Пособия своими руками для детей с нарушением зрения

Дидактические пособия для детей 5-7 лет с нарушением зрения

Задачи: Упражнять детей в использовании различных заколок, невидимок скрепок при создании деталей «летней поляны» по определённому алгоритму, упражнять в прикреплении всех деталей к общей основе при помощи кнопок по заданию (в середину, с левой, правой стороны, в правом верхнем, левом нижнем углу и т.п.)
Составляющие поляны: цветы двух видов, бабочки и стрекозы.

Цветы плоские.
Картонные цветные круги с кнопкой на нижней стороне.
Ребёнок прикрепляет на круг цветные скрепки. Для того, чтобы расположение их было ровным и красивым, ребёнок должен соблюдать определённую последовательность действий. Сначала прикрепляются скрепки одного цвета по четырём противоположным сторонам круга (крестом), затем между ними располагаются скрепки другого цвета.

Использование нетрадиционных пособий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Ольга Викторовна Сажина
Использование нетрадиционных пособий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

У многих детей с отклонениями в развитии наблюдается недостаточность использования осязания для ориентировки в окружающей действительности, а кроме того, из-за недостаточности развития мелкой моторики страдают формирование предметно-практической деятельности.

Вместе с тем, у детей с нарушением зрения использование осязания и мелкой моторики выступает как средство компенсации зрительной недостаточности. В своей работе я использую различные дидактические средства и чаще всего – дидактические игры и упражнения как наиболее эффективные приемы формирования осязательного восприятия.

Так, для активизации деятельности рук и овладения осязательными сенсорными эталонами я использую игры, изготовленные своими руками.

Причиной для самостоятельного изготовления игр и пособий стали:

• необходимость подбора материала с учетом особенностей зрительного восприятия и имеющихся у детей данной категории вторичных отклонений в развитии.

• В магазине не всегда есть то, что мы ищем и еще реже – по доступной цене;

• Процесс изготовления игры или пособия своими руками вместе с детьми очень интересен и познавателен.

Развивающая игра «Блестящее домино»

Игра состоит из деревянных фишек, в каждой из которых просверлено два отверстия диаметром 15 мм и приклеены цветные стразы (также диаметром 15 мм). Всего 8 цветов.

Детям предлагается выкладывать фишки по принципу «домино», подбирая их по цвету страз.

Данная игра позволяет закрепить и расширить знания детей о цвете, развивать внимание, внимательность, усидчивость, память, ориентировку в пространстве и мелкую моторику.

Игра «Угадай, что это?»

Цель: Развитие осязания и мелкой моторики, воображения.

Игра состоит из деревянной основы, набора деревянных геометрических фигур и контурных изображений животных и насекомых. Крышка основы изготовлена из льняного полотна, которое позволяет ощупать лежащие под ней фигуры.

Детям предлагается ощупать и угадать фигуры под крышкой и ответить на следующие вопросы: «Назови фигуры», «Что ты можешь сказать об этих фигурах?», «Чем они похожи и чем отличаются?», «Есть ли среди них похожие?», «Что находится в правом (левом) верхнем (нижнем) углу?» и т. д.

Игра «Развивающие цветные бомбончики»

Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, закреплять умение сравнивать по цвету, закреплять знание цветов.

Игра состоит из мягких валяных шерстяных шариков диаметром 10 и 15 мм разных цветов по 10 штук каждого (всего 9 цветов) и пинцета, который служит одним из способов развития мелкой моторики.

Детям предлагается выбрать, используя пинцет, только белые шарики из множества, затем только красные и т. д. Когда все шарики будут сгруппированы по цвету, закрепляем название цветов.

Игра «Тактильное лото»

Игра состоит из 5 карточек размером 21 * 30 см на каждой, из которых по 6 квадратиков с тканью разной по текстуре и отдельные точно такого же размера маленьких квадратиков с точно таким же набором тканей.

Детям предлагается выбрать карточку и по принципу «лото» подобрать к каждому квадратику на ней свою пару.

Игра позволяет формировать умение сравнивать предметы по цвету путем прикладывания друг к другу и на ощупь, учить соотносить парные кусочки ткани, развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, мелкую моторику и осязание.

Достоинства и недостатки использования компьютерных игр и электронных учебных пособий в работе с детьми в ДОУ Статья была опубликована в сборнике статей Всероссийской научно-практической конференции «Информационное образовательное пространство детства».

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ Использование ИКТ позволяет сделать.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование нетрадиционных форм в физкультурной оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста «Использование нетрадиционных форм в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Девиз-Здоровье – высшая награда Оно.

Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми Несмотря на значительную разработанность проблемы воспитания чистой, внятной, выразительной речи, процесс автоматизации звуков у детей с.

Использование оттиска как одного из нетрадиционных способов рисования в работе с детьми дошкольного возраста Добрыйдень уважаемые колегги! Тема моей презентации «Использование оттиска, как одного из нетрадиционных способов рисования в работе с детьми.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Нетрадиционное рисование как средство коррекционной работы для детей с нарушением зрения Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период.

Использование лего-технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ Сборник статей Международной научно — практической конференции 1 октября.

Проект «Мой любимый детский сад» с детьми с ОВЗ (с нарушением зрения) Актуальность. У детей с нарушениями зрения проявляются отклонения во всех видах познавательной деятельности, что сказывается на формировании.

Дидактические пособия своими руками для развития тонкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения

Своеобразный пальчиковый эспандер-игрушка.

Изготовлен из крышки от шампуня и фиксатора для шнурка верхней одежды.

Тренажёр имеет несколько вариантов, применяемых в зависимости от возможностей моторики ребёнка. Чем меньше возраст ребёнка и хуже развиты мышцы руки, тем крупнее отверстие для шарика и меньше натяжение пружины. Фиксатор меньшего размера, с меньшим отверстием и более сильным натяжением пружины используется для старших дошкольников.
Этот тренажёр позволяет с большой эффективностью развивать ослабленные мышцы кисти руки ребёнка, поскольку ребёнок, заинтересованный игрой может продолжительное время прикладывать большие физические усилия мышц руки для того, чтобы «заправить робота». И порой даже приходится останавливать ребёнка, видя, что рука его уже устала, а он хочет, во что бы то ни стало, заполнить робота полностью, и говорить, что этому роботу хватит топлива и полностью его заправлять не надо.

Изготовление тренажёра.
Нужно подобрать такую крышку от шампуня (или другого флакона) и фиксатор, чтобы в их отверстия помещались шарики одного размера. При необходимости в крышке от шампуня отверстие можно увеличить, подрезав его по диаметру. В крышке от шампуня и фиксаторе делаем проколы большой иглой с раскалённым на огне концом. С тем расчётом, чтобы затем соединённые детали совпадали отверстиями для шарика.

Другой вариант того же тренажёра.
Конструкция примерно такая же.

Дидактическое пособие для детей с нарушением зрения «Веселая карусель»

Ирина Хлыстова
Дидактическое пособие для детей с нарушением зрения «Веселая карусель»

НАЗНАЧЕНИЕ:

Данный материал рекомендован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с нарушением зрения, а также учителям-логопедами, тифлопедагогам и родителями.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из показателей интеллектуального развития ребенка служит уровень развития мелкой моторики и координации движения рук. У детей с косоглазием и амблиопией отсутствует бинокулярное зрение, наблюдается низкий уровень развития мелкой моторики, что отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности дошкольника, когда необходим точный зрительный контроль, основанный на процессах фиксации, локализации, прослеживании конкретных действий: слаженное действие двух рук, руки и глаза, орудии труда и действие рук. Дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания, как средства замещения недостаточности зрительной информации, то они не могут спонтанно, по подражанию овладеть предметно-практическими действиями. Поэтому проблема развития мелкой моторики ощущается особенно остро.

Для отработки необходимых навыков и развития мелкой моторики детей с нарушением зрения, было создано пособие «Веселая карусель».

Цель:

Тренировка у воспитанников мелкой моторики рук, навыков осязания и тактильной чувствительности, овладения предметно-практическими действиями.

ЗАДАЧИ:

-учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить местоположение по цвету, форме;

— развивать мелкие движения кистей рук, соотносящие действия, координацию движений обеих рук, развивать зрительное восприятие, внимание;

— воспитывать эмоциональное отношение к результатам своей работы.

ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ

За основу пособия взята готовая подвесная сушилка для мелких вещей (носков, платочков и. т. п.) Пособие выполнено из устойчивой подставки с вращающимся кругом, на котором подвешены цепочки, заканчивающиеся прищепкой на конце. Дополнительные детали: разнообразные по тематике силуэтные изображения предметов разного цвета и формы (самолеты, ракеты, грибы, фрукты, бабочки, снежинки, лошадки, геометрические фигуры и т. д.

РАБОТА С ПОСОБИЕМ

Использование данного пособия в работе с детьми способствует развитию зрительного внимания, ориентировки при расположении предметов, зрительной локализации, прослеживающей функции глаз. Силуэтные изображения предметов можно менять в зависимости от тематического плана работы педагога в данной группе. В зависимости от возраста и умений ребенка взрослый предлагает различные задания.

ВАРИАНТЫ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. «Геометрические фигуры».

Задание: развесь только треугольники (круги, овалы, квадраты) или развесь геометрические фигуры, соотнося цвет фигуры и цвет прищепки (рис. 1)

2. «Самолеты».

Задание: развесь летящие самолеты так, чтобы после каждого самолета находилась тучка (рис. 2).

3. «Ракеты».

Задание: развесь ракеты только синего (красного, желтого, зеленого) цвета. Сверху на прищепках размести ракеты большие. Снизу (на столе) поставь ракеты маленькие или наоборот (Рис. 3).

4. «Грибы», «Фрукты», «Листья», «Тучки», «Лошадки», «Ленточки», «Бабочки» и т. п.

Задание: аналогично вышеизложенным заданиям. Располагать силуэтные изображения по цвету, величине, высоте расположения, в чередовании и т. п. (рис. 4,5)

Дидактическое пособие по сенсорному развитию своими руками «Веселая гусеничка» Уважаемые коллеги! Как часто нас вдохновляет то, что мы видим на страничках МААМ. Вот и я, увидев дидактическое пособие по развитию мелкой.

Дидактическое пособие «Веселая гусеница» С недавних пор я увлеклась вязанием крючком. В моей коллекции есть игрушки-перчатки для кукольного театра,вязанный пальчиковый театр. Надеюсь.

Дидактическое пособие «Веселая гусеница» Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Веселая гусеница». Многофункциональность данного дидактического пособия предполагает.

Игра «Домино «Найди пару» для детей 4–6 лет с нарушением зрения Домино «НАЙДИ ПАРУ» для детей 4-6 лет. Цель: развитие зрительного восприятия детей. Задачи: — развивать умение детей узнавать предметы,.

Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Веселая карусель» (рисование) Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема:«Веселая карусель» Цель:закрепление представлений.

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения» Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического.

Наглядно — дидактическое пособие «Карусель» (буквы, звуки) Наглядно – дидактическое пособие «Карусель» предназначено для организации занятий с ребенком дошкольного возраста (5 – 7 лет). Пособие.

Смотрите так же:  Приставы не пустили за рубежом

Нетрадиционное рисование как средство коррекционной работы для детей с нарушением зрения. Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период.

Проект «Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения» Проект Тема: Развитие сенсомоторики у детей с нарушением зрения Участники проекта: Учитель-дефектолог, воспитатели, воспитанники группы,.

Развитие бытовых навыков у детей с нарушением зрения Развитие бытовых навыков у детей с нарушением зрения Актуальность проблемы формирования и развития бытовых навыков у детей с нарушением.

Дидактическое пособие для занятий с детьми с нарушением зрения «Развивалочка»

Татьяна Бородина
Дидактическое пособие для занятий с детьми с нарушением зрения «Развивалочка»

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие для занятий с детьми с нарушением зрения «Развивалочка».

Один, два, три, четыре, пять,

Поможет нам считалочка

И столик «Развивалочка».

Компактный, долгоиграющий, прекрасный и совершенно безопасный.

В общем, наш столик, друзья, непростой.

Зрительное, слуховое, осязательное,

Развивает наш стол восприятие.

Внимание, память, мышление

И творческое вдохновение.

Даже ориентировка закрепляется с ним ловко.

Развивает качества коммуникативные,

И так необходимые, навыки спортивные.

Результат всегда отличный,

Ведь подход к малышам очень личный.

Но… мало будет рассказать,

Лучше это показать.

Один, два, три, четыре, пять,

Сверху будем начинать.

Нарисуем, что захочем.

Не получится – сотрем,

Рисовать опять начнем.

А теперь нырнем на дно.

— Камушки. Ура! Будет новая игра!

Выложи из камушков красивую картинку,

Домик, небо, солнышко и девочку Маринку.

Надоел нам песок – не беда.

Подавайте другой таз сюда.

Нальем в него воды, и вот,

Кораблик по реке плывет.

Мы дуем, трудимся старательно,

Пусть цели он достигнет обязательно!

Теперь придется по следам

Расставить все игрушки вам.

Матрешек по росту

Расставить очень просто.

Вас в мастерскую приглашаю,

Не заскучаем, обещаю!

Хочу, чтоб дети взяли нужные детали.

На основу их кладите, надавите, прикрепите.

Вы не бойтесь ошибиться, подвести, не справиться.

Потому что здесь ошибки быстро исправляются.

А вот он вам и «Стрелоплан».

Сейчас будьте очень внимательными,

С заданьем справитесь тогда обязательно.

Разложи картинки, Света, сделай одолжение.

А Серёжа назовет нам их расположение.

Висят мешочки и скучают,

Друг за другом подходите,

Что в мешках определите.

Закрывайте глазки, навострите ушки.

Будем сейчас с вами музыку мы слушать…

А теперь прошу вас, угадайте, дети:

На каком играла для вас я инструменте?

Нюх хороший у щенят, у волчат и медвежат.

Интересно нюх какой у наших маленьких ребят?

В пузыречке голубом, чем сильно пахнет?

Остальные пробки, дети, открутите,

И еще чесночный запах мне найдите.

Картина необычная, такого не встречали.

Поверхности различные здесь смело применяли.

Пощупайте, почувствуйте и быстро мне ответьте:

Названия поверхностей знают мои дети?

«Геоконт» игра всем известная,

Развивающая, интересная.

Резинки вам достала я,

Ты на схему посмотри.

И без опоздания

Кто – то спрятался за дверкой,

Кто так тихо там сидит?

Сунь – ка руку, да не бойся.

Нужно просто постараться.

Вдруг определим на ощупь…

А это что такое?

Выдвигалки? Как нам быть?

Как нам ящики открыть?

Ни к чему мудрилки, ни к чему гадалки.

Можем мы считалкой

(Считают: 1,2,3,4 – ящик мы легко открыли)

Приехал в гости к нам Театр!

Маша рада, Ваня рад!

… В ящики кладите, друзья, что хотите.

Своею задумкой детей удивите.

Продолжаем мы играть.

Нужно, дети, посчитать

Сколько здесь у нас квадратов?

Правильно! А теперь

В центр зеленого квадрата посадите стрекозу.

А магнит поставим в угол верхний правый желтого квадрата.

Заданье необычное, заданье непривычное!

Но огорчаться мы не будем,

Пробки быстро все прикрутим.

А теперь: Внимание!

У нас соревнование.

Мячи и дротики метаем,

Зоркость, дети, развиваем.

— Мы не дружим больше с ним!

В мяч играть мы не хотим!

Это, дети, не вопрос.

Скорее глазки закрывайте,

До пяти друзья считайте.

Открывайте правый глаз,

Сюрприз мой ожидает вас!

К заданью приступайте:

Не смеяться, не зевать, заплатки нужно отыскать.

Принарядим и обуем,

Заплетем и зашнуруем.

Вот так девочка у нас.

Наша Маша просто класс!

В сеть попался осьминог.

Освободиться сам не смог.

Вытащить из сети ноги.

Прищепки – подружки как птички порхают,

Похоже, что мест своих точно не знают.

Для каждой домик вы найдите,

По цвету их распределите.

А это что такое?

Скучная полянка, мне она не нравится.

Давайте, быстро превратим мы ее в красавицу!

Один, два, три, четыре, пять,

Как нам нравиться играть!

Ох уж эти сложности – противоположности!

Стол по кругу обойдем,

Все как нужно назовем.

Саша с Таней, не скучайте,

В «заплеталки» поиграйте.

Дима, милый, помоги.

Развяжи все узелки.

Света тренирует глазки, не спешит, старается.

В том, что польза точно будет, никто не сомневается!

Еще добавить хочется, что каждое задание

Имеет вариантов множество, лишь прояви желание.

Чехлов придумать, сколько хочешь можно без сомнения.

На то у нас фантазия и сверх воображение.

И ручки очумелые, и вся родня послушная

На детский сад работает.

Вот мы, какие дружные!

«Использование Информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением зрения» часть 2 4.2. Условия проведения занятий. 1. Занятия проводятся с детьми 4-х лет и старше. 2. Методика рассчитана на курс, состоящий из 10-15 сеансов,.

Дидактическое пособие «Времена года и месяцы» для игр с детьми дошкольного возраста Авторы: Вотинцева Т. А. и Корнева О. С. Представляем вашему вниманию свое наглядное пособие «Времена года и месяцы» Пособие изготовлено.

Конспект интегрированной работы в разновозрастной группе с детьми с нарушением зрения «Путешествие ниточки» Задачи: *Познакомить детей с процессом изготовления ткани. *Рассказать, что для того, чтобы получить готовое изделие, трудится большая.

Конспект НОД с детьми подготовительного дошкольного возраста с нарушением зрения «Путешествие в космос» Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Зоопарк» Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 13 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Конспект НОД учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Конспект НОД учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Тема: Перелетные птицы Демонстрационный материал:.

НОД по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с нарушением зрения. Непосредственная образовательная деятельность по развитию связной речи с детьми подготовительной группы с нарушением зрения. Воспитателя.

Развитие бытовых навыков у детей с нарушением зрения Развитие бытовых навыков у детей с нарушением зрения Актуальность проблемы формирования и развития бытовых навыков у детей с нарушением.

Индивидуальное занятие логопеда с детьми с нарушением зрения. Игры с песком при автоматизации и дифференциации звуков Конспект индивидуального занятия логопеда с детьми с нарушением зрения. Игры с песком при автоматизации и дефференциации звуков. Тема:.

Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушением зрения

1 Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушением зрения

2 Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Познание ребенка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущения и восприятия. Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства, а нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятие формы, величины, пространственного расположения частей. Поэтому важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. В процессе восприятия предметного мира слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы (слух, осязание, обоняние). С их помощью компенсируется тот недостаток информации, который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения. В связи с тем, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным для сенсорного развития ребенка, поэтому с целью формирования сенсорных способностей у дошкольников с нарушением зрения нами были подобраны дидактические игры и игрушки с использованием нетрадиционных технологий.

3 ИГРЫ С КРЫШКАМИ Крышки — доступный, красочный бросовый материал, который можно и нужно использовать во многих дидактических, подвижных, сюжетных, строительных играх и на занятиях с детьми дошкольного возраста. Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, легко моются и при необходимости могут быть подвержены обработке, бывают разного размера и привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста. Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно — моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами — разноцветными крышечками. Найти крышки и собрать их достаточное количество не составляет особого труда, сами дети с удовольствием помогут вам собрать их и изготовить из них интересные развивающие игры. Пальчиковый бассейн Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, цвет; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения; развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук, Материалы: коробка или пластмассовый таз с крышками. Описание игры: На столе или на полу ставится коробка (таз) с крышками, воспитатель предлагает ребенку опустить руки в «бассейн». Задание 1. «Купание» Купание рук в бассейне опустить руки в «бассейн» по локоть, по плечи, пошуршать крышками. Задание 2. «Прятки». На дне «бассейна» воспитатель прячет маленькую игрушку или геометрическую фигуру. Ребенок должен опустить руки в «бассейн», найти и достать игрушку. Задание 3. «Кто быстрее соберет»

4 Крышки рассыпаны по ковру, воспитатель выбирает 3-4 ребенка, каждому из них дает задание собрать крышки определенного цвета. Задание 4. Дайте малышу в руки одну крышку и попросите найти крышку такого же цвета. Обратите внимание ребенка на слова: такой же, не такой, одинаковый, разный. Задание 5. Предложить ребенку выложить две дорожки из трех четырех крышек разного цвета. Сравните, какая дорожка длиннее, какая короче. «Найди домик» Цель: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, развитие мелкой моторики рук Материал: небольшие коробочки в виде гномиков, обклеенные красным, зеленым, синим, желтым цветом; коробка с цветными крышками. Описание игры: Воспитатель предлагает детям разложить крышки в соответствии с цветом коробочки. Игру можно сопровождать стихотворениями о цветах.

5 «Бусы для куклы» Цель: Учить детей нанизывать цветные крышки от пластиковых бутылок с отверстием на цветной шнурок, закрепить восприятие формы, цвета; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, речь детей. Материал: кукла, коробка с крышками и шнурки (красного, зеленого, синего, желтого цветов). Описание игры: Воспитатель начинает игру со стихотворения: Кукла Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь. Сразу глазки открывает, только на руки берешь. Я надену кукле бусы, платье новое сошью. Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою. (Г. Бойко) Задание 1. Дети нанизывают крышки одного цвета на соответствующий шнурок. Задание 2. Ребенок берет любой шнурок и нанизывает на него крышки, чередуя цвета.

6 Задание 3. Ребенок нанизывает на шнурок любого цвета крышки по инструкции воспитателя. «Составь узор» Цель: Формировать знания детей о четырех основных цветах и их оттенках; учить детей выделять цвета; развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание, речь. Материал: коробка с крышками, карточки (салфетка, ромашка, клубника, флажок, лебедь, круг, овал, треугольник). Описание игры: На карточках дети выставляют крышки на специально нарисованные кружочки. Во время игры воспитатель проговаривает вместе с детьми о том, какие цвета на карточке. Выкладывание крыше сопровождается стихотворениями: Ромашки Маленькое солнце на моей ладошке, — Белая ромашка на зеленой ножке.

Смотрите так же:  Заявление обращение претензия

7 С белым ободочком желтые сердечки Сколько на лугу их, сколько их у речки! Зацвели ромашки наступило лето. Из ромашек белых вяжутся букеты. (З. Александрова) Клубника Краснощёка, круглолика, Ароматна, хороша Спеет сочная клубника — Радость взрослым, малышам. В огороде тёти Маши Надо ягоды собрать. Нет клубники слаще, краше, Но так хочется играть. (О. Шамшурина)

8 ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ Игры с прищепками это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которые являются и тактильным упражнением. Но его можно и усложнить прищепки подбирать по цвету. Дети могут соревноваться, прикреплять прищепки на скорость, играть в одиночку и в коллективе. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формирование навыков письма, ребенок быстрее и легче научится держать карандаш. Ребенок может группировать прищепки по цвету, по количеству, соотносить с рисунком. «Волшебная коробочка» Цель: закреплять знания основных цветов и их оттенков; учить соотносить прищепку с соответствующим цветом на коробке; развивать ловкость пальцев, силу, точность, глазомер. Материал: коробка, обклеенная цветными полосками, прищепки Описание игры: Воспитатель показывает ребенку коробочку и просит перечислить цвета, которые на ней присутствуют. После этого ребенку предлагается украсить коробку цветными прищепками. Воспитатель поясняет, что на желтую полоску прикрепляем желтую прищепку, на красную красную и т. д.

9 «Рыбаки» Цель: Расширять представление о цвете; развивать координацию движений, быстроту еакций, восприятие, внимание. Материал: удочка (палочка) с магнитом на конце, цветные прищепки. Описание игры: На ковер высыпают цветные прищепки. Выбирают двух «рыбаков». Дети с помощью удочки вылавливают «рыбку». Игру можно усложнить, предложив ловить «рыбку» сначала красного, потом синего цвета.

10 «Чудо-прищепки» Цель: закрепление знаний детей о цветовой гамме и оттенках цветов. Развитие восприятия, внимания, мышления, смекалки, мелкой моторики рук. Материал: картинка (рыбка, цветок, облако, ежик, морковь, солнце, туча, цветные прищепки Описание игры: Задание1. Детям предлагается разделить все прищепки по цветам: красные, желтые, синие и т. д. Задание 2. Ребенку предлагается рассмотреть рыбку и определить чего у нее нет (хвоста, плавников). Воспитатель просит ребенка помочь рыбке. Сначала с помощью воспитателя, затем самостоятельно дети прикрепляют прищепки к изображениям предметов.

11 ИГРЫ С КРУПОЙ Крупа это не только ценный пищевой продукт, но и отличный недорогой материал для игр с детьми. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, мелкую моторику, стимулируют процесс их речевого и умственного развития. Можно организовать игры с манной, гречневой, рисовой, кукурузной крупами, горохом, чечевицей, фасолью. Желательно последовательно познакомить детей разнообразными видами круп (начиная с самой мелкой, обеспечив, таким образом, богатство впечатлений и ощущений. Попробовав разные виды игр, можно остановиться на наиболее полюбившихся ребенку занятиях и, главное, играть в них столько, сколько ему захочется. Внимание: Данные игры с крупами обязательно должны проходить под контролем взрослого! Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость Материал: емкости с крупой (фасоль, горох, гречка, бобы). Описание игры: Задание 1. Ребенку предлагается переложить крупу из одной емкости в другую. Он может это делать как с помощью пальчиков, так и с помощью ложки. Задание 2. Предложите ребенку выложить дорожки из крупы, сравните их по длине. Задание 3. Из фасоли можно выложить различные рисунки геометрические фигуры, домик, цветочек и т. д. Задание 4. Смешайте крупу (фасоль, горох, бобы или фасоль белую и красную) в коробочке и предложите ребенку разделить все по разным емкостям. Задание 5. Массаж для рук. Высыпать разную крупу в тазик (коробочку) и предложить ребенку опустить в нее руки, сжимать и разжимать крупу в кулочках. Также можно спрятать на дно игрушку и попросить ребенка найти ее.

12 Задание 6. На дно тазика с крупой положить плоскую геометрическую фигуру и предложить ребенку нащупать ее пальцами и назвать. Игры с крупами и рисование на крупе — это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Здесь речь пойдет о рисовании на манке. Вместе с тем, рисовать можно на любой крупе вообще, при этом, чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования. Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость Материал: емкость с крупой (манка, гречка, коробка (из-под конфет или поднос, дно которой обклеено темной пленкой. Описание игры: Задание 1. Предложить ребенку нарисовать все, что он захочет. Это можно делать либо пальчиками, либо трубочкой от сока.

13 Задание 2. На дно коробочки можно положить любую картинку и предложить ребенку ее найти.

14 Задание 3. На крупу положите две картинки в разные стороны, пускай ребенок нарисует дорожки от одной картинки к другой (как в лабиринте). Отличительным, универсальным характером этих игр является: материал (нестандартный, бросовой, эти игры влияют на психоэмоциональное состояние, направлены на развитие внимания, воображения, мышления, ориентировку в окружающей среде, их можно переносить и играть в разных игровых центрах, как дидактический материал для проведения досугов, физкультминуток, на прогулке. Каждая новая игра входила в жизнь детей в группе, как сюрприз.

15 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребёнок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно научить играть, помочь ему овладеть игрой. Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребёнка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является чёткое взаимодействие родителей, педагогов, врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребёнку, а какие нет. Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребёнка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребёнка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребёнка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребёнка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение. Общие требования к проведению игр Выбирая инвентарь для игры, взрослый должен: для слепых-использовать озвученную атрибутику ( озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.);для детей с остаточным зрением и слабовидящих-подобрать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используются красный, жёлтый, зелёный, оранжевый цвета). Весь используемый инвентарь должен быть безопасным! Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проводиться игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить её размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур,

16 натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные обозначения). На площадке не должно быть пней, ям, кустарника. Ведущий тем или иным сигналом должен ориентировать играющих. Звук лучше всего улавливается ребёнком, если его источник установлен на уровне лица. В процессе игры (эстафеты) взрослый ведёт постоянное наблюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать переутомления, ведущему необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребёнка, а именно: -рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, педиатра, психоневролога; -общее состояние здоровья ребёнка (перенесённые инфекционные и др. заболевания); -состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения; -наличие сопутствующих заболеваний; -состояние зрительного дефекта (устойчивая или неустойчивая ремиссия); -способность ребёнка ориентироваться в пространстве; -наличие предыдущего сенсорного опыта; -состояние и возможности сохранных анализаторов; -состояние нервной системы. «Догони колокольчик» Игры с бегом Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве. Количество игроков человек. Инвентарь: колокольчик. Инструкция: Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих. Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

17 Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается. Вариант (игра для слабовидящих и зрячих): Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!» Методические указания. -Пары следует комплектовать так: незрячий и ребёнок с остаточным зрением; зрячий — незрячий. -Играющим нельзя выходить за пределы площадки. -Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т. П.). -Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается непойманным. «Коршун и наседка» Цель: развитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в пространстве. Количество игроков-не более человек. Инвентарь: два озвученных браслета или колокольчика, верёвка или канат. Инструкция: Из играющих детей назначаются коршун и наседка, все остальные-цыплята. Цыплята становятся в колонну в полушаге друг от друга и берутся одной рукой за общую верёвку или за пояс впереди стоящего игрока. Наседка становится первой, коршун надевает на руку браслет (колокольчик) и встаёт лицом к наседке на расстоянии 1-2метра. По сигналу взрослого коршун старается обежать колонну игроков и поймать последнего цыплёнка. Наседка мешает коршуну, преграждая ему путь. Последний цыплёнок считается пойманным, если коршун коснулся его рукой. Независимо от того, удалось коршуну поймать цыплёнка или нет, через секунд игра останавливается, и назначаются новые коршун и наседка. Методические указания: -«Цыплятам» нельзя отрывать руку от каната.

18 -По заранее оговорённому сигналу игроки прекращают игру. -«Наседка» не имеет права хватать «коршуна» за руки. -Следует напомнить игрокам, чтобы они крепко держались за канат или пояс впереди стоящего игрока и соблюдали тишину. -Игра отличается большой интенсивностью, поэтому она не должна быть продолжительной. «На ощупь» Игры на развитие сенсорных систем Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности. Количество игроков-5-10 человек. Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы. Инструкция: В тёмный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, напёрсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за секунд определит больше предметов. Методические указания: -Ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой. -Игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещёнными в мешок. «Где стереть?» Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости. Количество игроков-4-10 человек. Инвентарь: бумага, карандаши, стирательные резинки. Инструкция: На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности, и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.).выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

19 Методические указания: Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей. «Догони обруч» Игры-эстафеты Цель: развитие быстроты и ловкости, глазомера. Количество игроков-6-15 человек. Инвентарь: обручи по числу играющих детей. Инструкция: Для игры обозначают стартовую линию, в 5-6 метрах от неё контрольную, а в 8-9 метрах от стартовой — финишную. Две-три команды выстраиваются у стартовой линии, в руках у каждого игрока обруч. По первому сигналу стартующие участники делают замах обручем, по второму выполняют бросок обруча так, чтобы он катился. Как только обруч достигнет контрольной линии, бросивший выбегает и старается догнать обруч, прежде чем тот докатится до финишной линии. Побеждает тот, кто несколько раз был первым. Методические указания: Падение обруча считается ошибкой. «Ногой по мячу» Цель: развитие равновесия и точности движений, ощущения пространства при отсутствии зрительного контроля. Количество игроков может быть любым. Инвентарь: волейбольный мяч. Инструкция: В шести шагах от игрока помещается волейбольный мяч. Водящему завязывают платком глаза. Затем, поле поворота на 360, он должен подойти к мячу и ударить по нему ногой. Играют по очереди несколько раз. Выигрывает тот, кто большее, количество раз, попал по мячу. Методические указания: Место для игры следует подобрать ровное, без канав, кустарника и пней.

Смотрите так же:  Документы на налоговый вычет за покупку квартиры образец

20 ИГРЫ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связано с момента его рождения. Исследования В.П.Зинченко и А.Г.Рузской показали, что если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать его внимание на движущемся объекте, то к 5-6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности. Именно поэтому двигательная сфера детей с нарушением зрения чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, т.к. нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль над движениями. При этом у детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действия рук и глаз. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Для детей с нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно-двигательных функций, нарушение микроориентирования и ослабленность тонуса различных групп мышц. Многообразие зрительной патологии предопределяет необходимость дифференцированного подхода к выбору учебных и лечебных мероприятий для данного ребенка. Поэтому, наряду с традиционным оборудованием, необходимо использовать в своей работе физкультурные пособия и нестандартное оборудование, рекомендованные лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ИКП РАО и опыт других образовательных учреждений компенсирующего вида. Данное оборудование несложное, недорогое, но вносит в каждое занятие элемент необычности, вызывает интерес детей, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Использование этих пособий и оборудования увеличивает количество

21 упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную зрительную патологию, подготовить их к выполнению других, более сложных движений, упражнений, заданий. Предлагаю вашему вниманию игры-упражнения для детей с нарушением зрения с использованием нестандартного оборудования. «Сенсорная ширма». Тренажер (двусторонний) изготовлен из ткани размером 1.7*5,5м. По длине ширмы на разной высоте имеются отверстия мишени различной геометрической формы, обработанные по контуру лентами разных цветов. В нижней части имеются продольные разрезы ворота для подлезания. Тренажер способствует развитию сенсорного восприятия, активизирует зрительные функции, координирует работу глаза и руки, развивает ловкость и точность движений. Игровые упражнения: — «Ты мне я тебе». Перебрасывание мячей в парах, командах через ширму. — «Меткий стрелок», «Попади в цель». Метание мячей, мешочков (из разных исходных положений) через отверстия мишени. — «Гусеница», «Пролезь в воротца». Подлезание в продольные разрезы ворота Тренажер «Сетка» — развивает зрительное восприятие, пространственную ориентировку, тонкую моторику, которая способствует развитию речи, повышению ё работоспособности коры головного мозга. Используется садовая пластмассовая сетка с крупными ячейками высотой 1.20 м. Данный тренажер используется как на занятиях физической культуры, так и на общеразвивающих и коррекционных занятиях специалистов. Игровые упражнения: — перебрасывание мяча через сетку; — подлезание под сетку; — прикрепление прищепок разных цветов на ячейки сетки; — прикрепление тематических карточек и других материалов на ячейки сетки в разных ее частях.

22 «Гимнастический каток». Упражнения с гимнастическим катком обеспечивают физическое развитие, способствуют развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки, укреплению мышечного аппарата глаз, активизируют зрение. Игровые упражнения: — прокатывание гимнастического катка по полу из разных исходных положений: «упор присев», ходьба «гусиным шагом» и т.д.; — прокатывание гимнастического катка по горизонтальной и вертикальной плоскости по зрительным ориентирам; — прокатывание гимнастического катка по поверхности собственного тела. «Гамачок». В двухцветном полотнище (одна сторона красная, другая желтая) вырезаны два круглых отверстия диаметром 25 см, а в середине между ними на веревочке прикреплен пластмассовый шарик. Играют вдвоем; движением (взмахом) рук гамачок поднимается, шарик забрасывается в отверстие «противника», попавший получает выигрышное очко. В этой игре происходит сочетание педагогических и коррекционных задач: формирование движений и развитие зрительных функций. «Подъемный кран». В игре используется шнур длиной 5 м, продетый через баскетбольное кольцо или перекладину шведской стенки. К одному концу шнура прикреплен пластмассовый шар, а к другому палочка для наматывания шнура. Принцип игры заключается в том, что ребенок, стоя неподвижно, перебирает руками палочку шнур наматывается и за счет этого шарик поднимается вверх. Эта игра хороша также может подходить и для детей со сходящимся косоглазием. «Попади в цель». В игре используются разноцветные контейнеры для хранения игрушек разной величины, расположенные на вертикальной и горизонтальной поверхности. Для метания используются мячи, шары, мешочки с песком.

23 Игра развивает меткость, глазомер, зрительно-моторную координацию, обогащает зрительно-сенсорный опыт. «Цветные кольца». На высоте 1,50м-1,70м на противоположных стенах зала закрепляет шнур с нанизанными на него разноцветными кольцами разной величины. С помощью гимнастической палки дети переводят кольца на другую сторону зала, согласно полученному игровому заданию. Данная игра способствует активизации зрительных функций, развитию зрительно-моторной координации, обогащению зрительно-сенсорного опыта. Рекомендуется для детей со сходящимся косоглазием. «Собери пирамидку». Детям предлагается собрать пирамидку на вертикально закрепленном шнуре, закрепляя кольца пирамидки прищепками. Данная игра способствует стимуляции изолированных движений и укреплению силы пальцев рук, скоординированности движений глаза и руки. Настенные зрительные тренажёры. Для стимуляции, активизации и развития зрения, укрепления и восстановления работы мышц глаза на стенах, потолке в групповых комнатах, кабинете тифлопедагога, расположены зрительные тренажёры. Восстановлению и укреплению глазодвигательных мышц глаза, развитию прослеживающих функций взора, снятию напряжения с глаз способствует зрительный тренажер, взятый на вооружение у В.Ф.Базарного. Кроме того, дети могут самостоятельно проводить указкой по линиям тренажёра и тогда ещё формируется скоординированность действий глаза и руки зрительномоторная координация. «Бегущие огоньки» световая и цветовая стимуляция (раздражающее воздействие на колбачки зрительного аппарата, которые отвечают за видение днём, за восприятие и различение цвета). Использование нестандартного оборудования и пособий способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы, вызывает интерес и

24 эмоциональный отклик у детей, что в свою очередь способствует оздоровлению, реабилитации и социальной адаптации детей с нарушением зрения. «Пойдём на прогулку» Цель. Совершенствовать умение ходить в парах (дети с нормальным зрением и его нарушением). Методика организации. Педагог объясняет, что идти надо дружно, не останавливаясь, чтобы не столкнуться с другими парами. Предлагает детям самим выбрать пару. Во время ходьбы ориентирует детей в пространстве (на площадке, в зале, во дворе), следит за их осанкой. Методика проведения. Дети в парах передвигаются по площадке в различных направлениях (по кругу, с поворотом в обратную сторону), у каждой пары погремушка (колокольчик). Педагог дает словесную инструкцию. Варианты: 1. Ребенок с нарушением зрения держит руку на плече товарища с нормальным зрением. 2. Ребенок с нарушением зрения идет рядом с ребенком с нормальным зрением, который озвученной игрушкой задает темп движения. 3. Игроки стоят на расстоянии м друг против друга, у ребенка с нормальным зрением в руке погремушка. Подавая сигналы, он ориентирует своего товарища с нарушением зрения, куда надо идти. Методические указания. Педагог корректирует действия каждой пары, оценивает выполнение задания, подбадривает игроков, предлагая ребенку с нарушением зрения смело двигаться на сигнал. «Солнышко» Цель. Совершенствовать умение ходить по кругу, акцентируя внимание на движениях. Методика организации. взявшись за руки. Дети образуют круг («Солнышко вышло!»), Методика проведения. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и эмоционально произносят:

25 Смотрит солнышко в окошко, Топ-топ-топ-топ! (Топают ногами.) Мы захлопаем в ладошки (отпускают руки): Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! (Хлопают в ладоши.) Методические указания. Педагог следит за тем, чтобы все дети одновременно топали ногами, одновременно останавливались и хлопали в ладоши, следили за постановкой ног, осанкой, соблюдали дистанцию. По сигналу педагога дети могут двигаться в обратном направлении. «Паровоз» Цель. Совершенствовать умение ходить друг за другом в колонне по двое. Методика организации. Педагог выбирает машиниста (ребёнок с нормальным зрением) и помощника (с нарушением зрения). Помощник берет машиниста за руку, другие дети становятся за ними, держась обеими руками за пояс впереди стоящего. Методика проведения. По сигналу педагога «Поезд тронулся!» дети со словами «Чу-чу-чу-чу!» «едут» вперёд, акцентируя постановку ног, до станции, например: «Луг», «Лес», «Озеро». На каждой станции дети выходят из поезда, выполняют (импровизируют) различные действия: на лугу собирают цветы, ловят бабочек; в лесу собирают грибы, ягоды, бегают, ходят парами; на озере ловят рыбу, набирают воду, чтобы заправить паровой котёл и т.д. После каждой станции вновь садятся в поезд и продолжают движение. Методические указания. Педагог следит за тем, чтобы вагоны не расцеплялись, чтобы пассажиры не покидали поезд до остановки, дает установку на различные импровизированные движения, поощряет творчество детей в них. «Снайперская ходьба» Цель. Развивать умение воспринимать различные по размеру пространства. Методика организации. В центре площадки рисуют мишень из пяти концентрических кругов: радиус внутреннего (центрального) круга 30 см, радиус каждого последующего круга увеличивается на 50 см. От центрального круга по убывающей наносят цифры (5, 4, 3, 2, 1),

26 указывающие очки. Перед мишенью на расстоянии 2 м проводится стартовая линия. Методика проведения. Играющие по сигналу педагога стартуют и стараются, набрав как можно больше очков, продвигаться в глубь мишени к цифре 5. Методические указания. Дети с нарушением зрения предварительно проходят расстояние от стартовой линии до центра с нормально видящими партнерами, чтобы почувствовать пространство, а затем проделывают это самостоятельно. Педагог поощряет и корректирует действия детей с нарушением зрения. Вариант для слепых. Круги выкладываются из веревок, чтобы дети могли их осязать. «Найди игрушку» Цель. Совершенствовать умение ходить с ориентированием в пространстве на звуковой сигнал. Методика организации. Педагог выстраивает детей в шеренгу, определяет расстояние между ними (3 5 м), затем знакомит детей со звуковым сигналом (неваляшки различного размера и различной тональности звучания находятся у детей, не стоящих в шеренге играющих). Методика проведения. По очереди вызываются один или двое играющих (в зависимости от количества звучащих игрушек), которые должны их найти. Методические указания. Педагог следит за тем, чтобы игрушка звучала до тех пор, пока её не найдет играющий, поощряет быстрые действия и умелое ориентирование на звук, правильную уверенную ходьбу. Варианты. «Найди колокольчик», «Узнай по голосу», «Где звенит?» и др.