Пособие по кружевам

Комплексное занятие (изобразительное искусство + музыка) по теме «Вологодские кружева»

Цель: Создание образа вологодской салфетки декоративным способом.

Задачи:

  1. Образовательная: знакомство детей с народным творчеством, вологодскими кружевами; учить видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой, воздушной сеткой, замечать разное построение узора в разных по форме и назначению кружевных изделиях; учить аккуратно, старательно кончиком кисти рисовать узор из знакомых форм (круги, полоски, волнистые линии, точки).
  2. Развивающая: развивать воображение, чувство ритма, эстетическое восприятие, художественно-графические навыки; развитие интереса к народным традициям и обычаям.
  3. Воспитательная: создание веселой атмосферы в коллективе; воспитание чувства патриотизма и гордости за наше культурное наследие; воспитание у детей интерес и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; приобщение детей к народному искусству; воспитание на образцах народного творчества.

Предварительная работа: рассматривание репродукций с вологодскими кружевами, русскими костюмами; чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, загадок; пение частушек; слушание народной музыки, песен; беседы о русском быте и традициях; вырезание и рисование снежинок.

Методические приемы: Рассмотреть с детьми вологодские кружева, детские рисунки, определить какими материалами они нарисованы; рассказать историю кружевного ткачества; обратить внимание на осанку детей при рисовании; сюрпризный момент.

Литература: И. Г. Швайко. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Программа. Конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Подготовительная группа; Т. Г. Казакова. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. Е.А. Николаева. Я открою вам секрет. (Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами).

Музыка: Русские народные песни.

Материалы и оборудование:

а) Для педагога: Иллюстрации и детские работы с вологодскими кружевными изделиями, коклюшки, самовар, баранки, деревянная посуда, платки.

б) Для музыкального работника: баян, платок, музыкальные ударные шумовые инструменты.

в) Для детей: Заготовки разноцветных кругов, вырезанные из цветного картона, белая гуашь, кисти, тряпочки.

1. Организационный момент. 2 мин

2. Эвр. беседа. 6 -7 мин

3. Творческая поисково-экспериментальная работа. 12 мин

4. Динамическая пауза. 3 мин

а) Выставка и анализ детских работ 4 мин

б) Прощание 3 мин

П.: Здравствуйте, дети!

П.: Сегодня на улице и пасмурно и сыро (светит солнышко). А (И) в нашей комнате

(тоже) тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.

Посмотрите, какой красивый платок у меня сегодня. Нравится? А хотите, мы отправимся в деревушку на севере России, где изготавливают кружевные платки.

Сегодня мы поедем на лошадках. У меня лошадь большая, а у вас — жеребята. Садимся и скачем по дорожке (цокая язычком):

По дорожке ровной, гладкой
Скачут быстрые лошадки:
Чок, чок, чок, чок —
Скачет резвый табунок.

А вот мы и приехали…..

Вологодская избушка,
В небе ясная луна,
Одинокая старушка
Засиделась у окна.
Труд у бабки Пелагеи
С молодых годов в чести.
Принялась за рукоделье –
Стала кружево плести.
Время за полночь, не спится
Беспокойной мастерице.
Застучали друг о дружку
Деревянные коклюшки.
Чтоб узор был ровный, гладкий,
У старушки есть булавки:
Их в подушечку воткнёт,
Белой нитью оплетет,
И узорная снежинка,
Как нетающая льдинка,
Все растет, растет, растет.
Так и ночь, глядишь, пройдет.
А в морозное оконце
Светит ласковое солнце,
Новый день в избу стучится.
Ай да бабка – мастерица!
Кружевной, изящный, нежный,
Весь воздушный, белоснежный
Так смогла сплести узор –
Не нарадуется взор!
Нитяная паутинка
Как узоры изо льда…
Пелагеина снежинка
Не растает никогда.

Педагог подводит детей к окну. Там самовар, на нем висят бублики, русская деревянная посуда. Сидит бабушка Пелагея, вяжет салфетки.

П. и Д.: Здравствуй, бабушка Пелагея.

Б.: Здравствуйте, детушки-малолетушки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли. Просим в избу, для дорогих гостей и ворота настежь. Дорогие гости – дорогой пир!

П.: Скажи, бабушка Пелагея, а что ты делаешь?

Бабушка Пелагея показывает детям кружева, дает потрогать.

Б.: У внучки скоро свадьба, так я ей плету кружева к приданому.

П.: Дети, а вы знаете, что такое приданое? Раньше, на Руси, когда девушка замуж выходила, то ей родители и родственники собирали сундук с носовыми платочками, скатертями, платками, одеждой, украшениями, пастельным бельем. И чем богаче были родители, тем больше приданого было у невесты, тем и богаче жениха она могла найти. А кто тебя научил кружева плести?

Б.: Меня моя бабушка научила, а ее прабабушка. Мы уже много столетий плетем кружева в вологодской области. От того они и называются “Вологодские кружева”. А плетем мы их коклюшками, вот посмотрите.

П.: Дети, а вы знаете, для чего кружева плели? Откуда появилось такое название? Давайте спросим у нашей мастерицы.

Б.: Раньше одежда называлась “окружение”, а когда по ней пускали кружева, то они кружились “узор кружится”, от этого и появилось такое название – кружева. Очень много женщин плели кружева и богатые и бедные. Богатые плели золотыми нитями, а бедные женщины белыми. Чтобы им не было скучно, они пели себе песни. Вологодские кружева очень ценились не только в России, но и за границей. Многие модницы мечтали о кружевных платьях. И к нашим бабушкам приезжали купцы из Германии, Швеции, Франции, чтобы полюбоваться и купить прекрасные работы кружевниц.

П.: Русское кружево, создаваемое руками наших женщин, — одно из ярких проявлений русского художественного гения. Здесь, как и в других видах народного искусства, во всей полноте выразилось художественное дарование нашего народа. Русское плетеное кружево отличается от всех других кружев богатством и разнообразием узоров. Даже самые дорогие кружева с изумительно сложным плетением отличаются изяществом и четкостью узора. Самым сложным узорам присуща прозрачная ясность. Бабушка Пелагея, а давай мы тебе с ребятами поможем, нас много, мы вместе быстрее управимся.

Б.: Ой, с большим удовольствием. Помогите, родненькие. Мне бы салфеточек сплести.

П.: Дети, поможем? Садитесь за столы. У вас есть круги, на них мы сделаем наши салфетки.

Творческая поисково-экспериментальная работа.

П.: Дети, скажите, а как лучше начинать рисовать узор в круге?(Начинать с середины). Посмотрите на красивые вологодские узоры, а теперь попробуйте сами создать свой неповторимый образ кружевной салфетки.

Дети работают. Педагог смотрит, помогает если надо, напоминает о правильной осанке. Бабушка Пелагея продолжает плести кружева и напевает себе под нос народные песни.

П.: Дети, отложите свои кисточки и давайте немного поиграем с бабушкой Пелагеей.

Игра “Веселый музыкант”

П.: Поиграли, а теперь давайте закончим наши салфетки.

а) Выставка и анализ детских работ:

Смотрите так же:  Ук рб банкротство

П.: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какая салфетка получилась самой нарядной? Почему? Какая, самой веселой? Какая, самой прозрачной?

Педагог вешает салфетки на доску. Дети и Бабушка Пелагея любуются.

Б.: Ой спасибо, ой помогли, ну молодцы!

П.: Вы сегодня все отлично поработали. Ваши салфетки получились как

«. застывшие краски северной зимы. » Спасибо тебе Бабушка Пелагея, за гостеприимство и за рассказы и за песни твои, но нам надо возвращаться в группу.

Б.: А я вас так просто не отпущу! Я бы хотела, чтобы спели со мной и сплясали. Вот возьмите инструменты.

Бабушка играет на баяне и поет песенку “Коробейники”, педагог и дети танцуют, подпевают, играют на шумовых ударных музыкальных инструментах.

Б.: Ой спасибо, развеселили меня и помогли. Вот вам бублики к чаю, угощайтесь .

П.: Понравилось ли вам в гостях? Спасибо вам за творчество. Встретимся на следующем занятии.

Методичское пособие «Фриволите первые шаги»

Столичный учебный центр
г. Москва

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Бокситогорский центр дополнительного образования детей»

«Фриволите — первые шаги».

Гладышева Н.В., педагог дополнительного образования

Цель данного пособия : познакомить с историей возникновения техники фриволите; с основными приёмами плетения и инструментами.

Немного об истории

Об истории техники плетения фриволите известно немного. Скудные упоминания о нем находят искусствоведы, изучая культуру древних Китая и Египта. В средние века этот способ был известен сначала в Италии и Франции, а затем распространился по всей Европе. На Востоке это кружево также было известно и называлось «манук», что означает «челнок» — тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. Именно на Востоке был изобретён челнок с помощью которого создавали совершенно новые образцы искусного рукоделия. Первоначально челноки были побольше и употреблялись с более грубой, чем теперь, нитью. В 18 в., когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их изготовляли из металла, а иной раз — из фарфора или слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом или перламутром. Сейчас такие челноки делаются чаще всего из кости или пластмассы. Из восточных стран кружево попало в Европу. Появилось кружево фриволите в Европе в XVIII в., когда особенно модно было украшать одежду, даже мужскую, кружевными воротничками, манжетами, жабо, отделывать кружевом юбки, фартуки, чепцы, носить кружевные накидки, палантины, наколки. В Италии такое кружево именуют occhi («окко»), что означает «глаз», «глазок», и дейст­вительно, основной элемент узора имеет овальную форму, напоминающую форму глаза, а итальянские гипюры, изготовленные с помощью челнока., состояли в основном из колец. В Англии- «тетинг» (тетин от «tat» — плести кружево)- плетёное кружево. В Германии кружево фриволите называли — «шиффхен шпитцен» (schiffchenspitze) — челночное кружево (плетение челноком).

Происхождение французского слова frivilite (фриволите) двояко. С одной стороны: «frivole» — «пустой» можно отнести к структуре кружева — неплотное, с большими, незаполненными дырочками, с другой это же слово можно перевести как «легкомысленный», что, в свою очередь можно отнести либо вообще к легкомысленности любой отделки, либо к характеристике дам высшего света, занимавшихся рукоделием. Действительно, оно было очень популярно в этих кругах, т.к. не требовало большой сосредоточенности и позволяло вести пустые, легкомысленные беседы.

Так или иначе, в Россию челночное кружево пришло в XIX веке из Франции, и поэтому мы зовем его “фриволите”. Особенно модно челночное кружево было в XVII веке, плели его из более грубых материалов, чем другие виды кружева (даже из тонкого шнура) и использовались для отделки верхней одежды, обшивки мебельных чехлов, занавесей, портьер. В конце XVII века кружево являлось украшением одежды высшей знати, так как основным материалом для его изготовления служила тонкая золотая или серебряная нитка. Но уже в середине XVIII века в кружево начинает вводиться шелковая и льняная нитка, в связи с чем кружевоплетение получает всё более широкое распространение.

В российских помещичьих имениях наши кружевницы с интересом осваивали технику плетения западного кружева дополняя её своими находками. Неизвестные мастерицы создавали уникальные изделия, которыми пользовались женщины высшего общества. Перчатки, сумочки, накидки, зонтики – вот не полный перечень изделий, являющихся обязательной принадлежностью светской женщины. Кружевоплетению учили дома (мастерство переходило от матери к дочери), в пансионах для девиц, в институтах благородных девиц. Умение вышивать, шить, вязать, плести являлось одной из обязанностей женщины. Рукоделие брали с собой на вечера, в путешествие, вспомним хотя бы романы Л.Н.Толстого «Война и мир», «Анна Каренина».

После октября 1917года в нашей стране кружевоплетение было признано «барской затеей» Вологодское кружево ещё сохранилось и в деревенских домах, и в музеях, однако о фриволите забыли. В Европе интерес к кружевоплетению оставался неизменным.

В 1960-е годы это искусство постепенно стало возрождаться в странах Прибалтики. Эстонские мастерицы воссоздали кружево фриволите, разработали новую, более скоростную и удобную для работы технику плетения. Эта техника отличается от западноевропейской и от той, в которой работали наши бабушки, изучавшие фриволите по «Курсу женских рукоделий» (изданному в 1900 году в Санкт-Петербурге). В 1970-е годы фриволите появилось в Москве, а вскоре и в Ленинграде в настоящее время наблюдается новый всплеск интереса к этому виду рукоделия.

Одной из первых в России мастериц, изучивших методику плетения, разработавших условные обозначения элементов схемы кружева фриволите, была Анна Григорьевна Вечерская. Она внесла большой вклад в развитие современной техники фриволите, её изделия отличаются мастерским исполнением и безупречным вкусом. Книги А.Г.Вечерской по плетению кружева фриволите широко известны в России и за рубежом.

Изделия, выполненные методом фриволите, очень изящны и разнообразны.

Это могут быть кружева, воротники, жабо, накидки, салфетки и более крупные изделия. Любые изделия, выполненные руками мастера, пользуются большим спросом. При желании фриволите можно комбинировать с другими методами рукоделия: макраме, вязание спицами и крючком, вышивкой, ткачеством.

Плетение кружева челноком несложно и увлекательно Этим рукоделием можно заниматься в любых условиях. Оно не требует специально оборудованного рабочего места. Технику фриволите легко осваивают и взрослые и дети.

Инструменты и материалы

Челноки

Челнок для фриволите состоит из двух пластин в виде маслины, заостренных на концах и соединенных посредине. Форма этой маленькой вещицы не безразлична, потому что хороший челнок много способствует быстрому и совершенному исполнению работы. В XVIII веках, в эпоху, когда фриволите было очень в моде, челноки, которые употреблялись тогда, были длиннее, чем челноки, которыми пользуются теперь, потому что фриволите делалось тогда из более грубых материалов и очень часто из шелкового петличного шнурка. Челнок не должен иметь более 7 см. в длину и 2 см. в ширину. Оба конца листков должны быть достаточно сближены, чтобы препятствовать нитке свободно выскользать между ними. Особенно следует обращать внимание на этот совет тогда, когда выполнение рисунка требует одновременного употребления двух челноков. В плотной части, которая соединяет обе пластинки, должна быть пробита довольно большая дырка, чтобы в ней можно было укрепить нитку, которая наматывается на челнок. Нитка не должна выходить за края пластинок, потому что в этом случае она потеряет свою чистоту при беспрерывном проходе через руки работающей.

Материалы

Для изготовления изделий в технике «фриволите» можно пользоваться самыми разнообразными материалами, выбирая однако всегда нитку достаточно крученую. Лучше всего для начинающих подойдут нитки «Ирис». Ирис — это нитки для вязания, которые изготавливаются из 100-процентного хлопка. Кратковременная обработка ниток сильным раствором натрия и последующая промывка водой придает им прочность, яркость и блеск, а также устойчивость к воздействию солнечных лучей. Нитки ирис идеально подходят для вязания крючком, спицами, машинного вязания и для плетения на челноках. Из этой пряжи хорошо выполнять такие изделия, как трикотаж, ажур, салфетки, занавески, скатерти, покрывала и многие другие. Весят эти нитки примерно 25 граммов клубок. На этикетках присутствует ГОСТ.

Смотрите так же:  Что надо для оформления земельного участка в собственность

При обучении лучше использовать нити 2-х цветов, тогда начинающему лучше будут видны возможные ошибки. Необходимо так же помнить, что правая рука, пропустив челнок в петлю, удерживает и натягивает нитку, оставаясь неподвижной до тех пор, пока левая рука затянет узел. Наполнив челнок необходимым количеством ниток, захватывают конец нитки между указательным и большим пальцами левой руки, берут челнок в правую руку, пропускают нитку, сверху третьего и четвертого пальцев левой руки, потом проводят нитку снова к большому пальцу и скрещивают обе нитки под пальцами.

Первое положение рук

Нитку, выходящую из челнока, обводят вокруг мизинца правой руки, потом придают челноку 2-е положение.

Второе положение рук


Челнок проводят между указательным и третьим пальцами и выпускают его позади петли.

Вот здесь то и представляются первые трудности для начинающих, и для того чтобы не смешивать движения левой руки с движениями правой руки я посоветую делать следующее, до тех пор, пока не получится достаточной уверенности в движениях. Сначала конец нитки, который находится между челноком и левой рукой не должен быть длиннее 20—25 см. Пропустив челнок в петлю, опираются правой рукой на стол и сильно натягивают нитку, удерживаясь в это время от малейшего движения левой рукой. Когда правая рука приняла пассивное положение, третий и четвертый пальцы левой руки поднимаются вместе с петлей и затягивают ее, раздвигаясь в то же время настолько, чтобы натянуть нитку. Этим движением образуется первая часть «двойного узла», составляющая петлю фриволите. Нужно стараться не забывать, что нитка в правой руке не должна никогда двигаться, пока действует еще левая рука; только та часть нитки, которая находится в левой руке, должна образовать узел. Нитка правой руки всегда должна быть в состоянии пройти сквозь узлы; невозможно было бы продолжать работать ею, если бы она сама затянулась в узел, так как исчезла бы возможность удлинять или укорачивать петлю на левой руке.

Вторая часть петли или узла образуется следующими движениями: пропускают челнок слева направо между указательным и третьим пальцами под натянутую петлю; правая рука схватывает челнок перед свободной петлей и натягивает нитку; левая рука затягивает второй узел как первый.

Два соединенных узла образуют тогда двойной узел.

Так же, как в вязании спицами и в вязании крючком, в рисунки фриволите можно вставлять пико. Пико служит для соединения различных частей работы и с его помощью возможно делать разнообразные и удачные декоративные элементы.

Положение рук для образования пико.

Пико открытое и закрытое.

Во всех описаниях фриволите, узел, который следует за пико, независим от петли. Точно так же, если описание фриволите предписывает: 2 петли или узла, 1 пико, 3 петли, 1 пико, 2 петли и т. д., считают всегда узлы, чтобы пользоваться ими для образования петли, а не делают: 2 петли, 1 пико, 4 петли и т. д. Способ связывания посредством пико. Чтобы связать посредством пико различные круги, ромбы и т. д., нитку, идущую в левой руке, захватывают крючком, которым и вводят ее в пико сверху вниз и выводят обратно; пропускают челнок в петлю, выходящую из пико и затягивают ее как и всякую другую петлю.

При работе двумя челноками концы обеих ниток связываются. Одна из них проходит на третий палец левой руки, навертывается дважды вокруг четвертого пальца, а челнок падает свободно. Тогда второй челнок берется в правую руку, которая исполняет те же, движения, как при работе с одним челноком.

Когда вы освоите эти несложные основные приёмы, можете приступать к плетению различных изделий в этой завораживающей кружевной технике.

Оксана Жукова: И тонкой нити кружева. Пособие по развитию практических навыков и творческих способностей у детей

Аннотация к книге «И тонкой нити кружева. Пособие по развитию практических навыков и творческих способностей у детей»

Представленные в пособии творческие занятия объединены общим принципом: использование кружева для изготовления коллажей и аппликаций. Дети могут порадовать своих близких и друзей оригинальными поделками к разным праздникам и дню рождения. Издание содержит методические рекомендации, наглядные материалы, рекомендации по работе с используемыми материалами и инструментом. Книга предназначена для воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования и родителей.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Методическое пособие «Кружевоплетение на коклюшках. Парная техника плетения.»

Коклюшечное кружево — это текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент образуется в результате переплетения нитей.

В пособии рассказывается об истории и особенностях русского многопарного кружева, технике плетения парного кружева, приводятся образцы и сколки кружевных изделий и технологическое описание к ним.

Стоимость: 120 рублей

Методическое пособие можно приобрести в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала по адресу Чапаева,10.

Как правильно носить кожу с шифоном, а мех с кружевом: мастер-класс от Coach 1941

Одним из последних показов в расписании очередной Недели моды в Нью-Йорке значится совмещенный показ Coach. Последним по порядку, но не по значению: подиум Стюарта Виверса — интересный и многогранный объект для изучения. В работе над новой коллекцией креативный директор соединяет традиционный для бренда стиль вестерн с готическим романтизмом, получая сочетание летящих женственных платьев в теплых осенних цветах с косухами, пестрых юбок и объемных полушубков, брутальных заклепок и атласных бантов в викторианском стиле.

Сочетание двух разных стилей порождает сочетание самых разных фактур, и чем они контрастнее — тем лучше. Не сказать, что Виверс не использовал этот «хитрый» прием раньше, но на этот раз дизайнер превзошел сам себя: новую коллекцию Coach 1941 мы, например, предлагаем использовать, как практическое пособие для будущей осени по смешению текстур. 5 самых интересных задач — уже перед вами!

Говоря о контрастных сочетаниях, мы в первую очередь имели в виду легкий, летящий шифон вместе с толстой разноцветной кожи. Самое оригинальное решение всей коллекции — кожаные вставки на готовой одежде, но и классический вариант сочетания легкого платья и кожаной куртки, судя по коллекции Coach 1941, следующей осенью будет актуально.

Если этот союз приглянулся, нет ни одной причины ждать полгода: шифоновое платье и кожаная куртка — прекрасный демисезонный вариант, который «сработает» уже этой весной.

Мех, кожа и кружево

Добавив к предыдущему дуэту еще и кружево с мехом, мы получим весьма экстравагантный квартет. Гипюровой отделки, правда, в двух этих образах совсем немного, а смысловые центры всей конструкции — меховая отделка куртки в первом варианте и цветная кожа — во втором. Однако эта какафония, вопреки стереотипам, звучит гармонично. Согласны?

Матовая и глянцевая кожа вместе

Ошибочно полагать, что сочетаться между собой могут только разные по свой природе ткани, «синонимичные» тоже вполне подружатся. Доказательство — два этих образа с показа, где оба вида натуральной кожи соседствуют на равных, причем практически в равных пропорциях.

Смотрите так же:  Требования для кандидатов в фсб

Замша и кожа с денимом

Ничего нового: темная кожа и коричневая замша вместе с темно-синим денимом — классическая комбинация, даже иконическая для одежды в стиле вестерн. Два вида ткани Виверс соединяет в отделке джинсовых курток, которые в паре с джинсами идентичного оттенка — так называемый «канадский смокинг» — сочетание, не теряющее своей популярности третий сезон подряд. Судя по всему, не растеряет и через полгода.

Трикотаж и ламе

Еще одно красивое сочетание, которое, правда, появилось на подиуме Coach лишь однажды, — это союз блестящей и переливающейся ткани ламе юбки вместе с плотным трикотажным полотном свитера. Интересная деталь: из-за рисунка свитер кажется одетым наизнанку, хотя все внутренние швы изнаночной стороны не проглядывают. Чудеса, да и только!

Методическое пособие «Использование узора Михайловского кружева на уроках дизайн — проектирования»

«В ком нет любви к земле родной,

Те сердцем нищие калеки».

На современном этапе развития образования у обучающихся появилось больше возможностей узнать об истории и культуре своего родного края. Изучение этого вопроса становится одним из ведущих факторов в воспитании патриотизма подрастающего поколения. В настоящее время все больше ощущается необходимость в расширении представления детей об общественной жизни и культуре страны и родного края, традиционных промыслах и ремеслах, а также быте наших предков. Изучая жизнь, культуру, промыслы Рязанской области, я обратила внимание на уникальность и неповторимость Михайловского кружева.

Рязанский край — эта территория, обладающая разнообразным и уникальным культурным наследием, она богата и щедра на народные промыслы, которые издревле были развиты на Рязанской земле, часть из которых сохранилась и до наших дней. Рязанские промыслы занимают особое место в народно-художественных произведений, в которых широко проявляется красота и самобытность народного искусства России. Я считаю необходимым внедрять их в программу предмета Основы дизайн-проектирования учащихся художественного отделения специальности «Дизайн», чтобы не дать угаснуть, пропасть в веках традициям, и в очередной раз гордо рассказывать о специфике и неповторимости нашего родного края.

Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе Михайлове Рязанской области и окрестных деревнях. Техника Михайловского кружевоплетения уникальна, она не имеет аналогов. Это кружево очень своеобразно, оно нарядное и многоцветное, и в отличие от кружева других районов оно более плотное. В нем не используются цветочные мотивы, растительные, которые так широко распространены в других регионах России. Узор Михайловского кружева строг и геометричен — древнейший тип орнамента, элементы которого были символами солнца, воды, женского начала. В узоре происходит сочетание прямоугольников, полосок, треугольников. Жизнерадостность Михайловского кружева проявляется в многоцветие красок: от сдержанных и скоромных до ярких — сочетания красного, белого и синего, красного и белого с желтым, красного и черного. Во всех Михайловских изделиях присутствует гармония, присуща только подлинному искусству. Сохраняя живую старину и перерабатывая художественные традиции народного искусства, с помощью уроков Основы дизайн — проектирования, юные художники придают узорам Михайловского кружева современность и очарование прошлого.

На уроках дизайн — проектирования с учащимися 2-го класса (11-13 лет) выполняется серия упражнений на использование узора кружева, передачу его особенностей, гармонии. Данная композиция разрабатывается на белом листе формата А3 с помощью различных инструментов: линейки, карандаша, циркуля, а так же наглядных пособий с изображением Михайловского кружева на изделиях. После разработки уравновешенной композиции, выявляются цветовые нюансы. При определении цветов, юные художники используют лишь три цвета. В Михайловском кружеве, как ранее уже говорилось, используются такие сочетания: красный, белый и синий; красный, белый и желтый; красный и черный — именно с этими красками работают ученики. При этом у ребенка есть возможность стилизации, трансформации и преобразования некоторых элементов в незначительной форме, т.е. без искажения самой сути Михайловского узора. Так же при составлении композиции ученикам предоставляется выбор создания либо статичной, либо динамичной композиции на основе узора. На данных занятиях ребенок не только вникает в историю своего родного края, изучает его уникальность, но и не отходя от программы продолжает изучать основы дизайн — проектирования, а именно понятие Статики и Динамики в композиции. Мы рассматриванием эти понятия с помощью узора Михайловского кружева. Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные композиции — статичные. Динамической называется та композиция, в которой присутствует движение. Динамику в изображении можно показать диагональными линиями, а отсутствие диагональных направлений сделает изображение статичным. Статичные композиции всегда симметричны и замкнуты, а динамичные наоборот — асимметричны и открыты. Далее данные композиции могут стать рапортными и являться не только частью учебного процесса, но и использоваться для оформления различной печатной и рекламной продукции.

Внедряя узор кружева в дизайн — проектирование мы говорим не только
о составлении композиции отдельных узоров кружева, так же и об орнаменте. Орнамент — узор, который образовывается на повторении и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластических искусств. Орнамент, связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы. Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания.

Ученики, уже на основе прошлого выполненного задания, создают новую орнаментальную композицию, соблюдая определенный ритм. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Орнамент создается в основном геометрический. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Что полностью соответствует узору Михайловского кружева. На подобных занятиях у учащихся формируется не только правильное понятие построения композиции, статичной и динамичной, но и осознание ритмичности, чувство понимания цвета.

На основе этого материала, можно так же внедрять изучение других народных промыслов родного края в художественные дисциплины. Рассматривать, например, одновременно Михайловское кружево и Кадомский вениз, сопоставляя их и делая уникальные композиции. Строить орнаментальную композицию на конфликтах узоров этих промыслов. Помимо кружева, можно рассмотреть уникальные изделия из древесины и лозы, пронаблюдать движение и показать его в орнаменте на листе.

К проведению такого рода занятий, где сливается настоящее и прошлое, региональный компонент проявляет себя в полной мере, где сплетаются народные промыслы родного края, я призываю учителей художественных дисциплин разных направлений. Тем самым мы сможем воспитать у детей чувство патриотизма, ввести учащихся в мир истории страны и родного края, показать им многообразие исторических источников, привить навыки исследовательской работы, пробудить интерес к истории и традициям своего родного региона. Благодаря подобным урокам мы сможем воспитать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную к открытому восприятию мира.