Приказ минтруда россии от 24.01.2019 33н приложение 2

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н
«Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

С изменениями и дополнениями от:

20 января, 7 сентября 2015 г., 14 ноября 2016 г.

В соответствии с частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 10, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., N 6271) приказываю:

Методику проведения специальной оценки условий труда согласно приложению N 1;

Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению N 2;

форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 3;

инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 4.

См. также Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, утвержденный приказом Минтруда России от 21 апреля 2017 г. N 377н

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2014 г.

Регистрационный N 31689

Утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда.

Методика устанавливает обязательные требования к 4 процедурам, последовательно реализуемым в рамках оценки. Это идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, исследования (испытания) и измерения таких факторов, отнесение условий труда к классу (подклассу) по степени вредности и (или) опасности, оформление результатов оценки.

Идентификация включает в себя выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов; сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов с классификатором вредных и (или) опасных факторов, принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений последних, оформление результатов.

Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы.

Условия труда относятся к классу (подклассу) с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).

Результаты оценки оформляются в виде отчета.

Утвержден Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов. Он содержит 5 разделов: физические факторы, химический фактор, биологический фактор, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса.

Утверждены форма отчета об оценке и инструкция по ее заполнению. Отчет оформляется организацией, проводившей оценку.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2014 г.

Регистрационный N 31689

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 28 марта 2014 г. N 71

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтруда России от 7 сентября 2015 г. N 602н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минтруда России от 20 января 2015 г. N 24н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приложение N 2. Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 20 января 2015 г. N 24н в приложение внесены изменения

Приложение N 2
к приказу Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 24 января 2014 г. N 33н

Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов

С изменениями и дополнениями от:

20 января 2015 г.

Наименование вредного и (или) опасного

фактора производственной среды и трудового процесса

Относительная влажность воздуха

Скорость движения воздуха

Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД)*(2)

Общая и локальная вибрация

Освещенность рабочей поверхности*(4)

Переменное электромагнитное поле (промышленная частота 50 Гц)

Переменное электромагнитное поле радиочастотного диапазона

Постоянное магнитное поле

Рентгеновское, гамма- и нейтронное излучение

Радиоактивное загрязнение производственных помещений, элементов производственного оборудования, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работника

Химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), которые получают химическим синтезом и (или) для контроля содержания которых используют методы химического анализа

Микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах

Патогенные микроорганизмы — возбудители особо опасных инфекционных заболеваний*(8)

Патогенные микроорганизмы — возбудители высококонтагиозных эпидемических заболеваний человека*(8)

Патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных болезней, выделяемые в самостоятельные нозологические группы*(8)

Условно-патогенные микроорганизмы (возбудители оппортунистических инфекций)*(8)

Тяжесть трудового процесса*(9)

Физическая динамическая нагрузка

Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную

Стереотипные рабочие движения

Наклоны корпуса тела работника

Перемещение в пространстве

Напряженность трудового процесса

Длительность сосредоточенного наблюдения*(10)

Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени*(10)

Число производственных объектов одновременного наблюдения*(10)

Нагрузка на слуховой анализатор*(10)

Активное наблюдение за ходом производственного процесса*(10)

Работа с оптическими приборами

Нагрузка на голосовой аппарат

*(1) Идентифицируется как вредный и (или) опасный фактор на рабочих местах, расположенных в закрытых производственных помещениях, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся искусственным источником тепла и (или) холода (за исключением климатического оборудования, не используемого в технологическом процессе и предназначенного для создания комфортных условий труда).

*(2) Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых осуществляется добыча, обогащение, производство и использование в технологическом процессе пылящих веществ, относящихся к АПФД, а также эксплуатируется оборудование, работа на котором сопровождается выделением АПФД (пыли, содержащие природные и искусственные минеральные волокна, угольная пыль).

*(3) Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся источником указанных виброакустических факторов.

*(4) Идентифицируется как вредный и (или) опасный фактор только при выполнении прецизионных работ с величиной объектов различения менее 0,5 мм, при наличии слепящих источников света, при проведении работ с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением, или при осуществлении подземных работ, в том числе работ по эксплуатации метрополитена.

*(5) За исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

*(6) Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых осуществляется добыча, обогащение, производство и использование в технологическом процессе радиоактивных веществ и изотопов, а также при эксплуатации оборудования, создающего ионизирующее излучение.

*(7) Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах при добыче, обогащении, химическом синтезе, использовании в технологическом процессе и/или химическом анализе химических веществ и смесей, выделении химических веществ в ходе технологического процесса, а также при производстве веществ биологической природы.

*(8) Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах:

организаций, осуществляющих деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и (или) в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензии) на право осуществления такой деятельности;

Смотрите так же:  Етс растаможка

организаций, осуществляющих деятельность в области использования в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов II степени потенциальной опасности;

медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность;

работников, непосредственно осуществляющих ветеринарную деятельность, государственный ветеринарный надзор и (или) проводящих ветеринарно-санитарную экспертизу.

*(9) Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых работниками осуществляется выполнение обусловленных технологическим процессом (трудовой функцией) работ по поднятию и переноске грузов вручную, работ в вынужденном положении или положении «стоя», при перемещении в пространстве.

*(10) Идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы при выполнении работ по диспетчеризации производственных процессов, в том числе конвейерного типа, на рабочих местах операторов технологического (производственного) оборудования, при управлении транспортными средствами.

Порядок проведения СОУТ 33н

Методика специальной оценки условий труда №33н устанавливает порядок идентификации вредных и опасных производственных факторов, а также определения класса и подкласса УТ на рабочем месте. Узнайте, как её применять на практике и не платить штрафы.

33н: методика проведения специальной оценки условий труда

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н утвердил инструмент для реализации Закона РФ «О специальной оценке условий труда» в приложении 1 – методику проведения СОУТ. Последние изменения в нее были внесены Приказом Минтруда России от 14.11.2016 № 642н, зарегистрированном в Минюсте 6 февраля 2017 года.

В приложениях к документу приведены таблицы для оценки условий труда по вредным и опасным факторам различного характера: химическим, биологическим, виброакустическим, климатическим, световым и т.п.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Установлены следующие этапы проведения спецоценки:

  1. Идентификация потенциальных вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – ВОПФ).
  2. Лабораторно-инструментальный контроль ВОПФ.
  3. Отнесение класса (подкласса) УТ по степени воздействия вредных и опасных производственных факторов.
  4. Подготовка отчета.

Как вы видите, методика устанавливает функции организации, проводящей специальную оценку условий труда. В ней дан общий для всех отраслей и производств технический алгоритм работы экспертов и аккредитованной испытательной лаборатории. Методика не регламентирует подготовительные мероприятия – формирование комиссии, составление перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке, выбора организации, проводящей эту процедуру, и заключение договора с ней, составление календарного графика, а также порядок передачи декларации и размещения информации о результатах на официальном портале предприятия.

Как успеть провести спецоценку в срок и не переплатить

При проведении специальной оценки условий труда экспертная организация применяет совокупность аналитического и инструментального исследования. Все умозаключения эксперта должны исходить из теории наибольшего риска воздействия ВОПФ.

Эксперт должен провести большую самостоятельную работу по сопоставлению перечня рабочих мест с указанием вредных факторов, составленных работодателем, и классификацией их согласно приложению 2 к Приказу Минтруда № 33н. В отличие от работодателя и от членов комиссии по проведению СОУТ, эксперты обладают для этого всей необходимой компетенцией. При этом их обязанностью является разъяснение своих выводов.

Специальную оценку условий труда нельзя проводить в отношении государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, дистанционных работников, надомников и лиц, заключивших трудовые договора с физическими лицами, не имеющими статус индивидуального предпринимателя.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Все замеры и исследования осуществляет организация, с которой у работодателя заключен договор. Сам работодатель только присутствует при замерах и может требовать обоснования тех или иных результатов или обжалования результатов в ГИТ. Для эффективной работы экспертов следует предоставить им всю необходимую информацию, без которой невозможно правильно оценить рабочие условия. При этом работодателю запрещается вмешиваться в проведение лабораторно-измерительного контроля – замеры и исследования, т.е. мешать экспертам делать свою работу. В акте выполненных работ экспертная организация указывает суммарное количество измеряемых факторов при проведении специальной оценки условий труда.

Методика проведения СОУТ

В соответствии с Методикой № 33н, при проведении идентификации экспертом учитываются технические характеристики оборудования, результаты ранее проведенных исследований в рамках производственного санитарно-гигиенического контроля, предыдущей аттестации рабочих мест, профзаболеваний или НС, предложения работников или их представительных органов.

Перечень факторов, подлежащих идентификации, составляет комиссия работодателя. Источником информации служат нормативы по ОТ при воздействии на протяжении 8-часового рабочего дня при 40-часовой рабочей неделе. Негативное воздействие ВОПФ не должно приводить к профзаболеваниям в течение всей трудовой биографии работника.

Идентификация осуществляется экспертом и проводится так: эксперт выявляет и сравнивает на предмет соответствия наименования выявленных факторов и факторов, перечисленных в приложении 2 к Методике № 33н – в классификаторе.

Если эксперт не идентифицирует ВОПФ, он вносит эти сведения в Заключение, при этом класс УТ относит к оптимальным или допустимым, подлежащим к декларированию соответствия государственным нормативным требованиям. Но сделать это можно только в отношении тех рабочих мест, по которым работникам установлено досрочное назначение пенсии, на тех РМ, где ранее в результате АРМ были установлены ВОПФ.

Если же эксперт обнаруживает, что факторы в Перечне совпадают по наименованиям, он признает их вредными или опасными, и даст задание испытательной лаборатории на проведение лабораторно-инструментальных исследований на определение уровня фактического воздействия на каждом рабочем месте. Тут важно помнить, что организация, проводящая спецоценку, обязана иметь штатную аккредитованную лабораторию. Но это не запрещает экспертной организации заключать договор и с подрядными лабораториями.

Результаты исследований уровней ВОПФ должны быть оформлены протоколом с указанием индивидуального номера РМ, должности или профессии, наименования согласно классификаторум и пункту 16 Методики № 33н. Работодатель должен разъяснить заранее права сотрудников во время процедуры оценки УТ на их рабочих местах.

Откройте для себя возможности карьерного роста!

Для работников необъективность результатов СОУТ может привести к приостановке права досрочного выхода на пенсию, снижению или отмене предоставляемых гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда (повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего дня, дополнительный отпуск), а также лишения права на получение молока или других заменяющих его продуктов.

По данному протоколу эксперт должен классифицировать ВОПФ и отнести их к вредному или опасному производственному фактору.

Классификация производится на основании специальных формул, изложенных в разделе IV Методики, и подразделяется на четыре класса условий труда:

  • оптимальный и допустимый – 1 и 2 класс;
  • вредный – 3.1-3.4;
  • опасный – 4 класс.

Работодатель может потребовать снижения класса условий труда на рабочем месте, например, если его работники используют СИЗ. В этом случае эксперты сравнивают соответствие выдаваемых средств защиты типовым нормам, проверяют сертификаты и испытательные протоколы, комплектность, дают экспертную оценку эффективности выбора и эффективности применения. Но не ко всем рабочим местам можно применить методику снижения класса.

Она не применяется в отношении СИЗ, подлежащих декларированию (следовательно, применяется только в отношении сертифицированных), средств защиты от общих производственных загрязнений (халаты, нарукавники, фартуки и костюмы хлопчатобумажные и т.д.), а также предназначенных на РМ 1, 2 или 4 класса (ведь снижение возможно только по степеням вредных условий труда – 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 подкласса).

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Методика оценки УТ постоянно совершенствуется. Например, Приказ Минтруда № 24 определил, что в отношении рабочих мест медиков отнесение к вредным УТ при воздействии биологического фактора осуществляется без измерений и исследований концентрации патогенных микроорганизмов. Спустя 3 года – 30 июня 2017 г. Приказом Минтруда России № 544н были утверждены изменения в особенности проведения специальной оценки УТ для медицинских организаций:

1. Экспертная организация не может заниматься проведением спецоценки в присутствии больного.

2. Лабораторно-инструментальный контроль проводится только в присутствии обслуживающего аппаратуру персонала. Это связано с тем, что диагностическое оборудование медицинских кабинетов может влиять на работу контрольных и измерительных приборов.

3. При оценке травмоопасности производственного процесса экспертом учитываются такие особенности, как особо опасные и опасные процедуры.

4. При исследовании рабочих мест эксперт должен учитывать наличие в истории болезни инфекционных заболеваний.

О специальной оценке условий труда медицинских работников

Автор: А. Гусев

Приказом Минтруда РФ от 30.06.2017 № 544н внесены дополнения в законодательство, касающиеся специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий работников. Поговорим об особенностях проведения этого мероприятия в психиатрических клиниках и наркологических лечебно-профилактических медицинских организациях.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ медицинские учреждения обязаны проводить специальную оценку условий труда своих работников согласно требованиям Закона об оценке условий труда[1]. Специальная оценка условий труда проводится в порядке, предусмотренном методикой, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н (далее – Методика № 33н). Необходимо отметить, что в некоторых случаях помимо упомянутого закона при проведении такой оценки следует руководствоваться особенностями, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Для медицинских учреждений эти особенности определены Приказом Минтруда РФ № 250н[2]. Приказом Минтруда РФ № 544н[3] в Приказ Минтруда РФ № 250н внесен ряд изменений, устанавливающих особенности проведения специальной оценки условий труда медицинских работников, оказывающих психиатрическую и иную медицинскую помощь лицам с психическими расстройствами.

Смотрите так же:  Госпошлины иск моральный вред

Общие положения о проведении спецоценки.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже одного раза в пять лет, если иное не установлено Законом об оценке условий труда. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В силу Закона об оценке условий труда такой оценке подлежат все рабочие места в учреждении.

Необходимо отметить, что спецоценка условий труда может не проводиться в отношении:

1) рабочих мест, касательно которых до 01.01.2014 проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. В отношении таких рабочих мест специальная оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с момента проведения аттестации рабочих мест (ч. 4 ст. 27 Закона об оценке условий труда);

2) надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Все иные рабочие места подлежат специальной оценке.

К сведению:

Необходимо отметить, что в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона об оценке условий труда, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018.

Также нужно учитывать, что спецоценка в отношении рабочих мест, поименованных в ч. 7 ст. 9 Закона об оценке условий труда, должна проводиться с учетом особенностей, установленных законодательством. К названным рабочим местам, в частности, относятся рабочие места медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры, на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе специальной оценки.

Согласно внесенным изменениям специальная оценка условий труда на рабочих местах медицинских работников, непосредственно оказывающих психиатрическую и иную медицинскую помощь лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения, а также медицинских работников и иных работников, непосредственно обслуживающих больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения, осуществляется в соответствии с Методикой № 33н с учетом особенностей, установленных Приказом Минтруда РФ № 250н.

Необходимо отметить, что данные особенности должны применяться при проведении специальной оценки на рабочих местах, расположенных:

в психиатрических, психоневрологических, нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических медицинских организациях, структурных подразделениях (в том числе в отделениях, кабинетах, лечебно-производственных (трудовых) мастерских) иных лечебно-профилактических медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами;

в детских психиатрических, психоневрологических лечебно-профилактических медицинских организациях, в том числе в домах ребенка для детей с поражением центральной нервной системы с нарушениями психики, структурных подразделениях (в частности, в отделениях, отделах, кабинетах) иных лечебно-профилактических медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, кроме предназначенных для лечения детей с поражением центральной нервной системы без нарушения психики, стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, образовательных организациях, осуществляющих обучение умственно отсталых детей и детей, страдающих психическими заболеваниями, образовательных организациях, структурные подразделения которых реализуют образовательные программы для умственно отсталых детей и детей, страдающих психическими заболеваниями;

в клиниках (клинических отделениях) научных (научно-исследовательских) организаций и образовательных организаций высшего образования, оказывающих психиатрическую помощь;

в бюро медико-социальной экспертизы (экспертные составы главного бюро медико-социальной экспертизы, экспертные составы Федерального бюро медико-социальной экспертизы, образованные для освидетельствования лиц с психическими расстройствами).

Особенности трудовой деятельности.

Согласно п. 2 приложения 5 к Приказу Минтруда РФ № 250н к особенностям трудовой деятельности, обусловливающим особое воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, установленных указанным приказом, относятся:

осуществление принудительных мер медицинского характера по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших особо опасные общественные деяния;

оказание психиатрической и иной медицинской помощи лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения, а также непосредственное обслуживание больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения, в том числе вызванными употреблением психоактивных веществ;

стресс работников, связанный с постоянным общением с лицами, страдающими психическими расстройствами и расстройствами поведения;

угроза жизни и здоровью работников, связанная с возможным совершением в отношении них противоправных действий со стороны лиц, страдающих психическими расстройствами и расстройствами поведения, которым оказывается соответствующая медицинская помощь или осуществляется их обслуживание;

осуществление постоянного планирования и организации контроля мер безопасности в отношении лиц с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

Особенности проведения спецоценки.

Проведение специальной оценки включает в себя следующие этапы:

идентификация вредности (опасности). Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Минтрудом, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

измерения и исследования потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда;

классификация условий труда. В соответствии с ч. 8 ст. 12 Закона об оценке труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

Приказом Минтруда РФ № 544н установлено, что обязательным исследованиям (испытаниям) и измерениям на рабочих местах подлежат следующие вредные и (или) опасные производственные факторы:

тяжесть трудового процесса;

напряженность трудового процесса.

В ходе проведения исследований (испытаний) и измерений биологического фактора на рабочих местах эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в обязательном порядке должен учесть статистические данные об имеющихся (имевшихся) инфекционных заболеваниях у лиц, которым оказывается соответствующая медицинская помощь или в отношении которых осуществляется обслуживание, и предложения работников (при наличии).

Обратите внимание:

Не допускается осуществление идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов непосредственно на рабочих местах в присутствии лиц, которым оказывается соответствующая медицинская помощь или в отношении которых осуществляется обслуживание.

При отнесении условий труда к классу (подклассу) условий труда на рабочих местах дополнительно оценивается их травмоопасность. При этом эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда, непосредственно участвующие в ее проведении на рабочих местах, должны осуществлять деятельность по проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах под контролем уполномоченного лица работодателя (п. 2 приложения 5 к Приказу Минтруда РФ № 250н).

Результаты оценки травмоопасности рабочих мест оформляются в виде протокола, который подписывается экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, членами комиссии по ее проведению и ее председателем. В случае отнесения условий труда по результатам оценки травмоопасности рабочих мест к опасному классу итоговый класс (подкласс) условий труда на таких рабочих местах повышается на одну степень.

В ходе проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах обязательному исследованию (испытанию) и измерению подлежит напряженность трудового процесса по числу выполняемых работником или группой работников в течение рабочего дня (смены):

действий, направленных на непосредственное оказание психиатрической и иной медицинской помощи лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения и (или) обслуживание больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения, в том числе вызванными употреблением психоактивных веществ, либо направленных на обеспечение организации и контроля мер безопасности в отношении лиц с психическими расстройствами и расстройствами поведения (опасные процедуры);

действий, направленных на непосредственное оказание психиатрической и иной медицинской помощи лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения и (или) обслуживание больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения, в том числе вызванными употреблением психоактивных веществ, при осуществлении недобровольной госпитализации и (или) принудительного лечения по решению суда, в частности в условиях стационара, при работе в составе бригады скорой психиатрической помощи в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации (особо опасные процедуры).

Согласно п. 12 приложения 5 к Приказу Минтруда РФ № 250н в случае выполнения на рабочем месте в течение рабочего дня (смены) от одной до пяти опасных процедур либо одной особо опасной процедуры условия труда на таком рабочем месте по напряженности трудового процесса по числу выполняемых в течение рабочего дня (смены) опасных и (или) особо опасных процедур относятся к подклассу 3.1 вредных условий труда.

Смотрите так же:  Как оформить витрину колбаса

В свою очередь, в случае выполнения на рабочем месте в течение рабочего дня (смены) более пяти опасных процедур либо более одной особо опасной процедуры условия труда на таком рабочем месте по напряженности трудового процесса по числу выполняемых в течение рабочего дня (смены) опасных и (или) особо опасных процедур относятся к подклассу 3.2 вредных условий труда.

Типовые нарушения при проведении спецоценки.

В данном разделе статьи разберем наиболее распространенные нарушения, допускаемые учреждениями при проведении специальной оценки условий труда. Напомним, что контроль соблюдения законодательства о специальной оценке осуществляет Роструд. К таким нарушениям относятся:

1. Непроведение специальной оценки условий труда. Как мы уже отмечали, спецоценка должна осуществляться не реже одного раза в пять лет, если иное не установлено Законом об оценке условий труда.

Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Следовательно, проверяющие обязательно посмотрят на дату составления отчета.

2. Непроведение внеплановой специальной оценки. Особенности и сроки ее проведения установлены в ст. 17 Закона об оценке условий труда.

3. Отсутствие отчета о проведении специальной оценки. Результаты специальной оценки оформляются отчетом, разрабатываемым организацией, проводящей оценку. Он подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем.

4. Нарушения при организации спецоценки. Для организации и проведения специальной оценки условий труда в учреждении должна быть сформирована комиссия, число членов которой должно быть нечетным, а также утвержден график проведения специальной оценки условий труда. Комиссию обязан возглавить либо сам руководитель учреждения, либо его представитель (например, один из заместителей).

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) руководителя учреждения.

Согласно ч. 4 ст. 9 Закона об оценке условий труда комиссия до начала выполнения работ по проведению спецоценки утверждает перечень рабочих мест, на которых будет осуществляться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Отсутствие подписанного комиссией и утвержденного ее председателем перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям, является достаточно частым нарушением.

В силу ч. 7 ст. 12 Закона об оценке условий труда в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля условий труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения спецоценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении спецоценки принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей спецоценку.

5. Отсутствие протокола о невозможности проведения измерений и отнесении класса условий труда к опасному в случае наличия рабочих мест, на которых класс условий труда отнесен к опасному без проведения измерений. Согласно ч. 9 ст. 12 Закона об оценке условий труда комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц.

Условия труда на данных рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований и измерений.

Это решение должно быть оформлено протоколом комиссии, содержащим обоснование принятия такого решения и являющимся неотъемлемой частью отчета о проведении специальной оценки условий труда. Указанный отчет должен быть направлен в территориальный орган Роструда по месту нахождения работодателя не позднее десяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

6. В учреждении отсутствуют чек и уведомление об отправлении заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в адрес организации, проводившей специальную оценку, копии отчета в течение трех рабочих дней с даты его утверждения либо подтверждение отправления копии отчета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в течение трех рабочих дней с даты утверждения отчета. Напомним, что при наличии в отчете о проведении спецоценки сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне (ч. 5.1 ст. 12 Закона об оценке условий труда).

7. Согласно ч. 6 ст. 12 Закона об оценке условий труда работодатель с учетом требований законодательства РФ о персональных данных, о государственной и иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в Интернете (при его наличии) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Отсутствие на сайте таких данных является нарушением.

8. В учреждении отсутствует план мероприятий по улучшению условий и охраны труда на текущий год, содержащего мероприятия, указанные в плане мероприятий, рекомендованных при проведении специальной оценки (п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона об оценке условий труда).

9. Работники не ознакомлены с результатами оценки. Работодатель должен ознакомить работников с результатами оценки условий труда на их рабочих местах под подпись в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

10. Ошибки, связанные с декларированием соответствия условий труда. Согласно ч. 1 ст. 11 Закона об оценке условий труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона об оценке условий труда, учреждение подает в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Данная декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении спецоценки условий труда.

Декларация должна быть оформлена в порядке, установленном Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н.

Отметим, что дата подачи декларации не должна быть позднее даты утверждения отчета о проведении специальной оценки более чем на 30 рабочих дней.

По истечении пятилетнего срока и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, поименованных в ч. 5 ст. 11 Закона об оценке условий труда, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет.

В заключение напомним, что в силу ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение медицинским учреждением установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб., а на само учреждение – от 60 000 до 80 000 руб.

[1] Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

[2] Приказ Минтруда РФ от 24.04.2015 № 250н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда».

[3] Приказ Минтруда РФ от 30.06.2017 № 544н «О внесении изменений в Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 250н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда».