Пособие по массажу ребенка

Книги по детскому массажу

«Массаж и развивающие занятия с детьми от месяца до года» Издательство Феникс, 2014 год.

Аннотация: данная книга о том, как сделать общий оздоровительный массаж ребенку от месяца до года без чьей-либо помощи. Занятия, предложенные в ней, состоят из общеукрепляющего массажа и развивающей гимнастики. Влияние таких процедур на детский организм начинается уже с первых минут воздействия. Более того, ребенок очень быстро увлечется и сам будет с радостью ждать оздоровительных занятий. Время, потраченной на массаж, окажется и полезным, и приятным для малыша.

«Массаж и гимнастика малышей от 0 до 3 лет» Издательство Эксмо, 2012 год.

Аннотация: в книге представлена авторская методика занятий с детьми, описаны не только поэтапные занятия, но и приведены возможные возрастные особенности или отклонения в развитии ребенка. Благодаря приведенным тестам вы сможете вовремя выявить проблемы, а описания упражнений и приемов массажа помогут их исправить. Следуя рекомендациям из этой книги, вы сможете укрепить мышечную силу ребенка, вправить пупочную грыжу, предупредить появление плоскостопия у малыша, скорректировать нарушение осанки и многое другое. Именно ваши занятия с малышом до трех лет определяют его иммунитет, здоровье позвоночника и суставов в течение всей его жизни. Книга предназначена как для специалистов, так и для родителей.

«Массаж и гимнастика для малышей от 0 до 1 года» Издательство Эксмо, 2010 год

Аннотация: первые годы малыша очень важны для формирования его физического здоровья на протяжении всей жизни. Нет ничего более физиологического, естественного для здоровья и развития маленького ребенка, чем движение. Но пока малыш сам не может передвигаться, нужно помочь ему, чтобы его мышцы были готовы, когда настанет время сделать первые шаги. Крайне важно научить ребенка делать это правильно, и это возможно сделать с помощью массажа и гимнастики. Кроме того, вы найдете в книге возрастную лечебную гимнастику, которая исправит некоторые проблемы, появившиеся у ребенка после родов. Книга подскажет, как это сделать в легкой и веселой форме, предназначена как для специалистов, так и для родителей.

«Мануальная коррекция двигательных нарушений у детей до 1 года». Издательство АБВ-пресс, 2009 год.

Аннотация: в книге рассматриваются особенности становления двигательного стереотипа детей грудного возраста и наиболее распространенные виды нарушений в формировании их мышечной системы, приводятся комплексы упражнений и рекомендации специалиста. Издание представляет интерес для врачей – педиатров, детских неврологов, специалистов по восстановительной медицине и лечебной физкультуре, мануальных терапевтов, детских массажистов.

Книги по детскому массажу в качестве видеоруководства дополняет авторский фильм на DVD, где я рассказываю и показываю все приемы массажа и гимнастики вместе с самым маленьким моим пациентом.

«Детский массаж и развивающая гимнастика» Учебный фильм (2DVD)» Берг Саунд, 2006 г

Аннотация: этот фильм рассказывает о приемах детского массажа и развивающей гимнастики для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев. Пользуясь рекомендациями, родители смогут делать массаж ребенку самостоятельно. Фильм принят как учебное пособие для студентов медицинских колледжей и молодых родителей.

Волшебная сила и особенности массажа у грудничков

Нередко врач назначает малышу массаж. В каких случаях это необходимо? Чем отличается лечебный массаж для грудничков от оздоровительного и может ли мама проводить эти процедуры сама, без помощи специалиста?

Наталия Люскина
Врач-педиатр, г. Санкт-Петербург

Массаж – это комплексное мануальное воздействие на кожу и опорно-двигательный аппарат – кости, суставы и мышцы. Любой вид массажа улучшает кровоснабжение и питание кожи, а также органов и тканей, стимулирует обмен веществ. Посредством массажных процедур можно воздействовать и на нервно-психическое развитие малыша, так как во время сеанса к нервной системе посылается огромное количество нервных импульсов, что способствует ее оптимальному развитию. Благотворное воздействие массажа на организм крохи проявляется улучшением аппетита, нормализацией работы желудочно-кишечного тракта. В зависимости от техники массажа с его помощью можно привести в норму мышечный тонус, исправить костно-суставные деформации или нарушения опорно-двигательного аппарата.

Когда нужен массаж для грудничков?

Детский массаж бывает двух видов – оздоровительный и лечебный.

Оздоровительный проводится с целью поддержания здоровья, его задачи такие же, как у гимнастики и уроков физкультуры для деток более старшего возраста.

Лечебный массаж назначается для устранения имеющихся дефектов.

Различают общий лечебный массаж (в течение процедуры оказывается воздействие на все тело) и местный (воздействие производится на определенную область).

В качестве мощного средства лечебного воздействия массаж грудничку назначается при следующих состояниях:

  • Перинатальная патология нервной системы (нарушения функции и созревания нервной системы в результате родовой травмы, тяжелого течения беременности или послеродового периода и других причин). Частым проявлением этого заболевания является нарушение мышечного тонуса, задержка моторного развития.
  • Задержка моторного развития.
  • Гипотрофия (дефицит массы тела).
  • Плоско-вальгусная установка стоп.
  • Искривление ног – вальгусная (Х-образная) или варусная (О-образная) деформация ног.
  • Дисплазия тазобедренных суставов, врожденный вывих бедра – состояния, связанные с недоразвитием тазобедренных суставов.
  • Врожденная мышечная кривошея.
  • Врожденная косолапость.
  • Рахит – заболевание, при котором наблюдается нарушение обмена кальция и фосфора, дефицит витамина D. Отсутствие лечения приводит к нарушению формирования костей и задержке моторного развития.

Отметим еще раз, что всем без исключения здоровым детям лечебный массаж делать не нужно. Несмотря на все свои плюсы, он является дополнительным стрессовым нефизиологическим воздействием. Если малыш здоров, нет необходимости форсировать его психомоторное развитие, усиливать кровоснабжение органов и тканей, воздействовать на нормальный мышечный тонус.

Для того чтобы ребенок нормально рос и развивался, достаточно ежедневно проводить оздоровительный массаж, соответствующий возрасту, это мама может делать сама. Оздоровительный массаж, в отличие от лечебного, носит общий характер, то есть оказывает равномерное воздействие на весь организм, в ходе этой процедуры выполняются физиологические для данного возраста движения.

Когда нельзя делать массаж грудничку?

Как и у лекарственных препаратов, у детского массажа есть достаточно широкий перечень противопоказаний. Поэтому назначать массаж малышу, даже с профилактической целью, должен только врач.

Массаж малышу не проводится при следующих заболеваниях:

  1. Все состояния, сопровождающиеся подъемом температуры (простудные, гнойно-воспалительные заболевания). Массаж будет способствовать еще большему подъему температуры.
  2. Любые заболевания в стадии обострения, в том числе и аллергические. Массаж – это стрессовое воздействие, которое нежелательно при обострении любого заболевания.
  3. Тяжелые заболевания печени и почек, сопровождающиеся нарушением функции этих органов (например, воспаление почек – нефрит, воспаление печени – гепатит). При этих заболеваниях назначается максимально щадящий режим, поэтому курсы массажа не проводятся.
  4. Тяжелые врожденные пороки сердца с недостаточностью кровоснабжения, которая проявляется одышкой, отеками, кашлем. Массажные процедуры – это дополнительная нагрузка на сердце, поэтому массаж у ребенка с тяжелым пороком сердца может вызвать значительное ухудшение состояния.
  5. Грыжи больших размеров, когда в грыжевое выпячивание выпадают внутренние органы (пупочная, паховая и др.) с риском ущемления. Массаж может спровоцировать ущемление грыжи, что вызовет резкую боль и потребует немедленного хирургического вмешательства.
  6. Рахит в период разгара болезни. В этой стадии заболевания дети особенно беспокойны и возбудимы, проведение массажа как дополнительного стрессового воздействия нежелательно, так как рекомендован щадящий режим.
  7. Тяжелая гипотрофия (выраженный дефицит веса). Массаж не проводится в связи со слабой развитостью мышц, подкожно-жировой клетчатки и, как правило, тяжелым общим состоянием ребенка.
  8. Заболевания опорно-двигательного аппарата, проявляющиеся повышенной ломкостью костей. Массаж в этом случае может спровоцировать переломы костей.

Особенности массажа для грудничков

При проведении массажа совсем маленьким деткам важно соблюдать следующие принципы:

  • В течение дня проводится только один сеанс массажа.
  • Чем младше кроха, тем более щадящие режимы массажа применяются.
  • Не массируются половые органы, передняя поверхность голени (в связи с особой тонкостью кожи в этой области и близостью кости), область печени (правое подреберье), из-за опасности нанесения травмы ограничиваются толчковые воздействия на коленные суставы, при похлопывании спины не задействуется область почек (поясница).
  • Массаж грудничку должен проводиться при комфортный температуре (22–24°C), в хорошо проветренном помещении на твердой, теплой и ровной поверхности.
  • Малыш должен находиться в хорошем настроении. Следует учитывать, что на первые процедуры ребенок может реагировать отрицательными эмоциями. Его плач – это самый главный сигнал к прекращению массажа. В этом случае нужно остановиться, дождаться ровного настроения малыша и продолжить процедуру в более щадящем режиме, постепенно наращивая объем необходимых манипуляций.
  • Не следует проводить массаж сразу после или до еды или сна. Интервал между проведением массажа и временем сна или приема пищи должен составлять не менее 30–40 минут.
  • Руки того, кто проводит массаж, должны быть теплыми и чистыми, ногти – коротко подстриженными.
  • Длительность курсов массажа может быть различной и составляет, как правило, от 10 до 15 процедур на курс, может назначаться от 1 до 3 курсов с 2–3-недельным перерывом между ними.
  • Прерывать начатый курс массажа без определенных противопоказаний нежелательно. Следует понимать, что мгновенного эффекта от первых процедур ожидать не стоит, оценить положительное воздействие массажа целиком можно только после проведения полного курса.
Смотрите так же:  Арбитражный суд г.омска адрес

Кому доверить массаж малыша?

Если педиатр назначил малышу курс массажа, но мама не хочет ежедневно посещать поликлинику и предпочитает частного массажиста, ей следует внимательно отнестись к выбору специалиста. Это должен быть медицинский работник, специально подготовленный в области детского массажа, с опытом работы.

Для детей до 1 года существует 5 комплексов оздоровительного детского массажа. Мама может научиться делать их сама. Такой массаж рекомендуется всем здоровым детям при отсутствии вышеупомянутых противопоказаний. Обычно этим комплексам маму обучает медсестра кабинета здорового ребенка в поликлинике по предварительному согласованию с педиатром.

Эти пять стандартных комплексов родители могут найти в любом пособии по детскому массажу или уходу за ребенком. Они соответствуют возрасту малыша: первый – для детей 1–3 месяцев, второй – для 3–4 месяцев, третий – для 4–6 месяцев, четвертый – для 6–9 месяцев, пятый – для 9–12 месяцев. Первый – самый щадящий; постепенно, по мере развития малыша, объем движений увеличивается. Например, поднимание туловища из положения лежа на животе выполняется только в четвертом комплексе, когда малыш начинает садиться, включение подобного движения в первый комплекс было бы нефизиологичным. Таким образом, комплексы полностью адаптированы и согласованы с развитием малыша.

Врач-специалист или непосредственно сам массажист при необходимости может обучить маму определенным элементам специализированного массажа. Например, при дисплазии тазобедренных суставов (недоразвитие тазобедренных суставов, проявляющейся затруднением отведения бедер в положении на спине) некоторые упражнения специализированного массажа маме просто необходимо освоить, так как этот комплекс упражнений для правильного формирования тазобедренного сустава должен повторяться при каждом пеленании малыша.

Массаж детям – своими руками: приятно и полезно

Приемы экспресс-массажа: 13 фото и подробное описание

Мы привыкли, что массаж для грудничков — это серьезное мероприятие, требующее много времени, специально оборудованного места и непременно квалифицированной массажистки. А вот Софи Дюмоте, автор подробной книги по массажу для малышей, убеждена, что самый полезный массаж делается мамиными руками. Для этого достаточно освоить приемы с помощью описаний и фотографий, а главное — прислушиваться к своему малышу.

Мамин массаж может быть любым — долгим и тщательным, если у обоих участников подходящее настроение, или совсем коротким, когда время не позволяет, а подарить малышу ласковые прикосновения хочется. Чтобы сэкономить время и не потерять качество, Софи Дюмоте предлагает массировать за один подход сверху и снизу, справа и слева, сзади и спереди. Вот несколько приемов так называемого экспресс-массажа.

От шеи до пальчиков на ногах

Положите теплые руки на грудь и животик ребенка.

Проведите до бедер, вокруг таза и под ягодицы.

Вращательными движениями спуститесь по ножкам до пяточек, затем до пальчиков. Во время этого движения плотно обхватывайте ножку. Массируйте каждый пальчик и между ними одновременно двумя руками, то есть правую ножку левой рукой, а левую — правой.

Положите руки на животик, массируйте круговыми движениями по часовой стрелке одной рукой, за ней другой. Этот вид массажа делать легко и быстро через одежду или при смене подгузника , он очень полезен, так как помогает ребенку переваривать пищу, но его нельзя делать перед едой или сразу после.

Со спинки на животик

Чтобы сократить время, требующееся для массажа, можно объединить массаж спинки с массажем животика благодаря изогнутому положению тела, являющемуся одновременно позой йоги.

Положите ребенка на бок, ножку, находящуюся сверху, слегка распрямите, а туловище осторожно, без усилия слегка поверните на спинку. Дайте ребенку устроиться поудобнее, подложив ладонь под верхнюю часть спинки.

Затем проведите рукой по диагонали до животика, придерживая ножку.

Смените руки и повторите прием. Всего 5–6 повторов. Положите ребенка на спинку и помассируйте от груди до щиколоток. Затем поверните ребенка на другой бок и повторите все движения, снова закончив общим массажем.

Положите руки на грудь ребенка, разведите к плечам и обхватите их пальцами. Проведите по всей длине руки до кончиков пальцев и дальше, раскрыв ладошку, если ребенок не сопротивляется. Массируйте пальчики и между ними двумя руками одновременно. Наконец мягко помассируйте ладошки одновременно подушечками больших пальцев. Сложите ручки ребенка на груди.

Осторожно проведите ладонью по лицу ребенка снизу вверх. Разомните краешки обоих ушек одновременно между большим и указательным пальцами.

Поочередно мягко проводите руками по лбу и головке, чтобы хорошо смазать маслом кожу и волосы. Закончить можно общим поглаживанием от лица до пальчиков ног.

Экспресс-поглаживание

Положите ребенка себе на колени, придерживая одной рукой, а другой поглаживайте от затылка до щиколоток.

Повторите 2–3 раза легко, чтобы не возбудить ребенка. Можно также прислонить его к себе и гладить сверху вниз по спинке.

«Пеленание» руками

В любой момент и при любых обстоятельствах можно использовать этот успокаивающий прием. Двумя руками сложите ручки ребенка, потом подогните ножки, без усилия и не надавливая. Подержите ребенка так некоторое время, покачивая с боку на бок; отпустите, если ребенок показывает хоть малейшие признаки недовольства.

Большая книга массажа и гимнастики для детей. От рождения до трех лет

В этой книге мы объединили труды двух авторов, профессионалов в области здоровья, спорта и красоты. Наш первый автор – опытный массажист, профессор, преподаватель детского массажа Владимир Иванович Васичкин. Наш второй автор – молодая мама, в прошлом спортсменка и тренер по оздоровительным видам спорта и фитнесу Ирина Тихомирова.

Собрав воедино две рукописи, мы создали настоящую «Энциклопедию массажа и гимнастики для маленьких детей». Мы искренне надеемся, что она будет интересна и информативна для всех читателей. Книга может стать наглядным пособием для специалистов в области детского массажа и добрым советчиком для молодых, неопытных родителей.

Мы надеемся, что не упустите даже незначительных нюансов в описании такого одновременно сложного, полезного и необходимого занятия, как массаж и гимнастика для наших ненаглядных маленьких созданий, наших любимых детишек.

Читайте нашу «Энциклопедию», получайте необходимые знания и навыки, наконец, проводите оздоровительные занятия со своими крошками, будьте здоровыми, счастливыми, любимыми!

Наша молодая мама Ирина Тихомирова

Наш автор, Ирина Тихомирова, давно сотрудничает с нашим издательством. Ее книги о популярных видах спорта и фитнес-методиках завоевали любовь читателей. Ирина, в прошлом спортсменка и дипломированный тренер по оздоровительным видам спорта и фитнесу, а ныне – корреспондент, литературный редактор и журналист, недавно стала мамой. Это знаменательное событие привело к изменению сферы ее творческих интересов.

Заинтересовавшись детьми и их развитием, она, основываясь на собственном опыте мамы и профессиональных знаниях тренера, написала несколько статей и авторских работ по теме: «Детский массаж, гимнастика, плавание, общее развитие».

В этой книге она поделится с вами, наши дорогие читатели, своими личными родительскими знаниями о физическом воспитании ребенка. Надеемся, что приводимая здесь информация, доступно изложенная и сопровождаемая красочными иллюстрациями и практическими рекомендациями, поможет всем заинтересованным молодым родителям если не в совершенстве, то на достаточном для домашнего применения уровне овладеть методикой проведения массажа и гимнастики у малышей. Желаем вам удачи в освоении такого непростого, но необходимого всем мамам и папам мастерства!

Знакомьтесь, вас консультирует Владимир Васичкин!

Владимир Иванович Васичкин – автор книг, справочников, учебных пособий и новейших методик лечебного массажа при различных патологиях, издаваемых более 20 лет многомиллионными тиражами в России и других странах мира.

Занимаясь научно-практической и исследовательской деятельностью с 1959 года, автор успешно применяет и активно передает накопленный опыт, постоянно выступая на семинарах, конференциях, конгрессах по методикам массажа и самомассажа в комплексе с рефлексотерапией.

В 1974 году Васичкин вел курсы повышения квалификации средних медицинских кадров при Главном управлении здравоохранения Санкт-Петербурга, обучая методикам и технике массажа у детей различного возраста. Далее на базе 6-й детской больницы он вел научно-практические занятия по обучению медсестер разновидностям детского массажа и лечебной гимнастике при различной ранней патологии. Под руководством завкафедрой Педиатрической академии Санкт-Петербурга доцента, к. м. н. М. И. Фонарева Васичкин обучал медицинских сестер и врачей методикам массажа у детей раннего возраста.

Смотрите так же:  Субсидия майкоп

Несколько лет Васичкин руководил медицинским восстановительно-реабилитационным центром в Санкт-Петербурге по подготовке ведущих спортсменов страны к Олимпийским играм, чемпионатам Европы и мира. Более десяти лет он читал обзорные публичные лекции в Центральном лектории Санкт-Петербурга по методикам точечного, классического, сегментарного, спортивного, детского, оздоровительного и лечебного массажа при различных заболеваниях и для их профилактики. Кроме того, он обучал медицинских работников в училище повышения квалификации при Главном управлении здравоохранения Санкт-Петербурга в качестве старшего преподавателя-методиста, а также организовал обучение слабовидящих абитуриентов на базе 2-го медицинского училища и помогал в качестве педагога.

Владимир Иванович возродил традиционную школу русского массажа, обучая всех желающих и помогая им познать и освоить в совершенстве методику и технику современного массажа. В настоящее время, постоянно выезжая за границу, он читает лекции и ведет семинары по методикам массажа, выступает с докладами на международных конгрессах. В 2001 году решением ученого совета движения «Академия Здоровья и Экологии» за активную научно-практическую деятельность и личный вклад в оздоровление жителей Санкт-Петербурга и России В. И. Васичкин избран профессором академии.

Всегда ваша, редакция популярной литературы издательства «Питер»

Введение. Молодым родителям о детях и массаже

Посвящаю семье Андрея Новика и его детям

Заботливые родители внимательно следят за развитием своего ребенка, особенно в ранний период его жизни. Любые замеченные отклонения в поэтапном становлении младенца отмечаются как специалистами: педиатром, медицинской сестрой и т. д., так и близкими ребенка. В медицине известно три периода возрастных изменений: 1-й период – от рождения до первого месяца жизни; 2-й период – от первого месяца до 12 месяцев жизни; 3-й период – от первого года до 3 лет.

Каждый из данных периодов характеризуется определенными анатомо-физиологическими и нервно-психическими изменениями, происходящими в организме младенца. Ребенок в утробе матери постоянно двигается, что отмечается ею. Весят новорожденные в среднем от 2,5 до 4 кг. Однако вес может колебаться как в меньшую, так и в большую сторону. Известно, что масса новорожденного может вначале уменьшиться на 100–200 граммов, но к 10-му дню от рождения все нормализуется, и вес к 1-му году жизни доходит до 10 кг. Рост, как правило, составляет 48–55 см. В зависимости от возраста, увеличение роста тела у детей происходит тоже по-разному. До 3 месяцев рост увеличивается в среднем на 3 см. От 4 до 6 месяцев – на 2–2,5 см. От 7 до 9 месяцев малыш может вырасти на 1,5–2 см. В возрасте от 10 до 12 месяцев – на 1 см. Со второго года жизни начинается более бурная фаза роста. Рост ребенка может увеличиться на 2-10 см, а на третьем году жизни – на 2–8 см.

Всегда надо помнить о скачкообразном развитии младенца, чему предшествует замедленный, накопительный, индивидуальный период развития, а также о том, что развитие каждого ребенка субъективно, поэтому указанные нормы не являются догмой и не стоит ориентироваться на них слишком педантично.

Что умеет Ваш малыш от рождения до 1 года

1 месяц. На первом месяце жизни ребенок начинает фиксировать взгляд на движущихся игрушках, улыбается, реагирует на яркие цвета и громкие звуки, ищет глазами близких, приподнимает головку без фиксации, плачет без слез.

2 месяца. На втором месяце ребенок длительно находится в положении лежа на животе, сравнительно долго удерживает головку. В хорошем настроении гулит, а в тревожном состоянии громко кричит.

3 месяца. На третьем месяце ребенок проявляет интерес к игрушкам, тянется к ним, удерживает их, ощупывает. Лежа на животе, приподнимается на руках, умеет переворачиваться со спины на живот и на бок. Находясь у взрослых на руках, хорошо держит головку, улыбается окружающим. В этот период он активно двигает ручками и ножками, проявляет общительность.

4 месяца. На четвертом месяце ребенок начинает капризничать, но раздражитель в виде игрушки, бутылочки, соски и т. д. вызывает у него любопытство, заинтересовывает. Он желает больше общаться, выражает удовольствие улыбкой, сам меняет позы, использует много звукосочетаний. Мышцы спины укрепляются, ребенок оживленно реагирует на близких людей активными движениями рук и ног, надолго фиксирует взгляд на игрушках, касаясь их ладонями.

5 месяцев. На пятом месяце у ребенка укрепляются мышцы спины, что позволяет ему самостоятельно переворачиваться с живота на спину и обратно. Опираясь на ладони, он высоко поднимает голову, отыскивает глазами предметы и дотягивается до них. Общение ребенка с близкими людьми становится более активным, он узнает их по голосу, реагирует на свое имя.

6 месяцев. В полгода у ребенка начинают развиваться мышцы нижних конечностей. Ребенок сидит, пытается встать на ноги, при протягивании к нему рук пытается ползти. Он реагирует на новых людей, изучает их, радуется, плачет. Вполне самостоятельно сидит.

7–8 месяцев. В этом возрасте ребенок – настоящий проказник, он активно ползает, добирается до различных предметов, за ним нужен постоянный присмотр.

9 месяцев. В 9 месяцев ребенок что-то лепечет на своем языке, строит рожицы и получает удовольствие от реакции окружающих. Ему уже можно давать задание на отыскание нужного предмета, он увлеченно занимается игрушками. При кормлении сам держит чашку, но если вовремя не подстраховать, может бросить ее на пол. Он требует общения, понимает слова «сядь», «подай», «возьми», «держи крепко», играет в ладушки и т. д.

10 месяцев. В 10 месяцев ребенок пытается ходить без посторонней помощи. Он самостоятельно встает, осознает, что его любят окружающие, ревнует, если другим детям взрослые уделяют больше внимания, четко понимает «да» и «нет».

11–12 месяцев. В возрасте от 11 месяцев до года ребенок самостоятельно стоит, приседает, сидит на корточках, поднимает упавшую игрушку, отдельными пальцами кисти берет мелкие предметы, иногда норовя положить их в рот. Он подражает звукам, жестами выражает свои желания, заменяя ими слова «дай», «возьми на ручки» и т. д. В этот период развития ребенка становится ясно, какая рука у него более развита – правая или левая. Кроме того, он начинает самостоятельно делать первые шаги, и этому необходимо всячески способствовать.

В завершение необходимо отметить, что слух и вкус у детей развиваются и совершенствуются еще в период внутриутробного развития. С 1,5–2 лет у новорожденного устанавливается цветовое зрение, а к 4 годам жизни проявляется максимальная острота зрения. Запахи малыш начинает различать уже в 2–3 месяца, а к 6–7 годам обоняние формируется окончательно. Тактильная чувствительность развивается с 5-6-й недели жизни ребенка, поэтому приемы массажа и самомассажа во время беременности просто необходимы для развития нормального, здорового младенца.

Мы растем и мир меняется!

1 месяц. В состоянии бодрствования новорожденный ребенок находится совсем небольшую часть суток. Однако начиная с 3–4 недель жизни над кроваткой ребенка необходимо подвешивать красочные игрушки, чтобы он мог их рассматривать. На высоте около 70 см над грудью ребенка подвешивается яркий шар, крупная игрушка. Движения глаз у ребенка становятся координированными, он фиксирует взгляд, появляется улыбка. Ребенок пытается удерживать головку, если оказывается в вертикальном положении, например находясь на руках у взрослых. Тактильные раздражители через кожный анализатор вызывают положительные эмоции, двигательные реакции. Но движения еще случайные, беспорядочные. Число дыханий – 40–45 раз, пульс – 130–140 ударов в минуту.

Родителям и специалисту по детскому массажу необходимо помнить, что именно в этот период жизни ребенка двигательные рефлексы у него основаны на безусловных врожденных связях. Основное в этот период – стимулирование активных движений, направленных на мышцы-разгибатели, так как в это время их тонус снижен.

2 месяца. Ребенок, которому пошел второй месяц, отвечает улыбкой на нежный, ласковый разговор, следит за двигающейся игрушкой, может сосредоточить свой взгляд на зрительном раздражителе, фиксировать слуховой источник. У малыша появляются движения выпрямленных рук, он ощупывает понравившиеся игрушки. В связи с этим необходимо вешать более яркие игрушки на более низком уровне, чтобы ребенок мог их касаться, доставать, захватывать, наталкиваться, изучать, осязать. Если взрослый начинает разговор, ребенок поднимает голову, поворачивает ее в соответствующую сторону, улыбается в ответ на ласковые слова. Лежа на животе, хорошо поднимает голову и удерживает ее в течение 1–1,5 минуты в вертикальном положении. Но пассивных движений делать еще нельзя. В это время происходит закрытие малого родничка, если он был открыт. Ребенок начинает гулить, удерживать в ручках предметы.

Смотрите так же:  Социальная пенсия в рязани в 2019 году

3 месяца. В 3 месяца ребенок при общении оживленно двигает ручками и ножками, улыбается, лежит на животе, опираясь на предплечья, высоко поднимает голову, фиксируя ее. Он свободно удерживает голову в вертикальном положении, поворачивает ее в различных направлениях, находя глазами взрослого, прислушивается к его словам, песне, прибауткам, проявляя при этом положительные эмоции, радостное настроение. Исчезает феномен ползания.

4 месяца. У 4-месячного ребенка постепенно исчезает физиологическая гипертония мышц нижних конечностей. Лежа на животе, ребенок уже опирается на ладони, поворачивается со спины на живот, делает «мостик», прогибая позвоночник, удерживает в руках предметы. Громко смеется при общении, узнает мать, смотрит в сторону источника звука, рассматривает и захватывает висячие предметы, сам придерживает бутылочку во время еды. Пытается переворачиваться со спины на бок. Число дыханий – 35–40 раз, пульс – 130–135 ударов в минуту.

5 месяцев. 5-месячный ребенок отлично узнает мать, уверенно хватает предметы и тащит их в рот. Протягивает руки к игрушкам уже сознательно, удерживает их по 20–30 секунд. Хорошо сидит, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Переворачивается со спины на живот, на бок, долго лежит на животе. Различает строгую и ласковую интонацию взрослого. В этом возрасте малыш уже может оценить классическую музыку – 5-ю симфонию Бетховена, 2-ю сюиту Баха, концерт Вивальди, однако ритмичная или джазовая мелодия раздражает ребенка. Некоторые дети в этом возрасте начинают хорошо держаться на воде, плавать. Как мы знаем, к 3 месяцам жизни ребенка исчезает физиологическая гипертония мышц на руках, а к 4 месяцам то же происходит и на ногах ребенка.

6 месяцев. Полугодовалый ребенок реагирует на свое имя, начинает лепетать, подолгу занимается любимыми игрушками, свободно переворачивается с живота на спину, ползает, сидит без поддержки, берет предмет одной рукой. Произносит слоги «ба», «ма», «да». Ползание восстанавливается, но уже на условном рефлексе: ребенок сам, отталкиваясь, продвигается вперед по поверхности массажного стола. В этом возрасте у него начинают развиваться молочные зубы, сначала нижние средние резцы. Укрепляются мышцы спины и плечевого пояса. Ребенок понимает просьбы взрослого «сядь», «повернись», «ляг», «дай». В этот период нужно проводить меньше массажных манипуляций на нижних конечностях, а больше внимания уделять области спины и живота.

7 месяцев. 7-месячный ребенок хорошо ползает, выполняет различные манипуляции с предметами, игрушкой. Взглядом находит нужный предмет, выполняет простейшие задания: «брось», «возьми в другую руку», произносит слоги «ма-ма», «ба-ба», много лепечет. Самостоятельно сидит, берет бутылочку с молоком и тянет в ротик, встает на колени, четвереньки. Прорезаются верхние средние резцы, число дыханий – 30–35 раз, пульс – 120–125 ударов в минуту.

8 месяцев. В 8 месяцев ребенок сравнительно хорошо сидит, стоит, длительно и разнообразно занимается с различными игрушками. Выполняет просьбы «поиграем в ладушки», «дай игрушку», «ручку». Находит взглядом, фиксируя, несколько предметов. Его интересует отражение в зеркале, он делает попытки ходить. Выполняет много различных манипуляций, таких как складывание кубиков, пирамиды, садится и ложится без посторонней помощи.

9 месяцев. На девятом месяце ребенок начинает самостоятельно ходить, слегка придерживаясь за руку родителя, знает свое имя, встает на колени, собирает мелкие предметы. Малыш уже усваивает смысл многих слов: «вот мишка», «вот киска», повторяет много слогов, пытается стоять без поддержки и опоры. Есть верхние молочные зубы, и уже выходят резцы.

10 месяцев. Ребенок взрослеет, как говорится, не по дням, а по часам. Он поднимается и стоит без опоры, хорошо сидит на стуле, делает попытки самостоятельно ходить, держась за одну руку. Знает много слов: «сделай так», «подай мяч», «сложи кубики», рассматривает картинки в книжке. В это время родителям необходимо обучать его ходить, удерживая за обе ручки одновременно. Разговор лучше поддержать демонстрацией, например так: «Это корова – му», «Это автомобиль – би-би», «Это собака – ав-ав». Ребенок начинает понимать запрещающие слова: «нельзя», «не трогай», «верни», «отдай» и т. д.

11 месяцев. В 11 месяцев малыш овладевает многими действиями: поднимается из позы сидя, приседает, нагибается, надевает в определенном порядке кольца, ставит кубики, делает первые самостоятельные шаги, выполняет многие просьбы взрослого, приносит требуемую игрушку, мячик, куклу, машинку. При поддержке за одну руку хорошо ходит, самостоятельно стоит. Правая рука в выполняемых манипуляциях начинает преобладать, особенно выделяется второй палец правой кисти. Пытается самостоятельно снимать носки, обувь.

1 год. В год ребенок делает первые шаги без поддержки, знает название многих предметов, показывает части своего тела, произносит отдельные слова, выполняет поручения: «принеси», «дай», «найди». Легко повторяет за взрослыми новые слоги, слова. Использует около 5-10 слов, но произносит их по-своему. Пьет самостоятельно из чашки, кружки. Спит уже около 14–16 часов в сутки. Часто на практике родители, не владея манипуляцией, инстинктивно поглаживают и растирают свое чадо, сопровождая эти действия сопутствующими словами, приговорами:

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы (поглаживание, пиление).

Ехал поезд запоздалый (плоскостное поглаживание одной рукой).

Из последнего вагона сыпался горох (пунктирование кончиками пальцев).

Пришли куры, поклевали, поклевали (щипцеобразное разминание пальцами).

Пришли гуси, пощипали, пощипали (разминание).

Пришел слоненок, потоптал, потоптал (надавливание пальцами).

Пришла слониха, потоптала, потоптала (разминание).

Пришел слон, потоптал, потоптал (надавливание пальцами, основанием ладони).

Пришел дворник, все убрал, все убрал (граблеобразное поглаживание).

Пришел почтальон Печкин, поставил стол, поставил стул и начал печатать (приемы точечного массажа, выполняемые одним или несколькими пальцами).

Дорогие жена и дочка, цзинь-точка, цзинь-точка (пунктирование).

Я купил вам два платочка, цзинь-точка, цзинь-точка (акупрессура локальных точек).

А для маленькой для дочки я купил еще носочки, цзинь-точка, цзинь-точка (последовательное воздействие на биологически активные точки, релаксация или стимуляция).

В разных семьях свои присказки, которые произносятся с одновременным выполнением приемов массажа.

Физкультура для младенцев

Наука, изучающая особенности детских болезней, методы профилактики и течения заболеваний, особенности физиологии и гигиены детского возраста, называется педиатрией. Благодаря многолетнему труду А. Ф. Тура, К. Д. Губерта, М. И. Фонарева, С. М. Иванова, С. А. Бортфельда, Е. И. Рогачевой, М. С. Лавровой, Е. Л. Мугиновой и других была разработана методика детского массажа, в которой учтены особенности психомоторного развития ребенка в возрасте до одного года. Л. И. Чулицкая пишет, что «ранний возраст представляет собою тот корень, от крепости которого зависит ценность физического состояния всего населения нашего общества». Наблюдения и выводы многих исследователей показывают, что в яслях, детских домах ребенка дети чаще всего оказываются физически неполноценными, малообщительными, они стремятся к уединению, угрюмы, плохо себя чувствуют. В то же время дети, выпестованные мамой и папой, обычно более здоровы, энергичны, подвижны, у них наблюдаются более раннее развитие всех возрастных функций.

Основа системы физического воспитания детей раннего возраста разработана в Санкт-Петербургском педиатрическом медицинском институте. В руководствах В. К. Добровольского (1960), В. Н. Мошкова (1963), С. М. Иванова (1969), М. И. Фонарева (1973) и других все основные рекомендации по применению гимнастики и массажа в раннем возрасте делятся на три группы: активные, пассивные, рефлекторные. Давайте остановимся на каждой группе отдельно.

Владимир Васичкин: Азбука массажа для грудных детей

Аннотация к книге «Азбука массажа для грудных детей»

Васичкин Владимир Иванович — автор популярных книг, справочников, учебных пособий и методик массажа. Он является лучшим специалистом по разнообразным методикам детского массажа — лечебного, гигиенического, оздоровительного.
Зачастую многих проблем с развитием и здоровьем ребенка можно избежать только благодаря своевременно и грамотно проведенному курсу массажа. Освоить необходимые массажные комплексы вам поможет эта книга. Она будет востребована в любой семье, где родился ребенок. В этом уникальном пособии подробно и доступно описаны все виды массажа для грудных детей, в отдельной главе приведены методики массажа при различных патологиях развития. Большое количество иллюстраций и доступность изложения позволят родителям всему научиться самостоятельно и стать лучшими массажистами для своих детей.
Издание второе.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»