Приказ о лидерстве

Типы лидеров и их функции

Формы проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки их классификации, предпринимавшиеся в науке, обу­словлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров, обладающих теми или иными качествами.

Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и де­мократическое. Авторитарное лидерство предполагает единолич­ное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.

В современной политологии нередко называются четыре со­бирательных образа лидера: знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями тако­го типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориенти­руется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торгов­ца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, нако­нец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгу­чие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жиз­ни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречают­ся в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различ­ных пропорциях.

Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных, крупных и мелких, кризисных и рутинных.

Общепризнанной и сохраняющей свою актуальность являет­ся типология лидерства М. Вебера. Он понимал под лидерством вид авторитетного, властного руководства, смысл которого за­ключается в способности отдавать приказы и вызывать повино­вение. В качестве основания типологии лидеров он использовал понятие «авторитет», т. е. «вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей».

Способ­ность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах. В зависимости от видов ресурсов М. Вебер выделил при типа лидерства: тра­диционное, харизматическое и рационально-легальное.

Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.

Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основыва­ется на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается кон­ституцией и нормативно-правовыми актами.

Харизматическое лидерство основано на вере в богоиз­бранность или в исключительные качества конкретной лично­сти. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуаль­ные качества лидера нередко играют второстепенную роль в фор­мировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, на­пример, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

Таким образом, в основе первого типа лидерства лежит привычка, вто­рого – разум, третьего – вера и эмоции.

М.Вебер особое внимание уделял анализу харизма­тического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важней­шего движителя, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития для общества предпочтительнее рациональ­но-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же в исто­рии многих государств наблюдается определенная последова­тельность в смене типов политического лидерства. Вождь-ос­нователь (харизматик) сменяется традиционным лидером-ох­ранителем, который, в свою очередь, уступает место реформа­тору-законодателю.

В противоположность выделению М. Вебером идеальных типов лидерства в современной политической науке преобладают практически-ориентированные классификации. Они основаны на эмпириче­ских исследованиях деятельности лидеров с целью выявления в ней устойчивых реакций, мотивов. Актуальность подобных исследований обусловлена стремлением обнаружить и зафикси­ровать наиболее эффективные стили политического лидерства. Политический стиль отражает не только индивидуальность ли­дера, но и характер взаимодействия лидера с окружением, сте­пень влияния на массы, способы реагирования на возникающие про­блемы и потребности населения, методы поддержания и осуществления политического курса.

Выделяют различные поли­тические стили. Стиль, ориентированный на решение кон­кретных задач за счет четкого распределения ролей и функций, подчинения официальному лидеру всех ресурсов и выполнения его требований, составляет основу инструментального лидерст­ва. Однако результаты совместной деятельности лидера и его сторонников могут быть не менее впечатляющими и в том слу­чае, если лидер не занимает руководящей должности, а воздействует на ситуацию, создавая благоприятную эмоциональную среду, в которой каждый член группы стремится к максимально высоким результатам. Такой стиль лидерства называется экспрессивным.

Современный американский политолог Дж. Барбер, иссле­довав политическое поведение президентов США, выделил_четыре стиля. Основанием их типологии послужила ориентация политического поведения лидеров либо на субъек­тивное понимание выполняемой роли, либо на ожидания кон­кретных групп, общества. Так, стиль, ориентированный на эф­фективную, результативную и созидательную деятельность на общее благо, Дж. Барбер назвал активно-позитивным (в качест­ве примера такого стиля он привел деятельность президентов США Ф. Рузвельта, Р. Рейгана). Преобладание личного само­любия в осуществлении лидирующих функций формирует активно-негативный стиль (Г. Трумэн). Зависимость от каких-либо групповых, узкопартийных предпочтений, привязанность к устойчивым стандартам и ценностям обусловливают пассивно-позитивный стиль (Дж. Картер). Минимальное выполнение своих политических функций порождает пассивно-негативный стиль (Дж. Буш).

Возрастание роли психологических факторов в осуществлении ли­дерства привело к переносу в политическую науку терминов психологии, в которых описывается политических стиль. Они более полно отражают мотивацию политического поведения, совокупность устойчивых психологических реакций лидера на события и процессы, в том числе стрессовые, позволяют учиты­вать значение бессознательных факторов. На этом основании можно выделить пять поли­тических стилей.

Параноидальный политический стиль. Ему соответствует тип лидера, которого можно обозначить термином «Хозяин». Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоян­ная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведе­ние и действия часто непредсказуемы. Политик параноидаль­ного стиля обычно не приемлет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждаю­щую его теории, установки и убеждения. Мышление подобного политика инверсионное, разделяющее реальность на крайности по типу «белое» – «черное», «друзья» – «враги» и т. д. Стремление к безграничной власти обеспечивается постоянным манипули­рованием своими подчиненными, интригами и столкновениями их друг с другом в собственных интересах. Подобный стиль часто сопровождается желанием во что бы то ни стало подавить или унизить другого политика, даже вопреки элементарной логике. Опасность такого лидера состоит в том, что его стиль может совпадать с политическим поведением широких масс в обществах, в которых отсутствуют устойчивые демократиче­ские традиции, зрелая культура. Ненависть к другим, подозри­тельность и озлобленность индивидов формируют обстановку всеобщего страха, доносительства, поиска «врагов», что является благоприятным для установления тоталитарных режимов. По­добный политический стиль внешне не столь эффектен, но может обладать значительным ресурсом мобилизации населе­ния, способен решать стратегически важные задачи в исто­рически ограниченные сроки. Однако «Хозяин» может эффективно лидировать, только опираясь на развитую карательную систему, на полити­ческий террор.

Демонстративный политический стиль. Для него характерен тип лидера, которого можно назвать «Артист». Он всегда «играет на публику». Его отличают любовь к внешним эффектам и де­монстрациям, страстное желание нравиться, постоянно привле­кать к себе внимание. Во многом его поведение, политические действия зависят от того, нравится ли он другим, любим ли он ими. Поэтому «Артист» достаточно управляем, предсказуем, может потерять бдительность, наслушавшись льстеца, может лишиться самообладания, столкнувшись с критикой в свой ад­рес. Реализация продуманного политического курса лидером с таким политическим стилем оказывается невозможной в силу изменчивости мотивации его политического поведения. Ориен­тация на стимулы, в основе которых лежит желание любой це­ной получить одобрение масс, политическое признание, выну­ждает лидера приносить в жертву не только общественно значимые интересы, но даже свои собственные политические убеждения.

Представители демонстративного стиля менее всего пред­расположены к упорной и созидательной работе, рассчитанной на длительное время. Они хороши в переломные моменты (в ситуациях недовольства, разочарования), когда надо возбудить и повести за собой толпу. Однако надолго их энергии не хвата­ет, вследствие чего им редко удается завершить начатое дело.

Компульсивный политический стиль характеризует лидера, со­бирательный образ которого можно обозначить термином «Отличник». Ему свойственно почти навязчивое желание все сделать наилучшим образом, независимо от возможностей. Стиль его поведения характеризуют напряженность, отсутствие легкости, гибкости, маневра. Он постоянно озабочен, мелочен, слишком пунктуален, догматически подходит ко всем инструк­циям, правилам. Это – фактор постоянных конфликтов во вла­стных структурах. Особенно дискомфортно «Отличник» чувству­ет себя в экстремальных условиях, когда необходимо быстро принимать решения, использовать нестандартные методы. Лю­бые отклонения от запланированного хода деятельности для него болезненны, а опасность совершить ошибку способна ввергнуть его в панику. Поэтому «Отличник» строго следует избранному политическому курсу, хотя он может и не отражать реальности времени, стремится не поступаться принципами и на основе данных принципов объединяться с другими «Отличниками». Постоянно изменяющиеся условия способст­вуют потере социальных ориентиров, чувства времени у «Отличника». Он всегда рискует завести общество в тупик, обречь на застой и кризис даже вопреки своим искренним на­мерениям обеспечить процветание государства.

Смотрите так же:  Органы опеки красногорского района

Депрессивный политический стиль олицетворяет «Соратник». Лидер этого типа не способен играть ведущую роль и поэтому пытается объединиться с теми, кто реально может «делать поли­тику». «Соратник» часто идеализирует других политиков и поли­тические движения, а сам плетется в хвосте событий. Он не имеет четкого политического курса, устойчивых подходов к решению возникающих проблем. Политическую реальность воспринимает настороженно и пессимистически, постоянно обнаруживая слабость и политическое безволие.

Шизоидальный политический стиль тесно связан с де­прессивным. Его представляет лидер «Одиночка». Самоизоля­ция и самоустранение от участия в конкретных событиях у него имеют более отчетливый характер. «Одиночка» не желает при­соединяться ни к какому конкретному движению и предпочи­тает позицию стороннего наблюдателя. Политическая ответст­венность в подобных случаях практически отсутствует. Естественно, стремление к лидерству не позволяет долго удер­живаться на позициях стороннего наблюдателя, заставляя либо присоединяться к какому-либо движению, партии, либо созда­вать собственную партию. Шизоидальный стиль поведения ис­торически преходящ и неэффективен. «Одиночка» по мере участия в политической жизни и расширения властных полномо­чий, как правило, трансформирует свой стиль, дополняя его чертами параноидального и демонстративного стиля.

Функции лидера представляют собой главные направления его деятельности. Набор функций зависит от ряда факто­ров: от преобладающего типа культуры общества, политиче­ского режима, зрелости гражданского общества, уровня жизни большинства населения и т. д. Так, наличие зрелого граждан­ского общества и демократической культуры у граждан обусловливает ограниченное число функций лидера, поскольку в таком обществе политические роли и функции распределяют­ся между различными политическими институтами.

Можно выделить три общих функ­ции лидеров: 1) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации; 2) определение направления и программы деятельнос­ти, служащей решению общественной проблемы; 3) мобили­зация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.

Что же касается более конкретной, содержательной характе­ристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие:

1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения наро­ду, отечеству.

2. Выработка полити­ческого курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества.

3. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, именно способность найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач представляет собой основное предназначение лидеров в структуре руководства.

3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода ниже­стоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «отца народов», «народного президента» и т.п. до сих пор широко распространена в массовом сознании народов не только с преимущественно патриархальной поли­тической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.

4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предот­вращение отчуждения граждан от власти. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюро­кратизации личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения граж­данского сознания, патриотизма. С помощью телевидения и дру­гих СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.

5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию по­литических целей. Строго говоря, в этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, напри­мер, достаточно успешно справился с задачей преодоления «вьетнамского синдрома», национального пессимизма и апа­тии, распространившихся в США после поражения в войне с Северным Вьетнамом, американский президент Рональд Рейган.

6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются. Так было в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств и усиленно насаждая культ их личностей.

Ситуационное лидерство: четыре стиля руководства

Бывает так, что, руководя персоналом, вы видите, что не все люди работают одинаково хорошо и усердно. Это связано с тем, что к людям необходимо применять различные схемы управления, а также с тем, что каждый сотрудник находится на разной стадии развития: как внутри компании, так и в личностном отношении. Предлагаем вашему вниманию рассмотреть теорию ситуационного лидерства, которая поможет вам сделать работу и взаимоотношения в коллективе более эффективными.

Что такое ситуационное лидерство?

Ситуационное руководство (второе название данной теории) представляет собой особый стиль управления, при котором используется один из четырех стилей управления, учитывая конкретную ситуацию, а также уровень развития сотрудников по отношению к задаче.

Эту теорию разработали еще 1960-х годах два учёных Пол Херси и Кен Бланшард, и описали ее принципы в книге «Management of Organizational Behavior».

Четыре стиля лидерства

Давайте же рассмотрим каждый стиль лидерства более подробно.

  • С 1 — Директивный стиль, или Лидерство путём приказа.

Характеризуется высокой ориентацией на задачу и низкой — на людей. При таком стиле лидер дает конкретные указания, после чего следит за выполнением каждого задания. В основе лежит жесткая постановка целей и приказы.

Например: «К 14:30 жду от тебя структуру предложения, в 15:00 — обсудим правки, к 16:30 необходимо посмотреть финальную версию, в 17:00 отправишь письмо с документом клиенту».

  • С 2 — Наставнический стиль, или Лидерство путём продажи идей.

Представляет собой совмещение высокой ориентированности на задачу и на людей. При этом стиле лидерства руководитель также дает указания и следит за выполнением всех заданий, но при этом еще и объясняет подчинённому, почему нужно принять то или иное решение. Также такой лидер предлагает сотруднику высказывать свои идеи и предложения.

Например: «Хорошо, а теперь подумай, что мы можем им предложить. Набросай, пожалуйста, структуру коммерческого предложения к обеду. В 13:30 предлагаю обсудить результат».

  • С 3 — Поддерживающий стиль, или Лидерство путём участия в организации процесса работы.

Характеризуется высокой ориентацией на людей и низкой — на саму задачу. Руководитель всячески поддерживает и помогает своим подчиненным, активно участвует в процессе принятия решений. При этом, сами решения в большей степени принимаются не лидером, а его сотрудниками.

Например: «Нужно сделать им предложение до конца этой недели, мы в этом очень заинтересованы. Делай все, как в прошлой раз, чтобы все прошло гладко, у тебя тогда вышло замечательно!»

  • С 4 — Делегирующий стиль, или Лидерство путём делегирования.

В данном случае видим низкую ориентацию как на людей, так и на задачу. При таком стиле лидерства руководитель полностью перекладывает всю ответственность и передает права и полномочия своей команде.

Например: «Нужно сделать им предложение. В конце недели расскажите мне, пожалуйста, чем все закончилось и о чем вы договорились».

Узнали себя? Хотите узнать, как это изменить? Тогда следите за нашими обновлениями. В следующем материале мы расскажем о типах сотрудников, и как правильно взаимодействовать с каждым из них.

Если вы хотите прокачать свои управленческие навыки и получить более глубокие знания в том, как сделать работу внутри коллектива более слаженной и эффективной, а самому стать отличным лидером – приходите на наш курс «Будь руководителем».

Уральская академия лидерства

Сетевой проект «Уральская академия лидерства» – уникальное образовательное пространство, созданное для поддержки молодых лидеров в возрасте от 12 до 17 лет и развития лидерского движения в Свердловской области. Проект стартовал в 2011 году.

Участниками «Уральской академии лидерства» являются команды детских общественных объединений, органов самоуправления (советов старшеклассников, молодежных парламентов, студенческих клубов и др.), образовательных учреждений населенных пунктов нашей области. В состав «Уральской академии лидерства» входит четыре лиги, благодаря которым команды шаг за шагом проходят путь от новичка – участника мероприятий, до становления командой основного состава, командой-экспертом и организатором проекта на своей территории.

  • конкурсную программу социально-ориентированной, исследовательской и творческой направленности,
  • разработку и защиту проектов,
  • выездные сборы,
  • индивидуальный конкурс,
  • мастер-классы и тренинги.

Участие в проекте помогает молодым лидерам проявить активную гражданскую позицию, научиться работать в команде и достигать результатов, которые улучшают их самих и окружающий мир, сформировать основы социальной и профессиональной компетентности.

В рамках проекта «Уральская академия лидерства» ежегодно проходят:

​Написание исследовательской работы о человеке, «персоне». Конкурс ежегодно приурочен к какой либо знаменательной дате, поэтому и написание работы ведется исходя из приуроченной даты.

Создание портфолио лидера детского общественного объединения, который имеет лидерскую позицию, активно участвует в деятельности общественного объединения, а также имеет устойчивую гражданскую позицию.

Каждая лидерская команда представляет своё детское общественное объединение по средством творческого портфолио объединения, проекта программы деятельности коллектива на текущий учебный год, итогов реализации программы деятельности коллектива за предыдущий учебный год.

Проходят на территории детского оздоровительного лагеря в течении двух дней. В программе Сборов: тренинги на командообразование и развитие лидерских качеств, игровые мастер-классы, коллективные акции «День единых действий», веревочный курс, организация командных творческих дел.

Смотрите так же:  Трудовой кодекс массовое

Ежегодное финальное мероприятие проекта, на котором подводятся итоги учебного года, проходит церемония награждения участников проекта

Участниками Областного сетевого проекта «Уральская академия лидерства» (сезон 2014-2015 г.г.) стали 19 команд:

1. Федерация детских общественных объединений «Юные тагильчане» (г. Нижний Тагил);
2. Молодежная организация «Ассоциация учащейся молодежи» (г.Качканар);
3. «Школьная компания» (г.Краснотурьинск);
4. Тавдинская районная детская организация «Юнта» (Тавдинский городской округ);
5. «VIVAT-KIROVGRAD» (г.Кировград);
6. Детское общественное объединение «СПЕКТР» (п. Баранчинский, Кушвинский городской округ);
7. Общественное объединение «СОЗИДАТЕЛИ» (г,Сухой Лог);
8. Вожатский отряд «Омега» (г.Сухой Лог);
9. Совет старшеклассников Ленинского района «Школа активного гражданина» (г. Екатеринбург);
10. Школьный парламент «Молодые лидеры Кушвы» (г.Кушва);
11. Школьная дума (Сысертский городской округ);
12. Совет старшеклассников Верх-Исетского района (г.Екатеринбург);
13. «Креативная молодежь» (Туринская Слобода);
14. Совет лидеров ОУ «Лицей №21» (г.Первоуральск);
15. Совет старшеклассников (МБОУ СОШ №54, г. Новоуральск);
16. Школьное ученическое самоуправление (МАОУ СОШ №5, г.Богданович);
17. Орган ученического самоуправления «Совет на 5» (г.Верхняя Салда);
18. Ирбитская районная детская общественная организация «Ювента» (г.Ирбит)
19. Детское общественное объединение ВПК «Застава -36» (п.Кузино).
20. ДОО «Солнечная страна» (Сысертский городской округ) — вне конкурса

1. Районный совет старшеклассников «ШАГ», г. Екатеринбург;
2. Школьное ученическое самоуправление, г. Богданович;
3. Совет старшеклассников «СТИМУЛ», г. Камышлов;
4. Вожатский отряд «Омега», ГО Сухой Лог;
5. Лидерская команда «Северяне», г. Краснотурьинск;
6. Детское объединение «школа лидеров», г. Ирбит;
7. ДОО ВПК «Застава-36», ГО Первоуральск;
8. Детское общественное объединение «СПЕКТР», Кушвинский ГО;
9. Школьная дума «junior», Сысертский ГО;
10.Школьная дума, Сымертский ГО;
11. «Республика мальчишек и девчонок», Ирбитское МО;
12. Молодежная организация «Ассоциация Учащейся Молодежи», г. Качканар.
13. Общественное объединение «СОЗИДАТЕЛИ», ГО Сухой Лог;
14. Детская школьная организация «Улыбка; Ирбитское МО;
15. Ирбитская районная детская общественная организация «Ювента», Ирбитское МО;
16.ФДО, Совет обучающихся «Maximum», г. Нижний Тагил;
17. «Импульс», Кушвинский ГО;
18. Вожатский отряд «Наши», ГО Сухой Лог;
19. СДО – ФДО «Юные тагильчане», г. Нижний Тагил;
20. Совет старшеклассников Верх-Исетского района «РОССиЯ», г. Екатеринбург;
21. Тавдинская детская организация «ЮНТА», Тавдинский ГО

Лидерство — это процесс организации работы в группе, где лидером выступает человек, к которому прислушиваются, доверяют. Лидер может быть как назначенным (формальный лидер), так и выбранным группой (неформальный лидер). Последний не имеет никаких полномочий, он равноправный участник группы, к мнению которого по той или иной причине прислушивается коллектив.

Теория лидерства берет свое начало в 20-х годах ХХ века, когда впервые начал появляться интерес к управлению как к науке. Первое, на что обратили внимание исследователи, это на возможное наличие общих черт характера у различных известных лидеров. Так появилась теория черт, или «Теория великих людей». К сожалению, теория не была успешной. Оказалось, выявить общие черты очень трудно. Конечно, встречалось много общего. Такие черты, как высокий интеллект, большой багаж знаний, яркая внешность, уверенность в себе и прочее. Но создать общий портрет лидера не получалось. Люди, не обладающие вышеперечисленными качествами, тоже были выдающимися лидерами.

Следующим шагом исследователей стала ситуационная теория лидерства. Согласно ей, лидер порождается сложившейся ситуацией. В зависимости от задачи лидер может меняться. Руководитель может ориентироваться на решение задачи или на отношения в коллективе. Ф.Фиддер провел ряд исследований по этому вопросу и выявил зависимость стиля лидерства от ситуации в коллективе. Если в коллективе благоприятная ситуация, доброжелательные отношения и сотрудники воспринимают лидера, уважают и слушают его, эффективным будет лидер, ориентированный на задачу. Он сможет ставить точные задачи и быть требовательным. Слаженный коллектив работает быстрее. Та же схема работает и в неблагоприятной ситуации, где лидера не воспринимают, не уважают. Лидер, ориентированный на решение задачи, также будет эффективен.

В средней степени благоприятности, где есть проблемы в коллективе и сотрудники не знают, как воспринимать лидера, успешнее будет тот лидер, который ориентирован на отношения. Создать благоприятную ситуацию, наладить отношения в коллективе — первостепенная задача лидера.

Третий шаг исследователей — системная теория лидерства. Здесь лидерство и лидер рассматриваются с точки зрения групповой динамики. Группа рассматривается как система, лидерство — организация отношений в группе, лидер — субъект управления этим процессом.

Виды и стили лидерства

К. Левин с точки зрения стиля и методов работы выделил следующие виды лидеров: авторитарный, демократический, попустительский.

Авторитарный стиль лидерства.

Человек, наделенный властью, сам принимает все решения, отдает приказы. Такой начальник — «деспот». Проблемы сотрудников его мало волнуют, ему важен рабочий процесс, решение поставленных задач. Он единоличный правитель.

Демократический стиль лидерства.

Начальник работает в контакте с подчиненными. Коллектив принимает участие в обсуждении задач и принятии решений. Такой стиль упрощает решение задач, поддерживает более теплые отношения в коллективе. Но задачи выполняются не так быстро, как при авторитарном стиле лидерства.

Попустительский стиль лидерства.

Лидер есть, но его не видно. Группа работает самостоятельно. Сама обсуждает и принимает решения. Лидер практически не оказывает влияния на работу группы. При таком стиле лидерства группа может работать эффективно, но тратит много времени на организацию рабочего процесса.

С лидерством мы сталкиваемся на протяжении всей нашей жизни. Староста в школе, капитан футбольной команды, начальник на работе. Вопрос о том, какой лидер или стиль лидерства будет наиболее эффективен, остается открытым. Нужно учитывать огромное количество факторов, таких как размер группы, степень доверия в группе и к руководителю, общение в группе, поставленные задачи, сроки выполнения, характер руководителя и прочее. В каждой определенной ситуации нужен определенный лидер.

В экспериментальной практике выделено несколько типов лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-умелец.

Точно можно сказать, что группа без лидера не существует. Лидер организовывает, направляет, мотивирует группу.

Как руководителю выбрать стиль лидерства в зависимости от задачи

  • Какие стили лидерства бывают и чем они отличаются друг от друга.
  • Как выбрать свой стиль лидерства с учетом особенностей своего коллектива.
  • Как лидеры разных стилей мотивируют своих подчиненных.

Есть несколько стилей лидерства, которые определяют, какие отношения сложатся между руководителем и коллективом.

Выбор стиля лидерства зависит от задачи, которая стоит перед руководителем:

  • подбор исполнителей;
  • принятие решений;
  • согласование с группой;
  • создание условий для эффективной работы коллектива;
  • контроль выполнения задач;
  • подведение итогов и анализ полученных результатов.

Основные стили лидерства и их компоненты

Автократическое лидерство

Автократический стиль управления подразумевает полное и безоговорочное подчинение сотрудников руководителю. Вся власть сосредоточена в руках одного человека, в то время как члены коллектива не могут каким-либо образом влиять на принимаемые решения, даже если имеют большой профессиональный опыт.

Этот стиль лидерства может оправдать себя, поскольку единоличное управление позволяет ускорить и упорядочить процессы, происходящие в компании.

Серьёзным минусом такого управления можно назвать самоощущение сотрудников, находящихся в полном подчинении. В организации складывается негативная психологическая обстановка, что приводит к увеличению числа прогулов и увольнений. Наиболее эффективно автократическое лидерство показывает себя в том случае, когда члены коллектива занимаются несложной работой, не связанной с высоким профессионализмом.

Также к нему стоит прибегнуть в период кризиса, когда нужно действовать быстро и решительно, а на обсуждения попросту нет времени. Автократическое управление более чем уместно в некоторых сферах деятельности, например, в военной индустрии. Все решения здесь принимают главнокомандующие, основываясь на своём профессиональном опыте и знаниях. Рядовые солдаты не причастны к управлению, а лишь действуют согласно приказу.

Бюрократическое лидерство

Этот стиль лидерства руководителя основывается на нормативных документах: лидер не только сам действует согласно правилам, но и следит, чтобы их не нарушали другие.

Бюрократическое лидерство позволяет избежать множества проблем тем руководителям, которые отвечают за жизнь людей на опасном производстве, либо несут большую материальную ответственность. Также оно часто используется на производстве, где необходимо следовать определённой технологии. Организациям, деятельность которых связана с творчеством или инновационными технологиями, напротив, не стоит выбирать управление на основе документов.

Минусом такого лидерства для самого руководителя может стать потеря авторитета в коллективе. Поскольку данный тип управления строится на выполнении правил, а не на реализации личных качеств и достоинств лидера, коллеги могут перестать воспринимать его как профессионала и прислушиваться к его мнению.

Материал для скачивания:

Деловое лидерство

Деловое лидерство представляет собой некое соглашение между членами коллектива и лидером. Руководитель устанавливается для определённой задачи, и работники подчиняются ему в течение определённого времени. Обычно это имеет место в ситуациях, когда команда специалистов получает оплату за выполнение конкретной работы. У лидера также есть право назначать наказание за некачественное выполнение обязанностей.

Как и другие стили лидерства, деловое лидерство имеет свои достоинства и недостатки. В качестве плюсов можно назвать чёткое распределение обязанностей и ответственности, а также возможность для амбициозных работников показать себя и получить соответствующее поощрение.

Минусом этого стиля может быть психологическое ощущение сотрудников, находящихся под постоянным контролем: иногда это становится причиной текучки кадров.

Деловое управление редко применяется на постоянной основе. Чаще к нему прибегают при необходимости установить взаимоотношения между лидером и коллективом на короткий срок. Не очень уместным этот стиль будет в сферах, требующих оригинальности и узкоспециальных знаний.

Смотрите так же:  Заявление для получения единовременного пособия при рождении ребенка

Демократическое/участливое лидерство

Руководитель, который выбирает демократический стиль лидерства, даёт всем членам коллектива возможность внести свои идеи и поучаствовать в принятии решений. Он приветствует инициативность и креативность работников, однако окончательное решение всё равно принимает сам.

Участливое лидерство по сравнению с другими типами гораздо более позитивно влияет на атмосферу в коллективе. Обычно работники чувствуют сопричастность общему делу, что повышает их продуктивность. Отсутствие постоянного давления сверху делает их более свободными и уверенными, члены коллектива чувствуют свою ответственность за результат общей работы, поэтому работают усерднее.

Нужно учесть, что для принятия коллективного решения необходимо чуть больше времени. Однако есть сферы деятельности, в которых совместная работа профессионалов является залогом получения хорошего результата.

Демократический стиль лидерства будет неуместен в кризисный период. Когда на первый план выходит скорость принятия решений, нецелесообразно тратить время на коллективное обсуждение: здесь гораздо лучше покажет себя другой тип управления, где план действий разрабатывает один опытный руководитель. Также неудачи в применении этого стиля могут быть связаны с недостаточной компетентностью сотрудников, участвующих в принятии решений.

Лидерство, ориентированное на персонал/взаимоотношения

Руководители этого типа во главу угла ставят интересы организации и её сотрудников. Как и в демократическом стиле, важную роль играет работа коллектива, где каждый может проявить себя. Антиподом такого лидерства является проблемно-ориентированный тип.

Когда лидер ориентирован на взаимоотношения, он старается наладить общение со всеми членами своей команды, чтобы никто не чувствовал себя хуже других. Он формирует в коллективе убеждение, что любой сотрудник может обратиться к нему за помощью и получить её.

При успешном использовании лидерства, ориентированного на персонал, руководитель становится объединяющей силой коллектива. Доверие к руководителю улучшает и качество работы группы, и самочувствие каждого сотрудника.

Проблемы с использованием этого лидерства могут быть связаны с тем, что повышенный интерес к развитию коллектива отодвигает на второй план текущую работу по решению задач.

Обслуживающее лидерство

Этот термин появился в конце прошлого века, его автором считается Роберт Гринлиф. Особенность обслуживающего лидерства в том, что инструментом управления является оказание профессиональной помощи коллегам. При этом лидер не воспринимается окружающими как руководящее лицо организации.

Обычно обслуживающий лидер демонстрирует такие качества как честность, предусмотрительность, добросовестность. Также он уважительно относится к членам коллектива и привлекает их к решению важных вопросов — в этом данный стиль схож с демократическим. Основная разница в том, что обслуживающий лидер не ставит себя на первое место и не принимает окончательных решений сам, а предоставляет эту возможность команде.

Многие современные предприниматели считают, что обслуживающее лидерство — оптимальный стиль лидерства в современных организациях, где во главу угла ставится человек и его личные качества. Поведение, свойственное обслуживающему лидеру, способствует формированию корпоративной культуры, основанной на взаимном уважении и моральных качествах каждого работника.

Есть у обслуживающего лидерства и противники, которые полагают, что находящийся в тени своей команды руководитель попросту не выдержит конкуренции внутри компании. Стоит отметить, что этот тип руководства не подходит для решения срочных задач, поскольку обслуживающему лидеру нужно время для установления необходимых отношений со своими сотрудниками.

Наиболее часто этот стиль лидерства встречается в тех сферах, где лидер не назначается, а избирается путём голосования, в котором участвуют члены организации.

Безучастное лидерство

Этот термин связан с французским понятием Laissez-Faire, которое можно перевести как «давать свободу действий». Этот стиль подразумевает, что при формальном наличии лидера работники сами решают все вопросы, касающиеся своей деятельности. Нередко безучастное лидерство становится следствием ситуации, когда руководитель не имеет возможности контролировать работу коллектива.

Лидер, придерживающийся этого стиля, не вмешивается в работу команды, а лишь время от времени даёт полезные советы. Сотрудники сами регулируют все процессы в организации, в том числе устанавливают сроки выполнения поставленных задач.

Чтобы стили лидерства, не связанные с тотальным контролем, работали эффективно, руководителю всё-таки нужно быть в курсе происходящего и держать руку на пульсе. Больше свободы действий стоит давать тем коллективам, в которых есть опытные профессионалы, способные взять на себя ответственность.

Главное достоинство безучастного лидерства в том, что члены коллектива чувствуют свою автономность, могут выстраивать свою работу так, как им удобно, что в конечном итоге повышает их продуктивность.

Однако снижение контроля создаёт опасность, что сотрудники не смогут самостоятельно организовать рабочий процесс, а недостаток профессионализма или мотивации негативно скажется на результате труда.

Проблемно-ориентированное лидерство

Этот тип управления, как и автократический, большее внимание уделяет не коллективу, а реализации рабочих проектов. Проблемно-ориентированный руководитель способен чётко обозначить текущие задачи, распределить обязанности, распланировать работу целого подразделения и проконтролировать её результат. Круг обязанностей такого лидера может включать и дополнительные функции, например, формирование стандартов работы и контроль их выполнения.

В большинстве случаев наличие в организации проблемно-ориентированного лидера гарантирует, что поставленная задача будет выполнена качественно и в срок, поскольку он сможет рационально организовать работу всех сотрудников.

Проблемно-ориентированные лидерство и стиль управления могут привести и к негативным последствиям, связанным с недостаточным вниманием к человеческим интересам и потребностям. Это, в первую очередь, низкая мотивация сотрудников и увольнения.

Позитивные результаты даёт практика совмещения стилей лидерства, ориентированных на решение задачи и развитие коллектива.

Харизматическое лидерство

Харизматический лидер полон энергии, он с энтузиазмом относится к своей работе и умеет вызвать этот энтузиазм у окружающих. Он играет на своей способности влиять на людей и таким образом повышать эффективность их работы.

Схожи между собой такие стили лидерства, как харизматическое и трансформационное. Их отличает друг от друга роль лидера: в первом случае внимание лидера сосредоточено на нём самом, а во втором распространяется на весь коллектив. Харизматический лидер, в отличие от трансформационного, не всегда стремится к преобразованиям внутри организации.

Недостатком этого типа управления является то, что акцент делается именно на личности руководителя. Он всегда уверен в своей компетентности и правильности своих решений и не станет слушать советов со стороны коллег. Однажды это может обернуться серьёзными проблемами для всей компании. Проблемой для коллектива может стать и уход такого лидера из организации.

Придерживаться харизматического лидерства — значит брать на себя ответственность за все принятые решения, за отношения с коллективом и т. д. Такой руководитель должен помнить, что в глазах окружающих именно от него зависит успех компании.

Способ мышления может изменить структуру и анатомию мозга в нужном вам направлении, не зависимо от различных факторов. Это доказал Эстанислао Бахрах, который разработал комплекс упражнений, выполняя которые, вы прокачаете свои мыслительные способности.

Все упражнения доступны в нашей статье. Вам больше не придется ждать вдохновения или благоприятной возможности — вы научитесь работать продуктивно и придумывать новые идеи в любой ситуации.

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью здесь

Трансформационное лидерство

Трансформационные лидер и стиль лидерства очень хорошо показывают себя в разных сферах бизнеса.

Для такого лидера очень важно качественное выполнение работы, и он предъявляет высокие требования не только к окружающим, но и к самому себе. Хороший трансформационный лидер способен обеспечить слаженную работу коллектива, в котором каждый из сотрудников чувствует себя причастным к общему делу.

Минус этого типа лидерства в двойной роди руководителя: он оказывает поддержку коллегам, но и сам должен иметь возможность её получить.

Часто встречается комбинация трансформационного управления с деловым. Трансформационный лидер отвечает за психологическое состояние работников и их мотивацию, а деловой занимается контролем выполнения текущих задач на должном уровне.

Ситуационное лидерство — стиль лидерства в зависимости от задачи

Добиться наибольшего успеха в управлении компанией поможет комбинирование разных стилей лидерства. А чтобы выбрать наиболее подходящий, стоит учесть три основных фактора:

  1. Какая ситуация сложилась в компании, идёт ли работа по плану, или в разгаре кризис. К примеру, при необходимости принятия срочных решений закономерно выбрать авторитарный стиль руководства.
  2. Какова текущая задача. Например, демократический стиль руководства уместен для решения сложных проблем, когда необходима совместная работа нескольких экспертов.
  3. Каковы характеристики группы по полу, возрасту, времени совместной работы. Так, демократический стиль адекватен для управления устоявшимся коллективом, либеральный стиль лидерства хорошо подойдёт для творческого коллектива, решающего задачи методом мозгового штурма.

Практика показывает, что наименее эффективно такое поведение руководителя, когда он постоянно придерживается одного стиля лидерства, не учитывая особенностей ситуации.

Ситуационное лидерство — способ руководства коллективом, подразумевающий, что в каждой конкретной ситуации лидер будет выбирать наиболее подходящий стиль управления. Ситуацией мы называем соотношение между текущей задачей и степенью профессионализма сотрудника, который будет её решать.

В ситуативном менеджменте разработана классификация стилей лидерства, каждый из которых соответствует определённому уровню профессиональных навыков работника. Руководитель должен уметь оценивать текущие возможности работника и быть достаточно гибким, чтобы вовремя сменить стиль управления.

Теоретики выделяют четыре стиля ситуативного лидерства.