Председатель правительства рф функции полномочия

Председатель правительства рф функции полномочия

Глава 6. Правительство Российской Федерации

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

2.1. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации

Полномочия главы российского Правительства можно разделить на конституционные и иные, содержащиеся в текущем законодательстве.

Полномочия главы Правительства РФ, закрепленные в Конституции РФ, образуют основу его правового статуса и содержатся преимущественно в главе 6 Конституции «Правительство Российской Федерации».

Председатель Правительства РФ обладает следующими конституционными полномочиями:

Председатель Правительства Российской Федерации

Президентом Российской Федерации после утверждения Государственной Думой РФ (или без такового в случае её роспуска)

максимум непрерывного пребывания в должности — 6 лет (слагает полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации), но может быть переназначен вновь неограниченно

Борис Николаевич Ельцин (глава правительства как Президент Российской Федерации), Егор Тимурович Гайдар (первый и. о. Председателя), Виктор Степанович Черномырдин (первый постоянный Председатель)

Председа́тель Прави́тельства Росси́йской Федера́ции в соответствии со статьёй 24-й Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» [1] возглавляет Правительство России, определяет его основные направления деятельности и организует его работу.

Президент России, в соответствии со статьёй 83-й Конституции, имеет право председательствовать на заседаниях правительства, несмотря на то, что членом правительства не является. Кроме того, Президент России, согласно статье 32-й Закона, руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, хотя руководители некоторых из соответствующих ведомств (как то: МИД, МВД и др.) входят в Правительство.

До 23 декабря 1993 года должность главы правительства России называлась Председатель Совета Министров — Правительства Российской Федерации; после принятия Конституции 1993 года стала именоваться Председатель Правительства Российской Федерации. Неформально она часто называется премьер-министр, хотя в Конституции Российской Федерации такое название отсутствует.

Порядок назначения, полномочия и обязанности Председателя Правительства России определены статьями 110—117 [2] Конституции России.

С 8 мая 2012 года Председателем Правительства является Дмитрий Анатольевич Медведев, в 2008—2012 годах бывший Президентом России.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» и Регламентом Правительства Российской Федерации Председатель Правительства выполняет следующие функции:

  • определяет в соответствии с конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами президента основные направления деятельности правительства;
  • представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства (вице-премьеров) и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
  • представляет правительство внутри государства и за его пределами;
  • организует работу правительства и ведёт его заседания, обладая правом решающего голоса;
  • систематически проводит совещания с членами Правительства, руководителями федеральных служб и иных федеральных органов исполнительной власти, органов и организаций при Правительстве, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов деятельности Правительства, поручений Президента Российской Федерации Правительству, принимает решения по оперативным вопросам;
  • подписывает нормативные акты Правительства (постановления и распоряжения);
  • распределяет обязанности между членами Правительства;
  • систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства.
Смотрите так же:  Компенсация за найм жилья сотрудникам фсин

Председатель Правительства входит по должности в:

  • Совет Безопасности Российской Федерации;
  • Совет глав правительств Содружества Независимых Государств;
  • Высший Государственный Совет Союзного государства России и Беларуси;
  • Совет глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС);
  • Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС);

Помимо основных обязанностей и функций главы правительства, прописанных в законе, Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев возглавляет следующие координационные и совещательные органы при Правительстве Российской Федерации:

  • Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций;
  • Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве;
  • Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период;
  • Государственную пограничную комиссию;

Также Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев является:

  • Первым заместителем председателя Совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальных проектов и демографической политике (назначен Указом Президента Российской Федерации от 10 июля 2008 года);
  • Председателем Наблюдательного совета Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
  • Председателем Совета Министров Союзного государства России и Беларуси;

Порядок назначения и увольнения

Кандидатом на должность Председателя Правительства может быть исключительно гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Председателя Правительства, либо в течение недели со дня отклонения предыдущей кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Государственная Дума не может быть распущена на этом основании только в последние шесть месяцев нахождения Президента в должности и во время действия военного или чрезвычайного положения во всём государстве, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры импичмента.

Конституция не предусматривает увольнения Президентом одного только Председателя Правительства; Президент принимает решение об отставке всего Правительства [4] .

Председатель Правительства освобождается от должности Президентом Российской Федерации (статья 7-я Закона), что одновременно влечёт отставку всего Правительства:

  • по собственному заявлению об отставке;
  • в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий (в чём именно может заключаться невозможность, закон не уточняет, оставляя возможность толкования Президенту).

Также, согласно статье 35-й Закона, Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству.

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 117-й Конституции Российской Федерации, Председатель Правительства имеет право самостоятельно поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней должен принять решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Стоит отметить, что Президент Российской Федерации не может распустить Государственную Думу на этом основании в течение года после её избрания.

Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства в день принятия решения.

Исполнение обязанностей Президента

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Ниже представлен список председателей Правительства России и исполняющих их обязанности после 1991 года. В скобках указано время работы в этой должности, «и. о.» означает «исполняющий обязанности».

Модуль 1. Учебное пособие


Загрузить всю книгу

4.4. Правительство РФ: его структура, полномочия и порядок деятельности

Правовой статус Правительства Российской Федерации определен гл. 6 Конституции РФ (ст. ст. 110 — 117) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, а согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ — это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент может сам принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, на основании которого Президент вправе объявить об отставке Правительства, либо не согласиться с решением ГосДумы. Повторное выражение недоверия Правительству обязывает Президента либо объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу.

Правительство РФ состоит из членов Правительства: Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента Российской Федерации. В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации в порядке, установленном Конституцией РФ. Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства.

Правительство РФ может само подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

Полномочия Правительства РФ:

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, они же в свою очередь подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики страны; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Оно по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В то же время Правительство осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти на основании соответствующих соглашений.

Смотрите так же:  Гостевая виза в германию. Как оформить

В сфере экономики Правительство РФ: обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие страны; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ: обеспечивает ее единство в стране; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также отчет о его исполнении; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В социальной сфере Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной социальной политики в данной области, реализацию трудовых прав и прав граждан по социальному обеспечению, а также проведение единой миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта, туризма, санитарно-культурной сферы и др.

В сфере науки, культуры и образования Правительство РФ обеспечивает: государственную поддержку фундаментальной и приоритетных направлений прикладной науки; проведение единой государственной политики в области образования; поддержку культуры и сохранение культурного наследия страны.

В сфере охраны окружающей среды Правительством РФ: обеспечивается проведение единой политики в этой области, в частности по экологической безопасности; принимаются меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду; организуется деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов; координируется деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, ликвидации их последствий и др.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство РФ: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.

В сфере обороны и государственной безопасности Правительством РФ: осуществляются все необходимые меры в этой области; организуется оснащение вооружением и военной техникой Вооруженных Сил; обеспечиваются социальные гарантии для военнослужащих; принимаются меры по охране Государственной границы; осуществляется руководство гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство РФ: осуществляет меры по реализации внешней политики страны; заключает международные договоры и обеспечивает их выполнение; осуществляет регулирование и государственный контроль во внешнеэкономической деятельности.

Статус и полномочия

Статус и полномочия Председателя Правительства Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г., Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Председатель Правительства Российской Федерации:

• представляет Правительство Российской Федерации в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
• определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу;
• ведет заседания Правительства Российской Федерации, обладая правом решающего голоса;
• подписывает акты Правительства Российской Федерации;
• представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
• распределяет обязанности между членами Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства Российской Федерации.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации входит в:

• Совет глав правительств Содружества Независимых Государств.

Совет глав правительств Содружества является уставным органом СНГ. Он координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

Совет глав правительств Содружества решает вопросы:

1. реализации поручений Совета глав государств, данных Совету глав правительств;
2. реализации положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а также практического функционирования зоны свободной торговли;
3. принятия совместных программ развития промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики и их финансирования;
4. развития систем транспорта, связи, энергетических систем;
5. сотрудничества в вопросах тарифной, кредитно-финансовой и налоговой политики;
6. разработки механизмов, направленных на формирование научно-технологического пространства;
7. создания органов Содружества в рамках его компетенции;
8. назначения (утверждения) руководителей органов Содружества, отнесенные к его компетенции;
9. финансового обеспечения деятельности органов Содружества;
10. сотрудничества в вопросах социальной политики;
11. контроля за деятельностью органов СНГ;
12. делегирования Совету министров иностранных дел и Экономическому совету СНГ своих полномочий, кроме полномочий, делегированных ему Советом глав государств Содружества Независимых Государств.

Совет глав правительств собирается на заседания два раза в год, внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов.

• Высший Государственный Совет Союзного государства России и Беларуси

Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В его состав входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации. В заседаниях Высшего Государственного Совета так же участвуют Председатель Совета Министров Союзного государства, Председатели Палат Парламента Союзного государства, Председатель Суда Союзного государства.

Основные задачи Высшего Государственного Совета:

1. определяет важнейшие вопросы развития Союзного государства;
2. образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
3. назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
4. утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчеты о его исполнении;
5. утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;
6. утверждает государственную символику Союзного государства;
7. определяет местопребывание органов Союзного государства;
8. заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров Союзного государства о реализации принятых решений.

Смотрите так же:  Срок исполнения требования по уплате налога составляет

Высший Государственный Совет выполняет и другие функции, отнесенные к его ведению Договором о создании Союзного государства либо переданные на его рассмотрение государствами-участниками. Высший Государственный Совет в пределах своих полномочий издает декреты, постановления и директивы. Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия государств-участников. Акт не является принятым, если одно из государств-участников высказалось против его принятия. Голосование на заседаниях Высшего Государственного Совета от имени государства-участника осуществляет глава государства либо лицо, им уполномоченное.

• Совет глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) объединяет Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Сформирована на базе Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, заключенных между Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном с одной стороны и Китаем с другой стороны соответственно от 1996 и 1997 года.

Декларация о создании ШОС подписана на встрече глав шести государств в Шанхае 15 июня 2001 г. На саммите в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 г. принята Хартия ШОС (вступила в силу 19 сентября 2003 г.) — базовый уставной документ, фиксирующий цели, принципы, структуру и основные направления деятельности Организации.

Совет глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС (СГП ШОС) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

• Межгосударственный совет Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее стран (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 года в столице Казахстана Астане президентами Белоруссии — Александром Лукашенко, Казахстана — Нурсултаном Назарбаевым, Киргизии — Аскаром Акаевым, России — Владимиром Путиным, Таджикистана — Эмомали Рахмоновым.

Межгосударственный совет — высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и правительств стран Сообщества.

Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.

Межгосударственный Совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год.

Помимо основных обязанностей и функций председателя Правительства Российской Федерации, прописанных в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации», Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин возглавляет следующие координационные и совещательные органы при Правительстве РФ:

• Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
• Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации;
• Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период;
• Государственную пограничную комиссию.

Также Председатель Правительства РФ В.В.Путин является:

• Первым заместителем председателя Совета при Президенте РФ по реализации национальных проектов и демографической политике (назначен Указом Президента РФ от 10.07.2008).

• Председателем Наблюдательного совета Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).

• Председателем Совета Министров Союзного государства России и Беларуси

Процедура формирования нового правительства. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 7 мая 2018 года состоялось вступление в должность избранного президента РФ Владимира Путина. В связи с его инаугурацией правительство РФ во главе с премьер-министром складывает свои полномочия. Это требование содержится в статье 116 основного закона РФ.

Формирование нового кабинета министров, согласно ст. 111 и 112 российской конституции, проходит в два этапа. Сначала президент РФ назначает премьер-министра с согласия Государственной думы (большинством голосов от конституционного числа депутатов, то есть не менее 226 человек). Затем председатель правительства в течение недели представляет главе государства свои предложения по структуре и составу кабинета.

Утверждение кандидатуры премьер-министра

Согласно закону о правительстве РФ от 17 декабря 1997 года, кандидат на должность главы кабинета не должен иметь иностранного гражданства или иного документа, дающего право на постоянное проживание на территории зарубежного государства. В соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, претенденты на замещение высших правительственных должностей должны иметь высшее образование, а также не менее четырех лет отработать на госслужбе или по специальности.

Предложение о кандидатуре нового председателя правительства президент вносит в Госдуму не позднее двух недель после своей инаугурации или после отставки предыдущего состава правительства. Если кандидатура вносится повторно (после отклонения Госдумой), то срок представления сокращается до одной недели.

Дума имеет в своем распоряжении неделю на обсуждение предложенной президентом кандидатуры. Согласно регламенту нижней палаты, глава государства или его полномочный представитель должны официально представить депутатам претендента на пост премьер-министра. Он выступает с программой основных направлений деятельности будущего правительства и отвечает на вопросы парламентариев (не менее 30 минут). Затем представители думских фракций высказываются в поддержку кандидатуры нового премьера или против нее и проводят голосование.

Постановление Конституционного суда РФ от 11 декабря 1998 года признает право президента представлять Думе одного и того же кандидата дважды или трижды, или же разных кандидатов по его усмотрению.

Если Госдума трижды отклоняет представленные президентом кандидатуры, глава государства самостоятельно назначает председателя правительства, распускает парламент и определяет дату новых выборов в Госдуму. В этом случае основной закон позволяет главе государства распустить Думу даже в первый год после парламентских выборов.

Формирование правительства

Не позднее недельного срока после своего назначения новый председатель правительства представляет главе государства предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Эта структура утверждается указом президента РФ, и в соответствии с ней премьер предлагает главе государства список претендентов на замещение постов заместителей председателя правительства и федеральных министров. В случае одобрения президент утверждает их на соответствующих должностях.

На практике на данном этапе формирования кабинета глава государства играет ведущую роль. В частности, председатель правительства может отказаться предлагать кандидатуры на какие-либо должности, оставив их назначение полностью на усмотрение президента.

Максимальный срок для формирования нового правительства в соответствии со ст. 111 и 112 конституции РФ составляет один месяц.