Пособия для развития речи 5 лет

2 отличные книги для развития речи дошкольников

Каждая мама ждёт дня, когда услышит первое слово своего малыша. Если ребёнок первый, мы особенно тревожимся за него. Сравниваем с другими детьми: «Почему Петя говорит слова в 1,5 года, а мой ни «папа», ни «мама» толком выговорить не может? Что не так с моим ребёнком?»

Но, к счастью, это не подтвердилось. Мои волнения ушли после похода к неврологу.

«До двух лет ребёнка не трогать. Занимайтесь с ним по пособиям по развитию речи, читайте книги, много говорите, играйте, и таким образом стимулируйте у ребёнка желание общаться с вами», — вот что сказал врач. Эти слова меня успокоили и помогли «отпустить» ситуацию. Дочка понимает просьбы, она показывает животных на картинках, знает, как говорят домашние животные, и называет их, когда спрашиваешь «Кто это?», знает некоторые овощи и фрукты. Она постоянно разговаривает на своём тарабарском языке и ждёт моего ответа. Это так забавно выглядит.

Для ежедневных занятий я выбрала две книги по развитию речи, о которых хочу рассказать в обзоре.

«Альбом по развитию речи для самых маленьких» С. В. Батяева, Е. В. Севастьянова

Рекомендую этот альбом для занятий с ребёнком, начиная с 1,5 лет. Если видите необходимость, начинайте заниматься раньше. Всегда ориентируйтесь на ребёнка, не на нормы.

Формат — альбомный. Количество страниц — 87. Из минусов оформления: тонкие листы и нет оглавления.

Это сборник упражнений, построенный по принципу от простого к сложному. Привожу описание разделов с краткой характеристикой.

В разделе «Развитие понимания речи» есть несколько упражнений на развитие способности понимания вопросов. С помощью заданий «Покажи где», «Части тела», «Что делает мальчик?», «Что делает девочка?» кроха пополнит словарный запас простыми глаголами.

Раздел «Развитие общей моторики». Здесь вы найдете упражнения на развитие координации движений.

Раздел «Дыхательная гимнастика» — лёгкие упражнения, которые повлияют на качественное развитие речи.

Магазин Умный Ребенок

Развитие речи в 5 лет

Середина дошкольного возраста — необычайно важный период в становлении правильной и развернутой речи ребенка. В этот момент малыш особенно остро нуждается в общении со взрослыми, он стремится рассказать о своих мечтах и желаниях, поделиться переживаниями и расстройствами. Совместное общение ребенка и родителей играет ведущую роль в становлении речевых навыков.

Словарный запас малыша к пятилетнему возрасту достигает уже 3000 слов, он довольно легко запоминает стихотворения, даже довольно длинные. Разучивание стихотворений необычайно важно для формирования речи богатой образами и сравнениями, но перед заучиванием убедитесь, что ребенку понятны все слова в тексте. Стихотворение не должно для него звучать как механически заученная «абракадабра», а ведь в произведениях классических поэтов употребляется много слов, в настоящий момент уже устаревших и неупотребляемых. То же самое Пушкинское «У лукоморья дуб зеленый. » таит массу подобных слов.

Во время чтения прозы также не стоит ограничиваться просто процессом пассивного слушания, задавайте ребенку вопросы о прочитанном, стремитесь выяснить его отношение к различным героям и ситуациям, в которых они оказались. Именно в этом возрасте ребенок становится способен на монологическую речь, а одним из первых шагов в тренировке этого навыка становится пересказ и рассказ по картинкам (игра Короткие истории). Интерес к составлению рассказа можно усилить, если разложить перед ребенком фотографии с совместного отпуска или с какой-то поездки и предложить составить историю, опираясь на них.

5 лет – самый подходящий возраст, чтобы начинать читать сказки с продолжением. Договоритесь, что каждый вечер Вы будете читать, к примеру, по 2 главы, но перед началом очередного чтения обязательно вспомните, что происходило с героями до этого. Такой прием позволит не только активизиров ать речевые способности, но и развить память. Можно также предлагать малышу самому придумывать финалы различных коротких истори й, это разовьет его фантазию и творческие способности. Если ребенка увлекла идея придумывания историй, можно приобрести набор для кукольного театра и предложить ему вместе придумывать и инсценировать небольшие сказки, к примеру, для приходящего с работы папы или гостей в выходные.

К этому возрасту желательно, чтобы ребенок мог объяснить, кем работают его родители (игра Кем работают папы), понятно, что сущность работы большинства современных офисных профессий дошкольнику осознать будет трудно, но постарайтесь объяснить это простыми, доходчивыми словами, определяющими сущность профессии и инструментария. Поиграйте с ребенком в игру, когда Вы называете название той или иной профессии, а ребенок должен назвать пару предметов, которые с этим родом деятельности связаны: врач – шприц, стетоскоп, пожарный – каска, огнетушитель и т.п.

Для развития навыков связной речи можно поиграть в «Дополнения». Самый простой вариант – это дополнение последнего слова в стихотворении. Рифма подскажет ребенку правильный вариант, например, «Я захотел устроить бал, и гостей к себе. » Ребенок должен додумать и ответить «позвал». Если с таким заданием ребенок справляется с легкостью, можно предлагать ему дополнить уже не рифмованные предложения с причинно-следственными связями. Например, «Ваня взял с собой мяч и ведерко, потому что», дальше задача малыша придумать интересное и логически подходящее продолжение.

Можно устроить ребенку небольшой экзамен на знание функций основных бытовых предметов. Поспрашивайте его: чем ты кушаешь, а при помощи чего чистишь зубки, расскажи, из чего ты пьешь кефир, а из чего ешь суп, куда складывают продукты, чтобы они не портились. Такие характеристики можно загадывать ребенку и в форме загадок: «С его помощью одежду делают гладкой и без складок». Не менее интересно поменяться с малышом местами и предложить ему самому составить несколько таких описаний. Тематика подобных загадок может быть самой разнообразной (настольные игры для развития речи)

Важно наполнить речь ребенка прилагательными, постоянно задавайте ребенку вопросы о различных качествах вещей, которые его окружают, они могут касаться цвета и размера, формы и материала, из которого они сделаны. Можно поиграть с дошкольником в синонимы, предлагая ему назвать по-другому то слово, которое Вы произнесли: ласковый – нежный, красивый – прекрасный и т.п. Обратите особое внимание на притяжательные местоимения, они довольно часто могут вызывать затруднения у пятилеток.

Расширяем и количество глаголов в речи малыша. Этому может способствовать следующая игра: водящий называет существительное (лягушка), а ребенок должен назвать, что она делает (квакает, прыгает).

Не забывайте тренировать мелкую моторику рук, несложные занятия по штриховке или дорисовыванию элементов картинки, обведению контуров помогут не только подготовить руку дошкольника к письму, но и способствуют более успешному развитию речи. При этом не стоит заниматься слишком долго, достаточно будет 3-4 заданий в день. Следите, чтобы ребенок держал осанку, а его письменный стол или парта были хорошо освещены.

В этом возрасте также важно усвоить предлоги и приставки и их значения. Это также можно сделать в игровой форме. Можно давать малышу поручения с подробным описанием, что и куда нужно отнести, а затем попросить маленького помощник подробно рассказать об этапах выполнения. Можно прятать какой-то условленный предмет, а затем спрашивать малыша, где именно он его нашел (важно прятать вещь так, чтобы для объяснений ребенок активно употреблял предлоги – под, над, за, перед, рядом и т.п.).
Лучше всего изучать грамматические формы, если в качестве якобы нерадивого ученика будет выступать плюшевая игрушка, которая постоянно допускает какие-то ошибки. Их дети обычно легко определяют и тут же охотно исправляют, а вот если сказать, что ошибся именно он, могут обидеться и уйти в себя.
Время занятий не должно быть длительным – 10-15 минут в день вполне достаточно для эффективного развития речи. Важно, чтобы на занятии присутствовало несколько разновидностей упражнений, нет смысла все время урока посвящать одному заданию с вариациями. Это утомит ребенка и снизит интерес к речевым упражнениям и играм.
Чистоте речи ребенка способствует специальная зарядка для языка и губ. Сначала предложите малышу сделать губки трубочкой, затем широко растянуть губы в улыбке, а потом втянуть губы внутрь рта. После этого можно приступить к причесыванию нижней губы верхними зубами и наоборот, главное, объясните, что эти действия нужно производить легко, без нажима, чтобы малыш не поранил себя. Затем надуваем щечки, как хомячки, и начинаем полоскать внутри воздух. По аналогии можно придумать и другие упражнения.

Смотрите так же:  Транспортный налог за какой период оплачивается

Речевое развитие ребенка. Методическое пособие по развитию речи у детей 4–5 лет

Светлана Миронова
Речевое развитие ребенка. Методическое пособие по развитию речи у детей 4–5 лет

Речевое развитие ребенка

Методическое пособие по развитию речи у детей 4-5 лет

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи -фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

У ребенка, испытывающего проблемы со зрением, речевая функция немного затормаживает свое развитие. На родителей ложится большая доля труда и ответственности за воспитание ими слепого ребенка, поэтому им следует знать общую цель и конкретные пути и средства педагогического воздействия на ход развития личности при потере зрения. Чтобы ослабить влияние слепоты на развитие ребенка, необходимо активно и своевременно воздействовать на малыша. Чем раньше произойдет это педагогическое вмешательство в жизнь маленького слепого, тем успешнее он будет развиваться и обучаться в школе.

В процессе повседневного общения с окружающими слепой ребенок овладевает речью — ее содержанием и структурой, то есть звуковым и грамматическим строем, словарным составом и выразительными средствами (силой голоса, темпом речи, интонацией). Он также овладевает и речевыми функциями обозначения и обобщения предметов, признаков и действий, на основе которых осуществляется общение, познание окружающего мира и психическое развитие личности самого ребенка.

Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Он обожает, когда вы читаете ему сказки, стихи, небольшие рассказы о животных, о растениях, о таких же девочках и мальчиках, как он сам.

При помощи слова слепой ребенок получает предварительное понятие о незнакомых ему предметах, которое затем уточняется при непосредственном восприятии. Объяснения взрослого в процессе обязательного обследования предметов или ориентировки в пространстве помогают выделить существенные признаки объектов и тем самым способствуют уточнению восприятия и формированию правильных предметных и пространственных представлений.

От родителей требуется продумать вопросы, которые помогали бы ребенку выделить характерные признаки, явления, и рассказать о них. Проводимые наблюдения периодически обобщаются в виде беседы, кратких записей, ведения дневника, с помощью рельефных условных обозначений. Таким путем у слепого ребенка создаются и систематизируются богатые представления о каком-либо явлении, а связанные с ним слова приобретают глубокий и точный смысл и сознательно употребляются в разных речевых ситуациях.

При помощи звукозаписи легче усваиваются приемы выразительного чтения, так как происходит понимание интонаций, логических ударений и умение передать их в своем чтении и в устной речи.

Овладение разными видами связной речи становится для слепого важным средством компенсации недостатков его чувственного познания и средством нормального психического развития. Многие родители, своевременно занявшиеся воспитанием слепых детей в контакте со специальной школой, достигли в этом отношении больших успехов.

Коммуникативно-речевое развитие детей 4-5 лет

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает всё большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Разные ситуации общения требуют развитых коммуникативных и диалогических умений, формировать которые важно начиная с раннего возраста.

Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать в диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать её, принимать чужую точку зрения и т. д. Всему этому в процессе обучения уделяется большое внимание, но факт остаётся фактом — даже выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными свойствами.

Подавляющее большинство педагогов полагают, что если обогатить словарный запас ребёнка, научить уместному употреблению синонимов, дать схему построения текста (высказывания, то в дальнейшем, при обучении в школе, он сможет участвовать в диалоге и свободно владеть всеми навыками его ведения. Однако нельзя забывать о том, что диалог — особая форма речи дошкольника, которая не возникает автоматически.

«Развитие детей с нарушениями подчиняются тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребёнка» (Л. С. Выгодский). В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушением зрения возникает некоторая обедненность чувственной стороны речи, что сказывается на развитии речевой системы в целом: в особенностях накопления словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем, развитием связной речи, в усвоении выразительных средств.

А ведь именно сейчас используются такие модные формы и методы обучения, как проектный, исследовательские работы и т. д.

Технология проектирования помогает развивать творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной в организационную систему ДОУ, эта технология становится инструментом саморазвития ребёнка.

Проект — это описание будущей деятельности, направленное на осуществление значимых изменений в образовательной практике за ограниченное время с использованием ограниченного ресурса.

Определены следующие условия организации и проведения проекта:

• наличие мотивации участников проекта;

• перевод отношений воспитателя с детьми от сотрудничества к самостоятельности у дошкольников;

• позиция взрослого — позиция сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к личной инициативе, к росту личности ребёнка;

• позиция ребёнка — активное взаимодействие со взрослым, сверстниками, взаимоподдержка, ответственность;

• произвольность (доведение начатого проекта до определённого результата);

• знания воспитателя выстраиваются как системные, междисциплинарные, обобщенные в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса;

• освоение способов ведения исследовательской работы, способов решения творческих задач, методов развития мышления и воображения;

Смотрите так же:  Трудовой кодекс можно ли уволится без отработки

• представление (детям) практики освоения многообразия форм межличностных отношений и общения, создание условий для появления чувств радости от совместного сотрудничества и сотворчества.

То есть дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

До сих пор обсуждаются способы и условия реализации диалога в образовательном процессе. Он рассматривается как метод исследования личности ребёнка; особая по построению форма организации занятия; способ реализации проблемного обучения, сотрудничества, специально организованная ситуация общения педагога и ребёнка и т. д. Однако если нет мотивации общения, спора, то нет и словесных форм спора, диалога, дети не смогут научиться продуктивно сотрудничать, строить свое взаимодействие учебным способом.

Возрастные и психофизические особенности становления речевой деятельности ребёнка во время реализации проекта позволяют направить его воспитание и обучение в русло диалогического общения, инициативного продуктивного сотрудничества. Главное, не игнорировать мотивы детского общения, использовать готовность ребёнка вступать в диалог, чувствовать инициативу детей. При этом необходимо соблюдать особую последовательность: в первую очередь обучать диалогу и умению вести диалог, затем — монологу как высшей форме речевой деятельности. Это поможет не только сохранить и развить мотивацию общения, но и повысить качество речевой деятельности детей в процессе проектирования.

«В гости к бабушке»: чтение слогов с буквой «я»

Программное содержание: учить читать слоги с буквой «я»; закреплять представление о домашних животных; упражнять в различении гласных и согласных, звонких и глухих звуков; определять ударный звук в слове; формировать интерес к чтению; развивать внимание, память, фонематический слух, познавательную активность.

Оборудование: звуковые кубики, таблицы для обучения чтению по методике H.A. Зайцева, предметные картинки, графические задания для каждого ребенка, кукла, аудиозаписи мелодий детских песен. .

К нам в гости пришел Малыш. Выставляется кукла.

Он приглашает в гости к своей бабушке в деревню. Чтобы отправиться, надо построить поезд. Сегодня мы будем строить вагончики из кубиков с буквой «я».

Дети выставляют слоговые кубики с буквой «я», по три в ряд.

Чтобы поезд набрал скорость, надо прочитать названия всех вагончиков. Если ударение падает на первый слог, проговариваем его протяжно, а безударные слоги говорим коротко.

Дети читают необычные трехсложные слова, меняя ударение: КА-СЯ-ТЯ, КА-СЯ-ТЯ, КА-СЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ, ДЯ-ЛЯ-ТЯ и др.

Пропевание слогов с буквой «я» под музыку по кубикам и таблице.

Вот мы приехали. Выставляется кукла Бабушка. Бабушка хочет познакомиться с вами. Дети выкладывают свои имена из кубиков. Бабушку зовут Наташа, и она приглашает нас за стол.

Игра с движениями «Как у бабушки Наташи».

Как у бабушки Наташи,

Ели вкусную мы кашу,

Кашу манную, с дымком,

С хлебом, с маслом, с молоком.

Взяли мы большую ложку, Съели все до самой крошки, Вот какая каша, У бабушки Наташи.

У бабушки есть животные, отгадайте загадки:

Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спица,

Он, мурлыча, песнь поет,

Только мышь его боится, вы узнали?

Показ предметной картинки с изображением кота, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого. Кот принес нам букву «т».

Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

Буква «т» в слове «кот» обозначает звук [т].

Где он находится: в начале, середине или в конце слова? Какой это звук: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «кот»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?

Давайте позовем кота: «Ко-о-о-от, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?

Отгадайте еще одну загадку: Голодна — мычит. Сыта — жует,

Малым деткам молока дает. (Корова).

Показ предметной картинки с изображением коровы, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого.

Корова принесла нам букву «р». Буква «р» в слове «корова» обозначает звук [р]. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? Какой это звук: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «корова»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?

Давайте позовем корову: «Коро-о-ова, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?

Отгадайте, кто еще живет у бабушки Наташи. С бородой родится -Никто не дивится. (Козел).

Показ предметной картинки с изображением козла, дети отгадывают, читают надпись на картинке с помощью взрослого.

Козел принес нам букву «л». Буква «л» в слове «козел» обозначает звук [л]. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? Какой это звук: согласный или гласный?Твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Сколько слогов в слове «козел»? Прохлопайте. На какой звук падает ударение?

Давайте позовем козла: «Козё-ё-ёл, иди к нам!» Какой звук мы говорим протяжно?

Еще у бабушки живут птицы: гуси, утки, куры и петух.

«Осторожно дети» методическое пособие для обучения детей правилам дорожного движения. Методическая разработка «Осторожно дети» Хочется рассказать вам о моей задумки изобрести наглядное пособие для изучения с детьми темы «Правила.

«Звуковой лабиринт». Методическое пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста Актуальность Речь – это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет.

Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка» Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка” (для определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.) Подчеркните.

Конспект ООД по развитию речи «Мой дом» Программное содержание: Образовательные: Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт.

Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья Методическое пособие для физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное пособие сможет вам облегчить работу,.

Пальчиковая гимнастика и Су джок терапия как средство, стимулирующее речевое развитие ребенка учитель — логопед I квалификационной категории Кафарова Юлиана Рафиковна д/с №1 «Олененок» — филиал АН ДОО «Алмазик», г. Мирный Хорошо.

Перспективный план работы Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи Месяц, неделя Тема, литература Программное содержание Материалы, оборудование Методы, приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная.

Речевое развитие ребенка предшкольного возраста Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это объясняется тем,.

Речевое развитие (звуковая культура речи) «Песенка жука» Пр. сод:упражнять детей в правильном и четком произношении звука «ж»,в умении правильно употреблять предлоги,развивать наблюдательность,логическое.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка» Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.

Громова, Кабушко, Соломатина: Занятия по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. ФГОС ДО

Аннотация к книге «Занятия по развитию речи детей 4-5 лет. Методическое пособие. ФГОС ДО»

В книге представлены конспекты логопедических занятий по развитию речи детей 4-5 лет с речевыми нарушениями для проведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов.
Содержание занятий соответствует основным требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развитию речи детей дошкольного возраста и является логическим продолжением методики логопедической работы по развитию речи детей 3-4 лет. Занятия обеспечены наглядным материалом.
В зависимости от уровня психического и речевого развития данные занятия могут быть адресованы также детям младшего дошкольного возраста с нормальным речевым онтогенезом.
Книга предназначена педагогам, методистам, логопедам дошкольных и медицинских организаций, родителям.

Смотрите так же:  Образец заявления на сокращение рабочего дня при беременности

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Речевое развитие детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей.

Пособие входит в программно-методический комплекс «Радуга».
В предлагаемом вашему вниманию пособии описана система педагогической работы по реализации образовательной области «Речевое развитие» с детьми 5–6 лет в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Речь развивается стремительными темпами, и в норме уже к 5 годам у ребёнка заканчивается её естественное становление. Это означает, что ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, владеет значительным словарным запасом, освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющим ему свободно вступать в контакт с окружающими людьми.
В старшем дошкольном возрасте начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребёнок постигает звуковое строение слова, знакомится с синонимами и антонимами , со словесным составом предложения и т.д. он способен понять закономерности построения развёрнутого высказывания (монолога), стремится освоить правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создаёт основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом).

Предлагаемое пособие включает в себя:
– краткую характеристику речи детей 5–6 лет;
– задачи речевого развития;
– педагогическую диагностику речи;
– работу над артикуляцией звука;
– работу по взаимодействию с семьёй;
– примерное календарное планирование по развитию речи на учебный год.

Пособие адресовано педагогам дошкольного и дополнительного образования.

Игры на развитие речи для детей 5-6 лет в детском саду

Развивающие игры для детей старшей группы детского сада

Игры, направленные на развитие речи у дошкольников старшей группы

Игра «Закончи предложение».

Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.

Описание: детям предложить закончить предложения:

• Мама положила хлеб. куда? (В хлебницу.)

• Брат насыпал сахар. куда? (В сахарницу.)

• Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (В салатницу.)

• Папа принес конфеты и положил их. куда? (В конфетницу.)

• Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела).

• Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно).

• Я не хочу спать, потому что. (ещё рано).

• Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода).

• Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты).

• Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись от собаки).

Игра «Режим дня».

Цели: активизировать речь детей; обогащать словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия: 8-10 сюжетных (схематических) картинок с изображением режимных моментов.

Описание: предложить рассмотреть картинки, а затем расположить их в определённой последовательности и объяснить.

Игра «Кому угощение?».

Цель: развивать умение употреблять трудные формы существительных в речи.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением медведя, птиц, лошади, лисы, рыси, жирафа, слона.

Описание: воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать, кому что. Просит помочь. Предложить картинки с изображением медведя, птиц (гусей, кур, лебедей), лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.

Вопросы: Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

Игра «Назови три слова».

Цель: активизировать словарь.

Описание: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

— Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)

— Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

Игра «Кто кем хочет стать?».

Цель: развивать умение употреблять трудные формы глагола в речи.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные картинки с изображением трудовых действий.

Описание: детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта.) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками.) Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».

Игра «Зоопарк».

Цель: развивать связную речь.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с животными, игровые часы.

Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Игра «Сравни предметы».

Цели: развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.

Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

Описание: воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

— У меня нарядный фартук.

— У меня рабочий фартук.

— Он белого цвета в красный горошек.

— А мой — темно-синего цвета.

— Мой украшен кружевными оборками.

— А мой — красной лентой.

— У этого фартука по бокам два кармана.

— А у этого — один большой на груди.

— На этих карманах — узор из цветов.

— А на этом нарисованы инструменты.

— В этом фартуке накрывают на стол.

— А этот надевают для работы в мастерской.

Игра «Кто кем был или что чем было».

Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

Игра «Назови как можно больше предметов».

Цели: активизировать словарь; развивать внимание.

Описание: дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.

Игра «Подбери рифму».

Цель: развивать фонематический слух.

Описание: воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шел жучок,

Песню пел в траве. (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Игра «Назови части предмета».

Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.

Описание: воспитатель показывает картинки:

1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.

2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.