Преступление и уголовное правонарушение вид отношения

Преступление как особый вид правонарушения

Главная > Закон >Государство и право

Сибирский федеральный университет

Кафедра «Информационное право»

по дисциплине «Правоведение»

Тема: «Преступление, как особый вид правонарушений. Законодательное закрепление преступлений в российском, советском и русском дореволюционном праве»

Выполнил: ст.гр. АУ 65 б

Проверил старший преподаватель

кафедры информационного права :

Понятие правонарушения. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Понятие преступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

Классификация преступления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7

Законодательное закрепление преступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..8

Законодательное закрепление преступления в РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8

Законодательное закрепление преступления в дореволюционной России . . . . 11

Законодательное закрепление преступления в советской России . . . . . . . . . . .13

6. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

7. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

В настоящее время такие слова, как «преступление», «преступник», «правонарушение» и другие, мы слышим везде и достаточно часто. Преступления сейчас совершаются часто и носят разный характер. Я считаю, что мы должны знать о понятии «преступление», потому что оно прочно вошло в нашу жизнь. А также мы должны знать о законодательном закреплении преступления и как оно изменялось на протяжении истории.

2. Понятие правонарушения.

Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы. Социальная нормаэто правило социально значимого поведения членов общества. Целостная, динамическая система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека.

Человек, в своём поведении может либо придерживаться этих норм, либо отступать от них. Однако несоблюдение ряда социальных норм вызывает применение различных санкций в отношении лица их нарушившего. Применение санкций регламентируется различными документами, принятыми в данном обществе, с учётом его особенностей (национальных, территориальных и др.). В нашей стране санкции за нарушение правовых норм (правонарушения) определяются Уголовным Кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Гражданским Кодексом.

Каждое отдельное правонарушение конкретно: оно совершается конкретным лицом, в определённом месте и времени, противоречит действующему правовому предписанию, характеризуется точно определёнными признаками. Вместе с тем все антисоциальные явления, имеют общие черты.

Таким образом, правонарушениеэто сознательный, волевой акт общественно опасного противоправного поведения.

Правонарушение – это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

В зависимости от сферы общественной жизни, где они совершаются, различают:

а) правонарушения в экономике;

б) правонарушения в управленческой деятельности;

в) правонарушений в семейно-бытовой сфере.

В зависимости от характера стоящей перед правонарушителем цели можно выделить:

а) правонарушения, направленные на достижение конкретной, определенной цели;

б) правонарушения, направленные на достижение неопределенной цели или нескольких целей.

Наиболее распространенной и социально значимой является классификация правонарушений в зависимости от степени их социальной опасности (вредности). В этой связи все правонарушения подразделяются на преступления и проступки

Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Объектами преступного деяния являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан.

Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения. Иногда выделяют также процессуальные правонарушения (неявка свидетеля в суд).

Преступление — это одно из видов правонарушений. Отличие преступления от других видов правонарушений заключается в его повышенной степени общественной опасности. Степень общественной опасности преступлений, позволяющая их отграничить от других правонарушений зависит от ряда объективных и субъективных признаков. Большое значение при этом имеет учет таких признаков, как объект посягательства, его важность, ценность объективных признаков правонарушения (повторность, систематичность, промысел, характер преступных последствий), степень вины, мотивы и цель деяния, особенности личности правонарушителя (состояние психики субъекта).

Все уголовно-правовые акты Советского государства, независимо от их редакции и времени издания, в определении преступления неизменно указывали на его материальный признак — общественные отношения общества.

В Руководящих началах по уголовному праву 1919 года (ст. 6), УК РСФСР
1922 года (ст. 6) и УК 1926 года (ст. 6) указывалось только на такой
признак преступления, как общественная опасность: Преступлением
называется всякое общественно опасное действие или бездействие,
угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному
рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю
период времени
. И только в Основах уголовного законодательства 1958 года впервые появилось указание на необходимость введения признака запрещенности деяния, признаваемого преступлением, в качестве обязательного.

Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924г. объявляли преступлением «общественно опасные деяния, подрывающие власть трудящихся или нарушающие установленный ею правопорядок». УК РСФСР 1926г. общим объектом уголовно-правовой охраны считал «социалистическое государство рабочих и крестьян и установленный в нем правопорядок» (ст. 1). Преступление же определялось так: «Общественно опасным признается всякое действие или бездействие, направленное против советского строя или нарушающее правопорядок, установленный рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени» (ст. 6).

Таким образом, в действующем УК РФ 1996 года присутствуют четыре признака преступления: виновность, общественная опасность, противоправность и наказуемость. Преступление, как правовое явление, характеризуется этими четырьмя определенными признаками, представляющими существенные стороны данного явления. Поэтому, поведение становится преступлением только тогда, когда оно обладает всеми указанными в законе признаками.

Виновность. Этот признак непосредственно вытекает из ст. 5 УК: Лицо
подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные
действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в
отношении которых установлена его вина. Персональный характер данного
принципа указывает на то, что за совершенное преступление отвечает лишь
тот, кто является виновником, а не какие-либо другие лица. Виновным в
преступлении может быть только такое лицо, которое совершило
предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние умышленно
или по неосторожности. Частью второй этой статьи уголовное
законодательство РФ запрещает объективное вменение, т.е. уголовную
ответственность за невиновное причинение вреда. Если деяние совершено
случайно (без вины), то несмотря на его общественную опасность оно не
может признаваться преступлением и потому не влечет уголовной
ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 УК, виновным в преступлении признается
лицо, совершившее общественно опасное и противоправное деяние умышленно
либо по неосторожности.

Общественная опасность (объективная характеристика правонарушения)
свойство деяния, способного причинить существенный вред охраняемым
законом общественным интересам, возможность каких-либо отрицательных для
общества изменений, потенциальный вред. Однако, по крайней мере, в
большинстве случаев, преступление несет в себе вред не потенциальный, а
реальный. Поэтому в уголовном праве понятие общественной опасности
приобрело два значения: а) вреда потенциального и б) вреда реального.
Преступление всегда отличается большей социальной вредностью, чем
проступки. Если же основываться на том, что вред в правовом смысле это ущерб общественнымотношениям, то он имеет место в случае совершения любого преступления,
поскольку всякое преступление нарушает общественное отношение. Наука уголовного
права и уголовное законодательство выделяют в общественной опасности,
как материальном признаке преступления, качественную и количественную
характеристику. Статья 60 УК, определяя общие начала назначения
наказания, указывает на то, что при назначении наказания учитываются
характер и степень общественной опасности преступления. При этом
характер общественной опасности принято называть качественной, а степень
количественной характеристикой преступления.

Противоправность запрещенность общественно опасного деяния Особенной
частью уголовного закона или, если смотреть с точки зрения его юридического состава, предусмотренность деяния законом, как преступления. Противоправность указывает на наличие правовой связи, правового отношения между совершенным проступком и уголовноправовой нормой. Уголовная противоправность выражение на законодательном уровне общественной опасности деяния, …деяние, объективно нетерпимое для
общества в силу его общественной опасности для сложившейся системы
общественных отношений, криминализируется, т.е. прямо запрещается нормой
уголовного права под угрозой наказания Уголовное право. Противоправность
в уголовном праве имеет форму противозаконности. Такой вывод следует из
ст. 3 УК РФ, где указано, что преступление должно быть предусмотрено в
кодексе, т.е. в уголовном законе, принятом законодательным органом.
Никакой другой государственный орган, ни президент, ни правительство не
вправе установить или отменить преступность деяния. Подобные вещи могут
наблюдаться в дезорганизованных и не отлаженных правовых системах.

Наказуемость (п. 2. ст. 2 УК) установление законом уголовного
наказания, т.е. неизбежного юридического последствия за совершение
общественно опасного деяния, неблагоприятного для правонарушителя. Неприменение наказания возможно когда совершенное преступление не было раскрыто и в том случае, если суд счел возможным не применять к правонарушителю наказание. В ч. 3 ст. 10 УК РСФСР содержится положение о том, что в случаях, когда суд найдет,
что исправление лица, совершившего в возрасте до восемнадцати лет
преступление, не представляющее большой общественной опасности, возможно
без применения уголовного наказания, он может применить к такому лицу
принудительные меры воспитательного характера, не являющиеся уголовным
наказанием Уголовное право. В действующем УК 1996 года существует
отдельная глава, посвященная ответственности несовершеннолетних. Тем
самым, появилась возможность показать общие принципы уголовной
ответственности этих лиц и привести в систему все нормы, регулирующие
эту ответственность. В ч. 2 ст. 87 УК РФ, также как и в УК 1960 года,
сказано, что несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть
назначено наказание, либо к ним могут быть применены принудительные
меры воспитательного воздействия. То, что не каждый факт совершения
преступления сопровождается назначением наказания, следует понимать так,
что только такие деяния следует считать преступлениями, за которые
законодатель считает необходимым назначить наказание. Если деяние не
влечет наказания в уголовном порядке, то его нельзя признать преступным.

Смотрите так же:  Договор купли продажи автомобиля от физ лица на юр.лицо

Правонарушение, виды правонарушений

Правонарушение – это нарушение норм права, нарушение установленного порядка общественных отношений, противоправное поведение гражданина или учреждения, организации, предприятия.

Преступление – это предусмотренное уголовным правом общественно опасное действие, приносящее вред отдельной личности или организации, учреждению, предприятию.

Правонарушителями могут быть признаны граждане, достигшие 16 лет, а за убийство, умышленное телесное повреждение, похищение человека, кражу, грабёж и т.д. уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Проступок – общественно вредное действие, но в отличии от преступления, он не считается общественно опасным. За проступок предусматриваются наказание не уголовного характера – в виде предупреждения, штрафов, исправительных работ.

Уголовное наказание возможно лишь при доказанности совершения преступления. В зависимости от общественной опасности выделяют категории:

тяжкие преступления (умышленное убийство, бандитизм, хищение и т.д.);
особо тяжкие преступления (которые караются лишением свободы свыше 10 лет или высшей мерой);
не представляющие большой общественной опасности (не более 5 лет).

Классификация правонарушений может быть проведена по разным основаниям. Наиболее распространённым является деление их на виды в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушены, а также по степени их общественной опасности (вредности). Наиболее опасными (вредными) для общества являются преступления – противоправные деяния, предусмотренные уголовным законом (уголовное правонарушение).

Преступления посягают на наиболее значимые общественные отношения, причиняют значительный ущерб.

Все правонарушения, кроме преступлений, называются проступками, подразделяются на следующие виды:

Административные правонарушения (проступки) – это посягательство на государственный или общественный порядок, собственность, права и законные интересы граждан, предусмотренные нормами административного, финансового, земельного права.
Гражданско-правовые нарушения (проступки) – это посягательство на имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права, а также некоторыми нормами трудового, семейного, земельного права.

Дисциплинарные правонарушения (проступки) – это посягательство на внутренний распорядок деятельности учреждений, предприятий и иных организаций.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами — загрузи их здесь!

Преступление и уголовное правонарушение вид отношения

«Уголовное правонарушение», «преступление»,
«уголовный проступок», «административное правонарушение», «административный проступок», «дисциплинарный проступок»:
схожесть и различия

Все эти виды правонарушений — публично-правовые деликты. В этом их схожесть. Но очень плохо, когда из-за их схожести эти деликты смешивают. Это влечет за собой или 1) нарушение прав человека или 2) невозможность нарушенные права надлежащим образом защитить.

Первое отличие (уголовных правонарушений — от всех иных), на которое я хочу обратить внимание, это то, что в отличие от административных и дисциплинарных, уголовные правонарушения все больше дрейфуют в сторону приватного, частного права.

В последнее время в уголовном законе — все больше приватно-правовых начал:

а) увеличивается количество дел частного обвинения;

б) возникают все новые основания для выхода из конфликта путем примирения сторон: освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением; соглашение с потерпевшим;

в) вводятся понятия медиации (медиатор — посредник, примиритель) , фасилитации (фасилитатор — тот, кто помогает другим понять общую цель в процессе дискуссии, не защищая ни одну из позиций или сторон).

Почему это происходит? Потому, что уголовно-правовой конфликт — самый опасный из правовых конфликтов, и ему специалисты уделяют наибольше внимания, глубже изучают способы его:

— урегулирования и предупреждения;

— разрешения и трансформации.

В демократическом государстве любой человек (так же, как и любой коллективный субъект — предприятие, политическая партия, общественная организация) является субъектом всевозможных правоотношений и в большинстве случаев сам способен разрешить возникший в результате их осуществления правовой конфликт, действуя, в том числе и в роли потерпевшего.

Главное для него — восстановить свое право в случае его нарушения, создать условия для того, чтобы это право больше не нарушалось, получить полное возмещение материальных и моральных затрат, — т.е. полную сатисфакцию (удовлетворение).

Понятно, что в редких случаях такое удовлетворение у физического или юридического лица возникает от того, что в отношении правонарушителя реализована лишь такая цель наказания, как кара. Как правило, это случаи совершения насильственных и некоторых других преступлений, обязательным признаком которых является потерпевший.

Пример из судебной практики. Муж избил жену, сломал ей руку — она обратилась к прокурору, возбудили уголовное производство, осудили мужа к штрафу — из семейного бюджета заплатили государству штраф. Жена удовлетворена? Вопрос риторический.

Таким образом, доля регулятивного и охранительного публичного права уменьшается и фактически охранительное публичное право начинает распространяться лишь на правоотношения, связанные с:

— преступлениями против международного правопорядка, интересов государства и совместных интересов человека, общества и государства;

Лишь в этих случаях правовые конфликты непосредственно касаются государства.

Второе отличие (преступления от уголовного проступка). Суть уголовного правонарушения состоит в том, что в советской традиции именовалось и сейчас во многих правовых системах продолжает именоваться «общественной опасностью».

Она, как известно, определяется:

а) объектом посягательства (объект посягательства при совершении: — уголовных правонарушений — очень широк; — административных проступков — порядок государственного управления, администрация; — дисциплинарных проступков — трудовые, служебные и схожие обязанности) а также: — предметом посягательства и личностью потерпевшего;

б) тяжестью последствий (смерть человека, вред его здоровью, размер материального ущерба и т.п.), — а если последствия не предусмотрены, то:

— созданием опасности наступления тяжких последствий;

— опасностью самого по себе деяния, способа его совершения, примененных при его совершении средств, орудий, либо местом, либо временем его совершения;

в) формой вины — чем более тяжкими являются последствия, тем меньше, как правило, мы говорим об обязательности умысла;

г) свойствами субъекта. Принцип тут такой: чем выше требования к субъекту, чем более широк круг его обязанностей и прав, тем в большем количестве случаев он может быть привлечен к уголовной ответственности по сравнению с обычным лицом — общим субъектом.

Например, не являются уголовно наказуемыми такие деяния общего субъекта, как:

— воспрепятствование законной деятельности общественных объединений;

— вмешательство в законную деятельность представителей работников;

— финансирование политической партии и т.д.

Так вот, отличие преступления от уголовного проступка, как правило, — в степени общественной опасности (хулиганство — мелкое хулиганство, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью — причинение по неосторожности легкого вреда здоровью), но иногда и в их характере (разглашение государственной тайны — разглашение бухгалтерской или налоговой тайны).

Основной смысл выделения категории уголовных проступков в том, чтобы быстро разрешить конфликт в упрощенном процессуальном порядке и удовлетворить интересы всех сторон конфликта.

Поэтому, на все деяния, которые не характеризуются тяжкими последствиями или действительно серьезной внутренней опасностью, следует посмотреть с точки зрения того, можно ли их перевести в категорию проступков?

То есть — карать за них несильно, но стремительно.

Третье отличие (административного правонарушения от административного проступка). Многообразие форм административных правонарушений не позволяет все их отразить в одном кодексе. Несмотря на то, что КоАП и его аналоги и так во всех постсоветских и не только государствах — самый большой по объему, все равно охватить им все административные правонарушения не удается.

а) в КоАП содержится перечень лишь наиболее типичных административных правонарушений. Это — «административные проступки».

Смотрите так же:  Залог глагола сказуемого см

б) в Украине принят КАС и создана система административной юстиции.

Ее задача — обеспечить возможность защиты прав и интересов физических и юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны субъектов осуществления властных управленческих функций, т.е. от административных правонарушений.

В случае удовлетворения административного иска суд может, в частности:

— признать противоправным решение субъекта властных полномочий, действия или бездеятельность;

— обязать ответчика совершить определенные действия или удержаться от них;

— взыскать с ответчика средства;

— временно запретить отдельные виды или всю деятельность объединения граждан и ликвидировать объединение граждан;

— принудительно выдворить иностранца или лица без гражданства из страны;

— признать наличие или отсутствие компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий.

Пример — ст. 74 проекта КоАП. Можно наказать штрафом, но проблема так и не будет решена.

Но административный суд не может наложить санкции в виде штрафа или лишения права заниматься определенной деятельностью.

Эти санкции имеют в основном карательный характер, а их целями являются воспитание правонарушителя и превенция.

Таким образом, вместе с КАС (но не вместо него — как это было в советской традиции) может действовать и Кодекс об административных проступках.

Иными словами, сегодня все правовые конфликты в сфере гос. управления следует разрешать совокупностью инструментов:

1) свои права гражданин должен защищать в административном суде, — а если суд установит нарушение закона, причиной которого было злоупотребление, превышение власти, бездействие власти или служебная халатность конкретного представителя власти, то

2) сам суд или сторона истца должны поставить вопрос перед компетентным органом об уголовной, административной и/или дисциплинарной ответственности такого представителя власти. Эта ответственность должна реализовать две цели — покарать виновное лицо за содеянное и предотвратить возможность совершения им и другими представителями власти подобных актов поведения в будущем.

Уголовная ответственность соответствующего представителя власти не исключает привлечение его к дисциплинарной ответственности — и наоборот. При этом увольнение с работы или отстранение от должности может быть как уголовной, так и дисциплинарной санкцией.

Ответственность же за административные проступки должна наступать в случаях, когда субъекты (юридические лица, должностные лица, граждане-предприниматели и в некоторых случаях простые граждане, — напр. по делам о несоблюдении ПДД), обязанные по закону исполнять определенные правила, порядки, режимы, установленные с целью управления государством, — нарушают их.

Четвертое отличие (уголовного проступка — от административного). Сутью (т.е. характером) административного проступка является посягательство лишь на один объект — на систему государственного управления.

В советской доктрине уголовные и административные проступки не различались.

Именно поэтому и вышло так, что:

— часть (десятки) составов уголовных проступков, не имеющих никакого отношения к гос. управлению, содержится в КоАП и массе других законов;

— часть составов административных проступков содержится в УК.

Соответственно, за управленческие нарушения применяются УГОЛОВНЫЕ наказания, а за уголовные проступки — административные штрафы и т.п.

Определяющую роль в процессе идентификации правонарушения имеют два последних критерия — природа проступка и наказание (санкция) за него, а не его название или название НПА, в котором он определен.

Если мы хотим демократический КоАП — должны оставить в нем лишь нарушения режимов, а не прав человека (обективная сторона), лиц, обязанных их соблюдать (субъект нарушения) и административные органы, а не суд (субъект рассмотрения).

Все, что касается прав человека — в закон об УГОЛОВНЫХ проступках.

Наконец, пятое отличие (дисциплинарных проступков — от уголовных и административных). Не являются ни административной, ни уголовной санкцией дисциплинарные взыскания и другие меры, которые применяются административным органом: 1) относительно его сотрудников и 2) в связи с их поведением по службе (работе).

Субъектами дисциплинарных проступков являются:

— работники, в том числе со специальным статусом (например, полицейские, судьи, прокуроры, адвокаты), а также:

— лица, находящиеся под стражей и осужденные;

— ученики, слушатели, студенты некоторых учебных заведений.

При этом советская традиция не уделяла достаточного внимания правовому регулированию дисциплинарной ответственности — и этот недостаток сохраняется.

Проблемы состоят в том, некоторые указанные лица:

1) несут дисциплинарную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную ответственность (например, военнослужащие или прокуроры, судьи). Такой подход нарушает принцип равенства всех перед законом, поскольку дает возможность этим лицам избегать более тяжких взысканий;

2) несут дисциплинарную ответственность как дополнительную к уголовной или административной — за уголовные и административные правонарушения. Как правило, санкция в этих случаях абсолютно определенная и предусматривает лишь освобождение от должности. Так, согласно ч. 2 ст. 22 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» лица, привлеченные к уголовной/административной ответственности за определенные коррупционные правонарушения, подлежат освобождению от должности;

3) несут уголовную ответственность за деяния, за которые все иные лица несут административную или дисциплинарную ответственность. Например, в ст. 390 УК Украины — за систематическое нарушение общественного порядка или правил проживания лиц, осужденных к ограничению свободы. Это противоречит положениям Конституции о равенстве перед законом.

4) дисциплинарные взыскания иногда более тяжкие, чем наказания за преступления:

— для государственных служащих: освобождение от должности государственной службы (статьи 52 и 53 Закона «О государственной службе»);

— для адвокатов: лишение права на занятие адвокатской деятельностью с последующим исключением из Единого реестра адвокатов Украины (статьи 31-35 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»);

Таким образом, в зависимости от категории субъекта диапазон дисциплинарных взысканий достигает от такого легкого, как устное замечание и до таких суровых, приближенных к уголовным наказаниям, как принудительные работы, увольнение от службы или работы, лишение определенных прав и даже арест.

Понятие и виды преступлений

Понятие преступления

Доктрина о понятии преступления

В мире существуют две разновидности определения того, что является преступлением: формальное и материальное.

Во многих иностранных государствах принято формальное определение преступления, согласно которому преступлением считается деяние, предусмотренное уголовным кодексом соответствующей страны. Но в этом случае непонятно, по какому принципу те ли иные деяния записываются в разряд преступных, и ничто не препятствует законодателю установить, например, такую норму: «Посадка деревьев наказывается тремя годами лишения свободы». А самое главное — определение не позволяет отграничить преступление от малозначительного деяния, т. е. от деяния, которое по своей малозначимости нельзя карать по всей строгости уголовного права. При формальном определении преступления можно, например, посадить в тюрьму человека за кражу буханки хлеба, ведь формально это все равно кража.

Материальное определение преступления включает в себя такие признаки, которые определяют, почему данное деяние является преступлением, прежде всего это указание на общественную опасность и объекты посягательства. Однако нельзя впадать и в другую крайность, определяя преступление исключительно через материальные признаки, как это было сделано в УК РСФСР 1922 г., где преступлением признавалось действие или бездействие, опасное для рабоче-крестьянского правопорядка, т. е. для того, чтобы назвать человека преступником, не обязательно даже определять, что же нельзя преступать. Таким образом, судья в 1922 г., основываясь на рабоче-крестьянском правосознании, мог объявить преступлением любое деяние, которое ему по каким-либо причинам показалось опасным для советского государства.

Представляется, что лишь сочетание этих двух подходов даст нужный результат.

Признаки преступления

Преступление — это общественно опасное деяние. Общественная опасность, другими словами, вредоносность деяния выражается в причинении ущерба каким-либо интересам, охраняемым уголовным правом. Допустим, кража наносит ущерб отношениям собственности, принятым в обществе, и поэтому она антисоциальна. Деяние же, которое формально хотя и подпадает под какой-либо состав преступления, но не обладает признаком общественной опасности, не является преступлением. Например, кто-либо, защищая группу детей от нападения маньяка-убийцы, нанесет ему телесные повреждения. Формально его деяние подлежит наказанию, так как оно предусмотрено УК РФ. Но ведь оно не общественно опасно, а, наоборот, полезно; значит, о преступлении не может идти и речи.

Чем же определяется общественная опасность?

Во-первых, величиной ущерба. Кража двух автомобилей опаснее кражи одного. Во-вторых, способом совершения преступления: с насилием или без него, группой лиц или индивидуально, с оружием или без него. В-третьих, мотивами, побуждениями к совершению преступления. Всегда будут строже наказываться деяния, совершенные из корысти, мести, желания скрыть другое преступление. В-четвертых, временем и обстановкой совершения деяний. Обстановка общественного бедствия, чрезвычайного положения, военное время, боевая обстановка существенно отягощают степень таких же деяний, совершенных в мирное время, в нормальной обстановке.

Смотрите так же:  Пособия в 2019 году в алтайском крае

Преступление — уголовно-противоправное деяние. Это означает, что деяние должно быть предусмотрено в уголовном законе, в противном случае, каким бы общественно опасным ни был поступок человека, он ни в коем случае не будет считаться преступлением. Например, поступок мужчины, оставляющего свою жену с грудным ребенком без средств к существованию, безусловно аморален и антисоциален, однако он не предусмотрен УК РФ и, следовательно, не считается преступлением. В уголовном праве недопустимо применение аналогии. Например, судья, разбирая случай проникновения в компьютерную сеть и похищения информации из банка данных, не может применять нормы о краже, хотя они в общем-то регулируют сходную ситуацию.

Преступление — виновное деяние. Лицо подлежит уголовной ответственности и наказанию за деяния, если они были осознаны субъектом преступления и если он был способен регулировать свое поведение, т. с. если в совершенных деяниях нашли проявление сознание и воля. Эти два фактора находят внешнее выражение в категории вины, представляющей собой предусмотренное УК РФ психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям, выражающее отрицательное отношение к интересам личности и общества.

Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Прямой умысел — это ситуация, когда лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело и желало наступления преступных последствий своего деяния. Так бывает, например, когда человек в пылу ссоры готов убить своего врага и сознательно наносит удары ножом в самые уязвимые места: живот, грудную клетку, понимая, что это может причинить смерть.

Косвенный умысел — это ситуация, когда лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит последствия и сознательно допускает их наступление, т. е. ему их наступление безразлично. Другими словами, преступные последствия не есть цель преступления, а побочный результат — та цена, которую лицо готово заплатить за достижение других целей. Так бывает, когда в процессе нападения на инкассатора преступник, отстреливаясь, убивает случайных прохожих.

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Легкомыслие — это ситуация, когда лицо предвидело возможность наступления последствий, но легкомысленно, без достаточных к тому оснований рассчитывало на их предотвращение. Так бывает, например, когда водитель, понимая, что это опасно, превышает скорость в условиях гололедицы и это приводит к дорожно-транспортному происшествию с человеческими жертвами.

Небрежность — это ситуация, когда лицо не предвидело, но при необходимой внимательности и предусмотрительности могло и должно было предвидеть наступление преступных последствий. Так, Р. небрежно отнесся к выполнению своих служебных обязанностей, в результате чего на территорию завода проникли посторонние лица, похитившие там метанол. В результате 19 человек скончались. Р. был осужден за халатность.

Случаются ситуации, когда лицо не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий, не должно было и не могло предвидеть наступление последствий. Так бывает, например, когда человек, купив телевизор и включив его, вдруг видит, что произошло самовозгорание, в результате чего выгорел дом, погибли люди. Какими бы тяжкими ни были последствия, если лицо не должно было и не могло их предвидеть, оно считается невиновным и его деяние не считается преступлением.

Преступление и его виды

Как уже говорилось выше, преступление — это юридическое понятие, общие признаки которого определены в нормах общей части УК РФ. Следует различать понятие преступления от понятия преступности. Преступность — это исторически изменчивое, социальное, уголовно-правовое явление, представляющее собой совокупность всех совершенных преступлений в государстве или отдельном регионе за определенный период.

Преступление — это общественно опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.

Признаки преступления как опасного социального явления:

1. Общественная опасность деяния заключается в том, что преступление всегда посягает на особо важные общественные ценности, определенные как объект уголовно-правовой защиты в особенной части УК РФ.

В законе говорится о двух параметрах общественной опасности преступления: характере общественной опасности и ее степени.

Пол характером общественной опасности деяния понимается качественная характеристика общественной опасности и ее степени.

Характер общественной опасности конкретного вида преступления определяется признаками, указанными в этой статье, отражающими ценность благ, на которые посягает это деяние: опасностью способа, который используется для причинения вреда; размером причиняемого вреда; условиями, при которых причиняется вред; формой вины или ее видом, а иногда и личными качествами исполнителя преступления.

Под степенью общественной опасности понимается количественная мера общественной опасности совершенного преступления, она определяется судом путем установления количественной меры признаков, указанных в особенной части УК РФ, конкретных обстоятельств совершенного преступления, а также обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание, не относящихся к признакам, указанным в диспозиции. Степень общественной опасности преступления служит основанием для назначения судом вида и размера наказания.

2. Противоправность означает, что совершенное деяние может быть признано преступлением в случае, если оно предусмотрено в уголовной законе в виде запрета на определенное действие либо бездействие. Противоправность, следовательно, представляет собой запрет определенных деяний под угрозой наказания.

3. Виновность означает, что общественно опасное и противоправное деяние может быть признано преступлением только в том случае, если оно было совершено виновно, т.е. осознанно. Виновным может быть признано только такое лицо, которое в силу своего возраста и психического состояния способно осознавать свои действия, а также руководить ими. Поэтому не могут быть признаны преступлением деяния, совершенные малолетними и невменяемыми лицами.

4. Деяние выступает как акт внешнего поведения лица, совершенного в форме действия или бездействия. Действие представляет собой активное и осознанное поведение лица. Оно проявляется в различных телодвижениях, использовании предметов, орудий, механизмов, словесных высказываниях. Бездействие, напротив, представляет осознанное, волевое пассивное поведение лица, состоящее в невыполнении, т.е. воздержании от совершения возложенной на него обязанности действовать определенным образом.

5. Наказуемость означает, что за каждое общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, должна наступать уголовная ответственность в виде строго определенных лишений либо ограничений.

Малозначительное деяние не является преступлением при наличии одновременно двух условий. Первое: оно должно формально подпадать под признаки преступления, предусмотренного уголовным законом. Второе: в нем отсутствует другое свойство преступления — общественная опасность.

Малозначительные деяния лишь тогда не признаются преступлениями, если малозначительность была и объективной, и субъективной, т.е. когда лицо желало совершить именно малозначительное деяние, а не потому, что по не зависящим от него обстоятельствам гак в конкретном случае произошло.

Общественная опасность являет собой качество, присущее всем преступлениям. Однако они различаются между собой содержанием и уровнем причиняемого вреда. В зависимости от характера и степени общественной опасности, а также формы вины, все преступные деяния подразделяются на следующие категории:

  • преступления небольшой тяжести;
  • преступления средней тяжести;
  • тяжкие преступления;
  • особо тяжкие преступления.

Преступлениями небольшой тяжести (ст. 15 УК РФ) признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы (например, нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий — ст. 218 УК РФ), и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы (например, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, соединенное с обвинением лица в совершении тяжкого либо особо тяжкого преступления, — ст. 299 УК РФ).

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (например, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, — ст. 295 УК РФ). Более строгим наказанием может быть пожизненное лишение свободы или смертная казнь.