Превысил должностные полномочия

Оглавление:

Статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий (действующая редакция)

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 286 УК РФ

1. Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Таковыми следует считать действия, резко и очевидно не соответствующие полномочиям лица.

2. Превышение должностных полномочий может выражаться:

— в совершении действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу) или могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия);

— единоличном решении или действии, которое должно совершаться коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом (например, вынесение судьей акта, требующего решения в составе коллегии судей);

— совершении действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не вправе (например, применять насилие к подозреваемому, обвиняемому) (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

3. О содержании последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства см. комментарий к ст. 285 УК.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

5. Субъект преступления — должностное лицо.

6. О лице, занимающем государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления см. комментарий к ст. 285 УК.

7. Содержание особо квалифицирующих признаков (ч. 3 ст. 286 УК) практически полностью совпадает с содержанием одноименных признаков других составов преступлений.

8. При наличии признаков преступлений, предусмотренных ст. 105 и ч. ч. 3 и 4 ст. 111 УК, совершенных в ходе превышения должностных полномочий, содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 286 УК.

9. К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, служебные собаки, слезоточивый газ, водометы, бронемашины и т.п. (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции

Не редко в российской правовой действительности встречаются случаи совершения преступлений, закрепленных в уголовном законодательстве в смежных статьях 285 и 286 Уголовного кодекса России. Это следующие преступления: злоупотребление и превышение должностных полномочий.

В этой статье будет рассмотрено совершение этих преступлений сотрудниками органов внутренних дел, а именно сотрудниками полиции.

В первую очередь, злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий стоит отграничивать друг от друга. При этом важно отметить, что рассматриваемые в данной статье преступления могут быть совершены только в том случае, когда субъект этого преступления осуществляет исполнение соответствующих должностных полномочий. То есть сотрудник полиции, который превышает должностные полномочия, обязательно должен находиться при исполнении (не в отставке, в отпуске, на больничном и т.п.).

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с превышением полномочий, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Злоупотребление должностными полномочиями в соответствии со статьей 285 УК РФ — использование сотрудником полиции своих служебных полномочий вопреки интересам службы и при этом обязательно совершенное из корыстной (иной личной) цели и в обязательном порядке повлекшее за собой существенное нарушение прав граждан (юридических лиц) либо законных интересов общества или государства. Это преступление наказывается максимально лишением свободы до 4 лет. В случае, если это преступление повлечет за собой тяжкие последствия, оно может наказываться максимально до 10 лет лишения свободы.

В данном случае имеется в виду совершение преступником таких действий или актов бездействия, которые были непосредственно связаны с осуществлением полицейским своих прав и должностных обязанностей, но не вызывались служебной необходимостью и противоречили целям и задачам, для достижения которых сотрудник полиции был наделен соответствующими полномочиями. Например, задержание лица на более длительный срок, чем предусмотрен законом (вместо 3 часов при административном задержании лицо было незаконно задержано сотрудниками полиции на срок в 48 часов без имеющихся на то законных оснований).

Превышение должностных полномочий (согласно статье 286 УК РФ) это, согласно закону, совершение сотрудником полиции активных действий, которые явно выходят за пределы полномочий полицейского и при этом существенно нарушают права граждан (юридических лиц) либо законные интересы общества или государства. Это преступление также может наказываться максимально в виде лишения свободы на срок до 4 лет, а в случае наличия факта незаконного применения оружия или насилия, срок назначаемого лишения свободы может доходить до 10 лет.

В отличие от злоупотребления (статья 285 УК РФ), рассмотренного ранее, превышение должностных полномочий полицейским это совершение активных действий, явно выходящих за пределы полномочий сотрудника полиции. Совершая преступление, сотрудник полиции осознаёт, что действует за пределами возложенных на него полномочий. Существенность нарушения прав и законных интересов устанавливается судом на основании разъяснений, данных в соответствующей Постановлении Пленума ВС РФ.

Важно!Превышением должностных полномочий, например, будет являться незаконное и необоснованное применение сотрудником полиции оружия. В данном случае стоит отметить, что основания и пределы применения оружия (специальных средств) определены в ФЗ „О полиции” (например, основания и условия применения оружия полицейским закреплены в статье 23 указанного закона).

Заявление о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции

Расследованием данных дел согласно статье 151 УПК РФ занимаются следователи Следственного комитета России. Разрешением данных дел и привлечением к ответственности виновных занимаются суды общей юрисдикции.

Соответствующее заявление по факту злоупотребления или превышения должностных полномочий должно быть направлено в Следственный комитет России, в его территориальный следственный отдел. Оно может быть подано как непосредственно в данный орган, так и по почте либо через официальный сайт Следственного комитета РФ.

В заявлении в Следственный комитет указывается:

  • Наименование отделения следственного комитета, в которое подается заявление, адрес отделения с индексом (индекс указывается перед адресом)
  • ФИО заявителя и адрес регистрации заявителя с индексом (индекс указывается перед адресом)
  • Мобильный или домашний телефон заявителя для обратной связи (указание этих контактных данных не обязательно, но желательно.)
  • Дополнительно может быть указан адрес электронной почты для обратной связи
  • Название заявления: „Заявление о преступлении”
  • Текст заявления. В начале текста требуете возбудить уголовное дело по факту совершения преступления, а именно превышения (злоупотребления) должностных полномочий. В данном тексте указываете обстоятельства, при которых было совершено преступление сотрудником (сотрудниками) полиции. Необходимо максимально четко и сжато описать обстоятельства, при которых произошло преступление. Указываете все обстоятельства дела, обязательно следует указать в чем именно выразилось злоупотребление или превышение должностных полномочий, какие Ваши права были нарушены действиями (бездействием) сотрудников полиции. Также необходимо указать все данные, которые имеются у Вас о сотрудниках полиции, дату совершения преступления, доказательства, которые Вы можете представить против нарушивших Ваши права сотрудников полиции. Дополнительно можете указать ссылки на статьи 285 и 286 УК РФ.
  • В конце заявления указываете фразу: „Об ответственности за заведомо ложный донос по статье 306 Уголовного Кодекса РФ мне известно”
  • Приложение: перечисляете доказательства, которые Вы прилагаете к заявлению по данному делу. Все документы (доказательства) по делу прилагаются к заявлению в копиях.
  • Дата подачи заявления (число, месяц, год) и подпись заявителя с расшифровкой.

В течение 10 суток с даты регистрации Ваше заявление должно быть рассмотрено комитетом и по нему будет вынесено решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке, который предусмотрен статьями 144, 145, 148 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела по Вашему заявлению (обоснованный отказ придёт Вам по почте заказным письмом, зачастую в течение 14 суток с момента подачи заявления), Вы можете обжаловать данный отказ в порядке, предусмотренном статьями 124, 125, 148 Уголовно-процессуального кодекса РФ в прокуратуру, руководителю следственного органа или в суд. Самым действенным способом считается обжалование отказа в возбуждении уголовного дела в прокуратуру. В данной жалобе указываете, что Вы не согласны с доводами следователя следственного комитета, послужившими основанием для отказа в возбуждении уголовного дела по факту превышения должностных полномочий полицейским. При наличии, можете также приложить дополнительные доказательства (копии документов, видео- или фотоматериалы) по делу.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Превышение должностных полномочий

На основании ст. 286 УК РФ за превышение должностных полномочий предусмотрена ответственность (или наказание). Если при злоупотреблении служебными (должностными) полномочиями (ст. 285 УК) должностное лицо использует свои правомочия незаконно, наперекор интересам службы, то в ситуации злоупотребления властью лицо совершает нарушение, определенно выходящее за пределы его компетенции.

Так, злоупотребление полномочиями часто имеет форму затрагивания прав определенного человека. Также могут нарушаться права государства либо общества в целом. Законом устанавливается уровень превышения власти и предусматривается соответствующее наказание.

Смотрите так же:  Кто имеет право на земельный участок в москве

Что значит выйти за пределы полномочий

Данная фраза означает применение насилия либо совершение угрозы его применения. Сюда же относят использование специальных средств механического воздействия или оружия. Если гражданину нанесен тяжкий моральный или физический ущерб, это приравнивают к превышению должностных правомочий.

Как только доказан факт злоупотребления полномочиями, правонарушителя на определенный срок лишают прав занимать должность. Чтобы не превышать служебных правомочий и не стать правонарушителем, нужно хорошо знать свои обязанности.

Превышение должностных полномочий бывает двух видов:

  • преступное действие, которое превышает правомочия;
  • преступное бездействие, совершение которого преследует цели, которые должностное (служебное) лицо не имело прав перед собой ставить.

Превышение полномочий различается и по формам:

  • служебное лицо совершает нарушение, которое входит в компетенцию иного должностного лица;
  • принимает единоличные решения, которые утверждаются исключительно коллегиально;
  • выполняет действия, предусмотренные в исключительных случаях, но без необходимости и т. д.

Превышение полномочий: состав преступления

Объект преступления родовой – общественные отношения в сфере интересов на уровне государственной власти.

Объект преступления видовой – деятельность, предусмотренная правовыми актами:

  • госорганов;
  • органов местной власти;
  • Вооружённых сил России;
  • государственных и муниципальных учреждений.

Их деятельность должна осуществляться на справедливой основе, а её представители должны сверять все действия, считаясь с особенностями законных интересов граждан или общества в целом.

Субъект преступления специальный – служебное лицо, которое незаконно применило свои правомочия за пределы обязанностей, что привело к нанесению вреда. Субъективная сторона определена прямым умыслом.

В отличие от ст. 285 УК РФ, исходя из положений ст. 286 УК для квалификации деяния как избыток правомочий мотив преступления значения не имеет.

Доказательство превышения полномочий

В ходе следственных мероприятий доказательством избытка служебных правомочий будет расхождение действий должностного лица с его прямыми обязанностями. Подтвердить это можно при изучении трудового соглашения или контракта, функциональных обязанностей и должностных инструкций.

К доказательствам вреда, который случился в результате неправомерных действий соответствующего лица, относятся справки, заключения независимой экспертизы, счета на расходы.

Доказательство связи между действиями правонарушителя и наступившими последствиями устанавливают за счет порядка действий: от деяния должностного лица – к причиненному данным преступлением ущербу. К ним относят как подтверждения в виде документов, так и свидетельские показания.

Если вы пострадали из-за действий должностного лица, вы вправе обратиться в прокуратуру.

Отграничение от смежных составов преступления

Преступление (ст. 286 УК) по своему составу близко такому деянию, как злоупотребление должностными полномочиями, за которое несут ответственность, согласно ст. 285 УК РФ. Деяния схожи в том, что в обеих ситуациях служебное положение применяется незаконно. Однако в них есть и существенное отличие.

Состав злоупотребления должностными полномочиями разграничивают с составом превышения правомочий. Причем следует исходить из того, что в первом случае лицо противоправно, в противовес особенностям законных интересов службы, применяет назначенные ему правомочия, а во втором – совершает действия, определенно выходящие за пределы его обязанностей.

Последние относят к правомочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим служебным лицом лишь при наличии некоторых обстоятельств, указанных в законодательстве или подзаконном акте, а также действия, которые ни при каких обстоятельствах и никто не должен исполнять.

Особенности квалификации преступления

Квалификация преступлений в уголовном праве – уголовно-правовая оценка определенного общественно опасного деяния. Квалифицирующие признаки – это отягчающие обстоятельства, которые предусмотрены в Особенной части УК РФ в качестве признаков состава преступления.

Квалификация правонарушения зависит от тяжести последствий, наступивших в результате деяния с превышением правомочий. Квалифицирующими признаками, согласно ч. 2 и 3 ст. 286 УК, можно считать:

  • деяния, которые совершены лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта России;
  • деяния, совершенные главой местной администрации;
  • применение насилия – побоев, ударов, нанесение вреда здоровью лёгкой и средней тяжести;
  • незаконное лишение свободы. Существенное отягчающее основание – применение специальных средств (резиновые палки, наручники, слезоточивый газ и др., что определено законом РФ «О полиции») и оружия;
  • угроза расправой с показом оружия;
  • нанесение особо крупного ущерба;
  • причинение или нанесение существенного вреда здоровью (тяжких телесных повреждений) по неосторожности;
  • смерть по неосторожности.

Превышение правомочий, которое сопряжено с умышленным убийством или с нанесением потерпевшему умышленных тяжких телесных повреждений, необходимо квалифицировать по совокупности деяний.

Угроза или насильственные действия

Этот квалифицирующий состав предусмотрен в ч. 3 ст. 286 УК РФ. Под насильственными деяниями либо угрозой их применения подразумевается причинение физического вреда. Он выражается в истязании, ограничении свободы, побоях, прочем вреде здоровью с применением специальных средств. Помимо этого, преступные действия могут совершаться и с применением психического давления – в виде угроз применения насилия для подавления воли человека.

Использование специальных средств либо оружия

Использование специальных средств или оружия в случае избытка правомочий должностного лица предполагает как психическое, так физическое (удар резиновой дубинкой, выстрел на поражение и др.) воздействие. В этих ситуациях появляется реальная угроза здоровью либо жизни субъекта. Если неправомерные действия виновного сопровождались лишь демонстрацией оружия либо с применением специальных средств и не представляли опасности для граждан, они квалифицируются как превышение правомочий лицом с угрозой применения к потерпевшему насилия.

Наступление тяжких последствий

К тяжким последствиям относят, к примеру, последовавшее за деянием самоубийство потерпевших, продолжительный простой организации, крупную аварию. Результат последствий – это причинение имущественного вреда в крупном размере. В случае, когда превышение правомочий сопровождалось умышленным убийством, подобное деяние квалифицируется по совокупности состава по ч. 3 ст. 286 и ст. 105 УК РФ.

Причинение вреда здоровью

В ситуации причинения вреда здоровью в результате превышения правомочий в ходе неправомерного деяния виновного лица оценка законом зависит от определенных обстоятельств дела. Нужно в данном случае также учитывать, что ч. 3 ст. 286 УК установлено наказание за причинение любого, помимо тяжкого, вреда здоровью. Ответственность за данное деяние предусматривается и в ст. 111 УК. В таких случаях преступление квалифицируется по совокупности составов.

Наказание за превышение служебных полномочий

Статья 286 УК РФ предусматривает следующие меры наказания за данное деяние или нарушение:

  • ст. 286 УК РФ (ч. 1) – штрафные санкции в размере суммы до 80 тысяч рублей или в размере заработка или прочего дохода нарушителя за срок до 6 месяцев, либо лишение права быть на определенной должности или заниматься определенной деятельностью на период до 5 лет, либо арест на 4–6 месяцев, либо осуждение на срок до 4 лет;
  • ст. 286 УК РФ (ч. 2) – штрафные санкции в размере 100–300 тысяч рублей или в размере заработной платы или прочего дохода виновного в течение от 1 года до 2 лет, либо осуждение на срок до 7 лет с лишением права быть на определенной должности или заниматься определенной деятельностью на период до 3 лет или без такового;
  • ст. 286 УК РФ (ч. 3) – осуждение на период 3–10 лет с лишением прав занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Если возникнут вопросы по превышению служебных полномочий, наши квалифицированные юристы окажут вам помощь.

Таким образом, мы рассмотрели, что представляет собой превышение служебных полномочий, виды и формы, состав преступления, особенности квалификации деяния, схожесть и отличие со смежными составами преступления, наказание и ответственность.

Превышение полномочий сотрудником ДПС

Дорога с ее оживленным транспортным движением всегда являлась источником повышенной опасности. По этой причине управление автомобилем требует внимания и сосредоточенности. Но случается так, что водителю приходится проявлять бдительность и при общении с сотрудниками дорожно-постовой службы. Призванные наблюдать за порядком на проезжей части, они могут пойти на должностное преступление и допустить превышение полномочий ДПС. Как определить правомочность действий представителя власти и что делать в случае его противозаконного поведения?

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с превышением должностных полномочий, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Что значит «превышение полномочий»?

Следует отличать понятия «злоупотребление» и «превышение». Они оба регламентируются Уголовным Кодексом Российской Федерации. В первом случае (статья 285), имеется в виду использование лицом, занимающим определенную должность, своего положения для достижения личных корыстных целей, преступление совершается в пределах его служебных обязанностей. Во втором (статья 286), действия должностного лица выходят за рамки его прямых полномочий. Состав преступления наблюдается, если подобные поступки наносят ущерб интересам как простых граждан, так и юридическим лицам, государству, обществу.

Основываясь на судебной практике, все ситуации с превышением должностных полномочий подразделяют на группы:

  • Совершение действий за другое должностное лицо, исполнение его обязанностей, без законного на то основания. Примером может служить случай, когда работник патрульно-постовой службы пытается проверить автолюбителя на наличие документов на право управления транспортным средством.
  • Единоличное совершение действий, которые должны производиться только группой людей. Может произойти, когда сотрудник ДПС обязан привлекать понятых, а он этого не делает.
  • Совершение действий, разрешенных законодательством только в определенных случаях. Это могут быть те моменты, когда инспектор ГИБДД останавливает машину без достаточных на то оснований.
  • Совершение противоречащих законодательству действий, которые не должны осуществляться ни при каких обстоятельствах. Не только представителю власти, а и любому человеку запрещено грубить и рукоприкладствовать.

Важно! Все эти ситуации можно считать преступлением, только если обвиняемый находился при исполнении своих служебных обязанностей. В другое время к нему применяются меры, как к обычному гражданину.

Любое действие инспектора дорожно-постовой службы регламентировано законодательством и руководящими документами. Нарушение предписаний будет преступлением, за которое предусмотрена ответственность.

Как распознать превышение должностных полномочий сотрудником ГИБДД?

Рассмотрим несколько наиболее распространенных ситуаций:

Требование остановиться. Оно может предъявляться только тогда, когда у полицейского есть достаточно оснований. В их число входят: нарушение ПДД или наличие информации об участии в происшествии, транспортное средство находится в розыске, проведение мероприятий, связанных с ограничением движения и другие. Полный перечень содержится в пункте 13.7 «Наставлений по работе дорожно-постовой службы».

Важно! Просто так остановить машину полицейский не имеет права. Если он это сделал, то срок задержания должен быть минимален.

Проверка документов. В тех же наставлениях сказано, что потребовать предоставить документы на вождение и владение машиной инспектор может только на стационарных постах и контрольно-пропускных пунктах. Исключения составляют ситуации, когда представитель власти действует в рамках мероприятий специального назначения.

Досмотр машины. Может проводиться только при наличии достаточных оснований. Обязательно составление протокола и присутствие двух понятых. Сотрудники правоохранительных органов таковыми быть не могут. Если же инспектор все сделал правильно, то препятствовать досмотру нельзя, за это грозит арест на пятнадцать суток.

Грубое обращение. В ранее упомянутых наставлениях (пункт 18.7) сотруднику ДПС рекомендовано доброжелательное общение с водителями и их пассажирами. Все вопросы должны быть обоснованными, иметь правовое подтверждение. Запрещается делать замечания участникам дорожного движения в присутствии их детей. С подростками инспектору необходимо общаться как с взрослыми людьми. Любое нравоучение, а тем более грубость, должно восприниматься как превышение полномочий, данных властью.

Рассмотренные ситуации наиболее часто происходят при общении полицейских с участниками дорожного движения. На практике их гораздо больше. Необходимо быть внимательным, а в случае противоправных действий, посоветоваться с правозащитником о том, как вести себя дальше.

Есть ли наказание за превышение полномочий ДПС и куда обращаться?

Пунктом 1 статьи 286 УК РФ за подобные преступления предусмотрен целый перечень наказаний, применение которых зависит от состава преступления. Самое минимальное – штраф до восьмидесяти тысяч рублей. Обвиняемого могут лишить права занимать подобные должности на протяжении пяти лет, а могут и на четыре года лишить свободы.

Смотрите так же:  Материнский капитал на февраль 2019

Если имеют место отягчающие обстоятельства, такие как применение насилия или его угроза, использование оружия и спецсредств, причинение тяжкого вреда, то в таких ситуациях наказание будет намного строже, максимальное – до десяти лет лишения свободы.

Если сотрудник ГИБДД допустил некорректное поведение или иным способом превысил свои должностные полномочия, то на него следует пожаловаться вышестоящему руководству. Если неизвестно подразделение, к которому относится нарушитель, то обращаться необходимо в прокуратуру. При наличии доказательств, достаточных для обвинения, направить заявление в суд.

Важно! Точно квалифицировать поведение работника ГИБДД сложно. Для этого понадобится поддержка опытного юриста. Он поможет разобраться в ситуации и подскажет, как правильно оформить обращение в соответствующие правоохранительные органы.

Не надо прощать представителям власти элементарной грубости. За свое неправильное поведение они должны нести наказание в соответствии с законом. Если бы обоснованные жалобы на сотрудников ДПС направлялись потерпевшими во всех случаях, тогда произвола на дорогах было бы меньше.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 г. Москва «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»

В связи с вопросами, возникающими у судов по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации,

1. Обратить внимание судов на направленность уголовной ответственности за преступления против интересов государственной службы на обеспечение защиты граждан от коррупции и других общественно опасных деяний, совершенных должностными лицами по службе. Лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства.

2. Судам при рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) необходимо устанавливать, является ли подсудимый субъектом указанных преступлений — должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

3. К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

4. Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

5. Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

6. Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

7. В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.

Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. К ним следует относить:

лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка);

лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.

Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Начальники по воинскому званию определены в статье 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (в частности, сержанты и старшины являются начальниками по воинскому званию для солдат и матросов только одной с ними воинской части).

8. Субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.

9. При решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ, судам следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, — лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний). Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 (в редакции от 1 декабря 2008 г.).

10. Наряду с лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, субъектом ответственности по части 2 статьи 285 УК РФ и части 2 статьи 286 УК РФ является глава органа местного самоуправления, под которым следует понимать только главу муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

11. Судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена статьей 201 УК РФ.

Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.

К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации).

В тех случаях, когда указанные лица используют свои полномочия вопреки законным интересам коммерческой или иной организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, они подлежат ответственности по статье 201 УК РФ, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.

12. Если в результате злоупотребления полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, причинен вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению руководителя данной организации или с его согласия (статья 23 УПК РФ). В случае причинения вреда интересам других организаций (например, некоммерческой организации, государственному или муниципальному предприятию), а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование за злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации осуществляется на общих основаниях (пункт 3 примечаний к статье 201 УК РФ).

Когда в результате злоупотребления полномочиями руководителем коммерческой или иной организации вред причинен исключительно этой организации, уголовное преследование руководителя осуществляется по заявлению или с согласия органа управления организации, в компетенцию которого входит избрание или назначение руководителя, а также с согласия члена органа управления организации или лиц, имеющих право принимать решения, определяющие деятельность юридического лица.

13. В случаях, когда деяние, содержащее признаки злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) или превышения должностных полномочий (статья 286 УК РФ), совершено должностным лицом для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (статья 39 УК РФ).

14. Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (статья 42 УК РФ).

Смотрите так же:  Приказ на ответственного по гочс образец

Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на часть 3 или часть 4 статьи 33 УК РФ.

Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

15. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).

Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

16. При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) подсудимого состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать:

корыстную заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.);

иную личную заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

17. В отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества.

Если использование должностным лицом своих служебных полномочий выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается частью 3 статьи 159 УК РФ или частью 3 статьи 160 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 285 УК РФ не требует.

В тех случаях, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, наряду с хищением чужого имущества, совершило другие незаконные действия, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.

Равным образом, исходя из положений статьи 17 УК РФ, должен решаться вопрос, связанный с правовой оценкой действий должностного лица, совершившего служебный подлог. В случаях, когда такое лицо в связи с исполнением своих служебных обязанностей внесло в официальные документы заведомо ложные сведения либо исправления, искажающие их действительное содержание, содеянное должно быть квалифицировано по статье 292 УК РФ. Если же им, наряду с совершением действий, влекущих уголовную ответственность по статье 285 УК РФ, совершается служебный подлог, то содеянное подлежит квалификации по совокупности со статьей 292 УК РФ.

18. По делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий судам надлежит, наряду с другими обстоятельствами дела, выяснять и указывать в приговоре, какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочий.

Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.

Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).

19. В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.

Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);

совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.

20. При квалификации действий лица по пункту «б» части 3 статьи 286 УК РФ судам под применением оружия или специальных средств надлежит понимать умышленные действия, связанные с использованием лицом поражающих свойств указанных предметов, или использование их по назначению.

Отграничивая превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия или специальных средств, от правомерных действий должностных лиц, судам следует учитывать, что основания, условия и пределы применения оружия или специальных средств определены в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», Федеральном законе от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», Федеральном законе от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране», Законе Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции»).

К специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы, бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и др.

21. Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренным частью 3 статьи 285 УК РФ и пунктом «в» части 3 статьи 286 УК РФ, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

22. При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 285 УК РФ или статьей 286 УК РФ судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, с приведением их в приговоре и указывать, злоупотребление какими из этих прав и обязанностей или превышение каких из них вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).

При отсутствии в обвинительном заключении или обвинительном акте указанных данных, восполнить которые в судебном заседании не представляется возможным, уголовное дело подлежит возвращению прокурору в порядке статьи 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом.

23. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 1041 УК РФ деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, и любые доходы от этого имущества подлежат конфискации, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

24. При установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ, нарушений прав и свобод граждан, а также других нарушений закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, рекомендовать судам в соответствии с частью 4 статьи 29 УПК РФ выносить частные определения или постановления, обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения.

25. В связи с принятием настоящего постановления признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге».

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации