Пособие доу васильева

Учебно-методическое пособие на тему:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее — Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Такое перспективное планирование поможет воспитателям быстро находить материал к занятиям и полноценно их проводить.

Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

Наш детский сад работает по программе Васильевой «От рождения до школы.».

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ( 5 — 7 ЛЕТ) ПО ТЕМЕ » Осень: Во саду ли в огороде «.

«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А.Васильевой

Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – это государственный программный документ, представляющий собой вариативную программу, в которой комплексно представлены основные содержательные линии обучения, развития и воспитания детей от рождения до семи лет.

Главные задачи программы — охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее развитие и воспитание личности ребенка на основе организации разнообразных видов детской деятельности, а также подготовка детей к обучению в школе.

Цель программы — всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. создание эмоционально благоприятных условий в период нахождения ребенка в ДОУ. Подготовка ребенка к жизни в обществе.

Успешная реализация целей программы в нашем дошкольном образовательном учреждении осуществляется в процессе игровой, учебной, двигательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности.

Достижение целей и задач программы педагогами ДОУ происходит:

  • путем целенаправленного влияния педагога на ребенка, начиная с первого дня его пребывания в ДОУ;
  • путем создания педагогами благоприятной, доброжелательной, эмоционально- комфортной атмосферы в группах;
  • путем творческого подхода к процессу воспитания, развития и обучения;
  • путем вариативного использования образовательного материала, что позволяет развивать творческие способности и наклонности каждого ребенка;
  • путем взаимодействия с семьей ребенка, привлечения ее к участию жизни ДОУ;
  • путем соблюдения преемственности в работе ДОУ и начальной школы;
  • путем уважительного отношения к результатам детского творчества.

Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А. Васильевой предусматривает организацию жизни детей в каждой возрастной группе, четкий режим дня в ДОУ и дома. Имеет четкую структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков.

Пояснительная записка к программе «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А. Васильевой

Настоящее издание является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985, отв. ред. М. А. Васильева), подготовленным с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.

Содержание первого издания «Программы воспитания и обучения в детском саду» формировалось в течение нескольких десятилетий. Оно всесторонне апробировалось воспитателями, методистами и учеными, что позволило достаточно четко и емко изложить передовые идеи дошкольного образования прошлых лет в государственном программном документе, сыгравшем важную роль в развитии прогрессивной системы дошкольного образования в России.

Однако с момента первой публикации программы прошли десятилетия. Время внесло значительные коррективы в развитие отечественного дошкольного образования. Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрения более прогрессивных форм участия государства и семьи в воспитании детей, повышения ответственности педагогических коллективов дошкольных учреждений за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования потребовалась и существенная доработка содержания прежней «Программы воспитания и обучения в детском саду». Не секрет, что число дошкольных образовательных учреждений, продолжающих работать по этой программе, достаточно велико. Дошкольные работники, вынужденные считаться с реалиями нового времени, самостоятельно вносят в устоявшийся документ задачи и содержание из других программ, созданных на иных концептуальных основах.

У педагогов возникают трудности в организации образовательного процесса; материалы одних разделов программы углубленно изучаются в ущерб другим; наблюдаются избыточное содержание дошкольного образования и информационная перегрузка детей.

В этих условиях коллектив ученых под руководством доктора педагогических наук, профессора Т. С. Комаровой осуществил доработку «Программы воспитания и обучения в детском саду», дополнив ее новым научно обоснованным и проверенным опытом содержанием и сохранив при этом конкретность и ясность изложения.

С позиций творческой педагогики учеными пересмотрен ряд принципов, лежащих в основе традиционной программы (обязательность усвоения знаний, проведения фронтальных занятий и др.), скорректированы отдельные ее положения с учетом ориентиров и требований к обновлению содержания дошкольного образования в России.

В соответствии с современной научной «Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства в новом варианте программы на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

С позиций гуманно-личностного отношения к ребенку в программе зафиксирован отказ от формирования политико-идеологических установок и соответствующих представлений, игнорирующих духовные и общечеловеческие ценности, упразднены жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Наряду с этим авторы-составители постарались бережно сохранить в новом издании лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Доработанный документ сохранил свое первоначальное название. Такой подход предполагает, что в условиях современных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных). При этом составители программы основывались на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Они также имели в виду, что воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках данного варианта программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.

С учетом обозначенных подходов новое издание представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).

Издание существенно дополнено и переработано; традиционное содержание программы трансформировано и обогащено необходимой развивающей средой.

Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Настоящее издание сохраняет преемственность с первоначальным вариантом программы в обеспечении традиционных сторон дошкольного воспитания: физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового. Наряду с этим новый вариант программы представляет более широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка.

Ведущие цели обновленной программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

В программе раскрыты закономерности и особенности развития малышей от рождения до 2 лет. В силу возрастной специфики программы для первой и второй групп раннего возраста структурно иные, чем программы для дошкольных групп.

Для достижения целей программы » Воспитание и обучение в детском саду» первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном все-стороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

Смотрите так же:  Пакет документов автоломбард

• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Физическое воспитание

В программе выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и повседневной жизни детей.

В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полно-ценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.

Программа предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, легкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются четко, ритмично, в определенном темпе выполнять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, а также под музыку.

Важными задачами программы является воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), развитие координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве, формирование способности к самоконтролю за качеством выполняемых движений.

В физическом воспитании большое место отводится физическим упражнениям, которые проводятся в игровой форме, и подвижным играм. В программу старшей и подготовительной к школе групп включено обучение детей отдельным спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса; игр в городки, кегли и др.). Для этих групп в программе также предусмотрено проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки детей.

Программа ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

В зависимости от климатических условий, материально-технической оснащенности детского сада, устоявшихся национальных традиций региона, профессиональной подготовленности педагогических кадров, видовой направленности деятельности дошкольного образовательного учреждения педагоги могут вносить определенные изменения в видовое разнообразие физических упражнений или вводить их варианты, наиболее соответствующие укладу конкретного учреждения, а также спортивным традициям региона в целом.

Умственное воспитание

Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.). Программа стимулирует развитие любознательности.

Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировки в окружающем мире.

Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.

Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:

• энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает);

• природосообразность (человек — часть природы, и он подчиняется ее законам);

• воспитательная ценность знаний.

Каждый подраздел программы имеет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает:

• ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т.п.);

• восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых. Эта тема в одинаковой мере касается всех обозначенных рубрик подраздела: «Родная семья», «Родная страна», «Наша армия» и т.п.

В ознакомлении с миром природы основная цель заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать себя активным субъектом природы.

Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием.

Умственное воспитание обеспечивает:

• формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

• развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений), местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух);

• ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

• формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);

• формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни;

• формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе;

• формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру.

Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи.

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой и грамматическим строем; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

На занятиях по развитию речи и вне занятий, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста. В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующих развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова.

В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрено формирование правильного звукопроизношения, развитие элементов связной речи.

В первой и второй младших группах педагоги создают условия для использования детьми в устной речи распространенных предложений.

Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов.

В старшей группе особое место занимают развитие фонематического слуха и дальнейшее совершенствование связной речи.

В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов — предложения, дает первые представления о слове, предложении (без грамматического определения их).

Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.

Усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда». Ее основная цель — содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста, а также определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада.

В национальных дошкольных образовательных учреждениях, где работа ведется на родном языке, детей с первой группы раннего возраста обучают устной родной речи по программе, разработанной в республике, крае, области, а со средней и старшей групп — русской разговорной речи.

В тех дошкольных образовательных учреждениях, где работа с детьми нерусской национальности ведется на русском языке, со старшей группы вводится обучение родному языку по образовательным программам, разработанным в регионах.

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Цель программы по элементарной математике — формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Важно использовать материал программы для развития умения четко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую и предметно-практическую деятельность, для решения различных математических проблем.

Необходимым условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах и на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.

В рамках новой гуманистической концепции дошкольного воспитания «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусмотрено максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности детей в процессе организации их учебной деятельности. Занятия рассматрива¬ются в программе как важная, но не преобладающая форма организованного обучения детей. Исключаются школьно-урочная форма проведения занятий, обязательные ответы у доски, стереотипное выполнение всех заданий по инструкции взрослого, проведение большинства занятий, сидя за столами.

Смотрите так же:  Приказ об оплате праздничных дней сторожам образец

Занятия по программе носят преимущественно комплексный, пересекающийся с различными областями знаний и видами деятельности характер. В младшем дошкольном возрасте они должны восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать (объединять) содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

Уточнение основных тем занятий в различных разделах программы, внесение определенных изменений и дополнений в их содержание могут проводиться с учетом национальных и региональных особенностей воспитания, а также развития художественной деятельности на основе местных народных промыслов.

Соотношение времени, отводимого на ознакомление детей с содержанием различных тем, определяется педагогом дошкольного образовательного учреждения с учетом условий его деятельности.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуще-ствляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания в новом варианте программы предусмотрена во всех ее разделах, начиная с младших групп.

Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).

В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоционально-позитивное общение детей друг с другом, организация повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых. Опираясь на эти принципы, воспитатель формирует у детей социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создает благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность, доставляя детям радость.

Художественная литература

Особое место в программе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В соответствии с этим списки художественной литературы в программе значительно обновлены: в них включены новые классические произведения из золотого литературного фонда. Литературный материал программы подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия литературных произведений.

Наряду с этим программа предоставляет воспитателю право вносить определенные изменения в список рекомендуемой литературы с учетом регионального компонента содержания дошкольного образования и особенностей работы детского сада.

На занятиях по литературному чтению следует знакомить детей с героями книг, писателями и поэтами, учить обмениваться мнениями друг с другом по поводу прочитанного.

В процессе чтения следует привлекать внимание детей старшего дошкольного возраста к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов.

Художественно-эстетическое воспитание

Художественно-эстетическое воспитание в программе реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах предусматривает:

• развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.), формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;

• формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

• развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой, музыкально-художественной деятельности и др.;

• обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

• развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач;

• приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

В разделе эстетического воспитания большое значение придается развитию самостоятельной художественной деятельности; формированию стремления проявить себя в разнообразной деятельности: в рисовании, лепке, танцах, драматизациях, играх и т. д.

Досуговая деятельность в программе рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры. Она осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами, что обеспечивает ему возможность совершенствовать способности и умения в деятельности, носящей развивающий характер. В организации досуговой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, старший воспитатель, родители, если есть педагоги дополнительного образования, заведующая, а иногда и другие сотрудники. Такой подход к организации досуга детей в программе заложен впервые. Он опирается на научное положение о том, что продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его эстетического воспитания и общего развития.

В программе впервые представлено описание эстетической предметно-развивающей среды, выделены направления работы по ее созданию во всех возрастных группах детского сада.

Конструирование

Значительная роль в эстетическом воспитании отводится конструированию.

Основными задачами обучения детей конструированию являются развитие у них элементов конструкторской деятельности и творчества. Предусмотрено овладение детьми в младших и средней группах умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, в старшем дошкольном возрасте — с бумагой, природным материалом и др.

В старшей и подготовительной к школе группах занятия по конструированию могут объединяться с занятиями по ручному труду, изобразительной деятельности и др. В процессе таких занятий дети знакомятся со свойствами различных материалов, с инструментами, которые ис¬пользуются для работы. Важно, чтобы дети не только овладели простейшими навыками конструирования, но и почувствовали, что они изготавливают полезные и нужные вещи: игрушки, сувениры, подарки родителям, взрослым, сверстникам.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

В программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.

Стратегия программы в области развития игровой деятельности детей строится на основе исследований отечественных ученых (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.), рассматривавших игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка.

В соответствии с содержанием программы дети овладевают необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, игр-драматизации, а также игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.

Структура программы «Воспитание и обучение в детском саду»

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей. Предусмотрены формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.

Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Родничок»

Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дивное

Программы, методические пособия, используемые в ДОУ

Программы, методические пособия, используемые в ДОУ

Программы, методические пособия, используемые в ДОУ по направлению

Смотрите так же:  Образец заявления на разрешение строительства дома

Программа воспитания и обучения в детском саду./ Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.-М.:Мозаика синтез, 2005.

Глазырина Л. Д. Физическая культура-дошкольникам.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

Елжова Н.В. Здоровый образ жизни в ДОУ-Ростов н/Дону: Феникс,2011.

Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений.-М.: АРКТИ, 1999.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет.-М.: Просвещение, 1983.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет.-М.: Просвещение, 1988.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет)-М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС,2002.

Перечень программ, методических пособий, используемых в ДОУ по направлению «Познавательно-речевое развитие».

Программа воспитания и обучения в детском саду./ Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.-М.:Мозаика синтез, 2005.

Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий./Под ред. О.С. Ушаковой.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

Колесникова Е.В. Математика для детей: Методическое пособие к рабочей тетради.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми детского сада. – М.: Новая школа, 1995.

Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование.- М.: Издательство «Карапуз», 1999.

Белая К.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.-Москва 1996.

С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ).-М.: ТЦ Сфера, 2003.

Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие./ Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская.- М.: Школа – Пресс, 2000

Я готовлюсь к школе./Гаврина С.Е.,Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.-популярное пособие для детей и родителей.-Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002.

Перечень программ, методических пособий, используемых в ДОУ по направлению «Художественно-эстетическое развитие».

Программа воспитания и обучения в детском саду./ Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.-М.:Мозаика синтез, 2005.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду./ Т.С. Комарова.-М.: Просвещение, 1991.

Груздова И.В., Кузнецова с.В., Котова Е.В., Романова Т.А. Настольная книга воспитателя и методиста детского сада: развитие творческих способностей дошкольника – Ростов н/Дону: Феникс,2010.

Пантелеев Г.Н. Детский дизайн.М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006.

Доронова Т.Н. Играем в театр.М.: Просвещение, 2005.

Эмоциональное развитие дошкольника.-М.: Просвещение,1998.

Маханева М.Д., Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».-Санкт-Петербург.: «Акцидент»,1997.

Тарасова К.В. Дети слушают музыку. М.: Мозаика -синтез, 2001.

Ветлугина Н.А. Музыка в детском саду.М.:Музыка, 1988.

Васильева М. А.: 19 книг

  • Все книги
  • Билингвы и книги на иностранных языках
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Билингвы и книги на иностранных языках»
    • Все книги жанра
    • Билингвы
    • Литература на иностранном языке
    • Литература на иностранном языке для детей
  • Книги для детей
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Книги для детей»
    • Все книги жанра
    • Детская художественная литература
    • Детский досуг
    • Первые книги малыша. Развитие ребенка
    • Познавательная литература для детей
  • Книги с автографом
  • Комиксы, Манга, Артбуки
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Комиксы, Манга, Артбуки»
    • Все книги жанра
    • Артбуки. Игровые миры
    • Комиксы
    • Комиксы для детей
    • Манга
    • Манга для детей
    • Образовательные комиксы
  • Молодежная литература
  • Нехудожественная литература
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
    • Все книги жанра
    • Государство и право. Юриспруденция
    • Домашние ремесла. Рукоделие
    • Домоводство
    • Естественные науки
    • Информационные технологии
    • История. Исторические науки
    • Книги для родителей
    • Коллекционирование
    • Красота. Этикет
    • Кулинария
    • Культура. Искусство
    • Медицина и здоровье
    • Охота. Рыбалка. Собирательство
    • Педагогика
    • Психология
    • Публицистика
    • Развлечения. Праздники
    • Растениеводство
    • Ремонт. Строительство. Интерьер
    • Секс. Камасутра
    • Технические науки
    • Туризм. Путеводители. Транспорт
    • Универсальные энциклопедии
    • Уход за животными
    • Филологические науки
    • Философские науки. Социология
    • Фитнес. Спорт. Самооборона
    • Эзотерика. Парапсихология
    • Экономика. Бизнес
  • Периодические издания
  • Религия
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Религия»
    • Все книги жанра
    • Ислам
    • Религии мира
    • Религиоведение
    • Христианство
  • Учебная, методическая литература и словари
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
    • Все книги жанра
    • Вспомогательные материалы для студентов
    • Демонстрационные материалы
    • Дополнительное образование для детей
    • Дошкольное обучение
    • Иностранные языки: грамматика и учебники
    • Книги для школы
    • Коррекционная педагогика
    • Подготовка в вуз
    • Словари и разговорники
  • Художественная литература
    • Назад в «Книги»
    • Все книги в жанре «Художественная литература»
    • Все книги жанра
    • Афоризмы
    • Басни
    • Детективы
    • Драматургия
    • Историческая проза
    • Классическая проза
    • Отечественный боевик
    • Поэзия
    • Приключения
    • Сентиментальная проза
    • Современная проза
    • Фантастика
    • Фэнтези
    • Эпос и фольклор
  • Скидки · Обзоры · Рецензии · Рекомендации · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
  • Все игрушки
  • Детское творчество
    • Назад в «Игрушки»
    • Все товары в разделе «Детское творчество»
    • Все товары раздела
    • Витражная роспись
    • Гравюры
    • Другие виды творчества
    • Конструирование из бумаги и другого материала
    • Лепка
    • Наборы для рукоделия
    • Наклейки детские
    • Панч-дыроколы фигурные
    • Работаем с воском, гелем, мылом
    • Работаем с гипсом
    • Работаем с деревом
    • Скрапбук
    • Сопутствующие товары для детского творчества
    • Творческие наборы для раскрашивания
    • Фрески
  • Игры и Игрушки
    • Назад в «Игрушки»
    • Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
    • Все товары раздела
    • Все для праздника
    • Головоломки
    • Детские сувениры
    • Детские часы
    • Другие виды игрушек
    • Игрушки для самых маленьких
    • Игры для активного отдыха
    • Игры с мишенью
    • Книжки-игрушки
    • Конструкторы
    • Куклы и аксессуары для кукол
    • Кукольный театр
    • Магнитные буквы, цифры, игры
    • Машинки и Транспорт
    • Музыкальные инструменты
    • Мягкие игрушки
    • Наборы для тематических игр
    • Настольные игры
    • Научные игры для детей
    • Пазлы
    • Роботы и трансформеры
    • Ростомеры
    • Сборные модели
    • Фигурки
    • Электронные игры
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
  • Все канцтовары
  • Аксессуары для книг
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
    • Все товары раздела
    • Закладки для книг
  • Глобусы
  • Обложки для документов
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Обложки для документов»
    • Все товары раздела
    • Другие обложки
    • Конверты для путешествий
    • Обложки для автодокументов
    • Обложки для зачетных книжек
    • Обложки для паспортов
    • Обложки для проездных билетов
    • Обложки для студенческих билетов
  • Офисная канцелярия
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Офисная канцелярия»
    • Все товары раздела
    • Бумажная продукция для офиса
    • Мелко-офисная канцелярия
    • Офисные принадлежности
  • Папки, скоросшиватели, разделители
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Папки, скоросшиватели, разделители»
    • Все товары раздела
    • Папки из картона
    • Папки из пластика
    • Папки из текстиля
    • Папки-портфели (с пластиковыми отделениями)
  • Письменные принадлежности
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
    • Все товары раздела
    • Карандаши черногрифельные
    • Ручки
  • Принадлежности для черчения
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Принадлежности для черчения»
    • Все товары раздела
    • Другие виды чертежных принадлежностей
    • Линейки
    • Наборы для черчения, готовальни
    • Транспортиры
    • Треугольники
    • Тубусы
    • Циркули
    • Шаблоны, трафареты, лекала
  • Рисование
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Рисование»
    • Все товары раздела
    • Карандаши цветные
    • Кисти
    • Краски
    • Мелки
    • Наборы для рисования
    • Палитры, стаканы-непроливайки
    • Тушь, перья
    • Уголь художественный. Пастель
    • Фломастеры
    • Холсты
  • Товары для школы
    • Назад в «Канцтовары»
    • Все товары в разделе «Товары для школы»
    • Все товары раздела
    • Веера, счетные палочки
    • Канцелярские наборы
    • Ластики
    • Мешки для обуви
    • Ножницы школьные
    • Обложки для тетрадей и книг
    • Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
    • Пеналы
    • Подставки для книг
    • Рюкзаки, сумки, портфели
    • Точилки
    • Фартуки
    • Школьная бумажно-беловая продукция
    • Школьные наборы
  • Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
  • Все CD/DVD
  • Аудио
    • Назад в «CD/DVD»
    • Все товары в разделе «Аудио»
    • Все товары раздела
    • Аудиокниги
    • Музыка
    • Религия
  • Видео
    • Назад в «CD/DVD»
    • Все товары в разделе «Видео»
    • Все товары раздела
    • Документальные фильмы
    • Концерты. Постановки. Мюзиклы. Видеоклипы
    • Мультфильмы
    • Познавательные фильмы
    • Художественные фильмы
    • Эротика
    • Юмор
  • Софт
    • Назад в «CD/DVD»
    • Все товары в разделе «Софт»
    • Все товары раздела
    • Игры
    • Иностранные языки
    • Мультимедиа для школьников и студентов
    • Программное обеспечение и обучение работе на ПК
    • Руководства, справочники и энциклопедии
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
  • Все сувениры
  • Календари
    • Назад в «Сувениры»
    • Все товары в разделе «Календари»
    • Все товары раздела
    • Календари на магните
    • Квартальные календари
    • Настенные календари
    • Настольные календари
  • Сувенирная продукция
    • Назад в «Сувениры»
    • Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
    • Все товары раздела
    • Альбомы, рамки для фотографий
    • Воздушные шары
    • Детские сувениры
    • Конверты для денег
    • Магниты
    • Новогодние сувениры
    • Открытки
    • Подарочная упаковка
    • Подарочные пакеты
    • Подарочные сертификаты
    • Постеры
    • Праздничные акссесуары
    • Шкатулки
    • Другое
  • Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
  • Весь клуб
  • Журнал
    • Назад в «Клуб»
    • Лабиринт. Сейчас
    • Детский навигатор
    • Новости Лабиринта
    • Книжные обзоры
    • Рецензии читателей
    • Рекомендации
    • Литературные журналы
  • Скидки и подарки
    • Назад в «Клуб»
    • Акции
    • Бонус за рецензию
  • Только у нас
    • Назад в «Клуб»
    • Главные книги
    • Подарочные сертификаты
    • Эксклюзивы
    • Книги с автографом
    • Предзаказы
  • Развлечения
    • Назад в «Клуб»
    • Литтесты
    • Конкурсы
  • Лабиринт — всем
    • Назад в «Клуб»
    • Партнерство
    • Благотворительность
  • Приложения
    • Назад в «Клуб»
    • Лабиринт для iOS
    • Лабиринт для Android

  • Перейти к отложенным
  • Убрать из отложенных

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»