Пособие основы общей и медицинской психологии

Пособие основы общей и медицинской психологии

Пособие «Основы общей и медицинской психологии»

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет

имени академика И.П. Павлова

Кафедра психиатрии и наркологии с курсом общей

и медицинской психологии

ОБЩЕЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Учебно-методическое пособие по курсу психологии

для студентов СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова

Санкт-Петербург, 2003 г.

Пособие составлено сотрудниками кафедры психиатрии и наркологии с курсом общей и медицинской психологии: зав. курсом медицинской психологии к.п.н. Исаевой Е.Р., асс. Трубиной В.В., к.п.н. Ершовой С.К., Галицыной Е.Ю., к.м.н. Пиотровской В.Р., к.м.н. Лебедевой У.В., к.п.н. Меркурьевой А.А., Мартыненко Е.М., к.п.н. Бариновой М.Г.

Редактор : зав. кафедрой психиатрии, д.м.н., проф. Незнанов Н.Г.
Рецензент : доцент кафедры медицинской психологии СПбМАПО, к.п.н. Соколовская Т.В.

Утверждено на заседании цикловой методической комиссии СПбГМУ им. И.П. Павлова

Психология как наука

Ощущение как психический процесс

Восприятие как психический процесс

Внимание как психический процесс

Память как психический процесс

Мышление как психический процесс

Психический склад личности. Конституция. Темперамент.

Пособие основы общей и медицинской психологии

Основы общей и медицинской психологии

Все больше осознается мысль о том, что психология — не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических вопросов, а важное и необходимое звено в образовании всякого культурного специалиста.

Поэтому с каждым днем расширяется круг лиц, в программу образовательной и воспитательной подготовки которых входит психология. С 1966 г. психология включена в обязательную программу подготовки врачей и средних медицинских работников.

Именно психология учит, что человек — не только организм, но и личность, и учет всех его особенностей необходим как при лечении больного человека, так и в процессе предупреждения заболевании.

Личность и неврозы

В центре медицинских работ стоит проблема неврозов, представляющая социальный, физиологический…

Психология отношений

В данную книгу избранных трудов видного психолога, психоневролога, психотерапевта включены…

Психология личности

Личность — одно из многозначных понятий в психологии. Оно имеет различные толкования…

Философские сказки

Пять философских очерков известного французского астронома и популяризатора науки.

Моральные домогательства. Скрытое насилие в повседневности

В жизни случаются встречи, вдохновляющие и побуждающие нас отдавать всё лучшее, что в нас…

Статьи за 10 лет о молодежи, семье и психологии

Соавтор: Татьяна Львовна Шишова

Психология способностей

В книге рассматривается история становления и современное состояние науки о способностях.

Знания этих 5 языков любви помогут вам наладить отношения в семье и даже спасти уже разрушающийся…

«Алхимик» совсем не похож на «Чайку Джонатана» или «Иллюзии» Ричарда Баха…

Одиннадцать минут

Мария разочаровалась в любви и сексе, и образ двух влюбленных, слившихся душой и телом в…

Подсознание может все

В уединении средь лесов канадской провинции Британская Колумбия автор 3 года размышлял…

Легкий способ бросить курить

Книга может помочь бросить вам курить. Здесь нет шокотерапии, у автора для вас исключительно…

Лит-ра по мед.психологии / Общая и медицинская психология (Шкуренко Д.А, 2002)

Ступпицкий В.П., проф. каф. психологии Российской экономической Академии им. Г.В. Плеханова, академик РАЭП, член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образования;

Васильева О.С, зав. каф. психологии здоровья психологического факультета РГУ, доцент;

Середина Н.В., ст. преп. каф. психофизиологии и клинической психологии психологического факультета РГУ, эксперт-психолог

Ш 6^ Общая и медицинская психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 352 с.

В настоящем учебном пособии показано истори­ ческое развитие психологии как науки, рассмотре­ ны предмет, задачи и методы психологии. Кроме того, в пособии рассмотрены познавательные про­ цессы, их нарушения, патология, индивидуальнопсихологические особенности личности, а также вопросы психологии общения.

В пособии использованы материалы, включаю­ щие некоторый спектр нетрадиционных вопросов, теоретических концепций и исторических сведений.

Предназначается для студентов и преподавате­ лей меди4инсд $Ш£ училищ и колледжей.

© Шкуренко Д .А., 2002

® Оформление: изд-во «Феникс», 2002

В настоящее время актуальной проблемой является определенная нехватка современных учебных пособий для образовательной сферы.

Учебное пособие «Основы общей и медицинской пси­ хологии» составлено в соответствии с учебной програм­ мой дисциплины «Основы психологии».

Узловые вопросы и основные понятия по каждой теме определяют широкий контур знаний и практических уме­ ний, которыми должны овладеть студенты в процессе изу­ чения дисциплины.

Фактическое содержание информации в учебном посо­ бии выходит за рамки учебной программы, что делает его более универсальным и возможным для использова­ ния педагогов и медицинских работников. В работе рас­ сматривается связь общей и медицинской психологии, что позволяет систематизировать и дополнить представление

о системной взаимосвязи психологии и медицины.

В настоящем учебном пособии показано историческое развитие психологии как науки, рассмотрены предмет, задачи и методы психологии. Кроме того, в пособии рас­ смотрены познавательные процессы, их нарушения, па­ тология, индивидуально-психологические особенности личности, а также вопросы психологии общения. Боль­ шая часть пособия посвящена различным вопросам ме­ дицинской психологии — предмету, задачам, важным про­ блемам психологии соматического больного, особеннос­ тям психологии общения медицинского работника и боль­ ного, вопросам психогигиены и психопрофилактики.

В пособии использованы материалы, включающие не­ который спектр нетрадиционных вопросов, теоретичес­ ких концепций и исторических сведений.

При подготовке медицинского работника необходимо подчеркивать значение психики больного, роль психоло­ гических контактов медицинского работника и пациента.

Любые психические переживания сопровождаются со­ матическими изменениями, а соматические заболевания всегда отражаются в сознании больного, изменяя его ми­ росозерцание, его самосознание

При общении медицинского работника с больным воз­ никает сложная проблема взаимоотношений двух людей, двух личностей. Один ждет от другого помощи, облегче­ ния своих страданий, другой определяет пути более ра­ ционального ее оказания.

Любое заболевание вызывает определенные изменения в психологии человека, которые необходимо знать меди­ цинскому работнику, чтобы наметить правильную так­ тику беседы, поведения и лечения. К сожалению, меди­ цинские работники не всегда учитывают личностные осо­ бенности больных и возможные невротические наслое­ ния, что нередко усложняет взаимоотношения между ними.

В психологических особенностях больного человека нельзя разобраться и без знания основ общей психоло­ гии. В настоящем учебном пособии изложены не только основные вопросы общей и медицинской психологии, но и проблемы медицинской этики и деонтологии в их не­ разрывной взаимосвязи.

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

С АНТИЧНОСТИ ДО СРЕДНИХ ВЕКОВ

Психология — наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

Смотрите так же:  Штраф 500 рублей пдд

Термин «психология» происходит от древнегреческих слов «психе» (душа) и «логос» (наука) — «наука о душе».

Многие авторы считают, что психология как уче­ ние о душе возникла более двух тысяч лет тому назад в качестве составной части философских учений древ­ негреческих мыслителей Демокрита, Платона, Арис­ тотеля и др. С момента своего возникновения и до наших дней психология развивалась в борьбе двух противоположных взглядов — материалистического и идеалистического.

Идеализм •— философское учение, которое признает, что реально существует только сознание, дух, идея как нечто первичное. А материальный мир, бытие, природа, люди, вещи — все это якобы существует лишь в нашем сознании, в ощущениях, в мыслях. Согласно идеалисти­ ческим учениям, психика — это не отражение объектив­ ного материального мира в мозгу человека, а наоборот — источник происхождения его.

Материализм в противоположность идеализму признает материю первичной, а сознание вторичным, производ­ ным от материи. Психика не существует вне материи,

она есть одно из свойств материи. Согласно современному материалистическому взгляду, психика, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — свойство моз­ га. По своему содержанию психика является отражением объективного материального мира в человеческом мозге.

Идеализм и материализм уходят своими корнями в древнегреческую философию. Материалистическому уче­ нию Демокрита (460-370 гг. до н.э.) противостояло идеа­ листическое учение Платона (427-347 гг. до н.э.). Де­ мокрит считал, что существует только материя, состоя­ щая из мельчайших и неделимых частиц атомов. Душа тоже материальна, но ее атомы отличаются исключитель­ ной подвижностью.

Идеалист Платон, наоборот, утверждал, что вечно су­ ществуют только идеи. Вещи же, тела — это всего лишь временное местопребывание идей, их тени. Согласно Платону, душа — это вечно существующая идея, времен­ но воплощенная в тело человека и животных.

Выдающийся философ древности Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был непоследователен в своих взглядах на при­ роду души. С одной стороны, он высказывал материали­ стические взгляды на сущность некоторых психических явлений. Например, по Аристотелю, наши ощущения — это копии реальных вещей. С другой стороны, он при­ знавал существование души как независимой от материи субстанции.

В средние века психологическое понятие души приоб­ рело религиозное содержание. Душа рассматривалась как Божественная, вечная, неизменная и независимая от ма­ терии сущность. Предметом психологических учений того времени были рассуждения о нематериальности души и ее свойствах.

На почве платоновской, или, лучше сказать, кеоплатоновской и аристотелевской психологии стояли все во­ сточные и западные мыслители. Из первых (в начале V в.) Немезий, Эней Газа (487), Филопон (около середи­ ны VI в.), из вторых Клавдий Мамертинец (около середи­ ны V века) и Боэций (470-520). Все они придерживались деления души на разумную и неразумную части и свободу души понимали как возможность для нее выбора путей, ведущих к высшему или телесному миру. Все они защи-

щают бессмертие души. Это было связано еще с тем, что все они были богословами.

Наряду с этими более или менее учеными рассуждени­ ями о душе и ее частях детально разрабатывалось знание душевных состояний. Сокровища практического самонаб­ людения собраны в трудах аскетов и подвижников, глу­ боко погрузившихся в себя и тщательно изучавших тай­ ные изгибы сердца и желаний. Таковы, например, труды Исаака и Ефрема Сирина, Аввы Дорофея, Марка подвиж­ ника, Варсонофия, Иоанна, ученика его, Иоанна Лествичника и др. Христианские аскеты всегда с напряженным вниманием следили за корнями и гнездами греховных наклонностей, помыслов и способами борьбы с ними. Ас­ кетическая литература имеет для психологии прямой интерес как богатое собрание фактов самонаблюдения. Из всех средневековых авторов самые замечательные от­ крытия в области психологии сделал Блаженный Авгус­ тин (354-430). Так, он заметил, что самонаблюдение яв­ ляется важным источником психологических знаний.

Святой Августин как преданный сын Церкви воспри­ нял большую часть ее догматов и религиозных предрас­ судков и верил в Божественное Откровение как первоис­ точник психологического знания. Однако его взгляд на самонаблюдение как важный инструмент понимания че­ ловеческой психологии явился существенным вкладом в развитие психологии. Августин был первым, кто живо и детально описал субъективный эмоциональный опыт, сде­ лав это с помощью методологических принципов, кото­ рые до настоящего времени все еще составляют основу психологии. Без самосознания психология не может существовать. Эмоции — гнев, надежда, радость, страх

— могут быть наблюдаемы только субъективно; если че­ ловек сам никогда не испытывал гнева, то никому не удастся объяснить ему, что же такое гнев Тем более, он никогда не сможет понять психологических изменений, сопровождающих гнев.

Святой Августин был провозвестником не только феноменологии Гуссерля и экзистенционализма, но так­ же предшественником психоанализа. Он использовал ав­ тобиографическую исповедь в качестве основы для пси­ хологического познания. Это был пример психоанализа

без психоаналитика, выслушивающего и интерпрети­ рующего признания больного. Августин критиковал тех, кто пытался умалить значение глубоко скрытых мотива­ ций, которые не воспринимались сознанием. Глубоко прочувствовав и осознав антисоциальные проявления психики, Августин был пессимистично настроен по от­ ношению к природе человека, но видел путь к преодо­ лению врожденных слабостей в абсолютной преданности Божественному и полной зависимости от Бога как един­ ственного источника целительного милосердия.

Вклад Августина в историю психоанализа — это его психологические методики, которыми он пользовался для построения концепций, ставших основой его религиоз­ ных теорий. Его «Исповедь» является непревзойденным примером самоанализа.

В этой работе он последовательно анализирует воспо­ минания раннего детства и обнажает свою душу без вся­ кой утайки. Он даже пытается реконструировать те дале­ кие воспоминания, которые подверглись инфантильной амнезии. Он делает это путем наблюдения за детьми и отдельных воспоминаний из своего раннего детства.

Августин не верил в ангельскую невинность детей. «Безвинны движения младенцев, но их душевные свой­ ства подлежат упрекам. Я видел сам завистливого ребен­ ка; он еще не говорил, а с бледностью на лице и со зло­ бою смотрел на своего сверстника, сосущего молоко. Кто этого не знает? Говорят, что матери-кормилицы унич­ тожают эти недостатки своих детей, но не знаю, какими средствами. Разве и это — невинность, что при обилии и совершенном достатке молока ребенок не терпит при себе другого, тоже нуждающегося в этой пище и питающегося только ею? На все это смотрят ласково и терпимо, но не потому, чтобы это было дело маловажное и ничего не значило, а потому, что с течением времени это должно пройти. И это доказывается легко; на подобные им по­ ступки не смотрят равнодушно и одобрительно, когда они замечаются у взрослых людей».

Смотрите так же:  Договор о содружестве россии и белоруссии

Мир культуры, по Бл. Августину, создал три «орга­ на» постижения человека и его души.

1. Религия (строится на мифе).

2. Искусство (строится на художественном образе).

3. Наука (строится на организуемом и контролируе­ мом логической мыслью опыте).

Психология Святого Августина повествует нам о чув­ ствах, конфликтах и муках человека величайшей искрен­ ности и недюжинной силы. Святой Августин может спра­ ведливо считаться предтечей психоанализа.

Значительная роль в развитии психологии Средневе­ ковья принадлежит Фоме Аквинскому (1225-1274). Фома Аквинский придерживается аристотелевских принципов. Душа не существует от века, но творится Богом в тот момент, когда тело становится готовым принять ее.

В учении об уме Аквинский следует Аристотелю. Есть ум деятельный и ум возможный, или страдательный. Воля свободна, она имеет свободу выбора. Она состоит в самооп­ ределении и может избирать свободно между разными це­ лями. Без познания не может быть желания, но разум сам не приводит в движение волю, а только указывает ей цели. Он представлял мир как систему, состоящую из несколь­ ких иерархических ступеней. Самая широкая ступень — неживая природа, над ней — мир растений и животных, высшая ступень — мир людей, который является переход­ ным к духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог. Человеческая душа бестелесна, она чистая форма без материи, духовная и независимая от материи субстанция. Она неуничтожима и бессмертна.

Аристотелевская теория отдельных душевных свойств приобрела следующий вид: есть вегетативная душа, при­ сущая растениям, сенситивная душа животных и разум­ ная душа человека, выполняющая и функции двух низ­ ших душ. Собственную душу мы познаем не непосредствен­ но, а опосредованно, через интуицию. Говоря о добродете­ лях, к четырем традиционно греческим — мудрости, от­ ваге, умеренности и справедливости — Фома Аквинский добавил три христианские: веру, надежду, любовь. Смысл жизни сводился Фомой к достижению счастья, понима­ емого им как познание и созерцание Бога. Бог познается не ощущением или интеллектом, а путем откровения. Фома Аквивинский в 1323 г. причислен к лику святых, а в 1567 г. признан пятым учителем церкви.

Жерсон, как и Гуго, рассматривает проблемы челове-

ческой деятельности, связывая, например, воображение с размышлением. Он выделяет две стороны деятельнос­ ти: разума в мышлении; рассудка в созерцании.

Каждый из этих видов теоретической деятельности имеет свой вид практической деятельности: первый — удовольствие или желание; второй — благочестивый аф­ фект; третий — любовь к Богу.

Из философской литературы не находится ничего, име­ ющего прямого отношения к психологии. Только в XII веке в среде мистиков оживились психологические на­ блюдения и исследования. Поскольку мистицизм, имею­ щий в виду единение души с Богом и глубокое погружение разума в тайны высшего бытия, естественно, нуждался в психологических анализах и самонаблюдениях.

Мистик из монастыря Св. Виктора, Гуго (1097-1141) пытался установить нечто вроде мистической психоло­ гии. Для Гуго последняя цель — созерцание Бога дости­ гается через постепенное поднятие разумной стороны че­ ловека до высочайшего существа. Душа имеет три глаза для наблюдения. Один есть воображение; оно есть про­ стое представление вещей, вне нас находящихся. Второй есть разум, деятельность которого состоит в размышле­ нии о сущности и отношениях вещей. Третий глаз есть рассудок, интеллект. Ему свойственно созерцание, непос­ редственно имеющее дело с идеальным объектом. Такая душа и составляет исключительную сущность человека. Как разум, он есть лицо; тело есть нечто постороннее для него, и когда в момент смерти последнее разрушает­ ся, лицо продолжает существовать. В таком направле­ нии рассматривал душу и ученик Гуго, Ричард (ум. в 1173 г.).

По Ричарду, центр души заключается в созерцательной деятельности, в интеллекте; чувства и желания им совер­ шенно игнорировались как случайные и не принадлежащие душе. В таком же виде рассматривали душевную деятель­ ность и позднейшие немецкие мистики, особенно в XIII веке.

Среди них можно выделить взгляды Экгарта. По Экгарту, душа имеет три рода духовных сил: внешние чув­ ства, низшие и высшие силы. К низшим силам он отно­ сит — эмпирический рассудок, сердце, желание, к выс­ шим — память, разум и волю.

Середина Н. В., Шкуренко Д. А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология.

Автор: Середина Н. В., Шкуренко Д. А.
Название: Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология.
Формат: HTML, DOC
Язык: Русский

В пособии рассматривается связь медицинской, общей, клинической психологии и патопсихологии. Данное пособие содержит вводные сведения о психотерапии, спектр нетрадиционных вопросов, теоретических концепций и исторических сведений, в частности по вопросам происхождения болезней. Настоящее учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений – психологам и медикам, кроме того, может быть рекомендовано педагогам, социальным и медицинским работникам, студентам медицинских и педагогических колледжей, а также всем, кого интересуют вопросы медицинской психологии.

Учебное пособие «Основы медицинской психологии» составлено с учетом государственных образовательных стандартов таких дисциплин как «медицинская психология» и «клиническая психология». Оно не ставит перед собой задачу исчерпывающего изложения каждого их раздела.
Фактическое содержание информации в пособии выходит за рамки учебной программы, что делает его универсальным и дает возможность использовать его более широко.
В пособии рассматривается связь медицинской, общей, клинической психологии и патопсихологии. Это позволит четко представить о систему взаимосвязи психологических дисциплин. Показано историческое развитие психологических знаний и становление медицинской психологии, рассмотрены предмет, задачи и методы медицинской психологии, познавательные процессы в норме, их нарушения, патологии. Кроме того, освещены индивидуально-психологические особенности личности в норме и патологии, вопросы психологии общения медицинского работника и больного. Определенная часть пособия охватывает такие важные проблемы, как психология соматического больного, психогигиена и психопрофилактика, некоторые аспекты психологии отдельных врачебных дисциплин.
Данное пособие содержит вводные сведения о психотерапии, спектр нетрадиционных вопросов, теоретических концепций и исторических сведений, в частности по вопросам происхождения болезней.
При подготовке психологов, медицинских работников необходимо подчеркивать, какое значение имеет психика больного человека. Любые психические переживания сопровождаются соматическими изменениями, а соматические заболевания всегда отражаются в сознании больного человека, изменяя его миросозерцание, его самосознание.
Настоящее учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений – психологам и медикам, кроме того, может быть рекомендовано педагогам, социальным и медицинским работникам, студентам медицинских и педагогических колледжей, а также всем, кого интересуют вопросы медицинской психологии.

Авторы выражают благодарность А. М. Быкову за техническую помощь при подготовке учебного пособия.

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Смотрите так же:  Как подать заявление на розыск должника

1. Возникновение, развитие и становление психологии

1.1. Историческое развитие психологической мысли

Многие авторы полагают, что психология как учение о душе возникла более двух тысяч лет тому назад в качестве составной части философских учений древнегреческих мыслителей Демокрита, Платона, Аристотеля и др. Материалистическому учению Демокрита (460-370 до н. э.) противостояло идеалистическое учение Платона (427-347 до н. э.). Демокрит считал, что существует только материя, состоящая из мельчайших и неделимых частиц атомов. Душа тоже материальна, но ее атомы отличаются исключительной подвижностью.
Идеалист Платон, наоборот, утверждал, что вечно существуют только идеи. Вещи же, тела – это всего лишь временное местопребывание идей, их тени. Согласно Платону, душа – вечно существующая идея, временно воплощенная в тело человека и животных.
По Аристотелю (384-322 до н. э.), наши ощущения – это копии реальных вещей, С другой стороны, он признавал существование души как не зависимой от материи субстанции.
В средние века психологическое понятие души приобрело религиозное содержание. Душа рассматривалась как Божественная, вечная, неизменная и не зависимая от материи сущность.
На позиции платоновской, или, лучше сказать, неоплатоновской и аристотелевской, психологии стояли восточные и западные мыслители: из первых – Немезий (в начале V в.), Эней Газа (487), Филопон (около середины VI в.), из вторых – Клавдий Мамертинец (около середины V в.) и Боэций (470-520). Все они придерживались деления души на разумную и неразумную части и свободу души понимали как возможность для нее выбора путей, ведущих к высшему или телесному миру. Все они принимали бессмертие души. Все они были богословами.
Наряду с этими более или менее учеными рассуждениями о душе и ее частях детально разрабатывалось знание душевных состояний. Аскеты и подвижники, глубоко погрузившиеся в себя, тщательно изучали тайные изгибы сердца и желаний. Исаак и Ефрем Сирин, Авва Дорофей, Марк-подвижник, Варсонофий, Иоанн, ученик его, Иоанн Лествичник и др. христианские аскеты всегда с напряженным вниманием следили за «корнями и гнездами» греховных наклонностей, помыслов и искали способы борьбы с ними. Аскетическая литература представляет для психологии прямой интерес как богатое собрание фактов самонаблюдения.
Из всех средневековых авторов самые замечательные открытия в области психологии сделал Августин Блаженный (354-430). Именно он заметил, что самонаблюдение является важным источником психологических знаний.
Августин Блаженный, как преданный сын Церкви воспринял большую часть ее догматов и считал первоисточником психологического знания Божественное Откровение. Он первым живо и детально описал субъективный эмоциональный опыт с помощью методологических принципов, которые до настоящего времени все еще составляют основу психологии. Психологии не существует без самосознания. Эмоции – гнев, надежда, радость, страх – могут наблюдаться только субъективно. Если человек сам никогда не испытывал гнева, то никому не удастся объяснить ему, что же такое гнев. Тем более, он никогда не сможет понять психологических изменений, сопровождающих гнев.
Августин, пессимистично настроенный относительно природы человека, видел путь к преодолению врожденных слабостей в абсолютной преданности Божественному и полной зависимости от Бога как единственного источника целительного милосердия.
Его труд «Исповедь» является непревзойденным примером самоанализа, основанного на воспоминаниях раннего детства. Наблюдая за детьми, он даже пытается реконструировать то, что подверглось инфантильной амнезии.

Предмет медицинской психологии

Предметом изучения медицинской психологии являются патологические психические состояния и процессы, психологические факторы, влияющие на возникновение и протекание болезней, личность пациента в связи с его болезнью или здоровьем и социальной микросредой, личность медицинского работника и система отношений в медицинском учреждении, роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний.

Следовательно, основной задачей медицинской психологии является изучение психики больного в различных условиях.

Общая медицинская психология изучает:
1. Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики); психологии медработника, психологии общения медработника и больного, психологический климат отношений.
2. Психосоматические и соматопсихологические взаимоотношения, т.е. психологические факторы, влияющие на болезнь, изменения психических процессов и психологического склада личности под влиянием болезни, влияние психических процессов и особенностей личности на возникновение и протекание болезни.
3. Индивидуальные особенности человека (темперамент, характер, личность) и их изменения в процессе жизни и болезни.
4. Медицинскую деонтологию (врачебный долг, медицинская этика, медицинская тайна).
5. Психогигиену и психопрофилактику, т.е. роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболевания.

Частная медицинская психология изучает:
1. Особенности психологии конкретных пациентов при определенных формах болезней.
2. Психологию пациентов при подготовке, проведении диагностических и хирургических вмешательств.
3. Медико-психологические аспекты трудовой, педагогической, военной и судебной экспертизы.

Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии: в психиатрической клинике – патопсихология; в неврологической – нейропсихология; в соматической – психосоматика.

Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. При этом патопсихология использует психологические методы, оперирует понятиями современной психологии. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

Из всего объема медицинской психологии в данном пособии основное внимание будет уделено патопсихологии. Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Последняя является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии – клинико-описательный.

Мясищев В. Н. — Основы общей и медицинской психологии

Все больше осознается мысль о том, что психология — не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических вопросов, а важное и необходимое звено в образовании всякого культурного специалиста.

Поэтому с каждым днем расширяется круг лиц, в программу образовательной и воспитательной подготовки которых входит психология. С 1966 г. психология включена в обязательную программу подготовки врачей и средних медицинских работников.

Именно психология учит, что человек — не только организм, но и личность, и учет всех его особенностей необходим как при лечении больного человека, так и в процессе предупреждения заболевании.