Приказ министра обороны 7 от 1996 года

Приказ Министра обороны РФ от 4 января 1996 г. N 7 «Об утверждении Норм коммунальных услуг» (утратил силу)

Приказ Министра обороны РФ от 4 января 1996 г. N 7
«Об утверждении Норм коммунальных услуг»

Приказом Министра обороны РФ от 24 декабря 2015 г. N 825 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 марта 2016 г.

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1996 г. прилагаемые Нормы коммунальных услуг для воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации.

2. Считать не действующим в Вооруженных Силах Российской Федерации приказ Министра обороны СССР 1973 года N 215.

3. Приказ разослать до отдельной роты.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии

Начальник Главного квартирно-эксплуатационного
управления Министерства обороны
Российской Федерации
генерал-лейтенант

Заместитель директора Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
Министерства строительства
Российской Федерации

2 февраля 1995 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Министра обороны РФ от 4 января 1996 г. N 7 «Об утверждении Норм коммунальных услуг»

Нормы коммунальных услуг, утвержденные настоящим приказом, вводятся в действие с 1 января 1996 г.

Текст приказа официально опубликован не был

Приказом Министра обороны РФ от 24 декабря 2015 г. N 825 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 марта 2016 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 августа 1996 г. N 280 «Об упорядочении решения вопросов, связанных с награждением личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации государственными наградами Российской Федерации и наградными знаками Министерства обороны Российской Федерации» (с изменениями, внесенными приказами Министра обороны 1996 г. № 281, 1990 г. № 50, 2006 г. № 160)

Приказ, Министр обороны Российской Федерации, «Об упорядочении решения вопросов, связанных с награждением личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации государственными наградами Российской Федерации и наградными знаками Министерства обороны Российской Федерации», от 7.8.1996 г., № 280

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 августа 1996 г. N 280 «Об упорядочении решения вопросов, связанных с награждением личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации государственными наградами Российской Федерации и наградными знаками Министерства обороны Российской Федерации» (с изменениями, внесенными приказами Министра обороны 1996 г.
· 281, 1990 г.
· 50, 2006 г.
· 160)

В целях упорядочения работы органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по исполнению требований Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 «О Государственных наградах Российской Федерации», распоряжения Президента Российской Федерации от 22 февраля 1996 г. N 83-рп и других нормативных актов Российской Федерации, связанных с награждением личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации государственными наградами Российской Федерации, а также при решении вопросов, связанных с учреждением (установлением) наградных знаков Министерства обороны Российской Федерации и награждением ими, приказываю:
1. Утвердить:
Инструкцию по исполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации требований нормативных актов Российской Федерации по вопросам, связанным с награждением личного состава государственными наградами Российской Федерации (Приложение 1 к настоящему Приказу);
Положение о наградных знаках Министерства обороны Российской Федерации (Приложение 2 к настоящему Приказу).
2. Общее руководство решением вопросов, связанных с награждением военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации государственными наградами Российской Федерации, с учреждением (установлением) наградных знаков Министерства обороны Российской Федерации и награждением ими, возложить на начальника Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны Российской Федерации.
3. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации приказы (нормы приказов) министра обороны СССР согласно Приложению 3 к настоящему Приказу, а также признать утратившим силу пункт 1 Приказа министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 123.
4. Приказ разослать до отдельной роты.

Министр обороны
Российской Федерации,
генерал-полковник
И.РОДИОНОВ

Приложение 1
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 7 августа 1996 г. N 280

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ИСПОЛНЕНИЮ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С НАГРАЖДЕНИЕМ
ЛИЧНОГО СОСТАВА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения. Порядок возбуждения ходатайств
о награждении государственными наградами

1. Настоящая Инструкция определяет порядок возбуждения ходатайств о награждении государственными наградами Российской Федерации (далее — государственные награды) военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, о выдаче им дубликатов орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям и документов к ним, а также порядок вручения указанным лицам государственных наград по поручению Президента Российской Федерации и от его имени.

Приказ министра обороны 7 от 1996 года

О ВЫПЛАТЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ,

И УПОРЯДОЧЕНИИ ОТНЕСЕНИЯ РАСХОДОВ НА ЭТИ ЦЕЛИ

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 02.12.1997 N 442)

В соответствии с Федеральными законами от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 24 августа 1995 г. N 152-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 24 ноября 1995 г. N 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Указом Президента Российской Федерации от 5 августа 1995 г. N 819 «О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 883 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», а также в связи с необходимостью упорядочения отнесения расходов на эти цели приказываю:

1. Назначать и выплачивать военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гражданскому персоналу органов военного управления, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации , имеющим детей, государственные пособия в размерах и порядке, установленных Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 883 , с учетом Инструкции (Приложение N 1 к настоящему Приказу) — с 24 мая 1995 года, а в размерах, повышенных Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. N 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и от 24 ноября 1996 г. N 130-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» , — с 1 января 1996 г. и 1 января 1997 г. соответственно.

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 02.12.1997 N 442)

Далее в тексте настоящего Приказа органы военного управления, воинские части, учреждения, в том числе образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, военно-учебные заведения, предприятия и организации Министерства обороны Российской Федерации, если не оговорено особо, будут именоваться для краткости воинскими частями.

В указанное Положение внесены изменения и дополнения Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 января 1996 г. N 67, 9 сентября 1996 г. N 1065, 14 февраля 1997 г. N 169, 28 августа 1997 г. N 1089 (Приказ Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 442).

(сноска введена Приказом Министра обороны РФ от 02.12.1997 N 442)

Приказ Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 442.

(сноска введена Приказом Министра обороны РФ от 02.12.1997 N 442)

Назначать с 21 июня 1996 г. указанным лицам государственные пособия в сроки, установленные статьей 17.1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в редакции Федерального закона от 18 июня 1996 г. N 76-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей .

(абзац введен Приказом Министра обороны РФ от 02.12.1997 N 442)

Приказ Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 442.

(сноска введена Приказом Министра обороны РФ от 02.12.1997 N 442)

2. Относить расходы на выплату государственных пособий и компенсационных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гражданскому персоналу воинских частей и учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, имеющим детей, согласно Приложению N 2 к настоящему Приказу.

3. Командирам воинских частей:

выдавать военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, лицам гражданского персонала и учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации в случаях соответственно перевода их к новому месту службы (работы, учебы), увольнения со службы, расторжения с ними трудового договора (контракта), отчисления из указанных образовательных учреждений или в связи с передачей функций назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка органам социальной защиты населения справки об окончании выплаты данного пособия с указанием месяца, по который это пособие было выплачено;

(абзац в ред. Приказа Министра обороны РФ от 02.12.1997 N 442)

С 1 января 1998 г. назначение и выплата этого пособия лицам гражданского персонала воинских частей и учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации производится органами социальной защиты населения по месту жительства указанных лиц.

(сноска введена Приказом Министра обороны РФ от 02.12.1997 N 442)

разъяснять женщинам, увольняемым из воинских частей в связи с их выводом с территорий иностранных государств на территорию Российской Федерации, а также при передислокации воинских частей на территории Российской Федерации в другую местность и имеющим право на обязательное трудоустройство в соответствии с законодательством, что их трудоустройство в Российской Федерации осуществляется органами Федеральной службы занятости России по месту жительства, а беременным женщинам и женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, кроме того, что назначение и выплата им пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет производятся органами социальной защиты населения по месту жительства.

Увольнение указанных женщин производится в порядке, установленном для работников, высвобождаемых при ликвидации предприятия, учреждения, организации (Приказ министра обороны Российской Федерации 1992 г. N 170).

4. Начальникам Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации и Управления труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить участие в подготовке Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами разъяснений по применению Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, и после утверждения в установленном порядке этих документов доведение их до воинских частей.

5. Считать с 24 мая 1995 года не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации Приказы министра обороны СССР, а также признать с 24 мая 1995 года утратившими силу приказы министра обороны Российской Федерации согласно Приложению N 3 к настоящему Приказу.

6. Приказ разослать до отдельной роты, учреждения, военно — учебного заведения, предприятия и организации Министерства обороны Российской Федерации.

к Приказу Министра обороны

от 11 января 1996 г. N 14

социальной защиты населения

26 декабря 1995 года

ПО ПРИМЕНЕНИЮ В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ

О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ

ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 4 СЕНТЯБРЯ 1995 Г. N 883

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 02.12.1997 N 442)

1. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и гражданскому персоналу воинских частей, находящихся на территориях иностранных государств, государственные пособия гражданам, имеющим детей (далее — государственные пособия), в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, назначаются и выплачиваются в случаях, когда их выплата предусмотрена международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии таких договоров указанным лицам выплачиваются компенсации и социальные пособия семьям с детьми, предусмотренные законодательством страны пребывания:

в воинских частях, находящихся на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств, — в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством этих государств, в порядке, определенном Приказом министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 285;

в войсковой части — полевая почта 18951 — в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством государства пребывания , в порядке, определяемом приказами главнокомандующего Войсками ПВО по согласованию с Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации и Управлением труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Смотрите так же:  Налог на землю для юридических лиц 2019 году

См. пункт 2 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 241 (Приказ министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 161).

2. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и гражданскому персоналу воинских частей, находящихся на территориях иностранных государств, установленные законодательством Российской Федерации государственные пособия в случаях, когда их выплата предусмотрена международными договорами Российской Федерации, выплачиваются с пересчетом рублей в национальные денежные единицы государств пребывания, где такие выплаты производятся в национальных денежных знаках.

По желанию получателей суммы пособий, назначенных в российских рублях, вместо пересчета в национальные денежные единицы могут зачисляться во вклады в полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации, если их сеть развернута на территориях государств пребывания, а при убытии этих лиц в отпуск в Российскую Федерацию им могут выдаваться именные поручения на сумму причитающихся к выплате пособий.

Указанным лицам при проведении отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет на территории Российской Федерации пособия, назначенные по месту службы (работы), пересылаются почтовыми переводами. Оплата почтовых расходов по их пересылке производится за счет источника, из которого они выплачиваются.

3. Пособие по беременности и родам женщинам назначается и выплачивается по последнему месту работы воинскими частями в случае, когда отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения их с работы по собственному желанию по причинам, указанным в абзацах третьем — пятом пункта 9 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Женщинам, проходившим военную службу по контракту, пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по последнему месту службы воинскими частями в случае, когда отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения их с военной службы по основаниям, указанным в абзацах третьем и четвертом (при наличии оснований, предусмотренных пунктом «б» части первой статьи 21) части четвертой статьи 49 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» .

Приказ министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 75.

4. Женщины, уволенные с работы в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с истечением срока их трудового договора (контракта) в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию, заявление о назначении установленного российским законодательством ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в случаях, когда выплата этого пособия предусмотрена международными договорами Российской Федерации, представляют командиру воинской части, находящейся за пределами Российской Федерации, из которой были уволены с работы, а в случае ее расформирования (ликвидации) — командиру воинской части, являющейся правопреемником, с обязательством сообщать в десятидневный срок о поступлении на работу (кроме поступления на работу на условиях неполного рабочего времени или на дому) и других обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пособия (смерть ребенка, получение пособия по безработице и др.).

Выплата указанного пособия, в том числе и в случае вывода воинской части или ее правопреемника с территории иностранного государства в Российскую Федерацию, производится в порядке, определенном абзацем третьим пункта 2 настоящей Инструкции.

5. Государственные пособия назначаются приказом командира воинской части и выплачиваются военнослужащим и гражданскому персоналу по отдельной ведомости.

При назначении ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет матерям, уволенным по основаниям, перечисленным в пункте 4 настоящей Инструкции, в приказе командира воинской части (ее правопреемника) указываются причина увольнения их с работы и период, в течение которого им должно выплачиваться это пособие.

6. При принятии решения о назначении ежемесячного пособия на ребенка по месту работы (службы, учебы) одного из родителей (усыновителя, опекуна, попечителя) дополнительно истребуется справка о неполучении этого пособия другим родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) по месту его работы (службы, учебы) или в органах социальной защиты населения по месту жительства.

С 1 января 1998 г. назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка лицам гражданского персонала воинских частей и учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 1089 «Об изменении порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка» производится органами социальной защиты населения по месту жительства указанных лиц.

(п. 6 в ред. Приказа Министра обороны РФ от 02.12.1997 N 442)

7. Контроль за правильностью и своевременностью назначения и выплаты в воинских частях государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляется довольствующими финансовыми органами.

Приказ Министра обороны РФ от 04.01.1996 n 7 «Об утверждении норм коммунальных услуг»

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 января 1996 г. N 7
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1996 года прилагаемые нормы коммунальных услуг для воинских частей, учреждений и военно — учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации.
2. Считать не действующим в Вооруженных Силах Российской Федерации Приказ Министра обороны СССР 1973 г. N 215.
3. Приказ разослать до отдельной роты.
Министр обороны
Российской Федерации,
генерал армии
П.ГРАЧЕВ

Приложение
к Приказу
Министра обороны
Российской Федерации
от 4 января 1996 г. N 7
Согласовано
Заместитель Директора
Департамента жилищно —
коммунального хозяйства
Министерства строительства
Российской Федерации
Н.ЖУКОВ
2 февраля 1995 года
НОРМЫ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ВОИНСКИХ
ЧАСТЕЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ВОЕННО — УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. НОРМЫ РАСХОДА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ
А. ВНУТРЕННЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
——————T———————-T————T————¬
¦ Назначение ¦ Общее освещение ¦Удельная ¦Годовой рас-¦
¦ (наименование) +———-T————+установлен-¦ход электро-¦
¦ помещений ¦плоскость ¦нормируемая¦ная мощ- ¦энергии на ¦
¦ ¦нормирова-¦освещен- ¦ность осве-¦освещение ¦
¦ ¦ния (Г — ¦ность, лк ¦щения, ¦помещений ¦
¦ ¦горизон- ¦ ¦Вт/кв. м ¦объектов ¦
¦ ¦тальная, +——T——+——T——+Министерства¦
¦ ¦В — верти-¦при ¦при ¦при ¦при ¦обороны ¦
¦ ¦кальная), ¦люми-¦лам- ¦люми-¦лам- ¦Российской ¦
¦ ¦высота над¦нес- ¦пах ¦нес- ¦пах ¦Федерации, ¦
¦ ¦уровнем ¦цент-¦нака-¦цент-¦нака-¦кВт.ч/кв. м ¦
¦ ¦пола, м ¦ных ¦лива-¦ных ¦лива-+——T——+
¦ ¦ ¦лам- ¦ния ¦лам- ¦ния ¦при ¦при ¦
¦ ¦ ¦пах ¦ ¦пах ¦ ¦люми- ¦лам- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нес- ¦пах ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦цент- ¦нака-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ных ¦лива-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лампах¦ния ¦
+—————-+———-+——+——+——+——+——+——+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+—————-+———-+——+——+——+——+——+——+
¦ 1. Воинские части, соединения, учреждения, военно — учебные ¦
¦ заведения, управления, главные и центральные управления ¦
¦ ¦
¦1.1. Служебные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кабинеты в глав-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных и централь- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных управлениях,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦управлениях, во-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦инских частях, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦соединениях, уч-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦реждениях и во- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦енно — учебных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦заведениях, при-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦емные при них, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦общие рабочие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦комнаты ¦Г — 0,8 ¦300 ¦200 ¦20,7 ¦51,8 ¦ 15,5 ¦ 39,8¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2. Машинопис- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ные бюро, залы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ЭВМ и выпуска ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦информации ¦Г — 0,8 ¦400 ¦300 ¦26,8 ¦68 ¦ 20 ¦ 51 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.3. Чертежные ¦Г — 0,8 ¦500 ¦400 ¦33,8 ¦94 ¦ 25,4 ¦ 70,5¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.4. Светокопи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ровальные, поме-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦щения для элект-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рографирования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦фотокомнаты ¦Г — 0,8 ¦200 ¦150 ¦14,4 ¦38 ¦ 5,4 ¦ 14,7¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.5. Залы сове- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦щаний ¦Г — 0,8 ¦200 ¦150 ¦14,4 ¦38 ¦ 8,6 ¦ 22,6¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.6. Типографии:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- печатные цехи,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ архивы ¦Г — 0,8 ¦300 ¦200 ¦23 ¦56,7 ¦ 17,3 ¦ 42,5¦
¦- наборные цехи ¦Г — 0,8 ¦300 ¦200 ¦23 ¦56,7 ¦ 6,8 ¦ 16,7¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.7. Бюро про- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пусков ¦Г — 0 ¦150 ¦100 ¦11,2 ¦28,8 ¦ 4,3 ¦ 11,1¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.8. Комнаты де-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦журных ¦Г — 0,8 ¦150 ¦100 ¦10,8 ¦27,8 ¦ 52,0 ¦133 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.9. Вестибюли, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гардеробные ¦Г — 0 ¦150 ¦100 ¦11,2 ¦28,8 ¦ 8,3 ¦ 21,6¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.10. Коридоры и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лестничные клет-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ки ¦Г — 0 ¦ 50 ¦ 30 ¦ 4,5 ¦ 9,8 ¦ 5,1 ¦ 11,0¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.11. Туалеты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦умывальные ¦Г — 0 ¦ 75 ¦ 50 ¦ 6,6 ¦16,2 ¦ 7,4 ¦ 18,2¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.12. Кладовые, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦камеры хранения ¦Г — 0 ¦ 75 ¦ 50 ¦ 6,6 ¦16,2 ¦ 4,9 ¦ 12,4¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.13. Комнаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦уборщиц ¦Г — 0 ¦ 50 ¦ 30 ¦ 5,1 ¦10,3 ¦ 1,0 ¦ 2,4¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.14. Дежурное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦освещение ¦Г — 0 ¦ 0,5¦ 0,5¦ 0,03¦ 0,16¦ 0,1 ¦ 0,6¦
¦ ¦
¦ 2. Караульные помещения, гауптвахты ¦
¦ и контрольно — пропускные пункты ¦
¦ ¦
¦2.1. Комнаты на-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чальников карау-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ла, общие комна-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ты для состава ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦караула ¦Г — 0,8 ¦200 ¦150 ¦14,8 ¦39 ¦ 7,1 ¦187 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.2. Комнаты для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦отдыхающей смены¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦караула, туале- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ты, умывальные, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сушилки ¦Г — 0 ¦ 75 ¦ 50 ¦ 6,6 ¦16,2 ¦ 31,6 ¦ 78 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3. Комнаты на-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чальников гаупт-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вахт ¦Г — 0,8 ¦200 ¦150 ¦14,8 ¦39 ¦ 4,3 ¦ 11,3¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.4. Комнаты для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работы штатного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦состава гаупт- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вахт ¦Г — 0,8 ¦150 ¦100 ¦10,8 ¦27,8 ¦ 3,1 ¦ 8,1¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.5. Камеры об- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦щие и одиночные,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦коридоры и лест-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ничные клетки ¦Г — 0 ¦ 50 ¦ 30 ¦ 5,1 ¦10,3 ¦ 24,4 ¦ 51,8¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.6. Комнаты для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦подогревания и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦приема пищи ¦Г — 0,8 ¦150 ¦100 ¦10,8 ¦27,8 ¦ 6,3 ¦ 16,2¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.7. Комнаты для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦чистки оружия ¦Г — 0,8 ¦150 ¦100 ¦10,8 ¦27,8 ¦ 4,2 ¦ 10,8¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.8. Контрольно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦- пропускные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пункты, проход- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ные ¦Г — 0 ¦100 ¦ 75 ¦ 7,4 ¦21,6 ¦ 35,6 ¦103,6¦
¦ ¦
¦ 3. Казарменные помещения воинских частей и военно — ¦
¦ учебных заведений ¦
¦ ¦
¦3.1. Спальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦помещения для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦личного состава ¦Г — 0,8 ¦ 75 ¦ 50 ¦ 5,5 ¦14 ¦ 13,2 ¦ 33,6¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.2. То же, что ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и п. 3.1, но де-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦журное освещение¦Г — 0 ¦ 10 ¦ 5 ¦ 0,7 ¦ 1,6 ¦ 1,7 ¦ 3,8¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.3. Классы ¦Г — 0,8 ¦300 ¦200 ¦20,7 ¦51,8 ¦ 24,9 ¦ 62 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.4. Комнаты для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦подготовки к за-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нятиям, для со- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вещаний и отдыха¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦офицеров, канце-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лярии ¦Г — 0,8 ¦300 ¦200 ¦20,7 ¦51,8 ¦ 11,6 ¦ 29 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.5. Комнаты для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦хранения и чист-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ки оружия ¦Г — 0,8 ¦150 ¦100 ¦10,8 ¦27,8 ¦ 4,2 ¦ 10,8¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.6. Кладовые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦для хранения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦имущества роты и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦личных вещей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦солдат и сержан-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тов ¦Г — 0 ¦ 50 ¦ 30 ¦ 5,1 ¦10,3 ¦ 2 ¦ 4,6¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.7. Туалеты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦умывальные, ду- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦шевые с разде- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦валками, кури- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тельные ¦Г — 0 ¦ 75 ¦ 50 ¦ 6,6 ¦16,2 ¦ 15,8 ¦ 38,8¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.8. Комнаты бы-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тового обслужи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦вания, для чист-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ки одежды и обу-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ви ¦Г — 0,8 ¦150 ¦100 ¦10,8 ¦27,8 ¦ 4,2 ¦ 10,8¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.9. Коридоры, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лестничные клет-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ки, сушилки ¦Г — 0 ¦ 50 ¦ 30 ¦ 4,5 ¦ 9,8 ¦ 10,8 ¦ 24,6¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.10. То же, что¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и п. 3.9, но де-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦журное освещение¦Г — 0 ¦ 0,5¦ 0,5¦ 0,03¦ 0,16¦ 0,1 ¦ 0,6¦
¦ ¦
¦ 4. Военно — учебные заведения и курсы усовершенствования ¦
¦ и переподготовки офицерского состава ¦
¦ ¦
¦4.1. Лаборатории¦Г — 0,8 ¦300 ¦200 ¦20,7 ¦51,8 ¦ 12,2 ¦ 30,5¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.2. Аудитории и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦классы ¦Г — 0,8 ¦300 ¦200 ¦20,7 ¦51,8 ¦ 9,5 ¦ 23,8¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.3. Читальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦залы, дежурные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

Смотрите так же:  Омс судебная практика 2019

О нелегитимности Приказа Министра обороны РФ № 055-96

ЗАЯВЛЕНИЕ
О нелегитимности Приказа Министра обороны РФ № 055-96

В Тихоокеанский флотский военный суд

Защитников Пасько Г.М.

ЗАЯВЛЕНИЕ
о нелегитимности Приказа Министра обороны РФ № 055-96

Как известно, в основу всех заключений экспертных комиссий, проводивших исследования на предмет определения степени секретности документов лег неопубликованный секретный Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10.08.1996 № 055 (далее Приказ), которым с 1 сентября 1996 года введен в действие Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее Перечень). Как заявил в судебном заседании 19.09.01 эксперт Репин (начальник группы защиты государственной тайны 8-ого отдела ГШ ВМФ РФ), без использования этого нормативного акта, экспертная комиссия не смогла бы дать заключение.

Между тем, положения Приказа не должны применяться в настоящем деле по следующим основаниям:

1. Закон РФ «О государственной тайне» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 6 октября 1997 года) (далее Закон «О государственной тайне»), в статье 5 определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии со статьей 4 (пункт 2) Закона РФ «О государственной тайне» Президент РФ утверждает Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Согласно статье 9 (часть 3) Закона РФ «О государственной тайне» отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

На основании статьи 9 (часть 5) Закона «О государственной тайне» органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, имеющиеся в распоряжении указанных органов, и устанавливается степень их секретности.

При составлении развернутого перечня руководители органов государственной власти обязаны руководствоваться Законом РФ «О государственной тайне», Указом Президента РФ № 1203 от 30.11.1995 (с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента от 24.01.1998 № 61 и Указом Президента № 659 от 06.06.2001) (далее Указ Президента № 1203), а также Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденными постановлением Правительства РФ № 870 от 04.09.1995 (далее Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил, ведомственные перечни должны определять степень секретности конкретных сведений.

Таким образом, законодательством России установлена следующая процедура отнесения сведений к государственной тайне:

  • Закон «О государственной тайне» содержит перечень категорий сведений, составляющих государственную тайну.
  • Президент РФ своим Указом № 1203 установил перечень, который детализирует категории сведений, указанные в законе, и для распоряжения сведениями каждой категории определил полномочный государственный орган.
  • Руководители органов государственной власти на основании перечня статьи 5 Закона РФ «О государственной тайне» и перечня, содержащегося в Указе Президента РФ № 1203, руководствуясь Правилами, составляют развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, включая в них конкретные сведения, имеющиеся в их распоряжении.

    Необходимо особо подчеркнуть, что руководители органов государственной власти, министерств и ведомств, с учетом требований статьи 9 (части 3 и 5) Закона «О государственной тайне» при формировании Перечней могут в них включать только те сведения, которые содержатся в рамках категорий сведений, установленных статьей 5 Закона РФ «О государственной тайне».

    Таким образом, содержащиеся в ведомственных Перечнях сведения, подлежащие засекречиванию, не могут выходить за рамки категорий сведений, перечисленных в выше названном Законе, и должностные лица, формирующие ведомственные Перечни, наделены правом только конкретизировать эти категории сведений, а не устанавливать по своему усмотрению новые.

    В нарушение этого принципа, в Перечень включены новые категории сведений, то есть такие, которые не содержатся в статье 5 Закона РФ «О государственной тайне».

    Ниже приводятся примеры, подтверждающие данный тезис.

    Пункт 129 Сведения о деятельности воинских частей радиоэлектронной борьбы в ходе учений и тренировок

    В заключении от 14.09.2001 экспертами данный пункт соотнесен с положениями абзаца 5 п. 4 ст. 5 Закона «О государственной тайне» (сведения о методах И средствах защиты секретной информации).

    С учетом установленных Указом Президента № 1203 и Приказом правил толкования союза «и» при перечислении сведений, степень секретности устанавливается для всех сведений в совокупности. То есть, для засекречивания конкретной информации со ссылкой на абзац 5 п. 4 ст. 5 Закона «О государственной тайне», необходимо, чтобы она содержала сведения как о методах так и о средствах защиты секретной информации.

    Совершенно понятно, что далеко не вся информация о деятельности воинских частей радиоэлектронной борьбы в ходе учений и тренировок будет раскрывать сведения о методах и средствах защиты секретной информации. Следовательно, сведения, указанные в п. 129 Перечня, в той части, в которой они не раскрывают методы и средства защиты секретной информации не могут быть засекречены, а сам п. 129 в этой избыточной части будет противоречить требованиям Закона «О государственной тайне».

    Пункт 240 (Примечание 1) Действительное наименование особорежимной, особо важной или режимной воинской части или объекта, не подпадающих под действие международных договоров (соглашений), а также действительное наименование соединения, воинской части, учреждения, подразделения военной разведки

    В заключении от 14.09.2001 экспертами данный пункт соотнесен с положениями абзаца 6 п. 1 ст. 5 Закона «О государственной тайне» (сведения о … действительных наименованиях… войск И состоянии их боевого обеспечения…).

    С учетом установленных Указом Президента № 1203 и Приказом правил толкования союза «и» при перечислении сведений, степень секретности устанавливается для всех сведений в совокупности. То есть, для засекречивания конкретной информации со ссылкой на абзац 6 п. 1 ст. 5 Закона «О государственной тайне», необходимо, чтобы она содержала сведения как о действительных наименованиях войск так и о состоянии их боевого обеспечения.

    Таким образом, сведения о действительных наименованиях, без данных о состоянии боевого обеспечения не подлежат засекречиванию. Следовательно, примечание 1 к п. 240 Перечня не соответствует положениям Закона «О государственной тайне».

    Пункт 600 Сведения, раскрывающие наличие ядерного горючего для АПЛ.

    Пункт 601 Сведения об отправке на переработку отработанного ядерного горючего без данных в натуральном выражении.

    По мнению экспертов готовивших заключения экспертиз от 14.03.98 и 14.09.2001, данные пункты соответствуют положениями абзаца 3 п. 1 ст. 5 Закона «О государственной тайне» (сведения о ядерных энергетических установках оборонного значения).

    Весь абсурд такого «соответствия» очевиден. Поэтому защита считает излишним вступать в спор с экспертами, которые, не имея юридического образования, попытались толковать закон, «притягивая его за уши» (по выражению эксперта Трунова) к положениям Приказа.

    Кроме того, следует отметить, что категория сведений «о ядерных энергетических установках оборонного значения» появилась в формулировке абзаца 3 п. 1 ст. 5 Закона «О государственной тайне», только после 9 октября 1997 года, с момента вступления в силу изменений в этот закон. Таким образом, до указанной даты эксперты не имели возможности сделать даже такие псевдоюридические выводы о соответствии пунктов 600 и 601 Перечня Закону «О государственной тайне».

    Включив в Перечень вышеперечисленные категории сведений, министр обороны вышел за установленные законом «О государственной тайне» рамки категорий сведений, составляющих государственную тайну, и, произвольно вторгаясь в компетенцию законодателя, своим приказом нарушил требования:

    Статьи 29 (часть 4) Конституции РФ
    – «Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

    Статьи 6 (часть 2) Закона РФ «О государственной тайне»
    – «Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне».

    Статьи 9 (часть 3) Закона РФ «О государственной тайне»
    – «Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации».

    Смотрите так же:  Мировой суд в олонце

    Таким образом, министр обороны, выйдя за пределы своих полномочий, расширил рамки установленного Законом «О государственной тайне» Перечня сведений, составляющих государственную тайну.

    2. Неопределенный характер некоторых пунктов Перечня позволяет правоприменителю произвольно решать вопрос о наличии государственной тайны в тех или иных собранных или распространенных лицом конкретных сведениях, и таким образом ограничивать конституционное право на доступ к информации, а также создает возможность для произвольного привлечения его к ответственности.

    Например, сведения о дате начала военных учений, могут быть правоприменителем (следователем, прокурором) признаны секретными в соответствии с пунктом 387 Перечня как отчетные данные о проведенных мероприятиях оперативной подготовки. Данные о том, что в учениях принимали участие подразделения РЭБ, могут быть квалифицированы по п. 129 Перечня, как сведения о деятельности воинских частей РЭБ в ходе учений и тренировок. Информация о том, что атомная подводная лодка погружается под воду, а затем всплывает, на основании пункта 600 Перечня может быть квалифицирована как сведения, раскрывающие наличие ядерного горючего для АПЛ, поскольку на любой действующей АПЛ имеется ядерное горючее. Сообщение о том, что отработавшее ядерное горючее вывозится на переработку железнодорожным транспортом, подпадает под действие п. 601 Перечня, как сведения об отправке на переработку отработанного ядерного горючего без данных в натуральном выражении. Информация о том, что на специальном объекте покрасили стену контрольно-пропускного пункта и отремонтировали шлагбаум может быть признана секретной на основании 452 Перечня. Лицу, «разгласившему» сведения подобные тем, что указаны выше, в зависимости от усмотрения правоприменителя может быть предъявлено соответствующее обвинение.

    Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут иметь неопределенный характер, допускающий их произвольное толкование и применение.

    Возможность произвольного применения закона является нарушением установленного статьей 19 (часть 1) Конституции РФ равенства всех перед законом и судом.

    На основании статьи 43 (часть 2) Конституции РФ граждане России имеют право искать, получать и свободно распространять информацию. Это право на получение и распространение информации не является абсолютным и может быть ограничено только законом. Однако при этом, как и сама возможность ограничений, так и их характер, определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ. Согласно ее статье 55 (часть 3) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Достижению этих целей служит и законодательство, регулирующее правоотношения в области государственной тайны, в том числе связанное с ограничением права на свободу информации.

    Однако, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ, исходя из общих принципов права, введение ограничения конституционного права и ответственности за его нарушение, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

    Данные конституционные положения корреспондируют нормам международного права, в соответствии с которыми все люди равны перед законом и судом, имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, и при осуществлении своих прав и свобод человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом и необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной безопасности, территориальной целостности, общественного порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения, и совместимы с другими правами, признанными этими нормами (статья 7 и пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 и статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Четвертого протокола к этой Конвенции, статья 20 Конвенции Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека).

    Диспозиции отдельных пунктов Перечня, не определяя круг оснований, по которым информация может подлежать засекречиванию, то есть, являясь неопределенными, позволяют вводить ограничения конституционного права на свободу получения и распространения информации не только законом.

    Таким образом, режим секретности будет регулироваться не законом, а решениями должностных лиц, заключением экспертов, которым тем самым предоставляются широкие дискреционные полномочия, дающие возможность фактического расширения оснований привлечения к ответственности и применения санкций.

    На необходимость неукоснительного соблюдения принципа определенности в нормативных актах неоднократно в своих постановлениях указывал Конституционный Суд РФ:

    Постановление от 15.07.1999 № 11-П
    – «неопределенность правового содержания рассматриваемых положений противоречит общеправовым принципам юридической ответственности. Между тем критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года по делу о проверке конституционности статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР. Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона».

    Постановление от 25.04.1995 № 3-П
    – «Неопределенность его юридического содержания не позволяет ответить на вопрос, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождает произвольное понимание того, что он означает по своему существу. Отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен “устанавливать порядок” вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать его по собственному усмотрению, что может привести к нарушению конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилища. Это не отвечает требованиям статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченным федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    …Возможность произвольного применения закона является нарушением провозглашенного Конституцией Российской Федерации равенства всех перед законом и судом (ст. 19, часть 1)».

    3. Сокрытие от общественности содержания Приказа путем его засекречивания нарушает установленное статьей 43 (часть 2) Конституции РФ право граждан искать, получать и свободно распространять информацию, ограничения которого могут устанавливаться только законом, и противоречит:

    Статье 15 (часть 3) Конституции РФ
    – «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения»;

    Статье 10 (часть 3) Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации»
    – «Запрещено относить к информации с ограниченным доступом: законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации».

    Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 20 декабря 1995 года по делу о проверке конституционности ряда положений статьи 64 УК РСФСР, по данному вопросу разъяснил:

    « … государство вправе относить те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности, распространение которых может нанести ущерб обороне страны и безопасности государства, к государственной тайне. В связи с этим статьей 29 (часть 4) Конституции Российской Федерации предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству.

    Однако в силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из статьи 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации».

    В соответствии с п. 1 Заключения Комитета конституционного надзора СССР от 29.11.90, « опубликование законов и других нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, то есть доведение их тем или иным способом до всеобщего сведения, является обязательным условием применения этих актов».

    Утвержденный Приказом Перечень обязателен не только для военнослужащих, служащих и рабочих Минобороны РФ, но и для всех других граждан. Праворегулирующий характер Приказа очевиден. Именно на его основе давалась и продолжает даваться экспертная оценка о наличии государственной тайны в содержании той или иной информации.

    Таким образом, Приказ является нормативным правовым актом, поскольку он:

  • затрагивает конституционное право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию;
  • рассчитан на неоднократное применение;
  • носит межведомственный характер;
  • регулирует соответствующие правоотношения в области государственной тайны;
  • устанавливает определенные обязанности граждан в этой сфере;
  • является одним из оснований для применения санкций к лицам, нарушившим эти обязанности.

    Следовательно, содержание Приказа и утвержденного им Перечня в силу приведенного выше нормативного материала должно относится к информации открытого доступа, а их текст должен подлежать официальному опубликованию.

    Требование обязательного официального опубликования нормативного правового акта как необходимое условие его применения содержится в Главе 1 Конституции РФ. В силу ст. 16 Конституции РФ, положения этой главы составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией. Никакие другие положения Конституции, уже не говоря о законах и подзаконных нормативных актах, не могут противоречить основам конституционного строя России.

    Таким образом, засекречивание содержания Приказа противоречит закону, а его применение подрывает основы конституционного строя.

    4. Приказ не прошел процедуру государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

    Судом в целях всестороннего изучения этого обстоятельства был направлен запрос в Министерство юстиции РФ с просьбой предоставить заключение юридической экспертизы, на основании которого принято решение о признании Приказа не нуждающимся в государственной регистрации. Как известно, в качестве ответа на запрос в суд поступило письмо первого заместителя Министра юстиции РФ от 16.03.2000. В соответствии с этим письмом, Приказ не нуждается в регистрации, поскольку не содержит новых правовых норм и носит внутриведомственный характер. Аргументы, изложенные в разделе 3 настоящего заявления, свидетельствуют об ошибочности этого мнения.

    Кроме того, из представленных на запрос суда документов следует, что юридическая экспертиза Приказа Минюстом РФ не проводилась. Между тем, согласно п. 13 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (Приказ Минюста РФ от 14 июля 1999 года № 217), окончательное решение о необходимости регистрации принимается после производства юридической экспертизы нормативного акта. Таким образом, решение первого заместителя Министра юстиции РФ является необоснованным.

    В соответствии с п. 2 Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов (далее Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1992 года № 305, государственной регистрации подлежали нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер независимо от срока их действия и характера содержащихся в них сведений.

    Пришедшие на смену Положению Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 в настоящее время также предусматривают обязанность указанных органов, в том числе Минобороны РФ, регистрировать свои нормативные правовые акты в Министерстве юстиции РФ.

    Согласно п. 10 и 12 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 в редакции Указов Президента РФ от 16.05.97 № 490 и от 13.08.98 № 963, нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут служить основанием для регулирования соответствующих отношений и на них нельзя ссылаться при разрешении споров.

    Поскольку Приказ не прошел государственную регистрацию его положения должны признаваться незаконными и не могут применяться в ходе рассмотрения данного уголовного дела.

    Вышеизложенное свидетельствует о нелегитимности применения в настоящем уголовном деле неопубликованного нормативного правового акта – Приказа Министра обороны Российской Федерации от 10.08.1996 № 055.

    29 октября 2001 года

    Адвокаты:
    И.Ю. Павлов
    А.Ф. Пышкин

    Общественный защитник:
    A.П. Ткаченко