Полномочия и структура высшего арбитражного суда рф

3.1. Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд осуществляет следующие функции:

рассматривает в первой инстанции а) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; б) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;

рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности а) указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации за-конов, иных нормативных актов и договоров; б) закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах РФ» и другими федеральными конституционными законами.

Структура Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в следующем составе (рис. 2).

Рис. 2. Структура Высшего Арбитражного Суда РФ

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Пленум ВАС РФ решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. Он действует в составе Председателя ВСА РФ, заместителей Председателя и судей ВАС РФ.

В заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе принимать участие депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя ВАС РФ в заседаниях Пленума ВАС РФ могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.

Полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

решает вопрос о выступлении с законодательной ини-циативой;

решает вопросы об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

избирает по представлению Председателя ВАС РФ секретаря Пленума ВАС РФ из числа судей ВАС РФ;

утверждает по представлению Председателя ВАС РФ членов судебных коллегий и председателей судебных составов ВАС РФ;

утверждает в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ», места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;

утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации судей этого суда, входящих в состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

утверждает по представлению Председателя ВАС РФ регламент арбитражных судов;

10) решает другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации в соответст-вии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ».

По вопросам своего ведения Пленум ВАС РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.

Пленум ВАС Российской Федерации созывается Председателем ВАС РФ по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Пленум ВАС Российской Федерации правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава.

Постановления Пленума ВАС Российской Федерации принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума. Постановление Пленума ВАС Российской Федерации подписывается Председателем ВАС РФ и секретарем Пленума.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе принимать участие Генеральный прокурор Российской Федерации. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

рассматривает дела в порядке надзора по заявлениям (представлениям) на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации;

рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по мере необходимости. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. По-становления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

В ВАС РФ создаются судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, из числа судей ВАС РФ, которые утверждаются Пленумом ВАС РФ по представлению Председателя ВАС РФ.

Судебные коллегии ВАС РФ возглавляют председатели — заместители Председателя ВАС РФ.

Председатель ВАС РФ в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии ВАС РФ: 1) рассматривают дела в первой инстанции; 2) изучают и обобщают судебную практику; 3) разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; 4) анализируют судебную статистику; 5) а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

Судебные составы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

В судебных коллегиях ВАС РФ образовываются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Они формируются Председателем ВАС РФ.

Судебные составы возглавляют председатели, утверждаемые Пленумом ВАС РФ.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Председатель ВАС РФ является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Председатель ВАС РФ осуществляет следующие полномочия:

организует деятельность ВАС РФ и системы арбитражных судов в Российской Федерации;

созывает Пленум и Президиум ВАС РФ и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотре-ние Пленума и Президиума вопросы, отнесенные Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ» к их ведению;

осуществляет общее руководство аппаратом ВАС РФ, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата ВАС РФ;

распределяет обязанности между заместителями Председателя ВАС РФ;

формирует из числа судей ВАС РФ судебные составы ВАС РФ;

выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные указанным Федеральным конституционным законом к его ведению;

представляет ВАС РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

осуществляет другие полномочия.

Председатель ВАС РФ издает приказы и распоряжения. Председатель ВАС РФ вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации.

Заместители Председателя ВАС РФ являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Заместители Председателя ВАС РФ в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата ВАС РФ и системы арбитражных судов в РФ.

В случае отсутствия Председателя ВАС РФ его полномочия осуществляет первый заместитель Председателя, а в отсутствие первого заместителя один из заместителей Председателя.

Заместители Председателя ВАС РФ вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации.

Совещательные органы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Совет председателей арбитражных судов

При ВАС РФ действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя ВАС РФ и председателей арбитражных судов в РФ. Заседания Совета проводятся по мере необходимости.

Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.

Для реализации решений Совета председателей арбитражных судов Председатель ВАС РФ издает приказы и распоряжения.

Научно-консультативный совет при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при ВАС РФ действует Научно-консультативный совет.

Состав Научно-консультативного совета и положение о нем утверждаются Председателем ВАС РФ.

Высший арбитражный суд рф, его структура и компитенция

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

1.Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Смотрите так же:  Приказ 40 от 2007

Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. Касационная инстанция (Федеральные арбитражные суды округов)

3.Аппеляционная инстанция (Арбитражные апеляционные суды)

4.Первая инстанция (Арбитражные суды субьектов РФ)

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

1.Председатель ВАС РФ

3.Президиум ВАС РФ

1.1Заместитель председателя ВАС РФ

1.1.1.Судебная коллегия по расмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений

А.Первый судебный состав (по корапционному праву)

Б.Второй судебный состав (по вещевому праву)

Г.третий судебный состав (по договорному праву

1.1.2 Судебная коллегия по расмотрению споров, возникающих из административных провоотношений

А.Четвертый судебный состав(административный)

Б.пятый судебный состав (налоговый)

Г.Шестой судебный состав (экспертный)

Компитенция ВАС РФ

Компетенция арбитражных судов включает в себя два понятия: подсудность и подведомственность (глава 4 АПК РФ). Так, подведомственность как понятие употребляется в законодательстве в различных смыслах. В частности, как предметная компетенция — относит разрешение споров и иных правовых вопросов к ведению судов общей юрисдикции, арбитражных судов, иных органов и организаций.

Подсудность в свою очередь определяет, какому органу данной судебной системы исходя из подведомственности дело подлежит рассмотрению по первой инстанции (т. е. в какой суд непосредственно подается заявление).

Перечень дел, подведомственных арбитражному суду, приведен в статьях 27–32 АПК РФ. Во-первых, судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Во-вторых, АПК РФ указывает на субъектов споров, дела с участием которых подведомственны арбитражным судам. Такими участниками являются: организации (юридические лица), индивидуальные предприниматели, Российская Федерация, ее субъекты, иностранные организации и т. д. (п. 2 ст. 27 АПК РФ).

это важно Споры между участниками хозяйственных товариществ и обществ, если хотя бы один из них является гражданином, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, за исключением случаев, когда указанные споры связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью указанных хозяйственных товариществ и обществ.

Арбитражный процессуальный кодекс установил также специальную подведомственность арбитражных судов. Ее специальность состоит в том, что некоторые категории дел относятся к рассмотрению независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. К таким категориям дел относятся: о несостоятельности (банкротстве);

по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Отметим, что дела по аналогичным спорам в отношении других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Арбитражным судам подведомственны споры по искам заинтересованных лиц к держателю реестра акционеров общества или к депозитарию, связанные с осуществляемой ими деятельностью, в том числе по учету прав на акции и иные эмиссионные ценные бумаги общества, споры о признании выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным, в том числе о признании недействительными актов государственных и иных органов о регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг общества и отчета об итогах выпуска этих ценных бумаг.

Касательно дел о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности необходимо отметить, что такие дела относятся к ведению арбитражных судов и в том случае, если к участию в деле привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, например автор распространенных (опубликованных) сведений.

Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Конституцией РФ закреплено право на рассмотрение дела тем судьей и в том суде, к подсудности которого оно отнесено законом. Виды подсудности приведены на схеме.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 28.04.95 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) «ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 28.04.95 — «Собрание законодательства РФ», 01.05.1995, N 18, ст. 1589,
  • «Российская газета», N 93, 16.05.95)

Статья 10. Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:

1) рассматривает в первой инстанции:

дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

(в ред. Федерального конституционного закона от 04.07.2003 N 4-ФКЗ)

дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;

2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

(в ред. Федерального конституционного закона от 04.07.2003 N 4-ФКЗ)

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

9.1) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

(в ред. Федерального конституционного закона от 04.07.2003 N 4-ФКЗ)

10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.

2. Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

3. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

9.6.2 Структура Высшего Арбитражного Суда РФ. Порядок работы структурных подразделений

Высший Арбитражный Суд РФ состоит из:

— Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ,

— Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ,

— Судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ;

— аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ.

Помимо того при Высшем Арбитражном Суде РФ функционирует Научно-консультативный совет.

В составе Высшего Арбитражного Суда РФ действуют следующие судебные коллегии:

— судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

— судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

9.6.2.1 Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ

Важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации разрешаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ — это общее собрание всех судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Поэтому он действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ формируется вместе

с образованием самого Высшего Арбитражного Суда РФ. Между тем почти невозможно два раза в год, а именно с такой частотой должен заседать Пленум, собрать вместе всех судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Поэтому в законе закреплено правило, согласно которому заседание Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ правомочно при наличии не менее двух третей его состава.

Кроме членов Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.

Смотрите так же:  Ученический договор на обучение сотрудника

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

1) рассматривать материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и давать разъяснения по вопросам судебной практики. Разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ способствуют точному и единообразному применению как материального, так и процессуального закона, укреплению законности и правопорядка в государстве;

2) решать вопрос о выступлении с законодательной инициати-

3) решать вопросы об обращении в Конституционный Суд РФ

с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

4) избирать по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ (в том числе неоднократно) секретаря Пленума

Высшего Арбитражного Суда РФ из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ сроком на три года;

5) решать вопрос о введении судей Высшего Арбитражного Суда РФ в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, используя при этом механизм ротации судей;

6) утверждать по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ членов (персональный состав) судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей, входящих в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

7) решать вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел;

8) утверждать изменения в персональный состав судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 2.1.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. № 7 «Об утверждении регламента арбитражных судов»);

9) утверждать в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

10) решать вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, определять место их пребывания и назначать их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов;

11) утверждать по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;

12) утверждать по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

13) утверждать по представлению председателя арбитражного апелляционного суда судей арбитражного апелляционного суда, входящих в состав президиума арбитражного апелляционного суда;

14) утверждать по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ регламент арбитражных судов;

15) принимать по вопросам своего ведения постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации;

16) решать другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации в соответствии с Феде-

ральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Он же председательствует на Пленуме, в его отсутствие председательствует первый заместитель Председателя, а в отсутствие первого заместителя — один из заместителей Председателя.

По вопросам, вынесенным на рассмотрение Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ представляются материалы в виде:

— проекта закона или иного нормативного правового акта, вносимого в порядке законодательной инициативы;

— проекта постановления по вопросам судебной практики;

— проекта постановления по другим вопросам деятельности арбитражных судов, входящим в компетенцию Пленума.

По поручению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ

к подготовке материалов могут привлекаться члены Научноконсультативного совета при Высшем Арбитражном Суде РФ, специалисты и научные работники учреждений и организаций по согласованию с их руководителями.

Материалы на Пленуме Высшего Арбитражного Суда РФ докладывают Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и его заместители, а также председатели судебных составов, судьи, руководители структурных подразделений Высшего Арбитражного Суда РФ по поручению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Вопросы, вынесенные на рассмотрение Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, заслушиваются по его докладу или докладам уполномоченных им лиц. По обсуждаемым на Пленуме вопросам вправе высказать свое мнение участвующие в заседании Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ и другие приглашенные лица.

Обсуждение вопроса повестки заседания прекращается по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В обсуждении вопросов могут также участвовать заинтересованные лица, приглашенные на заседание Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Члены Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не вправе воздерживаться от голосования. Пленум по результатам обсуждения может образовать редакционную комиссию из числа членов Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ с целью доработки проекта постановления. Доработанный

Высший Арбитражный Суд РФ

1. Высший Арбитражный Суд РФ — это высшее звено системы арбитражных судов. Он состоит из Председателя, заместителей Председателя, председателей коллегий и членов суда, назначаемых Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Высшего Арбитражного Суда РФ:

• достижение 35-летнего возраста;
• высшее юридическое образование;
• стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;
• соответствие нравственным требованиям, предъявляемым к судьям Высшего Арбитражного Суда РФ.

Структура Высшего Арбитражного Суда РФ:

• Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;
• Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
• Президиум;
• Пленум.
Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, которым регулируются внутренняя деятельность арбитражных судов и взаимоотношения между ними.
2. Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ:

• рассмотрение по первой инстанции дел:
а) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
б) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
в) по экономическим спорам между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ;
— проверка в порядке надзора законности и обоснованности решений и постановлений всех арбитражных судов;
• пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам ранее рассмотренных и разрешенных Высшим Арбитражным Судом РФ дел;
обращение в соответствии со ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности федеральных законов и иных нормативных актов и международных договоров РФ;
• изучение, обобщение судебной практики и дача обязательных для всех арбитражных судов разъяснений по вопросам судебной практики;
• разработка предложений по совершенствованию судебной практики и выступление с законодательной инициативой;
• ведение судебной статистики;
• организация условий для организационного, кадрового и иного обеспечения деятельности арбитражных судов;
• иные полномочия.
3. В судебных коллегиях происходит рассмотрение дел по существу, а также изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и пр.
Персональный состав судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ определяется Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению его Председателя. Возглавляют коллегии председатели, которые являются заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
В судебных коллегиях образуются судебные составы, персональный состав которых определяется Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Возглавляют судебные составы председатели, которых утверждает Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ.
4. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ проверяет в порядке надзора законность и обоснованность решений и постановлений всех арбитражных судов (в т. ч. судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ) по протестам Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей (кроме протестов на решения судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ), Генерального прокурора РФ, его заместителей (кроме решений судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ). Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ состоит из Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей, председателей судебных составов, а по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ — и из рядовых членов суда.
Президиум правомочен принимать решения при присутствии па заседании большинства его членов. Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих.
5. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ состоит из его Председателя, заместителей Председателя, судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ:

• дача разъяснений судебной практики в форме постановлений пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, обязательных для всех арбитражных судов;
• выступление с законодательной инициативой;
• решение вопросов об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов и иных нормативных актов;
• утверждение членов судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей судебных составов;
• назначение секретаря Пленума по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
• утверждение постоянного местопребывания федеральных арбитражных судов округов;
• утверждение персонального состава президиумов нижестоящих арбитражных судов (кроме председателей соответствующих судов и их заместителей);
• утверждение регламента арбитражных судов;
• иные полномочия.

Заседания Пленума созываются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ не реже двух раз в год. Пленум правомочен принимать решения при присутствии 2/3 его членов. Решения принимаются в форме постановлений Пленума открытым голосованием большинством голосов присутствующих и подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ и секретарем Пленума.

6. Полномочия Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ:

• руководство работой Высшего Арбитражного Суда РФ и организация работы системы арбитражных судов;
• принесение надзорных протестов;
• участие в рассмотрении дел;
• приостановление исполнения решения до окончания рассмотрения дела в порядке надзора;
• созыв заседаний Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, председательствование на них и внесение конкретных вопросов на их рассмотрение;
• распределение обязанностей между своими заместителями и обшее руководство аппаратом суда;
• формирование судебных составов и внесение представлений по вопросам персонального состава судебных коллегий и председателей судебных составов;
• представление Высшего Арбитражного Суда РФ в отношениях с государственными и негосударственными органами и организациями;
• иные полномочия.

По вопросам своего ведения Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения.
В случае временного отсутствия Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ его обязанности выполняет первый заместитель Председателя, а при его отсутствии — другие заместители, которые, кроме того, организуют работу судебных коллегий и иных структурных подразделений Высшего Арбитражного Суда РФ, участвуют в рассмотрении конкретных дел, выполняют поручения Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

7. При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов — совещательный орган по вопросам организационного, кадрового, финансового и прочего обеспечения деятельности арбитражных судов.
При Высшем Арбитражном Суде РФ создан Научно-консультационный совет из научных и практических работников для дачи консультаций по отдельным правовым вопросам, обеспечения связи деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ с наукой и практикой.
Непосредственное организационное обеспечение деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляет его аппарат в составе заведующего канцелярией, консультантов, секретарей суда и судебных заседаний, рядовых работников аппарата.
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, обзоры судебной практики, практики судебных коллегий и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ публикуются в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ».

Смотрите так же:  Родовая пара адвокат

Полномочия арбитражных судебных субъектов РФ

Главная > Реферат >Государство и право

Глава 1. Арбитражные суды, их функции и задачи судопроизводства

1.1. Понятие, задачи и функции арбитражного суда ……….…5

1.2. История становления арбитражных судов в России ….… …7

1.3. Система и структура арбитражных судов РФ …………… .12

Глава 2. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации и их полномочия …………………………………………………………………….17

2.1. Развитие системы арбитражных судов в субъектах РФ …..17

2.2. Порядок образования и деятельности арбитражных судов субъектов РФ ………………………………………………………………….19

2.3. Полномочия арбитражных судов субъектов Российской Федерации…………………………………………………………… …………21

Список использованных источников и литературы ………………….28

Произошедшие в России изменения социально-политического и экономического характера, отказ от административно-плановых методов управления экономическими процессами, конституционное закрепление принципа равенства и самостоятельности судебной, законодательной и исполнительной ветвей власти, а также прав каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельности обусловили формирование арбитражных судов в качестве специализированных судебных органов. Поэтому необходимость в изучении становления и развития института арбитражного суда в России сегодня оправдана и закономерна.

Отметим труды ученых — правоведов, исследовавших те или иные аспекты становления и развития системы арбитражных комиссий и государственного арбитража: Т.Е. Абовой, М.М. Агаркова, А.В. Бенедиктова, Е.В. Виноградова, В.Н. Гапеева, М.И. Гурвича, А.А. Добровольского, М.И. Ельевича, В.П. Ефимочкина, Р.Ф. Каллистратовой, А.Ф. Клеймана, Н.И. Клейна, П.В. Логинова, В.Н. Можейко, А.Я. Максимовича, Е.А. Мальцева, И.Г. Побирченко, О.Н. Садикова, B.C. Тадевосяна, М.С. Фальковича, Д.А. Фурсова, З.И. Шкундина, К.С. Юдельсона. Необходимо отметить, что большинство этих исследований были посвящены вопросам процессуального характера и проблемам совершенствования организации и деятельности государственного арбитража.

Арбитражный суд — единственный в Российской федерации орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с Арбиражным процессуальным кодексом экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Длительное время арбитражные суды рассматривались в качестве специализированных в рамках системы органов гражданской юрисдикции. После прошедшей реформы арбитражного процесса, принятия в 2002 г. нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту — АПК РФ) и существенного расширения подведомственности можно вполне определенно сказать о том, что арбитражные суды являются судами общей компетенции по экономическим спорам.

Объектом исследования являются законодательные основы и принципы построения и деятельности арбитражных судов Российской Федерации..

Предметом исследования являются полномочия арбитражных судов субъектов РФ.

Целью работы заключается в том, чтобы на основе анализа нормативно-правовых документов изучить полномочия арбитражных судов субъектов РФ.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

— рассмотреть понятие, задачи и функции арбитражного суда;

— изучить историю становления и развития арбитражных судов в России;

— познакомиться с системой и структурой арбитражных судов РФ;

— раскрыть вопрос полномочий арбитражных судов субъектов Российской Федерации;

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

В процессе подготовки работы были использованы нормативно -правовые источники, учебная литература, материалы периодической печати, Интернет-ресурсы.

Глава 1. Арбитражные суды, их функции и задачи судопроизводства

1.1. Понятие, задачи и функции арбитражного суда

Понятие арбитражного суда сравнительно ново и подразумевает под собой специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями, а также по рассмотрению исков предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы.

По утверждению В.В.Яркова [1, с. 23], термин «арбитраж» исходит от латинского «arbiter» и означает посредника, судью по примирительному или третейскому разрешению споров, а в переводе с французского «арбитраж» (arbitrage)- понимается как третейский суд, в котором спор разрешает судья — посредник, назначаемый по соглашению сторон.

Некоторые исследователи цивильного права арбитраж определяют как способ разрешения споров без обращения к обычным правовым средствам. Смысл наименования подчеркивает принципы функционирования системы рассмотрения и разрешения экономических споров и демонстрирует переход от административных методов управления хозяйством к равноправию хозяйствующих субъектов в новых экономических условиях.

Система арбитражных судов Российской Федерации имеет свое своеобразие. Правосудие по экономическим спорам могут осуществлять только суды, указанные в Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в РФ» [3]: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральный арбитражный суд округа, арбитражные суды республик в составе РФ, арбитражные суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Суды арбитражного суда назначаются в порядке, установленном ст.125 Конституции России [1] и вышеназванным Федеральным законом. Только назначенные в установленном законом порядке судьи арбитражного суда могут от имени государства вынести решение по конкретному экономическому спору.

Рассмотрение и разрешение экономических споров и иных дел, отнесенных федеральным законом к ведению арбитражного суда, является исключительной компетенцией этого суда.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем рассмотрения и разрешения дел, отнесенных законом к их компетенции, и строго в порядке, установленном специально для них федеральными законами. Этот порядок разработан с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов и не может использоваться никакими другими органами.

Экономические споры, отнесенные законом к ведению арбитражных судов, могут рассматривать и третейские суди. Однако осуществляемая ими деятельность по защите прав организаций не является правосудием и они, рассматривая споры, не вправе использовать арбитражную процессуальную форму.

М.К.Треушников [9, с. 43] отмечает, что задачи, стоящие перед арбитражными судами, можно разделить на две группы:

а) свойственные всем арбитражным судам;

б) возложенные только на Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Общими задачами всех арбитражных судов являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.

Кроме общих, на Высший Арбитражный Суд РФ возложены задачи: изучать и обобщать практику применения законодательства арбитражными судами, подготавливать и осуществлять предложения по ее совершенствованию и унификации, на основе изучения и с учетом предложений арбитражных судов разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.

Высший Арбитражный Суд РФ в лице его Пленума имеет задачу давать арбитражным судам разъяснения по вопросам применения законодательства.

Как отмечает Т.А.Григорьева [10, с. 34], для решения задач арбитражные суды выполняют органично связанные между собой функции:

а) разрешают возникающие в процессе предпринимательской деятельности споры;

б) предупреждают нарушения законодательства;

в) ведут статистический учет и осуществляют анализ статистических данных о своей деятельности;

г) осуществляют международные связи в установленном порядке.

По вопросах внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает Регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации [п.3 ст.10 Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 12.04.95 г]..

1.2. История становления арбитражных судов в России

По утверждению Е.С.Андреевой [7, с. 39], прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривающие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений, судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Возникающие же разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными учреждениями и организациями. С этой целью в 1922 г. в Российской Федерации были созданы Арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались высшей Арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и Арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях(ЭКО СО), а затем Арбитражными комиссиями при Совнаркомах автономных социалистических республик, Арбитражными комиссиями областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформлением хозяйственных связей на договорной основе.

Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающим укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

По Андреевой Е.С. [7, с. 42] , с момента образования, арбитраж существовал в двух видах — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчиненные одному ведомству и комитету и т.д.).

В течение шестидесятилетней истории существования государственного арбитража (с мая 1931 — по октябрь 1991 г.) государством неоднократно принимались попытки модернизации его устройства и деятельности, приспособление к изменяющимся экономическим условиям, повышение его роли в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые и новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР.