Портал закон 273 фз

Оглавление:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2018

Этот нормативный акт устанавливает основные принципы и регулирующие нормы образовательной общественной сферы.

Законом охватывается практически всё: кто принимает участие в указанной деятельности, в каких вариантах она может производиться, как структурно выглядит система образования и её функционирование. Общественная важность этой сферы человеческих взаимоотношений логично требует детального государственного регулирования.

Немаловажным моментом, который определяет Закон «Об образовании», являются права и обязанности обучающихся или их законных представителей и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. В последнем случае регулированием охватываются как организации, которые такую деятельность ведут, так и индивидуальные предприниматели.

Законом устанавливаются основания для начала или окончания отношений в этой сфере, особенности систем общего и профессионального образования, государственного регулирования в данной области, а также вопросы финансирования.

Структура нормативного акта

Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения. Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.

Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования. Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения. Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество.

Кому важно знать закон

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры. Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы.

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

Смотрите так же:  Собственность в мчп понятие

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2018, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2018. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Портал закон 273 фз

Информационный портал создан для оказания экспертно-консультационной и методической помощи руководителям и другими административным работникам образовательных организаций по вопросам, связанным с реализацией нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Последние ответы на вопросы

Изменятся ли как-то нормы об аренде имущества учреждений дополнительного образования детей? Как надо менять отношения с арендаторами в связи с новым законом?

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ предметом регулирования
настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в
сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением
государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием
условий для реализации права на образование. Таким образом, данный закон арендные
отношения не регулирует, поэтому в связи с его вступлением в силу они не изменятся.

По закону об образовании обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу образовательных организаций. Означает ли это, что обучающийся обязан возмещать вред, причиненный имуществу организации дополнительного образования, в которой он занимается?

Закон РФ «Об образовании» (п. 11 ст. 39) позволял образовательным учреждениям сдавать имущество в аренду. В новом законе ничего про это не сказано (за исключением запрета на использование не по назначению жилой площади общежитий). Сохранится ли право на сдачу в аренду имущества организаций дополнительного образования?

Ответ
Вопросы арендных отношений с участием образовательных организаций
регулируются исключительно положениями гражданского законодательства без каких-
либо особенностей, предусмотренных непосредственно законодательством об
образовании.
Согласно общему правилу право сдачи имущества в аренду принадлежит его
собственнику (ст. 608 Гражданского кодекса РФ). Если образовательная организация
владеет имуществом не на праве собственности, а на ином законном праве (например, на

Смотрите так же:  Глава поселковой администрации полномочия

Последние публикации экспертов

Правовое регулирование лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения

Сетевая форма реализации образовательных программ является одним из действующих механизмов кооперации образовательных организаций между собой, с предприятиями, учреждениями культуры и т.д. Однако нередко, имея необходимые ресурсы и человеческий капитал, участники сетевого взаимодействия не имеют права на осуществление образовательной деятельности. В статье разъяснен порядок лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения.

Проблемы транспортного обеспечения обучающихся в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

Статья посвящена правилам транспортного обеспечения обучающихся, установленным ст. 40 Федерального закона № 273-ФЗ. Проанализирована практика разрешения споров, возникающих между участниками образовательных отношений по поводу транспортного обеспечения обучающихся.

Участие обучающихся в управлении образовательной организацией по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Данный Федеральный закон закрепил итоги развития системы образования в Российской Федерации за последние десятилетия, ввел в систему образования новые институты, в том числе, и в сфере управления образовательными организациями.

Новые акты Правительства РФ

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. № 285

Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 370

Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. № 677

Об утверждении Правил заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений

Модели локальных актов

Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. Настоящее положение определяет порядок перехода обучающегося на индивидуальный учебный план, регламентирует вопросы прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации таких обучающихся, конкретизирует порядок взаимодействия образовательной организации с обучающимися при обучении по индивидуальному учебному плану.

Устав школы (бюджетное общеобразовательное учреждение)

Модель устава может использоваться как основа для создания утавов общеобразовательных учреждений следующих типов: общеобразовательное учреждение, бюджетное общеобразовательное учреждение, муниципальное общеобразовательное учреждение н-ского района, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение н-ского района, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости

В соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации. Приведенное Положение является примерной формой, предлагаемой разработчиками проекта и должно быть адаптировано конкретной образовательной организацией при его разработке и утверждении образовательной организацией.

Правила внутреннего распорядка учащихся

Настоящие Правила внутреннего распорядка учащихся разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. № 185, уставом общеобразовательной организации, с учетом мнения совета учащихся и совета родителей.

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Настоящее положение устанавливает порядок создания, организации работы, принятия и исполнения решений Комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (наименование образовательной организации.

Ответы на вопросы

Изменятся ли как-то нормы об аренде имущества учреждений дополнительного образования детей? Как надо менять отношения с арендаторами в связи с новым законом?

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ предметом регулирования
настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в
сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением
государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием
условий для реализации права на образование. Таким образом, данный закон арендные
отношения не регулирует, поэтому в связи с его вступлением в силу они не изменятся.

По закону об образовании обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу образовательных организаций. Означает ли это, что обучающийся обязан возмещать вред, причиненный имуществу организации дополнительного образования, в которой он занимается?

Закон РФ «Об образовании» (п. 11 ст. 39) позволял образовательным учреждениям сдавать имущество в аренду. В новом законе ничего про это не сказано (за исключением запрета на использование не по назначению жилой площади общежитий). Сохранится ли право на сдачу в аренду имущества организаций дополнительного образования?

Ответ
Вопросы арендных отношений с участием образовательных организаций
регулируются исключительно положениями гражданского законодательства без каких-
либо особенностей, предусмотренных непосредственно законодательством об
образовании.
Согласно общему правилу право сдачи имущества в аренду принадлежит его
собственнику (ст. 608 Гражданского кодекса РФ). Если образовательная организация
владеет имуществом не на праве собственности, а на ином законном праве (например, на

Смотрите так же:  Адвокат финансовым пирамидам

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует норма о привлечении организациями дополнительного образования финансовых средств за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Означает ли это, что теперь такая деятельность организаций дополнительного образования незаконна?

Ответ
Действительно, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не
регламентирует деятельность образовательных организаций по привлечению
пожертвований от юридических и (или) физических лиц. Однако это не означает, что
теперь такая деятельность не допускается. Данные отношения урегулированы общими
нормами ст. 582 Гражданского кодекса РФ, а также нормами Федерального закона от 11
августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях».

Какие существуют возможности финансирования образовательного центра и/или социокультурного комплекса?

Ответ:
Возможности финансирования образовательных центров и/или социокультурных
комплексов будут определяться тем, в какой организационно-правовой форме и на какой
основе – ассоциативной или административной – будет создан образовательный центр
и/или социокультурный комплекс. Для каждого варианта образовательного центра и/или
социокультурного комплекса имеются свои возможности многоканального
финансирования с учетом региональных особенностей.
Трудности, связанные с финансированием образовательного центра и/или

Каков алгоритм действий при создании образовательного центра и/или социокультурного комплекса?

Ответ:
Для создания и финансового обеспечения моделей образовательных центров и
социокультурных комплексов необходима разработка документов в зависимости от
выбранного варианта модели:
1. Создание и финансирование сельского образовательного центра или
социокультурного комплекса с центральным звеном:
♦ изменения и дополнения в Устав центрального учреждения;
♦ изменения и дополнения в Устав учреждений-участников

Как может быть создан образовательный центр и/или социокультурный комплекс?

Ответ:
Образовательный центр и/или социокультурный комплекс может быть создан
несколькими путями:
— на ассоциативной основе: учреждения образования, дополнительного образования,
культуры, спорта входят в социокультурный комплекс на договорной основе, строят работу
по единому плану;
— на административной основе: путем передачи образовательному учреждению ставок
работников культуры, спорта, а также необходимой материальной базы и оборудования;
— путем формирования единого юридического лица со структурными подразделениями.

Почему образовательные центры и социокультурные комплексы на практике часто создаются на основе договоров о совместной деятельности?

Ответ:
Как уже отмечалось ранее, финансирование и создание образовательного центра и
социокультурного комплекса в форме единого учреждения сопряжено со многими
трудностями, в том числе и со статусом работников такого комплексного учреждения
(право на специальный стаж, пенсию до наступления пенсионного возраста и другие
неурегулированные проблемы). По этой причине на практике образовательные центры и
социокультурные комплексы создаются, как правило, на основе договора простого

На какие законы надо опираться в первую очередь при создании образовательных центров и/или социокультурных комплексов?

Главным правовым документом, нормы которого используются при создании
образовательного центра и социокультурного комплекса является Гражданский кодекс
Российской Федерации, поскольку именно в нем определяются основные требования к
организационно-правовым формам различных организаций, их имущественные и личные
неимущественные права и обязанности и отношения с собственником (учредителем). В
частности, ст. ст. 48 и 49 ГК РФ содержат понятие и устанавливают правоспособность

Может ли общеобразовательная школа претендовать на отдельное финансирование программ дополнительного образования детей наряду с финансированием основных общеобразовательных программ согласно ФГОС?

Ответ
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» общеобразовательные организации вправе реализовывать дополнительные
общеобразовательные программы при наличии лицензии.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации в сфере образования относится, в частности, обеспечение дополнительного
образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством

Информационный портал создан для оказания экспертно-консультационной и методической помощи руководителям и другими административным работникам образовательных организаций по вопросам, связанным с реализацией нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ вступает в силу 1 сентября 2013 года (за исключением отдельных положений). Фактически новый Федеральный закон существенным образом меняет систему российского законодательства об образовании, вносит целый ряд важных нововведений и изменений. Нормы Федерального закона предусматривают принятие свыше 100 подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня.

Конечно, данные изменения требуют активной работы со стороны руководства образовательных организаций, направленной на реализацию новых законодательных норм на практике. Следует пересмотреть систему локальных актов каждой образовательной организации, довести до сведения работников организации изменения, касающиеся их деятельности, чтобы, в конечном счете, обеспечить реализацию норм нового Федерального закона в соответствии с тем смыслом и содержанием, что в них закладывал законодатель.

Разработчики портала понимают, что руководители образовательных организаций – не профессиональные юристы, а наличие собственного юрисконсульта в школе или даже колледже остается большой редкостью. При этом, как известно, незнание или неправильное понимание закона не освобождает от ответственности и не является оправданием нарушений законодательства. Помочь руководителю, а также его заместителям и другим работникам разобраться в содержание нового Федерального закона, сложных вопросах его практического применения, определить план мероприятий по реализации Федерального закона в условиях конкретной образовательной организации – главные задачи информационного портала.

На страницах портала вы найдете комментарии ведущих экспертов и юристов, специализирующихся в сфере образовательного законодательства, обобщенные консультации по конкретным вопросам, возникающим на практике, сможете поучаствовать в проблемных вебинарах, задать вопросы на форуме.

Наши авторы и эксперты будут стараться готовить комментарии и отвечать на вопросы максимально доступным для целевой аудитории управленческих работников сферы образования языком, исключив по возможности использование специальной юридической терминологии.