Приказ о присоединении вузов

Студентов, не согласных с реорганизацией вузов, отчислят

Министерство образования и науки подготовило проект приказа, который устанавливает порядок и условия перевода студентов в случаях реорганизации вуза и присоединения его к другому высшему учебному заведению, а также в случаях аннулирования лицензии вуза или лишения его аккредитации. Это первый документ, которые прописывает механизм слияния эффективных и неэффективных вузов. Впрочем, как и сам процесс реорганизации, так и его документальное оформление могут вызвать протест со стороны студенческого сообщества.

Так, в проекте приказа зафиксировано, что перевод обучающихся обязан обеспечить учредитель вуза только при письменном согласии студентов. При отсутствии такового учащийся будет отчислен.

Перевод студента в новый вуз осуществляется по принципу схожих специальностей и направлений подготовки. Так, если он проходил обучение по специальности «экономика», то на такое же направление его переводят и в новый вуз. Помимо этого, министерство предоставляет студентам реорганизуемого вуза возможность перейти в принимающее учебное заведение с изменением направления подготовки.

При этом ни возможности отказа, ни альтернативы студентам предоставлено не будет. Официальная формулировка гласит: «В случает отказа от перевода в предлагаемое принимающее образовательное учреждение обучающийся указывает об этом в письменном заявлении» — при несогласии студента перейти после реорганизации в новое учебное заведение он будет просто отчислен без предоставления места в каком-либо другом вузе.

Такую трактовку проекта приказа подтвердил уполномоченный по правам студентов РФ и глава Российского студенческого союза Артем Хромов.

— Действительно, такой пункт есть. И, увы, придется так делать. Введение такой нормы, по сути, вынуждает студента согласиться и перейти в другое учебное заведение, — говорит Хромов.

В проекте приказа также говорится, что руководители принимающих учебных заведений должны сообщить о согласии или об отказе принятия студентов в порядке перевода с сохранением условий обучения. Объявление для студентов о реорганизации учебного заведения происходит в пятидневный срок уже после принятия решения о его закрытии. К тому же перевод обучающихся не зависит от времени учебного года — так, вуз может быть закрыт во время сессии или в период каникул.

— Я поднимал этот вопрос на общественном совете при Минобрнауки. Сейчас студенты узнают о реорганизации своего вуза через Twitter или сарафанное радио, поэтому и рождается такое недовольство, — подчеркнул Хромов. — Необходимо объявлять о таких решениях заранее и перед реорганизацией представлять программы развития, компенсации обучения, сохранения условий и т.д. Сегодня подобные решения принимаются поспешно.

Ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров считает, что сокращать число вузов и принимать подобные решения необходимо, иначе российское образование ждет гибель — по словам ректора, сегодня существует масса высших учебных учреждений, «которые и вузами назвать нельзя».

— Конечно, все будут работать над тем, чтобы у студента была возможность продолжить образование. В случае если большинство студентов решает, что обучение в новом вузе пойдет им на пользу, нужно прислушиваться к мнению большинства. Я думаю, это сделано, чтобы избежать того, что устроил Бабурин в РГТЭУ. Мы все понимаем, что вузы, которые не соответствуют требованиям, должны прекратить свое существование, — говорит Александров.

Проректор РЭУ имени Плеханова Сергей Марков, чей вуз уже прошел через слияние с РГТЭУ, считает, что подобная норма позволит перевести слияния эффективных и неэффективных вузов в правое поле.

— Это логичная вещь. В данном случае прописывается процедура, чтобы в будущем не было правового вакуума, для предотвращения чрезмерных жалоб и судебных исков. Людям придется уходить из вуза, если они не согласны с правом университетов сливаться и расходиться. Придется смириться с новой реальностью, — говорит Марков.

«Объединение путем присоединения»

Предыстория

В Самарской области не утихают нервы, страсти, эмоции, волны возмущений по поводу укрупнения центральных ВУЗов области… Речь с прошлого года (по меньшей мере, тогда уже почувствовались конкретные действия в этом направлении) идет об образовании единого ВУЗа на базе СамГУ, СГАУ и СамГТУ в рамках процесса «объединения». Разумеется, процесс не прошел гладко, учитывая взаимопретензии власти и академического сообщества. Тот же СамГТУ отказался от реорганизации и уже в ней не рассматривается. При этом, на данный момент, предложение об «ассоциации» с сохранением за каждым ВУЗом своего юридического лица, не рассматривается, хотя оно звучало. То есть остались СамГУ и СГАУ.

Я абстрагируюсь от упоминания своего мнения по процессу, хотя я не состою в ВУЗовской системе и раскован в выражении мыслей в этом плане. Просто блог юридический, а не политический. Приведу только основные тезисы «за» и «против».

Сторонники (основные идеи): (1) новый ВУЗ получит дополнительное финансирование; (2) укрупнение ВУЗов – это общероссийская тенденция, связанная с выживаемостью университетских организаций; (3) расширение профиля работы СГАУ как уже достаточно передового ВУЗа, лидирующего в рейтингах, который сейчас чрезмерно узкопрофильный; (4) после объединения новый ВУЗ ждет прогресс и успех без сокращения кафедр. См., например: здесь, здесь и здесь.

Противники (основные идеи): (1) уничтожается первый классический университет региона в угоду конъюнктурным соображениям и поддержки другого технического ВУЗа; (2) «несогласных с реорганизацией» называют чуть ли не «агентами»; (3) возможны сокращения профессорско-преподавательского состава; (4) никакого ощутимого топ-прогресса после объединения не будет. См., например: здесь, здесь и здесь.

Юридическая дисгармония, связанная с реорганизацией.

Когда уйму времени твердилось с трибун и полос СМИ об «объединении», люди ожидали, что произойдет классическое «слияние» (ст. 57 ГК РФ)… То есть нет «альфа-ВУЗа», все без исключения беты, но равные. И как гром среди ясного неба был приказ из Минобрнауки, что к ним поступило обращение о «присоединении» СамГУ к СГАУ в качестве структурного подразделения (!). С копией приказа можно ознакомиться по этому адресу.

Смотрите так же:  Французский уголовный кодекс 1791

Разумеется, это вызвало волну обид, недоумения и возмущения. Понять сторонников и патриотов СамГУ достаточно просто – в их сознании ВУЗ опустили до уровня «хозблока», который можно присоединить к более крупному «предприятию». Более того, по сути «всех» не спросили – нигде не опубликована информация о созыве в соответствии с п. 5.4. Устава СамГУ «для решения важных вопросов жизнедеятельности ВУЗа» конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся, где члены Ученого совета ВУЗа должны составлять не более 50% от общего числа делегатов. Хотя в СамГТУ, выступившим «против», конференция прошла. А такие решения в СамГУ пока дискутируются только на Ученом Совете, где, я бы не сказал, что все так гладко и «за» проходит. Обзор последнего заседания, где отражены та подноготная, которая там творилась, можно почитать здесь.

Самое интересное, что сторонники «реорганизации» до сих пор не отказываются (по состоянию на 18 июня) от термина «объединение». Ну, ладно еще, что нет такой формы реорганизации в ГК РФ, но ведь уже известно, что вовсю проводится вариант «присоединения»… Можно было б уже называть вещи своими именами, например, «укрупнение».

Фурсенко подписал приказ об объединении двух крупнейших вузов Читы

ЧИТА, 26 янв — РИА Новости. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко подписал приказ об объединении двух крупнейших вузов Читы — Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) и Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЗабГГПУ), сообщил РИА Новости в четверг представитель краевого Минобразования.

«Приказ о реорганизации ЗабГУ и ЗабГГПУ в форме присоединения подписан 20 января. Вчера документ получили в правительстве края», — сказал собеседник агентства.

В приказе сказано о том, что все имущество ЗабГГПУ будет передано в ЗабГУ, который будет считаться правопреемником педагогического вуза. Вузы в течение месяца с момента получения приказа должны провести инвентаризацию своих активов и в течение трех дней уведомить работников и студентов о реорганизации.

Связанные с реорганизацией изменения в устав ЗабГУ должны быть внесены до 1 марта. Все студенты обоих вузов продолжат обучение по своим специальностям с сохранением формы и условий обучения.

На все реорганизационные мероприятия вузы получили один год с момента подписания приказа Минобрнауки.

Правительство Забайкальского края создало рабочую группу по объединению вузов в феврале 2011 года. Руководство региона заявляло, что краевой бюджет не сможет обеспечивать полноценное финансирование двух столь крупных вузов. В октябре губернатор края Равиль Гениатулин согласовал объединение вузов с министром образования и науки.

В ноябре правительство края приняло распоряжение об объединении вузов. В документе было сказано о том, что объединенный вуз будет состоять из факультетов. На его базе возможно создание института по научно-исследовательским направлениям работы. Будут сохранены профильные направления. Преподавательский состав будет полностью сохранен. Число укрупненных групп специальностей сократят на девять — за счет слияния дублируемых специальностей. Всего в вузе будет 19 групп специальностей.

Материально-техническая база останется прежней — возможности переехать в какое-то новое здание у вуза нет.

Правительство края при этом рассчитывает сохранить федеральное финансирование единого университета.

Объединение вузов: Если связать двадцать кроликов за лапы – слон не получится

20 процентов российских вузов подлежат объединению. Упразднение непопулярных

Повышение качества образования в нашей стране — одна из стратегических целей государственной политики. Этим проблемам уделяется пристальное внимание. На злобу дня – вопросы о престиже высшей школы.

Ещё в 2008 году экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил о необходимости уменьшения количества вузов. В то время аккредитацию получили полторы тысячи учебных заведений, из которых, по мнению министра, лишь полсотни могли называться конкурентоспособными, и 150-200 — качественно обучить студентов.

20 процентов российских вузов подлежат объединению, то есть каждое пятое высшее учреждение страны потерпит или уже потерпело реорганизацию. Как же вычисляются те самые «непопулярные» университеты и институты?

Как говорят чиновники, на протяжении довольно длительного времени проводятся мониторинги учебных заведений. И, как раз 20 процентов – это те вузы, к которым большие претензии по профессорско-преподавательскому составу и по имущественному достатку (например, многие работают даже в съёмных офисах торговых центров!).

Недавно на встрече со студентами Санкт-Петербургского технического университета премьер министр Дмитрий Медведев заявил, что необходимо сократить количество непопулярных вузов. Те институты, чьи дипломы не котируются, можно либо перепрофилировать в средние специальные учебные заведения, либо присоединить к более успешным вузам. Дмитрий Анатольевич подчеркнул:

— Я не сторонник того, чтобы взять и начать по живому «чикать» университеты. Это неправильно. Там есть свои коллективы, студенчество. Вопрос в том, чтобы упорядочить эту систему. Никогда не говорил, чтобы вместо 1050 вузов в нашей стране их было 600, как в советские времена. Жизнь изменилась, в СССР в вузы поступали только 30-40 процентов школьников, а сейчас — почти 100. И ничего в этом особенного нет, потому что требования по образованию становятся все выше и выше. Единственное, чего нельзя допустить, — это чтобы поступившие студенты оказались на улице. Этого никогда не будет.

Как это происходит?

Нынешний министр образования и науки Дмитрий Ливанов рассказал журналистам, что следует провести так называемый SWOT-анализ, выявить все возможные риски или выгоды. Это поможет избежать в дальнейшем катастрофы. Смысл этой реформы в том, что необходимо получить бонусы от партнёрского функционирования – выход на новый уровень, рост качества образования, и прогресс научной деятельности.

Распространены четыре модели объединения.

Первая – дивизиональное управление. В рамках этой модели происходит добровольное поглощение вуза. Здесь много плюсов для поглощаемого учебного заведения, т.к. ему достаются дополнительные имиджевые и финансовые блага, а также оно сохраняет большую часть своих возможностей.

Вторая – поглощение. В отличие от первой, поглощаемый вуз практически никаких плюсов не имеет, полностью растворившись в структуре головного.

Третья – слияние. Оба вуза имеют равные права, но формально как бы прекращают своё существование. То есть вместо двух и более старых появляется один новый, с новым названием, с образованием нового юридического лица.

Смотрите так же:  Как оформить машину на себя если умер хозяина

Четвертая – поглощение, навязанное учредителем при поддержке региональных властей. Зачастую такая реорганизация вызывает конфликт. Объединение происходит по каким-то странным принципам. Об этом говорится всё больше и больше. Ниже мы подробнее рассмотрим эту ситуацию на примере вузов города Тамбова.

Зачем это нужно?

Объединение вузов – не только российская инициатива. Здесь мы, как всегда, копируем более прогрессивных собратьев. Например, в США, в Калифорнии, уже существуют объединенные вузы. Также в Финляндии и в Японии. Это не международная мода, а необходимость концентрировать все ресурсы: интеллектуальные и материально-технические.

Процесс крайне сложный. Ведь когда вузы объединяются, объединяются и разные корпоративные культуры. Разный подход к осуществлению учебного процесса, научного. Состыковать столь разные организмы – проблема.

Весь процесс можно обозначить двумя словами: «слияние» и «поглощение» — эти рыночные термины, как никакие другие могут охарактеризовать метаморфозы.

Сейчас ведутся горячие споры, что объединение вузов принесёт лишь сокращение бюджетных мест, да и начнутся массовые увольнения преподавателей. Однако, как уверяют власть имущие, паниковать не нужно. На практике уже доказано, что все права у сотрудников реорганизованных учебных заведений сохранены, и более того — у них выросли заработные платы. Число бюджетников тоже осталось прежним. Вот только вряд ли удастся избежать сокращения административно-управленческого персонала. Например, Андрей Николаенко, ректор Университета машиностроение на одной из телепередач поделился, что когда объединяли МАМИ и Московский государственный университет инженерной экологии, то оставили лишь 7 проректоров, хотя на 2 вуза их должно быть 15. Получается, что деньги, сэкономленные таким образом, из Фонда оплаты труда можно перераспределить в пользу преподавателей.

Объединённый вуз становится сильнее, имеет более обширную и современную инфраструктуру, может ей пользоваться и получать богатые ресурсы. Оптимизация сети высшего образования нужна для того, чтобы удешевить процесс подготовки специалистов, повысить качество обучения, изменить сам принцип подбора и формирования нужных кадров. То есть после таких реорганизаций всё меньше и меньше будет ненужных выпускников, которые, получив дипломы, будут вынуждены работать за прилавками на рынках.

Старые разрушили, а новые не построили

Депутат Олег Смолин – человек очень уважаемый в образовательной среде. Слепота от рождения не помешала ему окончить с золотой медалью среднюю спецшколу для слепых и слабовидящих, с отличием выучиться в Омском государственном пединституте, защитить кандидатскую, а в 2001 году — докторскую диссертации. Сейчас он депутат Государственной Думы от КПРФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ, член-корреспондент Российской академии образовании, возглавляет Общероссийское общественное движение «Образование – для всех».

Краткое описание биографии Олега Николаевича позволяет понять, насколько компетентен этот человек в вопросах образования. Смолин на одной из встреч с журналистами прокомментировал, проблему объединения вузов.

— Что хочет получить государство, соединив инженерные и педагогические кафедры? Или чиновники думают получить тем самым инженеров человеческих душ? Отрицательная сторона видна сразу. Уже одно то, что студенты вышли на улицы – знак нехороший. В образовании, как в жизни. Всё, что по согласованию, — хорошо, всё, что по административному предписанию, – плохо. Объединение сплошь и рядом происходит произвольно. Например, город Омск. Там существует собственный технический университет, но механико-технологический техникум, который логично было бы, если уж и присоединять, то только к собственному техническому университету, — присоединяют к пищевому институту. И таких примеров — сколько хотите: кого попало с кем попало. Не по принципу логичности, а кто как сумеет пролоббировать чужие интересы. Если связать за задние лапы двадцать кроликов – слон точно не получится. Если канатом связать десять торпедных катеров – линкор точно не получится. Тем более, если кролики связываются вместе с телятами, как у нас бывает сплошь и рядом. Я постоянно слышу от людей из федеральных университетов, что несколько прежних вузов разрушили, а новый не создали. В чём смысл этой политики принудительного объединения (с добровольным я согласен)? Сегодня Государственная Дума с подачи Правительства готовит два проекта. Первый, о том, что к 2020 году у нас студентов будет на 700 тысяч меньше, и второй, — к пятнадцатому году, с учётом инфляции, реальное финансирование образования из федерального бюджета сократится на четверть. Это обозначает крест на модернизации.

Чего не хочет Тамбов?

И всё же, если всё так хорошо и многообещающе, то почему студенты и преподаватели двух крупнейших Тамбовских университетов, ТГТУ и ТГУ имени Державина, вышли с протестом против объединения?

В Тамбове ещё ни разу не проводилось такие массовые протестные акции. Это прецедент. Более тысячи людей одновременно вышли на пикет с требованием отменить объединение двух крупнейших региональных вузов.

По словам учащихся, причин для возмущения было несколько. Во-первых, не была подготовлена программа реорганизации вузов. Во вторых, указ был спущен сверху, то есть учёный совет, преподаватели, студенты узнали о нём лишь по факту. В-третьих, никто не давал письменных гарантий, что не будут сокращены сотрудники, не вырастет стоимость обучения. Но главное — это разнопрофильность двух вузов (к техническому университету присоединили бывший пединститут). При этом, тот вуз, к которому присоединяли, ниже по рейтингу того, который присоединялся, — что крайне нелогично. Студенты были возмущены тем, что всё было сделано без их согласия. Они добивались отмены приказа и требовали уважения к себе.

Олег Сергеев, эксперт Всероссийского фонда «Образование» высказался по поводу такой реорганизации государственных региональных вузов.

— У нас чиновники считают себя правыми, но при этом нарушают законы природы и общества. В России развитие любой системы, в том числе и образования, идёт не объединением, а делением. И вот из-за этого самого объединения мы получает «дерегионизацию» вузов, что бьёт по нашей экономике. В частности, в Верхней Салде — Титановой долине, благодаря объединениям и с Уральским федеральным университетом, и с московскими, нет местных специалистов. Приходится искать их по всему миру. Происходящее на просторах нашей страны напоминает объединение колхозов. В 2007 году в США был принят закон о конкурентоспособности в науке, технологии и инновации, где было сказано, что нужно сделать упор на регионы. У нас же по статистике 80 процентов абитуриентов по целевому набору не работают по специальности. И, естественно, если они не будут учиться в региональных вузах, которые сейчас, грубо говоря, «схлопываются», то совсем скоро у нас не будет не только Титановой Долины, но и вообще в провинциях не останется ни школ, ни каких-либо других производств.

Смотрите так же:  Муж хочет подать на развод что делать

Но надо сказать, что возмущения тамбовских студентов и преподавателей не остались без внимания властей. Приказ об объединении Тамбовского государственного технического университета с Тамбовским государственным университетом был отменён, а ректор новообразованного вуза уволен. И всё вернулось на свои места. По крайней мере, на время.

Интеграция вузов

  • Интервью ректора Дмитрия Ендовицкого о присоединении вузов к Воронежскому государственному университету
  • Присоединение к ФГБОУ ВПО «ВГУ» Воронежского филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Присоединение к ФГБОУ ВПО «ВГУ» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Борисоглебский государственный педагогический институт»

Приказ о присоединении вузов

Вузов станет меньше. Но они будут больше

Работа по объединению вузов и их укрупнению должна носить системный характер, считает президент России. И Министерство образования и науки уже довольно активно объединяет подведомственные ему высшие учебные заведения. Только в Петербурге за последний месяц укрупнились три вуза: Горный университет, Политех и ИТМО. Те же процедуры проводятся и в институтах, подчиненных другим федеральным ведомствам.

За последний месяц Минобрнауки издало 4 приказа об укрупнении вузов. Три из них касались Петербурга, один — Кубани. В частности, 18 августа ИТМО прирос Петербургским государственным университетом низкотемпературных и пищевых технологий. На реорганизацию вузам дается не более года. Как следует из текста приказа, все учащиеся университета низкотемпературных технологий, с их согласия, должны быть переведены в ИТМО. При этом форма и условия обучения должны быть сохранены. В устав и программу развития Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики должны быть внесены соответствующие изменения.

Пока самое большое недоумение у горожан возникает из-за приказа ведомства о присоединении к Горному Северо-Западного технического университета. В редакцию «Фонтанки» стали поступать письма от возмущенных студентов, которые утверждают, что с 1 октября отчисленными окажутся «8000 тыс.»(!) учащихся. Возможно, такая реакция связана с особенностями формы обучения в данном вузе — он исторически заочный. Как сообщил корреспонденту «Фонтанки» первый проректор СЗТУ, проректор по учебной работе Владимир Воронцов, ничего подобного не произойдет. Те, кто захочет, переведутся в Горный, для остальных будут подыскивать другие вузы.

«Это довольно тяжело, у нас около 20 тысяч студентов, уже прописаны все сессии, когда они будут вызваны», — отметил Владимир Воронцов. Он также добавил, что договоры со студентами могут быть перезаключены до 1 января (документы будут подписывать и те, кто учится на бюджетной основе).

Уже 19 сентября увидел свет еще один документ за подписью главы министерства Андрея Фурсенко. На сей раз к Политеху присоединили городской институт машиностроения. Пока официальной информации по обоим вузам нет — видимо, соответствующие документы не успели дойти из Москвы. Однако уже можно говорить о тенденции. По словам главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, за последние полтора года были реорганизованы и закрыты около 40 вузов — более 10% от общего числа. Кроме того, по его словам, были закрыты в общей сложности несколько сотен филиалов. Отметим, что реорганизация проводится не только с вузами Минобрнауки, но и с высшими учебными заведениями, находящимися в ведении других министерств. В частности, неоднозначную реакцию в среде профессионалов вызвало решение Министерства здравоохранения и социального развития о реорганизации двух подведомственных петербургских учреждений: медицинской академии имени Мечникова и медицинской академии последипломного образования. Таким образом образовался Северо-Западный государственный медицинский университет имени Мечникова Минздравсоцразвития России.

Кстати, идея, озвученная Дмитрием Медведевым, не нова. Министр образования и науки Андрей Фурсенко еще в 2008 году предлагал сократить количество вузов. Одних только филиалов, по его подсчетам, должно стать меньше, как минимум на 20%. «Отвечая летом этого года на вопрос, сколько в России сегодня имеется серьезных конкурентоспособных университетов, я назвал число 50. И добавил, что еще примерно 150-200 вузов дают хорошее образование, но по более узкому профилю. Сегодня же в стране 1,5 тысячи аккредитованных вузов и 2200 филиалов. И я не говорю о представительствах вузов, которые тоже часто ведут занятия, что вообще незаконно. Сегодня многие регионы сами требуют: закрыть филиалы, куда абитуриентов порой принимают просто по переписке. Как? Заполнил анкету, получил в ответ квитанцию, оплатил — и ты студент. Это дискредитация образования. Получается, что можно писать «молоко» через «а» и поступить в вуз», — говорил он в ноябре 2008 года.

Тем временем, объединение вузов — это не только способ сократить число высших учебных заведений, но и возможность помочь крупным университетам решить проблему площадей. Например, после присоединения СЗТУ, Петербургский горный университет приобретет квадратные метры в самом сердце города. За заочным вузом, который проработал 80 лет, закреплено здание по адресу улица Миллионная, дом 6. Это построенный еще в 1741 году и перестроенный в 50-х годах XIX века архитектором Штакеншнейдером дом Балка.