Пособие младшей медсестры

Младшая медицинская сестра

Вы можете пройти профессиональное обучение по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Данный вид обучения проводится во исполнении требований Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.01.2016 № 2н «Об утверждении профессионального стандарта «Младший медицинский персонал».

Программа профессиональной подготовки направлена на совершенствование теоретических знаний, умений и практических навыков младшего медицинского персонала в области создания благоприятных и комфортных условий тяжело больных пациентов и пациентов с недостаточностью самостоятельного ухода. Практическая часть курса проводится на базе медицинских организаций. Обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена (проверка теоретических знаний и практическая квалификационная работа).

Для кого предназначено обучение

Слушатели, планирующие работать в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными

Требования к квалификации

Среднее общее образование.

Что вы получите

Слушателям, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Срок действия свидетельства бессрочно.

Программа обучения

  • Основы физиологии и анатомии человека.
  • Основы микробиологии, гигиены и экологии человека.
  • Техника проведения основных медицинских манипуляций.
  • Общие правила ухода за больными.
  • Организацию системы обращения с медицинскими отходами.
  • Организация и проведение дезинфекционной деятельности.
  • Основные принципы профилактики внутрибольничных инфекций.
  • Организацию и охрана труда младшей медицинской сестры по уходу за больными.
  • С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профстандарты в части их требований к квалификации работников. Принимая на работу сотрудника, на должность «Младшей медицинской сестры по уходу за больными», работодатель обязан проверить у него наличие профессионального обучения.

Запись по телефону: +7 (495) 611-44-78

Основная профессиональная образовательная программа

Пособие младшей медсестры

В оказании медицинской помощи пациентам отделений реанимации участвуют не только врачи и медицинские сестры, но и младший медицинский персонал, который в англоязычной литературе определяется как «unlicensed assistive personnel» [1]. В Классификации, принятой во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) данная категория медработников определена как «personal care workers in health services» [2]. Трудно представить себе работу медицинской организации без младшего медицинского персонала. Однако данная категория работников занята наиболее физически тяжелым трудом. При этом ряд трудовых функций младшей медсестры возможно без ущерба передать уборщикам, в том числе привлекаемым в учреждение по аутсорсингу, напротив, такие функции, как уход за больным требуют участия работника, имеющего определённую практическую подготовку. В научной печати роль младшего медицинского персонала в современной системе здравоохранения, а тем более в области интенсивной терапии критических состояний, освящена недостаточно, что показало необходимость проведения настоящего исследования.

Цель исследования: сделать аналитический обзор имеющейся нормативной базы, регламентирующей виды трудовой деятельности младшего медицинского персонала по уходу за больными в отделении анестезиологии и реанимации.

Материалы и методы исследования

Для обзора нормативных документов использовались информационно-правовые системы Гарант и Консультант в базовых версиях. Систематизированный обзор отечественных литературных источников проводили с использованием возможностей поискового сервиса научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU» (режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp). Кроме того, проводили изучение состояния вопроса в зарубежной научной печати с использованием электронной библиотеки PubMed. Сбор информации не затрагивал персональные данные и другие законные интересы больных и их близких. Авторы настоящей работы не имели конфликта интересов по поводу и в связи с проведенным исследованием. Исследование не требовало финансовой поддержки третьих лиц и организаций.

Результаты исследования и их обсуждение

Статус младшего медицинского работника, исходя из смысла действующих нормативно-правовых документов, остается не вполне определенным [3, 4]. Так, в пункте 13 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинский работник – «физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность». При этом, неясным насколько соответствует термину «медицинский работник» младший медицинский персонал: младшие медицинские сестры по уходу за больными и санитары (санитарки) [3, 5]. Поскольку в соответствии ст. 69 Федерального закона № 323-ФЗ право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Необходимо отметить, что, по нашему мнению, наиболее важными являются следующие два признака – наличие определённого уровня образования и осуществление работником медицинской деятельности.

Несмотря на то, что среди большого количества младших медицинских работников есть лица со среднем и даже высшим образованием, приведенные дефиниции определенности не добавляют. Вступивший в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ликвидировал понятие начального профессионального образования, которое существовало в предыдущем законе «Об образовании» 1992 года. Именно в рамках начального образования существовали учебные программы подготовки младших медицинских специалистов, но на практике лишь незначительно количество младших медицинских сестер получало данный уровень подготовки. Трудовые функции младших медицинских работников требуют наличия определенного уровня теоретической и практической подготовки, поскольку их деятельность включает осуществление ухода за больными: смену нательного и постельного белья, транспортировку больных [5]. Уход за больным является необходимым условием для реализации лечебного эффекта всех других медицинских вмешательств, то есть неразрывно связан со всеми этапами оказания медицинской помощи.

Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1183-н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» предусмотрены две интересующие нас категории младшего медицинского персонала – санитарки и младшие медицинские сестры по уходу за больными. Характерно, что за последние 5 лет нормативный документ, предусматривающий утверждение номенклатуры медицинских и фармацевтических работников уже подвергался изменениям: ранее эта сфера регулировалась приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 июля 2011 г. № 801-н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения».

Учитывая недостаточную освещенность труда младшего медицинского персонала в научной и учебной литературе для специалистов сестринского дела, интерпретация видов трудовой деятельности может вызвать значительный разброс мнений и определенные затруднения.

Согласно «Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541-н младшая медицинская сестра должна выполнять функциональные обязанности, приведенные в таблице. Кроме того, имеется проект профессионального стандарта «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» Общероссийской общественной организации «Ассоциация медицинских сестер России» (РАМС), который включает в себя следующие виды профессиональной деятельности данных работников, приведенные в таблице.

Виды профессиональной деятельности младших медицинских работников

Пособие младшей медсестры

Уральский институт
повышения квалификации и переподготовки

Младшая медицинская сестра – незаменимый помощник для врача, старшей и палатной медицинских сестёр и, конечно, для самих больных. Основная функция медицинской сестры заключается в оказании всесторонней помощи пациентам, в том числе тяжелобольным. Находящиеся в стационаре люди нередко лишены возможности полноценного ухода за собой, поэтому важно обеспечить санитарно-гигиеническое обслуживание пациентов, помочь при необходимости с питанием, обеспечить комплекс мер по выполнению необходимых медицинских манипуляций. Научиться всему этому быстро, эффективно и дистанционно можно на курсах в Многофункциональном центре прикладных квалификаций и ремёсел.

Эта программа для вас, если вы.

  • Планируете получить профессию в одной из наиболее перспективных сфер – медицине;
  • Стремитесь приносить пользу обществу, выполняя свою работу;
  • Чувствуете внутреннюю потребность оказывать помощь нуждающимся в вашем профессиональном участии людям.

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 3,5 месяца (340 часов).

Цели и задачи курса

Цель курса – качественная подготовка младшего медицинского персонала. Программа обучения состоит из ряда тематических разделов, отражающих как теоретические, так и практические вопросы подготовки медсестёр. В процессе обучения уделяется внимание основам медицинского дела, каждый теоретический аспект находит своё прикладное значение в соответствующих разделах. Содержание курса обучения адаптировано под уровень выпускников основных и средних школ и является логическим продолжением взаимосвязанных школьных дисциплин.

Программа даст ответы на вопросы:

  • Как организована работа лечебного учреждения?
  • Почему полноценный уход за больными так важен?
  • Что важно знать о профессиональной этике?
  • Какие знания по анатомии, физиологии, микробиологии, патологии, гигиене человека необходимы младшему медицинскому работнику?
  • Как обеспечить личную гигиену пациента?
  • Как младшей медицинской сестре оказать помощь в вопросах питания больных?
  • Каковы методики проведения простых медицинских манипуляций?
  • Какие особенности ухода существуют при работе с пациентами с различными профилями заболеваний?

Методы обучения

Дистанционное обучение по своей структуре, методам и формам реализации практически идентично очному, с той лишь разницей, что взаимодействие происходит опосредованно – через монитор компьютера или мобильного устройства. Вы имеете возможность видеть своего преподавателя и разговаривать с ним, но не лицом к лицу, а в онлайн-режиме. Вы можете практиковаться, наблюдать за мастерами своего дела и находить ответы на все возникающие вопросы из самых разных источников, в том числе из первых рук – от своих учителей.

Важное преимущество дистанционного обучения – готовый контент. Вам не нужно искать информацию, она уже собрана для вас и структурирована для удобного изучения.

Результат обучения:

  • Вы полностью подготовлены к исполнению функций младшей медицинской сестры в лечебном учреждении;
  • Вы умеете профессионально ухаживать за больными, выполнять медицинские манипуляции и поручения;
  • Вы готовы помочь пациентам в вопросах личной гигиены, питания и полноценного ухода;

Ваши перспективы

Выпускник данных курсов – универсальный специалист, поскольку обучен работе с пациентами с различными профилями заболеваний. Это открывает для вас широкие возможности трудоустройства и приложения своих новых компетенций на практике. Заботливых, умелых, участливых рук в лечебных учреждениях нашей страны всегда не хватает. Ваша перспектива – достойно восполнить этот пробел. В последующем возможно дальнейшее обучение и развитие, данный курс может служить для вас первой ступенью на пути к блестящей медицинской карьере.

Требования к Слушателям:

На программы профессионального обучения принимаются совершеннолетние граждане.

Для поступления гражданам Российской Федерации необходимо предоставить:

  1. Документ, удостоверяющий личность и гражданство (паспорт).
  2. Заявление.

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Форма обучения: Заочная (дистанционная)

Количество часов: 160 часов

Стоимость: 4 000 рублей (возможность рассрочки платежа)

Выдаваемый документ: Свидетельство установленного образца о профессии рабочего, должности служащего с присвоением квалификации «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Содержание программы дистанционного обучения:

Основы деловой культуры.
Основы сестринского дела.
Основы анатомии физиологии и патологии.
Основы микробиологии, гигиены и экологии человека.
Безопасность жизнедеятельности.
Технология оказания простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода.
Организация и охрана труда младшей медицинской сестры по уходу за больными.
Практическое обучение.

Курсы младшей медицинской сестры с нуля

«Младшая медицинская сестра»

Занятия начинаются по мере набора в группы, и после зачета в конце обучения выдается удостоверение государственного образца. В рамках программы проходят базовый набор тем: анатомия и физиология, техники ухода за больными, в том числе лежачими (можно научиться правильно измерять давление, пульс, частоту дыхания и температуру, проводить профилактику пролежней), физиотерапевтические процедуры (как пользоваться горчичниками, компрессами, грелками, клизмами и др., как делать промывание желудка), наложение повязок, подкожные и внутримышечные уколы, техники применения мезороллера. На курсе проходят первую доврачебную помощь при обмороках, ожогах, обморожениях, утоплении, переохлаждении, попадании инородного тела в дыхательные пути и аллергических реакциях. Помощь при опасных состояниях: эпилептических приступах, гипертонических кризах, коронароспазмах, инфарктах и инсультах — изучается в рамках отдельного большого урока. На занятиях также можно научиться делать искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца.

«Подготовка младших медсестер»

Начало занятий так же проходит по мере набора. В программу входят теоретические, практические и этико-психологические основы сестринского дела. Здесь можно научиться оказывать экстренную медицинскую помощь до приезда скорой, освоить техники ухода за больными после операций, изучить основы медицины катастроф, познакомиться с фармакологией и фармацевтикой, а также способами дезинфекции и стерилизации.

На курсах в институте преподают врачи-педагоги с большим опытом клинической практики. Занятия проходят с использованием манекенов и муляжей, все расходные материалы предоставляются бесплатно. В конце курса предусмотрен зачет, после чего выпускники получают удостоверение младшей медицинской сестры или младшего медицинского брата.

«Курсы младших медсестер»

Курс рассчитан на тех, кто хочет заниматься эстетической косметологией и массажем, планирует работать в салонах красоты, в фитнес-центрах, спа-салонах. Все материалы и инструменты предоставляются бесплатно, в конце выдается свидетельство установленного образца. В центре есть экспресс-курсы.

В программе — этические нормы профессионального поведения медсестры, подробное изучение анатомии и физиологии, правила реабилитации после операций, основы медицины катастроф, правила личной гигиены и правила работы с опасными веществами. На занятиях можно научиться проводить сердечно-легочную реанимацию, спасать утопающих, оказывать первую помощь при отравлениях, тепловых и солнечных ударах, поражении электрическим током, обморожениях, ожогах, ранениях, ушибах, растяжениях и переломах. Здесь также проходят основы фармакологии и фармацевтики, правила дезинфекции и стерилизации, учат измерять температуру, пульс, давление и частоту дыхания, делать подкожные и внутримышечные инъекции, ставить горчичники, банки, клизмы и компрессы.

«Младшая медицинская сестра (брат)»

Эти курсы так же рассчитаны на будущих косметологов и массажистов. Программа курсов медицинских сестер включает: этику сестринского дела и вопросы соблюдения врачебной тайны, правила общения с пациентом, общий уход за больными, анатомию и физиологию разных систем организма, медицину катастроф и сердечно-легочную реанимацию. Изучается первая доврачебная помощь при отравлениях, обморожениях, ожогах, ушибах, растяжениях, ранениях и переломах, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударе, спасение утопающих. Также в программе — иммобилизация и транспортировка пострадавших, правила личной гигиены, подробное изучение основ фармакологии и фармацевтики, правила дезинфекции, стерилизации и инфекционной безопасности, санитарные правила содержания помещений, оборудования и инвентаря. На курсах учат измерять температуру, давление, частоту дыхания и пульс, делать уколы, накладывать повязки и шины, ставить горчичники, банки, клизмы, компрессы и т. д. В конце курса — зачет.

«Подготовка младших медсестер»

Еще один курс для тех, кто хочет освоить профессии массажиста или косметолога, заняться гирудотерапией, пилингом, мезотерапией и др. Выпускники получают удостоверение младшей медицинской сестры/брата. Занятия проходят с использованием специальных манекенов, в стоимость входят все расходные материалы, инструменты и учебно-методическое пособие, позволяющее самостоятельно закреплять пройденный материал.

Программа разделена на шесть блоков: этические нормы профессионального поведения, анатомия и физиология человека, оказание первой доврачебной помощи, основы фармакологии и фармацевтики, дезинфекционно-стерилизационные работы и основные практические навыки медсестры/медбрата.

«Младшая медсестра»

Программа обучения включает в себя необходимый минимум медицинских тем, которые пригодятся при организации работы по основной профессии и для оказания первой помощи. Можно выбрать не только традиционные уроки, но и индивидуальные занятия или экспресс-обучение. На курсах изучают анатомию, уход за больными, медицинскую этику, медицину катастроф и практические сестринские навыки, учат делать уколы, оказывать доврачебную помощь, проводить реабилитацию после операций и дезинфекционно-стерилизационные работы. Выпускники получают свидетельство об окончании курсов. Желающим центр помогает с трудоустройством в Москве.

«Начальная медицинская подготовка»

Изучаются основы анатомии (клетки, ткани, системы), острые и хронические заболевания (гипертонический криз, инсульт, инфаркт, эпилепсия и др.), психологические аспекты работы с клиентом и психотипы личности, основные противопоказания к косметическим процедурам и массажу, сестринское дело (в том числе причины отклонений в показателях давления, пульса и температуры), первая помощь в экстренных ситуациях (в том числе при обмороке, болевом шоке, попадании инородного тела в дыхательные пути, глаз или ухо, при эпилептическом припадке, болях в сердце и аллергических реакциях), асептика и антисептика, состав аптечки. В конце обучения — зачет.

«Младшая медицинская сестра (брат)»

На курсах начальной медицинской подготовки изучают санитарию и гигиену, профессиональную этику, строение и функции кожи (клетка, эпидермис, дерма, потовые и сальные железы), а также ногтей и волос. Также предусмотрен общий курс анатомии и физиологии. Выпускники получают сертификат младшей медсестры или медбрата. Система дистанционного обучения позволяет изучать теорию через интернет.

Смотрите так же:  Страховка на случай смерти

«Начальная медицинская подготовка»

Программа обширная: анатомия и физиология человека (клетки, ткани и системы), медицинская терминология и основы фармакологии, хронические болезни (причины обострений и первая помощь). В рамках блока «Сестринское дело» изучаются элементы общего и специального ухода за больными, техники измерения давления, пульса, частоты дыхания и температуры, постановка горчичников, компрессов, грелок, клизм и пузыря со льдом, промывание желудка и кишечника, постановка клизм. В программе также первая помощь в экстренных ситуациях: обмороке и болевом шоке, ожогах, обморожении, утоплении, поражении электротоком, кровотечениях, попадании инородного тела в дыхательные пути, ухо, глаз. Изучаются правила и техника выполнения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца — легочная и сердечно-легочная реанимация. Отдельно рассматриваются хронические заболевания и состояния: гипертоническая болезнь и гипертонический криз, инсульт, стенокардия, инфаркт миокарда, эпилепсия, а также боли в брюшной и поясничной области неясного происхождения. Студенты также изучают медицинские аспекты массажа и косметологических процедур, их противопоказания и осложнения. Уколы проходят факультативно: на муляжах можно отработать навыки выполнения подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций.

По завершении обучения выдается свидетельство. Обучение ведет преподаватель высшей категории. Студенты бесплатно получают в постоянное пользование пособия: «Краткий словарь медицинских терминов» и «Фармакологические термины» (автор — А.К. Горбовец).

«Обучение медсестер»

Курсы для тех, кто хочет работать младшей медицинской сестрой в салонах красоты, спортзалах, массажных кабинетах. Здесь учат простым физиотерапевтическим процедурам: ставить компрессы, горчичники, банки и клизмы, измерять давление и т. д. В программу входит необходимый минимум знаний по анатомии и сестринскому делу (в том числе этика профессии). Все расходные материалы входят в стоимость курса. Выпускники получают сертификат международного образца. График обучения формируется индивидуально, в случае пропуска занятия можно посетить его с другой группой.

«Обучение младших медсестер»

Программа рассчитана на слушателей, которые хотят стать косметологами или массажистами, работать в салонах красоты, парикмахерских, спа-салонах и фитнес-центрах. Также курсы подойдут сотрудникам органов социальной защиты, а также тем, кто планирует принимать клиентов на дому или ухаживать за лежачими больными. По окончании курсов выдается свидетельство установленного образца — сертификат младшей медицинской сестры/брата. Можно выбрать длинные или короткие занятия.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПМ.04.(07.) «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.(07.) 03. «Технология выполнения сестринских услуг» ТЕМА: УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ЛАБОРАТОРНЫХ

Столичный учебный центр
г. Москва

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «САТКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ПМ.04.(07.) «Выполнение работ по профессии

младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК 04.(07.) 03. «Технология выполнения сестринских услуг»

ТЕМА: УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

В ЛАБОРАТОРНЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.01 «Лечебное дело»

на заседании ЦМК Зам. директора по УР

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 34.02.01 « Сестринское дело», 31.02.01 «Лечебное дело».

Чудинова М.П. – преподаватель ПМ.04. (07.)«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Входной контроль знаний по теме «Дезинфекция: виды и методы»…

Выходной контроль знаний тест по теме «У частие медицинской сестры в лабораторных методах исследований »…………………………

Выходной контроль знаний графологический диктант………………

Выходной контроль знаний ситуационные задачи……………………

Список используемых источников………………………………………

Настоящее пособие позволит Вам успешно подготовиться к занятию, сформировать систему знаний, более полно оценить объем дисциплины и уровень собственных знаний и умений.

Для начала обратите внимание на учебные цели, которые должны быть реализованы в процессе изучения темы.

Ознакомьтесь со списком литературы, которая рекомендуется для изучения и поможет при выполнении заданий. Решите тест по входному контролю знаний. Если возникнут затруднения, вернитесь к изучению уже пройденного материала по соответствующим темам МДК «Безопасная среда для пациента и персонала» и «Технология оказания медицинских услуг».

Ответив на тест и определив свой исходный уровень знаний, изучите теоретическую часть пособия.

Также внимательно изучите материал теоретического блока данного пособия.

В конце методического пособия представлены тестовые задания для самоконтроля по всей теме. Ответив на тесты, проверьте себя по эталонам ответов. Если возникнут затруднения, следует вернуться повторно к изучению данного материала. При повторном изучении постарайтесь найти в изложенном материале ответы на вопросы.

Обучающийся должен знать:

основные виды лабораторных методов исследования;

цели предстоящих лабораторных методов исследования;

технику безопасности при работе с биологическим материалом.

Обучающийся должен уметь:

выбрать назначения на лабораторные исследования из листа назначений;

оформить направления на различные виды лабораторных исследований;

объяснить пациенту сущность исследования и правила подготовки к нему;

взять мазок из зева и носа;

собрать мочу на различные виды лабораторного исследования;

взять мокроту на общий анализ, на микобактерии туберкулеза, для бактериологического исследования;

взять кал на копрологическое исследование, на скрытую кровь, для исследования на простейшие, яйца гельминтов, для бактериологического исследования;

транспортировать биологический материал в лабораторию.

После изучения темы обучающийся должен овладеть общими

компетенциями (ОК): ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09, 10, 11, 12, 13, 14.

Овладеть профессиональными компетенциями (ПК): ПК: 7.1., 7.2., 7.3., 7.4.,7.5., 7.6.,7.7., 7.8., 7.9., 7.10., 7.11.

На современном этапе развития российское здравоохранение выводит на первый план профилактическую медицину и высокий уровень оказания медицинских услуг. Особое внимание уделяется вопросам диагностики различных заболеваний. Без обследования невозможно установить правильный диагноз и провести эффективное лечение.

Немаловажная роль в этом вопросе принадлежит среднему медицинскому персоналу. Грамотная подготовка пациента, правильный сбор и транспортировка биологического материала имеют огромное значение для получения достоверных результатов анализов, постановки диагноза, проведения дифференциальной диагностики и назначения лечения, а также для соблюдения противоэпидемического режима и профилактики ВБИ.

Учебное пособие «У частие медицинской сестры в лабораторных методах исследований » предназначено для самостоятельной работы студентов 1-2 курса при изучении МДК «Технология оказания медицинских услуг».

В пособии представлены основные правила подготовки пациента к различным лабораторным исследованиям; универсальные меры предосторожности при взятии и транспортировке проб мочи, кала, мокроты, крови; проведение дезинфекции использованного оснащения и т.д.

Теоретический материал дополнен рисунками. Для лучшего закрепления информации и итоговой проверки знаний предлагаются тесты, ситуационные задачи для самоконтроля.

Специфика изучаемой темы предполагает наличие знаний и умений по соответствующим темам МДК «Безопасная среда для пациента и персонала» и «Теория и практика сестринского дела», а также по дисциплинам: «Психология», «Анатомия и физиология человека», «Гигиена и экология человека», «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Основы микробиологии и иммунологии».

Таким образом, данное учебное пособие служит теоретической основой для выполнения манипуляций, необходимых в практической деятельности среднего медицинского персонала при проведении лабораторных исследований.

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

ТЕСТ «ДЕЗИНФЕКЦИЯ: ВИДЫ И МЕТОДЫ»

Дайте один правильный ответ.

1. Дезинфекция – это:

а) уничтожение вегетативных форм, патогенных и условно-патогенных микроорганизмов;

б) уничтожение насекомых;

в) уничтожение грызунов и животных.

2. Методы дезинфекции:

а) механический, физический;

б) профилактический и очаговый;

в) временный и постоянный.

Этапы обработки резиновых перчаток после использования:

а) дезинфекция с последующей утилизацией;

б) промывание под проточной водой, стерилизация;

в) дезинфекция, стерилизация;

г) предстерилизационная очистка, стерилизация.

Растворы хлорамина, применяемые для дезинфекции медицинского инструментария от пациентов с диагнозом «вирусный гепатит»:

Время экспозиции при дезинфекции в 5% растворе хлорамина предметов ухода за больным туберкулезом (в мин):

Режим кварцевания процедурного кабинета:

а) через 1 час по 15 минут;

б) 2 раза в день;

в) 3 раза в день;

г) через 2 часа по 30 минут.

Время экспозиции при дезинфекции инструментов 3% раствором хлорамина (в час):

Время дезинфекции одноразовых шприцев и игл в 5% растворе хлорамина (в мин):

9. Количество сухого порошка для приготовления 1 литра 3% раствора хлорамина (в граммах):

10. Дезинфекция постельных принадлежностей (матрац, подушка, одеяло) после выписки пациента:

а) замачивание в 3% растворе аналита;

в) обеззараживание в дезинфекционной камере;

ТЕСТ «ДЕЗИНФЕКЦИЯ: ВИДЫ И МЕТОДЫ»

Дайте один правильный ответ.

Уничтожение в окружающей среде человека вегетативных форм патогенных и условно патогенных возбудителей инфекционных заболеваний называется:

а) общая и профилактическая;

б) профилактическая и очаговая;

в) местная и очаговая;

г) временная и постоянная.

К механическому методу дезинфекции относится:

а) влажная уборка помещений;

г) полное погружение в дезинфицирующий раствор.

Медицинские изделия одноразового применения после использования подвергаются:

а) дезинфекции и последующей утилизации;

в) дезинфекции, стерилизации;

г) стерилизации и последующей утилизации.

Режим дезинфекции изделий одноразового применения:

а) 1% раствор хлорамина на 60 минут;

б) 0,5% раствор хлорамина на 60 минут;

в) кипячение в дистиллированной воде 30 минут;

г) 5% раствор хлорамина на 60 минут.

Режим дезинфекции катетеров (уретральные, желудочные) многоразового назначения:

а) погружение в тройной раствор на 45 минут;

б) протирание 0,5% раствором хлорной извести;

в) погружение в 3% раствор хлорамина на 60 минут;

г) промывание проточной водой.

Для приготовления 1 литра 3% раствора хлорамина необходимо взять:

а) 30 грамм хлорамина и 970 мл воды;

б) 5 грамм хлорамина и 995 мл воды;

в) 5 грамм хлорамина и 925 грамм перекиси водорода;

г) 500 грамм хлорамина и 500 мл воды.

Режим дезинфекции предметов, с которыми контактировал больной туберкулезом:

а) 5 % раствор хлорамина – 60 мин;

б) 3% раствор хлорамина – 30 мин;

в) 5% раствор хлорамина – 240 мин;

г) 10% раствор хлорной извести – 60 мин.

Дезинфекция грелок и пузырей для льда:

а) двукратное протирание c интервалом 20 мин;

б) погружение в дез. раствор;

в) орошение дез. раствором;

г) промывание проточной водой.

Режим дезинфекции клеёнок, фартуков, загрязненных кровью:

а) двукратное протирание 1% раствором хлорамина;

б) промывание под проточной водой с а/б мылом;

в) замачивание в 3% растворе хлорамина – 60 мин;

г) погружение в 6% раствор перекиси водорода.

Если возникнут затруднения, вернитесь к изучению уже пройденного материала по соответствующим темам МДК «Безопасная среда для пациента и персонала» и «Технология оказания медицинских услуг».

Ответив на тест и определив свой исходный уровень знаний, изучите теоретическую часть пособия.

«У ЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

В ЛАБОРАТОРНЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЙ »

Лабораторные исследования относятся к дополнительным методам и являются одной из важнейших частей обследования пациента.

В ряде случаев данные лабораторных исследований оказывают решающее значение для постановки диагноза. Результаты дополнительных исследований во многом зависят от правильности подготовки пациентов. Часть исследований проводится всем без исключения пациентам, отдельные исследования проводятся строго по показаниям в зависимости от диагноза.

1. Общеклиническая – исследования: ОАК, ОАМ, общего анализа мокроты, кала, кал на гельминты и простейшие, кал на скрытую кровь, моча по Зимницкому, моча по Нечипоренко, исследование желудочного сока, анализ желчи, мокроты на БК методом флотации.

Цель исследования : состав и физико-химические свойства биологической жидкости.

2. Биохимическая – кровь на билирубин, холестерин, протромбин, мочевину, сахар и т.д.; моча на диастазу.

Цель исследования : определение концентрации отдельных веществ в крови и моче.

3. Бактериологическая – бактериологические исследования крови, мочи, кала, мокроты, отделяемого зева, носа, носоглотки.

Цель исследования : определение микроорганизмов в исследуемом биологическом материале, определение чувствительности к антибиотикам.

4. Серологическая – кровь для определения титра антител к различным возбудителям инфекций (брюшного тифа, лямблий и т.п.).

5. Морфологическая (гистологическая) – исследование строения различных тканей под микроскопом.

6. Иммунологическая – определение концентрации различных иммуноглобулинов крови.

7. Радиологическая – введение в кровь радиоизотопов с целью захвата их различными тканями.

Объяснить пациенту цель исследования.

Рассказать технику подготовки и сбора биологического материала.

Выписать направление на исследование.

Получить посуду для сбора биологического материала.

Доставить собранный материал в лабораторию.

Анализы кала (копрология, на гельминты, на скрытую кровь).

Анализы крови (общий анализ крови – ОАК и клинический анализ крови – КАК).

Анализы мочи (общий анализ мочи – ОАМ, по Нечипоренко, по Зимницкому, определение глюкозы в суточной порции мочи).

Н.М. Взятие кала для копрологического исследования

Цель : Определить переваривающую способность пищеварительного тракта.

Показания : Заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).

Емкость для сбора материала и шпатель.

Направление в клиническую лабораторию.

Горшок или судно с этикеткой.

1. За 4–5 дней пациента перевести на строгую диету с известным химическим составом пищи. Вид диеты определяет врач.

2. Накануне вечером, подготовив посуду, подготовить пациента к взятию кала, на исследование:

а) дать емкость с наклеенным на него направлением на руки или показать, где в санитарной комнате находится емкость и подписанный горшок;

б) объяснить, что завтра утром с 6.00 до 7.00 пациенту необходимо опорожнить кишечник в горшок (или судно) и шпателем поместить в емкость небольшое количество кала, примерно 5–10 г;

в) если пациент на полупостельном режиме, то попросить его освободить после себя горшок.

3. Отправить кал в лабораторию с 7.00 до 8.00 (к началу работы лаборатории). В исключительных случаях кал можно доставить в лабораторию позднее 8.00 при условии, что кал хранился в прохладном месте (+3…+5°С).

4. При поступлении результата исследования из лаборатории сразу подклеить его в историю болезни.

1. Перед подготовкой пациента уточнить, чтобы день отправки кала на исследование не совпал с выходным днем в работе лаборатории.

2. У пациентов на постельном режиме кал забирается из подкладного судна, причем пациент во время акта дефекации не должен мочиться в судно.

На территории Российской Федерации выделено большое количество видов червей, паразитирующих в кишечнике человека. Заболевания, вызываемые этими червями, называются гельминтозы. Исследование кала позволяет определить вид гельминта.

Чаще всего сестринский персонал обучает пациента методике сбора фекалий в домашних условиях.

Пациент должен знать о том, что:

для сбора фекалий следует приготовить чистую сухую стеклянную емкость с крышкой и деревянный шпатель;

фекалии для исследования собирают из утренней порции свежевыпущенного кала;

в кале не должно быть примесей воды и мочи. Шпателем в банку кладут 30-50 г кала, взятого из разных мест непосредственно после дефекации, и плотно закрывают ее крышкой. Шпатель следует сжечь.

Запомните! В лабораторию нельзя доставлять кал с примесью воды и мочи, а также после клизмы, введения свечей, приема внутрь красящих веществ, касторового и вазелинового масла, белладонны, железа, висмута, бария.

Н.М. Обнаружение яиц остриц в перианальном соскобе с применением деревянного шпателя

Соскоб можно делать вечером через 2-3 ч после засыпания или утром до дефекации. Деревянным шпателем (или спичкой с намотанным на нее тонким слоем ваты), смоченным предварительно в 50% растворе глицерина или 1% растворе двууглекислого натрия, осторожно производят соскабливание с поверхности перианальных складок.

Полученный материал тщательно соскабливают со шпателя (спички) краем предметного стекла непосредственно на другое предметное стекло в каплю 50% раствора глицерина и проводят микроскопирование. Шпатель сжигают.

Этот метод удобен при взятии соскоба непосредственно в лаборатории.

Обнаружение яиц остриц в перианальных складках

с использованием липкой ленты

Полоску липкой ленты длиной 10 см и шириной 2 см захватывают пинцетом с одной стороны и наклеивают на перианальную область. Лента должна быть прижата к коже полностью, для чего ее приглаживают металлической или деревянной палочкой. Затем ленту отклеивают и переносят на предметное стекло. Между стеклом и полоской не должно быть пузырьков воздуха. В лаборатории препарат микроскопируют. Допускается сохранение материала в холодильнике, если его невозможно исследовать в этот же день.

Следует отметить, что использование для получения материала бесцветных полиэтиленовых и поливинилхлоридных лент с липким слоем для изоляции и других бытовых целей нежелательно, поскольку токсикологические свойства этих лент не изучены. Можно пользоваться лентами, нарезанными из безвредной нетоксичной липкой операционной пленки (ЛПО-1, ЛПО-2).

Обнаружение яиц остриц в содержимом подногтевых пространств

В подногтевые пространства яйца остриц могут попадать при расчесывании перианальных складок в ночное время.

Пробу из подногтевых пространств берут спичкой, отточенной в виде шпателя и смоченной в смеси из равных частей 50% раствора глицерина и раствора Люголя.

Полученный материал тщательно счищают со спички краем предметного стекла непосредственно на другое предметное стекло в каплю раствора глицерина и проводят микроскопирование. Спичку сжигают.

Этот метод проводят непосредственно в лаборатории.

Взятие любого биологического материала для бактериологического и паразитологического исследования осуществляют с соблюдением всех мер предосторожности, препятствующих распространению ВБИ.

Н. М. Взятие кала для исследования на скрытую кровь

Цель : Выявление скрытого кровотечения из органов желудочно-кишечного тракта.

Показания : Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, гиперацидный гастрит и другие заболевания желудочно-кишечного тракта.

1. Стеклянная емкость со шпателем.

2. Направление в биохимическую лабораторию.

Смотрите так же:  Органы опеки и попечительства ставрополь промышленный район

3. Горшок или судно с этикеткой.

В течение 3 суток исключить из рациона питания пациента продукты, содержащие железо, йод и бром: мясо и мясные изделия, рыбу и рыбные изделия, все зеленые овощи и фрукты, все овощи, окрашенные в красный цвет, гречневую кашу, а также продукты, травмирующие слизистую оболочку рта (карамель, орехи, сушки, сухари), не рекомендуется чистить зубы щеткой, а для поддержания гигиены полости рта предложить пациенту раствор натрия гидрокарбоната или калия перманганата для полоскания.

Объяснить пациенту важность соблюдения диеты в течение 3 суток.

Исключить из лечения на период подготовки (и предупредить об этом пациента) препараты, содержащие микроэлементы железа, йода и брома.

Дать пациенту емкость для кала или показать, где она находится в санитарной комнате.

Четко определить день забора кала и попросить пациента опорожнить кишечник в этот день с 6.00 до 7.00 в горшок, избегая попадания в него мочи, а затем шпателем положить небольшое количество кала в емкость (примерно 30-50 г).

Отправить кал на исследование.

Результат исследования подклеить в историю болезни.

При положительном результате исследования немедленно сообщить врачу.

1. Если предстоит собрать кал (на любое исследование) у пациента на постельном режиме, то о предстоящей процедуре следует заранее предупредить санитарку.

2. В лабораторию нельзя доставлять кал после клизмы, введения свечей, приема внутрь красящих веществ, касторового и вазелинового масла.

Клинический анализ крови – анализ, позволяющий оценить содержание гемоглобина в системе красной крови, количество эритроцитов, цветовой показатель, количество лейкоцитов, тромбоцитов. Клинический анализ крови позволяет рассмотреть лейкоцитарную формулу и скорость оседания эритроцитов (СОЭ). С помощью данного анализа можно выявить анемии (снижение гемоглобина – лейкоцитарная формула), воспалительные процессы (лейкоциты, лейкоцитарная формула) и т.д.

Общий анализ крови позволяет определить количество гемоглобина, лейкоцитов и СОЭ.

Забор крови для проведения анализа необходимо производить натощак.

Сбор мочи для исследования

Лабораторное исследование мочи проводят независимо от характера заболевания. В большинстве случаев ее берут утром, сразу же после сна. Перед сбором мочи для многих анализов наружное отверстие мочеиспускательного канала обрабатывают теплой водой. В амбулаторных условиях посуду предварительно тщательно моют, она не должна содержать следов мыла, так как это может сделать мочу непригодной для исследования.

Запомните! Мочу следует доставить в лабораторию не позже, чем через 1 час после того, как она собрана .

В обязанности медицинской сестры входит подробный инструктаж пациентов о порядке подготовки и сбора мочи для исследования. Кроме того, сестра уточняет наличие информированного согласия у пациента и понимание им цели предстоящего исследования.

При проведении общего анализа мочи учитывают ее цвет, прозрачность, запах, реакцию, а также относительную плотность. Относительная плотность мочи ( удельный вес ) зависит от концентрации в ней растворенных веществ (глюкозы, мочевины, мочевой кислоты и др.), отражает концентрационную способность почек и составляет 1012-1025 . При химическом исследовании мочи определяют наличие в ней белка ( протеинурия ), глюкозы ( глюкозурия ), кетоновых тел ( кетонурия ), билирубина и уробилиновых тел (билирубинурия и уробилинурия ), минеральных веществ (хлоридов, кальция, натрия и др.). Результаты химического исследования мочи оказывают существенную помощь в диагностике различных заболеваний. Так, протеинурия может свидетельствовать о тяжелом поражении клубочков почек. Глюкозурия считается одним из основных симптомов сахарного диабета.

Кетоновые тела (ацетон, ацетоуксусная и бетаоксимасляная кислоты), появляющиеся вследствие тяжелых нарушений жирового обмена у больных сахарным диабетом, могут быть предвестниками начинающегося грозного осложнения – диабетической комы. Обнаружение желчных пигментов в моче (билирубина и уробилиноидов) – важный признак желтухи.

При общем анализе мочи проводят микроскопию ее осадка, составляющими которого являются эритроциты, лейкоциты, цилиндры, эпителиальные клетки, кристаллы и аморфные массы солей. Появление эритроцитов в моче – гематурия. Обнаружив повышенное количество эритроцитов при микроскопическом исследовании, говорят о микрогематурии; в тех случаях, когда изменяется и окраска мочи, пользуются термином макрогематурия. Гематурия – важный признак многих заболеваний почек и мочевыводящих путей.

Н.М. Обучая пациента технике сбора мочи для общего анализа, следует акцентировать внимание на следующем:

тщательно подмыться и насухо вытереться;

женщине закрыть вход во влагалище ватным тампоном во избежание попадания выделений в мочу;

начать мочеиспускание в унитаз, продолжить в подготовленную емкость (для исследования нужно 100–150 мл мочи);

закрыть емкость крышкой; вымыть руки.

Помимо обычной микроскопии осадка, существуют количественные методы определения числа форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров). К таким относятся способы исследования мочи по Каковскому-Аддису, Нечипоренко и Амбюрже.

По методу по Каковскому-Аддису п еред сном пациент опорожняет мочевой пузырь, отмечает время (эта моча не собирается). Утром (после 10часов) он снова мочится, но эта моча уже отбирается на анализ (собрать нужно всю порцию мочи). Если пациент не может удержать мочеиспускание на протяжении 10 часов, то собирать мочу разрешается в несколько приемов, но хранить материал нужно в холодильнике. В лабораторию отправляют все количество мочи.

По методу Амбюрже мочу собирают за 3 ч, а пересчет форменных элементов производят на то количество мочи, которое выделяется за 1 мин.

Метод Нечипоренко применяют в настоящее время значительно чаще, чем способ Каковского-Аддиса, поскольку он имеет ряд преимуществ: технически более прост, так как используют среднюю разовую порцию мочи. Исследование по методу Нечипоренко позволяет определить количество форменных элементов в 1 мл мочи.

Н. М. Порядок сбора мочи по методу Нечипоренко:

1. Тщательно подмыться и насухо вытереться.

2. Женщине закрыть вход во влагалище ватным тампоном во избежание попадания выделений в мочу.

3. Начать мочеиспускание в унитаз.

4. Продолжить мочеиспускание в подготовленную емкость (для исследования нужно 2-3 мл).

5. Завершить мочеиспускание в унитаз.

6. Закрыть емкость с мочой крышкой.

Одним из методов исследования функционального состояния почек является проба Зимницкого , которая позволяет определить дневной, ночной, суточный диурез, а также количество и относительную плотность мочи в каждой из 8 порций . Мочу собирают на протяжении суток (24 ч): через каждые 3 ч , в том числе в ночное время, пациент мочится в отдельную емкость.

Объяснив пациенту накануне исследования порядок проведения пробы, медицинская сестра особо подчеркивает, что больничный и питьевой режим, а также питание пациента в период исследования не должны изменяться.

Для проведения пробы подготавливают 8-10 банок с этикетками. На каждой из них ставят порядковый номер (от 1 до 8, две банки — запасные) и указывают фамилию, инициалы пациента, номер палаты и интервал времени, за который мочу необходимо собрать в каждую банку. Обучая пациента технике сбора мочи для этой пробы, нужно уточнить у него понимание цели предстоящего исследования, чтобы пациент осознанно участвовал в подготовке к нему.

1. В 6 ч утра пациент опорожняет мочевой пузырь (эту мочу не собирают).

2. Далее пациент последовательно собирает мочу в 8 банок; в зависимости от частоты мочеиспускания в каждую банку он мочится один или несколько раз, но только в течение 3 часов. Если за этот промежуток времени у пациента нет позывов к мочеиспусканию, сестра напоминает ему о необходимости опорожнить мочевой пузырь (если мочи не окажется, банка остается пустой). Если банка наполнена мочой до истечения 3-часового промежутка, пациент берет банку без номера, мочится в нее и информирует об этом медицинскую сестру.

3. Последнюю порцию мочи пациент должен будет собрать в 6.00 следующего дня. После чего, все банки отправляют в лабораторию, заполнив необходимую документацию. Объяснив пациенту порядок сбора мочи, нужно убедиться, что пациент все правильно понял: следует попросить его повторить технику сбора мочи. При необходимости дайте письменную инструкцию.

Подготовка пациента к исследованию и сбору мочи для диагностики

Одним из наиболее известных эндокринологических заболеваний, при которых моча является важным объектом исследования — сахарный диабет.

Уровень глюкозы в моче определяется как самим пациентом в домашних условиях, так и в лаборатории. Одним из вариантов является определение глюкозы в общей суточной порции мочи . Однако в этом случае определить, в какое время суток в моче появляется (увеличивается, уменьшается) глюкоза, невозможно.

При подготовке к исследованию суточной мочи на глюкозу:

В амбулаторных условиях: подготовить две стеклянные емкости с крышками для мочи: одну — для сбора мочи в течение суток (не менее 2 л), вторую – для транспортировки пробы мочи в лабораторию (250 мл).

В домашних условиях емкости для мочи и крышки следует тщательно вымыть с мылом, прополоскать под проточной водой и просушить.

В условиях стационарного лечебного учреждения емкостями обеспечивает пациента сестра.

Н.М. Сбор мочи на сахар:

утром в день начала сбора мочи для исследования пациент опорожняет мочевой пузырь (эту мочу не собирают);

всю выделенную в течение суток мочу (до утра следующего дня) пациент собирает в одну большую емкость с делениями;

надевает перчатки (в домашних условиях — пациент, в ЛПУ — медсестра);

измеряет общее количество мочи;

тщательно перемешивает мочу в большой емкости (не деревянной) палочкой;

отливает во вторую емкость 100-150 мл мочи, закрывает крышкой;

мочу из первой емкости выливает в унитаз (банку, крышку, палочку надо продезинфицировать);

снимает перчатки, моет руки;

в направлении в лабораторию указывает общее количество мочи;

доставляют емкость с мочой и направление в лабораторию в течение 1 ч, соблюдая все меры инфекционной безопасности.

Более информативным вариантом определения уровня глюкозы в моче является исследование глюкозурического профиля.

В этом случае мочу также собирают в течение суток, но на протяжении трех временных интервалов.

Н.М. Для определения глюкозурического профиля следует:

подготовить три градуированные емкости с крышками (вместимость емкостей подбирается с учетом привычного для пациента диуреза в течение дня) и три емкости по 200 мл — для транспортировки мочи в лабораторию. И емкости, и крышки должны быть тщательно вымыты с мылом, затем промыты в проточной воде, высушены и промаркированы соответственно: 8 — 14, 14.05 – 22 ч, 22.05 – 8 ч;

в 8 ч утра в день начала сбора мочи для исследования пациент опорожняет мочевой пузырь (эту мочу не собирают);

с 8 ч до 14 ч он опорожняет мочевой пузырь в первую емкость;

с 14.05 ч до 22 ч – во вторую;

с 22.05 ч до 8 ч – в третью;

определить количество мочи в каждой емкости и записать результат на бланке направления;

последовательно, перемешивая мочу в больших емкостях, отливать в маленькие емкости по 200 мл (в условиях стационара моча может быть доставлена в лабораторию в больших емкостях);

доставить в лабораторию емкости, плотно закрытые крышками, и направление.

Запомните! Все манипуляции, связанные с определением количества мочи, ее перемешиванием, переливанием выполнять, соблюдая необходимые меры инфекционной безопасности. Использованные пустые емкости и палочки подлежат дезинфекции.

Кетоновые тела определяют в моче в первые 3 ч после мочеиспускания, поэтому ее необходимо доставить в лабораторию быстро.

При заболеваниях гипофиза, надпочечников, для контроля стероидной терапии, функционального состояния симпатико-адреналовой системы в моче определяют уровень гормонов.

При сборе мочи для определения уровня 17-КС (кетостероиды), 17-ОКС (оксикортикостероиды), 11-ОКС (оксикортикостероиды), кортизола следует:

подготовить емкость с крышкой вместимостью не менее 2 л (для сбора мочи в течение суток) и емкость с крышкой вместимостью 250 мл (для транспортировки мочи в лабораторию). Емкости и крышки должны быть тщательно вымыты с мылом, промыты в проточной воде и высушены;

в 8.00 в день начала сбора мочи для исследования пациент опорожняет мочевой пузырь (эту мочу не собирают);

всю выделившуюся в течение суток (до 8 ч) мочу пациент собирает в большую емкость с крышкой (хранить ее в прохладном месте!);

определить количество выделившейся за сутки мочи и записать результат в направлении;

тщательно перемешать собранную мочу и отлить от общего количества во вторую емкость 250 мл, закрыть крышкой;

доставить емкость, плотно закрытую крышкой, и направление в лабораторию в указанное время.

Запомните! Все манипуляции, связанные с измерением, перемешиванием, переливанием, транспортировкой мочи, выполнять с учетом мер инфекционной безопасности.

При сборе мочи для определения ВМК (ванилин-миндальная кислота) и катехоламинов (адреналин, норадреналин) необходимо:

предупредить пациента, что за 3 дня до начала исследования (сбора мочи) он не должен употреблять в пищу бананы, шоколад, цитрусовые, кофе, а также принимать аспирин и другие салицилаты;

подготовить емкость с крышкой вместимостью не менее 2 л (для сбора мочи в течение суток) и емкость с крышкой вместимостью 250 мл (для транспортировки мочи в лабораторию). Емкости и крышки должны быть тщательно вымыты с мылом, промыты в проточной воде и высушены;

получить в лаборатории и налить в приготовленную большую емкость консервант (для подкисления мочи) из расчета 5 мл консерванта на 100 мл мочи (на 1-1,5 л суточной мочи – 50-75 мл консерванта). С консервантом работать в перчатках!

в 8.00 в день начала сбора мочи для исследования пациент опорожняет мочевой пузырь (эту мочу не собирают);

всю выделившуюся в течение суток мочу собирают в большую емкость с крышкой (хранят мочу в прохладном месте!);

измеряют количество суточной мочи и записывают результат в направлении;

тщательно перемешивают собранную мочу и отливают 250 мл в другую емкость с крышкой;

доставить в лабораторию емкость с мочой и направление в указанное время;

все манипуляции, связанные с измерением, перемешиванием, переливанием, транспортировкой мочи выполнять с учетом мер инфекционной безопасности.

Н.М. Исследование мокроты на БК методом флотации

Для исследования на микобактерии туберкулеза мокроту собирают в чистую емкость в течение суток, а при необходимости (малое количество мокроты) в течение 3 суток, сохраняя её в прохладном месте.

Так при сборе мокроты для исследования на микобактерии туберкулеза необходимо иметь в виду, что они обнаруживаются только в том случае, если их содержание в 1 мл мокроты составляет не менее 10000. Поэтому при сборе мокроты ее накапливают в течение 1-3 суток и доставляют в клиническую лабораторию в количестве не менее 15-20 мл.

В современной биохимической лаборатории проводятся следующие биохимические исследования:

Определение показателей белкового и углеводного обмена (общий белок, альбумин, глобулины, белок в моче, аммиак, глюкоза).

Определение пигментов (билирубин прямой, непрямой, общий).

Диагностика сахарного диабета.

Кровь берётся из вены, утром натощак и доставляется в лабораторию с указанием пола и возраста больного.

БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Бактериологическое и паразитологическое исследования проводятся для диагностики и осуществления контроля над распространением инфекции.

Емкости для проб получают накануне в бактериологической (паразитологической) лаборатории.

Н.М. Подготовка к взятию пробы биологического материала

для бактериологического и паразитологического исследования

Материал для исследований нужно брать до начала антибактериальной терапии или через 8-10 ч после введения последней дозы антибактериального препарата.

Чтобы избежать загрязнения пробы микрофлорой окружающей среды, необходимо соблюдать строжайшую асептику.

стерильные ватные тампоны для взятия биологического материала из раны, со слизистых оболочек (глаз, зева, носа);

стерильную петлю для взятия биологического материала из влагалища, анального отверстия;

стерильную посуду для непосредственного сбора мочи, мокроты, кала.

Количество материала должно быть достаточным для исследования и при необходимости – для его повторения.

Соблюдать требования транспортировки:

транспортировку полученного биологического материала в лабораторию производят в максимально короткие сроки;

если материал нельзя немедленно транспортировать в лабораторию, его следует хранить в холодильнике или в специальных транспортных средах, когда транспортировка длится более 24 ч, а также когда микроорганизмы погибают почти сразу после взятия;

биологический материал для культивирования строгих анаэробов транспортировать в специальных флаконах, заполненных газом;

материал для бактериологического исследования транспортировать в специальных жестких емкостях (бикс и т.п.).

К клиническому образцу необходимо приложить сопроводительный документ, содержащий следующие сведения:

характер (вид) материала;

место жительства, место работы (учёбы, дошкольного учреждения);

название лечебного учреждения или его отделения;

номер медицинской карты стационарного больного;

результаты предыдущих микробиологических исследований;

предшествующая антибактериальная терапия;

дата и время взятия материала;

Ф.И.О. врача, направляющего материал для исследования;

Ф.И.О. медицинской сестры;

дата и время доставки материала в лабораторию.

Н.М. Обучение пациента (пациентки) технике сбора мочи

для бактериологического исследования

Оснащение: стерильная емкость, бумажное полотенце, салфетки.

I. Подготовка к процедуре

1. Уточнить у пациента понимание цели предстоящего исследования и получить его согласие (информированное согласие на процедуру получает врач). В случае неинформированности пациента – уточнить у врача дальнейшую тактику.

2. Объяснить пациенту цель предстоящей подготовки к исследованию и ее последовательность.

3А. Подготовка женщины :

Утром накануне процедуры приготовить теплую воду и мыло для подмывания.

Зайти в туалетную комнату и раздеться ниже пояса.

Расстелить бумажное полотенце, положить на него бумажные салфетки и поставить закрытый стерильный сосуд для сбора мочи.

Тщательно подмыться и насухо вытереться.

Закрыть вход во влагалище ватным тампоном, во избежание попадания выделений в мочу.

Смотрите так же:  Осаго в сао

Выбросить салфетки в унитаз.

Приготовить теплую воду и мыло для подмывания.

Расстелить в туалетной комнате бумажное полотенце, положить на него бумажные салфетки и поставить закрытый стерильный сосуд для сбора мочи.

Взять половой член, как при мочеиспускании, освободить головку, отодвинув крайнюю плоть, и вымыть ее водой с мылом.

Высушить головку полового члена, используя три салфетки; выбрасывать салфетки в унитаз сразу же после однократного промокания.

II. Выполнение процедуры

Взять емкость для сбора мочи, открыть крышку, не прикасаясь к внутренней поверхности емкости и крышки; положить крышку на бумажное полотенце внутренней поверхностью вверх.

Выпустить немного мочи в унитаз и задержать мочеиспускание.

Подставить сосуд для мочи, не касаясь им гениталий и ануса (головки полового члена).

Собрать в сосуд 3-5 мл мочи и задержать мочеиспускание.

Закрыть емкость с мочой крышкой, не касаясь ее внутренней поверхности, и закончить мочеиспускание в унитаз.

Вымыть руки. Одеться.

III. Завершение процедуры

Отнести в контейнере сосуд с мочой и направление в лабораторию в амбулаторных условиях. В условиях стационара – отдать медсестре.

Примечание: Если невозможно доставить емкость с мочой в лабораторию немедленно, следует поместить ее в специальный (в условиях ЛПУ) холодильник, где хранить при температуре 4°С не более 24 ч.

Н.М. Взятие кала для бактериологического исследования

Оснащение: стерильная пробирка с консервантом и ректальной петлей, шпатель, перчатки, стеклограф.

I. Подготовка к процедуре

Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и его согласие (информированное согласие на процедуру получает врач).

II. Выполнение процедуры (рис. 5)

1. Надеть перчатки.

2А. В амбулаторных условиях:

Помочь пациенту лечь на левый бок спиной к вам, попросить его прижать колени к животу.

Извлечь ректальную петлю из пробирки, удерживая ее только за пробку (пробирка остается в штативе).

Другой рукой раздвинуть ягодицы и бережно ввести петлю в анальное отверстие.

Взять материал со стенок прямой кишки легкими круговыми движениями.

Извлечь петлю из анального отверстия и, не касаясь наружной поверхности пробирки, опустить петлю в пробирку.

2Б. Способ, допустимый в условиях стационара:

Обеспечить пациента сухим судном.

После дефекации извлечь ректальную петлю из пробирки, удерживая ее только за пробку.

Петлей взять из судна 3-5 г фекалий и, не касаясь наружной поверхности пробирки, опустить петлю в пробирку.

Деревянным шпателем взять 3-5 г фекалий и поместить их в стерильную стеклянную емкость.

II. Завершение процедуры

Снять перчатки, вымыть руки.

Заполнить бланк направления в лабораторию. Написать на пробирке номер, соответствующий номеру, указанному в направлении.

Доставить пробу и направление в лабораторию (пробирка с петлей в штативе, штатив – в контейнере).

Н.М. Сбор кала для обнаружения в нем простейших связан с определенными трудностями. Следует помнить, что большинство этих одноклеточных организмов встречается в двух формах : вегетативной – активной, подвижной, жизнедеятельной, легко поддающейся вредным воздействиям (в т.ч. охлаждению) и потому быстро погибающей после выделения из кишечника, и в виде устойчивых к внешним воздействиям цист . При неблагоприятных условиях для их жизнедеятельности (например, уплотнение каловых масс) они превращаются в цисты. В оформленном кале простейшие, как правило, встречаются лишь в форме цист.

Кал для отыскания в нем вегетативных форм должен исследоваться сразу же после его выделения, еще в теплом состоянии. Во-первых, в остывшем кале вегетативные формы простейших быстро гибнут и мертвыми поддаются действию протеолитических ферментов, в результате чего вначале теряют свою структуру, а затем и совсем растворяются.

Во-вторых, при остывании уменьшается, а затем исчезает подвижность простейших – важный вспомогательный фактор при их дифференцировании в лаборатории.

Сохранять кал в термостате не допускается, так как в условиях искусственного подогревания простейшие разрушаются и в последующем не распознаются.

При взятии пробы кала даже при условии своевременного (быстрого, до остывания) исследования нужно учитывать, что в оформленном кале можно обнаружить только цисты, а для обнаружения вегетативных форм следует брать комки слизи, находящейся на поверхности оформленного кала.

Для получения достоверных результатов исследования при обнаружении простейших следует учесть, что:

жидкие каловые массы исследуют не более чем через 30 мин после дефекации, а оформленные – не более чем через 2 ч после дефекации;

в фекалиях не должно быть посторонних примесей – воды, мочи и т.д.;

для сбора кусочков кала пригодны только деревянные палочки (шпатели), так как со стеклянных кусочки слизи, в которых часто находятся паразиты, соскальзывают;

деревянные палочки сжигают после одноразового использования;

емкость для пробы должна быть стерильной;

взятие, хранение и транспортировку пробы проводят с учетом всех необходимых мер инфекционной безопасности.

Пациент должен быть информирован, что выделение простейших с калом происходит непостоянно, поэтому, возможно, однократного исследования недостаточно и его нужно повторять 4-5 раз с интервалом 2-3 дня.

Иногда для обнаружения простейших, особенно амеб, используют материал, полученный при ректороманоскопии. В этих случаях нужно помнить о необходимости правильного обращения с полученным незначительным количеством материала.

Смазывание ректоскопа вазелиновым маслом или глицерином делает последующее исследование затруднительным.

Н. М. Обучение пациента подготовке и взятию мокроты

для бактериологического исследования

Оснащение: стерильная емкость для пробы.

I. Подготовка к взятию пробы

Уточнить у пациента понимание цели предстоящего исследования и его согласие на процедуру.

II. Выполнение процедуры (рис. 6)

Обучить пациента подготовке и взятию пробы.

Почистить зубы и прополоскать рот кипяченой водой.

Взять пробу на исследование при позыве на кашель:

а) снять крышку со стерильной емкости (полученной от медсестры), не касаясь ее внутренней поверхности;

б) поднести ко рту открытую емкость (не прикасаясь к ней губами) и откашлять в нее мокроту;

в) закрыть емкость крышкой и передать ее медсестре.

III. Завершение процедуры

Убедиться в эффективности обучения: попросить пациента повторить информацию.

Доставить емкость с мокротой в контейнере в лабораторию с сопроводительным документом, соблюдая общие меры предосторожности.

Примечание: при невозможности немедленной доставки мокроты в лабораторию, ее можно хранить в специальном холодильнике не более 1-2 ч при температуре 4°С.

Н.М. Взятие содержимого зева для бактериологического исследования

Оснащение: стерильная пробирка с влажным ватным тампоном, штатив, шпатель, емкость для использованного материала, стеклограф.

I. Подготовка к процедуре

1. Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящего исследования и его согласие на процедуру.

2. Вымыть руки. Надеть маску и перчатки.

II. Выполнение процедуры (рис. 7)

Сесть напротив пациента.

Извлечь тампон из пробирки, придерживая его за пробку (пробирка остается в штативе).

Взять шпатель в другую руку; попросить пациента слегка запрокинуть голову и открыть рот; надавить шпателем на корень языка.

Не касаясь тампоном слизистой оболочки полости рта и языка, провести тампоном по дужкам и небным миндалинам (при подозрении на дифтерию — на границе измененной и неизмененной ткани миндалин).

Примечание: рекомендуется сначала провести тампоном по правой миндалине, затем – небной дужке, язычку, левой небной дужке, левой миндалине, задней стенке глотки.

При ясно локализованных очагах материал берется двумя тампонами (в две пробирки): из очага и всех участков.

III. Завершение процедуры

Извлечь тампон из полости рта, поместить шпатель в специальную емкость с дезинфицирующим раствором, ввести тампон в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности.

Снять перчатки, маску, вымыть руки.

Заполнить бланк направления в лабораторию. Написать на пробирке номер, соответствующий номеру, указанному в направлении. Доставить пробу в лабораторию в контейнере.

Н.М. Взятие содержимого носа

для бактериологического исследования

Оснащение: стерильная пробирка с сухим тампоном, шпатель, штатив, перчатки, стеклограф.

I. Подготовка к процедуре

1. Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящего исследования и его согласие на процедуру.

2. Вымыть руки. Надеть маску и перчатки.

II. Выполнение процедуры

Сесть напротив пациента.

Извлечь тампон из пробирки, придерживая его за пробку (пробирка остается в штативе).

Свободной рукой приподнять кончик носа пациента, другой рукой ввести тампон в левый носовой ход, затем в правый.

III. Завершение процедуры

Извлечь тампон из носа и ввести его в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности.

Снять перчатки, маску, вымыть и высушить руки.

Заполнить бланк направления в лабораторию. Написать на пробирке номер, соответствующий номеру, указанному в направлении. Доставить пробу в лабораторию в контейнере.

Н.М. Взятие содержимого носоглотки

для бактериологического исследования

Оснащение: стерильная пробирка с сухим тампоном, шпатель, штатив, перчатки, стеклограф.

I. Подготовка к процедуре

1. Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящего исследования и его согласие на процедуру.

2. Вымыть руки. Надеть маску и перчатки.

II. Выполнение процедуры

Сесть напротив пациента.

Извлечь тампон из пробирки, придерживая его за пробку (если тампон не изогнут, извлекая, изогните о внутреннюю стенку пробирки). Пробирка остается в штативе.

Взять шпатель в свободную руку. Попросить пациента слегка запрокинуть голову и открыть рот. Надавить шпателем на корень языка.

Осторожно, не касаясь тампоном слизистой оболочки полости рта и языка, ввести тампон в носоглотку и провести им по слизистой оболочке.

III. Завершение процедуры

Извлечь тампон из носоглотки, поместить шпатель в специальную емкость с дезинфицирующим раствором , ввести тампон в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности.

Снять перчатки, маску, вымыть руки.

Заполнить бланк направления в лабораторию. Написать на пробирке номер, соответствующий номеру, указанному в направлении. Доставить пробу в лабораторию в контейнере.

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

ТЕСТ «У частие медицинской сестры

в лабораторных методах исследований »

1. Кровь на биохимические анализы берется:

а) утром натощак;

б) после завтрака;

в) в любое время суток;

2. Количество мокроты для анализа на микобактерии туберкулеза, собираемое в течение трёх суток (в мл):

3. Для исследования мочи на сахар ее собирают в течение (в час):

4. Пробой Зимницкого определяется в моче:

а) количество сахара, ацетона;

б) количество форменных элементов, бактерий;

в) наличие уробилина, желчных пигментов;

г) плотность и диурез.

5. Кал для исследования на простейшие доставляют в лабораторию:

а) в течение дня;

г) немедленно теплым.

6. Биологический материал, который необходимо взять у пациента с подозрением на кишечную инфекцию:

а) кал на общий анализ;

б) кал на яйца глистов и простейшие;

в) кровь на биохимический анализ;

г) фекалии на бактериологическое исследование.

7. Максимальное время хранения пробирок в холодильнике с момента взятия мазков из зева и носа (в час):

8. Каким должен быть тампон для взятия содержимого из зева:

9. Моча для общего клинического анализа должна быть доставлена в лабораторию (в час):

не позже часа как собрана;

10. Соотношение количества выпитой и выделенной жидкости называется:

а) суточный диурез;

б) водный баланс;

г) дневной диурез.

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

ТЕСТ «У частие медицинской сестры

в лабораторных методах исследований »

Биологический материал, который необходимо взять у больного с кишечной инфекцией:

кал на общий анализ;

кал на яйца глистов и простейшие;

кровь на биохимический анализ;

фекалии на бактериологическое исследование.

2. Максимальное время хранения пробирок в холодильнике с момента взятия мазков из зева и носа (в час):

3. Каким тампоном надо производить забор материала из носоглотки:

4. Кал на скрытую кровь следует отнести в лабораторию:

5. В норме плотность мочи в среднем равна:

6. Для взятия материала для бактериологического исследования из прямой кишки нужен:

7. Для исследования мочи по методу Нечипоренко собирают:

8. Количество фекалий для бактериологического исследования, при взятии материала из судна (в граммах):

вся порция испражнений.

9. Анализ крови на содержание сахара производиться в лаборатории:

10. Перед сбором мокроты для бактериологического исследования необходимо:

откашляться в плевательницу;

почистить зубы и прополоскать рот кипяченой водой;

снять зубной налет марлевой салфеткой.

Ответьте на вопросы теста. Если возникнут затруднения, вернитесь к теме «Лабораторные методы исследования» и повторно изучите ее.

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

по теме «Участие медсестры в лабораторных методах исследования »

Сбор мочи и взятие мазка из носа и зева для лабораторных исследований.

Для определения степени микробной обсемененности почек и
мочевыводящих путей проводят сбор мочи на (какое?) . исследование.

У тяжелобольных пациентов сбор мочи для исследования берут (чем?).

Выборку назначений на лабораторные методы исследования
осуществляет (кто?) .

Направление и лабораторная посуда с биологическим материалом
транспортируется в лабораторию (как?) ………………

Перед сбором мочи на исследование пациент должен тщательно
провести гигиеническую обработку (чего?).

Мочу на определение в ней сахара собирают в течение (какого времени?).

Если при сборе мочи по методу Зимницкого в течение 3-ёх часов не было мочи, то емкость .

При взятии мазка из зева или носа пробирка и стержень с тампоном должны быть (какими?)…………

Для определения функционального состояния поджелудочной железы
проводят исследование мочи на . ……..

Для определения функциональной способности почек проводят сбор
мочи по методу .

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Сбор мочи и взятие мазка из носа, зева и носоглотки

для лабораторных исследований.

В отделении нефрологии пациенту, 58 лет лечащим врачом назначен анализ мочи по методу Нечипоренко. Накануне вечером постовая медсестра выдала пациенту сухую чистую ёмкость для мочи и бланк направления. Объяснила место нахождения контейнера для дальнейшей транспортировки анализа.

Оцените действия постовой медсестры.

Во время сбора мочи на сахар моча попала медсестре на кожу рук и медицинский халат. Медсестра вымыла руки водой с мылом, сменила халат.

Оцените действия медсестры.

Для сбора мочи на бактериологическое исследование накануне вечером постовая медсестра дала пациенту чистую сухую ёмкость и объяснила где оставить ёмкость.

Оцените действия медсестры.

Постовая медсестра в 11 часов утра отнесла в клиническую лабораторию собранную утром с 7 до 8 часов у 15 пациентов мочу на общий анализ. Вскоре из лаборатории сообщили, что моча всех пациентов для исследования непригодна.

В чем причина? Оцените действия медсестры.

Пациентка принесла ёмкость с суточной мочой для исследования на сахар, при этом накануне утром мочевой пузырь не опорожнила.

Как поступить? Оцените действия медсестры.

В 10 часов утра постовой медсестрой доставлена в лабораторию собранная в 8 часов моча для исследования на диастазу.

Оцените действия медсестры. Пригодна ли моча для исследования?

При взятии мазка из носа медсестра изогнула стержень под углом 120 о С, ввела стержень по наружной стенке носа на глубину 2-3 см до нижней раковины. Затем зонд слегка опустила книзу, ввела в нижний носовой ход под нижнюю носовую раковину, сделала вращательное движение и удалила вдоль наружной стенки носа. Не касаясь стержнем слизистой оболочки полости рта и языка, извлекла стержень и, не касаясь наружных краёв пробирки, ввела его в пробирку.

Оцените действия медсестры.

При взятии мазка из зева медсестра провела стерильным стержнем по нёбным миндалинам слева и справа, и задней стенке глотки, не касаясь стержнем слизистой оболочки полости рта и языка, поместила в стерильную пробирку, и с направлением отправила в клиническую лабораторию.

Оцените действия медсестры.

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Сбор кала и мокроты для лабораторных исследований.

Пациенту назначено бактериологическое исследование кала. Медицинская сестра приготовила чистую сухую ёмкость и стерильную петлю. Затем произвела забор кала.

Оцените действия медсестры.

У пациента был произведён забор кала для исследования на простейшие. Медицинская сестра доставила собранный биологический материал по истечению часа.

Оцените действия медсестры.

Для исследования кала на скрытую кровь медицинская сестра поместила в ёмкость кал, преимущественно из мест с наличием слизи, зелени и крови.

Оцените действия медсестры.

Для исследования капа на скрытую кровь пациенту назначена диета.
Охарактеризуйте диету.

Для бактериологического исследования кала медицинская сестра произвела забор кала преимущественно из мест с наличием крови и поместила в стерильную ёмкость.

Оцените действия медсестры.

Медицинская сестра объяснила пациенту, что после забора кала на яйца гельминтов. Исследование необходимо повторить 5 раз с интервалом в 2 дня.

Оцените действия медицинской сестры.

Пациенту назначено исследование мокроты на общий анализ. Медицинская сестра объяснила пациенту, что собрать нужно утреннюю мокроту в 8 часов натощак. Предварительно почистить зубы и тщательно прополоскать рот водой.

Как осуществить гигиену полости рта (если у пациента кровоточат дёсна)?