Полномочия следователя определены в

Следователи и их полномочия

Следователь – должностное лицо соответствующего правоохранительного органа, специально назначенное выполнять единственную и главную функцию расследования преступления.

Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены УПК РФ.

Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасилованиях, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами ОВД, таможенных органов, и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.

Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского составов ФСБ и Службы внешней разведки.

Следователи ОВД расследуют все дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, о незаконном обороте наркотиков и т. д.

Следователи ФСБ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, об угоне самолетов, о государственной измене, шпионаже и диверсиях, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции.

В связи с созданием Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям в Следственном комитете при МВД России образуется управление по расследованию экономических и налоговых преступлений.

Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Закон предоставляет право следователю не согласиться с указаниями прокурора: об избрании меры пресечения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных следственных действий, об отводе следователя или о его отстранении от ведения дела и т. д.

Полномочия следователя включают также его право давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, которые обязательны для исполнения.

Постановления следователя, вынесенные согласно закону, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Полномочия следователя определены в

Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и последующей передачи уголовного дела в суд для рассмотрения по существу или прекращения уголовного дела.

Полномочия следователя общим образом определяются в ст. 38 УПК РФ и конкретизируются в уголовно — процессуальном законодательстве применительно к производству конкретных следственных и иных процессуальных действий и принятию решений по вопросам, возникающим в ходе предварительного следствия.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.

Следователь процессуально самостоятелен при принятии решений о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий.

Вместе с тем прокурор, осуществляя свои надзорные полномочия, вправе требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (п. 3 ч. 2ст. 37 УПК РФ).

Ряд полномочий следователя носит властный характер. В частности, следователь вправе требовать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц выполнения или невыполнения определенных действий (например, не покидать без разрешения следователя место постоянного или временного проживания, представлять необходимые предметы документы.

Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести соответствующим организации или должностному лицу представление о принятии мер устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения ( ч. 2 ст. 158 УПК).

Властный характер полномочий следователя обнаруживается в его взаимоотношениях с органами дознания. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о произведении оперативно — розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

В случае незаконного или необоснованного уголовного преследования следователь принимает надлежащие меры по реабилитации лица.

Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь, определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК РФ).

Статья 38. Следователь

СТ 38 УПК РФ

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Комментарий к Статье 38 Уголовно-процессуального кодекса

1. Положения комментируемой статьи регламентируют процессуальные полномочия и процессуальный статус следователя при осуществлении им уголовно-процессуальной деятельности по уголовным делам. Следователь, являясь участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, реализует функцию уголовного преследования по уголовному делу. При реализации функции уголовного преследования следователь наделяется соответствующими полномочиями. Все полномочия следователя определены в УПК РФ. При осуществлении уголовно-процессуальной деятельности по уголовным делам следователь наделяется рядом властно-распорядительных полномочий, реализация которых обеспечивает достижение назначения уголовного судопроизводства.

2. По своей правовой природе все полномочия следователя носят обвинительный уклон. Дело в том, что, являясь участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, он должен осуществлять деятельность только в рамках изобличения лиц (лица), виновного в совершении преступления, являясь, тем самым, двигателем состязательного процесса. Но в силу того что следователь, устанавливая в обязательном порядке все обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, вправе, в соответствии с ч. 2 ст. 6 УПК РФ, и отказаться от уголовного преследования при производстве по уголовному делу, данное полномочие в той же мере отвечает назначению уголовного судопроизводства, осуществляемого следователем, как само уголовное преследование. При этом УПК РФ предусматривает процедуру прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования в соответствии со ст. ст. 24 — 281 УПК РФ. Кроме того, отказ от уголовного преследования следователя, при наличии определенных обстоятельств, представляет собой процессуальную экономию уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовному делу. Сам по себе отказ следователя от уголовного преследования связан с дискреционными характеристиками данного положения.

3. При осуществлении уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовному делу следователь наделяется следующими полномочиями:

— принимать и проверять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). При этом в случаях, если имеются все основания для принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела, но оно не подследственно данному следователю, руководителю следственного органа, то следователь принимает следующие виды процессуальных решений: а) в соответствии с ч. 3 ст. 146 УПК РФ принимает процессуальное решение о возбуждении уголовного дела, но уголовное дело в этом случае должно быть направлено прокурору для определения подследственности; б) в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ принимает процессуальное решение о передаче сообщения по подследственности, руководствуясь ст. 151 УПК РФ, а по уголовным дела частного обвинения — в суд (Более подробно см. комментарий к ст. 145 УПК РФ.);

Смотрите так же:  Дешёвое осаго в красноярске

— возбуждать уголовное дело (п. 1 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 146 УПК РФ). В этом случае в соответствии с ч. 1 ст. 156 УПК РФ следователь должен вынести постановление о принятии уголовного дела к своему производству. Кроме того, следователь вправе при наличии указаний руководителя следственного органа передавать его руководителю для направления по подследственности;

— отказывать в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ);

— принимать уголовное дело к своему производству (п. 2 ч. 2 ст. 38 УПК РФ), при этом выносится соответствующее постановление;

— осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в форме предварительного следствия либо дознания. Кроме того, следователь может осуществлять предварительное следствие самостоятельно либо в составе следственной группы. (Более подробно см. комментарий к ст. 163 УПК РФ.) При этом следователь самостоятельно направляет ход расследования. УПК РФ не дает прямого ответа на вопрос, что понимать под направлением хода расследования или направлением расследования. Скорее всего, речь в данном случае идет о самостоятельном принятии процессуальных решений и совершении процессуальных действий, связанных с квалификацией преступлений, определения, в соответствии методикой расследования преступлений, обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, определения первоначального и дальнейшего хода расследования. Кроме того, следователь самостоятельно принимает ряд процессуальных решений, связанных с производством процессуальных действий, применяет в установленных законом случаях меры уголовно-процессуального принуждения, и т.д. Доказательства, собранные в процессе производства предварительного расследования, следователь оценивает по внутреннему убеждению, основанному на законе;

— заявлять самоотвод при наличии обстоятельств, исключающих его участие в производстве по делу (ст. 62 УПК РФ);

— принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения или согласие руководителя следственного органа (п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ);

— возбуждать перед судом с согласия руководителя следственного органа ходатайство об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (ч. 1 ст. 165 УПК РФ);

— задерживать лицо по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ);

— в пределах своих полномочий избирать обвиняемому или подозреваемому меру пресечения (ст. 97 УПК РФ);

— принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества, меры к неразглашению данных предварительного расследования (ст. ст. 160, 161 УПК РФ);

— составлять протокол о неисполнении участниками производства по делу своих процессуальных обязанностей и направлять его в суд для наложения на нарушителя денежного взыскания (ст. 118 УПК РФ);

— давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164, ст. 210 УПК РФ);

— самостоятельно принимать процессуальное решение о выделении из уголовного дела в отдельное производство другого уголовного дела (ст. 154 УПК РФ), а также материалов, содержащих сведения о новом преступлении, не связанном с расследуемым (ст. 155 УПК РФ);

— рассматривать ходатайства участников предварительного следствия с вынесением постановления в случае отказа (ст. 159 УПК РФ);

— привлекать лицо в качестве обвиняемого и предъявлять ему обвинение в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК РФ, а при производстве дознания — в порядке, предусмотренном гл. 32 и 32.1 УПК РФ;

— приостанавливать и возобновлять предварительное следствие (гл. 28 УПК РФ);

— прекращать уголовное дело по основаниям, предусмотренным ст. ст. 24 — 281 УПК РФ и др.;

— представить письменные возражения руководителю следственного органа при несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (ч. 3 ст. 38);

— обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

— обжаловать указания руководителя следственного органа, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 39, руководителю вышестоящего следственного органа. В случае обжалования следователем указаний руководителя следственного органа вышестоящему руководителю в соответствии с ч. 3 ст. 39 УПК РФ их исполнение не приостанавливается. Исключением являются случаи, когда они касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения (ч. 3 ст. 39);

— оканчивать производство предварительного следствия, дознания и направлять уголовное дело с обвинительным заключением, обвинительным актом (обвинительным постановлением) прокурору в порядке, предусмотренном гл. 30, 32, 32.1 УПК РФ;

— вносить запрос компетентным органам или должностным лицам иностранного государства о производстве процессуальных действий на территории иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности (ч. 1 ст. 453 УПК РФ);

— и другие полномочия, предусмотренные УПК РФ.

4. При реализации ряда полномочий следователя при производстве по уголовному делу необходимо согласие суда. В этих случаях следователь возбуждает соответствующее ходатайство перед судом, согласовав его с руководителем следственного органа. Свое процессуальное решение следователь реализует посредством вынесения соответствующего постановления. Кроме того, он совместно с прокурором участвует в судебном заседании при рассмотрении заявленных ходатайств. Так, при рассмотрении постановления следователя о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде залога, домашнего ареста, заключения под стражу следователь совместно с прокурором участвует в судебном заседании. (Более подробно см. комментарий к ст. ст. 106 — 108 УПК РФ.) Кроме того, следователь ходатайствует перед судом о продлении срока заключения под стражу, домашнего ареста, при рассмотрении которых вправе участвовать в судебном заседании (ст. 109 УПК РФ). Такие же по своей правовой природе постановления следователь выносит в следующих случаях: о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности (ст. 114 УПК РФ), о наложения ареста на имущество (ст. 115 УПК РФ), о наложении ареста на имущество (ст. 116 УПК РФ). В тех случаях, когда кем-либо из участников уголовного судопроизводства не исполняются процессуальные обязанности на досудебной части уголовного судопроизводства, предусмотренные УПК РФ, следователь составляет протокол о данных нарушениях, который направляет в соответствующий районный (гарнизонный) военный суд для его рассмотрения и принятия соответствующего процессуального решения.

5. Для производства ряда следственных и иных процессуальных действий на досудебной части уголовного судопроизводства необходимо получить согласие суда. В этих случаях следователь возбуждает ходатайство перед судом о необходимости производства соответствующего следственного или процессуального действия. Данное процессуального решение оформляется соответствующим постановлением следователя, которое должно быть согласовано с руководителем следственного органа. Кроме того, он участвует в судебном заседании при рассмотрении заявленных ходатайств. Суд принимает соответствующее процессуальное решение о производстве следующих следственных и иных процессуальных действий, в случае заявленного ходатайства об их производстве следователем:

— разрешение производства осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц (ст. 177 УПК РФ);

— разрешение извлечения трупа (эксгумация) в случае возражения родственниками или близкими родственниками покойного на проведение эксгумации (ч. 3 ст. 178 УПК РФ);

— производство выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард (ч. 3 ст. 183 УПК РФ);

— производство обыска (выемки) в жилище (ст. ст. 182, 183 УПК РФ);

— производство личного обыска подозреваемого или обвиняемого (ст. 184 УПК РФ);

— наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и производство их осмотра и выемка (ст. 185 УПК РФ);

— производство контроля и запись телефонных и иных переговоров (ст. 186 УПК РФ);

— получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1 УПК РФ);

— в других случаях, связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан.

Кроме того, следователь в исключительных случаях, таких как производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложения ареста на имущество, которые связаны с обстоятельствами, не терпящими отлагательства, в течение 24 часов должен уведомить об этом судью (ч. 5 ст. 165 УПК РФ).

Смотрите так же:  Подоходный налог при продаже квартиры льготы

6. К отдельным полномочиям следователя УПК РФ относит уголовно-процессуальную деятельность по уголовным делам в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. (Более подробно см. комментарий к гл. 51 УПК РФ.) Кроме того, отдельно рассматриваются полномочия следователя по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. (Более подробно см. комментарий к гл. 50 УПК РФ.)

7. К числу иных полномочий следователя, не указанных в комментируемой статье, следует отнести и его обязанность разъяснять права и обязанности участникам уголовного судопроизводства, обеспечивать возможность их осуществления посредством проведения отдельных следственных действий, составления процессуальных документов и т.д. (Более подробно см. комментарий к ст. ст. 86, 91, 100 — 101, 134, 171 — 175 и др.)

8. Выше перечисленные полномочия в соответствии с п. 40.1 ст. 5 УПК РФ распространяются и на следователя-криминалиста. При этом он обладает и дополнительными полномочиями при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности в ходе производства по уголовному делу. Исходя из положений п. 40.1 ст. 5 УПК РФ следователь-криминалист не принимает уголовное дело к своему производству, но участвует самостоятельно в производстве ряда следственных и иных процессуальных действий при производстве по уголовному делу. Так, Судебная коллегия ВС РФ признала, что возбуждение уголовного дела следователем-криминалистом не противоречит уголовно-процессуальному законодательству. В материалах дела усматривается, что оно было возбуждено следователем-криминалистом, который входил в следственную группу . Кроме того, в системе СК РФ уголовно-процессуальная деятельность следователя-криминалиста, в том числе и его полномочия, регламентированы в Приказе Председателя Следственного комитета РФ от 11 августа 2011 г. N 124 «Об организации работы следователей-криминалистов в системе Следственного комитета Российской Федерации».
———————————
См.: Определение Судебной коллегии ВС РФ N 50-АПУ3-5 // .

9. Процессуальные решения и действия следователя, которые ограничивают доступ к правосудию, нарушают конституционные права и свободы граждан, могут быть обжалованы в суд порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. (Более подробно см. комментарий к ст. 125 УПК РФ.)

10. В отношении следователя применяется особый порядок возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого. (Более подробно см. комментарий к ст. 448 УПК РФ.)

11. Некоторые полномочия следователя в системе Следственного комитета РФ более детально регламентированы в некоторых Приказах Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации», N 1 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации», N 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации», а также в Приказе заместителя Председателя Следственного комитета РФ — руководителя Главного военного следственного управления от 16 марта 2011 N 31 «Об организации и осуществлении в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации работы по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, и принятию мер по их устранению», и др. .
———————————
См.: Приказ Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 17 октября 2014 г. N 89 «Об объеме процессуальных полномочий руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» // РГ. 2014. 28 нояб.

§1. Полномочия следователя

Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для разрешения сообщений о преступлениях, установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и соответственно обеспечения надлежащих условий для рассмотрения и разрешения судом уголовного дела по существу, освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, либо реабилитации невиновного.
Полномочия следователя общим образом определяются в ст. 38 УПК РФ и конкретизируются в уголовно-процессуальном законодательстве применительно к стадиям возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, производству конкретных следственных и иных процессуальных действий и принятию решений по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Отдельные процессуальные полномочия следователя установлены в иных федеральных законах, а организационные полномочиях— в нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ по вопросам организации предварительного следствия, а также в нормативных правовых актах, изданных Генеральной прокуратурой РФ, Министерством внутренних дел РФ и Федеральной службой безопасности РФ совместно с руководителями других министерств, комитетов и служб.
Анализ содержания уголовно-процессуальных норм, в которых закреплены процессуальные права и обязанности следователя, дает основание для следующей классификации его процессуальных полномочий: полномочия по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях; полномочия по установлению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу; полномочия по осуществлению уголовного преследования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; полномочия по охране прав и свобод лиц, привлекаемых к участию в производстве по уголовному делу; полномочия давать поручения органам дознания.
1. Полномочия по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях. Этот вид полномочий установлен в п. 1 ч. 2 ст. 38 и в ст. 146-148 УПК РФ. Полномочия пп 9эпсм/эт^ужл-й-разреше-»»» «-«^s-w-iwrfh kjпритупления, как правило, могут быть реализованы в пределах подследственности уголовных дел, установленной в ст. 151 УПК РФ. Вместе с тем в случаях, когда немедленная передача сообщения по подследственности может повлечь негативные последствия (например, заинтересованные лица, воспользовавшись тем, что никто не проводит проверку заявления (сообщения) о преступлении, предпринимают меры к уничтожению следов преступления или фальсификации доказательств и т.п.), следователь обязан проверить сообщение о преступлении и при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело, произвести неотложные следственные действия, а затем выполнить требование ч. 5 ст. 152 УПК РФ о передаче уголовного дела по подследственности. Подробнее о порядке возбуждения уголовного дела см. главу 2 настоящего руководства.
Следователи специализированных прокуратур реализуют полномочия по возбуждению уголовных дел с учетом положений, закрепленных в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 9.09.2002 № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур».
В частности, следователи военных прокуратур возбуждают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения.
Следователи закрытых территориальных образований г. Межгорье и комплекса «Байконур» возбуждают уголовные дела о преступлениях, совершенных в пределах этих административно-территориальных образований, кроме уголовных дел о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Полномочия следователей территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте разграничены Указанием Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и
50

Глава 3. Основные положения предварительного расследования
» Министерства путей сообщения РФ от 3.04.1995 г. № 19/23-1/1609-103 «О порядке реагирования на тсязнаки преступления и рассмотрения заявлений и сообщений о хищении грузов». В названном Указании установлен перечень документов, которые должны быть направлены органам предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о хищении грузов.
Аналогичным образом установлен перечень документов, которые подлежат направлению в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел о нарушении санитарного законодательства и законодательства о промышленной безопасности (см.: Письмо Генеральной прокуратуры в Комитет санэпиднадзора России «О надлежащем оформлении и направлении в органы прокуратуры материалов по фактам санитарных правонарушений» от 23.07.1992 г. № 7-10д-92), об экологических преступлениях (см.: Письмо Генеральной прокуратуры ?Ф «О надлежащем оформлении и направлении материалов в органы прокуратуры по фактам уголовно-наказуемых нарушений природоохранного законодательства» от 23.07.1992 г. №7-10д-92 | направлено в Минэкологии России) и др.
2. Полномочия по установлению обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уго
ловному делу. Данный вид полномочий реализуется путем доказывания, т.е. путем собирания, про
верки и оценки доказательств (ст. 85 УПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 86 УПК РФ следователь осуществляет собирание доказательств путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В реальной действительности основным способом собирания доказательств является производство следственных действий, поскольку в действующем УПК РФ не предусмотрено выполнение иных процессуальных действий, в ходе которых могли бы быть получены сведения, отвечающие требованиям, закрепленным в ч. I ст. 74 УПК РФ. Исключением можно считать направление запроса о правовой помощи зарубежным правоохранительным органам в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ.
Одним из способов собирания доказательств является получение следователем письменных документов и предметов, представляемых для приобщения к уголовному делу в качестве доказательств подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями (ч. 2 ст. 86 УПК РФ). В УПК РФ не установлен порядок получения указанных документов и предметов.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следственные действия могут быть произведены по поручению следователя органами дознания. Вели при этом были выполнены требования относительно формы поручения и компетенции органов дознания на производство следственных действий, полученные сведения являются доказательствами при условии, что они отвечают требованиям относи-мости, допустимости и достоверности.
3. Полномочия по осуществлению уголовного преследования. Наличие таких полномочий
обусловлено тем, что согласно ч. 1 ст. 21 УПК РФ следователь обязан осуществлять от имени госу-
дарства уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения.
К полномочиям следователя как субъекта уголовного преследования относятся: возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица (подробнее см. главу 2 настоящего руководства); задержание лица в качестве подозреваемого (подробнее см. §1 главы 4 настоящего руководства); привлечение лица в качестве обвиняемого (подробнее см. главу 5 настоящего руководства); розыск скрывшегося подозреваемого или обвиняемого (подробнее см. §1 главы 6 настоящего руководства); применение к обвиняемому меры пресечения (подробнее см. §2 главы 4 настоящего руководства); составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору для передачи по подсудности (подробнее см. §3 главы б настоящего руководства).
4. Полномочия по охране прав и свобод лиц, привлекаемых к участию в производстве по уго
ловному делу.

Смотрите так же:  Как оформить группу в facebook

Наличие указанных полномочий вытекает из положений, закрепленных в ст. 11 УПК
РФ, согласно которой следователь, во-первых, обязан разъяснить подозреваемому, обвиняемому,
потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголов
ного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеепечить возможность осуще
ствления этих прав (ч. 1), во-вторых, принять меры безопасности в отношении потерпевшего, сви
детеля и иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников,
родственников или близких лиц при наличии достаточных данных о том, что указанным лицам уг
рожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо
иными противоправными деяниями (ч. 3).
Указанные полномочия следователя конкретизируются применительно к отдельным процессуальным правам участников уголовного судопроизводства, установленным в ст. 42, 44, 46, 47, 48, 53 и 54 УПК РФ.

Глава 3. Основные положения предварительного расследования
При этом следует иметь в виду, что закон специально выделяет полномочия следователя по обеспечению подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК РФ).
5. Полномочия следователя давать поручения органу дознания. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения 1шсьм^яЙШеп8ру^нйяаоппровёд.ёнйи»опёратйвно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Поручение — это письменное предложение следователя органу дознания выполнить определенные процессуальные действия или оперативно-розыскные мероприятия. В поручении указывается: орган дознания, которому дается поручение; краткое изложение сущности дела, по которому дается поручение; уголовно-процессуальная норма, дающая следователю основание для дачи поручения; следственные и розыскные действия, которые необходимо выполнить; от кого исходит поручение.
В поручении может содержаться указание в виде разъяснении, как выполнить поручение. Иначе говоря, указание — это сообщение следователем органу дознания тактических условий выполнения поручения. Например, следователь дает указание: сообщить свидетелю перед допросом, что преступник арестован и не следует опасаться мести, или огласить свидетелю показания потерпевшего и т.п.
Право следователя давать органам дознания поручения о производстве следственных действий имеет определенные границы. Следует иметь в виду, что следователь вправе дать поручения лишь тогда, когда в силу объективных причин он не может лично произвести требуемые следственные действия. В любом случае следователь не вправе поручать органу дознания принятие решений, которые требуют оценки совокупности доказательств, имеющихся в уголовном деле, а также выполнения определенных действий. Иначе говоря, следователь не вправе поручить органу дознания выполнение таких действий, как предъявление обвинения и допрос обвиняемого, избрание меры пресечения, признание лица потерпевшим, гражданским истцом, привлечение в качестве гражданского ответчика, назначение экспертиз и других действий.
Следователь также не вправе поручать органу дознания производство таких следственных действий, которые имеют наиболее важное значение по данному уголовному делу или требуют особо умелого и квалифицированного исполнения (например, осмотр места происшествия при убийстве, авиакатастрофах, предъявление для опознания, следственный эксперимент и др.).
Поручения следует направлять начальнику органа дознания, поскольку он знает, кому из его подчиненных можно поручить выполнение требуемых действий с учетом его профессионального мастерства и выполняемого в данный момент объема работ.
Поручения могут быть направлены конкретным сотрудникам органа дознания в тех случаях, когда, они включены в состав следственно-оперативной группы. Копии поручений приобщаются к уголовному делу вместе с протоколами соответствующих следственных действий, произведенных сотрудниками органов дознания по поручению следователя. В противном случае результаты произведенных следственных действий могут быть признаны не имеющими юридической силы.
Следователь вправе поивлечь к участию и следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК РФ),
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст, 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с Кодексом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора.
Закон содержит исчерпывающий перечень случаев, когда необходимо получение судебного решения и (или) санкции прокурора на принятие следователем решений или выполнение уголовно-процессуальных действий.
Следователь процессуально независим при принятии решений о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий.
Процессуальная независимость следователя заключается в том, что никто, кроме действующих
в пределах предоставленных им полномочий прокурора и начальника следственного отдела, не мо-
ж*г noTp.5oi.an, мотерпшщ, на основе которых следователь вынес постановление об отказе в воз
буждении уголовного дела, уголовные дела для проверки состояния расследования, изучения и да
чи по ним указаний, определения квалификации преступления или иным способом вмешиваться в
процессуальную деятельность следователя. .
Одним из средств обеспечения процессуальной независимости следователя является законодательное ограничение полномочий прокурора и.начальника следственного отдела по осуществлению процессуального руководства предварительным следствием (см. ч. 3 ст. 38, ч. 4 ст. 39 УПК РФ и др.).
52

Глава 3. Основные положения предварительного расследования
Ряд полномочий следователя носит властный характер. В частности, следователь вправе требовать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц выполнения или невыполнения определенных действий (например, не покидать без разрешения следователя место постоянного или временного проживания, предоставлять необходимые предметы и документы, принимать участие в производстве следственных действий в качестве понятых, переводчиков, специалистов и т. п.). Разумеется, требования следователя должны быть правомерными.
Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести соответствующим организации или должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК РФ).
Следователь обязан принимать надлежащие меры по реабилитации лица, которое было подвергнуто незаконному или необоснованному уголовному преследованию. При этом причиненный гражданину вред возмещается государством в полном объеме независимо от вины следователя или иных должностных лиц уголовного судопроизводства.
Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК РФ).
Если сведения о задержании реабилитированного, заключении его под стражу, временном отстранении его от должности, применении к нему принудительных мер медицинского характера, осуждении реабилитированного и иных примененных к нему незаконных действиях были опубликованы в печати, распространены по радио, телевидению или в иных средствах массовой информации, то по требованию реабилитированного, а в случае его смерти — его родственников или письменному указанию следователя соответствующие средства массовой информации обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации (ч. 3 ст. 136 УПК РФ).
По требованию реабилитированного, а в случае его смерти — его родственников следователь обязан в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправь дывающих гражданина, по месту его работы, учебы или месту жительства (ч. 4 ст. 136 УПК РФ).