю. А они…

— Ну, успокойтесь, Елизавета Серафимовна… Найдется. Мы все поищем. Может, завуч взяла для проверки… Такого у нас еще никогда не было. Найдется! — уговаривали ее.

За двадцать восьмое и двадцать девятое декабря учителя, уборщицы и завхоз обыскали школу от подвала до чердака. Нашли старенький магнитофон, два горна, кучу наглядных пособий и множество других вещей, которые считали давно утерянными. Но журнала, где были уже выставлены почти все оценки за первое полугодие, так и не нашли.

Словно «колокол громкого боя» на военном корабле, неистово затрещали звонки, возвещая окончание шестого урока.

Минут пять лестница гремела и стонала под ударами сотен нетерпеливых ног. Гул волнами проносился по коридорам. Класс за классом скатывались вниз, к раздевалке. Пушечными выстрелами, раз сто подряд, отсалютовала уходящим тяжелая парадная дверь. Школа опустела. Стало слышно, как за стенами беснуется холодный декабрьский ветер, швыряет хлопья мокрого снега в погасшие глазницы огромного старинного здания. Светятся лишь окна учительской — там идет педсовет, да на втором этаже в конце коридора сквозь толстые двери слышно, как шумит, волнуется шестой класс «б».

Староста класса Сильва Орлова вот уже с полчаса тщетно пыталась навести порядок. Она охрипла, отбила себе ладошки об учительский стол. Но ничто не помогало. Все разделились на группы и спорили, кричали, доказывали друг другу свою правоту до хрипоты. Сильва метнулась к парте, выхватила новенький, изукрашенный затейливой резьбой пенал из палисандрового дерева, хлопнула им по столу.

Ребята стихли. Но только на миг. И тотчас каждый занялся своим. Старенький учительский стол гремел, как боевой барабан африканских дикарей. Но спорящие еще чуть наддали, и его звуки бесследно утонули в сорокаголосном хоре… Пенал чуть слышно треснул и развалился надвое. В наступившей вдруг тишине было слышно, как по столу катятся красный, зеленый, голубой, золотистый стерженьки авторучек.

— Папин подарок. Парижский набор! — ахнули девчонки.

Испуганные глаза Сильвы прищурились. Губы сложились в презрительную улыбку. Но ответить она не успела. В класс влетела председатель совета отряда Зойка Липкина и взвизгнула:

— Идет. Идет. Елизавета…

Вошла высокая женщина в светло-синем шерстяном костюме. Черные волосы, уложенные в красивую прическу, будто оттягивали ее голову назад. Она строго оглядела класс и, четко выговаривая слова, сказала:

— Ну, Углов. Тебе последнее слово. От того, сознаешься ли ты сейчас, во многом зависит твоя будущая судьба. Говори.

Из-за последней парты поднялся высокий светловолосый мальчишка. На бледном скуластом лице выделялись большие серые глаза. Они смотрели дерзко, с вызовом и ненавистью, но не на товарищей, не на учительницу, а куда-то в стену, мимо ее, словно там и находился тот, неизвестный, кого он так ненавидит. Мальчишка сунул руки в карманы, но тотчас выдернул их, будто наткнулся на что-то острое.

— А что мне говорить? — хрипло спросил Углов и усмехнулся: — Вы же все знаете… даже лучше меня.

— Не паясничай! — одернула его учительница.

— Нечего мне говорить! — вдруг сорвался на крик Углов. Не брал я ничего! Не брал! — и отвернулся к стенке.

— Прекрати! И повернись, когда с тобой говорят! Сейчас ты пойдешь на педсовет. Ясно? И я не уверена, совсем не уверена, что тебя оставят в стенах нашей школы.

— Ну и ладно! Я и сам могу уйти. Ни на какой педсовет не пойду! — И, раньше, чем кто-либо успел его задержать, Углов, пробежав по классу, скрылся за дверью.

— Вернись! — бросила вслед учительница. — Ты пожалеешь!

Остроносый худенький мальчишка в очках и черноголовая смуглая девчонка кинулись вслед за ним. В классе творилось что-то невообразимое. Теперь и сама учительница, как прежде староста, никак не могла угомонить ребят.

Шум оборвался сразу, как только вернулись те двое.

— Не до-догнали, — сказал мальчишка в очках.

— Без пальто убежал! — растерянно проговорила девчонка.

— Безобразие! Я не узнаю свой класс! — когда чуть стихло, сказала учительница. Сейчас без шума, на цыпочках пойдем в раздевалку. Педсовет уже начался… А завтра, тридцать первого, к восьми утра… запомните: не к десяти, как говорили раньше, а к восьми! Все, как один, придете на уборку школы к Новому году. Всем ясно. Построились. Идите…

В переполненной учительской уже второй час шел педсовет.

— По второму вопросу слово имеет классный руководитель шестого «б» Елизавета Серафимовна, — объявила завуч.

— Только вы покороче, — попросил кто-то с места.

— Я учту ваше пожелание, — улыбнулась Елизавета Серафимовна. — Буду предельно кратка. Итак, пропал классный журнал моего шестого «б». По существу, не пропал. Его украли… Да, да! Украли самым бессовестным образом. И, по-моему, о виновнике не может быть двух мнений. Вот факты. Ученик шестого «б» Углов вечером двадцать седьмого декабря ворвался в школу и, несмотря на требование швейцара выйти, побежал на второй этаж… Тут, около незапертой учительской, и застала его завхоз школы. Почему он оказался там, Углов не пожелал объяснить. Затем он сбежал вниз и, нагрубив швейцару, прорвался на улицу… Мало того. Через два дня мы обнаружили у него листок из пропавшего журнала!

— Кто бы мог подумать. Не может быть. Ну и дела-а. А на вид такой скромный! — послышались удивленные возгласы.

— Я не буду говорить о других, совершенно очевидных уликах, — выдержав паузу, продолжала Елизавета Серафимовна. То собой представляет Углов? Распущенный мальчишка. Отца у него нет. Мать за ним совсем не смотрит. Он ужасно груб. Учится из рук вон плохо, имеет двойки. Водит дружбу с хулиганами. Недавно избил члена совета дружины Валерия Сундукова. Я много раз уличала его во лжи. Список его «достоинств» можно продолжать до бесконечности…

— Я не согласен, Елизавета Серафимовна! — с места сказал пожилой физик. Вы приписали мальчишке все смертные грехи.

— Может, вы, Владимир Демидович, скажете о неизвестных мне достоинствах Углова?

— Непременно скажу, Елизавета Серафимовна!

— Товарищи, прошу не переговариваться, — вмешалась завуч. — Слово имеет инспектор районо Александра Михайловна.

— Я, как вы знаете, — тихо начала Александра Михайловна, — до районо работала в вашей школе. Зиновий Углов учился у меня с первого по четвертый класс. И то, что я тут услышала, меня поразило… Нет, товарищи, не просто поразило — потрясло! Зиновий Углов — и вдруг нечестный. Лживый. Драчун. А теперь еще, оказывается, и вор?! Это в моей голове не укладывается… Да вы знаете, как его называли всегда в классе? Его звали ласковым именем: Зиночка… И это было не просто уменьшительным от Зиновия, а признанием его порядочности, мягкости, постоянной доброжелательности. Как же могло произойти такое.

В дверь учительской бочком протиснулась старушка швейцар, прошла к столу и передала записку. Завуч прочитала ее и, как только Александра Михайловна закончила свое выступление, объявила:

— Товарищи, мы работаем два часа. Кроме того, сейчас из райкома позвонила директор. Она будет здесь минут через десять и просит вопрос о шестом «б» и Углове не решать до ее прихода. Итак, объявляю перерыв на десять минут….

Смотрите так же:  Изменение режима работы по инициативе работника приказ

Приказ самому себе :: Дьяконов Юрий Александрович

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 3.6/5 (голосов: 5)

книга проверена 12.08.10, вирусов не найдено

Гревцов Александр (19.11.2012 — 23:00:45)

«Приказ самому себе» Ю. Дьяконова — моя самая любимая книга детства. Благодаря ей я смог выжить в условиях той школы, где учился. Тогда, у меня как у, наверное любого подростка было много вопросов о жизни, о дружбе, о том, что такое хорошо и что такое плохо. В этой прекрасной, умной книге, перечитанной мною много раз (я даже сейчас, в свои 38лет иногда перелистываю эти пожелтевшие страницы), я нашел ответы, точнее советы как жить так, чтобы на душе было спокойно. Эта книга интересна еще и для тех, кто внимателен к истории нашего города. Прекрасно описан быт ростовчан 60годов, нравы и ценности жителей нашего города. Очень рекомендую. Книга светлая, наполненная мудростью и добротой.

СЛУЧАЙНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Скажи, как прекрасны твои небеса,
Как ангелы хороши.
И я пойду за тобой. И страх
Запрячу на дно души.

Скажи, как любовь твоя высока,
Как мысли твои чисты.
И я останусь с тобой, пока
Не развели мосты.

Скажи, как летит вереница лет,
Как тают веков снега.
И я обниму тебя в ответ.
И прочь улетит тоска.

Хотите чтобы ваше произведение или ваш любимый стишок появились здесь? добавьте его!

Приказ самому себе

Повесть Ю. Дьяконова поднимает важные проблемы из жизни сегодняшней школы. Это и нестареющая тема характера подростка, и взаимоотношения, подчас сложные, учителя с учениками, ребят между собой. Это школьная повесть, увлекательно написанная человеком, хорошо знающим школу.

Отзывы на книгу Приказ самому себе автор Дьяконов Юрий Александрович

Имя его – Учитель

Юрий Александрович Дьяконов стал писателем, уже имея за плечами большой жизненный опыт. Пришел в литературу со своей выстраданной темой, верность которой незыблемо сохранял во всех написанных им книгах.

Он родился в Ростове в 1918 году. Жизнь его обычна и необычна. Еще учеником третьего класса он пытался писать стихи, посылал заметки в газеты «Пионерская правда» и «Ленинские внучата», и бывал счастлив, когда их печатали.

После окончания семилетки поступил в фабрично-заводское училище, откуда был распределен на вагоноремонтный трамвайный завод. Вступил в комсомол, а в 1939 году был призван в армию. Попал в Сталинградское пехотное училище.

Вот здесь судьба и сделала тот поворот, что лег отпечатком на всю дальнейшую жизнь Юрия Александровича. В январе 1941 года, накануне Великой Отечественной войны, он был направлен на Дальний Восток. И там прослужил до 1946 года.

Знавшие Юрия Дьяконова утверждают, что он очень переживал из-за того, что ему не довелось, в отличие от большинства сверстников, повоевать с немцами.

А после войны – снова учеба и работа. Заочно закончил философский факультет Ростовского университета и работал в школе преподавателем литературы.

К детской книге пришел не случайно.

Барабанщик, трубач, вожатый, начальник пионерского лагеря, организатор первых лагерей труда и отдыха для подростков, а затем и работа в школе подружили писателя с ребятами на всю жизнь.

Им и о них – книги Ю.А. Дьяконова. Вдумчивый, предельно честный учитель Дьяконов, посвятил свое писательское перо школе, семье, прекрасно понимая, что именно здесь решается будущее страны.

Первая книга Дьяконова «Горнист» увидела свет в 1968 году. Юрию Александровичу тогда исполнилось 50, но он считался молодым автором.

В 1973 году в московском издательстве «Советская Россия» вышел сборник повестей Дьяконова «Граница в роще Сосновой». Предисловие к книге написал известный советский литератор Алексей Мусатов.

В 1974 году Юрия Александровича приняли в Союз писателей. По советским меркам, это была успешная литературная карьера…

Дьяконов умел тонко чувствовать других людей, но сам для окружающих был полностью закрыт. Он держался особняком от прочих писателей: не примыкал ни к одной группе, уклонялся от споров. На собрания в творческую организацию приходил лишь из-за необходимости там присутствовать.

В.В. Безбожный на протяжении нескольких десятилетий работал с Юрием Дьяконовым. Он вспоминал:
«При первом знакомстве с Дьяконовым мое внимание привлек его взгляд: умный, пронзительный, какой-то обволакивающий. Он мог улыбнуться широко, приветливо и тут же нахмуриться так, что было не подступиться. У нас, как редактора с автором, часто случались разногласия. Дьяконова всегда нужно было убеждать, и получалось это с трудом».

Писатель Дьяконов населил свою книжную страну детьми с характерами самобытными и благородными. Он дает детям нравственные уроки: как быть правдивым, стойким, добрым, то есть, как стать настоящим человеком.

Герои тимуровской складки, пионеры тридцатых годов встают со страниц его книг «Горнист», «Лагерный флаг приспущен», «Ливень», «Граница в роще Сосновой».

Впервые маленькая повесть «Горнист» Юрия Дьяконова была напечатана в 1968 году в Ростовском книжном издательстве, а в 1973-м вошла в трилогию «Граница в роще Сосновой», которая вышла в московском издательстве «Советская Россия». Она (повесть) открывает трилогию.

Дьяконов, Юрий Александрович (1918-2010). Граница в роще сосновой: [повести: для среднего школьного возраста] / Юрий Дьяконов ; [худож.Г. Алимов].–Ростов-на-Дону : Ростовское книжное изд-во, 1973. – 239, [1] с. : ил.

…Закончился лагерный сезон. Пионерская дружина вместе с руководителями походным порядком отправилась за двадцать километров на железнодорожный вокзал. А в лагере остались… забытые в изоляторе семеро пионеров: четыре девочки и три мальчика. Остались отнюдь не по халатности руководителя лагеря – так сложились обстоятельства.

И с первой минуты, Сережа Синицын, лагерный сигналист, волнуется за своих товарищей. Время тревожное: 1933 год. В горах бродят бандитские шайки из кулацких сынков. А Сергей старший: ему тринадцать лет. Правда, Витьке Сапыкину – тринадцать с половиной, но он не в счет: трус, жадина и обжора. В приморской деревеньке, вблизи которой расположен лагерь, — три представителя власти: председатель сельсовета, секретарь и милиционер. А на этот случай никого из них не оказалось: секретарь в больнице, ночью бандиты убили милиционера, а председатель по этому случаю уехал к следователю.

И тогда Сережа решает: «Сами управимся».

«Я старший, — думает он. – Значит, я командир». Так сделан первый шаг к мужеству – мальчик взял на себя ответственность за судьбу товарищей.

Без продуктов, без денег и документов Сережа благополучно довез своих друзей до Ростова. А когда поезд остановился у перрона, вышел через другой вагон.

Вторая повесть – «Лагерный флаг приспущен» — показывает Сережу Синицына и его друзей через два года.

Если в первой повести в исключительные условия был поставлен главный герой повести — Сережа Синицын, то здесь жизнь преподнесла эту исключительность всему коллективу: в пионерском лагере появился воришка. «Обнесли» сад у тетушки Ануш. У той самой Ануш, что продавала ребятам самые вкусные яблоки, продавала дешевле, а порой и просто дарила. Поломаны ветви фруктовых деревьев. А ведь сад для тетушки Ануш – единственный источник существования. Предварительное ребячье «следствие» утверждает: воришка живет у них в лагере «Металлист».

Лагерная линейка. Бывший участник гражданской войны, начальник лагеря Андрей Андреевич возмущен поступком неизвестного хулигана, но в этом поступке он видит нечто большее, чем неприятный случай. Лагерь – это корабль. А тот, кто совершил подлость, — за бортом. Его, этого хулигана, нужно найти и спасти.

«Когда на настоящем корабле человек падает за борт, приспускается кормовой флаг…- говорит Андрей Андреевич.- И пока человек за бортом, лагерный флаг будет приспущен»,

Так начинается борьба за человека. В нее включаются и неразлучные друзья: бескомпромиссный Сережа Синицын, смелая девочка-испанка Лаура Веласкес, рассудительный белорус Борис Бродский и порывистый, увлекающийся «Шерлок Холмс» — Арутюн Барашян…

…И вот садовый воришка перед судом своих друзей. Многие обвинения осыпаются, как шелуха. Одна вина – обокрал сад тетушки Ануш. Но здесь ошибка – он хотел забраться в сад спекулянта и хапуги Фаносопуло. И новая фаза в сознании Сережи Синицына. Если до этого он мстительно жаждал «поймать шакала», то теперь, когда Ленька Клещ пойман, Сергей становится на защиту допустившего проступок подростка.

Смотрите так же:  Приказ 159 фсб

Последняя повесть трилогии – «Граница в роще Сосновой». Это светлый, солнечный рассказ о военной игре двух пионерских лагерей – «Металлиста» и «Пищевика».

Игра «Борьба за знамя» — своеобразная предшественница «Зарницы», в которую увлеченно играли девчонки мальчишки семидесятых годов прошлого века.

Несколько страниц – и мы знаем уже начальника лагеря «Пищевик», немного самоуверенного и недальновидного Ивана Сидоровича, для которого главное – чтоб ребята в весе прибавили. Понятен и самовлюбленный Валька Гак, и легкомысленный , хвастливый Ванюшка Жмуркин, и недисциплинированный Тишка Перекатиполе.

Но все они увлечены игрой. Они затемно идут в разведку, отчаянно сражаются с «противником», атакуют и отступают, идут на хитрость и выказывают храбрость в открытом бою.

Об игре рассказано так занимательно и ненавязчиво, что читаешь повесть на едином дыхании. И понимаешь: пока это игра, но когда настанет настоящее суровое испытание, они его встретят как истинные сыны своей Родины. В одной из повестей мальчишки подсчитывают, когда их смогут призвать в армию, и Сережа Синицын с огорчением отмечает: «Значит, осенью в сорок первом году»… Да, это они, мальчишки, только что простившиеся со школьной скамьей, заслонили собой страну в те трудные годы. И, показывая детство будущих героев Великой войны, Ю.Дьяконов интересно и убедительно показывает истоки рождения настоящего русского характера.

Эта же эпоха оживает вновь в его повести «Для того, чтобы жить».

Дьяконов, Юрий Александрович (1918-2010). Для того, чтобы жить : [повесть: для среднего школьного возраста]/ Юрий Дьяконов ; [худож. В. М. Бакланов].–Ростов-на-Дону : Ростовское книжное изд-во, 1978. – 188, [2] с. : ил.

В ней Юрий Дьяконов верен себе: его герои – ребята, его разговор с ними серьезный, бескомпромиссный, и разговор этот о главном – о смысле жизни, «для чего живет человек».

Нелегкое детство выпало на долю Олега Курганова. И годы были тяжелые – страна строила новую жизнь, и быт семьи Кургановых без отца был очень сложен: не хватало еды, одежды, несмотря на то, что мать работала из последних сил, отказывая себе во всем. С душевной болью читаются страницы книги, где мать от голодного истощения падает в обморок, тяжело заболевает. Но когда, стараясь добыть семье нечестным путем хоть какое-то питание, Олег попадает в милицию, вернувшись домой, он слышит «тихий, бескровный, будто совсем не мамин голос: «Как ужасно…ужасно…Мне, кажется, легче было бы увидеть тебя… мертвым… чем жуликом…»

Вот так сурово повествует Ю.Дьяконов о невзгодах жизни, ни на минуту не забывая, что в любой ситуации человек должен оставаться Человеком. Как подчеркивает один из героев книги – дядя Федя, ссылаясь на своего комиссара: «Он говорил: все люди делятся на две категории. Одни живут, чтобы есть, а другие едят, чтобы жить…»

Запоминаются герои повести: Олег Курганов — ищущий смысл жизни, во всем первый, и Ваня Углов – смелый, решительный, честный до щепетильности, и Абдул Бинеев – трудолюбивый, верный в дружбе, увлекающийся, Нина Шамарина и Оля Крашенинникова.

О том, как уже в детстве шлифуется характер гражданина, как подросток проникается заботами всех, ярко и увлеченно рассказывает эта повесть. Жизнь и работа пионерского отряда прадедушек и прабабушек нынешних ребят показана в богатстве примет того времени, в эпизодах оживает Ростов на рубеже двадцатых-тридцатых годов с его неповторимыми черточками.

Олег и его товарищи видели, как на поля вместо зарубежных «холтов», «оливеров» стал поступать отечественный комбайн «Сталинец», изготавливаемый на Ростсельмаше, а на улице Пушкинской, неподалеку от маслобойни, в бывшем особняке миллионера Парамонова, открылся клуб «Строитель». Пусть и безбилетниками, но они проникали в «Рот-фронт», где уже демонстрировали наш первый звуковой фильм «Путевка в жизнь». Нельзя сказать, что моды они чурались. Летом тридцатого года стали носить сатиновые рубахи-косоворотки под узкий кавказский ремешок, «капитанки» — фуражки с костяным козырьком. Много других любопытных примет того времени найдет нынешний читатель в книге. Например, то, что классы назывались группами, что был «бригадный метод» опроса школьников, замененный впоследствии индивидуальным, а потом и экзамены были введены. Эти сведения не в каждом учебнике истории почерпнешь.

Идет время. Взгляды на вещи меняются. Приходится их пересматривать. События в книге – это далекая история для современных ребят. Но главное осталось неизменным – добро и серьезный разговор о самом главном в нашей жизни – о ее смысле.

Конечно, писатель не замыкается только в тех, уже давно ставших историей, годах. Он пишет о годах войны на Дальнем Востоке («Пирожок с рыбой»), о девочке Ренате и ее друзьях и подружках («Рената»), и о тех, кто в семидесятые годы ходил в шестой класс одной из ростовских школ («Приказ самому себе», «Секрет на букву «В»).

Повесть «Рената» о дошкольниках и для дошкольников.

Дьяконов, Юрий Александрович (1918-2010). Рената : повесть : [для дошкольного и младшего школьного возраста] / Юрий Дьяконов ; [рис. А. Хлебникова]. –Ростов-на-Дону : Ростовское книжное издательство, 1973. – 86, [2] с.: ил.

В ней рассказ о том, как Рената с мамой и папой переехала в новый дом, как она знакомилась с соседями по дому и двору – вот незатейливый сюжет повести. Автор романтически описывает старые ростовские улочки, сбегающие к Дону, и дворовую компанию приятелей-мальчишек.

В новом доме с балкона видно море. Правда, папа объясняет, что там луга и поля, и очень хорошая видимость, потому и кажется даль синей. Дочка же утверждает: «Все равно там море!» И папа вынужден согласиться с ней. Действительно, там, за рощей и полями, у самых гор плещется море. Надо только уметь его видеть…

Важные события происходят вокруг, и так получается, что Рената – или неравнодушный свидетель, или активнейший участник всего, что случается с ее новыми знакомыми.

Первые наглядные уроки жизни убеждают ее в правильности папиных слов о том, что не надо спешить в оценке людей. И «хулиган с большим ножом» Колька Пугач оказывается заботливым сыном и умным храбрым пареньком с золотыми руками. А веселая отличница Соня – сплетницей и врушей, издевающейся над младшей сестренкой Клавой.

В маленьком сердечке Ренаты уже живут большие заботы о товарищах. Страницы, рассказывающие об ее отношениях с Клавой, — лучшие в повести. Клава – тихая, забитая девочка. Соня умело сваливает на нее все грехи, мама, веря Соне, махнула на Клаву рукой – она и обманщица, и ленивая, и неумелая. И Рената встает на защиту своей подруги.

Прочтите повесть, и вас взволнует рассказ о том, на какие глубины чувства дружбы способны малыши.

Повесть «Приказ самому себе» — естественное продолжение главной темы в творчестве писателя. Современных ребят привлечет в ней то, что действие в повести происходит в семидесятые годы в нашем городе – на знакомых улицах, скверах, в знакомых домах.

Дьяконов, Юрий Александрович (1918-2010). Приказ самому себе : [повесть : для среднего истаршего школьного возраста] / Ю. А. Дьяконов ;[ил.: Д. А. Брюханов]. — Ростов-на-Дону : Ростовское книжное изд-во, 1975. — 230 с. : ил.

Кто такой – настоящий человек? Как им стать? Как воспитать в себе мужество, силу воли, как быть чутким, внимательным, заботливым? Как узнать «все-все» на свете? Эти и многие другие вопросы – очень нелегкие! – встают перед героями повести.

Трудные испытания выпадают на долю Зиновия Углова, «Зиночки», как ласково звали его дома и в классе. Перед нами проходят, по сути, все тринадцать лет его жизни, увлекательно и просто показано преображение, становление его характера. Важен для Зиновия пример его родителей. Дневник Ивана Ивановича Углова и после его смерти (осколок войны стал причиной семейной трагедии) становится учебником жизни для его сына на долгие годы.

Отношения в семье, пример родителей – вот с чего начинается душа ребенка, и причины возможной ущербности ее также кроются здесь. Обман, подкуп сверстников, делячество грозят стать нормой поведения шестиклассника Валерия Сундукова, и для ответа на вопрос «Почему?» автор вновь заглядывает в семью и обнаруживает, что все эти качества, оказывается, процветают среди старших Сундуковых в полной мере.

Смотрите так же:  Пенсия коэффициент 1.4 что это

Конечно же, в повести «Приказ самому себе» не даются ответы на все вопросы воспитания, да автор и не стремится к этому. Главный смысл можно свести к одной прекрасной мудрости: «Посеешь поступок – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу».

Для тех, кто больше всего ценит сказку, есть у него «Восемь волшебных желудей», а маленьких друзей животных пленит рассказ о воробьях и страшном коте Бармалее.

«Я всегда завидовал людям, которые умеют придумывать сказки. Помню, еще в детстве мечтал сочинить какую-нибудь сказочную историю, но, сколько ни пробовал, ничего не получалось. Вот тогда я и подумал впервые: «Откуда берутся сказки?»

Так начинается повесть-сказка «Восемь волшебных желудей, или Приключения Желудино и его младших братьев». Она вошла в большую 20-томную Антологию сказок русских и советских писателей, став классикой жанра.

Приказ самому себе дьяконов

Родился 21 сентября 1918 года в Ростове-на-Дону.
Умер 24 апреля 2010 года.
В Союз писателей СССР принят в 1974 г.

После окончания семилетки поступил в ФЗУ трамвайщиков. Получил специальность слесаря-электромонтажника и стал работать на вагоноремонтном трамвайном заводе. Вступил в комсомол.

С десяти лет начал писать стихи и заметки, посылал их в газеты «Пионерская правда» и «Ленинские внучата», в журналы. Некоторые из них были напечатаны.

В 1936 году поступил на рабфак.

В 1939 году был призван в ряды РККА, в Сталинградское военное училище. Окончил его и был послан на Дальний Восток в январе 1941 года. В частях Дальневосточного округа служил до 1946 года.

Возвратившись в Ростов, работал в советских органах на разных должностях. Был заведующим отделом, потом секретарем райкома комсомола. В 1949 году поступил на заочное отделение филологического факультета Ростовского университета, окончил его в 1955 году, стал работать преподавателем в школе. В это же время писал и публиковал в газетах зарисовки, очерки, рассказы, статьи о жизни пионеров разных поколений, о воспитании школьников.

Первая книга Ю. Дьяконова «Горнист» вышла в Ростовском издательстве в 1968 году; она включала две повести — «Горнист» и «Лагерный флаг приспущен».

В 1971 году в сборнике Ростиздата «Будь счастлив, Абди!» была напечатана третья повесть писателя — «Пирожок с рыбой», в 1972 г. в сборнике «Горн» — четвертая: «Ливень» — о пионерах 30-х годов, о них же в 1973 году в издательстве «Советская Россия» вышел сборник повестей Ю. Дьяконова под названием «Граница в роще Сосновой». В 1973-м и 1974 годах в Ростовском книжном издательстве увидели свет повести — «Рената» и «Приказ самому себе». Последняя по времени написания повесть «Алмаз-драгоценный камень» также вышла в Ростовском книжном издательстве.

Ю. Дьяконов является автором книг и для детей дошкольного возраста, вышедших в свет в Ростове и Москве.
Ростовским театром кукол поставлена пьеса «Приключения Желудино», сделанная на основе повести-сказки Ю. Дьяконова «Восемь волшебных желудей, или Приключения Желудино и его братьев». Критика отмечала привлекательность нравственного идеала в книгах детского писателя Ю. Дьяконова.

Еще на сайте:

Произведения Ю.А. Дьяконова

  • Дьяконов, Ю. …Для того, чтобы жить: повесть / Ю. А. Дьяконов.- Ростов н/Д: Ростовское книжное изд-во, 1978. – 192 с.: ил.
  • Дьяконов, Ю. Алмаз – драгоценный камень: повести. / Ю. А. Дьяконов; худож. А. Хлебников – Ростов н/Д: Ростовское книжное изд-во, 1983. – 160 с.
  • Дьяконов, Ю. Восемь волшебных желудей, или Приключения Желудино и его младших братьев: повесть-сказка / Ю. А. Дьяконово; худож. Д. А. Брюханов. – Ростов н/Д: Ростовское книжное изд-во, 1986. – 160с.: ил.
  • Дьяконов, Ю. Горнист / Ю. А. Дьяконов. – Ростов н/Д: Ростовское книжное изд-во, 1968. –110 с.: ил.
  • Дьяконов, Ю. Граница в роще сосновой: повести / Ю. А. Дьяконов. – Москва: Советская Россия, 1973. – с. 240: ил.
  • Дьяконов, Ю. Ливень: повесть / Ю. А. Дьяконово; оформ. Ю. Е. Белова. – Ростов н/Д: Ростовское книжное изд-во, 1988. – 320с.
  • Дьяконов, Ю. Приказ самому себе / Ю.А. Дьяконов. – Ростов-н/Д: Ростовское книжное изд-во, 1975. – 230 с.: ил.
  • Дьяконов, Ю. Рената: повесть / Ю. А. Дьяконов; худож. А. Хлебникова. –– Ростов н/Д: Ростовское книжное изд-во, 1973. – 104с., ил.
  • Дьяконов, Ю. Секрет на букву «В» / Ю. А. Дьяконов; худож. П. Асеева. – Москва: Детская литература, 1977. – 17с.: ил.

Библиография

  • [«Алмаз – драгоценный камень»] / Таманов Д. // Дон. – 1984. — №5. – С.165. [О повестях «Восемь волшебных желудей, или Приключения Желудино и его младших братьев» и «Приказ самому себе»] / Анисимова М., Бобров В. // Дон. – 1977. — №9. – С.172-175.
  • Жак, В. 60 и 10 / В.Жак // Комсомолец. – 1978. – 21 сент.
  • Изюмский, Б. Имя его – учитель / Б.Изюмский // Вечерний ростов. – 1978. – 21 сент.
  • Мирошниченко, М. Юрий Александрович рассказывает сказки / М.Мирошниченко // Вечерний ростов. – 1988. – 23 сент.
  • Немеркнущий подвиг: донские писатели-фронтовики. – Ростов н/Д, 2005. – С.43-44.
  • Старцева, Н. Взрослые вырастают из детей / Н.Старцева // Комсомолец. – 1977. – 9 апр.

Дьяконов, Юрий Александрович

Род. в г. Ростов-на-Дону. Участник Великой Отеч. войны. Окончил Сталинградское военное училище (1941) и филол. ф-т Ростовского ун-та (1955). Преподавал в школе (с 1955).

Автор кн. прозы: Горнист. Ростов-на-Дону, 1968; Рената. Повесть. Ростов-на-Дону, 1973; Приказ самому себе. Ростов-на-Дону, 1975; Секретная буква «В». М., 1975, 1977; Восемь волшебных желудей. Повесть-сказка. Ростов-на-Дону, 1976, 1986; То же. М., 1981; Для того, чтобы жить. Повесть. Ростов-на-Дону, 1978; Алмаз — драгоценный камень. Рената. Повести. Ростов-на-Дону, 1983; Ливень. Повесть. Ростовское изд-во, 1988.

Член СП СССР (1974).

Живет в Ростове-на-Дону.

По материалам анкеты.

Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое «Дьяконов, Юрий Александрович» в других словарях:

Дьяконов, Юрий Александрович — Юрий Дьяконов Имя при рождении: Дьяконов Юрий Александрович Дата рождения: 21 сентября 1918(1918 09 21) Место рождения: Ростов на Дону, РСФСР, СССР Дата смерти … Википедия

Дьяконов — Дьяконов русская фамилия. Дьяконовы дворянские роды. Известные представители: Дьяконов, Александр Петрович (историк) (1873 1943) историк, знаток древней сирийской церковной истории, исследователь монофизитства и несторианства.… … Википедия

Список Героев Советского Союза (Донских — Содержание 1 Примечания 2 Литература 3 Ссылки … Википедия

Список Героев Советского Союза/Д — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия

Список послов Российской Федерации в государствах Америки — В статье представлен список Чрезвычайных и Полномочных Послов Российской Федерации в государствах Америки. После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего Указа Президента Российской Федерации. Посольства,… … Википедия

Лауреаты Государственной премии СССР в области науки и техники (1967—1979) — Список лауреатов Содержание 1 1967 2 1968 3 1969 4 1970 5 1971 6 … Википедия

Действительные члены РАН за всю историю существования — Полный список действительных членов Академии наук (Петербургской Академии наук, Императорской Академии наук, Императорской Санкт Петербургской Академии Наук, Академии наук СССР, Российской академии наук). # А Б В Г Д Е Ё Ж З … Википедия

Члены-корреспонденты РАН за всю историю существования — Полный список членов корреспондентов Академии наук (Петербургской Академии наук, Императорской Академии наук, Императорской Санкт Петербургской академии наук, Академии наук СССР, Российской академии наук). # А Б В Г Д Е Ё Ж З … Википедия