Пособие по ндтм

Зачем участвовать в общественных обсуждениях?

На сайте Гродненского комитета природоохраны размещены общественные уведомления о получении комплексного природоохранного разрешения нескольким предприятиям Гродненской области. Зелёный портал Гродненщины уточнил, для чего нужны комплексные природоохранные предприятия и зачем вообще участвовать в общественных обсуждениях.

Изначально, когда разрабатывалась Национальная стратегия внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009–2020 годы, были выделены объекты, оказывающие комплексное воздействие на окружающую среду, т.е. воздействие на воздух, воду, образование отходов (Указ Президента РБ от 17.11.2011 г. № 528 О комплексных природоохранных разрешениях), — пояснила сотрудник Информационного центра по химической безопасности и отходам Центр экологических решений Наталья Блыщик. — Ранее деятельность таких организаций регулировалась отдельными разрешениями на выбросы, сбросы сточных вод, захоронение отходов и др. КПР предполагает оценить комплексное воздействие и разработать мероприятия по постепенному снижению воздействия, основываясь на наилучшие практики производства. Такие разрешения предприятия из списка обязаны получить к 2016 году (этот срок планируется продлить).

Т.е. при получении КПР предприятия должны разработать и взять на себя ответственность за выполнения природоохранных мероприятий и модернизации производства, которые должны привести к снижению воздействия. Перечень таких мероприятий, в том числе, предлагается общественности для обсуждения.

Однако разработка таких мероприятий основывается на наилучших доступных технических методах (НДТМ) – например, в отрасли сельского хозяйства разведение крупного рогатого (КРС) скота за НДТМ берётся тот метод разведения КРС, который оказывает наименьшее воздействие, – они должны браться за образец, — говорит эксперт.

В основу разработки пособий по НДТМ положены соответствующие справочники Европейского Союза, которые были переведены на русский язык в рамках реализации проекта международной технической помощи, финансируемого Всемирным банком, «Укрепление институциональной и законодательной базы в целях внедрения системы комплексных экологических разрешений в Республике Беларусь».

Следует учитывать, как сказал однажды один из экспертов, самое главное слово в выражении «наилучшие доступные методы» должно быть НАИЛУЧШИЕ, но в нашей стране пока важнейшим остается слово ДОСТУПНЫЕ, — добавила Наталья.

Общественные уведомления о получении комплексного природоохранного разрешения опубликованы для СООО «Эксклюзив», «Гроднорайагросервис», ОАО «Красносельскстройматериалы», ОАО «Гродноэнерго» и ОАО «Молочный мир». Сроки проведения общественных обсуждений заявлений указаны на сайте Гродненского комитета природоохраны.

На странице гродненского горисполкома в соответсвующей рубрике регулярно публикуется информация об общественных обсуждениях. Например, недавно мы писали об общественных обсуждениях по поводу строительства футбольного манежа в Пышках.

Как правило, информацию об общественных обсуждениях просматривают редко, и тем более редко в них участвуют. Хотя, считает Наталья Блыщик, это важный элемент осознанного и ответственного поведения в жизни своего сообщества:

Как человек, я заинтересована в том, чтобы местность, в которой я живу, оставалась чистой или становилась чище. Меня интересует, каким воздухом я дышу, какую воду пью, поэтому я знаю, какие производства есть в моем городе или окрестностях и какие с этим могут быть проблемы (например, видимые выбросы из трубы, запах, сброс сточных вод или применение каких-то химикатов). Соответственно, когда предприятие уведомляет меня, т.е. общественность, о получении КПР, то я могу посмотреть, что оно хочет сделать, чтобы снизить воздействие. И если явно видно, что решать проблему не планируют (например, не предусмотрена модернизация очистного оборудования), то у меня есть шанс повлиять.

На мой взгляд, такая позиция должна быть у любого не безразличного человека, и это касается не только уведомлений о получении КПР, но и в принципе участия общественности в обсуждении планируемого строительства нового завода, или его модернизации. И здесь я говорю не о бездумной критике и отрицании любого проекта, а в первую очередь об открытом и этичном взаимодействии общественности и представителей предприятий.

— Как эколог я заинтересована в предотвращении загрязнений вне зависимости от территории, но выражать такую заинтересованность гораздо легче, если это будет нужно не только мне, но и местному населению, — добавила Наталья.

Наилучшие доступные технические методы

Новости, касающиеся НДТМ : с 6 по 7 декабря в г. Астана (Республика Казахстан) прошла Международная конференция «Переход Казахстана на принципы НДТ: состояние и перспективы» (ссылка на новость).

Документы, подтверждающие соответствие (несоответствие) наилучшим доступным техническим методам для получения заключения Государственной экологической экспертизы.

Государственное предприятие «Экологияинвест», уполномоченное Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, осуществлять функции Центра по НДТМ на основании приказа №327 от 12.11.2009, оказывает услуги:

Оказание технической помощи по оценке соответствия (несоответствия) технологического процесса (цикла, производственной операции), технологических нормативов наилучшим доступным техническим методам, в том числе для:

  • разработки (подготовки) документов, подтверждающих соответствие (несоответствие) наилучшим доступным техническим методам для получения заключения Государственной экологической экспертизы
  • заполнения заявления на получение комплексного природоохранного разрешения

При оказании технической помощи по оценке и практическому применению наилучших доступных технических методов выполняются следующие работы:

  • анализ представленной «Заказчиком» информации о технологических процессах, их основных характеристиках, используемом сырье, количественном и качественном составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод, образовании отходов производства
  • подбор, на основе представленной «Заказчиком» исходной информации, и анкеты-вопросника, справочных руководств Европейского Союза и пособий Республики Беларусь по наилучшим доступным техническим методам, применимых к хозяйственной деятельности «Заказчика» на языке первоисточника
  • анализ информации о технологических процессах, методах, порядке организации производства продукции и энергии, выполнения работ или оказания услуг, проектирования, строительства и эксплуатации сооружений и оборудования, применимых к хозяйственной деятельности «Заказчика», на основе справочных руководств Европейского Союза и пособий Республики Беларусь по наилучшим доступным техническим методам
  • сопоставление результатов анализа и формирование выводов о соответствии/несоответствии имеющегося (проектируемого) технологического процесса (цикла, производственной операции) «Заказчика» наилучшим доступным техническим методам
  • разработка (подготовка) документов, подтверждающих соответствие (несоответствие) наилучшим доступным техническим методам для получения заключения Государственной экологической экспертизы

С пособиями в области охраны окружающей среды и природопользования, разработанными Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, можно ознакомится по прямым ссылкам ниже:

Пособие в области охраны окружающей среды и природопользования (стр. 177 )

[134, AWARENET, 2002 г.]

8 Наилучшие доступные технические методы

При толковании данной главы и ее содержания внимание читателя должно быть снова привлечено к введению данного документа и, в частности, к пятому разделу введения: «Как толковать и использовать данный документ». Методы и связанные с ними уровни потребления и/или выбросов, или диапазоны уровней, представленные в данной главе, были оценены в ходе итеративного процесса, включающего следующие этапы:

— определение ключевых экологических проблем для сектора; к этому относится потребление воды и энергии, образование сточных вод и, в меньшей степени, твердых отходов и образование запаха;

— изучение методов, в наибольшей степени подходящих для решения этих ключевых проблем;

— определение наилучших высоких уровней охраны окружающей среды в целом, исходя из данных, имеющих в Европейском Союзе и в мире;

— изучение условий, при которых могут быть достигнуты данные высокие уровни охраны окружающей среды в целом: таких как затраты, воздействие на различные экологические среды, основные движущие силы, задействованные в реализации методов;

— выбор наилучших доступных технических методов (НДТМ) и соответствующих им уровней потребления и/или выбросов для данного сектора вообще все в соответствии со Статьей 2(11) и Приложением IV Директивы.

Экспертное заключение Европейского бюро IPPC и соответствующей Технической Рабочей Группы (ТРГ) сыграло решающую роль в каждом из этих этапов в отношении того, каким образом здесь представлена информация.

Исходя из этой оценки, в данной главе представлены методы и, насколько возможно, уровни потребления и выбросов, относящиеся к использованию НДТМ, которые считаются соответствующими сектору в целом и во многих случаях отражают текущие эксплуатационные характеристики некоторых установок в секторе. Что касается представленных уровней потребления или выбросов, «связанных с наилучшими доступными техническими методами», следует понимать, что эти уровни представляют уровень охраны окружающей среды, ожидаемый в результате применения описанных методов в этом секторе, при этом имея в виду баланс затрат и преимуществ, присущий им в рамках определения НДТМ. Однако они не являются предельными значениями ни потребления, ни выбросов, и не должны пониматься в качестве таковых. В некоторых случаях имеется техническая возможность достичь лучших уровней потребления или выбросов, но по причине задействованных затрат или учета воздействия на различные экологические среды они не считаются соответствующими в качестве НДТМ для сектора в целом. Однако эти уровни можно считать обоснованными в более конкретных случаях, где они являются специальными движущими силами.

Уровни потребления или выбросы, связанные с использованием НДТМ, должны рассматриваться вместе с какими-либо указанными исходными условиями (например, усредненными периодами).

Описанное выше понятие «уровни, связанные с НДТМ» следует отличать от термина «достижимый уровень», используемого в документе. Если уровень описывается как «достижимый» с использованием особого метода или комбинации методов, следует понимать, что это означает уровень, который, как можно ожидать, будет достигнут на протяжении существенного периода времени в установке с хорошим техническим обслуживанием и эксплуатацией или процессе, использующем эти методы.

Данные о затратах, если они присутствуют, даны вместе с описанием методов, представленных в предшествующей главе. Это дает приблизительное указание о величине задействованных затрат. Однако фактические затраты по применению метода в значительной степени зависят от ситуации в отношении, например, налогов, сборов и технических характеристик установки. В данном документе невозможно оценить факторы, специфические для конкректой установки. При отсутствии данных о затратах заключения об экономической целесообразности приводятся на основе наблюдений за существующими установками.

Планировалось, что общие НДТМ в данной главе являются точкой отсчета, на основе которой судят о текущих эксплуатационных характеристиках существующей установки или о предложении на новую установку. Таким образом, они помогают при определении соответствующих, «основывающихся на НДТМ» условий для установки или при установлении общих обязательных правил согласно Статье 9(8). Предусмотрено, что новые установки проектируются в соответствии, или даже с превышением, уровней общих НДТМ, представленных здесь. Также учитывается, что существующие установки можно подвести к уровням общих НДТМ или превысить их, в зависимости от технической и экономической применимости методов в каждом случае.

Хотя справочные документы НДТМ не устанавливают законодательно обязательных стандартов, они предоставляют информацию в качестве руководства для промышленности, государств-членов ЕС и общественности по достижимым уровням потребления и выбросов при использовании указанных методов. Соответствующие предельные значения для какого-либо специального случая будет необходимо определять с учетом целей Директивы IPPC и местных особенностей.

На мероприятия для предотвращения и контроля над уровнями потребления и выбросов оказывает очень значительное влияние планирование каждого процесса, как с технической, так и функциональной точки зрения, на каждом уровне типовой операции. Поэтому НДТМ определяется с данной степенью детализации. Если нельзя избежать потребления и выбросов, НДТМ должен снижать их влияние на окружающую среду путем применения как технических, так и функциональных методов.

Например, существуют возможности избежать ненужного использования воды при многих типовых операциях, и иногда, это может привести и к экономии энергии, например, сокращение потребления горячей воды сокращает потребление не только воды, но и энергии, которая потребовалась бы для нагрева. Отсутствие ненужного контакта между водой и продуктами питания и проведение сухой чистки минимизирует потребление воды.

Смотрите так же:  Доверенность по форме банка альфа банк

Переработка продуктов питания с минимальной задержкой может предотвратить или минимизировать проблемы с отходами и запахами во время хранения и переработки, которые могли бы развиться с течением времени из-за разложения.

Выбор НДТМ производился с учетом требования для установок ППНМ соответствовать другому законодательству в отношении, например, здравоохранения, безопасности продуктов питания и кормов или охраны здоровья и безопасности на рабочем месте.

Сектор ППНМ является многообразным, разнородным и фрагментированным сектором, состоящим из большого количества различных секторов продуктов питания и напитков, например, мяса, сахара и кофе. Во всем секторе применяются сотни процессов. Экологические проблемы и характер и количество образуемых отходов в значительной степени различаются в отдельных секторах, используемых процессах и сырье. Поэтому в данном документе невозможно определить отдельный НДТМ для каждого отдельного процесса, применяющегося в секторе ППНМ.

В последующей части данной главы сообщается о НДТМ для установок ППНМ. Во-первых, представлены общие НДТМ, применяемые ко всем установкам. В качестве дополнения к общим НДТМ имеются некоторые НДТМ, которые используются только для отдельных процессов и типовых операций в секторах ППНМ, где применяются эти процессы и типовые операции. Также сообщается о НДТМ, которые применяются только в некоторых отдельных секторах, т. е. секторах, перерабатывающих мясо, рыбу и ракообразных, фрукты и овощи, растительные масла и жиры, молоко, крахмал, сахар, кофе и напитки. Общие НДТМ применяются для секторов, по которым не сообщается о дополнительных НДТМ, например, для мукомольной продукции, изготовления макаронных изделий, изготовления кормов для животных, хлебопечения, изготовления кондитерских изделий, изготовления дрожжей, солодоращения, дислилляции, изготовления сидра, изготовления безалкогольных напитков и изготовления лимонной кислоты.

В помощь читателю имеется Рисунок 84, на котором представлено, каким образом приведены заключения по НДТМ. На данном рисунке заключения по НДТМ представлены на двух уровнях. Первый уровень показывает разделы, перечисляющие НДТМ для всех установок ППНМ, а второй уровень показывает разделы, где перечислены дополнительные НДТМ для некоторых из отдельных секторов.

Руководство по применению наилучших доступных технических методов в Республике Беларусь

Руководство по применению

наилучших доступных технических методов в Республике Беларусь

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 3

ГЛАВА 2 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ПРАВА ЦЕНТРА ПО НДТМ. 5

ГЛАВА 3 ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПО НДТМ. 7

ГЛАВА 4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕНТРА ПО НДТМ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ. 7

ГЛАВА 5 СБОР ИНФОРМАЦИИ О СПРАВОЧНИКАХ ПО НДТМ. 9

ГЛАВА 6 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПОСОБИЙ ПО НДТМ. 10

ГЛАВА 7 ВЕДЕНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ ПО НДТМ И САЙТА ЦЕНТРА ПО НДТМ 12

ГЛАВА 8 ОКАЗАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.. 17

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Руководство по применению наилучших доступных технических методов в Республике Беларусь (далее – Руководство) разработано на основании Постановления Совета Министров «Об утверждении Национальной стратегии внедрения комплексных природоохранных разрешений на годы» и Приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 01.01.2001 № 327 «Основные направления развития деятельности центра по наилучшим доступным техническим методам».

2. Настоящее Руководство устанавливает порядок сбора и распространения среди заинтересованных информации о наилучших доступных технических методах (далее – НДТМ), осуществляемых Центром по наилучшим доступным техническим методам (далее – Центр по НДТМ).

3. Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия и их определения:

наилучшие доступные технические методы – технологические процессы, методы, порядок организации производства продукции и энергии, выполнения работ или оказания услуг, проектирования, строительства и эксплуатации сооружений и оборудования, обеспечивающие уменьшение и (или) предотвращение поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, образования и (или) размещения отходов производства, по сравнению с применяемыми и являющиеся наиболее эффективными для обеспечения нормативов качества окружающей среды при условии экономической целесообразности и технической возможности их применения (Национальная стратегия внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009 – 2020 годы);

справочник по НДТМ – документ рекомендательного характера Европейского Союза для отдельной отрасли экономики, учитывающий все технологические процессы и их аппаратурное оснащение с учетом экологического воздействия и экономических затрат;

пособие по НДТМ – документ рекомендательного характера, разработанный на основе адаптации к условиям Республики Беларусь справочника по НДТМ, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

4. В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, одобренной Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь и Президиумом Совета Министров Республики Беларусь, гармонизация национального законодательства с нормами Европейского Союза, внедрение новейших технологий в отрасли экономики являются одними из важных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь.

5. Основополагающим документом, регулирующим комплексное предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды и, соответственно, применение наилучших доступных технических методов в странах Евросоюза, является Директива Совета Европейского Союза 2008/1/ЕС от 01.01.01 г. о комплексном предотвращении и контроле загрязнения (далее – Директива 2008/1/ЕС).

Указанный документ устанавливает ряд требований к обеспечению процесса разработки документов по наилучшим доступным техническим методам, распространению соответствующей информации среди заинтересованных, а также по мониторингу и развитию наилучших доступных технических методов, при использовании которых достигаются наилучшие показатели по уровню воздействия на окружающую среду, и осуществлению обмена информацией о таких наилучших доступных технических методах. Данные функции в странах Европейского Союза осуществляются органами по наилучшим доступным техническим методам.

6. Создание такого органа – Центра по НДТМ в Республике Беларусь обусловлено, кроме того, совершенствованием законодательства об охране окружающей среды, внедрением системы комплексных природоохранных разрешений для природопользователей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, относящуюся к экологически опасной, а также необходимостью применения ими наилучших доступных технических методов (далее – НДТМ) в республике.

7. Функции Центра по НДТМ возложены на Республиканское унитарное предприятие «Центр международных экологических проектов, сертификации и аудита «Экологияинвест» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – Государственное предприятие «Экологияинвест») в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 01.01.2001 г. № 000 «Основные направления развития деятельности центра по наилучшим доступным техническим методам».

8. В своей деятельности Центр по НДТМ руководствуется нормативными правовыми актами, в том числе, техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, правовыми актами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Уставом Государственного предприятия «Экологияинвест», а также настоящим Руководством.

9. Практическое применение НДТМ в Республике Беларусь окажет стимулирующее воздействие на инновационное развитие белорусской промышленности и позволит обеспечить устойчивое развитие республики. На экономическом уровне применение НДТМ окажет воздействие на:

спрос на технологии, которые соответствуют НДТМ;

спрос на финансовые ресурсы для закупки и применения НДТМ;

конкурентоспособность белорусской промышленности;

спрос на специалистов и экспертов по вопросам НДТМ и охраны окружающей среды.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ПРАВА ЦЕНТРА ПО НДТМ

10. Цель создания Центра по НДТМ – обеспечение сбора и распространения среди заинтересованных информации о НДТМ; оказание технической помощи природопользователям при составлении заявки на получение комплексного природоохранного разрешения, выдача заключения по запросу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов о соответствии заявки на получение комплексного природоохранного разрешения НДТМ в соответствующей отрасли экономики.

11. Задачами Центра по НДТМ являются:

создание, совершенствование и ведение базы данных НДТМ, которые могут быть применены природпользователями в Республике Беларусь;

налаживание информационного обмена между природопользователями, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными органами государственного управления о НДТМ, практике их применения, анализ данных мониторинга окружающей среды в связи с применением НДТМ;

выбор и адаптация справочников по наилучшим доступным техническим методам Европейского Союза;

координация разработки национальных пособий по наилучшим доступным техническим методам;

обеспечение технической и экспертной поддержки при обращении заявителей на получение комплексных природоохранных разрешений.

12. Для реализации целей и задач Центром по НДТМ выполняются следующие функции:

сбор, накопление и распространение информации о НДТМ;

формирование временных технических рабочих групп для оценки документированной информации и подготовки отчетов об анализе имеющейся информации о НДТМ;

создание и поддержание в актуальном состоянии базы данных по НДТМ;

перевод на русский язык и адаптация к условиям Республики Беларусь справочников Европейского Союза по наилучшим доступным техническим методам;

формирование временных технических рабочих групп для разработки национальных пособий по наилучшим доступным техническим методам;

размещение базы данных по НДТМ и национальных пособий по наилучшим доступным техническим методам на сайте Центра по НДТМ в сети Интернет;

пересмотр и актуализация национальных пособий по НДТМ;

оказание технической помощи по оценке или определению НДТМ для природопользователей;

выдача заключения по запросу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов о соответствии заявки на получение комплексного природоохранного разрешения НДТМ в соответствующей отрасли экономики.

13. Центр по НДТМ имеет право:

13.1. использовать сведения информационных баз данных по НДТМ для:

оказания на договорной основе природопользователям, заинтересованным в получении комплексных природоохранных разрешений, услуг по оценке комплексного воздействия осуществляемой деятельности на окружающую среду и подготовке заявок на получение комплексных природоохранных разрешений;

подготовки заключения о соответствии заявок на получение комплексных природоохранных разрешений наилучшим доступным техническим методам для государственного органа, выдающего разрешения;

13.2. осуществлять консультативные функции по вопросам применения НДТМ природопользователями;

13.3. привлекать независимых экспертов и специалистов для решения вопросов, связанных с оценкой НДТМ и выдачей комплексных природоохранных разрешений;

13.4. взаимодействовать с органами Европейского Союза, ответственными за разработку справочников по наилучшим доступным техническим методам и их распространение среди государств-членов.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПО НДТМ

14. Финансирование деятельности Центра по НДТМ осуществляется за счет:

средств международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь для этих целей;

средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондах, государственных внебюджетных и инновационных фондах, включая средства республиканского фонда охраны природы;

иных источников, не запрещенных законодательством, в том числе средств, полученных в результате хозяйственно-договорной деятельности.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕНТРА ПО НДТМ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ

15. К заинтересованным сторонам относятся:

представители республиканских органов государственного управления, их территориальных органов и подчиненных им организаций, юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют экологически опасную деятельность, иные природопользователи, чья деятельность непосредственно связана со сферой применения соответствующих справочников по НДТМ;

представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, его территориальные органы и подчиненные ему организации;

иные заинтересованные лица.

16. Взаимодействие Центра по НДТМ с заинтересованными сторонами осуществляется путем:

четкого определения всех заинтересованных сторон, чья деятельность непосредственно связана со сферой применения соответствующих справочников по НДТМ;

информирования и координации участия (при необходимости –создания технических рабочих групп (далее –ТРГ)) заинтересованных сторон в разработке и (или) согласовании конкретных пособий по НДТМ;

информирование общественности с целью привлечения ее к процессу принятия решений о выдаче комплексных природоохранных разрешений;

обеспечения свободного доступа заинтересованных сторон к информации о наилучших доступных технических методах, о пособиях по НДТМ и иной соответствующей информации.

17. Реализация указанного взаимодействия осуществляется посредством:

поддержания в актуальном состоянии базы данных о наилучших доступных технических методах и сайта Центра по НДТМ в сети Интернет;

организации и проведения обучающих семинаров для заинтересованных сторон по вопросам применения НДТМ;

Смотрите так же:  Максимальная сумма возмещения осаго

оказания на договорной основе технической помощи природопользователям по использованию пособий по НДТМ, подготовке заявки на получение комплексного природоохранного разрешения;

предоставления консультационных услуг Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальным органам по рассмотрению и оценке наилучших доступных технических методов, используемых природопользователями, обязанными получать комплексные природоохранные разрешения.

18. Создание ТРГ осуществляется с целью сбора, оценки и обмена всей информацией, необходимой при разработке пособия по НДТМ. Центр по НДТМ координирует создание и функционирование ТРГ.

19. В ТРГ могут быть включены представители заинтересованных сторон, включая представителей Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, предприятий, научно-исследовательских организаций.

20. Сроки работы ТРГ определяются в зависимости от сроков разработки конкретного пособия по НДТМ.

За все время работы ТРГ проводится не менее двух заседаний ТРГ с целью обсуждения проекта пособия по НДТМ или проектов его частей для анализа, предложений и замечаний со стороны ТРГ.

21. При возникновении спорных ситуаций при обсуждении проекта пособия по НДТМ осуществляется поиск приемлемого для всех членов ТРГ решения на основании экспертных аргументов или путем проведения дополнительных работ.

22. Предоставление информации осуществляется Центром по НДТМ, а также членами ТРГ согласно определенному графику.

СБОР ИНФОРМАЦИИ О СПРАВОЧНИКАХ ПО НДТМ

22. Центр по НДТМ осуществляет сбор информации о разработанных и разрабатываемых справочниках по НДТМ и размещает ее на сайте Центра по НДТМ.

23. В целях содействия обмену технической информацией по НДТМ, а также для подготовки справочников по НДТМ Европейским Союзом создано Европейское бюро по комплексному предотвращению и контролю загрязнений.

24. Все справочники по НДТМ Европейского Союза размещены на сайте Европейского бюро по комплексному предотвращению и контролю загрязнений: (http://eippcb. jrc. ec. europa. eu)/.

25. На указанном сайте приведены следующие сведения:

информация об утвержденных справочниках по НДТМ;

информация о ходе пересмотра справочников по НДТМ, ;

тексты утвержденных справочников по НДТМ, проектов справочников по НДТМ, отчеты технических рабочих групп о пересмотре справочников по НДТМ на английском языке;

перечень членов технических рабочих групп, принимавших участие в разработке конкретных справочников, и их контактные телефоны;

список литературы (справочный материал), использованный в справочниках по НДТМ;

ссылки на веб-страницы, содержащие переведенный текст справочников по НДТМ на языки стран-членов ЕС.

26. Окончательные редакции утвержденных справочников по НДТМ на английском языке размещены на веб-сайте http://eippcb. jrc. ec. europa. eu/pages/FActivities. htm.

27. Перевод исполнительских резюме руководств по НДТМ на официальных языках Европейского Союза размещен на сайте http://forum. europe. t/Public/irc/env/ippc_brefs/library.

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПОСОБИЙ ПО НДТМ

28. Пособия по НДТМ разрабатываются на основании выбора соответствующих справочников по НДТМ Европейского Союза и адаптации их к условиям Республики Беларусь.

29. Порядок разработки пособий по НДТМ включает:

сбор информации о справочниках по НДТМ, технических методах, рассматриваемых в качестве НДТМ для конкретных отраслей экономики в Европейском Союзе, а также применяемых технических методах в соответствующих отраслях экономики в Республике Беларусь;

анализ необходимости разработки и применимости пособий по НДТМ для конкретных отраслей экономики Республики Беларусь;

перевод справочников по НДТМ, адаптация их к условиям Республики Беларусь, в том числе в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов республике к разработке пособий в области охраны окружающей среды и природопользования;

утверждение и опубликование пособий по НДТМ;

мониторинг информации об изменении технических методов, рассматриваемых в качестве НДТМ в Европейском Союзе;

внесение изменений и (или) дополнений, разработка новых редакций пособий по НДТМ.

30. Разработчики пособий по НДТМ должны знать НДТМ для конкретных отраслей экономики в Европейском Союзе и проводить оценку для определения того, какие из используемых процессов, методов и существующих уровней воздействия на окружающую среду, потребления ресурсов следует учитывать при определении НДТМ, а также какие рекомендуемые НДТМ являются оптимальными для белорусской промышленности. Данная оценка должна проводиться для всей отрасли экономики, а не только для отдельных предприятий.

31. Адаптация справочников по НДТМ для условий Республики Беларусь при необходимости может включать добавление конкретных национальных рекомендаций в отношении методов или межотраслевых вопросов, которые не в достаточной мере отражены в справочниках по НДТМ.

32. Межотраслевые вопросы, вводимые дополнительно в пособия по НДТМ, могут касаться вопросов мониторинга или других соответствующих вопросов, основанных на действующем национальном законодательстве об охране окружающей среды.

33. В случае, когда технические методы, рассматриваемые в качестве НДТМ в справочниках по НДТМ Европейского Союза, являются адекватными для национальных условий, отсутствует необходимость разработки специальных рекомендаций, касающихся НДТМ.

34. Перевод справочников по НДТМ должен осуществляться специалистами, обладающими достаточными знаниями в области охраны окружающей среды.

35. Адаптация справочников по НДТМ должна обеспечивать соответствие национальному законодательству.

36. Пособия по НДТМ оформляются в соответствии с требованиями ТКП 17.01-01-2«Охрана окружающей среды и природопользование. Технические нормативные правовые акты и пособия в области охраны окружающей среды и природопользования. Порядок разработки, правила изложения, оформления и издания».

37. Типовая структура пособий по НДТМ приведена в Приложении 1.

38. Обязательным условием разработки пособий по НДТМ является открытый доступ заинтересованных сторон к участию в разработке.

39. После утверждения пособие по НДТМ вносится в базу данных по НДТМ и размещается на сайте Центра по НДТМ.

40. Центром по НДТМ обеспечивается регулярный мониторинг информации о разработке и пересмотре справочников по НДТМ.

41. Информирование заинтересованных сторон о ходе разработки пособий по НДТМ обеспечивается путем размещения информации на сайте Центра по НДТМ.

42. Пересмотр утвержденных пособий по НДТМ должен проводиться не реже одного раза в 5 лет.

43. Процесс пересмотра пособия по НДТМ включает добавление новых глав или новых методов, исключение устаревших методов или технологий, которые не обеспечивают должного уровня охраны окружающей среды.

При пересмотре пособия по НДТМ, окончательный вариант документа будет представлять собой сводную версию, включающую в себя первоначально утвержденный вариант документа с выделением изменений и дополнений, внесенных в ходе пересмотра.

44. Сводный документ может содержать указатель внесенных изменений. Также может быть принято решение о необходимости формирования отдельного приложения в качестве дополнения к пересмотренному документу.

45. Пособие по НДТМ утверждается Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь после согласования проекта пособия со всеми заинтересованными.

46. После утверждения пособие по НДТМ в соответствующем формате размещается на сайте Центра по НДТМ.

ВЕДЕНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ ПО НДТМ И САЙТА ЦЕНТРА ПО НДТМ

47. База данных по НДТМ содержит:

перечень имеющихся справочников по НДТМ Европейского Союза, а также краткие резюме каждого справочника по НДТМ;

информацию об этапах разработки или пересмотра пособий по НДТМ;

соответствующие редакции проектов пособий по НДТМ;

перечень разработчиков и (или) членов технической рабочей группы;

перечень исходных материалов для разработки пособия по НДТМ;

информацию о НДТМ для конкретной отрасли экономики;

общественные уведомления, разрабатываемые при оформлении заявок на получение комплексных природоохранных разрешений;

перечень природопользователей, получивших комплексные природоохранные разрешения.

48. Порядок организации базы данных определяется очередностью разработки пособий по НДТМ, оформления заявок на получение комплексных природоохранных разрешений.

49. Значительная часть информации базы данных приводится в табличной форме, включая ссылки на определенные пособия по НДТМ и другие документы.

50. Этапы разработки или пересмотра пособий по НДТМ отмечаются различными цветами.

51. Доступ к базе данных по НДТМ обеспечивается посредством размещения ее на сайте Центра по НДТМ в сети Интернет.

52. Сайт Центра по НДТМ представляет собой специальный веб-сайт по вопросам обмена информацией о НДТМ и выдаче комплексных природоохранных разрешений.

Интернет-сайт Центра по НДТМ размещен по адресу www. .

53. Сайт Центра по НДТМ содержит следующие разделы:

Нормативно-правовая основа выдачи комплексных природоохранных разрешений;

Выданные комплексные природоохранные разрешения;

54. В разделе «О центре» содержится информация об основных задачах и функциях Центра по НДТМ.

55. В разделе «Новости» содержится информация о события связанных с Центром по НДТМ. Обновление данного раздела следует проводить не реже одного раза в неделю.

56. В разделе «Пособия» содержится информация о пособиях по НДТМ в различных отраслях экономики. В данный раздел вносится информация о начале и ходе разработки пособий по НДТМ.

57. В раздел «Конкурсные вакансии» вносится информация о наличии вакансий и проведении различных конкурсов.

58. В раздел «Нормативно-правовая основа выдачи комплексных природоохранных разрешений» вносится информация о всех принятых нормативных правовых актах, затрагивающих вопросы выдачи комплексных природоохранных разрешений, применения НДТМ, а также деятельности Центра по НДТМ.

59. В раздел «Выданные комплексные природоохранные разрешения» вносится информация обо всех выданных комплексных природоохранных разрешениях, включая дату выдачи, наименование природопользователя, срок действия.

60. В раздел «Дополнительная информация» вносится информация о проведении семинаров, презентации, отчеты, различные печатные материалы.

61. В разделе «Вопрос-ответ» содержится вопросы, адресованные Центру по НДТМ. Срок ответа на каждый вопрос не должен превышать 14 дней.

62. В разделе «Ссылки» содержатся ссылки на различных Интернет-ресурсы, включая ссылку на сайт Европейского бюро по комплексному предотвращению и контролю загрязнений

ОКАЗАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

63. Центр по НДТМ оказывает техническую помощь природопользователям при составлении заявки на получение комплексного природоохранного разрешения, а также выдает заключения по запросу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов о соответствии заявки на получение комплексного природоохранного разрешения НДТМ в соответствующей отрасли экономики.

64. Оценка применяемых природопользователями технических методов на соответствие их НДТМ осуществляется согласно рекомендациям, приведенным в соответствующих пособиях по НДТМ, а если такие пособия по НДТМ отсутствуют, оценка проводится на основании критериев НДТМ, указанных в приложении 4 к Директиве 2008/1/ЕС.

65. Общий алгоритм проведения процедуры оценки технического метода при выборе НДТМ приведен на рисунке 1. При этом основополагающими критериями являются рекомендации пособия по НДТМ.

К экологическим критериям относятся:

согласованность с существующим или разрабатываемым законодательством в области охраны окружающей среды;

минимизация воздействия на здоровье человека;

оценка экологического риска;

уменьшение потребления воды, сырья, вторичных материальных ресурсов;

повышение энергоэффективности, расширение использования возобновляемых источников энергии;

предотвращение образования отходов.

К техническим критериям относятся:

необходимость новых установок и подразделений (цехов);

адаптирование под производственный процесс;

гибкость по отношению к будущим изменениям;

необходимость обслуживания и содержания;

необходимость обучения персонала.

К экономическим критериям относятся:

инвестиционная способность предприятия;

ежегодные ожидаемые сбережения от замены сырья, повторного использования воды и т. д.;

период окупаемости инвестиций.

к Руководству по применению

наилучших доступных технических

методов в Республике Беларусь

Типовая структура пособий по НДТМ

1. Все пособия по НДТМ в целом должны соответствовать указанной обобщенной структуре, но возможны отличия в порядке глав и деталях в тех случаях, когда это обосновано.

2. Основанием для признания технической и экономической целесообразности метода является его применение на одном или более производствах где-либо в мире.

3. Политические взгляды и мнения не должны включаться в пособие по НДТМ.

4. В случае необходимости приведения в пособии по НДТМ дополнительной информации по определенному вопросу (установки, поставщики и др.), торговые наименования и т. п. должны указываться по тексту пособия по НДТМ.

5. В разделе «Краткий обзор» представляются основные результаты по всем главам документа, при этом исходные данные не указываются, но приводятся ссылки на конкретные положения по тексту пособия по НДТМ, таким образом, чтобы краткий обзор воспринимался и трактовался как самостоятельный документ.

Смотрите так же:  Договор займа тело

В нем должны указываться основные выводы в отношении НДТМ, уровни воздействия на окружающую среду и потребления природных ресурсов, связанные с применением НДТМ. Уровни воздействия на окружающую среду и потребления ресурсов должны приводиться по стандартным условиям и усредненным периодам.

Вместе с тем, данный раздел не должен заменять основной текст пособия по НДТМ или влиять на принятие определенных решений по НДТМ в конкретных случаях без ссылки на основной текст документа.

6. В разделе «Предисловие» (при наличии) приводится описание структуры документа, правовой контекст, способ составления документа (например то, каким образом осуществлялся сбор и оценка информации), а также то, каким образом он может использоваться. Этот стандартный текст изменяется в соответствии со структурой каждого отдельного справочного документа по НДТМ.

7. В разделе «Общие положения» приводятся общие сведения об отрасли, рассматриваемой в рамках пособия по НДТМ с точки зрения количества промышленных объектов, их размеров, территориального распределения, производственной мощности и экономических показателей.

Описывается структура и характер отрасли экономики, а также указываются основные экологические проблемы для данного отрасли, при этом приводятся некоторые значимые данные по уровню воздействия на окружающую среду и потребления ресурсов в качестве исходных данных в процессе определения НДТМ, а также в качестве необходимых данных, используемых органом выдачи комплексного природоохранного разрешения.

8. В разделе «Применяемые процессы и методы» описываются производственные процессы и технические методы, применяемые в настоящее время в рамках отрасли экономики, охватываемой пособием по НДТМ. Приводятся описания вариантов технологического процесса, разработки направлений деятельности и альтернативных технологических процессов. Описание может сопровождаться графиками и картами технологических процессов, а также отражать этапы типового производственного процесса. В данный раздел, полностью или частично, включается следующая информация:

используемое сырье (включая вторичное), а также расходные материалы, энергия;

используемые вспомогательные химические вещества;

порядок подготовки сырья (включая хранение и различные виды работ с сырьем);

порядок переработки материалов;

промежуточное и окончательное хранение и использование продукции;

работа с побочными и остаточными продуктами.

В данном разделе должна описываться фактическая или возможная взаимосвязь между различными видами деятельности в рамках пособия по НДТМ и между различными пособиями по НДТМ, при этом должны указываться моменты, являющиеся значимыми с точки зрения общей экологической эффективности (например, случаи, когда отходы, получаемые в результате одного вида деятельности, могут использоваться в качестве сырья для другого).

9. В разделе «Текущие уровни воздействия на окружающую среду и потребления ресурсов» приводятся данные о диапазоне существующих уровней воздействия на окружающую среду и потребления ресурсов с точки зрения всего технологического процесса и вспомогательных производств. Такие данные включают в себя данные по текущему энергопотреблению, потреблению воды и сырья, а также содержат данные по таким факторам как шум и запах. По возможности, включаются данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, водные объекты, об образовании отходов, а также производственных ресурсах и результатах функционирования вспомогательных производств. Таким образом, выделяются наиболее значимые с экологической точки зрения вспомогательные производства и рассматриваются варианты переработки и повторного использования образующихся побочных продуктов, отходов в рамках всего технологического процесса. При наличии взаимозависимости между различными производственными ресурсами и результатами производства указывается степень мультимедиальной сложности, например, в случаях, когда различные параметры рассматриваются в совокупности, или в случаях, когда принято компромиссное решение, что определенные уровни выбросов не могут быть достигнуты в одно и то же время.

Данные по эффективности, по возможности, приводятся с подробными данными по условиям эксплуатации (например, процент мощности), выборкой и аналитическими методами, а также представлением статистических данных (например, средние показатели, максимальные значения, диапазоны). Данные по фактической эффективности могут сравниваться с соответствующими нормами, установленными национальным и международным законодательством.

10. В разделе «Технические методы, учитываемые при определении НДТМ» представляется перечень технических методов, предназначенных для сокращения выбросов, сбросов или иных экологически-ориентированных технических методов, которые считаются наиболее значимыми при определении НДТМ (как в общем, так и в отдельных случаях).

Данные технические методы должны содержать методы, интегрированные в технологический процесс, а также методы сокращения воздействия на окружающую среду «на конце трубы», что, таким образом, позволяет охватить все возможные меры по предотвращению и контролю загрязнения окружающей среды. Приводится положительный опыт применения указанных методов, а также уделяется внимание системам технического обслуживания, методам контроля технологического процесса и непредвиденные расходы. Методы, которые считаются устаревшими не включаются.

По возможности в раздел включаются методы, разработка которых осуществляется в рамках отрасли, а также методы, применяемые в других отраслях.

Характеристика каждого технического метода должна содержать преимущества с экологической точки зрения, получаемые при его реализации. Указывается любого рода воздействие на различные компоненты природной среды, а также затраты, связанные с внедрением технического методы, практическая применимость, проблемы технического характера и общий экономический эффект. Целью данного раздела является включение как можно большего количества информации, так как это необходимо для проведения оценки применимости определенного метода, как в общем, так и в отдельно взятых случаях. Каждый технический метод рассматривается без проведения его предварительной оценки, независимо от того, соответствует ли он критериям НДТМ в области комплексного контроля и предотвращения загрязнений окружающей среды.

Представленные методы могут относиться к модернизации существующих производственных объектов, новым объектам или комбинациям существующих и новых.

Диапазон представленных технических методов включает как восокозатратные, так и низкозатратные технологии.

Предпочтительно, чтобы в информацию по каждому техническому методу включались следующие элементы:

описание, содержащее краткую техническую характеристику с использованием по возможности рисунков, диаграмм и технологических карт;

получаемые в результате применения технического метода потенциальные преимущества в области охраны окружающей среды, которые будут получены при внедрении данного метода, включая, по возможности, данные по уровню воздействия на окружающую среду и потребления природных ресурсов, а также способы измерения и выражения этих данных;

эксплуатационные данные по фактической результативности (включая стандартные условия и периодичность контроля) по снижению воздействия на окружающую среду и потребления сырья, воды и энергии, а также другая полезная информация, связанная с эксплуатацией, техническим обслуживанием, контролем и т. п.;

возможное воздействие на различные компоненты природной среды в результате применения технического метода (преимущества и недостатки, по возможности с обоснованием), включая потребление энергии и факторы, способствующие глобальному потеплению, истощению озонового слоя стратосферы и возможности фотохимического образования озона, увеличению или снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эвтрофикации почвы и воды в результате выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ со сточными водами, возможности обеднения воды кислородом, образованию устойчивых, токсичных или биоаккумулируемых соединений в воде или почве (включая металлы), образованию или сокращению образования отходов, возможности повторного использования побочных продуктов и отходов, увеличению или снижению уровня шума, запаха, риска аварийных ситуаций, потребления сырья и воды;

применимость технического метода, включая учет времени работы предприятия (новое или существующее), а также факторов, связанных с переоснащением производства (например, наличие свободных площадей), размеров предприятия (крупное или малое), что позволяет оценить ограничивающие факторы с точки зрения применения технического метода в определенных случаях;

экономические показатели, в том числе информация по затратам (капитальным и текущим), а также, по возможности, информация об экономии сырья, сокращении расходов за размещение отходов;

движущая сила внедрения технического метода с указанием особых условий или требований, которые способствовали внедрению технического метода на существующий период времени (например, требования законодательства или увеличившийся выход продукции, повышение ее качества);

примеры предприятий на которых применяется данный технический метод с возможным указанием степени применения технического метода в других странах;

список литературы, в которой содержится более подробная информация по данному техническому методу.

В целях сравнения и оценки эффективности различных технических методов в соответствии с объемом доступной информации, приводится интерпретация данных в части методических подходов, применявшихся в ходе выборки, анализа и обработки данных (усреднение и т. д.).

Данные по выбросам загрязняющих веществ могут выражаться в качестве абсолютных значений или значений концентраций, а также относительно фактического объема производства или производственной мощности.

Для определения, по возможности, общего экономического эффекта определенного технического метода рассматриваются наиболее значимые экономические аспекты каждого из методов.

Затраты и показатели потребления сырья могут выражаться по-разному, и приводиться на единицу продукции или в единицу времени.

11. В разделе «Наилучшие доступные технические методы» должны содержаться выводы относительно того, что считается НДТМ для данной отрасли. В основе данного раздела лежит информация из предыдущих глав, но при этом учитывается определение понятия «наилучшие доступные технические методы», а также критерии, перечисленные в Приложении 4 к Директиве 2008/1/ЕС.

Кроме того, в разделе рассматриваются экономические критерии, критерии экологической эффективности, включая предполагаемое воздействие на различные компоненты природной среды.

В данной главе не указываются предельные значения выбросов и сбросов загрязняющих веществ, однако приводятся уровни выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также потребления ресурсов, связанные с применением НДТМ, и поясняется, на основании чего были сделаны те или иные выводы.

В случае, если характеристика наилучшего из достигнутых уровней, как это описывалось по тексту предыдущей главы, не приводится, необходимо указать причину.

В разделе приводятся стандартные условия и периодичность осуществления замеров для того, чтобы выводы по НДТМ могли использоваться в качестве исходных данных при определении НДТМ в конкретных случаях.

Целесообразно основываться на НДТМ и значениях уровней выбросов, сбросов загрязняющих веществ или потребления ресурсов, предложенных Европейским бюро по комплексному контролю и предотвращению загрязнений окружающей среды.

12. В разделе «Перспективные технические методы» рассматриваются новые технические методы контроля и предотвращения загрязнений, которые находятся в стадии разработки и могут в будущем предоставить ряд преимуществ с экономической или экологической точки зрения. Информация, представляемая в данном разделе, включает в себя потенциальную эффективность технического метода, предварительную оценку стоимости, а также указание сроков его промышленного внедрения. Технические методы, представленные в рамках других отраслей, которые только появляются в рассматриваемой отрасли, в данный раздел не включаются.

13. В разделе «Заключение и рекомендации» приводятся сведения о процессах обмена информацией в рамках отрасли. В целях указания степени актуальности документа приводится дата начала и продолжительность процесса обмена информацией.

В разделе указываются различные источники информации, на основании которых подготовлено пособие по НДТМ, при этом особое внимание уделяется особенно значимым отчетам или документам, подтверждающим достоверность полученных результатов. Также указывается степень согласованности мнений сторон в ходе обмена информацией.

В раздел включаются рекомендации по проведению дальнейших исследований или сбора информации, а также сроков пересмотра пособия по НДТМ.

14. В Приложения пособия по НДТМ в зависимости от наличия данных могут быть включены:

глоссарий, содержащий определения терминов и сокращений, используемых по тексту документа;

обзор законодательства Европейского Союза, требования которого рассматриваются в качестве наиболее значимых с точки зрения соответствующих выводов о НДТМ;

вопросы мониторинга выбросов, сбросов загрязняющих веществ.