Пособие для начинающего библиотекаря

Оглавление:

Школа начинающего библиотекаря

Для успешной реализации себя как специалиста начинающим библиотекарям наряду с практическими навыками, которые они получают на своих рабочих местах под руководством заведующих филиалами, методистов и наставников, остро необходимы теоретические знания по основным библиотечным дисциплинам: библиотековедению, библиографии, книговедению.

Данную проблему могут частично компенсировать наши on-line консультации.

Пособие для начинающего библиотекаря

Третий всероссийский конкурс для муниципальных библиотек
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБСЛУЖИВАНИИ ЧИТАТЕЛЕЙ. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕКАРЕЙ»

СБОРНИК ЛУЧШИХ РАБОТ

Родионова Ирина Петровна
заведующая отделом организационно-методической работы
Старорусская централизованная библиотечная система
Центральная городская библиотека им. Ф. М. Достоевского

* * *
175200, Новгородская область, г. Старая Русса
ул. К Маркса, 19
Телефон: 816-52-3-17-02
E-mail: iri-rodionova@yandex. ru, biblioteka@strussa. ru

Иллюстрации к учебно-практическому пособию «Курс начинающего библиотекаря»:

Профессия библиотекаря уникальна сама по себе уже тем, что нет границ, которые можно было очертить для неё.
Работа библиотекаря сложная, ответственная, разноплановая. Конечно, он не строит дома, но своим ежедневным трудом библиотекарь прокладывает дороги в мир знаний и мудрости, в мир человеческих душ и сердец.
Смысл труда библиотекаря не только в умении понимать, разделять с читателем его заботы — нужно помогать ему. А чтобы помогать профессионально надо многое знать и уметь. Библиотекарь совершенствуется всю жизнь. Он должен знать не только художественную литературу, но и идти в ногу с прогрессом, следить за новыми достижениями в науке и технике. Для того чтобы деятельность библиотекаря была успешна необходимо специальное образование.
Работа с данным учебно-практическим пособием — первый шаг на пути профессионального образования. Оно поможет вам не только познакомиться с особенностями библиотечного дела, но и окажет поддержку при организации деятельности вашей библиотеки.
Пособие будет вашим помощником в течение месяца. За это время вам необходимо освоить теоретический материал и выполнить практические задания. Материал в пособии представлен очень кратко, а дополнительно подробные консультации вы можете получить в отделе организационно-методической работы центральной городской библиотеки им. Ф. М. Достоевского.
Пособие состоит из глав, а их названия даны в форме вопросов, на которые вам придется отвечать в ходе практической деятельности.

Этим шрифтом отмечены практические задания.

Этим шрифтом отмечен материал для запоминания.

Для выполнения практических заданий необходимо завести тетрадь. Желаем успехов!

Библиотека — это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.

Основные функции библиотеки — информационная, культурная, образовательная, досуговая.

Абонент библиотеки — это физическое или юридическое лицо, зарегистрированное библиотекой как ее постоянный пользователь.

Библиотечная услуга — конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки, консультации, массовые мероприятия и пр.).

Документ — социальная информация, зафиксированная на любом материальном носителе в целях ее хранения, распространения и использования.

Централизованная библиотечная система (ЦБС) — библиотечное объединение, представляющее собой целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, фонда, организационного и технологического единства. Так ЦБС г. Старая Русса и Старорусского района (Старорусская ЦБС) состоит из центральной городской библиотеки им. Ф. М. Достоевского, детской библиотеки, 4 городских и 26 сельских библиотек-филиалов.
Центральная библиотека — головное подразделение ЦБС, управляющее библиотеками-филиалами и обеспечивающее централизованное комплектование, обработку документов, справочно-библиографическое и информационное обслуживание на основе единого СБА.
Библиотека-филиал — структурное подразделение, работающее под руководством центральной библиотеки.

Изучите «Правила пользования централизованной библиотечной системой г. Старая Русса и Старорусского района», «Правила внутреннего распорядка» и свои «Должностные инструкции».

Каждая библиотека формирует, обеспечивает хранение и использование своего библиотечного фонда. В состав фонда, как правило, входят непериодические, периодические и продолжающиеся издания, рукописи, аудиовизуальные материалы и электронные документы.

Непериодическими считаются издания, которые выходят, как правило, однократно. Только наиболее важные и ценные из них переиздаются, но заранее это не предусматривается. Непериодические издания различаются по форме, целевому назначению и составу текстов.

Непериодические издания чаще всего имеют форму книг и брошюр. Книгой считается издание в обложке или переплете объемом более 48 страниц. Брошюра — это издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц, обычно без переплета, в мягкой обложке.

Довольно часто выходят многотомные издания. Они представляют собой единое целое и по содержанию, и по оформлению. Отдельные тома обозначаются самостоятельными номерами, а общее их количество определяется заранее.
Особым видом является сериальное издание, состоящее из ряда книг или брошюр, которые объединяются под общим названием по определенному признаку (например, по содержанию, назначению) и оформляются, как правило, однотипно.
К непериодическим изданиям относятся также изоиздания, нотные и картографические издания и некоторые другие. Изоиздания представляют собой художественные изображения с сопроводительным текстом или без него. Репродукции, плакаты и другие изоиздания печатаются в форме отдельных листов или альбомов. Нотные содержат запись музыкальных произведений, а картографические — условные изображения поверхности Земли и других небесных тел.

Важнейшими типами изданий произведений печати являются издания отдельных произведений, сборники, избранные работы, собрания сочинений.

Каждая книга, брошюра и другое непериодическое издание имеет свой читательский адрес и выходит с определенной целью: либо помогает в изучении определенного вопроса, либо информирует о результатах научных исследований, либо излагает в доступной форме основы знаний и т. д. Целевое назначение — главный признак, определяющий особенности изданий разных, видов. От него зависят объем, характер изложения материала, структура и оформление изданий.

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ (виды)

В зависимости от целевого назначения непериодические издания подразделяются на официальные, научные, научно-популярные, учебные, профессионально-производственные, справочные.

Официальные издания. В официальных изданиях материалы публикуются от имени государственной или общественной организации. Они носят законодательный, нормативный или, директивный характер. Содержание таких изданий непосредственно связано с деятельностью организации, от имени которой публикуются материалы.
Особой разновидностью официальных изданий являются стандарты, описания изобретений, нормативные документы, правила.
Научные издания отражают ход и результаты исследований в различных областях науки, техники, культуры. Их выпуск является показателем научно-технического прогресса, главным средством взаимной информации ученых о проводимых исследованиях.
Важнейшими их разновидностями являются: труды классиков науки; обобщающие труды по истории наук, выходящие чаще всего в виде многотомных изданий; сборники научных работ по наиболее актуальным темам и проблемам; монографии; материалы научных конгрессов и конференций.
Произведения классиков науки по всем областям знания печатаются в отдельных изданиях, сборниках, собраниях сочинений.
Труды обобщающего характера создаются коллективами авторов и наиболее полно и всесторонне характеризуют состояние современных знаний в той или иной области.
Монография — очень распространенная разновидность научных изданий. Это глубокое и всестороннее исследование одной темы, проблемы, жизни и деятельности определенного лица.
Большое значение имеют материалы научных конгрессов, конференций, совещаний, на которых решаются злободневные вопросы теоретического и практического характера.
Научно-популярные издания характеризуют достижения науки и техники, литературы и искусства в форме, доступной читателю-неспециалисту. Эти издания широко представлены в фондах библиотек. Они предназначены очень широкому кругу читателей, начиная с тех, кто имеет подготовку в объеме 6 — 8 классов общеобразовательной школы ж кончая учеными, работающими в смежных областях.
Научно-популярные издания выходят большими тиражами, разнообразны по содержанию и назначению. Наиболее распространенными в библиотеках являются издания, посвященные достижениям, основам и истории наук; предназначенные в помощь научно-техническому и художественному творчеству; биографические издания. Особую группу изданий составляют воспоминания (мемуары) и дневники.
Учебные издания содержат сведения из какой-либо области науки и техники, изложенные в определенной системе. К учебным изданиям относятся учебные программы, учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, хрестоматии, наглядные пособия.
Учебная программа является основой изучения любого предмета, она определяет объем, порядок изучения и преподавания соответствующей дисциплины. Учебник создается на основе программы и излагает в строгом соответствии с ней ту или иную дисциплину в определенной системе. Учебные пособия, в отличие от учебников, содержат сведения по отдельным разделам и темам программы. Они могут частично заменить учебники, а в некоторых случаях дополняют их. Учебно-методические пособия издаются в основном для студентов, обучающихся на заочных и вечерних отделениях вузов. Они содержат советы, рекомендации, указания по изучению тем и вопросов по отдельным предметам. Хрестоматии представляют собой сборники текстов и отрывков произведений, знание которых необходимо при изучении той или иной дисциплины. Наглядные пособия имеют разнообразную форму (плакаты, таблицы, чертежи, схемы, фотографии и пр.) и преследуют цель облегчить усвоение соответствующей темы программы.
Профессионально-производственные издания оказывают непосредственную помощь в производственной и практической деятельности людей. В отличие от научных изданий они имеют разный читательский адрес. Издания для специалистов высшего и среднего звена (агрономов, инженеров, техников и др.) называются научно-производственными. Массово-производственные издания выпускаются для рабочих различных профессий и специальностей, которые являются ведущими в той или иной отрасли промышленности, сельского хозяйства.
Справочные издания содержат сведения (справки) по различным областям науки, техники, культуры, располагающиеся в том порядке, который позволяет их быстро найти. Важнейшими разновидностями справочных изданий являются энциклопедии и энциклопедические словари, словари, справочники, календари, путеводители.
Энциклопедии и энциклопедические словари. Энциклопедиями называют справочные издания, которые содержат наиболее существенную информацию (подробную или краткую) по всем или отдельным отраслям знания и практической деятельности. («Энциклопедия» — греческое слово, означающее «систематизированный свод знаний».) По содержанию они могут быть универсальными и отраслевыми, по структуре — алфавитными, систематическими, тематическими. Энциклопедии различны по объему: от одного до нескольких десятков атомов.
Отраслевые энциклопедии отличаются от универсальных не только содержанием, но и более конкретным читательским адресом. В большинстве своем они рассчитаны на специалистов и научных работников той или иной области знания.
Энциклопедические словари также бывают универсальными и отраслевыми. Они содержит одновременно определения слов и терминов по всем областям науки, кратко характеризуют суть многих фактов и событий.
Универсальные энциклопедии — не просто сборники статей и справок, а стройная, глубоко продуманная их система. Статьи в энциклопедиях имеют разный объем и характер. Наиболее обширными являются статьи-обзоры, охватывающие большие, сложные темы. Есть статьи-справки, содержащие определенную информацию, о каком-нибудь предмете: его теории истории, современном состоянии. В кратких статьях-толкованиях дается лишь определение слова, иногда разъясняется его происхождение. Каждая статья начинается с определения того термина (понятия), который составляет ее название.
Словари содержат перечни слов или словосочетаний, терминов, имен с соответствующими характеристиками. Широкое распространение получили толковые, терминологические, лингвистические, биографические словари.
Толковые словари разъясняют смысл слов и словосочетаний. Их цель — помочь в понимании содержания и в правильном применении слов в устной и письменной речи.
Терминологические словари служат для разъяснения терминов, понятий, относящихся к какой-либо отрасли знания в целом или к определенной ее области.
Биографические словари включают сведения о жизни, трудах общественных и политических деятелей, ученых, изобретателей, представителей искусства.
Материалы в словарях располагаются в алфавитном порядке.
Справочники содержат обширные цифровые данные, большой фактический материал. Они различаются по целевому и читательскому назначению и содержанию. Справочники создаются по многим темам и вопросам политики, экономики, естествознания, техники, культуры.
Справочники профессионально-производственного характера издаются для специалистов и рабочих различных профессий, занятых во всех отраслях народного хозяйства, культуры. В них сведения приводятся в системе, связанной с их назначением.
Справочники непроизводственного характера адресованы очень многим читателям, которых интересуют разнообразные сведения из определенной области знания или практической деятельности.
К справочникам можно отнести сборники крылатых слов, афоризмов, изречений, литературных цитат. К ним относятся также календари, каталоги личных библиотек и произведений искусства, путеводители.

Смотрите так же:  Требования к автобусу для перевозки дошкольников

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ И ПРОДОЛЖАЮЩИХСЯ ИЗДАНИЙ

Отличительная черта периодических изданий — регулярность их выхода в свет. («Периодика» — греческое слово, означающее «вновь наступающий», «возвращающийся»). Разновидностями периодики являются газеты, журналы, некоторые сборники, бюллетени.
Газеты. Большинство газет выходит каждый день, но есть и еженедельники. Газеты бывают центральными и региональными (республиканскими, краевыми, областными, городскими, районными). По своему содержанию газеты делятся на универсальные, отраслевые, специализированные («Сельская жизнь»).
Журналы выходят по всем отраслям знаний. В отличие от газет журналы подразделяются на научные, профессионально-производственные, научно-популярные, литературно-художественные.
Научные журналы являются источниками новейшей информации о ходе, методах и результатах научных исследований в разных областях науки и техники. Как правило, такие журналы поступают в научные библиотеки.
Профессионально-производственные журналы в отличие от научных издаются для разных групп читателей. Для специалистов-практиков выходят научно-производственные журналы по всем отраслям знания.
Научно-популярные журналы играют важную роль в пропаганде научных знаний среди широких кругов читателей с разными интересами и подготовкой («Наука и жизнь», «Вокруг света»).
Литературно-художественные журналы составляют особую разновидность. Они знакомят читателей с новыми произведениями российских и зарубежных писателей, критическими статьями и рецензиями, с публицистическими материалами. Поэтому литературно-художественные журналы являются одновременно и общественно-политическими журналами.
Периодические сборники содержат статьи по одной узкой области, тексты докладов и сообщений на научных конференциях. В течение года выходит определенное число номеров, установленное заранее. Все выпуски имеют одинаковое название и оформление. Целый ряд периодических сборников носит научный характер.
Бюллетени являются, как правило, официальными изданиями, информирующими о приказах, распоряжениях, постановлениях, которыми обязаны руководствоваться учреждения и организации, непосредственно подчиненные данному министерству или ведомству.
Продолжающиеся издания служат важными источниками научной информации по узкоспециальным вопросам. В них печатаются доклады, сообщения, статьи и другие материалы, которые характеризуют основные научно-исследовательской работы различных организаций и учреждений. Продолжающиеся издания выходят по мере накопления материалов без определенной заранее периодичности под заголовками типа «Труды», «Вестник», «Ученые записки». Каждый выпуск имеет свой порядковый номер.

Определите, какие виды непериодических и периодических изданий входят в состав фонда вашей библиотеки. Результаты запишите в тетрадь.

наверх

Курс начинающего библиотекаря

Уважаемые коллеги! Рекомендуем ознакомиться с учебно-практическим пособием И.П. Родионовой «Курс начинающего библиотекаря».

Об авторе:
Родионова Ирина Петровна
заведующая отделом организационно-методической работы
Старорусская централизованная библиотечная система
Центральная городская библиотека им. Ф. М. Достоевского

Список иллюстраций к учебно-практическому пособию «Курс начинающего библиотекаря»:

Руководство — Начинающему библиотекарю. Полезные советы

Учебно-практическое пособие. Нуримановская ЦБС. 2009 — 41с.

Что такое библиотека?
Какими документами располагает библиотека?
Непериодические издания, классификация непериодических изданий по целевому назначению (виды), классификация периодических и продолжающихся изданий.
С чего начать?
Как провести проверку книжного фонда библиотеки?
Как сохранить библиотечные фонды?
Как организовать обслуживание читателей?
Организация и техника работы абонемента, читального зала, внестационарное обслуживание, особенности обслуживания читателей-детей.
С чего начать рабочий день?
Подготовка библиотекаря к выдаче книг.
Как записать читателей в библиотеку?
Как оформить книговыдачу?
Как бороться с задолженностью читателей?
Для чего нужен статистический учет в библиотеке?
Учет читателей.
Как заполнить дневник библиотеки?
Работа с читателями-задолжниками, дневник детской библиотеки, библиотечного пункта.
Как составить цифровой отчет о работе?
Что такое СБА.
АК, СК, КК, фонд справочных и библиографических изданий.
Как выполнить библиографическую справку.
Основные этапы выполнения справки, особенности выполнения справок разных видов.
Как вести учет библиографических справок?
Что такое библиографирование?
Что такое библиографическое пособие?
Виды, типы библиографических пособий, библиографический обзор.
Как составить библиографическое описание?
Для чего нужны «аннотирование» и «систематизирование».
Методика систематизации.
Как организовать библиографическую картотеку?
Как подготовить библиографический обзор?
Что такое библиографическое информирование?
Библиографическое, индивидуальное, массовое информирование.
Как подготовить отчет по СБА?
Что такое массовая работа и каковы ее основные формы?
Основные формы устной пропаганды изданий, комплексные формы массовой работы.
Как подготовить массовое мероприятие?
Зачем нужны наглядные формы массовой работы?
Формы наглядной пропаганды, библиотечные выставки, основные типы библиотечных выставок.
Как оформить библиотечную выставку?
Требования к организации выставки.
Как составить информационный отчет?
В чем заключается индивидуальная работа с читателем?
Что такое «Руководство чтением»?
Для чего библиотекари изучают читательские интересы?
Что связывает краеведение и библиотеку?
Как формировать Информационную культуру?
Как библиотека планирует свою работу?
Как составить годовой план работы?

Кудинова Н.А. (сост.) Что такое массовая робота и каковы ее основные формы

Метод. рекомендации / Централиз. библиотеч. система для взрослых; ЦБ им. В.Г.Короленко. — Мариуполь, 2009. — 14 с. — Серия «В помощь начинающему библиотекарю»

Методическое пособие раскрывает технологию массовой роботы в библиотеке. В пособии дана фундаментальная основа, которая поможет начинающему специалисту самостояте.

Кудинова Н.А. (сост.) Как организовать обслуживание читателей

Метод. рекомендации / Централиз. библиотеч. система для взрослых; ЦБ им. В.Г.Короленко. — Мариуполь, 2011. — 14 с. — Серия «В помощь начинающему библиотекарю»

Методическое пособие раскрывает технологию библиотечного обслуживания. В пособии дана фундаментальная основа, которая поможет начинающему специалисту самостоятель.

Кудинова Н.А. (сост.) Как организовать библиотечный фонд

Метод. рекомендации / Централиз. библиотеч. система для взрослых; ЦБ им. В.Г.Короленко Мариуполь, 2010. — 14 с. — Серия «В помощь начинающему библиотекарю».

Методическое пособие раскрывает важнейшие технологические процессы по формированию и организации библиотечного фонда. Библиотечный фонд — основа деятельности библи.

Степанова С.А. Знатоки Этикета. Проект формирования информационной культуры учащихся 5-х классов

Псков. 2009. — 25 с.

Предлагаемый проект позволяет библиотекарю реализовать в своей деятельности две функции: образовательную и воспитательную, потому что формирование навыков информационной деятельности школьников происходит параллельно с обучением их правилам хорошего поведения.

Ребенок в библиотечном пространстве: приобщение к чтению

Коллектив авторов. Методическое пособие. Москва. ЦБС «Гагаринская». 2008. — 28 с.

Приобщение к чтению через знакомство с библиотекой.
Знакомство с библиотекой детей дошкольного возраста.
Группы школьников в библиотеке.
Посещение библиотеки детьми в индивидуальном порядке. Индивидуальная беседа.
«День отк.

Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы

АРМ Комплектование: техника работы. Методические рекомендации

Коллектив авторов. Национальная библиотека Республики Карелия. 2005. — 19 с.

Практические рекомендации представляют собой наглядное иллюстрированное пошаговое руководство по созданию, поиску, редактированию записей.

Уралова А.Г. Правовая основа деятельности библиотек: создаем попечительские советы

Псков: ПОУНБ, 2003. — 17 с.

Библиотеки во всем мире относятся к неприбыльному сектору общественной структуры, который в наибольшей мере нуждается в материальной поддержке других секторов. Сегодня уже никому не надо доказывать, что в одиночку библиотекам не справиться со своими задачами. Важными организационными факторам.

Руководство — ИРБИС в примерах

HTML — книга. Данный ресурс является информационно-справочной системой по работе с Системой автоматизации библиотек ИРБИС. АРМ Каталогизатор. Руководство пользователя

Методика представления примеров ориентирована на Пользователей с разным уровнем подготовки. Подготовленному Пользователю будет достаточно посмотреть тольк.

Анонс мероприятий на январь 2019 года

Массовые мероприятия

Срок

1.

Обзор «Молодежь – стратегический ресурс Казахстана» (к Дню молодежи)

2.

Час искусства «Қыл қалам шебері» (115 лет со дня рождения А.Кастеева)

3.

Просмотр «Қазақ әдебиеті газетіне – 85 жыл»

4.

Познавательный час «Жат ағымнан аулақ бол» (профилактика религиозного экстремизма)

5.

Литературный круиз «Жарқ еткен сәуле ғұмыр» (105 лет со дня рождения писателя С.Ерубаева)

Наглядная пропаганда

1.

Книжная выставка «Қыл қалам шебері» (115 лет со дня рождения А. Кастеева)

2.

Выставка-витраж «Қазақтың зергерлік бұйымдары»(«Рухани жаңғыру»)

3.

Книжная выставка «Саттар ғұмыры – ғасыр тұнығы»

4.

Выставка-просмотр «Мир периодики»

5.

Книжная выставка «Молодежь – стратегический ресурс Казахстана»

Смотрите так же:  Осаго коэффициент бонус малус

Начинающему библиотекарю

Начинающему библиотекарю
рекомендации

«Успешная библиотечная карьера
зависит от трех вещей — характера,
специальных знаний и опыта».
М. Дьюи

Поздравляем, Вы пришли работать в библиотеку!
Значит, Вы в числе избранных, тех, кому понравилась, полюбилась эта профессия.
«Библиотекарь — это состояние души», — считаем Мы, сотрудники Нуринской ЦБС, и с радостью приветствуем начинающих библиотекарей.
Для Вас и для нас важно, насколько быстро и успешно Вы освоите новый для себя круг обязанностей, вольётесь в коллектив, адаптируетесь к социальным и бытовым условиям. Со своей стороны, Мы гарантируем Вам внимательное, дружелюбное отношение, помощь в обогащении теоретическими знаниями и практическими навыками.
Надеемся, что рекомендации помогут Вам быстрее принять нашу библиотеку как «СВОЮ», влиться в новый коллектив и, осознав главные цели организации, начать реализовывать себя.
Предлагаем Вам познакомиться с основными корпоративными установками и организацией трудового процесса в ЦБС.

Миссия ЦБС: «Сделать информационные, интеллектуальные и духовные ресурсы Библиотеки максимально доступными и полезными каждому нуринцу».
Девиз: «Информация, знания, духовность — каждому нуринцу».

Библиотечная система Нуринского района объединяет 35 библиотек.
Основная деятельность библиотек — это:

  • информационное обслуживание жителей района;
  • организация выставок новой, социально значимой литературы;
  • проведение информационных, образовательных и досуговых мероприятий, общественных акций в поддержку чтения;
  • выпуск информационно-библиографических и методических материалов.

Библиотекарь выполняет почетную Миссию — делает информационные, интеллектуальные и духовные ресурсы Библиотеки максимально доступными и полезными каждому читателю. Библиотекарь качественно и оперативно выполняет услуги и запросы пользователей, применяя современные информационные технологии, реализует интересные проекты, востребованные в местном сообществе.
Библиотека экономит время и деньги своих пользователей, облегчает их интеллектуальную деятельность, улучшает качество жизни, делая ее более насыщенной.
Библиотеки района хорошо знают как на селе, так и в области.
Мы глубоко уверены, что Книга и Библиотека — это национальное достояние страны и гордимся своей профессией, родной организацией «Централизованной библиотечной системой Нуринского района».

Мы, сотрудники Библиотек Нуринского района, стремимся обеспечить на должном уровне в обслуживании читателей:

  • Наш стиль работы — профессиональное предоставление информации каждому читателю.
  • Мы уважаем личность каждого читателя и обеспечиваем равный доступ к источникам информации для всех членов общества.
  • Мы стремимся к профессиональному совершенству.
  • Мы открыты для новых идей, стремимся преодолевать стереотипы и творчески подходить к работе.
  • Мы считаем, что профессиональная деятельность библиотекаря — благородный и значимый труд на благо развития общества.
  • Мы преданы своей профессии и организации.
  • Мы придаем социальную значимость всем видам библиотечной работы.
  • Мы считаем, что доброжелательный климат в коллективе способствует эффективному труду.
  • Мы считаем, что залог нашего успеха — совершенствование личностных качеств.
  • Мы поощряем открытое деловое общение, участие всех сотрудников в принятии важных решений.

По любому интересующему Вас вопросу Вы можете обратиться к сотрудникам администрации ЦБС:
Кумпан Лидии Арсентьевне — директор ЦБС
Ажмаганбетова Гульмира Сагитовна — зам. директора ЦБС
Камиева Нурсауле — зав.районной детской библиотеки
Нуртазина Светлана Романовна — зав. сектора развития библиотек и другим специалистам.
Права и обязанности сотрудника

Основными документами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем, являются: Трудовой кодекс РК, Правила внутреннего распорядка Нуринской ЦБС, Коллективный договор, Положение о библиотеке, должностная инструкция.

Сотрудник имеет право на:

  • работу, отвечающую его профессиональной подготовке и квалификации;
  • охрану труда, производственные и социально-бытовые условия, обеспечивающие безопасность и соблюдение требований гигиены труда;
  • оплату труда не ниже установленного законом минимального размера;
  • отдых (еженедельные выходные дни, праздники, дополнительные выходные дни согласно Коллективному договору, оплачиваемый ежегодный отпуск — 30 календарных дней);
  • профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • объединение в профессиональные союзы;
  • пособия по соцстраху, соцобеспечение по возрасту.

Сотрудник обязан:

  • соблюдать трудовую дисциплину, добросовестно выполнять трудовые функции;
  • своевременно и точно исполнять распоряжения работодателя, использовать рабочее время для производительного труда;
  • выполнять должностные обязанности в полном объеме;
  • улучшать качество работы и предоставляемых услуг, не допускать упущений в работе, соблюдать технологическую дисциплину;
  • эффективно использовать оборудование и оргтехнику, бережно относиться к имуществу и библиотечному фонду документов, экономно и рационально использовать энергию и материальные ресурсы ЦБС;
  • соблюдать моральные и этические нормы поведения.

Чтобы стать профессионалом, начинающему библиотекарю мы советуем:

  • Будьте всегда в курсе того, что делается в коллективе: слушайте, наблюдайте, будьте любознательны в работе.
  • Старайтесь увидеть и запомнить общие закономерности, методы, способы.
  • Планируйте свою жизнь, допуская при этом альтернативы. Будьте предусмотрительны: оценивайте плюсы и минусы, близкие и отдаленные последствия.
  • Приглашаем Вас получить необходимые профессиональные знания мастер-классе «Адаптация новичка», который с 2008 года успешно работает в нашей системе.

Методическое пособие для начинающих библиотекарей Нальчик 2005

Методическое пособие для начинающих библиотекарей

Составитель: Хамурзова Л.М.

Азбука библиотекаря: Методическое пособие для начинающих библиотекарей — Нальчик: Каб.-Балк. ун-т., 2005 -62 с.

В жизни надо обязательно заниматься делом, и дело надо найти по душе… Библиотекарь – это дело, дело, которым можно и нужно заниматься профессионально. Но что кроется за этим весьма привлекательным для многих людей термином? Что же это за такой особый мир – мир библиотекаря? Что представляет собой работа библиотекаря как специфический тип профессиональной деятельности? Какова ее роль, ее место в вузе?

Данное пособие ставит своей целью помощь молодым библиотекарям в приобретении навыков библиотечной работы.

Пособие предназначено молодым работникам всех отделов библиотеки университета, а также слушателям курсов повышения квалификации.

Краткая историческая справка…………………………………………….…….5

Состав фондов библиотеки КБГУ. Виды и типы изданий. Обработка книг и их расстановка в фонде……………………………………………….…………25

Ведение инвентарной книги………………………………………….…………31

Исключение документов из библиотечного фонда…………………………. 38

Справочно-информационное обслуживание (СИО)……………………….…40

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА)………………. 41

Книжные выставки и их роль в работе библиотеки………….………. …52

Разделение труда в библиотеке и должностные инструкции….…………..… 54

Предисловие
Высокий уровень квалификации работников, правильный их подбор и расстановка, рациональное использование деловых качеств определяют эффективность деятельности коллектива. Поэтому работа с кадрами, повышение квалификации – не самоцель, а насущная необходимость совершенствования библиотечного дела.

Сегодня, когда выдвигаются высокие требования к компетентности кадров, библиотека университета должна строить свою работу таким образом, чтобы на каждом участке работали люди, обладающие разносторонними профессиональными знаниями, инициативные, требовательные к себе, думающие и способные повседневно учиться. Обеспечивать это возможно только за счет хорошо отлаженной системы повышения квалификации.

Отсутствие научно- практических разработок и теоретических методов совершенствования системы повышения квалификации начинающих библиотекарей, делают актуальными поиски и разработку новых путей решения настоящей проблемы.

При разработке системы повышения квалификации методическое руководство библиотеки КБГУ исходит из того, что ее оптимизация заключается не столько в организации каких либо новых мероприятий, сколько в рациональном использовании и сочетании уже имеющихся форм.

Мы учли, что кадровый состав у нас весьма разнообразен. В отделах, наряду с сотрудниками, обладающими специальной подготовкой, работают и те, кто имеет не библиотечное или среднее образование. К тому же зачастую бытует мнение (особенно у молодых библиотекарей), что профессия библиотекаря – это только выдача книг. И здесь задача состоит в том, чтобы не только научить нового работника своему делу, но и привить интерес и уважение к профессии. Этому способствует сложившаяся в библиотеке КБГУ система профессиональной подготовки молодых библиотекарей. Прежде всего, это «Школа начинающего библиотекаря».

Работа «Школы начинающего библиотекаря» заключается не только в чтении лекции. Каждая лекция сопровождается практическими занятиями. По окончании курса слушатели сдают зачет. В ее работе принимают участие ведущие специалисты библиотеки КБГУ. Проводится Школа по 40 – часовой программе. Программа динамична. Она постоянно дополняется, изменяется, в нее вносятся новые актуальные темы и вопросы. Повышение квалификации затем продолжаются непосредственно в отделах, где знакомство с работой идет по узким направлениям работы отдела, изучается организующая и регламентирующая документация.

Данное пособие преследует весьма скромную цель – овладение навыками библиотечной работы.

Задача обучения сводится к нескольким основным процессам:

  • сформировать у новых библиотекарей целостное представление о работе библиотеки;
  • показать взаимосвязь и взаимообусловленность основных библиотечных процессов работы;
  • обучить практическим умениям и навыкам работы;
  • ориентировать на дальнейшее совершенствование библиотечно-библиографических знаний.

Краткая историческая справка

История Кабардино-Балкарского государственного университета тесным образом связана с одним из ее подразделений – Научной библиотекой. Она открылась одновременно с педагогическим институтом в 1932 году и является крупнейшей вузовской библиотекой Северного Кавказа с богатым исторически сложившимся фондом по профилю университета.

Будущее библиотеки – это, прежде всего, ее прошлое. Библиотека КБГУ уникальна своим фондом, своей особой духовной средой, особой атмосферой, которая сложилась в библиотеке и поддерживается сегодня. Но будущее библиотеки и в ее развитии.

К 1941 году библиотека уже располагала 250.000 томов общественно- политической, математической, физической, биологической, химической, языковедческой, литературоведческой и художественной литературой. В период временной оккупации территории КБАССР немецко-фашистскими захватчиками библиотека фактически погибла.

В послевоенные годы библиотека активно развивается. Основное обеспечение образовательного процесса учебной информацией в университете идет через библиотеку. Ведется комплектование как отечественной, так и иностранной литературой в соответствии с профилем вуза. Устанавливается книгообмен с вузами страны, научно- исследовательскими институтами и организациями.

С 1988 года библиотека КБГУ получает обязательный платный экземпляр всей выходящей на территории страны книжной продукции. С 1993 года является научно- методическим центром библиотек учебных заведений вузов КБР. Она имеет статус областного методического центра (приказ Госкомвуза России № 396 от 29.06. 1993г.) и относится к первой категории по оплате труда.

В целях создания многоуровневой и интегрированной системы профессионального образования в КБР Правительством РФ принято Постановление « О совершенствовании системы профессионального образования в Кабардино-Балкарской Республике» от 10. 09. 1997 г. №1153. В соответствии с этим в состав университета вошли 6 колледжей, ИПК, соответственно 7 библиотек, каждая из которых обеспечивает учебный процесс своего образовательного учреждения.

В настоящее время библиотека имеет 9 филиалов, расположенных в структурных подразделениях вуза, 27 отделов. Обслуживание читателей ведут 12 абонементов, 15 читальных залов и 19 кабинетных библиотек. Общая площадь библиотеки составляет 3508 кв.м.

Смотрите так же:  Приказ о создании комиссии по питанию в доу

Совокупный фонд библиотеки университетского комплекса составляет более 1. 670000 печатных единиц. В фонде библиотеки насчитывается 2100 редких и ценных изданий. Ежегодно приобретается по подписке более 400 наименований отечественных и иностранных периодических изданий.

С 2000 года в библиотеке функционирует электронный читальный зал, где студенты, аспиранты, преподаватели и другие сотрудники имеют доступ к базам данных реферативных журналов ВИНИТИ, РФФИ и др.

Библиотека КБГУ использует полнотекстовые электронные научные ресурсы, находящиеся в свободном доступе в глобальной сети Интернет.

В 2002 году университет выиграл грант Национального фонда подготовки кадров (НФПК) на создание в 2002-2004 годах информационно- библиотечной компьютерной сети университетского комплекса. По данному проекту университет получил для библиотеки 107 компьютеров и другую оргтехнику. Использование ресурсов глобальных компьютерных сетей позволит в значительной мере расширить информационный потенциал библиотеки и компенсировать недостаток или отсутствие многих ценных источников.

Можно сказать, что компьютерные технологии — необходимое условие формирования современного имиджа библиотеки, с их помощью библиотека переходит на новый современный уровень функционирования. Но только условие, потому что главную роль в этом процессе играет личность библиотечного работника.

Этика общения в библиотеке

Поведение – это зеркало,

в котором каждый показывает свой лик.

И. В. Гете.
Библиотечная профессия издавна привлекала к себе выдающихся деятелей общественной науки и культуры. Звание «библиотекарь» считалось чрезвычайно почетным, его удостаивались избранные люди. Но библиотека еще — и богатство государства. «Каждая книга, попавшая в библиотеку, служит великому делу- скоплению в стране богатств»,- справедливо писал А.П. Чехов. Библиотекари собирают это богатство, хранят и распространяют память не только своего народа, но поистине всего рода людского.

К.И. Рубинский отмечал ошибочность представления о легкости библиотечного дела, для которого достаточно общего образования. По его мнению, требованиям библиотечной профессии может отвечать лишь энциклопедически образованный человек. Сегодня мы характеризуем его как библиотекаря – библиографа широкого профиля, обладающего разносторонними знаниями. Таким образом, сегодняшний библиотекарь должен быть информатором, педагогом, социологом, психологом, организатором. Все эти качества поднимут социальную значимость нашей профессии. Возможность обладания этими качествами, в первую очередь, зависит от нас самих. Это каждодневная работа над собой, систематическое совершенствование профессионального мастерства.

В традициях отечественного библиотековедения — внимание к профессиональным качествам библиотекаря всегда рассматривать сквозь призму этических проблем. Уже в монастырских библиотеках средневековой Руси действовали моральные предписания, обязывающие библиотекаря помогать читателю в выборе книг, усвоении прочитанного.

Профессиональная мораль библиотекаря основывается на непосредственном общении с людьми, на постоянном внимании к их интересам, стремлении наиболее полно удовлетворить читательские запросы.

Библиотечная этика насыщена гуманистическими аспектами. Она регулирует поведение библиотекаря так, чтобы укреплялся его авторитет, раскрывалась общественная значимость профессии. Библиотекарю необходимо обладать нравственными качествами. Это составляет основу профессиональной морали библиотекаря и влияет на формирование только ему профессиональной присущей этики.

Профессиональная этика библиотекаря – это совокупность специфических требований и норм нравственности при выполнении им профессиональных обязанностей по обслуживанию потребителей информации. Она формирует у библиотекаря понятие своего профессионального долга и чести, прививает навыки культуры общения и высокого профессионализма.

Профессиональная деятельность, объектом которой выступают живые люди, образуют сложную систему нравственных отношений.

Особенностью труда библиотекаря является общение с читателями, коллегами, внешними организациями.

Какими качествами должен обладать библиотекарь, чтобы успешно выполнять работу по обслуживанию читателей и профессионально общаться с ними? Вспомним « Словарь русского языка» С.И. Ожегова, где отмечаются такие человеческие качества:

  • честность, прямота, искренность в поступках и отношениях;
  • доброжелательность – желание людям добра, готовность содействовать их благополучию;
  • вежливость, соблюдение правил приличия, учтивость;
  • отзывчивость, готовность отозваться на чужие нужды;
  • тактичность, чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевая достоинства людей;
  • порядочность, честность, неспособность совершать антиобщественные поступки;
  • общительность, способность легко входить в общение.

Общение в библиотеке – сложный процесс профессиональных отношений. Большую долю рабочего времени библиотекаря занимает повседневное общение с читателями.

Любую работу легко будет выполнять, если не только трудности иметь в виду, но и думать о преимуществах своей профессии. И действительно, перед нами проходит множество людей. Каждого надо обслужить, но от каждого можно и чему- то научиться. Общение способствует развитию таких ценных качеств, как самообладание, выдержка, наблюдательность, находчивость.

Вы узнаете о чужих вкусах, потребностях, оценках тех или иных вещей; вы слышите речь четкую и красивую, а порой невнятную и грубую.

В последнем случае вы должны будете решать задачу: как обезоружить резкого, нетактичного человека? Обезоружить своей корректностью. Здесь мы будем говорить не о соблюдении правил этикета, а о принятии этичного решения библиотекарем.

Процесс приветствия внесет коррективы в ролевую ситуацию (робкий читатель и уверенный в своей правоте библиотекарь, радушный библиотекарь и благодарный ему за приветливость читатель, равнодушный библиотекарь и раздраженный его невниманием читатель и т.д.). Тон обращения может быть разным. Важно, наличие чувства меры, такта библиотекаря. Приветливость и улыбка (пусть даже это и нелегкое дело после долгих часов работы) избавляют от неприятных ситуаций.
Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы,

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь.

(Из стихотворения поэта В. Солоухина «Здравствуйте»).
Общение библиотекаря и читателя начинается с приветствия. Это важная этикетная норма, которая определяет дальнейшие отношения собеседников. Значимость этого обращения точно определил в данном стихотворении В.Солоухин.

Вежливость обязательна для всех, но для библиотекаря первое и обязательное условие. Это требует профессия библиотекаря, заставляющая его повседневно общаться с самыми разными людьми. Здесь речь идет уже об искусстве общения. Китайская пословица гласит: «Человек, не имеющий улыбки на лице, не должен открывать магазин». То же самое можно сказать и о библиотекаре. Добрый совет, теплое слово – половина успеха в диалоге.

В любом общении есть свои цели, средства, нормы и правила. Целью общения может быть необходимость в совместных трудовых действиях. Здесь в первую очередь проявляется необходимость в установлении деловой связи с партнерами.

Недоброжелательность, ссылки на чрезмерную занятость не что иное, как свидетельство профессиональной непригодности не слишком вежливого работника. Общение с ним раз и навсегда отбивает охоту брать литературу именно в этом отделе. Напротив, если тебя приветливо встречают, внимательно выслушивают и с готовностью помогают найти нужную литературу, обязательно становишься постоянным клиентом данного отдела.

Недопустимы частные разговоры в присутствии читателя. Совершая это нарушение этикета, библиотекарь явно пренебрегает своими служебными обязанностями и выказывает — хочет он того или нет – пренебрежение к окружающим его людям.

Искусству общения необходимо учиться с первых дней работы в библиотеке. Следствием неумения общаться является то, что библиотекарь не умеет построить простой доверительный разговор, расположить к себе читателя. Более того, порой библиотекарь грешит бестактностью, резкостью тона, перебивает читателя, часто не в состоянии уловить нюансы его настроения. Все это приводит к неуважительному отношению к библиотекарю со стороны читателей, наносит вред престижу библиотеки.

Иногда приходится слышать, как библиотекари сетуют на некоторых «привередливых» читателей, доставляющих лишнее беспокойство. Между тем, эти читатели и есть подчас самые интересные хотя бы потому, что они заставляют самого библиотекаря «выворачиваться», использовать свои знания и возможности, оттачивать профессиональное мастерство.

Случается, что библиотекари, оторванные от работы с читателями, забывают о них, т.е. по сути дела перестают понимать подлинный смысл своей деятельности.

Бесспорно, что каждый библиотекарь должен пройти этап обслуживания читателей, чтобы потом лучше осмыслить любую внутреннюю работу библиотеки. Специфическая особенность профессии библиотекаря – умение свободно ориентироваться в литературе, с которой ему приходиться работать. Иной читатель имеет возможность читать куда больше библиотекаря, но отсюда вовсе не следует, что на стороне библиотекаря не может быть ряда специфических преимуществ. К ним относятся: отличная ориентировка в мире книг и путеводителях по ним, знание библиографических источников, умение использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки и разыскивать наиболее полные сведения о необходимой литературе, сделав это быстрее.

Таким образом, знание фонда библиотеки является одним из важных факторов, влияющих на авторитет библиотекаря. Под этим понимается не только скорость, полнота и точность получения читателями информации, но и создание им комфортных условий для работы, производственная эстетика, учет психологических моментов. Современные требования к библиотечному персоналу стали более высокими. Доброжелательность, ответственность и компетентность важны сегодня как никогда. Результат работы каждого отдела библиотеки зависит от хорошо организованной системы взаимодействия с читателями. В этой системе значительную роль играет библиотекарь, его профессиональный уровень, умение общаться с читателем. Если библиотекарь обладает даром убеждения, речевой культурой и приятными манерами – он имеет собственный имидж, который поможет ему поднять работу отдела библиотеки на более высокий уровень.

Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета в одежде и во внешнем облике. Одежда библиотекаря соответствует внутренней культуре, зависит от конкретной ситуации, положения в обществе, возрасте и др. В библиотечной среде не уместна обилие украшений и яркая косметика.

Как видим, соблюдение этикета значительно влияет на авторитет библиотекаря, и облегчает работу с читателями.